РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Ильинский П.В. О реставрации Золотых Ворот в г. г. Владимире. В кн.: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн. 10, 1908. Все права сохранены.
П.В. Ильинский
О реставрации Золотых Ворот в г. г. Владимире
Золотыя ворота в г. Владимире, как памятник древности и единственный образец гражданской архитектуры XII века, доныне привлекает внимание знатоков и любителей отечественной старины. Существующая обширная литература об этом памятнике свидетельствует об его исторической и архитектурной ценности. Многия столетия протекли мимо этого памятника, многих и разнообразных, включительно до кровавых событий, был он безмолвным свидетелем; и сам этот белокаменный памятник, за многовековый период своего существования, потерпел и разрушения и изменения. Одни только голыя стены, с перекинутой на них аркой, достались нашему времени от величественно-стройнаго и грознаго для врагов памятника, от времен великаго княжества Владимирскаго.
Золотыя ворота построены вел. князем Андреем Георгиевичем Боголюбовским в то время, когда он, сделавши Владимир столицею своего княжества, прилагал все усилия к тому, чтобы украсить его постройками и укрепить на случай нападения врага. Золотыя ворота заложены, или стро-
- 2 -
ились одновременно с Успенским Собором в 1158 году и строились около шести лет, — в 1164 году уже освящена была церковь над ними. Нужно полагать, что материал для постройки ворот употреблен был тот же, какой шел на строившийся собор, и, по всей вероятности, мастера были те же, каких привел Бог благоверному князю из всех земель для постройки собора. По выкладке Золотых ворот, с церковию на них, в плотную к ним, с северной и южной стороны, присыпаны были земляные валы, с устройством на них деревянной изгороди, из бревен, заостренных сверху. На верху ворот самую площадку занимала церковь, вокруг которой образовалась довольно просторная открытая галлерея. Под аркой ворот, на деревянных балках положен был деревянный накатник — помост. Под помостом, при окончании его с западной стороны, выведена небольшая белокаменная арка, к которой притворялись тяжелыя железныя вереи, обитыя, подобно древним крестам и средней главе на Успенском соборе, дорогою аравийскою медью, вызолоченною парным золотом, от чего и ворота получили наименование Золотых.
70 слишком лет, без всяких повреждений, стоял этот памятник, украшая северную столицу. Первым врагом, коснувшимся до Золотых ворот стольнаго города, был Батый с своей татарской ордой. В 1237 году, татары подступив к Владимиру, „почаша наряжати лесы, и порокы ставиша до вечера, а на ночь огородиша тыном около всего города". И взяша град до обеда от Золотых ворот у св. Спаса1). Выражение лето-
1) Пушкинская летопись.
- 3 -
писца: „взяша град
от Золотых ворот" заставляет думать, что татары взошли в город у Золотых
ворот при помощи пороков — стенобитных машин, коими могли нанести воротам
значительныя повреждения. Кроме того, татары разорив город и выжегши
величественный Успенский собор, конечно, не пощадили и златовратскую церковь,
оставив одни голыя стены церкви и ворот. Что самое здание Золотых ворот в это
время осталось цело, видно из того, что чрез 12 лет после сего, в 1249 году
чрез Золотыя ворота пронесены были умершие владимирские князья Константин и
Василий Всеволодовичи, а в
Возобновленная после нашествия Батыя церковь на Золотых воротах в 1412 году, при нашествии на г. Владимир Талыча, снова подверглась разорению, а быть может и повреждению. В это время г. Владимир был татарами разграблен, а церкви все выжжены. Хотя с перенесением столицы из Владимира в Москву и не представлялось особенной надобности поддерживать ветшающия от времени и разорений Золотыя ворота, но, несмотря на это, ворота эти и другия городския укрепления настолько еще были грозны врагам, что в 1609 году один из приверженцев перваго самозванца, Плещеев, осаждая Владимир, просил польскаго воеводу Сапегу прислать ему «народу, пушек и зелья», объясняя при этом, что „город Владимир крепкий и осыпи высоки, пушек и зелья надобно много, без чего город взять нельзя"1). Нужно полагать, и Владимирцы отбивались от этого врага ни чем другим, как тем же «огненным
1) См. Труды Вл. Уч. Арх. Ком., книга II, стр. 43.
- 4 -
боем". Пушечная бомбардировка города была роковою для Золотых ворот. Ядра, посылаемыя пушками неприятеля, разрушили весь верх ворот. 80 слишком лет после сего Золотыя ворота были почти в развалннах, только в 1694 году церковь на воротах сложена была и, притом, из кирпича на прежнем своем фундаменте. а в следующем 1695 году была освящена. В это же время и верх ворот, почти с самаго свода арки, выложен тоже из кирпича, с квадратными окнами на всех четырех сторонах, а над галлереей вокруг церкви устроена крыша. Далее, в конце XVIII столетия Золотыя ворота потерпели еще большия перемены. В этом столетии, с расширением города, в западной его части, проезд чрез Золотыя ворота оказался тесным, неудобным и вредным для прочности обветшавших ворот, о чем доносило кому следует местное начальство. В видах всего этого, присыпанные к воротам земляные валы пришлось срыть и устроить свободные проезды с северной и южной стороны ворот. С отрытием валов, как лучших упоров для ветхаго здания, Золотыя ворота в непродолжительном времени после сего дали опасныя для здания трещины, что грозило полным разрушением единственнаго в России такого здания. Поэтому Золотыя ворота, по повелению Императрицы Екатерины II. скреплены были железными связями и пристроены по углам ворот четыре кирпичныя, готическия с фальшивыми амбразурами башни, с пристройками между них. С возведением означенных построек древний вход на верх Золотых ворот, устроенный в южной стене их, как вход узкий и темный, в верхней части своей был засыпан
Золотыя ворота в городе Владимире (XII в.)
- 5 -
мусором и облицован белым камнем, ход же на верх ворот и в церковь устроен в южной пристройке. Таким образом Золотыя ворота, после столь частых и, при том, капитальных переделок, окончательно потеряли первоначальный свой вид и не могли не потерять тех особенностей в постройке, какия нужны были в то время для защиты от врагов новой северной столицы. Равным образом и златовратский храм по тем же причинам в настоящее время не имеет уже того стиля, какой давался храмам в XII столетии.
В первой половине XIX века, когда со стороны знатоков и любителей отечественных древностей обращено было особенное внимание на Владимирския древности, устно и печатно настойчиво тогда стали твердить о реставрации Владимирских древних памятников: Успенскаго и Дмитриевскаго соборов и о Золотых воротах. Со второй половины этого столетия начали хлопотать прежде всего о реставрации Золотых ворот. Инициаторами этого дела были корифеи в области Владимирской старины К. Н. Тихонравов и Н. А. Артлебен. Оба они подали мысль о реставрации Золотых ворот бывшему в то время настоятелю златовратской церкви, священнику С. Я. Никольскому. С энергией, достойной любителя отечественных древностей, отец Никольский принялся за осуществление поданной ему мысли. Прежде всего он с замечательной настойчивостию стал изучать литературу о Золотых воротах, а потом и самыя ворота. В 1870 году о. Никольский с разрешения начальника губернии, при непосредственном указании и наблюденин архитектора Артлебена, приступил к очистке заложеннаго древняго входа на верх Зо-
- 6 -
лотых ворот. Собственно ход этот существовал, или точнее не был засыпан мусором снизу от входной двери с восточной стороны, до двери, ведущей на бывший помост под аркой ворот; далее, к верху, была стенка из белаго камня. Стенка эта многих вводила в заблуждение, думали, что внутренний ход этот кончался указанной стенкой, и вел только на площадку-помост, а на самый верх ворот существовал какой либо другой ход. О. Никольский попытался разобрать эту стенку и когда была разобрана часть ея, то оказалось, что за ней насыпан был мусор и щебень, залитый легким известковым раствором. По очистке мусора оказавшияся белокаменныя ступени привели на небольшую площадку, при повороте с которой направо ступеньки привели к пяте западной двери церкви. Таким образом попытка найти древний вход на верх ворот удалась без особеннаго труда. Стены древняго входа на всем протяжении оказались облицованными белым камнем, за исключением небольшого места, близ югозападнаго угла верхней площадки, которое выложено из кирпича. Как стены всего входа, так и свод над ним, не исключая и ступеней, сделаны из того же белаго камня, из котораго сложены самыя ворота, что приводит к заключению, что вход этот есть тот самый древний вход, по которому державный строитель Золотых ворот, вел. кн. Андрей Георгиевич и последующие за ним князья, бояре и Владимирские обыватели входили на верх ворот.
С открытием древняго входа на верх ворот о. Никольским обращено было внимание затем на то: на чем же держался тот помост, на который ведет в южной стене, под аркой ворот, небольшая дверь? Для разрешения этого вопроса приступлено было к изследованию стен внутри арки, причем оказались на обеих стенах квадратныя гнезда для балок, на которых, по всей вероятности, положена была деревянная слань. Кроме сего, при изследовании внутренних стен ворот найдены были железныя скобы, в которыя входили верхние стержени железных полотнищ и гнезда, в которыя влагались концы запора. Наконец при раскопке земли близ стен ворот было найдено что ворота ушли в землю, или засыпаны ею около одного аршина.
О всех таковых изследованиях этого древняго памятника доложено было в 1873 году начальнику губернии, генерал-лейтенанту Струкову, при чем испрашивалось у него ходатайство пред Министром Внутренних Дел о реставрации не только древняго входа, но и всего здания Золотых ворот. Владимирский губернатор признал всю важность в археологическом отношении реставрации Золотых ворот, до приведения их в тот вид, в котором оне были в XII веке, и в сообщении Товарищу Министра Внутренних Дел о сделанных священником Никольским открытиях между прочим писал, „что полной реставрации Золотых ворот в настоящее время сделать невозможно, так как примыкавшие к ним по обе стороны земляные валы срыты, лет сто тому назад, и вместо контрфорсов сделаны к воротам пристройки; поэтому ныне следует ограничиться только возобновлением древней лестницы, современной постройке ворот в XII веке. Кроме того желательно было бы, писал губернатор, согласно древнему
- 8 -
обычаю, росписать стены и свод внутри проезда Золотых ворот и окрасить их наружность, выделив их от пристроек. Образцом для росписания могут служить Спасския ворота в Москве. Работа эта должна быть сделана масляной живописью (по затруднительности сделать фрески)».
Такая реставрация, изложенная в сообщении Товарищу Министра Внутренних Дел, по смете, сделанной, по поручению начальника губернии, архитектором Н. А. Артлебеном исчислена была в 1796 руб. 87 коп., а именно: окраска ворот с росписанием их живописью исчислена в 1200 руб. и возобновление входа на ворота в 596 р. 87 к. Что же касается реставрации церкви на вратах, то начальник губернии находил только лишь „возможное изменение наружнаго вида ея и позолоту на ней главы по медным листам, с крестом и устройством новых стропил", что по смете архитектора будет стоить не более 3500 руб. Таким образом всей суммы потребуется на предполагаемую губернатором реставрацию Золотых ворот до 5296 руб. 87 коп.
Так как Золотыя ворота есть здание гражданскаго зодчества, то и реставрация их, по мнению губернатора Струкова, должна быть произведена на средства города Владимира. Но в случае недостатка этих средств у города, начальник губернии принимал на себя ходатайство об открытии подписки для доброхотных пожертвований на сей предмет. На тот же случай, если ходатайство это не будет уважено, то решено ограничиться реставрацией одного лишь древняго входа на ворота, и исчисленная сумма на сей предмет должна быть отнесена на средства города. По поводу ходатайства Владимирскаго губернатора о реставрации Золотых ворот и о сборе на сей предмет пожертвований, Министр Внутренних Дел, отношением от 1 апреля 1873 года, просил отзыва по сему делу у Прокурора Св. Синода; сей же последний отношением от 19 апреля того же года просил Владимирскаго архиепископа Антония по сему делу дать свое заключение.
Хорошо знакомый с делом реставрации Золотых ворот и не разделяя взглядов на это дело начальника губернии, Владимирский Архиепископ в мае месяце этого же года писал Обер-Прокурору следующее. — „Золотыя ворота во Владимире в настоящее время не могут быть точно реставрированы в древнем их виде, так как прилегавшие к ним с двух сторон земляные валы отрыты, низ ворот, для прикрытия контрфорсов, обставлен со всех сторон довольно значительными каменными пристройками в новом вкусе, которыя отнять теперь опасно для здания; изменен, надо полагать, и верх ворот, да к тому же не сохранилось от древности ни рисунка их, ни подробнаго описания; возможное же возстановление их древняго вида, не исключая и росписания, основывалось бы в значительной степени только на предположениях какого либо знатока русской археологии. Открытый древний ход можно и теперь видеть — снизу — в дверь в одной из пристроек, а сверху — в люки, сделанные в полу на паперти, так как ход, по возможности, очищен от мусора; устроенная же по нему лестница в церковь повела бы к уничтожению части существуюшей теперь довольно приличной лестницы и не была бы ея удобнее. Вследствие сего, не отрицая всей важ-
- 10 -
ности просвещеннаго внимания к указанной отечественной древности, а с другой стороны не усматривая полной возможности для ея возстановления и настоятельных к тому побуждений, я полагал бы, писал в заключении Владимирский Владыко, особенно нужным поновление главки и отчасти открытие древняго хода, а равно и росписание и окраску ворот, произвести на городскую сумму, сколько таковой окажется возможным отпустить, или на пожертвования одного какого либо состоятельнаго лица, приглашеннаго к тому губернским начальством, не прибегая к общей по городу подписке, тем более, что для г. Владимира настоит большая и важнейшая нужда в реставрации Кафедральнаго собора, построеннаго так же вел. кн. св. Андреем Боголюбовским".
Таким образом вопрос о реставрации Золотых ворот, до приведения их в первоначальный вид, был отклонен на неопределенное время; удалось только, и то на частныя средства, возстановить в то время в первоначалыюм виде древний вход на ворота.
Поднятый в 1870—73 годах вопрос о полной реставрации Золотых ворот и отклоненный тогда духовным начальством частию потому, что не сохранилось ни рисунков, ни описаний первоначальнаго их вида, в настоящее время снова подымается. Инициатива в этом деле главным образом принадлежит Владимирской Ученой Архивной Коммиссии, которая в сферу своей деятельности включила заботу об изучении местных древностей и о сохранении их.
В отзыве Владимирскаго Архиепископа отклонение реставрации Золотых ворот мотивировалось
- 11 -
между прочим тем, что не сохранилось ни рисунков, ни описаний древняго вида ворот. Не вступая в полемику с доводами Владыки относительно невозможности полной реставрации Золотых ворот, смею однакож сказать, что неимение рисунков и описаний древних ворот во Владимире не есть еще неодолимое препятствие для реставрации их. В настоящее время многия древния здания и фрески, почти потерявшия свой первоначальный вид, возстановляются и возпроизводятся не по одним рисункам и описаниям, но по стилю построек и живописи, господствовавшему в том или другом веке. В данном, напр., случае церковь на Золотых воротах построена в XII веке, следовательно реставрировать ее возможно по сохранившимся до нас памятникам церковнаго зодчества указаннаго века, каковы Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире Более затруднительна реставрация верха самих ворот, который снесен в отдаленныя от нас времена. Затруднение собственно возникает потому, что памятников этого рода построек от XII века нигде не сохранилось. Поэтому, для возстановления верха ворот придется прибегнуть к догадкам, имеющим достаточное основание. Частию на основании исторических данных и частию личных предположений можно до некоторой степени возстановить точный вид древних Золотых ворот.
В
летописях о взятии г. Владимира в
- 12 -
это время к воротам и спрашивали: где Великий Князь? Владимирцы вместо ответа пустили в татар множество стрел. В этом кратком разсказе летописцев для нас важна в данном случае следуюшая фраза: „владимирцы пустили в татар множество стрел». Спрашивается: откуда владимирцы пустили в татар множество стрел? Быть может с помоста под аркой ворот? но сравнительно узкий помост ушел внутрь ворот почти на три сажени, поэтому осажденные могли пустить стрелы в одном лишь прямом направлении, потому что стены арки и углы этих стен непозволяли пускать стрелы всторону, татары же, во всяком случае, не могли стать против арки, т. ск. под стрелами осажденных владимирцев, во всяком случае уклонились всторону, следовательно стрелы, пущенныя осажденными с помоста арки ворот должны были лететь в пустое пространство, что недопустимо. Таким обр., с какого же места в самом деле владимирцы пускали стрелы в подошедшаго к Золотым воротам неприятеля?
В настоящее время вокруг Златовратской церкви сушествует довольно широкая крытая, с окнами, галлерея; а так как настоящая церковь построена на фундаменте прежней, XII века церкви, то, следовательно, галлерея эта существовала вокруг церкви в означенном XII веке и неиначе как с нее, в устроенныя амбразуры владимирцы могли без опасности для себя пускать стрелы в подъехавших к воротам татар, и притом в любом направленин. Обстраивая свою новую столицу, великий кн. Андрей Георгиевич Боголюбовский заботился не о том только, чтобы украсить ее зданиями лучшей архитектуры, но и о том, чтобы
Проект реставрации Золотых ворот
- 13 -
защитить город от врага, для этого по местам он поставил такия твердыни, которыя были бы недоступны врагу и с которых бы при меньшей опасности осажденным нанесен был возможно больший урон осаждающим. Таковыми твердынями были зубчатыя башни или ворота.
Таковыя соображения, при помощи указанных выше исторических данных, навели меня на мысль начертить вид Золотых ворот, в особенности верха их, в виде зубчатой, четырехсторонней башни, с церковью византийскаго стиля. При этом я не беру на себя смелость утверждать, что выработанный мною чертеж Золотых ворот неоспоримо верен; но по примеру древних списателей разных повествований скажу: „а буде что не гораздо, то исправте".
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский