РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Иванова Д.А. Деревянная резьба в оформлении русского жилого дома. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.russia-hc.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Д.А. Иванова

Деревянная резьба в оформлении русского жилого дома

 

    Украшали своё жилище русские люди испокон веков, при этом не имело большого значения сословие и состоятельность. Безусловно, купеческие хоромы краше, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, в небо устремлёнными коньками (вспомним дом бедняка в Кижах) - принцип украшения был один. Художественный язык деревянной резьбы развивался самобытно и самостоятельно, достаточно независимо от смены стилей появляющихся в художественных центрах. Он существовал параллельно с классицизмом, модерном и другими "большими" стилями, непринужденно и чутко откликаясь на изменения форм городского декора.

    Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

    Сегодняшний день, с его типизированным, штампованным строительством жилых домов уносит нас все дальше и дальше от рукотворной культуры русских мастеров, обрекая её на забвение. Что же утратила современная архитектура? Утратила красоту и гармонию, утратила украшение, т.е. потеряла художественно-духовный облик прежней культуры строительства, воспринимавшейся в советское время как ''украшательство - антигосударственное деяние противное господствующему в нашем отечестве материалистическому миропониманию''.[1]

    Уже давно современная застройка не планируется как жизненная среда для человека, представление о совершенно ином отношении к организации пространства мы находим лишь в старой части города, сохранившей исторический облик дореволюционной архитектуры. Утверждение о двухмерном членении всей культуры - на материальную и духовную появилось, когда к материальной культуре, к сожалению, была отнесена вся область архитектуры. Ведь, безусловно, любая постройка, любой её декор имеют три составляющих: материальную, художественную и духовную. Тому яркий пример храмовая архитектура, своим высоким духовно-художественным обликом поборовшая материалистические тенденции. Строительные формы, получая смысловую символическую функцию наполняют архитектуру духовным содержанием и делают её художественным образом.

    Эти же тенденции были органичны и для гражданской архитектуры - дом для православного человека испокон веков считался малой церковью, и жизнь вся была связана с богослужением церковным и домашним. Дома вычитывались не только утренние молитвы, но и нередко заутреня или вся утренняя служба. То есть, общий духовный настрой был молитвенным - прославляющим Бога. И мастер, изображая в резьбе цветы, птиц, геометрический орнамент помнил о Создателе всего живого и прекрасного, перенося свой духовный настрой в рисунок. Отсюда вытекает неразрывная связь образного наполнения орнамента и православного мироощущения. Ведь отличительная черта русских мастеров - пропускать создаваемое через душу и не изображать ничего формально. Поэтому, после принятия христианства чудным образом переплелись художественные элементы языческой Руси с новым живым христианским восприятием мира. И тогда уже был создан самобытный, неповторимый, образный язык Святой Руси, склонной к символическим изображениям и узорочью. Отсюда ясно видна вся несостоятельность утверждений о языческом смысле символических изображений в деревянной резьбе русского дома. Настоящее исследование резного оформления деревянных домов города призвано показать его теснейшую связь с внутренней духовной жизнью русского православного человека, на примере древнерусского города Можайска.

Деревянная резьба Можайска.

      Рис.1а.Окно жилого
          дома, Можайск

 

    Исторический лик города частично сохранился в одноэтажной застройке середины 19 - начала 20 века в центре. Так, в образе русского дома много близкого с устройством русского храма. В каждом жилище пространство освящено красным углом. Не случайно мы встречаем сходные церковные и мирские названия: храм - хоромы, чертог - чердак 1. Конечно же, жилище православного человека - архитектура в миру, но и здесь уклад его архибыта устраивается по подобию Божию (рис.1а,б).

Рис.1 б. Окно колокольни Лужецкого
монастыря, декор XVII века.

Дом, бывший частью мироздания Единого Творца, имел богатейшую символику. Русский язык сохранил нам тот смысл, который вкладывали наши предки, создавая своё жилище: улица - у лица, дверь - доверие, наличники - на лице. Фронтон в древней Руси назывался чело,2 следовательно, края крыши, образующие треугольную форму с фасада - причелины. Смысл окна изначально отождествлялся с оком. Чистота ока в православном учении имеет большое значение, ибо глазами человек воспринимает свет Божий. В православной архитектуре окно - это вход Нетварного Света, поэтому всё оформление, которое прилагается к оконному проёму, несёт охраняющую функцию. И если существует связь в построении храма и дома, то, безусловно, имеет смысл провести аналогию между символикой декора наружного оформления храма и дома. Многое утрачено, влияние светской культуры вытеснило прежний смысл, но основа дома - созданного по подобию Дома Божия - та же.

    На примере города Можайска мы видим один подход, как к созданию деревенского дома, городской усадьбы, так и к организации улиц. Архитектурная застройка центра создавала целостный ансамбль.

Рис. 2а. Церковь Иоакима и Анны,
построена в XVII-XIX вв.
на месте древнего монастырского собора XV в

.

К концу 19 века на высоких точках сохранились немногие храмы древнего молитвенного города - церкви Никольской горы, Иоакиманская, Ильинская и Вознесенская, Лужецкий монастырь. Их архитектура оказывала непосредственное влияние на формирование декора городского дома.(рис.2)

Рис. 2 б.Лужецкий монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Необходимо остановиться на смысловом содержании декоративного оформления дома. В исследовательской (искусствоведческой) литературе почти не уделяется внимания христианским мотивам в народном искусстве. Так, в частности, функция орнаментов можайских наличников есть функция охраняющая, в геометрическом рисунке отображающая Ангельские Силы''. Ромбы, ромбы с крестами или растительными розетками, полусферы и равноконечные кресты это символические знаки изображения Серафимов, Херувимов, Ангелов, Апостолов.'' [2].

      Рисунок 3.

В христианской изобразительной системе геометрические символы соответствуют отвлечённым понятиям, точнее Божественным [3]. Треугольник - символ Святой Троицы, квадрат - твёрдость веры, круг - символ вечности или в ином значении изображение Небесных Сил. Звериная символика характеризует свойства нематериального мира, например, изображение коня свидетельствует о движении к Высшему Идеалу [4]. В орнаменте можайских домов намвстречается изображение рыбы - древний символ Спасителя (дом 30 по ул. Клементьевской, рис.3), птиц - символа праведных душ (рис.4).Орнамент растительный символизирует рост - древо, не только материальное, но и духовное движение (рис. 5).

 

Рисунок 4

Рисунок 5

Имеет свое значение и числовая закономерность. Самое частое соединение элементов и повторение их соответствует числу три. Особая тема в декоре можайских домов - это древнерусская форма бочек, напоминающих купола (привилегия аристократических родов), она украшала чаще всего крылечко, вершину чела, слуховое окошко, наличники. Форма эта имеет корни в декоре 16 века и несёт в себе образ свечи - моления Богу (рис. 6, 7).

Рисунок 6

Рисунок 7


Древнейший и красивейший элемент храмового декора - трилистник или крин - символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы (рис. 5). Один из самых распространенных элементов, которые мы наблюдаем в орнаменте, это солярные знаки, изображаемые в виде солнца - Троицы во единстве, розетки с расходящимися лучами - истечение Святаго Духа и Креста - символа Христа, защищающего от врага.(рис. 8)

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Дома Можайска имеют разнообразные и неповторяющиеся формы наличников но, несмотря на это можно выделить несколько основных групп, близких по своему архитектоническому построению. Такая систематизация даёт возможность увидеть сложившуюся манеру резьбы местной ''школы'', особый художественный язык, отличающий лицо Можайска. В основу схемы положены архитектонические, конструктивные особенности, в первую очередь форма верхней надоконной доски.

    Таким образом, к первой группе можно отнести наличники с прямоугольной верхней частью (рис.9). Обычно такой наличник имеет чуть выступающий карниз самой верхней части, украшенный тонкой пропиловкой. Боковые стороны выделены более скромно, а на нижней оконной доске акцентируются обычно конструктивные выходы боковых сторон и центра. Такое распределение орнамента наиболее типично для наличников города Можайска.

Вторая группа - такой же прямой верх вынесен активно вперёд, создавая пространственную глубину (рис.4).

Третья группа - прямолинейность нарушается, образуя треугольную форму в центре, что напоминает элемент классического декора (рис.10).

Четвёртая группа объединяется полусферической линией и напоминает элемент верха окна храма (рис.11).

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Пятая группа - наличник как бы завершен треугольником (рис.12).

Рисунок 12.

Рисунок 13а

.

Шестая группа отличается ярко выраженным трёхчастным членением верха (рис.13а,б,в), в которой встречаются типы стремящиеся к усилению по массе единого центра, либо наоборот, распадаются на пять членений приблизительно уравновешенных по массе.

Рисунок 13 б.

Рисунок 13 в.

Элементы наличников могут быть выполнены очень просто тёсанной доской или дополнены тонким резным кружевом. Немногословная резьба, расположенная по линии основных конструктивных членений дома, выявляет ясное тектоническое построение русского деревянного жилого дума. Резным орнаментом украшены: наличник слухового окна, угол на стыке причелин, фриз, заимствованный из классической архитектуры, резные подзоры, опоясывающие весь дом, наличники.

    По способу изготовления наличники Можайска делятся на пропиленные и накладные. Последние, более раннего времени, соответственно сохранились хуже и в меньшем количестве. Внешне накладные наличники повторяют принцип древней долблёной резьбы, но они уже не выдалбливаются в целой доске долотом и резцом, а тешатся топором или выпиливаются и наклеиваются или же прибиваются к основе. Вероятно, глухая резьба была очень близка по своей природе русскому мастеру и он уже в другой технике всё же стремится к эффекту древней долблёной резьбы. Преобладающим мотивом накладной резьбы служит геометрический элемент с прямоугольными или полукруглыми очертаниями.

Постепенно появляются приёмы сквозной прорези - пропиловки. Эту технику развили художники Гартман и Ропет, но она очень легко приживается на русской почве, принимая национальный индивидуальный характер. Пропиловка получила наибольшее распространение к концу 19 века, доступная и лёгкая по своему исполнению.

    Орнамент растительный и геометрический придаёт особую ажурность фасаду.

В постройках Можайска 19 века применялись одновремено глухая и сквозная резьба, но господствующее положение занимает сквозная. В Можайске существует один из немногих примеров образа старого дома, когда бревна не обшивались тесом, и на округлой поверхности которых выделялась прямая плоскость наличника, пилястр и карниза (дом 28 по ул. Коммунистическая).

    Художественный язык мастеров эклектичен. В одной форме мы видим проявление элементов, заимствованных из классицизма, зарождающегося стиля ''модерн'', и может быть, русско-византийского стиля. Искусство конца 19 века отображает возросший интерес русских людей к своему наследию. Художники стремятся создать новую форму на основе древнерусского изобразительного языка. Но, может быть, в орнаментике наличников мы видим не влияние русско-византийского стиля, а свой генетически коренной рисунок. Во многих памятниках резьбы угадывается влияние классицизма, но, безусловно, чистого классического стиля в наличниках сохранилось немного. Это деревянный дом на углу Красноармейской и Фрунзе (ул. Фрунзе, 15)Он имеет планировку городской усадьбы и строгое классическое оформление, типичные пилястры и фриз, наличники в форме простой накладной рамы. Очень близок к классицизму наличник на доме 24 по улице 2-я Железнодорожная, его отличает расположение рустованных боков, строгость и лаконичность. Стиль ''модерн'' прекрастно выражен в архитектуре каменного дома Хлебникова, исполненного, вероятно, столичным архитектором.

    Чёткие стилистические особенности растворяются в эклектичной фантазии можайских мастеров и, поэтому мы можем узнавать лишь элементы того или иного стиля.

Это строгие геометрические фигуры и характерные капельки классицизма, изображение лебёдушек, занавесок, травяных, волнистых элементов, присущих модерну. (дом 19 по ул. Хмельницкого, дом 4 по ул. Желябова) Составные декоративные элементы дома такие как: капители, пилястры, фриз, подзоры, наличники, резьба слухового окна сегодня очень часто отличаются по характеру исполнения, даже будучи включёнными в комплекс одного дома.

    Исходя из географического расположения городов, проходящей через Можайск Смоленской дороги, можно сделать вывод о взаимосвязи с художественными традициями Смоленской, Тверской, Тверской, Калужской земли. Но, характерные местные памятники или элементы вычленить достаточно трудно, без более глубокого исследования по историческому Можайску.

 

   1- чертог - возвышенное место в Московском Успенском соборе, где венчались наши цари;
    2- чело - именно этот термин будет употребляться и далее, т.к. он несёт в себе более древнюю смысловую нагрузку, чем фронтон.

 

Библиография

1.                  Вержбицкий Ж.М. Идеальное и материальное в системе исторического города. Храм в структуре городского организма // Программа ''Храм'' сборник материалов (окт.1992 - окт. 1993) Спб.1993.
2. Кудрявцев М.П. Москва Третий Рим. М. 1994.
3. Уваров А.С. Христианская символика. ч.1. Символика древнехристианского периода. М. 1908.
4. С. Есенин ''Ключи Марии'', М. 1983г.
 

2.                   

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский