РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Яхонт О.В. О мастерах древней скульптуры "Святой Георгий змееборец" (1464) с главной башни Московского Кремля. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
О.В. Яхонт
О мастерах древней скульптуры "Святой Георгий змееборец" (1464)
с главной башни Московского Кремля
Ермолинская летопись сообщает, что в 1464 г. "месяца июля 15, поставленъ бысть святыни великий мученикъ Георгии на воротех на Фроловьских, резанъ на камени, а нарядомъ Васильевымъ Дмитреева сына Ермолина". Этот текст, к счастью, связал сохранившуюся древнюю скульптуру с конкретным именем и датой. В то же время интерпретации летописного понятия "нарядомъ", а в перечне других работ Ермолина "предстательством", в дальнейшем породили весьма спорные понимания формы деятельности В.Д. Ермолина. В 1905 г. И.Е. Забелин утверждал, что "предстательство" - это "заведывание и попечение" и что В.Д. Ермолин отличался наибольшим опытом "в строительных делах, хотя и не был зодчим, архитектором и подрядчиком, а только предстателем, т.е. попечителем дела". Через десять лет Н.Н. Соболев без какой-либо научной аргументации превращает В.Д. Ермолина в "русского зодчего XV века" и автора скульптурных белокаменных икон св. Георгия и св. Дмитрия Солунского. К сожалению, данное определение Н.Н. Соболева но инерции через десятилетия повторяется в ряде работ А.И. Некрасова, М.В. Алпатова, Н.Н. Померанцева, Г.К. Вагнера.
Не избежал этого и автор данного доклада в первых публикациях по результатам начального этапа реставрации скульптурной иконы св. Георгия. Позднее, в процессе реконструкции первоначальной композиции и раскрытия авторской поверхности от поздних об мазок, дополнений и раскраски, оказалось необходимым пересмотреть традиционное определение автора скульптурной иконы. К такому выводу привели не только сложность композиционного решения белокаменной иконы, ограниченной кругом, но и выявленная система скульптурного исполнения и ряд приемов и методов, характерных для традиции итальянского скульптурного ремесла, а также слепы примененных авторами инструментов скарпелей, троянки (некоторые из них стали использоваться в Московии только через двадцать - тридцать лет, причем их широкое применение началось лишь с XVIII в.). Икона была выполнена, видимо, но византийскому рельефному образцу итальянским ваятелем из белокаменных блоков, заготовленных русскими камнесечцами. Данный вывод был нами изложен на отечественных и международных научных конференциях в начале 1990-х гг. и опубликован в виде доклада в материалах международной конференции 1994 г. в Венеции и в статье 1999 г. Наше заключение об участии в изготовлении скульптурной иконы иностранных (итальянских) ваятелей, вызвавшее вначале спор, позднее привело к рождению среди некоторых коллег весьма сомнительных предположений - так появились версии о причастности к данной иконе немецких мастеров. В связи с этим необходимо привести ряд исторических данных, в определенной мере подтверждающих наши реставрационные и технико-технологические заключения. Как известно, В.Д. Ермолин, происходивший из купцов-сурожан, знал несколько языков, много путешествовал, бывал в Суроже, Кафе, Тане - торговых факториях венецианцев и генуэзцев в Северном Причерноморье. В этих местах почитание св. Георгия имело широкое распространение: один из портов был назван в его честь, на некоторых башнях крепостей были рельефные изображения св. Георгия, одно из которых сохранялось в Судаке (бывшем Суроже) до XVIII в.
Хотя традиционно принято считать, что первым итальянским мастером, приглашенным в Московию в 1472 г., был Аристотель Фиораванти, ряд исторических свидетельств, которые мы считаем необходимым привести, это опровергает. В последние годы итальянскими учеными опубликованы документы, в которых сообщается, что в 1463 г. великий князь Московский Иван III назначил своим "главным монетчиком" итальянца Якоба, находившегося в переписке с герцогом Сфорца. Кроме того, известно, что в эти годы в Москве были выходцы из Виченцы - предприниматель Джан Баттиста Вольпе и его племянник Антонио Джилярди, обладавший познаниями в инженерном деле. Находившийся в 1466-1467 гг. в Москве венецианский посланник А. Канторини встретил среди итальянцев и своих земляков.
Двухвековое иго прервало многие ремесленные традиции в Древней Руси, и потому итальянские мастера, их сохранившие и умевшие выполнять самые различные работы - строительные, инженерные, фортификационные, способные отливать пушки, чеканить монеты, ваять в камне, писать картины, были желанными в Москве. Среди них присутствие венецианцев для нас важно не только потому, что в скульптурной иконе св. Георгия нами вы явлены ремесленные традиции обработки камня, характерные именно для региона Венеции, но и потому, что для венецианской культуры того периода характерны рельефные изображения св. Георгия на стенах и арках, а в храмах было принято устанавливать большие каменные статуи всадников, близкие по размерам исследуемой иконе (надгробие Коллеони в церкви св. Иоанна и Павла). Отличает венецианцев и то, что они знали византийские иконописные образцы, ценили их и сохраняли в своих храмах, в первую очередь в соборе св. Марка, были терпимы к православной "греческой" религии - греческая диаспора имела свои храмы и сохраняла свои традиции. Поэтому выполнение столь большой и сложной скульптурной иконы по византийскому образцу для венецианского мастера было привычным. Еще в период крестовых походов в католических странах изображения святых, в том числе и св. Георгия, были изменены для противопоставления византийским иконам: они по лучили новые средневековые одеяния. В результате св. Георгия стали изображать в рыцарских средневековых доспехах вместо канонического древнеримского одеяния.
На невозможность привлечения к изготовлению исследуемой иконы мастеров из цен тральных н северных стран Западной Европы не только в середине, но и во второй полови не XV в. неоднократно указывали многие историки. Как в свое время заметил И.Е. Забелин, ремесленников и мастеров разных профессий "добрые наши соседи не пропускали через свои земли - па северной границе немцы, на средней Литовско-Польское государство, на юге Валашские владетели". Поэтому западноевропейские мастера, и в основном итальянцы, могли прибыть в Москву только через черноморские фактории венецианцев и генуэзцев.
Все это дает основание считать, что В.Д. Ермолин при изготовлении скульптурной иконы св. Георгия выполнял, как уже отмечал И.Е. Забелин, "наряд" и являлся "предстателем", то есть попечителем работ, изваяли же ее итальянские (венецианские) скульпторы.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский