РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Яковлев Д.Е. Архитектурная керамика в постройках итальянских архитекторов в Москве и Подмосковье конца XV–начала XVI веков. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.pavlovskayasloboda.ru. Все права сохранены.
Д.Е. Яковлев
АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА В
ПОСТРОЙКАХ ИТАЛЬЯНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
В МОСКВЕ И ПОДМОСКОВЬЕ КОНЦА XV - НАЧАЛА XVI ВЕКОВ
Исследования последних десятилетий со всей очевидностью показали определяющее влияние строительной практики приглашенных в конце XV начале XVI века итальянских архитекторов на дальнейшее развитие архитектуры в Московском государстве. Одними из важнейших элементов этого процесса, являлись новшества в строительных технологиях, носителями которых были в это время итальянцы. Так, новые типы конструкций, введенные ими в русскую архитектуру на рубеже XV-XVI веков, создали условия для появления как новых типологических схем церковных и гражданских построек, так и новых объемно-пространственных композиций.
Важную роль при этом играли новые виды строительных материалов, в первую очередь, архитектурная керамика.
Архитектурная керамика в это время делится на четыре основные группы:
· Кирпич стеновой и профильный
· Архитектурная терракота
· Кровельная черепица
· Плитки для мощения полов
В каждой из этих групп сначала будут рассмотрены датированные и атрибутированные здания, затем датированные, но не атрибутированные сооружения и, наконец, постройки предположительно принадлежащие к работе «фряжских» зодчих.
Кирпич стеновой и профильный
1.1. Прежде чем будут представлены основные форматы кирпича в постройках, несомненно, возведенных итальянскими архитекторами или приписываемые им, следует дать краткую общую характеристику кирпича и новой технологии кирпичной кладки.
А. Кирпич основных построек итальянских зодчих (Великокняжеский дворец, стены и башни Московского Кремля, Архангельский собор и др.) чаще всего отличается высоким качеством изготовления. Он имеет четкие грани, размеры сторон достаточно выдержаны, глина хорошо промешана, черепок имеет ровный темно-алый цвет.
Б. В отличие от «доитальянских» построек из плинфовидного кирпича, где применялась цепная система перевязки, в сооружениях «фряжских» архитекторов применена верстовая (готическая) система перевязки, ставшая с этого времени единственной для всей Русской архитектуры на период до XVIII века. Главной особенностью верстовой перевязки конца XV начала XVI веков является отсутствие точного совпадения тычков и ложков по вертикали через ряд, характерного, например, для XVII века, а также, укладывания по два и более тычков или ложков подряд в одном ряду. В тоже время, стеновая кладка выполнялась обычно очень качественно, так как в дальнейшем часто не предполагалось покрывать ее обмазкой (например, помещения подклета Великокняжеского дворца, Верхний ярус нартекса Архангельского собора и др.).
В. В отличие от построек предыдущего периода, забутовка стен обычно выполнялась из целого кирпича с соблюдением порядовки, и с ориентацией большинства кирпичей поперек стены. Исключение составляют толстые крепостные стены, где забутовка состоит из белокаменного бута, валунов и обломков кирпича на растворе.
Г. Необходимо отметить, что кирпич применялся не только для кладки стеновых конструкций, арок и сводов, но и для выстилки полов, как в хозяйственных помещениях, так и в церковных зданиях. Для построек конца XV начала XVI веков также характерно то, что подземные технические арки – заменители ленточных фундаментов, чаще всего выкладывались из кирпича (Успенский собор, некоторые прясла стен Московского Кремля, Великокняжеский дворец и др.).
1.2. Рассмотрим теперь кирпич основных сооружений, связанных с работой итальянских архитекторов. Начнем с датированных и атрибутированных построек.
1.2.1 Первым зданием, где появляются новый формат кирпича и «верстовая» техника кладки, является Успенский собор Московского Кремля, возведенный болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475 – 1479 гг. Введение нового брускового кирпича, вместо бытовавшего плинфовидного, было настолько существенным событием, что даже было отмечено в летописи: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем, в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего кирпича уже, да продолговатее и тверже…» (Софийская вторая летопись. С. 199 – 200; Львовская летопись. С. 302). Кирпич Успенского собора характерен не кратным соотношением ложка к тычку, за счет более узкого, чем у обычного большемера, тычка. Размеры кирпича: 26,6—28,7(29)х(11)11,4—12,8х6—6,7(7), преобладающий размер 28х12х6.5см. В тоже время, отмостка у стен собора была выполнена из «русского» кирпича, с размерами 27х16,5х5см.
1.2.2 Новый тип кирпича сразу же был применен в Благовещенском соборе 1484-1489 годов (25—28х12—13х6—7см, в среднем 27,5-28х12-13х6,5) и церкви Ризоположения, построенных, как указано в летописях, псковскими мастерами, а также в постройках Казенного двора (Погреб на Казенном дворе 1485 года: 26,2—28х11,7—12,5х6,2—6,8см).
1.2.3 Следующими более—менее датированными постройками, возведенными «фряжскими» мастерами, по которым имеется информация о кирпиче, являются укрепления Московского Кремля.
В 1485 году Антон Фрязин возводит стрельницу с тайником у Чешковых ворот. С этого момента и до 1510-ых годов непрерывное строительство последовательно ведут Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солярии и Алоизио да Карезано. К сожалению, до сих пор нет опубликованных точных промеров кирпича по отдельным пряслам и башням (существуют проблемы и с реставрационными отчетами). В литературе для всех стен и башен, вне зависимости от времени их возведения и авторства приводятся общие усредненные размеры кирпича: 30-31х14-15х7-9см. Однако, в тоже время известно, что у Беклемишевской стрельницы, возведенной в 1486/87 году Марком «фрязиным», и надстроенной в 1490 году (вероятнее всего, совместно с Пьетро Антонио Соляри), высота рядов кладки в нижней части была меньше, чем в верхней (размеры кирпича нигде не приводятся).
1.2.4 Параллельно с возведением крепостных сооружений началось строительство нового Великокняжеского дворца. Оно началось с закладки в 1486/87 89 году Марком фрязиным Грановитой палаты, которая была закончена им и Солари в 1491—92 году. В нижней зоне ее стен в основном применен брусковый кирпич, имеющий размеры 7(7,5; 8) х 12(13) х 29(30) см, выше впервые встречаются ложки шириной до 14 см. Кладка из брускового кирпича сложена в системе верстовой перевязи, не всегда очень точно выдержанной. Наряду с этим в нижней части стен встречается «русский» плинфовидный кирпич — 5 х 16(17) х 27(28) см, местами использованный в арочных перемычках и в кладке нижних частей стен для выравнивания порядовки. Можно предположить, что при начале строительства Грановитой палаты, до поступления на строительство в необходимом количестве нового кирпича, был частично пущен в дело кирпич, оставшийся от прежних запасов.
1.2.5 Алоизио да Карезано. Великокняжеский дворец. 1499 – 1508 гг. В 1499 году Алоизио да Карезано заложил палаты кремлевского Великокняжеского дворца. Выше уровня древней поверхности здание было целиком возведено из кирпича, имеющего размеры 7(7,5;8) х 13,5(14) х 29(30) см с преобладающим размером 7 х 14 х 29 см. Кирпич хорошо прожжен, имеет темно-алый цвет.
1.2.6 Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого – 1505 год. Размеры кирпича: 28-29х14х7,5см.
1.2.7 Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньна?). Архангельский собор, 1505 – 1508 год. В основном применен большемерный кирпич с размерами 29-30х14х7см. В кладке стен верхнего четвертого яруса над нартексом преобладает кирпич с размерами 30х15х8см, т.е. здесь применен стандартный большемер.
Датированные, но не атрибутированные постройки.
1.3.1 Собор Новоспасского монастыря. 1495 год. Неизвестный итальянский архитектор. Размер кирпича, из которого сложена сохранившаяся западная паперть собора, 5,6-6х12,5-13х25,5-26см. Для выкладывания восьмигранных столбов паперти применен специальный большеформатный кирпич с размерами около 50х24х7см, в виде половины восьмигранника.
В 1514-1516 годах Алевиз Фрязин (какой из двух Алевизов, неизвестно) заложил 11 церквей «на Москве». Из них мы имеем более-менее полную информацию о двух постройках:
1.3.2 Собор Петра митрополита Высокопетровского монастыря. Освящен в 1517 году. Стены и своды сложены из кирпича, имеющего размеры 6.5-7,5х13-14х29-30см. Первоначальные полы выполнены из кирпича, уложенного «в елочку», двух типоразмеров: 4,5-5,5х14х27-28 и 5-7х13-14х30см.
1.3.3 Церковь Рождества Богородицы «на Сенях» с приделом Лазаря. Перестройка церкви 1393 года была начата в 1514 году. Новый храм освящен в 1516 году. Кирпич частей здания, относящихся к началу XVI века, имеет размеры 29—30х14—14,5х7—7,5см.
Петр Немчин (?) «Отводные» стрельницы Кремля. Кутафья башня? Размеры кирпича: 29-31х14-15х8-9см.
1.3.4 Неизвестный мастер. Церковь Рождества Христова в селе Юркино. Первое десятилетие XVI века (?). Кирпич имеет размеры 25,8-26х12,3-13х5-7см, основной формат 25,8х12,8х6,3см.
1.4 Храмы, возможно построенные при участии итальянских архитекторов.
1.4.1 Церковь Ильи Пророка на Ильинке. Церковь возведена в 1519 – 1520 годах и принадлежит к группе бесстолпных церквей с крещатым сводом. Имеет значительное сходство с церковью в селе Юркино. Для Ильинской церкви характерны два типоразмера кирпича, и его небольшие размеры, приближающиеся к размерам «грозненского маломера» (20-22х10-11х4-4,5см): от 4,5-5,5х11-12,2х22-23,5-24,8см до 6,5-6,9х12,2-13,4х25-26см (преобладающий размер 6,5х12,5х26см). Интересно, что более мелкий кирпич был использован отдельным массивом высотой около 1 метра в средней части стен храма, также он применен для выкладки карнизов.
1.5 Для полноты картины приведем кирпич из сооружений, возведенных в ближайших окрестностях Москвы, но также связываемых с работой приезжих итальянских зодчих.
1.5.1 Собор в Дмитрове. По последним данным, был построен между 1507 – 1512 годами. Предполагается участие итальянского зодчего. Кирпич имеет размеры 29-30х13,5-14х7-7,5см. Декор выполнен из формованного кирпича. Профильные кирпичи собора несколько толще рядовых (8—8,5см), и у некоторых типов профиль не вписан в стандартные размеры, а как бы прибавлен к ним. Полочки гуськов и выкружек очень тонкие, менее 2 см. Характерно, что членения декоративных элементов не совпадают с порядовкой, так как вертикальные плоскости профилей часто лежат заподлицо с верхними и нижними рядами.
1.5.2 Успенский собор в Ростове. Предположительно, был возведен северо-итальянским (венецианским) зодчим между 1509 и 1515 годами. Размеры кирпича: 29х14х7,5 см.
1.5.5 Стены и башни Коломенского кремля. Строительство 1525-1531 годов. Размер кирпича: 8х16х32 см.
Архитектурная терракота
К архитектурной терракоте мы будем относить керамические изделия, как в виде плит, так и в виде кирпичей, с оттиснутой на них рельефной ренессансной орнаментикой. Постройки, украшенные орнаментированными рельефными керамическими плитами с традиционными орнаментами в стиле раннемосковской резьбы, рассматриваться не будут.
2.1 Впервые в Москве, насколько можно судить, архитектурный декор из ренессансной терракоты был применен пьемонтским архитектором Алоизио да Карезано в построенном им Великокняжеском дворце 1499 – 1508 годов. Терракота была найдена при исследовании остатков Средней золотой Государевой палаты и Северного корпуса, находящегося под Теремным Дворцом, начатых постройкой в 1503 году. Обрамления большинства оконных и дверных проемов в уровне подклета выполнены из терракоты – кирпичей с оттиснутым на лицевой стороне орнаментом, несколько отличающихся по размерам от кирпичей рядовой кладки (толщина 9 см, длина 27—28 см). Для угловых элементов кирпичи подтесывались и соединялись на “ус”, а не изготовлялись в специальной форме. По наблюдению, сделанному на нескольких участках, обрамления не всегда выполнялись вместе с кладкой основного массива стены, а, по крайней мере, в некоторых случаях, вставлялись в заранее предусмотренные аккуратно выложенные заглубления. Дверные проемы имели терракотовые обрамления прямоугольного абриса. Они состояли из примыкающего к плечику проема ряда кирпичей с врезанными вдоль ребра бусинами, ряда кирпичей с иониками и внешнего ряда с профилем гуська без порезки.
Установлено, что средний профиль части дверных обрамления был украшен не иониками, а рядом сухариков. Этот же тип фасонного кирпича был использован в обрамлении киота Троицкой башни Кремля, выстроенной в 1490-е гг. тем же фряжским мастером Алевизом, а также в карнизе апсид(?) собора Чудова монастыря.
Окна, также имели декоративную обработку в виде рамочных прямоугольных терракотовых обрамлений. Так, например, у окон подклета Северного корпуса рамка была набрана из двух рядов фигурных кирпичей — внешнего, украшенного иониками, и внутреннего, по кромке которого размещался ряд утопленных круглых бусин. Кирпичи с профилем каблучка были применены в составе нижних частей цоколя подклета Северного корпуса дворца. Другой, ныне почти полностью утраченный терракотовый профиль, примененный в обрамлении филенок, декорировавших низ стен подклета Золотой палаты, предположительно реконструируется как лесбийский киматий.
2.2 Собор Чудова монастыря. Возведен в 1504 году. Вероятно участие итальянского зодчего.
Размеры кирпича неизвестны. Однако мы имеем некоторую информацию о терракотовом убранстве фасадов храма. Сохранился, выполненный из терракоты, южный портал собора. «Кирпичновидные» терракотовые изделия с профилем гуська, иониками, и зубчиками совершенно аналогичны таковым изделиям из Великокняжеского дворца. Кирпичи с гладким гуськом и полочкой: размеры по фасаду 28,5—29,5х8—8,5см; кирпичи с иониками и бусами: размеры по фасаду 25,5—27х8—9см. Необычны широкие «кирпичи» с акантом и астрагалом. Размеры этих терракотовых изделий по фасаду 26-27х13,2-13,5см. В декоре фасадов применены и терракотовые плитки. Плитки южного портала состоят из четырех типов плиток, различных по орнаментам, составляющим общий рапорт. Для каждого типа есть арочный вариант. Первый тип – «с вазой» – высота 23см, ширина 21,4-21,6см. Второй тип – «с птицами» – 26,5-27,3х21-21,6см. Третий тип – «с бутончиками» – 24,2х21см. Четвертый тип – «Верхушка» – 31-32х21см. Во фризе, проходившем по середине высоты фасада, были применены парные плиты с дельфинами. Карнизы апсид были декорированы кирпичами с двойными зубчиками. И как уже было сказано, эти кирпичи полностью совпадают с такими же элементами, примененными в Великокняжеском дворце, и на Троицкой башне Кремля.
2.3 Церковь Рождества Христова в селе Юркино. В отличие от Кремлевских построек, здесь была применена специальная пустотелая терракота.
2.4 Церковь в Чашниково. Предположительно построена в 1510-ых – 1520-ых годах. Некоторыми исследователями предполагается участие в ее возведении итальянского архитектора. Плиты с дельфинами и вазами.
2.5 Никольский собор Николо-Пешношского монастыря. Первая четверть XVI века. Пример соединения итальянской терракоты с русскими керамическими плитами («русской терракотой»).
Кровельная черепица
Основным видом черепицы, несомненно, применявшаяся в памятниках «итальянского» круга была плоская лотковая, лощеная черепица, двух типов: широкая и узкая. Широкая располагалась бортиками кверху, а узкая перекрывала стыки между широкими, и укладывалась бортиками вниз. По характеру изготовления черепица делится на два вида: красноглиняная и серая лощеная. Ее размеры: длина 31—36 см, ширина 14—28 см, высота (с бортиком) 2,2—3,5 см. Подобная черепица использована для покрытия кровель Великокняжеского дворца 1499 – 1508 гг. и Архангельского собора 1505 – 1508 гг. Кроме того, вместе с этим, основным типом черепицы, применялась и коньковая черепица, имевшая полукруглое сечение. В археологических слоях, датируемых 1510 годами, встречаются плоские черепицы без бортиков, имеющие четыре вида завершения «носика»: «бобровый хвост», «утюжком», клиновидный и полукруглый.
Совершенно индивидуальный характер несет черепица из церкви в с. Чашниково. Это плоская круглая (!) красноглиняная черепица. Ее диаметр составляет, в среднем, около 25 см.
Плитки пола
К сожалению, в постройках, возведенных итальянцами или приписываемых им, не сохранилось ни одного фрагмента полов из керамической плитки.
Известны плитки пола из трапезной Андроникова монастыря 1504 года, но они не могут быть с уверенностью отнесены к работе итальянцев. Плитки квадратные, красноглиняные с размерами:21,5х21,5х4 см.
Заключение.
Рассмотрев керамические строительные материалы в постройках итальянских мастеров и их круга, можно сделать следующие предварительные выводы:
1. Для построек итальянских мастеров обычно характерно высокое качество кирпича.
2. В сооружениях, возведенных под руководством зодчих – «фрязей», для выполнения архитектурного декора применяется или терракота(реже), или, что чаще, формованный тонко-профилированный кирпич разнообразного сортамента.
3. В этих зданиях используются два основных формата кирпича: 29х14х7 см. и 26х13х6 см. Второй формат появляется несколько раньше первого, однако к началу XVI века уступает ему по частоте применения, но продолжает употребляться параллельно с основным форматом. Вместе с первым форматом, уже с конца XV века используются, как кирпич с размерами 30х15х8 см., то есть, обычный большемер, так и еще более укрупненный, крепостной кирпич.
4. Для покрытия кровель применяется не поливная красноглиняная черепица. Главным образом, лотковая, двух видов (с бортиком).
Литература
1. Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей конца XV – начала XVI века. // РА. 1998. №2. стр. 187
2. Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. М. 2003. стр. 71, 76, 88
3. Давид Л. А. Церковь Рождества в с. Юркино // стр.56-61
4. Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М. 1994. стр. 163
5. Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. История архитектуры. М. 1967. стр. 35, 56
6. Воробьев А. В. Реконструкция Кутафьи-Башни. // ГММК. Материалы и исследования. III. Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М. 1980. стр.29-31.
7. Меркелова В. Н. // там же, стр. 81.
8. Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV – начале XVI века по данным письменных источников (опыт составления словаря). // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. стр. 218-233.
9. Гращенков А. В. Архитектурный декор собора Чудова монастыря по материалам лапидария государственных музеев Московского Кремля. // там же, стр. 199-210.
10. Мельник А. Г. Новые данные об Успенском соборе Ростова Великого. // там же, стр. 125-135.
11. Петров Д. А. Опыт иконографического анализа архитектуры новгородского Спасо-Преображенского Хутынского собора. // Иконография архитектуры. М., 1990. стр. 128-151.
12. Никольская Г. П. О конструктивных особенностях Спасо—Преображенского собора Хутынского монастыря. // там же, стр. 152-153.
13. Ильенкова Н. В. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Исследования // Охрана и реставрация памятников архитектуры. Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. стр. 75-81.
14. Хворостова Е. Л. Керамические покрытия полов XIV – XVII вв. (Москва и Московская область) // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 4. Тверь, 2002. стр. 195-203.
15. Она же. Керамические покрытия кровель XV-XVII вв. (Москва и Московская область) // там же. стр. 204-214.
16. Агафонов С. Л. Нижегородский Кремль. Г., 1976. стр. 105.
17. Воронин Н. Н. Археологические исследования архитектурных памятников Ростова / / Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области. Древний Ростов. Я., 1958. Вып. 1, стр. 17.
18. Иоаннисян О. М., Зыков П. Л., Леонтьев А. Е., Торшин Е. Н. Архитектурно—археологические исследования памятников древнерусского зодчества в Ростове Великом // Сообщения Ростовского музея. Вып. V.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский