РусАрх
|
Электронная научная
библиотека
по истории древнерусской
архитектуры
|
О БИБЛИОТЕКЕ
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
НА СТРАНИЦУ
АВТОРА
Источник:
Ярошевич
Л.А. “Дедушка” полесских городов. Фото: Виктор Седых. В журн.: Архитектура
и строительство, 28.12.2005. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: www.ais.by. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.
Л.А. Ярошевич
«Дедушка» полесских городов
История каждого народа отражается в
достижениях материальной и духовной культуры. Наша история не является
исключением. Строительство городов способствовало развитию процессов всей
социально-экономической и культурной жизни каждого региона страны. Сама жизнь
города изменяла его внешний вид. Так развивался и древний Пинск.
Писатель-декабрист Федор Глинка, на
которого наш город произвел огромное впечатление, посвятил ему несколько
стихотворений. Среди них есть такие строки:
Чудесный Пинск! Твои раздолья
Достойны лучших мастеров.
Нигде не видел я привольней
Твоих раскидистых лесов.
Здесь Припять волны гонит в дали
У древних стен, вдоль берегов.
Чего они здесь ни видали
Во глубине седых веков!
Эта вольная, но красивая аллегория
заставляет внимательно присмотреться к “дедушке” городов Полесья.
Первое летописное упоминание о Пинске
находим в “Повести временных лет” под 1097 годом. К середине XII века Пинск —
крупный торговый город Туровского княжества, позднее, вплоть до XIV в., — центр
самостоятельного княжества. В 1581
г. Пинск получил магдебургское право и герб от короля
Речи Посполитой Стефана Батория: на красном поле щита — золотой лук со стрелой
и натянутой тетивой. В грамоте, сопровождающей высочайшее повеление,
содержалось предписание освободить подданных “приречного места Пинска от прав
земских и звычаев посполитых”. Далее король, подчеркивая “сваю ласку” купцам,
ремесленникам, обывателям и мещанам, велел проводить ежегодно четыре ярмарки: в
первый день нового года, день Громниц — 15 февраля, день седьмой субботы перед
Троицей и на день Успения 28 августа. Кроме того, разрешалось торговать каждый
понедельник. Для приезжих купцов король обязал мещан построить гостиный дом. И
надо сказать, гости сюда приезжали даже из Вильно и Варшавы, особенно по
большим религиозным праздникам, которые превращались здесь в театрализованные
действа.
Город наш богат на достопримечательности, богат своей особой культурой и
отношением к ней. Вот история только нескольких памятников, которые всегда были
полноправными “участниками” жизни Пинска.
Францисканский
монастырь и костел
Более чем 150 лет потребовалось
последователям Франциска Ассизского — основателя католического монашеского
ордена, чтобы из Италии распространить свое влияние и на Полесье. Не
обремененные личным имуществом, беззаветно преданные вере,
миссионеры-францисканцы уже обосновались в Европе. Однако в Великом княжестве
Литовском, где влияние православия было достаточно сильным, на полных правах
они появились только после Кревской унии (1385 г.).
Общепринятой датой основания костела
францисканцев в Пинске считается 1396
г. Способствовал этому князь Пинска, Турова и Стародуба
Зигмунд Кейстутович в память о своем крещении монахом-францисканцем. Освятил
костел (вначале он был деревянный) виленский епископ Андрей Васила. К
возведению каменного костела приступили только в 1510 г., используя материал
пришедших в негодность городских строений. В этом удивительная особенность
монументальных культовых и многих рядовых пинских построек. Костел стал истинно
пинским святилищем, разделил вместе с городом выпавшие на его долю испытания.
Неоднократно горел, подвергался разграблениям и осквернениям. Возрождаясь,
восстанавливался почти заново. С 1712 по 1730 г. в очередной раз был отстроен, и
вознесся над полесским простором барочный двухбашенный силуэт с высоким
фигурным щипцом и маленькой сигнатуркой на покрытой буро-красной черепицей
крыше, ставший для нас за прошедшие столетия привычным и родным.
Колокола “Пизанской
башни”
Полесская земля еще страдала от ран
Отечественной войны 1812 г.,
когда рядом с францисканским костелом Успения Девы Марии в 1817 г. поднялась ввысь
красавица-звонница. Спроектировал ее выпускник Болонской художественной
академии К. Каменский. В августе 1921
г. губительный пожар уничтожил купол и все внутренние
строения башни. В пламени погибли и часы — пинская знаменитость. В ходе
восстановительных работ в 1930
г. был достроен четвертый ярус. Звонница стала еще лучше
в архитектурном плане, превратилась в доминирующею точку города. Позже
наблюдательные пинчане прозвали ее “Пизанской башней” за то, что она чуть-чуть
наклонена от оси. К сегодняшнему дню в звоннице сохранены три колокола. Первый
весом 1500 кг
носит имя святого Зигмунда — в честь первого пинского епископа Зигмунда
Лозинского. Второй, 384-килограммовый, записан под именем святого Андрея
Боболи. Третий колокол имеет в весе 96 килограмм и наречен
именем святой Терезы, также оставившей определенный след в духовной жизни
Пинска. Колокола установлены в 1936
г.; есть предположение, что они отлиты в Польше.
Корпус иезуитского
коллегиума
В XVI веке в истории Европы произошло
событие, оказавшее воздействие на судьбы многих народов: с целью борьбы с
реформацией был образован орден Иисуса Христа. Для распространения своих идей иезуиты
в различных странах начали создавать резиденции, среди которых
распространенными стали коллегиумы-монастыри — школы, где ученики воспитывались
в духе преданности делу ордена. Немногие сохранились до наших дней. Один из них
— в Пинске. Коллегиум построен на средства Станислава Альберта Радзивилла,
канцлера Великого княжества Литовского. После упразднения в 1773 г. ордена иезуитов
здание служило в качестве православного монастыря, а с 1918 г. оно вновь стало
собственностью католического прихода.
Во время археологических раскопок к юго-западу от площади Ленина были
обнаружены майоликовые плитки, предназначенные для вымостки пола. В 1982 г. при исследованиях
коллегиума найдены фрагменты здания в комплексе иезуитского коллегиума. С целью
проверки такого предположения в 1985
г. на месте “теплой” церкви, разрушенной в начале XX в.,
были проведены раскопки. Оказалось, что “теплой” церковью являлась аптека при
коллегиуме, возведенная во второй половине XVII в. из бороздчатого кирпича и
перестроенная в XIX в. На разновременность возведения различных частей
коллегиума указывают также и особенности использованного строительного
материала. Ренессансная его часть от основания фундамента выложена из кирпича
размером 33x17x9 см, который был распространен в Беларуси с конца XVI в. В
середине XVII в. ему на смену приходит кирпич меньшего размера — 27x12x5 см.
Именно из него и построены угловая башня-контрфорс, отдельные части третьего
этажа и стены чердачной части. Помимо учебного заведения, очень известного в
Великом княжестве Литовском, в коллегиуме и монастыре в разные годы работали
аптека, типография, библиотека. Есть сведения, что эта аптека — первая в
Беларуси. Она старше аптек, что стали теперь музеями, в Таллинне, Риге, Каунасе
и Львове. Работает и сейчас. В 1953
г. здание коллегиума взято под государственную охрану.
Наш Пинск — город уникальный. Он,
пожалуй, единственный в Беларуси сохранил свою средневековую планировку,
возвратил многим своим более чем 300-летним памятникам архитектуры
первоначальный облик. Здесь не декларируют свое отношение к
историко-культурному наследию, его на деле почитают и охраняют.
И сейчас поражает гостей Пинска Варваринская церковь, костел Карла Баромея,
возведенный в конце XVII в. ксендзами-коммунистами, пинский “мур” — дворец
Бутримовича в стиле позднего барокко... Все это — история. Жители города
стремятся сохранить облик своего древнего города с его величественным
средневековым зданием коллегиума, зелеными набережными, уникальными
барокальными шедеврами, равных которым найти в Беларуси невозможно.
НА
СТРАНИЦУ АВТОРА
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Все материалы библиотеки охраняются
авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо
иной форме.
Любое использование материалов библиотеки
без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки
«РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей
Вольфгангович Заграевский