РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Юхименко Е.М. Еше раз о посвящении престолов
собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России.
Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14
октября
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.
Е.М. Юхименко
ЕШЕ РАЗ О ПОСВЯЩЕНИИ ПРЕСТОЛОВ СОБОРА
ПОКРОВА НА РВУ
Современники
строительства собора Покрова на Рву неоднократно свидетельствовали о том, что
храм был посвящен Казанской победе, основные этапы которой нашли отражение в
наименовании престолов. В последнее время в литературе можно встретить
утверждения, что лишь некоторые престолы Покровского собора связаны с
событиями похода на Казань 1). Обращение к письменным источникам дает, на наш
взгляд, достаточно оснований вернуться к этому вопросу и отнестись с большим
доверием к утверждениям наших далеких предков 2).
Наиболее подробное
изложение программы строительства обетного храма содержится в Житии митрополита
Ионы так называемой третьей редакции.
Поскольку данный источник
содержит важные, нигде более не встречающиеся сведения о строительстве
Покровского собора, приведем характеристику этого агиографического памятника на
основе новейших научных исследований. В.О.Ключевский выделил три редакции Жития
митрополита Ионы: первую («Слово похвальное»), вторую («Сказание отчасти
жития»), созданную с привлечением первой и включенную в Степенную книгу, и
третью, содержащую ряд уникальных сведений по истории русской церкви 3). Время
создания этой редакции подробно не изучалось: В.О.Ключевский считал, что она
была создана в Макариевское время (т.е. до
Современный исследователь
«Степенной книги» А.С.Усачев убедительно доказал, что так называемая третья
редакция, судя по двум древнейшим спискам, возникла ранее второй и должна быть
датирована временем около
В Житии митрополита Ионы
так называемой третьей редакции читаем:
«Благочестивый же царь
Иван, пришел с победы казаньския в царствующей грал Москву и совет благ
совешав со отием своим митрополитом Макарием и со всеми святители, повела им
обещание свое, еже в кая времена и в котораго святого лень памяти многие
великие дела и победы быша на татар и взятие граду Казани, и котораго месяца
дни число настоящего святого, и в тех святых имена вскоре поставиша церкви
древяны 7 престолов, иже быти им окрест осьмаго большаго престола» 7). Далее
перечисляются наименования престолов с указаниями их точного местоположения
относительно нейтрального храма: «Святым же престолом имена: 1-е посреднии
храм болшеи - во имя Пречистые Богородицы честнаго Ея Покрова; 2 престол - во
имя Живоначальные Троицы, иже за престолом большие церкви со въстока во главе,
3 - престол во имя цветоноснаго праздника, иже есть Вход во Иерусалим Господа
нашего Иисуса Христа, против предних врат большиа церкви к западу; 4 престол -
во имя святых мученик Киприана и Устины, прямо северских врат большиа церкви;
5 престол - против южных врат большиа церкви, емуже имя не нарековася, но егоже
имя Бог благословит; 6 престол - во имя святых Патриарх Александра и Иоанна и
Павла Новаго, против жерътвеника большиа церкви на угле ко въстоку; 7 престол -
во имя преподобнаго Александра Сверьскаго, за олтарем большиа церькви южныя
страны ко въстоку на угле; 8 престол во имя святого Григориа Великиа Армениа, к
западу северные страны на угле; 9 престол - во имя преподобнаго Варлама
Футыньскаго чюдотворна, к западу южные страны на угле. О сих всех святых
храмех, коея ради вины и котораго ради чюдеси поставлени быша, о сем в
летописаниях явьствено повествует» 8).
Прежде всего обращает на
себя внимание то, что составитель Жития имел четкое представление о плане
строящегося собора и в соответствии с ним перечислял престолы, сначала называя
престолы больших церквей, по отношению к церкви Покрова расположенных
крестообразно, затем малых, расположенных по диагонали. Следуя этой логике,
проанализируем посвящения престолов.
На востоке, за алтарем
главной церкви был воздвигнут престол, посвященный Святой Троице. Кроме того,
что это один из главных христианских праздников, имеющий особую актуальность в
контексте борьбы с язычеством и иноверием (как победа над ним воспринимался
современниками казанский поход), день Святой Троицы 5 июня
Аналогичным образом
Покров Пресвятой Богородицы, которому посвящен главный престол, может
трактоваться как символ покровительства Богоматери и ее заступничества за род
человеческий, но, с другой стороны, именно в этот день, 1 октября
На следующий день - 2
октября, когда произошли взрыв подкопа, штурм стен и сеча в городе и «Божиею
помошию одолеша православнии Татар», русская церковь отмечала память свв.
Киприана и Устины, что также подчеркивали современники: «И вот уже пошел день
субботний, и забрезжил день православного христова воскресения, день всемирной
радости и памяти святых великомучеников Киприана и Устины» 16).
Западный придел собора
получил наименование в честь Входа Господня в Иерусалим. Некоторые
исследователи полагали, что в данном случае имелся в виду въезд Ивана Грозного
в Москву (такое объяснение могло возникнуть под влиянием длительное время
существовавшей традиции празднования Вербного воскресенья в центре столицы).
Однако, на наш взгляд, исходя из символики этого праздника, логичнее
предположить, что этому евангельскому событию уподоблялся въезд Ивана Грозного
в Казань. В одной из летописей нам удалось найти более подробное, чем в других
памятниках, описание этого шествия сразу после захвата города 2 октября (т.е.
этот день как таковой уже был отмечен приделом Киприана и Устины): «О въезде
царьском во град. И повеле государь едину улицу очистити к цареву двору от
Муралеевых ворот, мертвых поснести, и едва очистили. И государь поехал к
городу, и ту у наряду стояли множество народу християнекого, мужеска полу и
женска, свобожшеся от плена, и яко узрели государя, все со слезами пали и
вопияху радостными гласы: "избавитель наш государь, изо ада ты нас вывел,
нас для сирот своих головы своея не пошадел"» 17). Важно подчеркнуть и то,
что в разработке программы посвящений принимал участие митрополит Макарий,
человек обширной православной культуры, он мог увидеть дополнительную
необходимость иметь в новом храме престол в честь Входа Господня в Иерусалим,
что позволяло придать церемонии празднования этого дня подлинный
церковно-государственный размах (по мемуарному свидетельству 1557-1558 гг.
известно, что в то время, т.е. до постройки Покровского собора, церемония
проходила внутри кремлевских стен).
Если соотнести
наименования больших престолов с их расположением, нетрудно заметить, что по
горизонтали расположены два престола, связанные с двумя заключительными,
важнейшими, днями всей военной эпопеи, из них Покровский храм занимает
центральное положение в силу особого, идущего от первых веков принятия
христианства почтения на Руси к этому празднику. Крайними по вертикали являются
приделы, обозначающие начало и коней казанского похода, испрошение божией
помощи перед выступлением войска и въезд православного царя в побежденный
«агарянский» город. В таком контексте можно предложить объяснение и появлению
неназванного престола: событий, равнозначных указанным, просто не было. Как мы
увидим далее, другие моменты военной компании, запечатленные в церквах собора,
носят более частный характер.
30 августа
30 сентября - начало
штурма города. «Того же месяца септевриа 30, велел государь под тарасы зелие
подставити...» 20). В этот день были взорваны тарасы (подкатные срубы,
употреблявшиеся для осады города), после чего туры по рвам были подвинуты
вплотную к крепостным стенам, завязался ожесточенный бой с казанцами на мостах,
в воротах и даже на стенах («и бысть сеча зла и ужасна»), но поскольку все
войско еше не было готово к решающему штурму, воеводы Михаил Иванович
Воротынский и Алексей Ланнловнч Басманов со своими ратниками «седяше на граде
два дни и две ноши, ожидая приступу» 21). Этим событиям казанского взятия
посвяшен северо-западный придел во имя Григория епископа Великой Армении,
память которого празднуется 30 сентября.
Четвертый из малых
приделов, юго-западный, наименован в честь преподобного Варлаама Хутынского.
День памяти известного новгородского святого приходился на 6 ноября. В
летописях этот день не отмечен. Принимая во внимание глубокую продуманность
программы Покровского собора, мы можем дать следующее гипотетическое объяснение
такого наименования. 6 ноября
Если сравнить те памяти,
которые были выбраны для наименования приделов, с полным перечнем памятей этих
дней (на середину XVI в.), можно обратить внимание на одно важное
обстоятельство: заказчики собора, царь и митрополит, выбрали тех святых (за
исключением русских), подвиг которых был связан с борьбой с язычеством.
Из трех
константинопольских патриархов святителю Александру приходилось бороться с
арианами и с язычниками, его житие повествует о его споре с языческим
философом. За свои апостольские труды святитель Григорий получил наименование
просветителя Великой Армении, кроме того, он обратил в христианство многих
людей из соседних Персии и Ассирии. Заметим, что в тот же день 30 сентября
русская церковь праздновала память преподобного Григория Пельшемского, однако
выбор основателей Покровского собора на него не пал. Аналогичным образом, 2
октября празднуется память св. Андрея юродивого Цареградского, очень
популярного на Руси святого, но придел, относящийся к событиям этого дня,
наименован в честь святых Киприана и Иустины. Киприан был язычником и даже стал
главным жрецом в Антиохии, его обратила к Христу девица Иустина. Его
последующая жизнь стала искуплением языческих заблуждений, он принял священный
сан и обратил к Христу столько язычников, что в его епархии некому стало приносить
жертвы идолам и их капища были заброшены. Житие святых Киприана и Иустины,
помещенное в Великих Минеях Четиих митрополита Макария под 2 октября, включает
пространное «Покаяние Киприаново», содержащее раскаяние в поклонении лжебогам и
принадлежности к язычеству.
Можно также обратить
внимание на глубокую продуманность программы посвящений церквей Покровского
собора. В ней просматривается именно связь с конкретными днями, знаменательными
для хода кампании. В летописях рассказывается, что в царском стане под Казанью
были развернуты три походные полотняные церкви: во имя архангела Михаила, великомученицы
Екатерины и преподобного Сергия Радонежского, причем в последней Иван Грозный
молился постоянно, в том числе когда начался заключительный штурм осажденного
города 25). Однако, как видим, эти святые, которым москвичи также были обязаны
победой, не были внесены в программу собора.
В то же время в
посвящении основанных в побежденном городе церквах прослеживается подход,
аналогичный тому, который проявился в Покровском соборе. Эти церкви также были
обетными. Как сообщает «Казанская история», «и вскоре захотел благоверный царь
исполнить свое обещание, которое дал перед образом Спаса, пойдя на Казань,
разрушить поганые мечети и воздвигнуть на их месте святые церкви» 26). «На том
месте, где знамя царское стояло во время взятия градскаго», был поставлен храм
во имя Нерукотворенного образа Спаса 27). Соборный Благовещенский храм имел два
придела: святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба и новоявленных чудотворцев
Петра и Февронии Муромских. И тех и других Иван Грозный почитал как своих «сродников»,
а мошам новоявленных святых молился в Муроме, где останавливался по пути в
Казань в июле
Таким образом, восемь
приделов Покровского собора увековечивали память о днях, ставших важными
вехами всего Казанского похода. Девятый, южный большой придел, был назван в
честь Великорецкой иконы святого Николы, прославившейся чудотворениями, в том
числе в только что завоеванной Казани, и доставленной в Москву 29 июня
Рассказ об «обретении»
девятого престола восходит к Житию митрополита Ионы так называемой третьей
редакции: «мастеры же Божиим промыслом основаша 9 престол ни якоже повелено им,
но яко по Бозе разум даровася им в размерении основания» 29). Заметим, что этот
фрагмент текста присутствует только в одном из трех известных в настоящее
время списков третьей редакции Жития митрополита Ионы (Мазуринский список
первой трети XVII в), которые, как убедительно показал А.С.Усачев, восходят к
общему протографу. Вполне возможно, что в двух других списках, хотя и более
ранних (1550-1560-х годов и последней четверти XVI в.), в данном месте был допущен
пропуск («Мастери же Божиим промыслом не якоже повелено им, но яко по Бозе
даровася им в размерении основаниа»). Житием митрополита Ионы так называемой
третьей редакции воспользовался составитель сложного по своему составу
Пискаревского летописца, излагая события, относящиеся к
Таким образом, анализ
летописных и повествовательных памятников середины XVI в. показывает, что
современники строительства Покровского собора посвящения престолов этого
особого обетного храма связывали исключительно с событиями Казанского похода и
небесным покровительством тех святых, чья память приходилась на эти даты.
1) Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002.С. 14.
2) Более пространно наша точка зрения изложена в работе: Юхименко Е.М. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной плошали. М., 2011. С. 19-23.
3) Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1871. С. 240-242.
4) Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половины XIV—XVI в.). Ч. 1. С. 273.
5) Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву. С. 7, 18-19.
6) Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной историй. М., 2007. № 2 (6). С. 5-16.
7) Там же. С. 55.
8) Там же. С. 55-56.
9) Казанская история // ПЛДР. Середина XVI в. М., 1985. С. 451, 453.
10) Насонов А.Н. Новые источники
по истории Казанского «взятия» // Археографический ежегодник за
11) Там же. С. 11.
12) Там же.
13) Там же. С. 19. В «Казанской истории» также говорится: «И с того дня, когда прибыла икона, была дарована благочестивому царю от бога вся радость и победам (Казанская история. С. 495).
14) ГИМ. Синодальное собр. №
15) «Месяца октября в 1 день, в суботу, на Покров святей Богородицы, повеле царь рвы наполняти летоми землею, и многие мосты устроити да из болшего наряду безпрестани бити, и бита чрез весь день и избита до основания стену градскую» (Александро-Невская летопись // ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 200); «А был тогда день субботний и праздник владычицы нашей Богородицы - честного ее Покрова» (Казанская история. С. 509). В «Повести о взятии Казани» описывается чудо святого Николы, который, явившись во сне одному из детей боярских, приказал: «востани, человече, и рцы царю и великому князю, чтоб приступил ко граду на Покров пречистыя Богородица или на завтрея Покрова, Бог бо ему предаст град сей...» (Насонов А.Н. Новые источники по истории Казанского «взятия». С. 21).
16) Казанская история. С. 509.
17) Александро-Невская летопись. С. 204.
18) Никоновская летопись. С. 208.
19) История о Казанском царстве (Казанский летописец) // ПСРЛ. М., 2000. Т. 19. Стб. 432 (репринт).
20) Никоновская летопись. С. 213.
21) Там же. С. 21 3.
22) Казанская история. С. 561.
23) Насонов АН. Новые источники по истории Казанского «взятия». С. 13; Никоновская летопись. С. 194; История о Казанском царстве... Стб. 432. Варлаам Хутынский называется вместе с преподобными Сергием Радонежским, Кириллом Белозерским и Пафнутием Боровским (или Никоном Радонежским).
24) Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 639.
25) Александро-Невская летопись. С. 97, 100, 201, 202.
26) Казанская история. С. 537.
27) Летописец начала царства// ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 108; Никоновская летопись. С. 219.
28) Казанская история. С. 537.
29) Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции. С. 55. Это чтение Мазуринского списка первой трети XVII в.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский