РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Юхименко Е.М. Еше раз о посвящении престолов собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 45–52. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

    

 

Е.М. Юхименко

ЕШЕ РАЗ О ПОСВЯЩЕНИИ ПРЕСТОЛОВ СОБОРА ПОКРОВА НА РВУ

 

Современники строительства собора Покрова на Рву неоднократно сви­детельствовали о том, что храм был посвящен Казанской победе, основные этапы которой нашли отражение в наименовании престолов. В последнее время в литературе можно встретить утверждения, что лишь некоторые пре­столы Покровского собора связаны с событиями похода на Казань 1). Обра­щение к письменным источникам дает, на наш взгляд, достаточно оснований вернуться к этому вопросу и отнестись с большим доверием к утверждениям наших далеких предков 2).

Наиболее подробное изложение программы строительства обетного храма содержится в Житии митрополита Ионы так называемой третьей редакции.

Поскольку данный источник содержит важные, нигде более не встре­чающиеся сведения о строительстве Покровского собора, приведем характеристику этого агиографического памятника на основе новей­ших научных исследований. В.О.Ключевский выделил три редакции Жи­тия митрополита Ионы: первую («Слово похвальное»), вторую («Сказа­ние отчасти жития»), созданную с привлечением первой и включенную в Степенную книгу, и третью, содержащую ряд уникальных сведений по истории русской церкви 3). Время создания этой редакции подроб­но не изучалось: В.О.Ключевский считал, что она была создана в Макариевское время (т.е. до 1563 г.). Академический «Словарь книжников и книжности Древней Руси», вышедший в 1988 г. и суммировавший на­копленные к этому времени знания, обошел интересующий нас вопрос молчанием 4). В последней литературе по Покровскому собору, без ссы­лок на специальные научные исследования, третья редакция датирует­ся то концом XVI в., то широким промежутком: не ранее 1560-1563 гг. и не позже 1580-х годов 5).

Современный исследователь «Степенной книги» А.С.Усачев убедитель­но доказал, что так называемая третья редакция, судя по двум древней­шим спискам, возникла ранее второй и должна быть датирована временем около 1556 г. 6), следовательно, она была составлена не просто современ­никами, но очевидцами начального этапа строительства Покровского со­бора, что заставляет более внимательно отнестись к ее содержанию.

В Житии митрополита Ионы так называемой третьей редакции читаем:

«Благочестивый же царь Иван, пришел с победы казаньския в царствую­щей грал Москву и совет благ совешав со отием своим митрополитом Ма­карием и со всеми святители, повела им обещание свое, еже в кая времена и в котораго святого лень памяти многие великие дела и победы быша на та­тар и взятие граду Казани, и котораго месяца дни число настоящего святого, и в тех святых имена вскоре поставиша церкви древяны 7 престолов, иже быти им окрест осьмаго большаго престола» 7). Далее перечисляются наиме­нования престолов с указаниями их точного местоположения относитель­но нейтрального храма: «Святым же престолом имена: 1-е посреднии храм болшеи - во имя Пречистые Богородицы честнаго Ея Покрова; 2 престол - во имя Живоначальные Троицы, иже за престолом большие церкви со въстока во главе, 3 - престол во имя цветоноснаго праздника, иже есть Вход во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа, против предних врат большиа церкви к западу; 4 престол - во имя святых мученик Киприана и Устины, пря­мо северских врат большиа церкви; 5 престол - против южных врат большиа церкви, емуже имя не нарековася, но егоже имя Бог благословит; 6 престол - во имя святых Патриарх Александра и Иоанна и Павла Новаго, против жерътвеника большиа церкви на угле ко въстоку; 7 престол - во имя преподобнаго Александра Сверьскаго, за олтарем большиа церькви южныя страны ко въстоку на угле; 8 престол во имя святого Григориа Великиа Армениа, к западу северные страны на угле; 9 престол - во имя преподобнаго Варлама Футыньскаго чюдотворна, к западу южные страны на угле. О сих всех святых храмех, коея ради вины и котораго ради чюдеси поставлени быша, о сем в летописаниях явьствено повествует» 8).

Прежде всего обращает на себя внимание то, что составитель Жития имел четкое представление о плане строящегося собора и в соответствии с ним перечислял престолы, сначала называя престолы больших церквей, по отно­шению к церкви Покрова расположенных крестообразно, затем малых, рас­положенных по диагонали. Следуя этой логике, проанализируем посвящения престолов.

На востоке, за алтарем главной церкви был воздвигнут престол, посвя­щенный Святой Троице. Кроме того, что это один из главных христианских праздников, имеющий особую актуальность в контексте борьбы с языче­ством и иноверием (как победа над ним воспринимался современниками ка­занский поход), день Святой Троицы 5 июня 1552 г., по сути дела, являлся на­чалом выступления русского войска на Казань. С этой даты начинал рассказ о завоевании поволжского ханства автор «Казанской истории»: «Чрез два месяца после отсылки воевод, отпраздновав пятидесятый день по Пасхе - сошествие святого Духа на его учеников и апостолов - и отпраздновав по-царски со своими вельможами всю ту пентикостную неделю, царь великий князь вручает преславный город Москву в божьи руки и пречистой бого­родицы...» 9). Празднование Троицы, по давно сложившейся московской тра­диции, означало поездку в Троице-Сергиев монастырь и участие в празд­ничном богослужении в обители. Подробное описание этого паломничества Ивана Грозного в 1552 г. вошло в «Повесть о взятии Казани», в главу «Нача­ло Казанскому и Крымскому делу», записанную не позднее середины 1553 г. Перед образом Святой Троицы царь обратился к Богу со словами: «...даждь ми, господи, одоление на супротивныя враги наша... И разве тебе инаго не знаем и твоею милостию побеждаем враги наша» 10). Продолжив моление у мощей преподобного Сергия, Иван Грозный упомянул о молитвенной по­мощи основателя монастыря Дмитрию Донскому против «безбожного Ма­мая», просил «вооружить и оградить своими молитвами на супротивныя враги наша» и заключил пространную мольбу словами: «способствуй мне и всему Христолюбивому воинству моему на супротивния» 11). Таким обра­зом, в Троице-Сергиевом монастыре на праздник Святой Троицы Иван Гроз­ный молился об успехе предстоящего военного похода и получил благосло­вение настоятеля обители и «всего священнического и иноческого собора» «всему христолюбивому своему воинству» 12). Тот же источник рассказывает о чудотворной помощи иконы Святой Троицы, доставленной в царский стан под Казанью иноком Андреяном Аггеловым: после моления перед этой ико­ной «от того дни православному царю нашему вся радость и победа на враги от господа даяшеся» 13).

Аналогичным образом Покров Пресвятой Богородицы, которому по­священ главный престол, может трактоваться как символ покровительства Богоматери и ее заступничества за род человеческий, но, с другой сторо­ны, именно в этот день, 1 октября 1552 г., наступающие пробили пролом в крепостной стене и предприняли мощную атаку, успех которой был развит на следующий день и увенчался взятием города. Военные действия этого дня иллюстрирует одна из миниатюр заключительного тома Лицевого летописно­го свода 14). Конкретная связь событий с праздником Покрова подчеркивается и в летописях, и в повествовательных памятниках - «Повести о взятии Каза­ни» и «Казанской истории» 15).

На следующий день - 2 октября, когда произошли взрыв подкопа, штурм стен и сеча в городе и «Божиею помошию одолеша православнии Татар», русская церковь отмечала память свв. Киприана и Устины, что также под­черкивали современники: «И вот уже пошел день субботний, и забрезжил день православного христова воскресения, день всемирной радости и памя­ти святых великомучеников Киприана и Устины» 16).

Западный придел собора получил наименование в честь Входа Господня в Иерусалим. Некоторые исследователи полагали, что в данном случае имел­ся в виду въезд Ивана Грозного в Москву (такое объяснение могло возник­нуть под влиянием длительное время существовавшей традиции празднова­ния Вербного воскресенья в центре столицы). Однако, на наш взгляд, исходя из символики этого праздника, логичнее предположить, что этому еван­гельскому событию уподоблялся въезд Ивана Грозного в Казань. В одной из летописей нам удалось найти более подробное, чем в других памятни­ках, описание этого шествия сразу после захвата города 2 октября (т.е. этот день как таковой уже был отмечен приделом Киприана и Устины): «О въезде царьском во град. И повеле государь едину улицу очистити к цареву двору от Муралеевых ворот, мертвых поснести, и едва очистили. И государь поехал к городу, и ту у наряду стояли множество народу християнекого, мужеска полу и женска, свобожшеся от плена, и яко узрели государя, все со слезами пали и вопияху радостными гласы: "избавитель наш государь, изо ада ты нас вывел, нас для сирот своих головы своея не пошадел"» 17). Важно подчеркнуть и то, что в разработке программы посвящений принимал участие митропо­лит Макарий, человек обширной православной культуры, он мог увидеть дополнительную необходимость иметь в новом храме престол в честь Входа Господня в Иерусалим, что позволяло придать церемонии празднования это­го дня подлинный церковно-государственный размах (по мемуарному свиде­тельству 1557-1558 гг. известно, что в то время, т.е. до постройки Покров­ского собора, церемония проходила внутри кремлевских стен).

Если соотнести наименования больших престолов с их расположением, нетрудно заметить, что по горизонтали расположены два престола, связан­ные с двумя заключительными, важнейшими, днями всей военной эпопеи, из них Покровский храм занимает центральное положение в силу особого, идущего от первых веков принятия христианства почтения на Руси к этому празднику. Крайними по вертикали являются приделы, обозначающие на­чало и коней казанского похода, испрошение божией помощи перед высту­плением войска и въезд православного царя в побежденный «агарянский» город. В таком контексте можно предложить объяснение и появлению не­названного престола: событий, равнозначных указанным, просто не было. Как мы увидим далее, другие моменты военной компании, запечатленные в церквах собора, носят более частный характер.

30 августа 1552 г. произошла первая значимая победа под Казанью: «О побиении Татар на Арском поле. Того же месяца августа 30, в втор­ник...» 18). Стратегическое значение этого события дало основания Ива­ну Грозному отправить в Казань послов с предложением сдаться. Не по­лучив ответа, царь стал предпринимать дальнейшие осадные действия, в частности уже 31 августа приступили к рытью подкопа. 30 августа рус­ская церковь праздновала память патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового, а также преподобного Алексан­дра Свирского (сведения приводим по месяцеслову середины XVI в., за­фиксированному Великими Минеями Четиями митрополита Макария). Обе памяти этого дня нашли отражение в наименовании двух малых приделов, расположенных по диагонали от главной Покровской церк­ви: северо-восточного - во имя трех патриархов и юго-восточного - во имя Александра Свирского, последний не случайно был помешен рядом с Троицким приделом, поскольку свирский преподобный был единственным из русских святых, который удостоился видения Святой Троицы в образе трех ангелов. Список «Казанской истории» редакции II типа сохранил текст послания митрополита Макарию Ивану Грозному, полученного под Каза­нью буквально в последние дни осады, в этом документе говорится о мо­литвенной поддержке русских святых, в том числе «великаго чюдотвориа в чюдесех Алексанъдра Свирскаго» 19).

30 сентября - начало штурма города. «Того же месяца септевриа 30, велел государь под тарасы зелие подставити...» 20). В этот день были взорваны тарасы (подкатные срубы, употреблявшиеся для осады города), после чего туры по рвам были подвинуты вплотную к крепостным стенам, завязался ожесточенный бой с казанцами на мостах, в воротах и даже на стенах («и бысть сеча зла и ужасна»), но поскольку все войско еше не было готово к решающему штурму, воеводы Ми­хаил Иванович Воротынский и Алексей Ланнловнч Басманов со своими ратни­ками «седяше на граде два дни и две ноши, ожидая приступу» 21). Этим событиям казанского взятия посвяшен северо-западный придел во имя Григория епископа Великой Армении, память которого празднуется 30 сентября.

Четвертый из малых приделов, юго-западный, наименован в честь пре­подобного Варлаама Хутынского. День памяти известного новгородского святого приходился на 6 ноября. В летописях этот день не отмечен. Прини­мая во внимание глубокую продуманность программы Покровского собора, мы можем дать следующее гипотетическое объяснение такого наименования. 6 ноября 1552 г. царь Иван Грозный был уже в Москве, куда он прибыл 1 ноября, на день святых Козмы и Дамиана 22). 8 ноября, на Михайлов день, в Грановитой палате устраивался торжественный царский стол по случаю казанской победы. День памяти Варлаама Хутынского мог быть выбран для символического обозначения возвращения Ивана Грозного в Москву. Во- первых, с 1 по 7 ноября (8 ноября - престольный праздник в Архангельском соборе Московского Кремля) не было сколь-либо значительных и близких русскому сознанию дней памяти. Во-вторых, к заступничеству Варлаама Ху­тынского в связи с казанским походом царя Ивана Васильевича неоднократно апеллировал митрополит Макарий, который ранее, в течение 1526-1542 гг., занимал архиепископскую кафедру Великого Новгорода. Этот самый почи­таемый в Новгороде святой был назван митрополитом Макарием и в напут­ственном слове царю, произнесенном в Успенском соборе перед началом похода, и в посланиях Ивану Васильевичу от 13 июля 1552 г. и накануне победы 23). В-третьих, новгородский по преимуществу, культ Варлаама Ху­тынского имел очень актуальный для середины XVI в. московский аспект. В 1521 г., когда к Москве подходили полчиша Махмет-Гирея, согласно виде­нию инокине московского Вознесенского монастыря, изложенному в Сте­пенной книге (степень XVI, глава 16), хутынский преподобный вместе с Сер­гием Радонежским спасли столицу от разорения. Это чудо нашло отражение в иконографии «Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», в 1527 г. такая икона-фреска была помещена над Фроловским воротами Московского Кремля со стороны торга 24), т.е. осеняла государя каждый раз, как он въезжал в ворота. Через эти ворота проследова­ла торжественная царская процессия по возвращении из Казани.

Если сравнить те памяти, которые были выбраны для наименования при­делов, с полным перечнем памятей этих дней (на середину XVI в.), можно обратить внимание на одно важное обстоятельство: заказчики собора, царь и митрополит, выбрали тех святых (за исключением русских), подвиг кото­рых был связан с борьбой с язычеством.

Из трех константинопольских патриархов святителю Александру приходи­лось бороться с арианами и с язычниками, его житие повествует о его споре с языческим философом. За свои апостольские труды святитель Григорий получил наименование просветителя Великой Армении, кроме того, он обра­тил в христианство многих людей из соседних Персии и Ассирии. Заметим, что в тот же день 30 сентября русская церковь праздновала память препо­добного Григория Пельшемского, однако выбор основателей Покровского собора на него не пал. Аналогичным образом, 2 октября празднуется память св. Андрея юродивого Цареградского, очень популярного на Руси святого, но придел, относящийся к событиям этого дня, наименован в честь святых Киприана и Иустины. Киприан был язычником и даже стал главным жрецом в Антиохии, его обратила к Христу девица Иустина. Его последующая жизнь стала искуплением языческих заблуждений, он принял священный сан и об­ратил к Христу столько язычников, что в его епархии некому стало прино­сить жертвы идолам и их капища были заброшены. Житие святых Киприана и Иустины, помещенное в Великих Минеях Четиих митрополита Макария под 2 октября, включает пространное «Покаяние Киприаново», содержащее раскаяние в поклонении лжебогам и принадлежности к язычеству.

Можно также обратить внимание на глубокую продуманность програм­мы посвящений церквей Покровского собора. В ней просматривается именно связь с конкретными днями, знаменательными для хода кампании. В летописях рассказывается, что в царском стане под Казанью были раз­вернуты три походные полотняные церкви: во имя архангела Михаила, ве­ликомученицы Екатерины и преподобного Сергия Радонежского, причем в последней Иван Грозный молился постоянно, в том числе когда начал­ся заключительный штурм осажденного города 25). Однако, как видим, эти святые, которым москвичи также были обязаны победой, не были внесены в программу собора.

В то же время в посвящении основанных в побежденном городе церквах прослеживается подход, аналогичный тому, который проявился в Покровском соборе. Эти церкви также были обетными. Как сообщает «Казанская история», «и вскоре захотел благоверный царь исполнить свое обещание, которое дал перед образом Спаса, пойдя на Казань, разрушить поганые мечети и воздвиг­нуть на их месте святые церкви» 26). «На том месте, где знамя царское стояло во время взятия градскаго», был поставлен храм во имя Нерукотворенного образа Спаса 27). Соборный Благовещенский храм имел два придела: святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба и новоявленных чудотворцев Петра и Февронии Муромских. И тех и других Иван Грозный почитал как своих «срод­ников», а мошам новоявленных святых молился в Муроме, где останавливался по пути в Казань в июле 1552 г., о чем сообщают летописи. Была построена в Казани и церковь во имя святых Киприана и Иустины 28).

Таким образом, восемь приделов Покровского собора увековечивали па­мять о днях, ставших важными вехами всего Казанского похода. Девятый, южный большой придел, был назван в честь Великорецкой иконы святого Ни­колы, прославившейся чудотворениями, в том числе в только что завоеван­ной Казани, и доставленной в Москву 29 июня 1555 г. Чудеса продолжались и в столице, в связи с чем был изготовлен список с чудотворного образа и под него был отведен особый придел в строящемся соборе.

Рассказ об «обретении» девятого престола восходит к Житию митрополи­та Ионы так называемой третьей редакции: «мастеры же Божиим промыслом основаша 9 престол ни якоже повелено им, но яко по Бозе разум даровася им в размерении основания» 29). Заметим, что этот фрагмент текста присутству­ет только в одном из трех известных в настоящее время списков третьей ре­дакции Жития митрополита Ионы (Мазуринский список первой трети XVII в), которые, как убедительно показал А.С.Усачев, восходят к общему прото­графу. Вполне возможно, что в двух других списках, хотя и более ранних (1550-1560-х годов и последней четверти XVI в.), в данном месте был до­пущен пропуск («Мастери же Божиим промыслом не якоже повелено им, но яко по Бозе даровася им в размерении основаниа»). Житием митрополита Ионы так называемой третьей редакции воспользовался составитель слож­ного по своему составу Пискаревского летописца, излагая события, относя­щиеся к 1555 г.

Таким образом, анализ летописных и повествовательных памятников се­редины XVI в. показывает, что современники строительства Покровского собора посвящения престолов этого особого обетного храма связывали ис­ключительно с событиями Казанского похода и небесным покровительством тех святых, чья память приходилась на эти даты.

 

1) Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002.С. 14.

2) Более пространно наша точка зрения изложена в работе: Юхименко Е.М. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной плошали. М., 2011. С. 19-23.

3) Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1871. С. 240-242.

4) Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половины XIV—XVI в.). Ч. 1. С. 273.

5) Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву. С. 7, 18-19.

6) Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной историй. М., 2007. № 2 (6). С. 5-16.

7) Там же. С. 55.

8) Там же. С. 55-56.

9) Казанская история // ПЛДР. Середина XVI в. М., 1985. С. 451, 453.

10) Насонов А.Н. Новые источники по истории Казанского «взятия» // Археографический ежегодник за 1960 г. М., 1961 .С. 10.

11) Там же. С. 11.

12) Там же.

13) Там же. С. 19. В «Казанской истории» также говорится: «И с того дня, когда прибыла ико­на, была дарована благочестивому царю от бога вся радость и победам (Казанская история. С. 495).

14) ГИМ. Синодальное собр. № 149. Л. 599 об.

15) «Месяца октября в 1 день, в суботу, на Покров святей Богородицы, повеле царь рвы наполняти летоми землею, и многие мосты устроити да из болшего наряду безпрестани бити, и бита чрез весь день и избита до основания стену градскую» (Александро-Невская летопись // ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 200); «А был тогда день субботний и праздник владычицы нашей Богородицы - честного ее Покрова» (Казанская история. С. 509). В «Повести о взятии Казани» описывается чудо святого Николы, который, явившись во сне одному из детей боярских, при­казал: «востани, человече, и рцы царю и великому князю, чтоб приступил ко граду на Покров пречистыя Богородица или на завтрея Покрова, Бог бо ему предаст град сей...» (Насонов А.Н. Новые источники по истории Казанского «взятия». С. 21).

16) Казанская история. С. 509.

17) Александро-Невская летопись. С. 204.

18) Никоновская летопись. С. 208.

19) История о Казанском царстве (Казанский летописец) // ПСРЛ. М., 2000. Т. 19. Стб. 432 (репринт).

20) Никоновская летопись. С. 213.

21) Там же. С. 21 3.

22) Казанская история. С. 561.

23) Насонов АН. Новые источники по истории Казанского «взятия». С. 13; Никоновская лето­пись. С. 194; История о Казанском царстве... Стб. 432. Варлаам Хутынский называется вместе с преподобными Сергием Радонежским, Кириллом Белозерским и Пафнутием Боровским (или Никоном Радонежским).

24) Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 639.

25) Александро-Невская летопись. С. 97, 100, 201, 202.

26) Казанская история. С. 537.

27) Летописец начала царства// ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 108; Никоновская летопись. С. 219.

28) Казанская история. С. 537.

29) Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции. С. 55. Это чтение Мазуринского списка первой трети XVII в.

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский