РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник:
Калинин Н.Ф. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и
Казанского кремля. В кн.: Советская археология,
Н.Ф. Калинин
Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве
и Казанского кремля
В исторической традиции утвердилось и безраздельно господствует мнение, что знаменитый храм Василия Блаженного (1555—1561) был построен двумя мастерами — Постником и Бармой. Однако о Барме нет других известий, помимо того, что он был строителем названного московского храма. Про Постника же имеется подлинный документ, свидетельствующий, что он был, кроме того, строителем Казанского кремля. Цар-
- 262 -
ский указ 15 декабря
Еще в
И. Е. Забелин, как и все в то время, приписывал постройку Василия Блаженного безоговорочно двум мастерам — Постнику и Барме. Более того, новейший исследователь интересующего нас вопроса Н. И. Брунов выделил и особо подчеркнул роль зодчего Бармы как в создании собора Василия Блаженного, так и многих приписанных Н. И. Бруновым его творчеству выдающихся памятников русской архитектуры XVI в.3
На чем же основывается эта традиция? На позднем, носящем следы искажения сказании XVII в.
В
Вопреки И. Кузнецову, данное известие является не «летописным текстом»,5 а поздним сказанием, в котором, вероятно, переосмысливается старое предание. Исследователи не обратили внимания и на странное употребление выражения «по реклу». Как известно, «по реклу» значит «по прозвищу». Это выражение ставится в древнерусском языке перед прозвищем человека, а не перед собственным его именем. «Посник» или «Постник» — это собственное имя.6 «Барма» же — это явно прозвище, означающее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы — оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные.7 В фразе «Сказания» — «дву мастеров русских, по реклу
1 Дополнение к Актам историческим. СПб., 1846, т. I, № 82, стр. 167.
2 И. Е. Забелин. История города Москвы, ч.
3 Н. И. Брунов. Мастера древнерусского зодчества. М.,
1953, стр. 34-
4 И. Кузнецов. Еще новые летописные данные о построении
московского Покровского (Василия Блаженного) Собора. ЧОИДР, кн.
5 Статья И. Кузнецова называется «Еще новые летописные данные...».
6 Имя «Постник» встречается, например, несколько раз в «Писцовых книгах г. Казани».
7 На смысл имени Бармы как прозвища указывал Н. Н. Воронин. Он полагал, что оно связано с дефектным произношением мастера («барма» - картавый, говорящий невнятно) и что, может быть, сотоварищ Постника Яковлева - Барма был иноземцем. См. Н. Н. Воронин. Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв. М.-Л., 1934, стр. 29, прим. 1.
- 263 -
Постника и Барму» вызывает недоумение то, что первый мастер назван только по имени (без прозвища), а второй — только по прозвищу (без имени).
Более логичен и правилен другой
текст, приводимый И. Кузнецовым из «Русского Летописца от начала Русской земли
до восшествия на престол царя Алексея Михайловича». Эта рукопись (№ 611 б.
Румянцевского музея, из собр. Д. В. Пискарева, № 176), по определению А. Е.
Викторова, написана в первой половине XVII в. Следовательно, эта рукопись
старше первой, кузнецовской, примерно на полстолетия. В ней мы читаем: «Того же
году (7068—1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, зачата
делати церковь обетная еже обещался в взятие Казанское Троицу и Покров и семь
приделов еже именуется на рву, а мастер был Барма с товарищи» (разрядка
моя. — Н. К.).1
Здесь назван только один мастер, но не вследствие отлучки второго мастера
(Постника), как думал, например, М. К. Каргер, который писал: «начав в июне
Недавно был опубликован еще один источник,
показывающий, что действительно имена Постник и Барма относятся к одному, а не
к двум лицам. Запись
Мы высказываем это предположение в
надежде, что историки обратят пристальное внимание на данный документ, опубликованный
еще в
А в то же время всё, что имеет отношение к крупнейшим мастерам-зодчим XVI в., создавшим шедевры русского искусства, заслуживает всяческого внимания.
Фигура «церковых и городовых дел мастера» Постника Яковлева при отождествлении его с Бармой приобретает еще большее историческое значение, Постник-Барма вырастает в величину, равную в российском масштабе западноевропейским мастерам эпохи Возрождения. Постнику Яковлеву Барме мы в праве приписывать следующие архитектурные сооружения:
1 И. Кузнецов. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора. ЧОИДР, кн. I, М., 1896, Дополнения, стр. 19.
2 М. К. Каргер. Успенский собор Свияжского монастыря, как архитектурный памятник. Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР, вып. 2, Казань, 1928, стр. 26.
3 Там же, стр. 27.
4 Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952. стр. 117.
- 264 -
1. Собор Покрова (Василий Блаженный) в Москве, 1555—1561 гг.1
2. Казанский кремль, 1556 и следующие годы.2
3. Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля, 1556—1560 гг.3
4. Никольский храм Успенского
монастыря в Свияжске,
5. Успенский собор в Свияжске,
6. Благовещенский собор Казанского
кремля
Этот список его работ убедительно говорит о том, что во второй половине XVI в. в России вряд ли можно назвать другого русского мастера-архитектора, который был бы равен Поснику Барме.
1 Дата по И. Забелину. См. И. Е. Забелин. ук. соч., стр. 156.
2 Дата по Указу 15 дек.
3 Дата по тем же данным. См. также Н. Калинин. Спасская башня Казанского Кремля. Казань, 1926.
4 Дата по антиминсу 6 дек.
5 М. К. Каргер, ук. соч., стр. 11.
6 К. Ф. Фукс. Краткая история г. Казани
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский