РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Кавельмахер В.В., Панова Т.Д.. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение
его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
В.В. Кавельмахер, Т.Д. Панова
Остатки белокаменного храма XIV в.
на Соборной площади Московского Кремля
стр.66
Памятник, о котором пойдет речь,
случайно открыт 80 лет тому назад, в
В
стр.67
сугубо краткие - для себя - заметки
ученого, так до конца и не расставшегося с мыслью, что сделанные им в
Таким образом, если не считать
журнального резюме по докладу Покрышкина от 3 сентября
Оценка памятника, сделанная
Покрышкиным, не выдерживает критики прежде всего в отношении датировки: никаких
каменных долговременных сооружений, тем более "часовен", в центре
Соборной площади ни в XVIII в., ни позднее никто не строил. Об этом ясно
свидетельствуют как почти полностью сохранившаяся строительная документация
дворцовых учреждений за два последних столетия, так и иконография площади за
этот же период. Не было на этом месте часовни и в XVII в., не было и
раньше. Здесь, почти в центре площади, под окнами тронной палаты великих князей
и царей, действительно довольно длительное время, с 30-х годов XVI в., стояло
здание, но во-первых, деревянное, а во-вторых, иного рода - ни часовня и ни
церковь. Это была невысокая мощная брусяная колокольница под островерхой
кровлей. В ней с
стр.69
снимкам, несущим, в отличие от оказавшихся не вполне качественными обмерных кроков, максимум разнообразной информации. Выполненный нами по этим крокам обмерный чертеж позволяет определить габариты здания и уточнить его местоположение на Соборной площади (рис. 1). Однако из-за неудачно сделанной привязки раскопанных фундаментов к Успенскому собору (базисные точки на его цоколе и реперы на месте раскопа расположены слишком близко друг к другу) нам не удалось с высокой точностью воспроизвести план здания, в результате чего следующий чертеж, представляющий собой гипотетическую реконструкцию памятника посреди Соборной площади, пришлось подкорректировать (рис. 2).
Перед нами три фотографии, сделанные
на Соборной площади в начале сентября
стр.70
Позднее он, или сам Машков, аннотировали снимки. Снимал фотограф "от Павлова" 3. Иванов (собственного фотографа у Комиссии не было). Съемка проходила в такой последовательности: сначала был снят общий вид раскопанного здания с севера (в кадр попал Архангельский собор) (рис. 3), затем Симонов имел поручение снять с близкого расстояния единственный археологический шурф, заложенный Покрышкиным в экседре раскопанного здания (рис. 4) (крок шурфа - в архиве ЛОИА12). В шурфе видны помимо покрытой загрязненным левкасом стенной белокаменной кладки (верхний ряд) еще четыре фундаментных ряда. При выполнении этого снимка был перенесен и положен на обрез кладки ранее извлеченный из шурфа "камень с выемкой" (чем-то заинтересовавший Комиссию). На втором снимке фоном раскопок вновь оказался Архангельский собор. В качестве третьего сюжета был избран большой фрагмент раскрытых кладок, снятых с востока-северо-востока (рис. 5). "Камень с выемкой" вновь был перенесен на прежнее место: на этот раз он должен был мешать съемке. Еще один блок белого камня был извлечен и отложен в сторону из засыпки между двумя рядами белокаменных облицовок, образующих южную стену здания. "Камень с выемкой" и этот блок - суть два неодушевленных предмета, переместившихся со своих мест за те несколько минут, что фотограф переносил штатив с места на место. На третьем снимке в кадр попали подклет Грановитой палаты, Красное крыльцо и часть Благовещенского собора. Третий снимок был последним.
стр.71
Раскопанное здание представляет собой остатки октагона - восьмигранного в плане, восьмиугольного сооружения, с колонками на углах и единственным западным входом (не сохранился). Во внутреннем контуре плана читается "вписанный крест", точнее, "вписанный крест с апсидой" или - "одноконховый вписанный крест", по терминологии принятой у историков, в частности, болгарской архитектуры. Здание раскопано не полностью. На фотографиях и обмерном чертеже мы видим только юго-восточную, восточную, северовосточную и северную грани, т.е., центральную часть октагона. Его западная, юго-западная и северо-западная стороны, разобранные некогда ниже видимой отметки, находятся в земле. В земле же находится и цоколь здания (если он. конечно, у этого здания был): то, что мы видим на фото, - нижняя часть стены, сохранившаяся со стороны интерьера на высоту, судя по всему, одного ряда. Стены сложены из двух параллельных рядов белокаменных квадров, забученных и защебененных внутри. Покрышкин называет квадры громадными и сообщает их размеры: 0,51 х 0,48 х 0,43 м13. Фундаменты (если это именно фундаменты, а не ярус подиума, видимый нами изнутри), в свою очередь, сложены из блоков значительно меньшей высоты, в технике так называемой нолубутовой кладки. Что касается собственно кладки стены, то она грубовата, грани квадров и лицевая поверхность "мятые", подгонка швов не отличается совершенством, "постели" обработаны вяло и не имеют характерного поднутрения, - иначе гово-
стр.72
ря, кладка велась на густом растворе, а не "под заливку", как в известных памятниках Москвы и Звенигорода конца XIV - первой четверти XV в. Последнее крайне существенно. Густой раствор и толстый шов характеризуют как постройки раннего XIV в., так и белокаменные здания второй половины XV-XVI вв., но квадры этого второго периода имеют, как правило, иные, "мелкие" размеры, а главное - "резанную" фактуру и острые грани. Таким образом тип кладки и форма блоков заставляют видеть в раскрытом на Соборной площади октагоне памятник раннего XIV в. Таков наш первый и основной вывод.
Не менее категоричным будет и второй: наличие во внутреннем плане сооружения уходящей глубоко в землю, обращенной на восток экседры надежно свидетельствует, что, вопреки Покрышкину, перед нами церковь, а не часовня. Отличие церкви от часовни (применительно к русской церковной практике по крайней мере последних столетий) заключается в том, что в первой есть алтарь, т.е. святилище с престолом и обходом вокруг него, благодаря чему в церкви можно служить литургию, а в часовне, где алтаря с престолом нет, - только службы третьего, шестого и девятого часа, а литургию или обедню - нельзя. Чем объяснить эту ошибку Покрышкина, сказать трудно, тем более, что перед нами церковь, чей внутренний, слабо выраженный крестообразный план восходит к многочисленным образцам церковных сооружений христианского Востока (в первую очередь). Очевидно, признанию этого факта со стороны ученого помешала внешняя восьмигранная форма здания, которая казалась ему катего-
стр.73
чески невозможной для памятника
русской церковной архитектуры, но возможной у часовен, - в чем сказался
недостаток у исследователей того времени специальных историко-архитектурных
знаний. Вместе с тем, случившееся довольно точно отразило тогдашнюю
церковно-бытовую ситуацию в России, когда богослужение в многочисленных древних
церквах-октагонах почти полностью прекратилось и они распоряжением
епархиального начальства были повсеместно обращены в часовни. Можно поэтому
сказать, что открытие в
Все это тем более странно, что
буквально в тридцати шагах от места раскопок, прямо на восток от них, тут же на
Соборной площади и сегодня стоит другой, великий русский октагон - церковь
Ивана Лествичника под колоколы, так называемый Иван Великий, - до недавнего
времени считавшийся самым ранним памятником этого рода. Внутренний план Ивана
Великого также представляет собой вписанную структуру, но уже многоконховую, с
равновеликой прочим конхам апсидой. Церковь Ивана Лествичника строилась с 1505
по
Церковь Ивана Лествичника "иже
под колоколы" - вторая каменная церковь Москвы и первая, построенная
Калитой - великим князем, - была заложена 21 мая
стр.74
номинально только гостем московского князя, совершил полный глубокого значения обряд, являющийся точным воспроизведением древнего обряда строительной жертвы: своими руками он заложил в жертвеннике Успенского собора аркасолий для своего гроба, положив тем самым символический камень в основание нового государственного здания. Святой Петр митрополит стал покровителем дому Калиты, первым по рангу московским чудотворцем, а его целебноносные мощи сделались палладиумом города. Через два года после смерти Петра, сразу по окончанию Успенского собора, теми же мастерами снаружи к стене жертвенника, ставшей гробницей, пристраивается малая церковь Поклонения вериг апостола Петра, посвященная монашескому имени митрополита, - для вечного его поминовения19. Одновременно с Петроверигской церковью, год в год, строится и интересующая нас церковь Ивана Лествичника под колоколы. Освященная в честь тезоименитого ангела нового великого князя она была личной, ему посвященной церковью, и в связи с этим - особо почитаемым в княжестве храмом. Обе малых церкви строились в комплексе с Успенским собором и были связаны с ним, как в плане религиозно-символическом (они были при нем на положении патрональных капелл), так и в плане церковного обихода: одна из них служила ему колокольней. С постройкой этих трех церквей - Успенского собора, Поклонения вериг и Ивана Лествичника -главная репрезентативная часть нового строительства была завершена. Вслед за Успенским собором с его церквами-"спутниками" Калитой были построены собор придворного Спаса-Преображенского монастыря вблизи княжеского двора - для пострижения вдов и дочерей московских великих князей, и домовая церковь Михаила Архангела, ставшая вскоре великокняжеской усыпальницей. Завершилось это бесприцендентное по масштабам своего времени строительное предприятие уже после смерти основателя - в 1344-1346 гг., при Семионе Гордом, - одновременною росписью всех вышеупомянутых церквей, включая церковь Ивана Лествичника, и отливкою для нее пяти колоколов, т.е., - полного звона20.
Относительно того, что представляла
собой разобранная в
стр.75
Лествичника и было вылито как раз три
"великих" колокола для благовеста и "малых" - для
согласного в них ударения (собственно "звона"). Эти колокола, как и те,
что оставались на Площади от бывших здесь до Калиты деревянных церквей, должны
были каким-то образом быть "вживлены" в формы и конструкцию здания,
что не могло не подсказать зодчему оригинального архитектурного решения его
верхов. Соединение же под одной крышей колокольни и капеллы, в свою очередь,
позволяет предполагать у этого и других подобных сооружений особую
пространственную структуру. Имея перед глазами примеры поздних подколоколенных
сооружений (начиная с Ивана Великого), исследователи русской архитектуры часто
представляли себе церковь "иже под колоколы" Калиты в виде
башнеобразного сооружения21, и только открытие в советское время
древнейшей из сохранившихся церквей под колоколы - крестовокупольной Духовской
церкви Троице-Сергиева монастыря
Решающим доказательством того, что в
стр.76
постройку еще одной деревянной
шатровой колокольни под новый великий колокол (на этот раз, впервые в этой
истории, - на каменном фундаменте), и даже были куплены вожжи в рядах для ее
разметки26. К счастью, на сей раз колокольня построена не была и для
установки нового гиганта была приспособлена все та же церковь Рождества
Христова, подвергшаяся в связи с этим капитальной перестройке27.
После этих событий о старом церковном месте Ивана Лествичника уже никто не
вспоминал до
Итак, на фотографиях Соборной площади
- остатки подколоколенной церкви Ивана Лествичника
стр.77
Пропорциональный строй, богослужебная функция, самый тип этих сооружений, в первую очередь, древнейших из них монастырских колоколен Санаина (1215-1235), Ахпата (1245), Нор-Гетик (Гошаванка, 1295) и др., несмотря на некоторое различие в планах30, полностью отвечают содержанию и облику нашего памятника, и что особенно важно - культурно и исторически ему предшествуют31.
Иван Лествичник
стр.78
поясов от храмов Калиты с пальметтами
и кринами говорят, как будто, в пользу этого мотива, однако все три восходящих
к нашему памятнику столпа - Иван Великий, церковь Одигидрии и церковь
Происхождения древ - имеют (или имели) аркатурные пояса. Верхний ярус с
закомарами был прорезан звонами. Вопрос, какими были звоны - с чердаком-киоском
под ложной главой, как в Спасо-Евфимьевском столпе и у других поздних
памятников, или с глубокими, в размер колокола, стенными нишами с коленчатыми
щелями-слухами или же слуховым каналом или "обходом" вокруг светового
барабана, как в Иване Великом или в церкви Алексея митрополита в Александровой
слободе
Прочие вопросы реконструкции первой
церкви Ивана Лествичника (прежде всего касающиеся его декора) не столь сложны и
могут быть решены при условии дальнейших археологических исследований
памятников архитектуры Кремля. Предпринятая в
стр.79
Нам осталось указать на место памятника в русской церковной и художественной истории. Октагон на Соборной площади - памятник мирового класса (не в смысле качества исполнения, которое было, скорее всего, еще варварским, а в смысле заключенной в нем семантики). Для истории архитектуры любого из европейских, переднеазиатских и среднеазиатских народов, чья культура восходит к культуре античности, памятники этого рода представляют собой норму. Для историков же русской архитектуры он явился полной неожиданностью. Причина этого "неузнавания" не столько в состоянии самих памятников, относительно редких и не всегда хорошо сохранившихся, сколько в условиях формирования русской архитектурной исторической науки второй половины XIX в., развивавшейся под воздействием общественной мысли своего времени -чрезмерно социологизированной, народнической и ко всему прочему - вызывающе антиклерикальной. В среде специалистов исключительное распространение имела мысль о народе-творце, создателе едва ли не всех архитектурных форм "из себя" - из потребностей народного быта, ремесленных (главным образом "плотницких" ) навыков, душевных склонностей и привычек - без какого-либо участия в этом процессе "образованных классов", прежде всего, церковного клира. Ясно, что для раскрытия генезиса таких наших памятников, как Покровский собор на Рву, Борисоглебский собор в Старице или Дьяковская церковь, или тем более церквей с полифолийными планами вроде Ивана Великого или недавно атрибутированной церкви Петра митрополита в Высокопетровском монастыре (1514-1517), подобные приемы рассуждения совершенно не годились. Пытаясь опереться на "чистую" связанную преимущественно с хозяйственной жизнью народа, строительную практику, историки русской архитектуры ничего вокруг себя не находили, кроме поздних колоколен (чью церковную основу они не разглядели), боевых башен, литейных амбаров, колодцев и некоторого количества часовен, т.е. большей частью откровенно утилитарных, художественно бедных сооружений. Довершило дело удручающее молчание отечественных источников, нигде ни разу не обмолвившихся относительно понимания самими древними октагональной (вообще - центричной) церковной формы, тем более - той же формы с колоколами в стенах. Даже в поздних памятниках русской письменности второй половины XVII в., когда симптомы религиозного кризиса в обществе сделались для всех очевидными и началась работа по осмыслению церковного прошлого, его истоков, символов и преданий, никаких истолкований таких понятий, как "придел", "шатровая церковь", "церковь на полатях", "церковь в шее", "церковь-усыпальница", "трапезная церковь", "церковь под колоколы" или тем более нигде в русских источниках вообще не встречающегося понятия "христианский мартирий" не содержится. Очевидно, православная церковная традиция, допустив эти формы на определенном историческом этапе, в дальнейшем вполне сознательно от них дистанцировалась как от моделей и символов западного христианства. Понятно, что поздняя отечественная культурология, сама того не желая, наследовала эту тенденцию. В результате за пределами внимания историков русского искусства оказалась уходящая в толщу космологических верований "печальная" семантика этих памятников, что явилось одной из весьма ощутимых потерь, понесенных нашим народом на путях добровольного культурного изоляционизма. История с октагоном на Соборной площади, по-видимому, одна из них.
стр.80
Раскопанный в
стр.81
Таким материальным свидетельством, говорящим, что православные русские в ХIV-ХV вв. воспринимали семантику круглых, ротондальных и башнеобразных сооружений адекватно (европейцам и другим народам) и следовали ей в своей религиозной жизни, могут служить два памятника серебряного дела конца XV в. из Московского Успенского собора. Это так называемые Большой и Малый Иерусалимы или Сионы, построенные в 1485-1486 гг. серебренниками Ивана III для соборной ризницы. Оба Иерусалима были напрестольными ковчегами и употреблялись в богослужебных целях, на Большом Входе, крестных ходах и т.д., оба были в ктиторских надписях названы "Ерусалимами", однако в действительности Иерусалимом в общепринятом смысле слова может считаться только один из них - Большой Сион, являющийся типичной дарохранительницей с дверкою и поддоном для просфор, изображающей, вне сомнения, ротонду Гроба Господня в Иерусалиме. Малый же Сион, имеющий вид запаенного со всех сторон серебряного одноглавого храма, является, вероятнее всего, воображаемой копией какой-то другой Иерусалимской святыни, может быть, дома Богородицы в Сионе (вопрос остается открытым), выносимой к народу исключительно на поклонение, в воспоминание Святых мест. По своему типу оба памятника являются типичными средневековыми реликвариями в виде моделей храмов - круглого и квадратного планов, со знакомыми и понятными русскому человеку церковными кровлями, водометами, лемехом, охлупнями и чешуйчатыми главами, как бы удостоверяющими их всамделишность и реальность. Особенно интересен в связи с этим Большой Сион, чья форма весьма близка гигантским купольным квадрифолиям с ротондальным обходом Кавказа и Италии. Малый же Сион, напротив, имитирует квадратную в плане, слегка башнеобразную, покрытую ярусами русских кокошников, идеализированную церковь типа московских церквей с крещатыми сводами или их позднейшую модификацию - церковь с сомкнутым сводом, из чего следует, что представления русских людей о сакральных церковных формах из арсенала мировой христианской архитектуры вполне грамотны и точны. В этом смысле октагональная подколоколенная капелла на Соборной площади - третий, смоделированный на основе мировых образцов, сакральный памятник, связанный с кафедральной церковью Москвы.
стр.270
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ААЭ - Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии наук
АИ - Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией
АН - Архитектурное наследство
АСЭИ - Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца ХIV-начала XVI в.
АЮБ - Акты, относящиеся до юридического быта древней России. Изд. Археографической комиссии под ред. Н.В. Калачева
ВВ - Византийский временник
ВИ - Вопросы истории
Временник ОИДР - Временник Московского общества истории и древностей российских
ГИМ - Государственный Исторический музей
ГИМ ОПИ — Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников
ГММК МИИ - Государственные музеи Московского Кремля
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
ГУГК - Главное управление геодезии и картографии
ДАИ - Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией
ДДГ - Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей ХIV-ХVI вв. М.; Л., 1952
ДРВ - Древняя Российская Вивлиофика
ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения
ИА РАН - Институт археологии РАН
ИГАИМК - Известия Государственной Академии истории материальной культуры
КСИА - Краткие сообщения Института археологии РАН
ЛОИА - Ленинградское отделение института археологии (ныне - Институт истории материальной культуры РАН)
ЛОИИ - Ленинградское отделение института истории (ныне - Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН)
МАРХИ - Московский архитектурный институт
МИА - Материалы и исследования по археологии СССР
МИАС - Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Т. 1-11; 1884, 1891
ОЛДП - Общество любителей древней письменности
ОР ГИМ - Отдел рукописей Государственного Исторического музея
ОР ГПБ - Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
ОР РГБ - Отдел рукописей Российской государственной библиотеки
ОРЯС - Отделение русского языка и словесности имп. Академии наук
ПДПИ - Памятники древней письменности и искусства
ПЛДП - Памятники литературы Древней Руси
ПСЗ - Полное собрание законов Российской империи. 1-я серия
ПСРЛ - Полное собрание русских летописей
РАН — Российская Академия наук
РАНИОН - Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук
РГАДА - Российский государственный архив древних актов
РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства
РГБ - Российская государственная библиотека
РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив
РЗ - Русское законодательство Х-ХI вв.
РИБ - Русская историческая библиотека
РК - Разрядная книга
РОБАН - Рукописный отдел Библиотеки Академии наук
СА - Советская археология
СГГ и Д - Собрание государственных грамот и договоров
ТОДРЛ - Труды отдела древнерусской литературы
ЦГИА г. Москвы - Центральный государственный исторический архив г. Москвы
ЧОИДР - Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете
Сноски
1Доложено в Комиссии 2 сентября
2Там же. С. 70об., протокол от 3 сентября
3РГАЛИ. Ф. 1981 И.П. Машкова. Ед. хр. 123-132.
4Архив ЛОИА. Ф. 21 П.П. Покрышкина. Ед. хр. 35, 36, 323, 324.
Материалы по реставрации Успенского собора (библиографические выписки, заметки
при осмотре собора за 1913-1918 гг.) 1511-1602; в том же архиве - Р - 1 (арх.)
233а, 234-251 - реставрация Успенского собора, альбом с карандашными обмерами
Покрышкина и др. материалы.
5Архив ГММК. Ф. 5 Комиссии по реставрации Успенского собора.
Коллекция фотоподборок. № 14, 15, 16.
6Панова Т.Д. Памятники Московского Кремля в лицевом своде XVI
в. // СА. 1983. № 4. С. 92-93, рис. 9.
7Архив ЛОИА. Р-1. Арх.
8Архив ЛОИА. Ф. 21. Ед. хр.
9Архив ГММК. Коллекция фотоподборок № 16 (архив И.П. Машкова), фото
№№ 77-79. Перефотографирование снимков любезно выполнил художник А.Н. Сергеев.
10На известной миниатюре из Лицевого летописного свода XVI в.
(Царственная кн., Л. 296), иллюстрирующей падение на Соборной площади большого
благовестного колокола в
11После изгнания поляков в
12Архив ЛОИА. Р-1. Арх.
13Там же.
14ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 244.
15ПСРЛ. М., 1965. Т. 6. С. 50; ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 377.
16Летописная дата разборки старого Лествичника -
17ПСРЛ. М., 1965. Т. 15, ч. 1. Стб. 45; ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С.
91.
18ПСРЛ. Т. 15, ч. 1. Стб. 44.
19ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 169; ПСРЛ. Т. 18. С. 117.
20ПСРЛ. Т. 15, ч. 1. Стб. 55-57; ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 216,
217; Троицкая летопись. М.; Л., 1956. С. 367, 368.
21Воронин Н.Н. Зодчества Северо-Восточной Руси. М., 1962. Т.
2. С. 158.
22История больших благовестных колоколов Успенского собора и их
звонниц подробно рассмотрена в работе: Кавельмахер В.В. Большие
благовестники Москвы XVI - пер. пол. XVII в. // Колокола: История и
современность. М., 1993. Вып. 2. С. 75-118.
23ПСРЛ. М., 1965. Т. 12. С. 161; Т. 13. С. 72; Т. 20. С. 418.
24История первого царского колокола изложена в той же работе
Кавельмахера (см. примеч. 22). В середине XVII в. имя "Царь-колокол"
перешло к колоколу
25См. примеч. 11.
26Архив ЛОИИ. Ф. 175 Гамеля. Оп. 1. Ед. хр. 250 - указ от 29 января
27Верхи церкви Рождества Христова были перестроены и обращены в
трехпролетную трехшатровую звонницу в середине августа
28Кивельмахер В.В. "Способы колокольного звона и
древнерусские колокольни" в сб. "Колокола. История и
современность", М., 1985. С. 63, 64.
29Кавельмахер В.В. К строительной истории колокольни
Иосифо-Волоколамского монастыря: Материалы научно-практической конференции
30-31 октября
30В основе колокольни Санаина (1215-1235) - квадрат со вписанным
крестом; план колокольни Ахпата (1245) - крестообразный, с расширяющимся над
закрестьями октагоном; план церковной части колокольни в монастыре Нор-Гетик
(1295) также крестообразен. Халпахчьян О.Х. Национальные особенности
Архитектуры армянских колоколен // АН. 1973. № 21. С. 100-107, рис. 4, 5, 8.
31Армянские храмы-колокольни - ближайшие и едва ли не единственные
"сородичи" русских подколоколенных церквей в интересующий нас
исторический период (если мы не ошибаемся, обычай сооружать подколоколенные церкви
существовал еще в Грузии). И это при том, что национальные культуры русского и
кавказских народов имеют в указанный отрезок времени крайне мало точек
соприкосновения! Каждая из вышеперечисленных колоколен вмещала в себя по
несколько фамильных капелл (в Ахпатской колокольне их было семь!), каждая
представляла собой стройную призмообразную, двух или трехъярусную постройку, с
колоколом на сводах внутри барабана-киоска. Кроме капелл-колоколен в армянской
архитектуре известен еще один вид подколоколенных сооружений. Это - гавиты,
квадратного плана притворы-усыпальницы, имевшие в центре свода световое
отверстие с колокольным киоском над ним (Халпахчьян. Указ. соч. С. 107). Чтобы
не перегружать своды, большие гавиты устраивались крестовокупольными, что
поневоле заставляет нас вспомнить подколоколенную Духовскую церковь
Троице-Сергиева монастыря. Халпахчьян допускает даже существование в
средневековой Армении "церквей под колоколы" (Указ. соч. С. 104, рис.
6), однако, думаем, что последние все же являлись "капеллами",
согласно тому смыслу, который вкладывает в это понятие католическая церковь.
Пример "многопридельных" капелл Санаина, Ахпата и Нор-Гетика это
подтверждает.
32Столпообразная церковь под колоколы Алексея митрополита -
малоизвестный памятник итальянского строительства в России. До середины XVII в.
входила в ансамбль загородного дворца в Александровой слободе. Опыт
реконструкции памятника и обоснование датировки см.: Кавельмахер В.В. Новые
исследования Распятской колокольни Успенского монастыря в Александрове //
Реставрация и архитектурная археология: Новые материалы и исследования. М.,
1991. С. 110-123, рис. 2, 3. Как и скрытая в толще Ивана Великого
церковь-капелла Ивана Лествичника
33Разумеется, мы имеем достаточно примеров крестово-купольных зданий
с "отрезанным" барабаном. Прежде всего это Духовская церковь под
колоколы Троице-Сергиева монастыря с ее двойным барабаном-киоском с колоколами.
В отдельных случаях, например в замечательной не дошедшей до нас соборной
церкви Покровского-Паисиева монастыря в Угличе (перв. четв. XVI в.), в огромном
церковном барабане помещалась "тайная" церковь-капелла, куда попадали
по винтовой лестнице. Однако все это были развитые крестовокупольные
сооружения с девятью, как минимум, компартиментами, закрестьями и пр. В случае
же слабо выраженной крестообразности, как в октагоне на Соборной площади (при
почти квадратном плане), поставленный на подпружные арки глухой куполок сделал
бы интерьер храма придавленным и маловыразительным. Интересно, что капеллы в
церковных барабанах вновь были введены в обиход при патриархе Никоне, по его
прямому указанию.
34Как не было ее в громадной по нашим масштабам подколоколенной
Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря.
Иллюстрации
1. План древней октагональной церкви на Соборной площади в Кремле по
крокам П.П. Покрышкина с помощниками (архив ЛОИА, Р-1, арх.
2. Соборная площадь в
3. Остатки белокаменного храма на
Соборной площади, открытые Комиссией по реставрации Успенского собора в
сентябре
4. Открытый храм с шурфом
П.П. Покрышкина в алтарной экседре. Сентябрь
5. Остатки белокаменного храма на Соборной площади. Вид на запад
6. Девятигранная церковь под колоколы Ивана Предтечи в суздальском Спасо-Евфимьевском монастыре втор. пол. XVI в. Храм на подклете. Реставрация последних лет. Принадлежит к кругу памятников, восходящих к подколоколенной церкви Ивана Калиты
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский