РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Кавельмахер В.В. Рецензия на проект реставрации памятника
архитектуры XVI–XVIII вв.
– Святых ворот с надвратной Никольской церковью Троицкого Белопесоцкого
монастыря. Рукопись.
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В. Заграевским. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
В.В. Кавельмахер
на проект реставрации памятника
архитектуры XVI–XVIII вв. –
Святых ворот с надвратной Никольской
церковью
Троицкого Белопесоцкого
монастыря
Состав проекта:
Том 1 – Предварительные
работы (задание, акт технического состояния);
Том 2 – Комплексные
научные изыскания (историко-архитектурная справка, 7 листов
архитектурно-археологических чертежей);
Том 3 – Проект
реставрации (пояснительная записка к эскизному проекту реставрации Св. ворот с надвратной Никольской церковью XVI в., краткие исторические сведения о
памятнике, реставрационные выводы и рекомендации).
Автор проекта – В.Е. Царин. М.,
С
составом проекта восстановления выдающегося памятника русской архитектуры –
Святых ворот Троицкого Белопесоцкого монастыря, с
общей оценкой памятника и его состояния (аварийного), с высказанными автором
реставрационными идеями, с предлагаемым порядком работ и пр. – рецензент в
принципе согласен, но имеет ряд конкретных замечаний, которые просит по
возможности учесть в дальнейшем:
– при знакомстве с
проектом рецензент ощущал определенный недостаток информации. В пояснительных
текстах речь неоднократно заходит о проекте благоустройства, о проекте
инженерного укрепления, называются проектные отметки находящегося в аварийном
состоянии памятника, но нигде нет ссылок на соответствующие проекты. Если
таковые существуют в природе, должны быть указаны их архивные номера, названы
авторы и т.п. Пока же утверждениям автора проекта приходился верить на слово;
– рецензенту по
неизвестным причинам не был предъявлен том фотофиксации.
В своих умозаключениях и оценках рецензент будет вынужден опираться только на
память, т.е. возможны ошибки;
– нет сведений о работах
предыдущей реставрационной организации, нет реестра использованной документации
(в историко-архитектурной справке В.В. Скопина такая ссылка есть), как нет
и характеристики этой документации;
– нет никаких сведений об
археологических раскопках в зоне памятника. Предпринимались ли они, и что сам
автор об этом думает? Территория монастыря, очевидно, и наверное, не раз, –
подсыпалась в связи с окскими паводками. Святые же ворота предполагается
опустить в кювет значительно более низкий, чем кювет вокруг отреставрированного
собора. А хорошо ли это? А как же водосброс? К зданию ворот непосредственно
примыкают постройки XIX в. И нужна ли вообще такая музеефикация
памятника в новых исторических условиях? Окапывая памятник, мы закладываем
основы будущей драмы. Ничего утешительного по этому поводу проект не сообщает;
– проект необходимо было
снабдить предварительными замечаниями в связи с одним, очень важным и
принципиальным обстоятельством: Святые ворота с церковью – только часть того
конгломерата объемов (каземат, палата, колокольня и пр.), который простирался
от ворот до юго-восточного угла монастырской ограды, включая существующую там
громадную крепостную башню XVII в. Такие сложносочиненные объемы назывались в старину «связью»,
это одно здание. Непосредственно примыкающая к воротам часть этого здания
представляет собой в настоящее время руину, но она существует, и никто не лишал
ее права называться памятником XVI в., наравне с воротами. Ограничивая
себя восстановлением (и изучением) только трех фасадов Святых ворот, автор
поступает реалистично, и рецензент его в этом поддерживает, но это решение
следовало бы обосновать чуть подробнее, не стесняясь.
Сейчас это сделано в виде ремарки на обмерных чертежах. Но, в высшем смысле, –
поступать так мы не были правомочны;
– в
проекте есть дублирующие друг друга материалы: текст архивной справки
В.В. Скопина, оставляющей вопрос о дате постройки ворот формально открытым
(«до
Начнем со Скопина.
«Историко-архитектурная
справка» (м.б., все-таки – «архивная»?), составленная
старинным другом и коллегою рецензента В.В. Скопиным, выходит за границы жанра
и принимает форму историко-архитектурного очерка. Эта «лекция на тему» В.В. не
вполне удалась. Скопин прав только в одном: Святые ворота с надвратной церковью
– самый ранний подмосковный монастырский памятник этого рода, до нас дошедший.
И в этом его ценность. Для того, чтобы попытаться
установить его дату, необходимо вспомнить (хотя бы по литературе) историю
строительства всех монастырей Московского государства с каменными оградами и
Святыми воротами на них, начиная с Троице-Сергиева, Чудова,
Кирилло-Белозерского и т.п. И должен был бы это сделать как раз Скопин! Дата
постройки Святых ворот в Белопесоцком монастыре сама
бы упала ему в руки. При этом достаточно было бы обратить внимание на конструкцию
в этих монастырях ворот, прямой ли в них проезд или «коленом» (что, кстати, и
делает Скопин) – и все. С определенного момента «коленом», например, уже не
строят (если только не по «старой подошве», как в Каличьей
башне Троице-Сергиева монастыря или в Германовой башне Иосифо-Волоколамского
монастыря и в других аналогичных случаях). Для годуновского
времени «колено» – уже нонсенс. Между тем В.В. Скопин приводит в качестве
примера ворот «коленом» Святые ворота Можайского Лужецкого
монастыря с явно открытым прямым проездом! Столь же неудачна попытка
В.В. Скопина навязать реставраторам свое представление о завершении храма
«шапкою кокошников». Архитектор-реставратор В.Е. Царин,
как показывает его вклеенная в проект реконструкция памятника, чувствует точнее.
«Шапка кокошников» – тоже годуновского репертуара.
Неверно представляет себе замечательный архивист и конструкцию церковного
перекрытия: где там под барабаном «ступенчатые арки»? Или рецензент что-то
забыл?
С точки зрения истории
архитектуры в справке много досадных неточностей. Замечу, что
церковь Трифона в Напрудном построена в 60-ые гг. XVI в.,
церковь Рождества Христова в Юркине – до
В.В.Скопин не следит за
новейшей литературой. Конечно, составителю историко-архивной справки по Белопесоцкому монастырю нелегко. Полное отсутствие
свидетельств за ранний период, а к 70-м гг. XVI в. монастырь уже весь отстроен в
камне (кроме, разумеется, стен). Зато с момента составления Писцовой книги
Когда же все-таки могли
быть построены Святые ворота? В процессе реставрации Троицкого собора
Вооружившись этими
данными, можно делать выводы. Обстройка Белопесоцкого
монастыря второстепенными каменными зданиями могла начаться только после
постройки первого каменного собора – обязательно с трапезной. Однако ни при
Василии III, ни после, вплоть до 1550-х гг. в малых монастырях каменных трапезных
еще не строили. Стало быть, все должно было произойти в царствование уже Ивана
Грозного, и первыми постройками должны были стать трапезная, поварня, погреба
и.т.п. Это 1550–60-е гг.
Третьими на очереди были
Святые ворота. Маловероятно, чтобы Святые ворота были заложены вместе с
трапезной. Таких примеров я не помню. Это превратило бы монастырь в сплошную
стройплощадку. Рассуждения наших краеведов о необходимости в первую очередь
защищать монастырь от кочевников и пр., при отсутствии каменных стен по
периметру – обычные благоглупости. Разве только от разбойников...
Остаются, таким образом,
70-ые годы, но только не «первая половина XVI в.». Об этом
говорит и конструкция прорези под барабаном.
В.В. Скопину не
следовало ссылаться в этом вопросе ни на мать Марию Баранову, ни на краеведов.
Это некорректно. Мать Мария, которую рецензент имеет честь знать, – не специалист,
а как большинство духовных лиц, пишущих о памятниках архитектуры,
добросовестный компилятор. Она имеет право на разные уютные домыслы.
Например, она пишет в одном месте о преподобном Владимире: «При нем был
построен Никольский надвратный храм». Сейчас мать Мария и сама так, наверное,
уже не думает. То же – краеведы, главная задача которых – заинтриговать
публику. Историк такого класса, как Скопин, не должен предоставлять свои
страницы литераторам и журналистам. А вот ссылка ученого на иконографию Белопесоцкого монастыря из РГАДА осталась без
фотоиллюстрации. Жаль.
Есть у рецензента
замечания и к исследовательской части проекта, т.е. к В.Е. Царину. Рецензент заранее просит извинения, если здесь в
чем-либо ошибается. Это было бы, конечно, ужасно, но ведь у нас нет ни стереообмеров, ни фотофиксации,
ни времени на поездку в монастырь… Рецензенту кажется (всегда казалось), что в
кладке папертей – совершенно другой кирпич, значительно крупнее кирпича
постройки, что сводчатые паперти сооружены много позднее здания церкви. А вот
насколько позднее – большой вопрос. То, что паперть со сводами изначально
предполагалась, – сомнений нет. В стенах храма были оставлены для них штрабы. Но сами пяты были вложены в эти штрабы
уже в другую эпоху, они, как и сама паперть, принадлежат уже другой стилистике.
Паперть груба, лишена изящества, вместо кованых связей – дубовые. В этих
папертях некуда вытащить герсу (даже приподнять),
щели для герс замощены полами (сейчас – открыты).
Последнее, разумеется, не аргумент, – от герс мог отказаться
и сам зодчий, – но все же.
Но главное, конечно,
формат кирпича – настолько необычный, что даже датировать по нему паперть не
представляется возможным. На вид (но только на вид) это нечто очень позднее.
Опись
Интересно, что даже В.В.
Скопин пишет о «переделанных сводах паперти».
Возникшие разночтения
связаны с одной прискорбной вещью: обмеры памятника выполнялись без лесов, а
стало быть, и без раскрытий. Такие обмеры не могут претендовать на то, чтобы
называться «археологическими».
Нет у рецензента также
никакой уверенности, что каменный щипец над алтарем сложен из материала
основной постройки, но здесь рецензент уже точно ничего не помнит.
Слова Описи
В свое время рецензенту
казалось, что при входе на лестницу просматривалось нечто, напоминающее
отломанный тамбур. На обмерных чертежах этот узел не просматривается.
В описании памятника у
автора проекта та же ошибка, что у Скопина: прорезь в церковном своде была
перекрыта сводами с наклонными щелыгами, а не
«ступенчатыми» сводами. Т.е., это все-таки «поздний» памятник, но еще не годуновский.
К проектным предложениям
арх. В.Е. Царина у рецензента претензий не
имеется, за исключением, как уже говорилось, запроектированных вокруг здания
кюветов. Что памятник необходимо обкопать для его укрепления и реставрации со
всех, быть может, сторон, – спору нет, а вот как содержать
эти «крепостные рвы» дальше и для чего – непонятно. Все кюветы вокруг обкопанных
памятников архитектуры в нашем климате ведут себя плохо. Не засыпать ли все от
греха?
Прав автор проекта в том,
что начинать надо с кровель, причем временных, а еще лучше «реставрационных»,
специальной конструкции. Реставрация в постсоветских условиях может затянуться
на многие годы.
Паперти лучше сразу
остеклить. По всем ярусам повесить водосточные трубы.
Нуждается во временной
кровле и обрушившаяся часть здания! Эта нормальная идея должна была быть
выражена еще на стадии задания. Но это уже наше общее упущение.
12.12.2000 г.
В. Кавельмахер
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
доктор архитектуры, профессор
Сергей Вольфгангович Заграевский