РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник Кавельмахер В.В. Об окнах-розетках церкви Введения
на Подоле в г. Загорске. Рукопись. Начало 1970-х гг. Позднее частично
опубликовано в кн.: Реставрация и исследования
памятников культуры. Вып.
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В. Заграевским. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
В.В. Кавельмахер
ОБ ОКНАХ-РОЗЕТКАХ ЦЕРКВИ ВВЕДЕНИЯ НА ПОДОЛЕ В Г. ЗАГОРСКЕ
Весной
К сожалению, рисунок розетки не может быть реконструирован с абсолютной достоверностью: найденный фрагмент содержит только два целых лепестка, два других – едва намечены. Однако вытянутый характер розетки заставляет предполагать, что она имела килевидное завершение.
Найденная розетка необычна. По некоторым признакам, главным образом технологическим, ее следует отнести к раннемосковскому типу. Прежде всего, она вырезана целиком из одного камня, причем резали ее с двух сторон. Прорезь розетки носит импровизированный характер – она образована глубокой цветочной чашей, изнутри прорезанной полусферой. У прорези острые, слегка волнистые края, четверть отсутствует. Благодаря такой «скульптурной» манере исполнения рисунок розетки мог быть с большой тонкостью вписан в композицию фасада. Найденный обломок, например, определенно ориентирован по вертикали.
Описанные приемы восходят к архаической технике каменной кладки, когда отдельные узлы здания еще не собирались из стандартных элементов, а или вырезались из целых блоков, или шли в кладку в виде заготовок и затем дорезывались на месте. До нас дошли 4 оконных розетки, выполненных в такой технике: две – в Московском кремле в церкви Рождества Богородицы, и две – в Звенигороде в Успенском соборе на Городке. Найденная при церкви Введения розетка – пятая.
Вместе с тем Введенская
розетка решительно отличается от раннемосковских розеток XIV в. Московские и звенигородские
розетки, строго говоря, не окна, а «оконца». Все они имеют «точечную» прорезь.
Три из них устроены для освещения внутристенных лестниц, и только одна – на
хорах Успенского собора – по своему положению на фасаде может условно
именоваться «окном». Однако, и она, в действительности, всего только щелевидная
прорезь, украшенная с фасада шестилепестковой розеткой-раструбом. Между тем
Введенская розетка – совершенное круглое окно во вкусе XVI в. Ее прорезь в общих чертах
реконструируется довольно точно: в ней было около
Другой особенностью Введенской розетки, отличающей ее от архаических розеток, является ее принадлежность кирпичному зданию. Как позволяет судить найденный фрагмент, Введенская розетка была вырезана в белокаменной плите стандартного размера (21–23 см). плита имела форму неправильного многогранника, причем края ее оставались необработанными, т.к. они должны были закладываться кладкой. Нет сомнения, что перед нами типичное обрамление-вставка.
Таким образом, Введенская розетка уникальна: она совмещает в себе черты круглого окна XVI в. с признаками розеточных прорезных оконцев московской белокаменной архитектуры XIV в. Поскольку строительство из кирпича началось в Москве только в середине XV в., розетка, подобная Введенской, не могла появиться раньше этого времени. В то же время среди многочисленных храмов XVI в. с круглыми окнами окно в виде цельной белокаменной вставки, насколько мы знаем, также не встречено. Эти особенности позволяют относить Введенскую розетку к промежуточному типу.
Церковь Введения, близ
фундаментов которой найдена розетка, – соборный храм Подольного монастыря –
была построена в
Первоочередной задачей
строителей 1621 года было выведение храма из аварийного состояния. С этой целью
все верхи храма (остатки сводов и закомары) были ими разобраны и переложены на
новой отметке, а юго-восточный, падающий, участок стены, два южных прясла, вся
апсида дьяконника и больше половины центральной апсиды были обложены сплошным
контрфорсом, скрывшим под собою целиком южный портал и два алтарных окна. При
возведении контрфорса строители предприняли попытку «перевязать» его с кладкою
стены, поэтому в местах примыкания контрфорса стены храма поднутрялись на
глубину облицовки (т.е. в полкирпича). Этот контрфорс не дошел до нашего
времени. Он был разобран за ненадобностью после очередной реконструкции храма в
Снятый со стен церкви большемерный кирпич был уложен в основание контрфорса, находящееся теперь глубоко в земле. В нем, среди половняка, и лежал обломок оконной розетки.
Столь глубокая реконструкция храма не могла не коснуться системы его освещения. Даже в том случае, если два алтарных окна не были заложены наглухо и для них в кладке контрфорса были оставлены прорези, количество света в алтарях, и прежде всего, в дьяконнике, где помещался изолированный от церкви Константино-Еленинский придел должно было резко уменьшиться. Именно вследствие этого была предпринята единственная в том году на храме переделка окна верхнего света – расположенного в восточном прясле южной стены и освещавшего этот придел сверху.
Это окно хорошо
сохранилось со стороны интерьера. До своей переделки оно представляло
собой близкий к квадрату проем в стене, выложенный без
рассвета, с распалубкой в виде маленького сводика. Ширина проема –
Следует отметить, что сооружаемый контрфорс подходил практически под самый подоконник этого окна, не угрожая ему при этом разрушением, в то время как соседнее большое окно в центральном прясле контрфорс резал наполовину. Однако строители все же пошли на реконструкцию придельного окна и тем самым на его разрушение, хотя для этого им пришлось сделать специальную прорезь в вершине контрфорса. (Все эти подробности хорошо видны и поныне: при разборке контрфорса его верхушка в виде белокаменного «зуба», с целью равномерного распределения давления из белокаменных плит, была оставлена в стене).
На расстоянии 50–51 см от
наружного края этого окна под новой четвертью просматривается срубленная
древняя четверть. Кладка новой четверти сделана с отступом в
Сейчас, строго говоря, это окно Константино-Еленинского придела не имеет четверти, вернее, тот простой наружный арочный проем, который мы сегодня видим на фасаде, и четверть – одно и то же. Для древнерусского церковного окна такое устройство является беспрецедентным упрощением. Церковное окно обязательно требовало если не наличника, то любого типа обрамления, хотя бы в виде простой ниши.
Кроме того, нынешняя
«четверть-обрамление» слишком широка – в ней
Выше было сказано, что
кладка новой четверти сделана с небольшим (
Чем могла быть вызвана потеря оконного обрамления? Ведь переделка окна носила откровенно утилитарный характер – окно всего только прибавляли в свету. Например, вполне можно было не уничтожать обрамление, достаточно было просто растесать его и опустить подоконник. Однако древнее оконное обрамление, по всей видимости, обладало спецификой, препятствующей такому с ним манипулированию. Это могло быть только в том случае, если материалом его был белый камень, а форма слишком сложна и своеобразна.
Справедливость этого
предположения находит себе подтверждение в бессистемности древней кладки
Принимая во внимание все вышесказанное, мы приходим к выводу, что южное окно Константино-Еленинского придела имело в древности снаружи, вероятнее всего, белокаменную вставку-обрамление.
Остается определить форму этого обрамления.
Уже сам приближающийся к квадрату сохранившийся стенной проем южного окна Константино-Еленинского придела указывает на единственно возможное решение его наружного обрамления: южное окно этого придела Введенской церкви могло быть только круглым. В этом нам должен помочь убедиться обширный материал по круглым окнам, имеющийся в нашем распоряжении: почти все выдающиеся памятники рубежа XV–XVI вв. и всего последующего столетия имели круглые окна. В их числе Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника (Иван Великий), церковь Вознесения в Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, храм Василия Блаженного, церковь Преображения в Острове, церковь в Кушалине и многие другие. Все круглые окна в этих храмах устроены по сходному принципу: в интерьере это близкий к квадрату проем, перекрытый сводом, затем – оконная четверть с арочной перемычкой, и, наконец, наружное обрамление с круглой прорезью и, чаще всего, роскошным наличником. Модификацией такого круглого окна и является найденная под стенами Введенской церкви белокаменная розетка. Ее принадлежность южному окну Константино-Еленинского придела более чем вероятна.
Круглое окно
Константино-Еленинского придела было не единственным на Введенском храме.
Аналогичные окна имелись, по всей видимости, еще и на западном фасаде церкви –
в южном и северном пряслах. Эти окна были растесаны в XVIII в. почти без остатка, однако на южном
окне по характеру обнажившейся после уничтожения облицовочных рядов кладки
можно ясно прочесть линию древнего горизонтального подоконника, так же, как и
уровень пяты перекрывающего проем сводика. Они те же, что и в окне
Константино-Еленинского придела: от подоконника до пяты ровно шесть рядов
кирпича, т.е.
Особенно веским доказательством того, что на западном фасаде были такие же круглые окна с белокаменным обрамлением, следует считать то, что со стороны фасада оба нынешние окна прорублены в регулярной лицевой кладке стены, непосредственно за которой уже реконструируются стенки внутреннего проема. В этих условиях для устройства окна любого типа из арсенала известных форм XVI в. не остается места. Возникновение окна-прорези в духе ныне существующего окна Константино-Еленинского придела в результате переделок или ремонта совершенно исключается. Такое окно – очевидная случайность, его устройство – внеархитектурно (с точки зрения храмовой архитектуры). Поэтому на сегодня единственным реальным вариантом остается белокаменное обрамление заподлицо со стеной – как раз того конструктивного типа, о котором говорит найденный возле южной стены Введенской церкви обломок.
Выше мы отмечали
архаичность Введенской розетки и указывали на ее промежуточное положение в ряду
подобных форм. На основании ряда признаков возникновение ее как типа отнесено
нами ко второй половине XV в. В XVI в. ничего ей подобного мы уже не находим, несмотря на
то, что это столетие – признанное время расцвета круглых окон. Таким образом,
появление такой розетки на храме в
Каким же образом розетка XV в. могла оказаться на храме середины XVI в.?
Ответ на этот вопрос мы
найдем в истории построения Введенской церкви. Общепризнанным фактом является
несамостоятельный, переводной характер этого храма. Введенская церковь сделана
переводом с Духовской церкви Троице-Сергиевого монастыря (
Непосредственно проблеме тождества двух названных храмов, в ходе разработки которой у нас будет возможность ответить на этот вопрос, мы предполагаем посвятить нашу следующую работу. (Насколько известно редактору, эта работа так и не была написана, но графическая реконструкция первоначального вида Духовской церкви, сделанная с учетом исследований Введенской церкви, была В.В. Кавельмахером разработана и приведена в настоящей статье – С.З.)
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Окно-розетка Введенской церкви. Черновая графическая реконструкция В.В. Кавельмахера.
Духовская церковь. Реконструкция первоначального вида.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
доктор архитектуры, профессор
Сергей Вольфгангович Заграевский