РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Кеслер М.Ю. Камень в архитектуре православного храма. Все права сохранены.
М.Ю. Кеслер
КАМЕНЬ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА
С каменного века и до начала прошлого столетия самым совершенным материалом в архитектуре являлся камень. Сооружения из дерева или железа, подверженные разрушению под воздействием биологических причин или окисления, давно ушли в прошлое, уступив место каменной архитектуре. Камень всегда использовался и продолжает использоваться в архитектуре во всевозможных формах, выражении и цвете. Тесаный камень используется в качестве структурного и декоративного материала для различных видов кладки: полигональная кладка, бутовая кладка, квадровая, нерядовая и другие. Камень в больших цельных блоках используется в качестве конструктивного материала для возведения стен, сводов, архитравов, плоских сводов, колонн. Камень в виде тонких плит используется в качестве декоративного материала для выполнения орнаментального напольного и настенного покрытия. Камень, раздробленный до небольших камушков, используется в мозаике. Тонко измельченный, камень используется в качестве инертного заполнителя, пигмента в производстве композитного камня, связующим веществом для которого ранее использовалась натуральная известь, затем цемент и, наконец, смолы.
Каменное храмовое зодчество пришло на Русь вместе с принятием христианства из Византии на пике своего расцвета. Однако византийские крестово-купольные храмы претерпели некоторые изменения, связанные с климатом и использованием местного белого камня - известняка. К XII веку в храмовой архитектуре Древней Руси используется резаный камень с элементами романской традиции в виде колончатых поясов, перспективных порталов, капителей колонн и др.
Из всех каменных пород в строительстве Древней Руси и России наиболее популярный камень – белый плитчатый мягкий известняк. Из него делаются стеновые и облицовочные камни, щебень и известь. Известняк добывался, начиная с XII в. в Подмосковье в районе сел Мячкова, Тучкова и Домодедова, а также на Волге вблизи г. Старицы и на Оке под Касимовым. Камень вывозили в Москву, Переяславль-Залесский, Нижний Новгород и даже в Астрахань. Известняк может быть слабым и крепким, легким и тяжелым, белым, серым и желтым. Строители Древней Руси умели выбирать в каменоломнях слои наиболее стойкого камня, который легко обрабатывался, но не разрушался с течением времени. Из глыб известняка обтесывались стеновые блоки, плиты пола, ступеней, цоколей и фундаментов, наличники окон, порталы дверных проемов, орнаментальные пояса и мелкие детали. Белый известняк легко поддается обработке, обладая в то же время несущей способностью, необходимой при кладке стен и сводов.
Наибольший расцвет белокаменная архитектура получила во Владимире и его окрестностях в XII веке. Это Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и комплекс дворца св. князя Андрея в Боголюбове. Все они сложены из блоков привозного мячковского известняка с основными размерами блоков примерно 30х40х50 см, уложенных на известковом растворе в стенах в два ряда с забутовкой промежутка обломками известняка, залитых известью. Из истории строительства белокаменного Дмитриевского собора известно, что вначале были возведены его стены, а затем на камнях по рисунку выполняли резьбу. Если стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, построенного в XIII в, сплошь покрыты белокаменной резьбой, то орнаментальный пояс на сплошном белом поле стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре, построенного в XV в., придает скромному сооружению необходимое благолепие.
В XVII веке добываемый в карьерах белый камень распределяли на три сорта: для кладки стен - стенной; для забутовки – бутовый, представлявший собой мелкую колотую плиту; для изготовления извести обжигом – известковый. Стенной камень делился по толщине, длине, форме и чистоте обработки на восемь видов: аршинный, трехчетвертной, полуаршинный, логовой, точковый, мостовой, тесаный, ступенной. Кроме того, изготовляли полусаженные плиты для престолов, каменные надгробия и другую белокаменную продукцию.
К массовой и организованной разработке белого камня приступили после появления Приказа каменных дел, созданного по указу Бориса Годунова и ликвидированного Петром I. Его указом каменное строительство было запрещено по всей России на несколько лет, ввиду строительства новой столицы на Неве.
Когда на смену белокаменным храмам Древней Руси пришли краснокирпичные церкви, их украшали детали из белого известняка. До середины XIX века известняк широко применялся при кладке фундаментов, цоколей, в пятах и замковых камнях арок и сводов, опорных кольцах барабанов, при изготовлении лестниц, карнизов, фронтонов и колонн.
Если раньше камень выламывали вручную в различных слоях известняка в зависимости от назначения камня, то с середины XIX века добычу камня стали вести взрывным способом, и выделение отдельных сортов камня стало невозможным. На мячковских каменоломнях производство штучного камня прекратилось в начале XX века и отличный белый камень стал разрабатываться только на обжиг и бут. К тому же с Урала, Украины и Кавказа стали завозить мрамор, гранит, габбро, из которых изготовляли колотые или полированные камни, ступени и скульптуры. Мрамор и гранит появляются в храмовой архитектуре вместе с усилением влияния западноевропейской традиции в стилях классицизма и ампира и сегодня не ассоциируются как традиционно русские материалы в отделке православного храма.
Сегодня крупнейшим поставщиком изделий из натурального камня является Италия. Исследуя сотни европейских и средиземноморских каменоломен, архитекторы римской империи открыли месторождения, выбрали лучшие образцы, систематизировали и начали использовать декоративный камень. Италия в течение более двух тысячелетий создавала все необходимое для добычи и обработки своего камня: это римский травертин, мрамор из Каррары, порфир из Трентино, натуральный сланец из Лаваньа, диаспор из Сицилии, мрамор из Трани, гранит из Сардинии, базальт и серый вулканический туф из Тускии и т. д. У итальянских архитекторов было в распоряжении более двух тысяч лет для того, чтобы открыть, отобрать и научиться использовать основные механические, декоративные и художественные характеристики всех видов итальянского камня: мрамора, травертина, базальта, брекчии, натурального сланца, порфира, гранита. В греческих колониях «Великой Греции», в романской архитектуре, в готике, в архитектуре эпохи Возрождения, в барокко, неоклассицизме, в неоготической архитектуре и модерне камень всегда играет главенствующую роль.
Тоскана и, в частности, Каррара, активно занимаясь посредничеством в торговле, стала самой настоящей всемирной столицей камня, благодаря граниту из Бразилии, Индии, Южной Африки и скандинавских стран, мрамору из Греции, Турции, Португалии, Франции, Бельгии, камням, ониксам и алебастрам из самых отдаленных широт.
Материалы вулканического происхождения
Базальт изливаясь лавой и затвердевая, превращается в твердый, темный, часто черный камень. Стойкий к воздействию непогоды, камень прекрасно подходит для мощения дорог, поэтому еще в Древнем Риме была создана огромная сеть вымощенных базальтом улиц, дорог и площадей. Еще древним каменотесам было известно, что базальт можно легко обтесать с большой тщательностью и точностью, и что этот материал служит очень долго, не теряя своей первоначальной формы. В настоящее время он все еще продолжает использоваться для создания темной матовой поверхности, он легко шлифуется, обрабатывается бучардой и пескоструйным методом, легко подметается, не становясь при этом шероховатым, он не скользкий, даже когда мокрый.
Серый вулканический туф образовался из вулканического пепла. Это шершавый камень серого цвета, стойкий к воздействию непогоды и огня. В настоящее время серый вулканический туф часто используется для облицовки цокольной части зданий, в силу его износостойкости, а также для создания впечатления прочности и надежности.
Материалы осадочного происхождения
Известняк часто содержит остатки морских ископаемых. Этот пористый камень с тонкой структурой встречается в различных цветовых оттенках: от белого до янтарно-желтого. Его чрезвычайная пластичность и наличие известковых вкраплений с различной твердостью, значительно расширяют спектр его применения, от создания скульптур и декоративных деталей до производства строительных материалов.
Травертин образовался в результате осаждения карбоната кальция, что обогащает его структуру, как будто бы травертин является живым материалом. Травертин бывает различных цветовых оттенков, от коричневого с красными тонами до белого с желтыми переливами.
Аспидный сланец (природный шифер). Эта горная порода осадочного происхождения отличается от обычных сланцев характерным ярким цветом, которым он обладает, благодаря тончайшему графитовому пигменту, который в нем содержится.
Мрамор. Некоторые итальянские фирмы, благодаря удачному сочетанию применения инновационных технологий и креативности, произвели переворот в творческом подходе к мрамору, издавна используемому в архитектуре в качестве ценнейшего декоративного материала, особенно для выполнения напольных и настенных покрытий, а также для декоративной отделки внутренних помещений. Светлые тона и низкий коэффициент впитывания делают мрамор особенно пригодным для производства внутренних напольных покрытий, но также пригодны для производства как внутренних, так и внешних напольных покрытий для условий благоприятного климата.
Мрамор Rosso Levanto и Verde Levanto имеют фон яркого цвета, испещренный длинными прожилками. Благодаря интенсивному цвету фона, эти виды мрамора используются в качестве декоративного материала в сочетании с материалами белого цвета. Мрамор Nero Portoro с ярким черным фоном, с прожилками золотистого желтого цвета, делающими этот вид мрамора особенно ценным. Этот мрамор считается одним из самых красивых видов мрамора черного цвета. Все другие виды черного мрамора имеют белые, а не золотистые прожилки.
Брекчия бывает с различными цветовыми оттенками, от коричневого интенсивных темных и ярких тонов до бежевого нежных и мягких оттенков. Поскольку это очень плотный материал, он относится к коричневым мраморам, которые после выполнения цикла шлифования, обладают наиболее высокой степенью блеска.
Сланец является негорючим, нерадиоактивным материалом, обладающим хорошими звукоизоляционными свойствами, морозостойкостью и низким уровнем водопоглощения, что делает этот камень универсальным в использовании. При полировке сланец находит применение при облицовке стен, фасадов и других вертикальных поверхностей, обладая, благодаря матовой поверхности с причудливыми цветовыми разводами, богатыми декоративными возможностями, в зависимости от места добычи камня. Итальянские и бразильские сланцы обладают сдержанными классическими цветами, а индийские и африканские – более яркими оттенками.
В современной российской практике при удешевлении перевозки для облицовки стен, полов зданий, устройстве мощений широко используется сланец и кварцит, привозимые из различных стран Европы, Южной Африки, Бразилии, Индии, Китая, а также из Южного Урала, Алтая и Осетии. Изделия из камня выпускаются в виде плитки, слэбов, подоконников и ступеней.
Для храмов при облицовке фасадов применяются плиты и детали из гранитов, плотных известняков и песчаников, мраморов, туфов и др. К профильным элементам облицовки стен относятся цокольные плиты и кордонные камни, обрамления порталов, оконные наличники, пояски, карнизы, подоконные плиты, плинтусы и т.п. Внутри резной камень используется в основном при выполнении иконостасов и киотов. Выбор фактуры лицевой поверхности облицовочных плит и камней производится в соответствии с требованиями проекта.
При этом следует выполнять следующие рекомендации.
· Конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна устранять возможность проникания влаги через стыки облицовочных деталей
· Плиты и детали наружной облицовки, за исключением облицовки на относе, устанавливаются на растворе. Растворы, применяемые для облицовочных работ, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверхности облицовки
· Стальные элементы конструкций, примыкающие к облицовке, а также стальные крепления, используемые для монтажа плит и деталей облицовки, должны быть защищены от коррозии. Крепежные детали (скобы, пироны, крючья) должны быть оцинкованы или изготовлены из нержавеющей стали. Для крепления плит мраморной облицовки применяются детали латунные, медные (обмедненные) или из нержавеющей стали
· Наружные облицовочные работы должны производиться преимущественно одновременно с кладкой стен. При этом следует учитывать усадку раствора в швах кладки стен
· Барельефы и горельефы должны монтироваться одновременно с облицовкой стен
· Облицовка мрамором панелей стен, а также балясника и косоуров лестниц должна производиться до облицовки пола и ступеней
Чтобы известняк служил долго, необходимо защитить изделия из него от проникновения влаги. Карнизы и капельники должны обеспечивать сброс дождевых вод, подошвы цоколей должны предотвратить капиллярный подсос грунтовых вод, в креплении наружных плит не должно быть ржавеющих металлических деталей. Поверхность камня должна быть пиленой или шлифованной (но не колотой), не дающей застаиваться воде или тающему снегу.
В целях предотвращения коррозии облицовки и появления высолов необходимо соблюдать следующие требования.
· Верхние грани всех выступающих гранитных деталей (карнизов, поясков, сандриков) должны иметь уклон наружу для стока воды и капельники
· Уширение верхней плоскости гранитных карнизов между пилястрами и гранитным цоколем необходимо перекрывать плитой
· Верхние плоскости карнизов, поясков и сандриков из известняка и песчаника должны иметь металлические покрытия
· В местах, где облицовка из известняка устанавливается на гранитное основание, горизонтальные выступы гранита не допускаются
Внутреннюю облицовку поверхностей плитными и профильными деталями природного камня из мрамора и гипсового камня следует вести с соблюдением следующих требований.
· Фактура облицовочных деталей должна быть зеркальной или лощеной, что определяется проектом
· Облицовка стен должна выполняться до устройства покрытия пола
· Облицовочные изделия из мрамора в целях сохранения их декоративных качеств устанавливаются с относом от стен без заливки раствором. Смежные плиты рисунчатых мраморов подбираются по цвету и рисунку
· Плиты и детали сопрягаются насухо с толщиной шва между ними в 1 мм с точностью ±0,5 мм. Швы заделываются гипсом, окрашенным в цвет камня
· Заливка раствором зазора между облицовываемой конструкцией и плитами производится слоями, в несколько приемов, во избежание смещения плит
Полы в храме рекомендуется выполнять из шлифованного природного камня, допускающего мокрую уборку. Предпочтение следует отдавать камню типа доломит, хорошо впитывающего влагу, имеющего не скользкую поверхность и теплого, что особенно важно при коленопреклонениях во время богослужений.
Сегодня строить храмы целиком из белого камня нерационально, и даже применять его в качестве отделочного и декоративного материала достаточно дорого. Значительно удешевляет строительство применение вместо естественного камня облицовочной плитки под натуральный камень, выполняемой из облегченного бетона типа «Дикий камень». В состав плитки входит высококачественный, окрашенный оксидами железа бетон, с добавлением натуральных наполнителей. Размер плитки может быть самый разнообразный при толщине 20 мм без учета рельефа наружной поверхности. Плитка морозоустойчивая (F 200) и цветоустойчивая, с низким уровнем водопоглощения (порядка 4,5%), прочная (плотность 1500 кг/м3), применяется для наружных и внутренних облицовочных работ.
Перед монтажом плитка раскладывается по цветовым оттенкам и форме для желательного чередования на облицовываемой поверхности. Швы между плитками затираются затирочным составом «Евробэст». Плитку можно покрыть водоотталкивающим покрытием, защищающим плитку от прорастания мха и плесени, увеличивающим устойчивость поверхности к повреждениям при заморозке-оттаивании.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский