РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Хрипкова Е.А. Появление понятия "готика", эволюция отношения к готическому искусству, начало его изучения и направления современных исследований. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.portal-slovo.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

 

Е.А. Хрипкова

Появление понятия «готика», эволюция отношения к готическому искусству,

начало его изучения и направления современных исследований

 

 

В своей работе "История истории искусства от Вазари до наших дней" Жермен Базен пишет, что "именно готике, во всяком случае, в области архитектуры, мы обязаны наиболее оригинальными художественными достижениями Запада, отмеченными подлинным новаторством по отношению к искусству предшествующей эпохи…. Загадка этого великолепного прорыва человечества к новым горизонтам не перестает будоражить философов, эстетиков и историков…"1

Вокруг готики, начиная с обсуждения вопроса о происхождении стиля, разгорались и до сих пор не утихают споры. В этих дискуссиях принимали участие ученые разных стран. В приведенной работе Ж. Базен подробно рассматривает историю ряда подобных полемик, в частности, связанных со скульптурой, с происхождением стрельчатого свода, с концепцией "рационализма готики" (Виолле-ле-Дюк), с особенностями поздней готики и, наконец, с "сущностными характеристиками этого стиля".2

Однако и сам термин "готика" оказывается далеко не однозначным. Анализ эволюции этого понятия дает Л. Гродецкий в своей работе, посвященной готической архитектуре.3 Более подробно этот вопрос рассматривает П. Франкль в своей монографии на ту же тему.4

Сама готическая эпоха так и не породила единого термина для определения нового типа архитектуры. Строители соборов просто употребляли соответствующие названия, для обозначения тех "революционных" элементов конструкции, которые они использовали для решения своих технологических и эстетических задач.

"Архитектор, который строил хор Сен-Дени, должно быть, говорил с Сугерием об "arcus" в сводах; Уильям из Санса в разговоре с приором Кентербери, без сомнения, использовал термин "fornices arcuatae", и Вилар де Оннекур, вероятно, говорил со своими учениками об "ogives".5 Однако, никакого названия для самого стиля, как известно, в то время не существовало, - пишет Пауль Франкль, - так как в тех областях, где "готический стиль родился и развивался, "строение в готическом стиле" просто называли строением. В Германии, летописец Буркхардт фон Халл (Burckhard von Hall) написал, приблизительно в 1280 году, что церковь в Вимпфен им Таль (Wimpfen im Tal), которая была начата в 1269 году, была построена в большей степени по-французски (francigeno). Это название не описывает стиль, но просто указывает его происхождение, которое подтверждает представление, что никакое специальное название еще не существовало для стиля в целом".6

Что касается отношения к этому явлению, то негативное восприятие готической архитектуры начинает формироваться в Италии, и связано с возрождением интереса к античной архитектуре. Известно, что в 1333 году Петрарка, побывал в Кельне и увидел там храм, который был незакончен, но произвел на него такое впечатление, что он назвал его самым великолепным в мире. Однако, именно Петрарка, восхищаясь искусством прекрасной античности, породил теорию, что все плохое пришло от варваров.7

Эта "варварская теория" была принята гуманистическими кругами. Ее поддержал Манетти в своей биографии Брунеллески, где утверждал, что архитектура пришла в упадок вместе с падением Римской империи, и что вандалы, готы, ломбарды и гунны привели своих бездарных архитекторов. При Карле Великом ситуация немного улучшилась, однако далее снова все пришло в упадок до появления Брунеллески в 1419 году. Эти идеи поддерживал и Филарете (1400-1469). Он проклинал человека, создавшего "современную" архитектуру, считая, что "это могли быть только варвары, которые принесли это в Италию"8.

Постепенно круг этих "варваров" ограничился "германцами и французами", которые впоследствии долго спорили между собой о месте и времени рождения готики.

В XVI веке в сообщении так называемого ПсевдоРафаэля9, представление о "готическом" еще более суживается и возникает термин "maniera tedescha". В этом сообщении также выдвигается теория о "лесном" происхождении готического стиля, базирующаяся на предположении, что германцы не умели рубить деревья, но связывали их ветви, таким образом, что возникала "стрельчатая арка". "Эта теория, что Готический стиль родился в лесах Германии, жила в различных формах с невероятным упорством, иногда в буквальной форме, и иногда в форме метафор".10

В 1521 г. текст Витрувия, переведенный Чезаре Чезариано (Cesariano) (страница ХV), указывает на пропорции Миланского Собора как на "secundum Germanicam symmetriam"11. Вазари, сравнивая эту "плохую" архитектуру с классическими античными ордерами писал: "есть также другая манера архитектуры, которую называют германской манерой…Эта манера была изобретена Готами". При этом Вазари совершенно забывает о французском вкладе в этот вопрос. В своих "Жизнеописаниях" он выражает глубокое презрение к готической архитектуре, отражая общее состояние итальянской ментальности по отношению к этой проблеме. Оценка Вазари готического искусства практически ничего не изменила в отношении к готике итальянцев, однако большая популярность его "Жизнеописаний" способствовала "возникновению глубокой трещины в североевропейской ментальности…, отторгнув готику от своих истоков и корней"12.

Франкль подчеркивает, что в описании Палаццо деи Синьори в Ареццо, Вазари использовал термин maniera dei Goti, в то время как Палладио вернулся к термину maniera tedesca.

Во Франции все же помнили о том, что готический стиль возник именно на этой территории. Филибер Делорм в XVI веке называл его "французская мода" ("la mode Franfoise").

В Германии Зандрарт, в своей работе Teutsche Akademie, которая была издана в 1675, возрождал итальянские теории.

Термин "готика" вначале использовался по отношению к литературе, а позже был распространен на архитектуру. "Лефевр д’Этапль впервые употребил это слово в 1476 году,13 Гийом Бюде – в 1524 году. Оба гуманиста имели ввиду дурные образцы испорченной средневековой латыни…По всей видимости, первым, кто применил слово "готика" к средневековой архитектуре, был бельгийский иезуит Карол Скрибаний, охарактеризовавший построенное в 1531 году здание антверпенской биржи как "opus gothicum"14.

В XVII веке в отношении к готическому искусству проявились противоположные тенденции.

С одной стороны, известно сочинение Ж.Б.Мольера "Слава Валь де Грас" ("La Gloire du Val-de-Grâce", 1669), в котором говорится "о пресном вкусе готических украшений, этих гнусных монстров невежественных веков, что варварства произвели потоки…". Готическое искусство во Франции в это время постоянно порицают и представители классицизма.

С другой стороны, монахи-бенедиктинцы из ордена св. Мавра много сделали для восстановления разрушенных памятников и изменения отношения к готической архитектуре. Они реставрировали с большим пониманием вопроса изуродованные гугенотами готические сооружения и строили новые культовые здания в этом стиле.

Англичане же всегда относились к готике с большой любовью, используя этот стиль в строительстве культовых сооружений и университетов. Эту "посмертную фазу готического искусства английские историки искусства называли survival (выживание), а термин revival (возобновление) отнесли к зарождавшемуся в XVIII веке неоготическому стилю".15

Впервые попытка теоретически осмыслить французское готическое искусство была сделана Франсуа Фелибьеном (1619-1695) в его книге "Рассуждения касательно античной и готической архитектуры". Фелибьену принадлежит заслуга разделения готики на "старую готику" (романский стиль) и "новую готику" (то, что мы сейчас называем готическим стилем). Изучением структуры готических построек во Франции занимались архитекторы и каменщики, стрельчатый свод рассматривался в ряде теоретических трактатов (Blondel F. Cours d’architecture ou Traité de la decoration, distribution et construction des Bâtiments. 1771), а наиболее четкий анализ готического храма как целого принадлежит архитектору Суфло16. Его же перу принадлежит "Памятная записка о готической архитектуре" ("Mèmoire sur l’architecture gothique"), которую он направил в Лионскую академию.

В XVIII веке тенденция негативно-пренебрежительного отношения к готике постепенно сменяется восхищением.

В Англии, всегда с восхищением относившейся к готическому искусству, под влиянием литературы и археологических раскопок, создается неоготический стиль (modern-gothic). Восприятие англичанами готического стиля как наиболее характерного выражения сущности средневековья доходит до того, что "в конце века Джеймс Андерсон (1739-1808) провел параллель между греческим и готическим искусством и без колебаний отдал пальму первенства готике".17

Во Франции восторженное отношение к готике проявилось в трудах аббата де Кордемуа (1702) и отца Ложье "Очерк об архитектуре" (1752)18. В Италии своей реабилитацией готика обязана Франческо Милициа (1725-1798), который также мечтал о греко – готическом стиле, но в несколько ином понимании, нежели Ложье. Милициа представлял себе строительство сооружений готических внутри и греческих снаружи. В своей работе "Памятки о древних и новых архитекторах" (1781) он писал: "готический стиль пригоден для наиблагороднейшего сооружения, какое только может построить архитектор, то есть для храма, и делает большую честь человеческому гению; художники, работавшие во времена варварства, руководствовались в своем творчестве более правильными, более решительными представлениями, чем нынешние мастера, подражающие великолепию греческой и римской классики". При этом Милициа говорит именно о готической архитектуре, отличая от нее архитектуру более раннюю, романскую (architettura gotica antica), которую он считает "тяжеловесной и мрачной".

Во второй половине XVIII века Европа все больше склоняется к осознанию величия и значимости готического искусства. Во многом это происходит благодаря авторитету и гению Гете, узревшего в 1770 году фасад Страсбургского собора и открывшего для себя все великолепие этой постройки. В 1772 году он опубликовал во Франкфурте работу "О немецкой архитектуре"19, в которой приписал рождение готической архитектуры немецкому гению. Это дало начало длинному последующему выяснению вопроса о том, какому же народу все же принадлежит первенство в вопросе создания готики. Идея Гете о немецком происхождении готики была поддержана братьями Буассере (Сульпицем и Мельхиором). Сульпиц Буассере выразил свои взгляды по этому вопросу в работе, посвященной исследованию Кельнского собора (Boisserée Sulpiz. Geschichte und Beschreibung des Domes von Köln. Stuttgart,1823). Однако в 1845 году заблуждение о германском происхождении готики было разоблачено Феликсом де Верней. Почти в это же время ошибку признали и немецкие историки искусства. Уже в 1835 году Иоганн Веттер в своей работе, посвященной Майнцкому собору, высказывает мысль о том, что "в его основе лежит архитектурное решение Нотр-Дам, в 1843 году Франц Мертенс (1808-1897) указал на другой источник Майнцкого собора – Сен-Дени, и в этом оказался прав. Приблизительно в это же время Франц Кюглер (1808-1858) также рассматривал французское происхождение германской готики в своем "Руководстве по истории искусства"20. Иоганну Веттеру мы также обязаны одним из первых определений готического стиля, так как именно он в 1835 году выделил основные структурные элементы готической архитектуры (ребро или нервюру, крестовый свод, стрельчатую арку и контрфорс) и объяснил, что эффект растворения стены, который мы наблюдаем в готической архитектуре, является результатом взаимодействия этих четырех главных элементов21.

Особый интерес к готическому искусству характерен для эпохи романтизма. В Германии одно из наиболее ранних исследований готического искусства принадлежит Фридриху фон Шлегелю, написавшему работу "Основания готической архитектуры" (1804-1805)22, которому ставится в заслугу то, что "он выделяет в готическом стиле "позднюю готику", рассматривая ее как проявление упадка".23

Мистицизм Фридриха Шлегеля, Вильгельма Генриха Вакенродера24 в восприятии средневекового искусства сказался на страстном увлечении немецких романтиков германской готикой. Речь Новалиса "Христианство или Европа"(1799),25 в которой он прославляет Средневековье как золотой век католицизма, и работа Франсуа Рене де Шатобриана "Гений христианства" ("Le Génie du Christianisme", 1802) сыграли важную роль в переоценке готического стиля.

Мистическо-религиозное восприятие средневекового искусства также свойственно и французу Алексису Франсуа Рио (1797-1874)26.

В итоге интерес к средневековой культуре привел к систематической исследовательской работе по изучению и составлению реестров памятников, осмыслению стилей и различных фаз их развития, появлению и отработке соответствующей терминологии. Первые попытки описания и систематизации средневековых памятников имели место уже в ХVII веке в Англии и Франции (сэр Уильям Дагдэйл, Роджер Додзуорт и Мишель Жермен). Исследования были продолжены в следующем веке: Джеймс Эссекс посвятил свое исследование отдельному памятнику - собору в Или (1771). Исследования Брауна Уиллиса и Дж. Бентема (1798) стали одной из первых попыток обобщения средневекового искусства Англии.27 Вопросу изучения стилей в Англии посвящена работа Томаса Уортона28, а окончательное утверждение этого направления и отработка терминологии, используемой и в настоящее время – заслуга Томаса Рикмана29 (1817). Во Франции в это время вышли "Antiquites nationales" ("Национальные древности") Луи Миллена (1790—1799) и двухтомный указатель Александра де Лаборда (1816, 1836).30

В 1807 и 1809 появилось двухтомное исследование Джорджа Даунинга Уиттингтона о французском религиозном искусстве и европейской готике.31 Точкой концентрации внимания французских и английских археологических изысканий стала Нормандия, которая всегда была связана теснейшими узами как с английской, так и с французской историей32. В 1823 году Арсис де Комон (1801-1873) основал Общество антикваров Нормандии и возглавил его работу. Задачей общества являлось изучение памятников этой провинции и их популяризация. С 1830 по 1841 г. был издан прочитанный де Комоном курс по истории архитектуры под названием "История религиозной, гражданской и военной архитектуры" ("Histoire de l’architecture religieuse, civile et militaire"). Работа де Комона стала важным этапом в изучении средневекового искусства Франции. Он предложил схему основных этапов развития стилей и наименования каждого их них. Именно де Комон, говоря о периоде, предшествовавшем готике, с 1823 г. стал применять термин "романское искусство", который первоначально был предложен де Жервилем в письме, адресованном Лепрево33 от декабря 1818 года. В основе этого понятия лежало латинское Roma (Рим), напоминающее об архитектурных достижениях Рима. Готическое искусство де Коммон называл "art ogival" (стрельчатое искусство)"34, исходя из использования "крестового стрельчатого свода" в готических памятниках.

В 1834 году Арсис де Комон организовал Французское археологическое общество, которое с тех пор ежегодно проводит свои конгрессы в одной из французских провинций и с 1835 года издает свое всемирно признанное периодическое издание под названием "Bulletin monumental", а с 1845 г. – выходят также отчеты об этих ежегодных конгрессах. Что касается сохранения средневекового культурного наследия, сильно пострадавшего в период религиозных войн и во время французской революции, то в 1834 году министром Гизо была организована комиссия для составления реестра памятников, а в 1837 году появилась Комиссия по историческим памятникам, в задачи которой входило найти, учесть наиболее ценные памятники и воспрепятствовать их разрушению. Генеральным инспектором этой комиссии был Проспер Мериме, а наиболее активным архитектором Виолле – ле –Дюк, которому мы обязаны публикацией "Толкового словаря французской архитектуры XI-XVI веков" (Dictionnaire de l’architecture francaise du XIe au XVIe") в 10-ти томах (1854-1868) и многочисленными реставрациями средневековых памятников. Важный вклад в сохранение и изучение средневековой скульптуры внес Александр Ленуар35, который организовал и возглавил в 1795 году Музей французских памятников (Musée des monuments français).

Подобные процессы, связанные с изучением и охраной памятников средневекового искусства имели место и в других странах западной Европы.

Что касается определения готического стиля, то, как справедливо отметил Л. Гродецкий, понятие это далеко не однозначно.

"Понятие готического искусства – не слишком ясное понятие, - пишет Л. Гродецкий, - так как не соответствует никаким историческим или географическим хорошо определенным данным"36. Кроме того, характеристики, которые можно было бы применить к определению этого понятия (технические, формальные, пространственные или иконологические) также не постоянны. При этом существуют различные подходы к определению, изучению и пониманию этого явления, восприятие которого в рамках западноевропейского менталитета может колебаться от архитектурного стиля, основанного на определенных формальных элементах, типа стрельчатой арки или нервюрного свода, до представления о готической цивилизации. По словам П. Франкля, "научное рассмотрение готического стиля началось с описания индивидуальных зданий и пришло к изучению отдельных элементов, таких как стрельчатые арки, пилястры, реберные своды, окна, двери, крыши и башни. В то же время росло желание глубже понять сущность готического стиля, чтобы как то связать такие различные характерные особенности, как пилястры и окна. Было показано, что готический стиль обладает качеством живописности, качеством бесконечности, качеством вегетации, и романтическим качеством. Все эти различные концепции были впервые сформулированы в XVIII веке и затем были обоснованы более внимательно в XIX веке и систематически объединены в одно унифицированное понятие. Некоторые из этих понятий были также приложены к скульптуре и живописи, и в понятие "готическое" помимо архитектуры были включены также изящные искусства. После этого термин стал использоваться все более интенсивно, и критики стали говорить о готической литературе, поэзии, готической музыке, готической философии и метафизике, о готической цивилизации и, наконец, о готическом человеке… Этот процесс был начат Лабордом (Laborde) в 1816 году, когда он написал вступление по политической истории в своей работе по французской архитектуре. В 1843 Шнаазе (Schnaase) пошел дальше. Он представил свою публикацию с панорамой средневековой цивилизации. В то же время Вите (Vitet) выдвинул теорию, что романский стиль был создан духовенством, в то время как готический стиль был создан светскими людьми. Виоле-ле-Дюк автоматически принял эту теорию, но расширил ее сочетанием с "духом Галлии" и своей собственной теорией функционализма. Следующая генерация приняла это наследство и "дух Галлии" развивался дальше под влиянием фантастической расовой теории Гобино (Gobineau), чьи предшественники оказались в 18 веке. Изучение средневекового символизма можно также проследить от романтического периода (если обратиться к работам Буассере (Boisserée) и позже Раме (Ramée)) и поворот к истории готической цивилизации становился все более разносторонним и красочным…"37

В двадцатом веке неоценимый вклад в изучение и интерпретацию средневекового религиозного искусства, в том числе романского и готического этапа его развития внесли знаменитые работы Эмиля Маля38 и Андре Грабара39.

Среди западноевропейских исследователей этого периода, внесших существенный вклад в изучение этих вопросов - Жан Бони, Кристофер Вильсон, Луи Гродецкий, Макс Дворжак, Отто Демус, Поль Дешан, Марсель Дюрлиа, Кэннет Джон Конант, Марсель Обер, Эрвин Панофский, Отто Симсон, Вильгельм Феге, Анри Фосийон, Пауль Франкль и др. Из российских ученых также принимавших участие в исследованиях по этой тематике, следует упомянуть труды М. А. Либмана, О.А Лясковской, И.П. Мокрецовой, К.М. Муратовой, Ц. Г. Нессельштраус, Е.И. Ротенберга, Е.П. Юваловой, и др.

В сфере современных направлений изучения готики все большую популярность приобретает обращение к одному памятнику. Расцветает жанр своеобразной архитектурной биографии – монографии, посвященной одной церкви, охватывающей весь период ее существования. Для собора Сен-Дени примером такой монографии может служить работа Элизабет Браун40, выпущенная издательством "Zodiaque" в коллекции "le ciel et le pierre". В этой же серии уже вышли исследования, посвященные соборам Страсбурга, Реймса, Буржа, Шартра и др. В развитие направления "архитектурной монографии" внесли большой вклад Арнольд Вольф41 (Arnold Wolff), Ричард Хамман-Мак Лиан,42 Роберт Браннер43 и др.44 Исследования такого рода проводятся также в Англии при поддержке British Archaeological Association's Conference Transactions. Археологические исследования при этом ведутся с использованием современных методов анализа (фотограмметрии, дендрохронологии и др.).45

Тенденция исследования принципиальных проблем на материале отдельных памятников оказалась весьма плодотворной. Стало популярным изучение одного объекта с различных позиций, одновременное исследование архитектуры, скульптуры, витражей и социально-культурного контекста эпохи и пр. В качестве примеров комплексного исследования отдельных памятников можно привести работу Мадлен Кавинесс, посвященную церкви Сен-Реми в Реймсе и Сент-Ив в Брaэйне (Saint-Yved at Braine) , исследование П.Бински, посвященное Вестминстерскому аббатству , монографии C.M.Кросби, скрупулезно рассматривающие отдельный памятник в определенный отрезок времени (в данном случае объектом исследования стала базилика Сен-Дени).

Очень информативный анализ современного состояния исследований готической архитектуры проведен П.Кросли при подготовке нового издания монографии П.Франкля.46

Часто исследование одного объекта становится базой для рассмотрения различных общих проблем формального, функционального, стилистического и иконологического характера. Исследование Андреаса Костлера47 (Andreas Köstler), посвященное церкви Святой Елизаветы в Марбурге, демонстрирует такой синтетический подход, но с более определенной целью выдвижения на первый план тенденции к эстетизации церковного интерьера – явления, широко распространенного в позднеготический период и связанного с литургией.

Помимо рассмотрения особенностей региональных и национальных школ,48 или, напротив, выстраивания общеевропейской линии развития49, исследователи готической архитектуры поднимают специальные проблемы, соединяющие ее с другими областями научного знания. Например, возникло поле деятельности для такого раздела науки как художественная география50. Это связано с тем, что исторические границы государств за прошедшие века изменились, и памятники, которые теоретически относятся к одной национальной школе, сейчас следует искать на территориях совсем иного государства. Культурно-художественные границы распространения памятников, принадлежащих одной группе, не совпадают с современными географическими границами.

Очень важное описание памятников обеспечивают издания Les Monuments de la France gothique, или давно существующая серия Congres Archeologiques. Эти издания отчетливо показывают региональные стили архитектуры. Особенно интересны те исследования, которые "прослеживают преобразования стиля от одного региона до другого, и создания нового культурного ландшафта (Kunstlandschaft) в контексте, чуждом окружению родительского стиля"51. Примером такого рода может служить работа Кристиана Фрейгана52, посвященная развитию Лучистого стиля на юге Франции во второй половине тринадцатого столетия.

Исследования Жана Бони, посвященные английскому Декоративному стилю53, и работа Джона Харвея54 (John Harvey), изучавшего английский Перпендикулярный стиль, показывают, как стиль "формируется сначала в митрополитских кругах, а затем накладывается на страну в целом55". Есть примеры рассмотрения диффузии стилей в более широких масштабах. Жан Бони56, например, выдвигает концепцию, что Декоративный стиль Англии, берущий начало при Лондонском дворе, становится позже (в ХIV веке) главным источником вдохновения для континентальной поздней готики. "Возвышая Декоративный стиль до статуса источника поздней готики Франции и Германии, Бони переносит парадигму французской культурной гегемонии ХIII века в ХIV веке в Англию и перестраивает концептуальные границы национальных и позднеготических стилей".57

Кроме географического аспекта, исследователи готической архитектуры рассматривают ее в контексте социологических, финансовых, технико-технологических проблем. Ряд исследований (Martin Warnke,58 Wolfgang Schöller59) касаются "социологии" средневековой архитектуры. Готический собор, в этом случае (М. Warnke), рассматривается как некий объединяющий фактор. Он становится результатом единства и согласия, с большим трудом достигнутого между различными социальными группами в процессе его создания. Вольфганг Шоллер рассматривает вопросы, касающиеся финансирования строительства, роли патрона, архитектора, организации места застройки и т.п. для Германии и Франции.

Финансовые основы строительства готических соборов стали предметом исследования Генри Крауса60 (Henry Kraus). Он показывает, что фактически средства на строительство собора обеспечивались богатым сельским хозяйством севера Франции, большей частью доходов от которого распоряжалась церковная аристократия.

Исследуются карьеры архитекторов, особый интерес вызывает то, как архитектор задумывал и строил здание: его инструменты, его обучение, использование им геометрии. Существуют различные работы61, посвященные вопросам, связанным с изучением технико-технологических и инженерных проблем средневековой архитектуры, ролью геометрии, использованию камня и металла, и т.д.

В Германии в 70-х и 80-х ХХ века получило развитие понятие "архитектурной 'копии'", введенное Рихардом Краутхаймером62 и Гюнтером Бандманном. В своей статье 1942 года Краутхаймер предлагает идею "архитектурной копии", когда патроны, желая выразить какую-то иконографическую идею, копировали хорошо узнаваемые и особо почитаемые строения или их фрагменты с целью распространить символические ассоциации оригинала на свои собственные постройки. "Копия" должна была просто вызывать ассоциации с оригиналом, а не буквально повторять его. Рассматривая символическое восприятие средневекового человека, Краутхаймер выявляет свободные ассоциации между формой и значением в Средневековье, а также связи между символическим значением, устоявшейся традицией и намерением заказчика. Несмотря на то, что Краутхаймер ограничил свое исследование ранней средневековой архитектурой, его представления можно было применить и к более поздним периодам. В результате укреплялось представление о важности влияния патрона на строительный процесс.

В некоторых случаях(D.Kimpel и R.Suckale)63, архитектура может рассматриваться как своеобразный социально-политический язык, который способствует ее внедрению в ее историческую среду и распространению.

Ряд исследований касается архитектуры цистерцианского ордена.64 Работы Каролины Брюзелиус (Caroline Bruzelius)65 посвящены изучению архитектуры женских религиозных орденов, особенно ордена Св.Клары в Неаполе. В этих исследованиях поднимаются вопросы о связях между архитектурой и женской религиозной практикой, об экономических факторах, формирующих условия жизни монахинь, об особенностях их религиозной жизни, в сравнении с мужскими монастырями, и о том, как эти особенности отражаются в архитектурных формах, влияют на пространственное разделение и художественное оформление храмов.

Многие из этих вопросов получили ответы в работе Хамбургера (Hamburger), рассматривающего искусство, архитектуру и религиозную жизнь в женских монастырях позднесредневековой Германии66.

Большое внимание в настоящее время уделяется исследованию влияния литургической практики на архитектуру соборов67, но эти исследования очень часто сопряжены с трудностями из-за недостаточности источников.

Таким образом, мы видим, что процесс изучения готического стиля и в настоящее время далек от своего завершения. Множество проблем связано даже с изучением первого готического памятника, в котором ищется материализация готической концепции – аббатской церкви Сен-Дени, перестроенной при аббате Сугерии в сороковые годы двенадцатого века. При этом, следует отметить, что попытки понять генезис и сущность готического искусства также неотделимы от изучения этого памятника, теологического портрета эпохи его создания, его программы, факторов и текстов, которые могли оказать влияние на формирование этой программы. В связи с этим особый интерес представляют исследования текстов и биографии самого аббата Сугерия - патрона и, скорей всего, автора программы базилики Сен-Дени - памятника, возвестившего о начале готической эпохи.

 

Примечания:

 

1. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. Пер. с фр. К.А.Чекалова, Москва,1995 сc.207-224 (Далее: Базен Ж. История истории искусства …)
2. Там же
3. Grodecki L. Architecture Gothique, Paris, 1992 (
Далее: Grodecki L. Architecture Gothique…)
4. Frankl P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000
с.265 (Далее Frankl P. Gothic Architecture…); (пер. с англ. текста П.ФранкляЕ.Хрипкова).
5. Frankl P. Gothic Architecture…, p.265
6.
Там же
7.
Там же
8.
Цит. по Frankl P. Gothic Architecture …, р.265
9.
Речь идет о письме, адресованном папе Льву Х, которое приписывалось Рафаэлю, Бальдассаре Кастильоне, Браманте, Перуцци и Леонардо да Винчи.
10. Frankl P. Gothic Architecture…, р.263.
11.
цит. по Frankl P. Gothic Architecture…, р.263.
12.
Базен Ж. История истории искусства…, с.38.
13. Lefèvre d’Étaples. De Artificialis introductiones, 1476.
14. Базен Ж. История истории искусства…, с.83
15. Там же…
16. Базен Ж. История истории искусства…с.84
17. Там
же; См. также Anderson James. Thoughts on the origin, excellencies and defects of the Grecian and Gothic Styles of Architecture.//Recreations in Agriculture Natural history, Arts and Miscellaneous Litterature., London., II et III, 1800
18.
В "Очерке об архитектуре" (1752) Ложье задается вопросом: нельзя ли "при строительстве наших храмов, следуя доброму примеру древней архитектуры, придать им устремленность ввысь и легкость, превзойдя в этом отношении красивейшие готические храмы" Далее Ложье выдвигает идею объединенного греко-готического стиля, "вполне утопическую, но все же осуществленную на практике в нескольких памятниках; в их числе собор в Аррасе (архитектор Контан Д’Иври), собор Нотр-Дам в Гебвиллере (архитектор Бек) и в особенности церковь св. Женевьевы в Париже (Пантеон; архитектор Суфло)" - см. об этом Базен Ж. История истории искусства…с.84;
19.
Goethe W. Von Deutscher Baukunst, 1772.
20. Kugler F. Handbuch der Kunstwissenschaft, Stuttgart, 1842; Mertens F. Paris baugeschichlich in Mittelalter in Försters Allgemeine Bauzeitung. Wien, 1845
и Die Baukunst des Mittelalter, Berlin, 1850; Wetter J. Geschichte und Beschreibung des Domes zu Mainz., Mainz, 1835; См. об этом подробнее: Базен Ж. История истории искусства…, сс. 97-98.
21. Frankl P. Gothic Architecture…,
С.70.
22. Schlegel F. Von. Grundzüge der gotischen Baukunst, 1804-1805.
23.
Базен Ж. История истории искусства …, с.97
24. Wackenroder W.H. Herzensergiessungen eines Kunstliebenden Klosterbruders. Berlin,1797,
фр. пер. Жана Буайе, 1945.
25. Novalis. Die Christenheit oder Europa, 1799.
26. Rio A.F. De la poésie chrétienne dans principe, dans sa matiere et dans sa forme. Paris, 1836; Rio A.F. De l’art chrétien. Paris, 2 vol., 1841,1855,
существует издание 1951 года.
27. Bentham J.,Willis B. History of Gothic and Saxon Architecture in England, 1798 (
по Базен Ж.. История истории искусства …,с.93.)
28. Warton T. Observations of the Faerie Queene of Spenser,London, 1763. См.
об этом Базен Ж.. История истории искусства …,с.93.
29. Rickman T. An attempt to discriminate the styles of Architecture in England from the Conquest to the Reformation. London, 1817, (
второе изд.1819)
30. Laborde A. de. Les monument de la France classés chronologicquement et considérés sous le rapport des faits historiques et de l’etude des arts, Paris, 1816, II, 1836.
31. Whittington J.D. An historical Survey of the ecclesiastical Antiquities of France with to illustrating the rise and progress of Gothic Architecture in Europe.
London, 1809
32. С одной стороны, из Нормандии пришел в Англию Вильгельм Завоеватель и ее архитектурные достижения органично влились в развитие английской архитектуры, с другой стороны, Нормандия оставалась французской провинцией, и ее история и культура неотделимы от истории и культуры Франции, а ее влияние на образование готического стиля в Сен-Дени в настоящий момент является общепризнанным.
33. Galon M.F. L’ Invention de l’expression architecture romane par Gerville (1818)// Bulletin de la Société d’archeologie de Normandie, XLII, Caen- Paris, 1835, p.285
34.
Там же.
35. Александр Ленуар (Lenoir, 1762-1839) — французский археолог, директор Музея французских памятников. В 1816 г. после закрытия музея и возвращения собранных в нем памятников монастырям, откуда они были взяты, Ленуар был назначен заведующим древностями в Сен-Дени, где занялся реставрацией королевских могил.
36. Grodecki.L. Architecture Gothique…, p.5.
37. Frankl P. Gothic Architecture…,
р.264. (пер. Е. Х.)
38. Mâle É. L’art religieux du XII siècle en France.Étude sur les origines de l’iconographie du Moyen Âge. ed.A. Colin, Paris, 1998. (
и англ. перевод издания 1922 года: Male E. Religious Art in France:The Twelfth Century, A Study of the Origins of Medieval Iconography, ed.Harry Bober Princeton, N.J.,1978); Mâle É. L’art religieux du XIII siècle. en France. ed.Dover, Mineola, New York, 2000
39. Grabar A. Les Voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1979.
40. Brown Elizabeth A.R. Le basilique Saint-Denis, Zodiaque, 2001.
41. Wolff A., "Chronologie der ersten Bauzeit des Kölner Domes 1248 bis 1277", Kölner Domblatt, 28/29, 1968, pp.13-229.
42. Hamman-MacLean R. and Schüssler I. Die Kathedral von Reims, Teil i: Die Architektur, vols. 1-3, Stuttgart, 1993; Teil II: Die Skulpturen, vols. 5-8. Stuttgart, 1996. In preparation: Vorgeschichte und Umfeld der Kathedrale von Reims.
43. Branner R. La cathédrale de Bourges et sa place dans l’architecture gothique. Paris and Bourges, 1962. (English translation: The Cathedral of Bourges and its Place in Gothic Architecture, ed. by S. Prager Branner. Cambridge Mass., and London, 1989.)
44. Murray, S. Building Troyes Cathedral. The Late Gothic Campaigns. Indiana, 1987; Murray, S. Beauvais Cathedral. Architecture of Transcendence. Princeton, 1989; Murray, S. Notre-Dame, Cathedral of Amiens. The Power of Change in Gothic. Cambridge, 1996.
45. Sampson J. Wells Cathedral West Front. Construction, Sculpture and Conservation., Stroud, 1998.
46. Crossley P. "Frankl’s Text: Its Achievement and Significance" //Frankl P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000. (
Далее Crossley P. "Frankl’s Text…) pp.7-31.
47. Köstler A. Die Ausstattung der Marburger ElIsabethkirche. Zur Ästhetisierung des Kultraums im Mittelalter. Berlin, 1995.
48. Grodecki L. Architecture Gothique…; Wilson C., The Gothic cathedral. The Architecture of the Great Church 1130-1530., Thames and Hudson, New-York, 2004.
49. Frankl P. Gothic Architecture…
50. Crossley P. "Frankl’s Text…p.25
51.
Там же
52. Freigang,
С. Imitare Ecclesias Nobiles: Die Kathedralen von Narbonne, Toulouse und Rodez und die Nordfranzosische Rayonnantgotik im Languedoc. Worms, 1992.
53. Bony J. The English Decorated Style. Gothic Architecture Transformed 1250-1350. Oxford, 1979. (
Далее Bony J. …,1979)
54. Harvey J. The Perpendicular Style 1330-1485. London, 1978.
55. Crossley P. "Frankl’s Text:...p
р.25-26
56. Bony J. …,1979
57. Crossley P. "Frankl’s Text:...
р.25
58.
См. об этом Crossley P. "Frankl’s Text:... р.25 (Warnke M.,1976).
59. Schöller W. Die rechtliche OrganIsation des Kirchenbaues im Mittelalter vornehmlich des Kathedralbaues. Cologne, Vienna, 1989.
60. Kraus H. Gold was the Mortar, The Economics of Cathedral Building. London, 1979. (
цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:...)
61. Hecht K. "Mass und Zahl in der gotischen Baukunst"//Abhandlungen der Braunschweigischen Wissenschaftlichen Gesellschaft, (1969), 21, pp.215-326; 1970, 22, p.105-263; 1971, 23, p.25-236; Shelby L.R. "Medieval Masons "Tools", II, "Compass and Square" //Technology and Culture 6, 1965, p.236-248; Fitchen J.. The Construction of Gothic Cathedrals. A Study of Medieval Vault Erection. Chicago, 1961; Recht R. ed., Les Batisseurs des Cathedrales Gothiques. Strasbourg, 1989.(c
б.статей по вопросам "техники" и "материала"); Müller W. Grundlagen gotisher Bautechnik. Munich, 1990. (цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:... )
62. Krautheimer R. "Introduction to an "Iconography of Medieval Architecture""//Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 5 (1942), pp.1-33
63. Kimpel D. and Suckale R. Die gotische Architektur in Frankreich 1130-1270. Munich, 1985 (
цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:...)
64.
П. Фергюссон (Peter Fergusson) писал о ранней цистерцианской архитектуре Англии. – Fergusson, P. Architecture of Solitude. Cistercian Abbeys in Twelfth-Century England. Princeton, 1984; Fergusson P. 'The Twelfth-Century Refectories'// Cistercian Art and Architecture in the British Isles., Eds. C.Norton and D. Park , Cambridge, London, New York, etc., 1986, pp.168-180.; Fergusson, P. "Programmatic factors in the east extension at Clairvaux", Arte medievale, 1994, 8, pp.87-100.
А также см. на эту тему Fergusson P., Harrison S. "The Rievaulx Abbey Chapter House', Antiquaries Journal, 74 (1994) pp.211-255.; Fergusson P., Harrison S. Rievaulx Abbey, Community, Architecture, Memory. New Haven and London, 1999.
65. Bruzelius C. '"Hearing is Believing". Clarissan Architecture ca. 1213-1340', Gesta, 1992, 31, pp. 83-91.; Bruzelius C. 'Queen Sancia of Mallorca and the Convent Church of Sta Chiara in Naples', Memoirs of the American Academy in Rome, 1995, 40, pp. 69-100.(
цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:... pp.7-31.)
66. Hamburger J.F. The Visual and the Visionary. Arts and Female Spirituality in Late Medieval Germany. New York, 1998.
67. Belting N.H. The Image and its Public in the Middle Ages, (trans. M. Bartussis and R. Meyer), New York, 1990; Draper
Р. "Bishop Northwold and the Church of Saint-Etheldreda", in Medieval Art and Architecture at Ely Cathedral //British Archaeological Association Conference Transactions for 1976, vol. 2., Leeds, 1979, р. 8-27. Draper Р. "The Sequence and Dating of the Decorated Work at Wells", in Medieval Art and Architecture at Wells and Glastonbury // British Archaeological Association Conference Transactions for 1978, vol. 4., Leeds, 1981, р.18-29.; Draper Р. "Architecture and Liturgy"// Age of Chivalry. Art in Plantagenet England 1200-1400., eds. J. Alexander and P. Binski, London, 1987, р.83-91; Kroos R. "Liturgische Quellen zum Bamberger Dom", Zeitschrift für Kunstgeschichte, 39 (1976), p.105-146; Kroos, R. 'Liturgische Quellen zum Kölner Dom', Kölner Domblatt, new series, 44-45 (1979/1980), p.35-202.; Kroos, R. 'Quellen zur liturgischen Benutzung des Domes und zu seiner Ausstattung', in E.Ullmann, ed. Der Magdeburger Dom. Ottonische Gründung und staufischer Neubau (Schriftenreihe der Kommission für Niedersächsische Bau- und Kunstgeschichte bei der Braunschweigischen Wissenschaftlichen Gesellschaft, 5). Leipzig 1989, p.88-97.;
Tripps J. Der handelnde Bildwerk in den Gotik. Forschungen zu den Bedeutungsschichten und der Funktion des Kirchengebäudes und seiner Ausstattung in der Hoch- und Spatgotik.
Berlin, 1998 (цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:... pp.7-31).

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский