РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Кирпичников А.Н. Посад средневековой Ладоги. В кн.: Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985. Все права сохранены.
Размещение электронной версии
материала в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология
России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
А.Н. Кирпичников
Посад средневековой Ладоги
стр.170
Первое достоверное известие о
Ладожском посаде относится к
Расцвет своей торгово-ремесленной деятельности Ладога испытывает в середине и второй половине XII в., когда границы посада, по-видимому, сильно расширились. Показательно, что в течение этого относительно недолгого периода в каждом из пяти образовавшихся городских районов — концов возникли каменные приходские или монастырские храмы.
Эти сооружения являлись в тот период
признаком местного благосостояния. Для сравнения напомню, что крупнейший
новгородский пригород Псков в XII в. насчитывал только 4 каменные церкви. Так
на месте интернационального поселения корабелов, купцов и воинов разросся город
с обширной застройкой и стабильным посадским населением. Существование
околоградья Ладоги в это и более позднее время удостоверяется рядом летописных
известий о городских пожарах (в 1164, 1195, 1313 и 1338 гг. 2) и
участии ладожан в политической и военной жизни Новгородской земли (факты такого
рода зарегистрированы летописью начиная с 1132 и кончая
О Ладоге, после того как она вошла в состав Московского государства, историки высказывались следующим образом. По мнению В. Н. Вернадского, на жизни Ладоги конца XV в., представлявшей поселение рыболовов, «слабо еще сказались новые явления экономической жизни XV в. ». 3 По заключению М. Н. Тихомирова, Ладога «рисуется нам городом, который уже испытывал некоторое запустение по сравнению с прежним временем, хотя еще сохранил административное значение». 4
Приведенные суждения кажутся односторонними. Московское правительство (как не-
стр.171
когда и киевское) придавало Ладоге важное общегосударственное оборонное значение и возвело здесь мощную каменную крепость. Характерно, что значение Ладоги всегда поднималось в период обострения борьбы за выход к морю. Так произошло в рассматриваемое время, обильное политическими и военными успехами крепнущего государства. Тем самым недавно действительно периферийный новгородский центр вновь выдвинулся в качестве общерусского боевого форпоста и торгового пункта на путях к Балтике. Конечно, это обстоятельство не могло не повлиять на жизнь и самого поселения.
На развитие и преобразование Ладоги конца XV в. оказывали влияние не только внешние военные, но и внутренние экономические обстоятельства.
«Московскую» Ладогу запечатлели писцовые книги Водской пятины. Это древнейшее дошедшее до нас землеописание целого края учитывает дворы, церкви, амбары, упоминает огороды, рыбные ловли, сенокосы, пашню, поименно перечисляет владельцев — глав семейств — городских домов. Писец преследовал фискальные цели учета и взимания обложения, тягла. Все, что к этому отношения не имело, например, городские монастыри, слободы, населенные служилым людом, улицы и площади могли остаться не отмеченными. Признано поэтому, что данные писцовых книг, особенно содержащиеся в них цифры и подсчеты, нуждаются в осторожном истолковании и определенных поправках, если они возможны. Забегая вперед, отмечу, что на примере Ладоги такие поправки оказались осуществимыми в результате сопоставления письменных и археологических источников. Речь идет об описаниях Ладоги, относящихся к 1500, 1545, 1568 и 1572 гг., что в сочетании с другими известиями конца XVI—XVII в. и натурными археолого-топографическими исследованиями позволяет судить о городе не только, так сказать, в горизонтальном, но и вертикальном разрезе на протяжении жизни нескольких поколений его жителей. Методология реконструкции позднесредневекового города по данным писцовых книг была разработана мной на примере древней Корелы. 5 Здесь хотелось бы продолжить и углубить эту попытку.
Как следует из переписи около
Ядро Ладоги, образовавшееся в IX—XI вв., исходя из распространения культурного слоя этого же времени, составляло не менее 10—12 га. В XII в. территория города, судя по его каменным сооружениям, значительно расширилась (вероятно, приблизилась к размерам посада XVI в., о чем речь пойдет ниже). Этот примечательный факт можно объяснить хозяйственным преуспеванием, демографическим скачком, ослаблением военной угрозы и, очевидно, изменением характера городского землепользования. Если, как видно из раскопок, застройка X в. представляла тесное и преимущественное скопление домов и хозяйственных построек, то двумя веками позже двор, возможно, преобразовался и обязательно включал в себя приусадебный участок. Домостроительство стало менее скученным и более разреженным. Не случайно в Ладоге обнаружены лишь отдельные пятна культурного слоя XII в., его нарастание по сравнению с предшествующим временем явно замедлилось и приобрело, если так можно выразиться, мозаичный характер. Когда и как наступил перелом в городском домостроительстве, уточнят буду-
стр.172
щие общерусские исследования. Анализ истории Ладожского поселения приводит во всяком случае к постановке этого вопроса.
Таким образом, топография древних культовых
зданий восстановима и позволяет прийти к одному выводу, касающемуся
средневекового «градообразования». Если приходские храмы Климента и Спаса
несомненно находились в гуще городской застройки, то монастыри располагались на
границах городской территории, были с ней тесно связаны. Церкви и монастыри
являлись не только, так сказать, идеологическими центрами города, но и
оформляли его застройку. Само расположение этих зданий отрицает стихийность
строительства ладожского посада. Культовые постройки располагаются цепочкой по
краю коренного берега рек Волхова и Ладожки (словами переписи
Благосостояние древнерусского города прямо пропорционально числу его каменных зданий. Ни до XII в., ни после в Ладоге не строилось такого количества церквей и монастырей. Следовательно, последний век домонгольского существования города в низовьях Волхова был, видимо, самым процветающим за все время его средневековой истории. Именно в этот период оформилась его основная посадская территория, вероятно достигшая тех максимальных размеров (не менее чем 14—15 га), которые в течение последующих пяти веков жизни Ладоги были превзойдены лишь ненамного.
Итак, территория посада, о которой
можно судить по описанию
Не довольствуясь деревнями в
Ладожском уезде, духовенство, как свидетельствует перепись
По данным переписи
стр.173
Самыми населенными значились
Никольский, Симеоновский и Богородицкий концы (от 21 до 43 дворов; табл. 1).
Районы же, связанные не с монастырями, а с приходскими церквами, Спасской и
Климентовской, включали всего 8—9 дворов. Эти районы прежде, видимо, были более
населенными, а к
Владельцами 116 дворов ладожского
посада, согласно переписи
Большинство горожан, очевидно,
занималось торговлей, рыболовством, извозом, особенно судоходством, лоцманством
на ладожских порогах. Особое значение имела рыбная ловля на Волхове и Ладожском
озере, где у посадских людей имелись многочисленные лещовые и сиговые тони и
ловли. 14 Судя по тому, что перепись
Переписчик, для которого двор был
единицей обложения, отмечал достаток горожан. Последние в
стр.174
своеземцы, а о крупных не упомянуто
вовсе. А ведь именно богатая новгородская старшина рассматривалась московским
правительством как оппозиционная и подвергалась сгону с насиженных мест и
переселению в другие города. В Ладоге
Согласно данным «старого письма»
1480-х гг., попавшим в перепись
Итак, развитие Ладоги в первые десятилетия ее московского существования было благоприятным, что, очевидно, объяснялось желанием правительства усилить старый пограничный город, по благосостоянию и численности населения к тому же уступавший таким относительно более молодым центрам, как Яма, Орешек и Корела. Не случайно, что оживление Ладоги совпало с постройкой в ней в 1490-х гг. каменной крепости.
Укрепление города на Волхове позволило возродить и содержать его воинский контингент. В 1540-х гг. посад выставил для несения государственной службы 22 всадника и 19 конных и пеших пищальников-артиллеристов. 17 Обращает на себя внимание относительно высокий процент в составе ладожского отряда лиц, владевших огнестрельным оружием, тогда все шире внедрявшимся в оснащение полевого войска.
С редкой подробностью средневековая
Ладога отображена в писцовой книге
Здесь необходимо сказать о самой рукописи, ее авторстве и дате, поскольку эти сведении в научной литературе не приведены. 20 Рукопись размером в 8° на 747 листах, 21 начала и конца нет, исполнена несколькими почерками скорописью XVI в. Водяные знаки — рука с манжетом, меченная цифрой 3 и увенчанная пятилистником, рука, увенчанная короной, наконец, сфера с трилистником — все находят однотипные аналогии у Брике на французских документах 1560—1567 гг. 22 Рукопись подлинная — 33 раза повторена скрепа: «К сем книгам Инша Васильев сын Булгакова руку свою приложил». На л. 516 и 678 вместе с И. В. Булгаковым упомянут второй писец Посник Шипилов. Авторство (а также название) документ, подтверждает и следующая запись в грамоте Поместного приказа Новгородскому воеводе боярину князю Прозоровскому 21 апреля
стр.175
Отмечу, что одновременно с
рассматриваемой описью восточных частей Водской пятины составлялась, но другими
писцами перепись ее западной половины, по наблюдению Ю. Г. Алексеева,
законченная не позже декабря
Согласно данным
Увеличение служилого сословия и
начавшиеся в XVI в. отводы новых земельных участков отразились на устройстве
концов. Перепись
Особой новизной отличаются те
сведения книги
стр.176
он превышал площадь двора не в 1—2, а
в 5 и даже 6 раз. В размещении усадеб ощущается теснота, владельцы дорожили
каждым клочком земли и стремились приобрести и разместить дополнительный
огородик где-нибудь в стороне от дома — на склоне горы, на берегу ручья или
реки. 32 Домовладения одинаковых размеров почти не встречаются, а их
очертания, судя по всему, извилисты. Землю «нарубали» под дворы не по
стандарту, 10 x 15 саж., который предписывала книга
На основании данных
стр.177
очевидно, по 12—13 с каждой стороны.
Длина фасадов этих дворов примерно равняется
Площадь Ладожского посада с его
небольшими дворами и огородами, протянувшимися вдоль берегов Волхова и Ладожки,
можно документально установить. В данном случае (это сделано мною и по
отношению к Орешку XVI в. ) удалось преодолеть обычную исследовательскую
неясность, связанную с выявлением границ неукрепленного посада древнерусского
города. 35 Подсчеты площадей дворовых участков показали, что Ладога
в
Реконструированный план Ладоги (см. рисунок) представляет поселение веерного типа, которое полукругом охватывало кремлевский мыс и оси которого были подчинены линии берегов рек Волхова и Ладожки. Поскольку в зоне поселения отсутствовали выраженные естественные препятствия и укрепления, оно свободно располагалось на местности и более или менее равномерно распространялось от крепости, как бы своего эпицентра, во все сухопутные стороны. В основе сложения городской территории лежала, следовательно, необходимость освоения пригодной для возделывания земли и близость и доступность водных коммуникаций, а не оборонные цели. Такой путь формирования городской территории был также свойствен и некоторым другим северорусским городам, не имевшим и не создавшим внешней линии своей защиты. В военном отношении такие города были уязвимы и отличались своеобразным обликом.
На примере Ладоги устанавливается,
что приусадебные огороды занимали
«Деревенские» особенности Ладоги,
однако, не следует переоценивать. Размеры огорода в большинстве случаев были
недостаточны, чтобы прокормить семью. В поисках характерных городских
показателей можно вычислить величину плотности заселения и застройки города. В
Ладоге на гектар обмеренной в
стр.178
города величина плотности заселения и застройки, соответственно 12. 5 двора и 73 человека на га, неожиданно совпала с ладожской. 41 Видимо, некоторые закономерности градообразования были одинаковыми и для столицы и для провинции.
Городской, а но сельский характер
достаточно отчетливо выступает при знакомстве с занятиями ее жителей. Примерно
для 80 % дворовладельцев перепись
стр.179
жением города. Ладогу достигал один из самых мощных в Балтийском водоеме вал рыбы, идущей на нерест из Балтийского моря и Ладожского озера в Волхов. Объему косяков промысловой рыбы — сигов, лещей, осетров мог позавидовать Новгород, очевидно получавший часть ладожского улова. О масштабах этого улова свидетельствует то, что денежные налоги с рыбных ловцов составляли несколько менее половины всех городских податей (50 от 120 р. ). Видимо, по старой традиции ладожане поставляли осетров к царскому столу. Календарь хода промысловых рыб показывает, что рыбаки производили лов в течение нескольких месяцев в году, начиная с мая. Из всего сказанного становится ясно, какое большое значение придавали горожане водному хозяйству и транспорту. В целом по развитию рыбного промысла Ладога наряду с Корелой являлась передовым городом Водской пятины.
44 дворовладельца (23 % самодеятельного населения), судя по записям их 15 специальностей, занимались ремеслом. Здесь преобладали отрасли мелкотоварной, «легкой» промышленности, а именно, производство посуды, обработка дерева, тканей, кожи, изготовление продуктов питания. Переписи 1568 и 1572 гг. перечисляют 3 зелейников (пороховых мастеров), кузнеца, 2 горшечников, 3 плотников, 4 портных мастеров, 2 овчинников, скорняка. 4 сапожников, 2 гусельников, 5 хлебников. 2 калачников, 5 мясников, рыбника, 8 молодожников, 45 щепетинника. 46 Большинство мастеров обслуживали нужды города и округи, и только пороховой двор работал по правительственным заказам. Сам перечень ремесленных специальностей свидетельствует о деятельности, связанной с обслуживанием местного, так сказать, уездного рынка, хотя не исключены и более дальние связи с такими городами, как Орешек, Корела, Новгород.
Отмечается соседство мастеров одной специальности, что, возможно, указывает на образование небольших, объединенных по профессиональному и территориальному признаку товариществ. 47 В числе таких групп указаны 6 молодожников, живших в Никольском конце (в 4 дворах), 2 горшечника в Воскресенском конце (2 двора), 3 хлебника в Богородицком конце (2 двора), калачник и хлебник в том же Богородицком конце (2 двора).
Не внутригородское, а скорее
областное значение имела торговля. Характерно, что сами ладожане, словами
одного документа
В состав горожан входили, как перечислено в записях 1568 и 1572 гг., люди свободных профессий (всего их 17) — 2 портомоя, скоморох, пастух, ямщик, административные чины — наместник, староста, целовальник, стрелецкие начальники (пятидесяцкий, три десяцких), причт — попы, дьячки, пономари, церковные сторожа.
Занятия жителей характеризуют
экономику Ладоги как промыслово-торговую. Показательно, что по развитию
торговли и ремесел Ладога опережала Корелу и Орешек и могла сравниться с
Ивангородом. 50 Жители города, с одной стороны, были связаны с
обработкой приусадебной земли и скотоводством, с другой — эти люди, словами
своего времени, «промышляли торгом и извозом». Начавшееся было в конце XV в.
активное развитие города к середине XVI в., видимо, приостановилось. При этом,
однако, масштабы предпринимательской деятельности посада, очевидно,
расширялись. Об этом свидетельствует сумма государственных налогов,
составлявшая в
стр.180
подати несомненно сдерживали рост
города и вызвали в третьей четверти XVI в. известную застойность его экономики.
Город как бы окостенел в границах, которых он тогда достиг, оскудение
переживали некоторые старые кончанские церкви, расширялись лишь нетягловые
слободы. Сыграли свою роль и внешние факторы. В годы Ливонской войны, когда
выяснилась необходимость усиления не только передовых порубежных крепостей,
вроде Орешка и Корелы, но и их ближайшего тыла, правительство под давлением
военных неудач со Швецией распорядилось в 1585—1586 гг. возвести в Ладоге
земляную крепость. 51 Последнее обстоятельство, очевидно, вызвало
приток туда всякого рода служилых воинских людей. Однако само по себе
строительство 1585—1586 гг. не принесло городу того оживления, которое,
например, имело место в годы строительства каменной крепости в конце XV в. У
посада было отрезано
Непоправимый удар Ладоге принесли не войны, а репрессии и беды 70-х гг. XVI в. Все началось с «государьского разгрома» 1570 г. Затем последовал правеж 1571 г., усугубившийся хлебным недородом и поветрием, от которых жильцы «с правежу, с холоду и з голоду примерли», а другие «разошлись безвистно» и «пошли в нищих». Описание Ладоги 1572 г. пестрит пометами «забит на правежи», «пошел в нищих», «умер с голоду», «умер божьим поветрием», «вышел в опритчину», «вышел из Ладоги безвистно». 52 Погромы отличались бессмысленной свирепостью; пытая неимущих людей, проветчики обогревались сожжением их домов. К 1572 г. в Ладоге из указанных там 108 тягловых дворов запустело 77 (т. е. 71 % застройки).
Фактически от прежнего города осталась третья часть его населения, погибла или разошлась значительная часть его ремесленного сословия. Закат Ладоги совпал с разорением всего севера России. От этой катастрофы город не мог оправиться еще в начале XVII в., когда там насчитывалось только 16 тягловых дворов. 53
Многочисленные беды выпали на долю Ладоги в период Смутного времени, и после 1617 г. 54 она превратилась в милитаризованный пограничный город, 55 а в начале нового времени и вовсе утратила всякое «городовое» значение.
Отмечая путь и упадок Ладоги, испытавшей строительный подъем в XII и начале XVI в., оценивая развитие города, где новая жизнь веками строилась на противоречивом единстве с предшествующей традицией, мы должны признать исторический интерес этого явления. Изучение Ладоги XVI в. открыло ряд новых закономерностей, свойственных малым и средним государственным городам позднесредневековой России. Теперь лучше представляются пути формирования посада, его застройка, занятия населения. Размещение дворов, взаимосвязь кончанской и церковной организации, плотность населения и застройки, реконструкция планировки — все это углубляет наши знания о русской городской жизни и культуре XV—XVII вв. и ретроспективно выявляет скрытые временем черты более ранних периодов.
стр.192
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ААЭ — Акты археологической экспедиции
АО — Археологические открытия. М.
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л.
ВИ — Вопросы истории. М.
ВООПИК — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
ГПБ — Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения
ИА — Институт археологии Академии наук СССР АН СССР
ИРГО — Императорское русское географическое общество
КСИА — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. М.
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССР. М.; Л.
ЛГУ — Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова
ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии Академии наук СССР
MAP — Материалы по археологии России. СПб.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л.
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. СПб.; Пг.; М.; Л.
РАО — Русское археологическое общество
СА — Советская археология. Л.; М.
САИ — Свод археологических источников. М.; Л.
ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа
ТГИМ — Труды Государственного Исторического музея
ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов
SMYA — Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja. Helsinki.
Сноски
-------------------------
стр.170
1Рыдзевская Е. А. Сведения о Старой Ладоге в древнесеверной
литературе. — КСИИМК, 1945, вып. 11, с. 55. В сообщении 997 г. посад обозначен
термином штад, детинец — борг.
2Ср.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.;
Л., 1950, с. 218 и след.
3Вернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.;
Л., 1961, с. 131.
4Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962, с. 293.
-------------------------
стр.171
5Кирпичников А. Н. Опыт комплексного использования писцовых
книг и исторической топографии для характеристики средневекового русского города:
(По материалам Корелы XV—XVII вв. ). — В кн.: Вспомогательные исторические
дисциплины. Л., 1979, вып. 11, с. 68 и след.
6Новгородские писцовые книги. СПб., 1868, т. 3, с. 957—958
(дальнейшие ссылки на этот источник опускаются). Предложенная дата описи около
1500 г. условна, так как она создавалась в 1498—1501 гг. и включала в свой
состав «старое письмо» конца 1470 — начала 1490-х гг. Далее в тексте дается
1500 год.
7Бранденбург Н. Е. Старая Ладога. СПб., 1896, с. 43; Арх.
Сергий. Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге
Водской пятины 1500 года. СПб., 1905, с. 89.
-------------------------
стр.172
8Расположение храмов по высокому берегу в северной части ладожского
посада подтверждает и перепись 1500 г., сообщающая, что путь «от Пречистыя» (т.
е. Успенского монастыря) «к Семену святому и ко Воскресению и до Петра
святого» шел «берегом по горе», г. о. берегом по верху. Трассируя этот
путь с помощью современной крупномасштабной карты Старой Ладоги, мы
обнаруживаем достаточно отчетливую кромку высокого берега рек Волхова и
Ладожки. Именно по этой линии находятся уже установленные места Симеоновской и
Спасской церквей. По направлению этой же линии Бранденбург раскопал остатки так
называемого безымянного храма XII в., который можно теперь отождествить с
церковью Воскресения (этот храм был еще цел в 1634 г., так как именно его
зарисовал проезжавший по Волхову мимо Ладоги А. Олеарий; см.: Бранденбург Н.
Е. Старая Ладога, рис. 1). Несколько далее от него, выше по течению Ладожки
можно локализовать «Петра святого».
9Датировка церквей, строившихся в течение 2— 3 лет, разработана П.
А. Раппопортом на основании изменений формата кирпича. В Ладоге храмы
строились в 1153 (церковь Климента, здесь и далее указана начальная дата), 1156
(церковь Успения), 1158 (церковь Спаса), 1163 гг. (церковь Георгия) (см.: Раппопорт
П. А. Археологические исследования памятников древнего новгородского
зодчества. — В кн.: Новгородский исторический сборник. Л., 1982, вып. 1 (11),
с. 198 и след.; Штендер Г. М. Архитектура Новгородской земли XI—XIII
вв.: Автореф. дис.... канд. архитектуры. Л., 1984, табл. 2). Можно
предположить, что в 1165 г. возводили церковь Воскресения (поэтому объекту
данные отсутствуют). Характерно, что именно в Ладоге, как убедительно показал Раппопорт,
в 1150— 1160-х гг. сформировался тип русского посадского храма.
10На это указывает и посвящение городских церквей, например, Георгию
— покровителю воинов, Николаю — патрону купцов и путешественников. Согласно
договору 1269—1270 гг. между Новгородом и Любеком, в Ладоге, очевидно, при
торговом немецком дворе находилась еще одна, на этот раз готландская, церковь
Николая (Бранденбург Н. Е. Старая Ладога, с. 50, 62). Церкви Климента
кроме Ладоги существовали в Новгороде, Пскове, Висби, Трондхеймс, Любеке,
Лондоне. Культ этого святого связан с торговлей и мореходством.
11Итоги подсчета дворов авторами переписи 1500 г. несколько
отличаются от количества фактически перс численных. Подобного рода неточности и
ошибки, к сожалению, нередки в документах этого рода. В табл. 1 я исходил из
числа фактически перечисленных дворов и их владельцев.
-------------------------
стр.173
12Бранденбург Н. Е. Старая Ладога, с. 39.
13Подсчитано, что во дворе с одной семьей в среднем проживало 5
человек, во дворе с двумя семьями — 7. 5 человек, во дворе с тремя семьями — 10
человек (Аграрная история Северо-Запада России, вторая половина XV — начало XVI
в. Л., 1971, с. 19—20). В Ладоге 1500 г. значилось 94 двора односемейных, 17 —
двухсемейных, 5 — трехсемейных. Таким образом, в 116 дворах, следуя
предложенному расчету, проживало 648 человек.
14Бернадский В. Н. Новгород..., с. 131.
-------------------------
стр.174
15ААЭ. СПб., 1836, т. 1, с. 189. В этом документе, относящемся к
1545 г., перечислены дворы наместника, тиуна, попа, далее 103 двора «живущих
тяглых» и 32 «пустых тяглых». Значительное количество пустых дворов
объясняется, по-видимому, мором или другим бедствием.
16Для сравнения отмечу, что в Орешке 1500 г. эта плата была в 4 раза
выше, т. е. 8 денег на семью.
17Указание военных предполагает существование военной слободы.
18ЦГАДА, ф. 137, Новгород 7, л. 290—321.
19Ильинский А. Г. Городское население Новгородской области в
XVI в. — Историческое обозрение. СПб., 1897, т. 9, с. 135 и след.; Чечулин
Н. Д. Города Московского государства в XVI в. СПб., 1889, с. 33 и след.; Вернадский
В. Н. Новгород..., с. 131 и след. В этом перечне следует особо выделить
обстоятельную работу А. Г. Ильинского, в которой впервые предпринята
попытка реконструкции северорусского средневекового города по данным писцовых
книг.
20Сердечно благодарю А. Н. Гудзинскую за палеографическое
обследование рукописи в ЦГАДА.
21От л. 742—747 сохранились только небольшие фрагменты — центральные
части листов. Первый лист к нашему источнику отношения не имеет, это приходо-расходная
запись 1660 г. — возможно, вклейка переплета или обертка новгородской рукописи.
22The new Briquet: (С. М. Briquet. Les filigranes)/ Jubilee Ed. Amsterdam,
1968, соответственно № 11376 (1562 г. ), № 10983 (1560 г. ), № 14030—14031
(1564 и 1567 гг. ).
-------------------------
стр.175
23Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. —
Зап. ИРГО, СПб., 1853, кн. 8, с. 13.
24В тексте (л. 239 и след. ) неоднократно отмечены даты 7069, 7071,
7072, 7076 и самая поздняя 7077 гг.
25На л. 678 сказано: «В Михайловском в Сокульском погосте по наказу
царевых и великого князя дьяков Ондрея Васильева сына Безносова да Кузьмы
Васильева сына Румянцева Инша Булгаков да Посник Шипилов дали льготу Подорке
Гришину от лета 7077 сентября от 4 числа до лета 7081 сентября до 4 ж числа
поставити мельница на реки на Великие грязи, а преж того на том месте мельница
не бывала». Для сравнения упомяну, что на л. 501 об. предписывалось городовому
приказчику из Корелы В. Турубарову «дати ему оброк (за мельницу. — А. К. ) впервые
на Рожество Христово лета 7077 г. ».
26Эта писцовая книга выполнена под руководством князя Петра Щепина
Оболенского и Иваниса Григорьева сына Зюзина и включает описание Копорского,
Ямского и половину Новгородского уездов Водской пятины (ЦГАДА, ф. 137, Новгород
I-Б; благодарю Ю. Г. Алексеева за разъяснение особенностей составления
писцовых книг Водской пятины двумя одновременными комиссиями писцов).
27По сведениям 1568 г., в ладожских 86 дворах проживало по одной
семье, в 32 — по две, в 6 — по три, в 2 дворах — по четыре семьи, что в общей
сложности составляет 755 человек.
28Бранденбург Н. Е. Старая Ладога, с. 35, 73.
29На ото указывает свидетельство 1583 г. о запустении деревень «Климента
Святого из Ладоги» (Историко-статистические сведения о С. -Петербургской
епархии. СПб., 1884, вып. 9, с. 85).
30Новый прилив церковного строительства начнется в Ладоге со второй
четверти XVII в.
31В тех 34 случаях, когда писец указал общую длину двора и огорода,
длина двора условно принята 6 саж. Сажень, которой мерили ладожские дворы,
равнялась, очевидно, 216 см. В официальном делопроизводстве эту казенную
трехаршинную сажень, как известно, все шире стали употреблять с середины XVI в.
-------------------------
стр.176
3218 дворовладельцев города но имели огорода, 21 обладал двумя
огородами: дворовым и «отхожим».
33Я исхожу из того, что двор до 30, а огород до 200 саж. 2
считались, но представлениям XVI—XVII вв., мелкими (ср.: Лanno-Данилевский
А. С. О величине дворовых и огородных мест древнерусского города. — Зап.
РАО, СПб., 1888, т. 3. Нов. сер., с. 314). Дворы площадью от 25 до 42 саж. 2,
которыми в первой половине XVII в. наделялись стрельцы в Москве, Ярославле и
Можайске, считались небольшими, что объяснялось теснотой городской застройки (Смирнов
П. Города Московского государства в первой половине XVII века. Киев, 1917,
т. 1, вып. 1, с. 31).
34Гроздилов Г. П. Раскопки в Старой Ладоге в 1948 г. - СА,
1950, т. 14, с. 152-153.
-------------------------
стр.177
35Топографическая реконструкция плана Ладоги XVI в. предпринята на
основании проведенного Староладожской экспедицией ЛОИА АН СССР под руководством
автора этих строк археологического выявления древней городской территории.
Местоположение городских концов определено по кончанским храмам. Территория
этих районов подсчитана по данным книги 1568 г.
36В дальнейших подсчетах в интересах точности использую итоговые
цифры документа 1568 г.
37Ныне исчез, место установлено по сохранившемуся руслу.
38Монастырь Рождества «с Гориц», возможно деревянный, находился в
южной части Ладоги по соседству с Никольским монастырем (Бранденбург Н. Е. Старая
Ладога, с. 56).
39По мнению А. Г. Ильинского, подгородная пашня
использовалась как выгон для городского скота (см.: Ильинский А. Г. Городское
население, с. 172).
40По данным писцовой книги 1568 г., только 11 % посадской территории
Орешка занимали дворы, остальное принадлежало огородам (Кирпичников А. Н. Древний
Орешек. Л., 1980, с. 81).
-------------------------
стр.178
41Исчисления произведены на основании: Тверской Л. М. Русское
градостроительство до конца XVII века. Л.; М., 1953, с. 164; Носов Н. Е. Русский
город и русское купечество в XVI столетии. — В кн.: Исследования по
социально-политической история России. Л., 1971, с. 157—158 (ср.: Кирпичников
А. Н. Древний Орешек, с. 83—84).
42Самоквасов Д. Я. Архивный материал: Новооткрытые документы
поместно-вотчинных учреждений Московского царства. М., 1909, т. 2, с. 303—306.
В помещенной здесь переписи Ладоги 1572 г. встречены следующие дополнения к
переписи 1568 г. Названы зелейник, калачник, портной и ямщик, а также ямской
двор. Упомянуты чипы местной администрации: староста, целовальник, стрелецкие
начальники, пятидесяцкий, трое десяцких.
43Ильинский А. Г. Городское население, с. 173.
44Сабанеев Л. П. Жизнь и ловля пресноводных рыб. Киев, 1960,
с. 558—560.
-------------------------
стр.179
45По-видимому, изготовитель какого-то напитка — молодого молока (т.
е. простокваши), молодого пива, молодого меда и т. п. Замолодить
означало делать так, чтобы напиток заиграл, запенился.
46Производитель и торговец мелочными товарами. Заключение о том, что
щепетинники изготовляли некий мелкий щепной товар (Пронштейн А. П. Новгород
Великий в XVI в. Харьков, 1935, с. 73), по-видимому, неверно.
47Расселение ремесленников локальными группами по профессиям,
совпадающее в основном с улицами, отмечено и для Новгорода XVI в. (Пронштейн
А. П. Новгород Великий..., с. 94).
48Бранденбург И. Е. Старая Ладога, с. 249.
49При реставрации Успенского собора с северной и западной сторон
открыты пристройки, назначение которых можно по-новому понять в свете сведений
об арендной торговле монастыря в 1568 г.
50Ильинский А. Г. Городское население..., с. 208.
-------------------------
стр.180
51Кирпичников А. Н. Крепости бастионного типа в средневековой
России. — В кн.: Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1978 г. Л.,
1979, с. 471—472.
52Самоквасов Д. Я. Архивный материал..., с. 304, 353.
53Русская историческая библиотека. Л., 1926 т. 38, с. 187, 199—200.
54В 1617 г. в Ладоге писались разоренными 2 церкви и 6 монастырей и
числилось только «15 дворов посадцких людей в них 35 человек, да 8 дворов детей
боярских и вдов и поповских и пономарских». Отмечены также воеводский двор и 15
«пустых посадцких и немецкого поставленья всяких хором, светлиц и изб и клетей
и житниц» (ЦГАДА, ф. 96, оп. 1, № 7, материал любезно предоставлен В. Л.
Яниным).
55По описанию 1629 г., в Ладоге было 49 дворов, но в 1632 г. она
сгорела дотла, осталось 19 «живущих» дворов. По данным переписных книг, в 1646
г. количество дворов составляло 31, т. е., как справедливо заметил П. Смирнов,
пустота охватила 71 % посада начала XVII в. (см.: Смирнов П. Города
Московского государства в первой половине XVII в. Киев, 1919, т. 1, вып. 2, с.
24).
Иллюстрации
-------------------------
стр.177
Город Ладога в XVI в. План-реконструкция автора. I — каменная крепость 1490-х
гг.; II — земляная крепость 1585— 1586 гг.; III — Никольский конец; IV —
Воскресенский конец; V — Богородицкий конец. 1 — Успенский монастырь; 2 —
Симеоновский монастырь; 3 — церковь Спаса; 4 — церковь Воскресения; 5 — церковь
Петра; 6 — церковь Георгин; 7 — церковь Климента; 8 — Никольский монастырь; 9 —
церковь Рождества; 10 — монастырь Иоанна Предтечи. а — граница посада по данным
1568 г.; б — дороги; в — старые русла рек Ладожки и Заклюки; г — каменные
храмы; д — деревянные храмы; е — культурный слой VIII—XI вв.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский