РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Клосс Б.М., Назаров В.Д. Благовещенский собор и письменные источники XV–XVI веков. В кн.: Уникальному памятнику русской культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тез. науч. конф. М., 1989. С. 10-14. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru («Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены.
Б. М. Клосс, В. Д. Назаров
Благовещенский собор
и письменные источники XV–XVI веков
-10-
1.
Исследователи, к сожалению, не располагают архивом Благовещенского собора, в
котором была бы отражена древнейшая его история, включая вопросы строительства,
росписей, материального обеспечения, роли в политической и культурной жизни
столицы в XV - начале XVI в. В их распоряжении сравнительно небольшой по объему
массив сведений в письменных материалах, отличающихся разнообразием как самого
состава источников, так и содержанием сообщаемых ими сведений.
2. Комплекс летописных
свидетельств о Благовещенском соборе содержит наиболее интересные сведения за
XV - середину XVI в. Однако установленный археологическим путем факт
строительства здания Благовещенского собора в последней трети XIV в. не находит
подтверждения в летописных данных. Возможно, это следует объяснить тем
обстоятельством, что в сохранившемся массиве летописных сводов мы не
располагаем твердо атрибутируемой московской великокняжеской летописью конца
XIV - начала XV в.
3. Широко известный текст о
росписи собора в
-11-
ние исследования, создана в Москве, в
церковной среде, во втором десятилетии XV в.
4. Известие о строительстве нового
здания храма в
5. Известия о строительстве
дошедшего до нас (третьего) здания собора в 80-х гг. XV в. содержится в целом
ряде летописных сводов XV - XVI вв. Их можно подразделить на три группы.
Основная часть восходит в конечном итоге к великокняжескому летописанию конца
XV в. В них содержатся два основных факта, относящихся к 1484 и
6. Текст о росписи храма в
-12-
княжескому летописанию начала XV в.
(свод
7. Сравнительно много сведений
о Благовещенском соборе за 40-60-е г.г. XVI в. содержит официальное летописание
этого времени. Они связаны с летними пожарами
8. В письменных источниках
сохранились лишь эпизодические указания на вклады в Благовещенский собор. Это
связано, в частности, с тем, что до нашего времени не дошли те разделы
завещаний московских великих князей (начиная с Дмитрия Донского), где бы фиксировались
их распоряжения по этому поводу. Можно, однако, не сомневаться, что, подобно
другим кремлевским соборам, причт Благовещенского храма обладал значительною по
размерам ругой, шедшей из великокняжеских доходов, а также земельными
владениями в ближайшей к столице сельской округе. Судя по тому, что мы знаем об
имущественном положении протопопа Благовещенского Василия (20-30-е г.г. XVI
в.), протоиереи этого придворного дворового храма были людьми весьма
состоятельными, находившимися в родственных связях с придворной аристократией.
О том же говорят упоминания о вкладах благовещенских протопопов и священников в
различные монастыри.
-13-
9.
Политическая роль Благовещенского собора менялась по мере возрастания
политической мощи и авторитета московских великих князей, домовым крамом
которых собор и являлся. Рост его значения следует связывать со строительством
здания
10. Значение
"домашнего" храма великокняжеской семьи в конце XV в. подчеркивается
тем обстоятельством, что на формировавшейся центральной площади политического
центра страны (Кремля) Благовещенский собор перестраивался вторым из
кремлевских соборов (после Успенского). Широкомасштабные градостроительные
работы конца XV - начала XVI в., имевшие определенную внутреннюю логику,
вписывались также в контекст формировавшейся тогда политической идеологии
Русского централизованного государства. В частности престиж Благовещенского
собора повышался по мере того, как частная жизнь московских государей и их семей
все более становилась одним из важнейших актов общеполитической жизни
государства (в этом отношении показательна церемония празднования Входа в
Иерусалим, установившаяся с конца XV в.). В том же плане выразительны
политические биографии ряда благовещенских протопопов и иереев.
-14-
(Андрей-Афанасий, Сильвестр).
Напомним, что благовещенские протопопы обычно являлись государевыми
духовниками.
11. Политическое значение
Благовещенского собора ясно видно из характера мероприятий по его восстановлению
после пожара
12. К сожалению, почти не
сохранились (или пока не выявлены) древние рукописи, связанные с Благовещенским
собором (известны только два Евангелия вклада Ивана IV). Однако можно не
сомневаться, что роль собора в культурно-историческом плане была велика.
Напомним в связи с этим об усилиях ряда поколений московских правителей по
строительству и украшению собора, о материальных возможностях храмового причта,
наконец, о культурно-образовательном уровне благовещенских иереев
(Андрей-Афанасий - создатель Степенной книги; Сильвестр, его библиотека).
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский