РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Комеч А И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики». В кн.: Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира, xii век. СПб, 2002. С. 231-254. Все права сохранены.

Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В.Заграевским. Все права сохранены.

По техническим причинам в электронной версии не воспроизведены иллюстрации оригинала.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г.

 

 

 

А И. Комеч

Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.

Художественная природа и генезис «русской романики»

 

В облике белокаменных соборов Вла­димира романские формы прояви­лись столь ярко и определенно, что их привнесенность из мира клас­сического европейского средневе­ковья никогда не вызывала сомнений. Об этом же нам говорят и летописцы XII столетия, чью информацию суммировал В. Н. Татищев.1 В последний раз все наблюдения собрал и тщательно проанализировал Н. Н. Воронин,2 создавший убедительную картину контактов владимирских князей и императоров династии Штауфенов на протяжении второй половины XII в. в сфере, излюбленной этими правите­лями, — престижного каменного строительст­ва.

Мы знаем, что «по тщанию его (Андрея Боголюбского. — А. К.) к святой Богородице, приведе ему Бог из всей земли мастеры».3 Андрей «в дружбе был» с Фридрихом I Бар­бароссой, от которого ему в знак подтвержде­ния дружбы присланы были для возведения Успенского собора мастера и архитектор.4 Связи между дворами продолжались при Все­володе III, Фридрих I имел с ним «любовь и частую переписку».5 Но несколько позже, при перестройке Успенского собора в 1180-е гг., Всеволод «уже не ища мастеров от Немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».6

Н. Н. Воронин в своем исследовании под­твердил и дополнил информацию письменных источников данными архитектурно-археологи­ческих наблюдений. Найденные им параллели из мира романского искусства Германии XII в. учли и развили наблюдения отечественных и европейских ученых. Проблема в целом ока­залась достаточно проясненной и в настоящее время не представляет сложности в своих общих чертах.

Однако для истории искусства прозрач­ность общей исторической ситуации может быть дополнена анализом особенностей эсте­тической выразительности форм и стиля, что позволит проявить не общие, а конкретные связи архитектурных явлений. К тому же не­однозначность исторической перспективы со­держится в самом характере сообщений пись­менных источников, определяющих лишь место, откуда были посланы мастера Фридрихом Барбароссой, но вовсе не уточняющих, кто были эти мастера, и какую художественную традицию они представляли.

Грандиозное строительство Священной Римской империи, начатое в XI в. возведением соборов в Трире и Шпейере, было престиж­нейшим делом империи, располагавшей об­ширными землями и к северу, и к югу от Альп. Со времен коронованного в Риме в 962 г. Оттона I большая часть Италии, и, прежде всего Ломбардия, входила в состав империи. Итальянские мастера принимали участие в строительстве собора в Шпейере, влияние лом­бардской архитектуры прослеживается во мно­гих немецких постройках XIXII вв. Поэто­му, при общей близости традиций, вполне пра­вомочен вопрос — принесли ли романские формы на Русь немецкие архитекторы или, хотя и по императорскому поручению, ита­льянские зодчие? Можно не говорить о персоналиях мастеров, а рассматривать вопрос о немецких или итальянских традициях, но по­добная амбивалентность уже ставит отдельную проблему перед историками искусства. В поль­зу итальянских импульсов могли бы говорить и сказанные в XV в. увидевшим Успенский собор Аристотелем Фиораванти слова — «неких наших мастеров дело».7

Пока же историки искусства, в зависимос­ти от сферы поисков аргументов, свободно ва­рьируют свои позиции. Когда в 1994 г. на конференции, посвященной Дмитриевскому собору во Владимире, проф. Г. Никель указы­вал на связи саксонской архитектурной орна­ментики и декорации владимирских соборов, его коллега из Майнца профессор Дитрих фон Винтерфельд увлеченно отстаивал приоритет традиций ломбардской архитектуры.8

Очевидное родство форм базируется, прежде всего, на общности декоративных мотивов и элементов, образующих как бы единый сло­варный фонд архитектурных произведений. Архитектурные пояса, поребрик, «карликовые» арочные галереи на колонках или ими­тирующие их аркатурно-колончатые пояса, цо­коли и базы аттического профиля, капители, пристенные лопатки и полуколонны, перспек­тивные окна и порталы удивительным образом объединяют постройки Владимира, Ломбардии и рейнских городов. Многое повторяется и в расположении элементов на фасадах, в общих композиционных схемах. Лопатки и полуко­лонны соответствуют внутренней структуре зданий, горизонтальные членения образуются прямыми и скошенными уступами стен, под­черкиваются аркатурными поясами. Цоколь­ные пояса, пилястры и венчающие аркатуры формируют на фасадах объединяющие струк­турные системы.

Все эти формы восходят к позднеантичной традиции и являются ее редуцированными эле­ментами. Они встречаются в архитектуре Ми­лана IV в. (церкви Сан Лоренцо, Сан Аквилино, Сан Симплициано), Равенны (мавзолей Сайта Констанца, баптистерий православных и позже — так называемый дворец экзарха), постоянно присутствуют в Ломбардии и в свя­занной с ней художественной традицией Ка­талонии.

В IXX столетиях аркатура и лопатки являются основными элементами декорации ломбардских церквей, большая часть которых представляет собой маленькие и примитивные однонефные сооружения. Аркатуры и пиля­стры всегда выглядят как бы наложенными на стены из мелких и нерегулярных камней, отсутствие структурного и ритмического со­гласования со стеной придает декорации ха­рактер необязательной аппликации. Примера­ми могут служить постройки Комо — церкви Сан Феделино на озере Меццола (конец X в.), и Сан Панкрацио в Рампонио (1025—1050 гг.). Даже в более сложных постройках пилястры и полуколонны скорее присоединяются к цо­колю и аркатуре, а не составляют с ними органическое структурное целое (в баптистерии Сан Томе в Альмене, в баптистерии в Оджионо, 1075—1100 гг.). Сама техника клад­ки из мелких нерегулярных каменных блоков разрушает вертикальную тектонику форм, раз­рывая полуколонны и лопатки на отдельные элементы.9

Два лучших памятника архитектуры Комо относятся к концу XIXII столетиям. Цер­ковь Сан Феделе композиционно является самой развитой и сложной. Трехнефная базилика с двумя колокольнями на западном фасаде трансептом в восточной части, равновысоким среднему нефу, превращается в крестообразное здание со световым барабаном над средокрестием. Примыкающие к рукавам трансепта экседры вместе с алтарной апсидой придают зданию внутри вид трехконховой постройки. При такой развитости простран­ственной концепции чрезвычайно странной выглядит декорация алтаря, в которой цоколь превращается в самостоятельно существую­щий пояс, его полукруглые угловые выступы призваны служить базами полуколонн, но зрительно формы остаются лишь соприкаса­ющимися, ощущение тектоники, связи по вертикали, не возникает. Полуколонны как бы подчеркивают углы пятигранной апсиды, а проходящая в верхней части арочная га­лерея ориентацией баз и капителей отрицает существование углов. Все элементы сосуще­ствуют, но не соединяются. Кладка стен и полуколонн резко отличается друг от друга, что подчеркивает наборность, вставленность декорации.

Самым гармоничным и изысканным памят­ником Комо является церковь Сант Абондио, освященная в 1095 г. Прекрасные пропорции стройного пятинефного здания с двумя коло­кольнями по сторонам хора дополняются изящной декорацией. Аркатура, пилястры и полуколонны образуют хорошо скоординиро­ванную композиционную систему фасадов. Ре­зультат резко отличается от примитивных ва­риантов IXXI столетий, но тем показатель­нее сохранение прежних стилеобразующих принципов. Зодчие не стремятся выявить плас­тику, объемную весомость стен и их внутрен­нюю тектонику, по-прежнему сохраняется впе­чатление изящной комбинаторики форм, но не их органической структурной цельности.

Полуколонны апсиды вовсе не обладают целостностью, пояс с поребриком делит апсиду по высоте на две зоны, полуколонны распада­ются на нижнюю и верхнюю части, соприкасающиеся друг с другом, но неспособные к выявлению тектонического начала. Точно та­кое же соприкосновение соединяет полуколонны и аркатурный пояс: капители полуколонн подходят к пятам арок, но вовсе не служат им опорой. Очень показательным для италь­янских построек является сочетание цоколь­ных поясов построек и баз пилястр и полуко­лонн. Базы почти никогда не объединяются с цоколем, они просто ставятся на него.

В целом образующаяся сетка членений в своей выразительности исходит не из пласти­ческого тектонического начала, а из чувства изысканно расчленяемой плоскости. Плос­кость стен всегда чрезвычайно ценима и ощу­щаема в своем единстве. Она является основой, членения образуют параллельную наложенную плоскость, иногда не одну, отношения зон всег­да читаются очень четко. Даже перспективные формы окон и порталов в итальянской архи­тектуре пропорциями проемов и обрамлений стремятся не столько создать глубинное изме­рение, сколько соединиться с плоскостью фасадов. Очень характерны широкие орнамен­тальные ленты вокруг окон на апсиде церкви Сант Абондио.

С середины XI в. начинается расцвет эко­номической жизни североитальянских горо­дов. Он сопровождается стремлением к поли­тической самостоятельности и, что для нас важнее, строительством новых больших город­ских соборов. Художественный уровень этого искусства чрезвычайно высок, принципы по­нимания художественной формы оказываются совершенно отчетливыми.

Два ломбардских собора, в Павии и в Бергамо, определили последующие постройки. Собор Сан Микеле в Павии10 имеет очень ха­рактерный для Италии «экранный» фасад. Он расчленен на три части мощными пучковыми лопатками. Однако последние нисколько не нарушают ощущения единства фасадной стены, чья самостоятельность выявлена боко­выми поверхностями, выходящими за пределы лопаток и тем самым лишающими их струк­турной роли. Эти массивные устои просто при­ставлены к стене, что подчеркнуто постановкой их баз на цоколь стены, как бы перед ней. Завершение лопаток похоже на обрыв формы, могущий произойти на любой высоте. Нераз­рывность стены подчеркивается горизонталя­ми вставленных рельефов и оконных проемов, единством внутри стены пространства верхней галереи.

Более сложной и развитой является деко­рация собора в Модене11 (1099—1184 гг.). Здесь сформировалась связанная и цельная система пучковых лопаток и арок, объединив­шая все фасады добора. И, однако, каждый фасад имеет подчеркнутую основную плоскость и строго параллельную ей систему наложенных членений. Угловые колонки, которые могли бы формировать угол объема, стеночкой над ними превращаются в границу ровного слоя декоративной аркады, наложенной на фасад.12

До какой изысканности могут быть дове­дены подобные принципы, показывают по­стройки Пизы и Флоренции XI в. Сияющая, изощренная игра ордерных форм мраморных фасадов пизанского собора, церкви Сан Миньято аль Монте и баптистерия во Флоренции основана на использовании ордерных форм. Нигде в Европе и даже Византии XI в. не читалось так явно стремление к античности, причем в легком эллинистическом варианте. Но вся декорация избегает пластического и тектонического начала. Характерны изящные профилировки цоколя и поставленных на него баз полуколонн, нижние части здания выгля­дят не более нагруженными, чем верхние. На­ложенные на ровные поверхности членения легко приобретают ажурный характер в гале­реях на фасадах, они образуют декоративную сеть, а не тектоническую основу.

Большие соборы Германии уже с X столе­тия демонстрируют усвоение форм ломбард­ской архитектуры, причем их интерпретация явно обнаруживает генетическое родство с об­разцом.

На фасадах церквей в Гернроде, Св. Пан­телеймона в Кельне (вторая половина X в.), собора в Трире (начало XI в.) появляются ат­тические профили оснований, пилястры, аркатурные пояса. Все элементы отмечаются плоскостностью, отсутствием структурного ха­рактера и некрупным масштабом, мало соот­ветствующим развитости и размаху общей композиции. Все членения наложены на ясно ощутимые поверхности фасадов как части тон­кой прозрачной декоративной сетки. Как и в итальянских памятниках, формы скорее со­прикасаются, нежели образуют структурную основу. Очень характерно, что в Кельне ло­патки перекрывают своими капителями аркатурные пояса.

Во всех памятниках пилястры напоминают собой узкие вертикальные ленты и не обладают никакой тектонической выразительностью. Пояса, пилястры, аркатуры просто приставле­ны друг к другу, особенно это ощутимо в Трире из-за переменной ширины простенков.

Точно такой же характер имеет декорация самого крупного собора Германии XI в. — со­бора в Шпейере.13 На его боковых фасадах сохранились лопатки и аркатура, чья «ро­бость» и дробность никак не соответствуют общему характеру архитектуры. Решительный шаг был сделан при перестройке собора во второй половине XI в., при Генрихе IV (до 1106 г.). Завершение центрального нефа сво­дами стало эпохой в архитектуре Германии. Оно привело к резкому повышению объема и завершению его по всему периметру грандиозной аркадной галереей. Были созданы мо­нументальные фасады трансепта и перестроена в подобных же масштабных формах алтарная часть, не отвечавшая, видимо, по своему ха­рактеру новому архитектурному стилю.

Главная перемена состояла в рождении си­стемы декорации фасадов, своей мощью и структурностью, весомостью и убедительнос­тью тектонических соотношений соответствую­щей объемной композиции огромного собора. Прежде всего, ощущение стен стало вторич­ным по отношению к выразительности стерео­метрических объемов тела собора, его четырех башен и двух глав (над средокрестием и нартексом). Фасады потеряли самостоятельность и превратились в поверхности мощных, обра­зующих замечательную по цельности компо­зицию архитектурных массивов.

Структура декорации приобрела колоссаль­ный характер. Монументальные лопатки фа­садов трансепта имеют характер мощных ус­тоев. Пучковые лопатки апсиды оказались включенными в ритм властно организующей объем аркады. Огромные, близкие по масштабу римским окна глубокими перспективными обрамлениями проемов способствуют преодоле­нию плоскостности фасадов, превращению их в ритмически цельную пластическую массу. Структурные элементы, перестают быть нало­женной декорацией, становясь определяющи­ми акцентами пластической композиции.

Цельности массы в высокой мере способ­ствовала перемена строительной техники. Кладку из мелких, грубо отесанных камней первого собора сменила кладка из крупных, регулярных, точно пригнанных квадров. Вмес­то множественности дробных элементов сфор­мировалось ощущение каменного монолита.

Особенностью собора в Шпейере является не только неведомый дотоле масштаб форм, но и отсутствие их стандартизации. Достаточно обратить внимание на разнообразие окон и их обрамлений. Откосы окон собора середины XI в. были близки параллельным. Окна конца XI в. почти всегда имеют явно скошенные, перспективные проемы. Они могут получить наложенные на стены обрамления в виде ароч­ных портиков (западная сторона южного ру­кава трансепта). Чаще же всего они помещены в ниши, форма многочисленных обломов чрез­вычайно разнообразна, валики, выкружки и четверти варьируются индивидуально, часто дополняясь колонками, капителями и крупной резьбой. Хотя обломы и архивольты в своем ритме как бы объединяются, все же почти всегда можно увидеть двухсоставность композиции — громадные окна, вписанные в еще более крупные ниши.

Мотивы скульптурной резьбы чрезвычайно близки ломбардским. Да это и неудивительно. Участие ломбардских мастеров зафиксировано документально, как и имя ломбардского ар­хитектора Донатуса.

Роскошно украшенные карнизы и обрамле­ния окон, особенно на южном фасаде тран­септа, обнаруживают много общего с декора­цией церкви Сант Абондио в Комо, постройка­ми Павии и Модены. Однако, при всей близости мотивов, легко выявляется и разница интерпретации. Пластическое начало, чуждое итальянской архитектурной форме, было заме­чательно проявлено в скульптурном убранстве итальянских церквей. Органическое, лишен­ное геометрической схематизации живое чув­ство пластического, часто — антикизирующего, определило замечательную декорацию ита­льянских храмов XII в. На стенах же собора в Шпейере, при родственности мотивов, проис­ходит их переосмысление, соответствующее иной выразительности архитектурных форм. Пластическое начало, свойственное архитекту­ре немецких соборов, делает скульптурную де­корацию более подчиненной архитектуре. Формы укрупняются, несколько геометризируются, группировка мотивов становится регу­лярнее. Если в архитектуру проникает пласти­ческое, то скульптура становится архитектоничнее. Синтез искусств в больших соборах на Рейне более органичен и неразрывен, в Италии же оба вида искусств развиваются скорее па­раллельно и дополняют друг друга замечатель­ными проявлениями. Хотя крупность, огром­ность архитектурных членений является отли­чительным признаком декорации собора в Шпейере, в нем еще, как в первоначальном образце, многое не получило канонических, по­вторяемых соотношений. Уже говорилось об окнах собора, многое интересно и в оформле­нии центральной апсиды. Казалось бы, сила крупной семиарочной композиции, образовав­шей слитное вертикальное движение, должна полностью определить детали. Так и происхо­дит в верхней зоне, где движение аркад органи­чески включает в себя окна и образует мощные перспективные их обрамления. Однако сила опоры полуколонн внизу значительно ослабле­на приемами, еще сохраняющими признаки итальянского понимания форм.

Обломы, идущие по сторонам лопаток и об­разующие вместе с ними общие опоры, внизу вдруг уходят от полуколонн и превращаются в нижние границы плоских арочных ниш, ниши не опираются, а повисают в плоскости стены. Эта уже знакомая нам интерпретация не опоры, а примыкания форм еще во многом оп­ределяет в Шпейере трактовку цокольной зоны. Многосоставная профилировка превра­щает цоколь в дробную, сложную форму, ли­шенную способности быть опорой. Базы колонн подходят к цоколю, но скорее примыкают к нему, нежели опираются. Поэтому они могут иметь прихотливые многочастные формы, ко­торые не столько передают движение от полу­колонн к цоколю, сколько разъединяют эти формы.

В соборе в Шпейере замечательно соединя­ется гениальная найденностъ нового художе­ственного языка с редкостной вариативностью, изобретательностью в трактовке всех форм. Здесь нет ничего застылого, поток живого твор­чества определяет каждую форму этого вели­кого произведения.

Ситуация постепенно меняется с течением времени. Собор в Майнце14 (до 1109 г.) обла­дает уже большей устойчивостью и норматив­ностью столь же масштабных и структурных элементов. Все окна имеют сильно скошенные перспективные проемы, самые сложные обрам­ления — чередование прямоугольных обломов и валиков, раскрывающихся широкой вы­кружкой наружу и тонкой углубленной под­резкой последнего уступа — помещены на тор­жественно симметричном восточном фасаде со­бора, по сторонам апсиды. Строгая симметрия восточного двухбашенного фасада разнообра­зится разновысотностью аркады на апсиде и прихотливостью сочетания ее с верхней ажур­ной аркадой, где по центральной оси помещен не проем, а колонка.

Хотя в больших арках на апсиде еще су­ществуют сделанные и в Шпейере ниши, все же полуколонны здесь уже плотно соединились с цоколем, тектоническая система декорации получила полную устойчивость.

Собор в Майнце был выстроен на месте свое­го предшественника (завершенного в 1009 г.), который первым среди рейнских соборов достиг такого размера. Собор 1106 г. повторил его масштаб, характерно, что и здесь восточная часть была перестроена (башни по сторонам ал­таря принадлежат собору 1009 г.). Таким обра­зом, окончательный облик собора XII в. здесь, как и в Шпейере, сложился в два этапа.

Третий, и последний в интересующем нас хронологическом ряду собор в Вормсе был в основном завершен к 1171 г.15

Особенностью его композиции является прямоугольная форма алтаря, завершенного фронтоном. Восточные башни образуют вместе с алтарем торжественный фасад. Подобная композиция существовала еще в соборе-предшественнике 1018 г., она была повторена при новом строительстве. Вероятно, подчеркнуто парадный характер фасада был обусловлен его обращенностью, к пространству проходящей с этой стороны улицы. Симметричность, выверенность фасада может иметь знаковый харак­тер, ибо подобный композиционный мотив фланкированного башнями прямоугольного объема в живописи часто соответствует изо­бражению Иерусалима как града небесного, с этим соединилась бы символика размещенных здесь скульптур.16 На северном и южном фа­садах мы встречаем много индивидуальных и варьирующихся сочетаний форм, восточный же дает как бы откристаллизовавшийся идеал этого искусства, ставший до конца XII в. об­разцом для местной архитектурной школы.17

Все формы декорации стали более плоски­ми и изысканно расчлененными, при этом мас­штаб и цельность композиции нисколько не пострадали. Громадность трех алтарных окон сразу объединяет фасад в целое. Изящная декорация пронизана слитным вертикальным движением. Лопатки потеряли многосоставность положенных друг на друга форм. Это теперь единая форма, тонкие боковые профи­лировки придают ей упругость и динамику, энергию опоры, подъема даже завершающих и как бы висячих аркатур.

Базы лопаток слились с цокольными по­ясами, и не только внизу, но и во всех ярусах декорации. В распределении профилей произо­шли изменения, связанные с поисками плас­тической выразительности. Аттический про­филь цоколя преобразовался таким образом, чтобы зрительно максимально создать чувство опоры. В итальянских постройках и даже в Шпейере оба валика, и верхний, и нижний, могут иметь почти одинаковые вынос и толщину. Здесь же они резко дифференцированы, верхний превратился в тоненький поясок, пластично, через упругий профиль выкружки, передающий тяжесть нижнему крупному и как бы выпирающему под давлением валу. Достиг­нута удивительная гармония в сосуществова­нии горизонтальных профилей цоколя и вер­тикального движения оснований пилястр. Стена не выглядит пассивной поверхностью, а вовлечена в тактоническое движение, мощно обозначенное в цокольном поясе.

Слитность форм очень пластично выявля­ется в изумительной профилировке боковых обломов пилястр. Книзу они сливаются в уг­ловую форму, истончаясь, поглощаются рас­ширившимся основанием. Из-за общей дина­мики и наполненности форм это движение может быть трактовано и как вертикальное, зарождающееся в массе камня и стремительно в тонких профилях уходящее вверх.

Профилировка пилястр продолжается в ри­сунке аркатурного пояса, проходящая в центре выкружка делает арочки как бы двойными, хотя реальное число профилей может варьи­роваться.

Особый характер получает профилировка трех алтарных окон. Чередование прямоуголь­ных и круглых профилей в глубоких проемах своей монотонностью маскирует новаторский характер мотива. Он в том или ином виде присутствует в целом ряде предшествующих памятников. Однако множественное чередова­ние только этих форм в перспективном глу­боком сокращении окна имеет крайне ограни­ченное распространение в пространстве и вре­мени. Оно сформировалось при строительстве Вормского собора и копировалось затем на протяжении нескольких десятилетий.

Подобный мотив вводит ритмику объемов глубоко в тело стены, придавая ей пластичес­кий характер. К тому же — что не сразу за­метно, но играет существенную роль в общем впечатлении — профилировка всех трех окон неодинакова, формы обладают живым, по­движным характером и, несмотря на очевид­ный геометризм, совершенно не исчерпывают­ся схемой, сохраняя дыхание и творческую изобретательность в соотношении всех и каж­дого элемента.

Отчетливо выделяется среднее окно, где сам проем начинается ближе от поверхности, в боковых начало раструба самого проема углублено вплоть до оконниц. Это связано со сложной композицией боковых окон. Внутри алтарь имеет полукруглое очертание, и за бо­ковыми окнами в массиве стены устроены сложно развернутые глубокие пространствен­ные туннели.

Игра соотношений масштабов и объемов вписана в громадную и устойчивую уравнове­шенную схему общей объемной композиции здания. При всей выделенности восточного фа­сада круглые лестничные башни и восьмигран­ные башни над средним нефом выявляют имен­но общее объемное решение как главный элемент архитектурного мышления эпохи. Даже восточный фасад представляет собой громад­ную пространственную композицию, в которой его фасадная плоскость оказалась полностью преобразованной иным глубинным движением. Последние исследования позволили с помо­щью дендрохронологии уточнить датировку со­бора.18 С несомненностью можно утверждать, что восточная часть храма была готова к сере­дине XII в., трансепт — к 1170 г., неф продол­жал сооружаться в 1160—1170-е гг. К 1158 г., когда для строительства Успенского собора во Владимире могли бы быть посланы мастера от Фридриха I Барбароссы, основные кадры стро­ителей были заняты возведением собора в Во­рмсе. Основные работы в Шпейере и Майнце были уже закончены. Теперь, после обзора об­щего характера ломбардской и верхнерейнской архитектуры, можно сделать попытку уточ­нить источник форм, пришедших в далекий Владимир на Клязьме, ибо только сами по­стройки могут дать убеждающий ответ на этот вопрос.

Естественно, что центральным произведе­нием для нас будет Успенский собор во Вла­димире. Однако знакомство с выразительнос­тью собора 1158—1160 гг. сильно затруднено его обстройкой 1185—1189 гг., при которой значительная часть стен первоначального зда­ния была разобрана. Правда, формы обстройки копируют старый объем, да нам, к счастью, известны и другие постройки Владимира. Так что для самых общих суждений наблюдения над Успенским собором вполне корректны.

Бесспорным свойством всех русских храмов является их стереометричность, ясная гармо­ническая сгруппированность объемов, увенчанных центральной главой. Этим качеством в высшей мере обладают храмы с позакомарным завершением каждой части фасада, владимир­ские церкви относятся к их числу. Обходящие храмы по периметру полукружия делают рит­мическое движение круговым, объединяющим фасады. Вместе с лопатками закомары отража­ют снаружи внутреннюю структуру церквей в такой мере, что в общем впечатлении преобла­дает центральная, структурно строго организо­ванная объемная композиция.

В основе подобной формы лежат византий­ские традиции и их преобразование мастерами Киевской Руси. Но во владимирских построй­ках с ними соединился поток романских де­коративных форм. Цокольные пояса и базы, полуколонны, аркатурные и аркатурно-колончатые пояса, характерные по рисунку капи­тели, скульптурные изображения и декоратив­ная резьба органично соединились с пришед­шей сюда еще в 1140-е гг. традицией белокаменного, столь характерного для евро­пейской романики строительства.

Новые элементы легко нашли себе место на фасадах владимирских церквей. В основе синтеза лежит глубокое единство традиции ис­кусства всего европейского круга. По сути, закомарные храмы являются лишь предельно структурным воплощением декоративных аркад разного масштаба, покрывающих стены итальянских и германских соборов. То, что являлось лишь декоративным принципом в Бергамо, — аркада, наложенная на фасад и организующая его поверхность, — стало прин­ципом объемной композиции во Владимире.

За всеми этими формами обнаруживаются общие позднеантичные истоки как западноев­ропейской, так и византийской архитектуры. Потому-то так легко нашли себе органическое место на фасадах русских построек все клас­сические формы романской декорации. Они слились с основной структурной системой и от этого сразу приобрели характер не только декоративных, но и структурообразующих эле­ментов. Цоколи, базы, пучковые пилястры, полуколонны, арки закомар получили харак­тер гигантской ордерной системы, подчерки­вающей цельность всего объема.

Очевидная стереометричность, структур­ность объемов, пластическая наполненность и грандиозность масштаба объединяют влади­мирский Успенский собор с памятниками Верхнего Рейна середины XI—середины XII столетия. Формы северной Италии кажут­ся здесь совместными прообразами.

Общее впечатление подтверждается и ана­лизом отдельных форм и соотношений. Цо­кольный пояс соединяется с капителями и ба­зами полуколонн принципиально так же, как в Вормсе, такой же характер имеет и аттическая профилировка цоколя. Отчетливая тектониче­ская выразительность профилей цоколя столь велика, что невольно рождается ощущение ее нормативности, стандартности. На самом деле ее распространение ограничено Германией второй половины XII в., остальные эпохи и терри­тории искали иных соотношений.

Единство цокольной зоны предопределяет цельность пластической интерпретации самих стен. В Успенском соборе Владимира никогда не возникает ощущение раздельных и прило­женных друг к другу плоскостей — фасадов и декорации. Из-за отлива над поясом верхние плоскости фасадов более заглублены в массив стены, нежели нижние, но никакого разрыва между ними нет. Стена и профили на ней пронизаны одним ритмом и понимаются скорее как пластически цельный, нежели архитекто­нический, дифференцированный объем. Разде­ление стены планами и углубление внутрь мас­сива ритмически неразрывны и однородны. Характерна и трактовка угловых лопаток или колонок — не как боковых на фасаде, а как именно угловых опор, укрепляющих угол объ­емной структуры.

В узких пряслах профили закомар и окон соединяются в общем перспективном углубле­нии стены, так же точно объединялись обломы на апсидах соборов в Шпейере и Майнце. Мы видели, как в Вормсе чувство пластического предопределило изящное слияние профилей лопаток с самими лопатками в переходном движении к их базам. В Успенском соборе формы, конечно, плоскостнее и несколько упрощеннее, но и здесь родились удивительные по упругости сочетания отлива аркатур­но-колончатого пояса и профилей исчезающих (или рождающихся) в нем лопаток. Нет со­мнения, что в Вормсе и во Владимире дейст­вовал общий формообразующий принцип.

Еще поразительнее единство форм оконных проемов обоих соборов. Подобная общность об­наруживается только среди прямых прирейнских подражаний собору в Вормсе. Она служит несомненным свидетельством нового прихода мастеров с берегов Рейна во Владимир в се­редине 1180-х гг. Формы убеждают в этом даже вопреки показаниям письменных источ­ников— «не ища мастеров от Немец». Масте­ра-строители были, видимо, своими, «от Свя­той Богородицы»,19 но архитектор все же был приглашен и в этот раз. По отношению к архитектуре вполне справедливо замечание Г. К. Вагнера, высказанное им при анализе резьбы галерей: «...в орнаменте всеволодовых галерей фантазия мастеров снова оказалась в железных тисках романики».20

Ведущим мотивом профилировок окон яв­ляется сочетание прямоугольных и полукруг­лых обломов. С точностью повторения образца соединяется артистизм варьирования мотивов. Чередование форм в проемах окон, при внеш­ней нормативности, во Владимире так же раз­нообразно, подвижно и осмысленно, как в Вормсе.

Наиболее употребительным является пар­ное сочетание четверти (прямоугольного про­филя) с валом. На южном фасаде и в двух восточных пряслах северного фасада профили окон образованы тремя подобными парами. Окна западного фасада и два окна северного выделены увеличением числа профилей — по четыре пары. Однако 3 прясла (из 15) на фасадах образованы иными сочетаниями, и эти окна занимают доминирующее положение в общей композиции. Центральное окно за­падного фасада, такое же по положению (т. е. лежащее по оси рукава креста сводов) окно южного фасада, западное окно северного фа­сада образованы тройным сочетанием четверти и выкружки, что содействует большей про­странственной раскрытости и парадности про­емов. На западном фасаде проем подчеркнут расположением по внешнему вогнутому про­филю восьми скульптурных звезд-бусин, что понятно в связи с исключительно парадным симметричным решением всей композиции. Однако самым украшенным и выделенным яв­ляется западное окно северного фасада, где во всех трех выкружках помещены подобные бу­сины и по сторонам окна расположены жен­ские маски. Мы, к сожалению, ничего не знаем о причинах такого выделения, но осмыслен­ность остальных акцентов заставляет предположить и здесь какую-то конкретную цель зодчих, связанную, скорее всего, с особеннос­тями топографической ситуации и организа­цией жизни детинца XII в.

Необходимо отметить, что до сих пор мы рассматривали фасады галерей 1185—1189 гг. и указывали на их несомненное сходство с формами собора в Вормсе. Однако внутри со­бора сохраняются части фасадов постройки 1158—1160 гг., и их выразительность не­сколько иная.

Прежде всего, поражает огромный масштаб форм. Обломы лопаток чрезвычайно укрупне­ны. Арки аркатурно-колончатого пояса своей колоссальностью превращаются из декоратив­ного в почти структурный элемент. Если на фасадах галерей в пряслах помещается по 6—7 арочек пояса, в центральном — 9, то на самом соборе число арок не более 3-х, на центральном прясле — 5.

Диаметр арок, не имеющих двойной смяг­чающей профилировки, приближается к 1 м, а центральная арка западного фасада имеет двойную ширину, ее проем, очевидно, служил парадным обрамлением какой-то живописной композиции.

Разница между галереями и фасадами пер­воначального собора такая же, как разница между двумя соборами — в Шпейере и Вормсе. При всей однотипности композиционных и стилистических устремлений изменения соот­ветствуют общему движению искусства от мо­нументальных и героических форм к решени­ям более ритмически дифференцированным, смягченным и гармоническим. В Успенском соборе 1158—1160 гг. окна имеют иной ха­рактер — сильный раструб их проема лишь снаружи обрамлен выкружкой, стремящейся скорее к движению не вглубь проема, а к раскрытию наружу, на плоскость фасада. По­добных окон много в итальянской архитекту­ре, они лежат в основе композиции фантасти­ческих по масштабу и украшенности окон собора в Шпейере, их много и на остальных (кроме восточного) фасадах собора в Вормсе. Применены они и в Успенском соборе 1185— 1189 гг., причем тоже довольно избирательно. Такую форму имеют пять окон восточного фа­сада, соответствующие осям расположенных за ними нефов — три окна трех апсид и окна в торцах галерей. Возможно, что в этой части была сознательно сохранена форма окон пер­воначального алтаря. Проемы боковых окон средней апсиды и северного окна алтарного выступа имеют по три облома — четверть, вал и обращенную к фасаду выкружку, точно такое окно размещено на восточном фасаде собора в Майнце, справа от апсиды.

Сам набор вариантов и свобода интерпре­тации аналогичны приемам больших рейнских соборов. Удивительна и близость традиции, и смелость, высокий профессионализм ее приме­нения во Владимире.

Указанные выше сопоставления существен­но уточняют источники форм и их трактовку, но, тем не менее, они укладываются в ожи­даемые рамки возможных сравнений (в рамках общего уже существующего понимания историко-архитектурной ситуации). Однако можно указать и на неожиданные сближения, обу­словленные более сложными переплетениями традиций и ситуаций. Вполне очевидно, что причиной строительных работ 1185—1189 гг. стал губительный пожар во Владимире. Однако дело вполне могло бы ограничиться ремонтом собора. Сами работы говорят о совершенно ином характере заказа.

Пристройка галерей осуществлялась не как прибавление к основному зданию, а как его преобразование в более крупную, грандиозную композицию. Слияние пространств нефов и галерей внутри путем разборки части старых стен привело к возникновению пятинефной композиции. Четыре главы по углам галерей образовали общее пятиглавое завершение со­бора. Несомненно, для Всеволода III речь шла о создании во Владимире, который мыслился уже как великокняжеский город, собора, ана­логичного главным пятинефным постройкам Руси середины XI в. — Софийским соборам Киева, Новгорода и Полоцка. Недавно возник­ший Владимир становился композицией и мас­штабом своего центрального собора равным старым и главнейшим городам Руси.21 Галереи обошли собор с трех сторон, но была построена и восточная, алтарная часть, образовавшая как бы отдельный объем из предапсидных поме­щений и апсид.

Если в истории русского храмостроительства данная ситуация является уникальной, то она типична для западного средневековья. Перестройка собора в Шпейере конца XI в. сопровождалась изменением его завершения (в связи с перекрытием центрального нефа сводами), возведением рукавов трансепта и полной перестройкой алтаря, получившего до­полнительное помещение перед апсидой и саму апсиду. Ход подобных работ характерен для Европы и вполне отвечает ситуации заказа во Владимире.

Во Владимире создали пятиглавый собор. На Верхнем Рейне возводили шестибашенные композиции — две башни над средним нефом и четыре лестничные башни по их сторонам. Удивительным образом объемные структуры и силуэты русских и немецких построек ока­зываются родственными. Помимо сходства за­казов при перестройке соборов этому способ­ствует и далекая генетическая соединяемость мотивов. Великая церковь Византии — Софий­ский собор в Константинополе — может быть описана как купольное здание, окруженное двухэтажными галереями, чьи фасады завер­шены закомарами и небольшими куполами кровли. Общая поступенная пирамидальность объема Софийского собора воспроизводилась крестовокупольными постройками Руси, начи­ная от Софии Киевской и Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

С другой стороны, София Константинополь­ская может быть воспринята как трехнефное здание с высоким средним и пониженными боковыми нефами, примыкающими с востока и запада апсидами, куполом-башней над сред­ним нефом и встроенными по углам лестнич­ными башнями. На уровне семантической ком­позиционной схемы константинопольский собор и многие романские постройки XXII вв. оказываются очень близкими.

Сходство общих очертаний и ритмов собо­ров в Шпейере и Владимире вряд ли обуслов­лено сознательным выбором. Замысел пере­страиваемого Успенского собора сформировал­ся под влиянием требований местного заказа. Общность возникла как обнаружение сходства глубинных принципов творчества, генетиче­ских принципов, и она столь же очевидна, как и неожиданна.

Добавим к сказанному также близость не­которых основных размеров с собором в Вормсе. Ширина трехнефной части собора в Вормсе равна 28,6 м, Успенского собора — 31 м, высота центральных сводов внутри — 27,3 и около 22 м соответственно, высота до шелыги центрального купола 40,6 и 35,5 м. Зодчих объединяли близкие принципы композиции, общая строительная техника, похожие мас­штабы и выразительность форм.

Я не буду касаться скульптурной декора­ции Успенского собора и ее истоков. Здесь также наблюдается сходство традиции рас­сматриваемых регионов. Многое намечено Н. Н. Ворониным и уточнено недавно Г. Ни­келем.22 Но более точные суждения требуют, как мне кажется, дополнительных исследова­на. Отметим, однако, использование очень характерного мотива, смысл которого может быть прояснен прямой аналогией с декорацией собора в Шпейере. Речь идет о витых стеблях, встречающихся впервые в капителях фасадов церкви Покрова на Нерли, а затем распростра­ненных в эпоху Всеволода III. Есть они и на Успенском соборе, где капители почти всегда являются сухо, но точно изготовленными рес­таврационными копиями. Важен не стиль или художественная выразительность, а значение мотива.

На алтарной полуколонне собора в Шпейере помещено изображение рая. Стволы райских деревьев образованы столь знакомым по вла­димирским постройкам, витым мотивом. В этом нет ничего удивительного, растительная резьба средневекового искусства, как правило, обра­щена к подобным ассоциациям, однако не всег­да их смысл оказывается столь несомненным.

Еще одно доказательство работы романских мастеров во Владимире мы находим в инте­рьере Успенского собора. Внутренняя струк­тура собора кажется абсолютно традицион­ной — классический храм типа вписанного креста с мощными крестообразными столбами в центре. И вдруг, неожиданно для Руси, но совершенно обязательно для Германии XII в. и всего романского искусства, мы замечаем устройство под центральной главой вместо парусов — тромпов. Тромпы более не встречают­ся в русской архитектуре XII в., их употреб­ление во Владимире есть несомненное свиде­тельство прямого заимствования из романской архитектуры.

В заключение нашего исследования подве­дем краткие итоги. Поразительное сходство отдельных архитектурных форм, их интерпре­тация с отчетливостью доказывают справедливость летописного известия о приходе в 1158 г. мастеров от Фридриха I Барбароссы для воз­ведения Успенского собора. Контакты продол­жались и в 1180-е гг. Сплав византийских и романских форм дал основу для создания за­мечательных архитектурных произведений, смело и творчески интерпретировавших пере­данные традицией элементы.

Понимание архитектурных форм во влади­мирском искусстве говорит о глубинном род­стве византийского и романского искусства, о несомненной принадлежности этому кругу вла­димирских мастеров. Ситуация показывает удивительную полноту и интенсивность твор­ческих контактов заказчиков и мастеров в общем мире европейского средневековья.

 

____________________________________________________________________

 

1 Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3. С. 72, 244, 253 (далее,- Татищев, 1964).

2 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХП-ХУ веков. М., 1961. Т. 1: ХП столетие. С. 329— 334 (далее — Воронин, 1961).

3 ПСРЛ. СПб., 1846. Т. 1. С. 351.

4 Татищев, 1964. С. 244, 253. 6 Там же. С. 149.

6 ПСРЛ. Т. 1. С. 411.

7 ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 199.

8 Nikel H. L. Bezugsmotive der sachsischen romanischen Bauornamentik zu den Schmuckmotiven der Vladimir, Suzdaler Architektur // Дмитриевский собор: К 800-летию создания. М., 1997. С. 81—89 (далее — Nickel, 1997); Winterfeld D., von. «Die russische Romanik» und ihre in Westen (доклад, сделанный во Владимире на конференции «800 лет Дмитриевскому собору во Владимире» 28 сентября 1994 г.).

9 Magni M. Architettura romanica comasca. Milano, 1960. Р. 27, 35, 65, 66.

10 Peroni A. San Michele di Pavia. Milano, 1967.

11 Salvini R. Il Doumo di Modena. Modena, 1983.

12 Нельзя не отметить точно такое же понимание форм Аристотелем Фиорованти, побудившее его к воз­ведению в XV в. торцовых стеночек по сторонам ал­таря в Успенском соборе Московского Кремля.

13 Kubach H. E., Haas W. Der Dom zu Speyer: 3 Bd. Munich, 1972 (Die Kunstdenkmaler von Rheinland). Pf. 5; Winterfeld D., von Die Kaiserdome Speyer, Mainz, Worms und ihr romanisches Umland. Wurzburg, 1993. S. 47-115 (далееWinterfeld, 1993).

14 Arens F. W. Der Dom zu Mainz. Darmstadt, 1981; Winterfeld, 1993. S. 119 – 164.

15 Kautzsch R. Der Dom zu Worms. Berlin, 1938. 3 Bd; Winterfeld, 1993. S. 165 – 206.

16 Winterfeld, 1993. S. 173.

17 Winterfeld D., von. Die Nachfolger des Wormser Doms // Winterfeld, 1993. S. 300 – 329.

18 Winterfeld, 1993. S. 168.

19 Летопись перечисляет именно мастеров-ремеслен­ников, но не архитекторов: «...иных олову льяху, иных крыти, иных известью белити» (ПСРЛ. Т. 1. С. 411).

20 Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси: XII сто­летие. М., 1969. С. 220.

21 Воронин, 1961. С. 366.

22 Nickel, 1997. 8. 81—89.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский