РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Кондратьева Е.В. Ансамбль Зеленецкого монастыря. В кн.: «По Ленинградской области», Л., 1978. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.sablino.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Е.В. Кондратьева

АНСАМБЛЬ ЗЕЛЕНЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Аксонометрический рисунок Зеленецкого ансамбля.

1- Троицкий собор, 2 - Благовещенская церковь с трапезной, 3 - колокольня, 4 - келейные корпуса, 5 - настоятельский корпус XIX века.

 

В Волховском районе Ленинградской области расположен ансамбль бывшего Зеленецкого монастыря. Его адрес — железнодорожная станция Зеленец, в получасе езды от Волхова в направлении на Тихвин и Вологду.

...За окнами поезда долго тянется смешанный лес. Перед Зеленцом он неожиданно отступает, и взгляду открывается панорама монастырского комплекса, раскинувшего свои строения на ровной площадке, обнесенной оградой. Это и есть Зеленецкий монастырь.

В середине XVI столетия при содействии московского правительства в юго-восточном Приладожье активизировалось монастырское строительство: пограничным монастырям и монастырям с большими посадами придавалась роль потенциальных военных форпостов, и они наряду с порубежными городками были включены в государственную оборонительную систему. В 1558 году Россия вступила в Ливонскую войну (1558—1583). В связи с этим создание укрепленных пунктов на северо-западных рубежах страны стало особенно актуальным.

Помимо крупных монастырских комплексов в ту пору в глухих уголках Приладожья было основано и восстановлено много малых монастырей. Они должны были обеспечить кровом и занятиями массу беженцев, пострадавших от Ливонской войны, и своей хозяйственной деятельностью оживить экономику края, которая переживала полосу кризиса. К разряду таких малых обителей и относился Троицкий Зеленецкий монастырь.

Свое древнее название «Зеленая пустынь» монастырь получил благодаря расположению на плоско-возвышенном лесистом участке, представлявшем зеленый остров в окружении нескончаемых болотных топей.

Дата основания монастыря, по сведениям из Писцовых книг, определяется 1565—1570 годами. Начало монастырского строительства в описаниях излагается по традиционной легендарной схеме. Поселившийся здесь по «чудесному видению» отшельник Мартирий с помощью привлеченной им братии срубил первые деревянные строения обители: часовню при своей хижине, братские келья и две деревянные церкви — Троицкую и Благовещенскую.

Строительство Благовещенской церкви связывается с именем известного новгородского посадника Федора Сыркова, представителя третьего поколения богатой купеческой семьи, известной своим активным участием в строительстве Новгорода и его окрестностей. В Новгороде Сырковы появились в конце XV века, куда в числе московских «гостей» были поселены по указу Ивана III вместо опального новгородского боярства.

До начала XVII века все строения Зеленецкого монастыря были исключительно деревянными. В 1601 году была построена первая каменная церковь монастыря в честь почитавшейся в крае иконы Тихвинской богоматери — Одигитрии — с приделом Иоанна Златоуста.

О том, что каменная церковь Одигитрии существовала уже в начале XVII века, свидетельствует Писцовая книга 1620 года, в которой описывается состояние «Зеленой пустыни» после шведского разорения 1612—1613 годов и указывается, что деревянные строения монастыря шведы сожгли и лишь «церковь Одигитрия каменная стоит без пенья» (то есть без службы).

Во время шведского вторжения монастырь не оказал сопротивления врагу, и еще до появления шведов монахи разбежались, попрятав имущество в окрестных лесах. После изгнания шведов, в первой трети XVII века монастырь заново отстроился, улучшилось его экономическое положение. В 1624 году жалованная грамота Сильвестру — настоятелю Зеленецкого монастыря — закрепила за монастырем не только окрестные земли, но и крестьян, освобожденных от податей.

Новый этап в истории монастыря начался с 1674 года, когда бывший инок и игумен Зеленецкой обители Корнилий стал новгородским митрополитом. Он способствовал обширному строительству в монастыре, его благоустройству, прокладке дорог, а также снабжению его книгами и церковной утварью. Именно при Корнилии в конце XVII века в монастыре были выстроены все сохранившиеся доныне каменные здания (за исключением настоятельского корпуса): Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной, восьмигранная колокольня и четыре отдельных корпуса, в которых размещались братские кельи, настоятельские покои и помещения хозяйственного назначения — келарская, поварня, кладовые и сушила. Тогда же «за ветхостью» была разобрана церковь Одигитрии, а над Святыми вратами в западной стене новой каменной ограды выстроена церковь Иоанна Богослова.

В ту пору к Зеленецкому монастырю было приписано несколько обедневших окрестных монастырей, и он стал богатым феодалом.

После смерти Корнилия в 1698 году пора строительного расцвета в монастыре кончилась, и до начала XIX века там не было никакого строительства.

В XVIII веке в монастыре неоднократно бывали пожары. Самый сильный был в 1747 году. «Тогож 1747 г. июля 24 дня, Зеленецкой монастырь погорел от поваренной трубы, и на церквах, на кельях, на ограде, и на колокольне кровли, крыльца, в кельях полы, чуланы, в окнах затворы, окончины, 4 анбара, и за монастырем все деревянные строения и скотный двор, рига и гумны сгорели». На ремонтные работы были «поряжены» плотники Тихвинского большого монастыря, «крестьяне стретиловекие (из деревни Стретило-во, существующей и поныне.— Е. К.) 24 человека».

В 1765 году монастырь пострадал от набега раскольников-самосожженцев, которые подожгли себя в трехэтажном корпусе. Во время этого пожара погибли многие иконы, книги и монастырские архивы.

В 1811—1834 годах в монастыре проводились ремонтные работы и благоустройство территории. В эти годы соорудили угловые башни в ограде и выстроили настоятельский корпус над Святыми вратами. Следующий крупный ремонт происходил в 1901—1902 годах.

В настоящее время монастырский комплекс находится под охраной государства как памятник архитектуры общесоюзного значения.

 

* * *

 

Монастырский ансамбль создавался единовременно в 1680-х годах, что в значительной степени определило его архитектурное единство. Пространственная композиция Зеленецкого ансамбля, состоящая из компактной группы культовых зданий, окруженных жилыми и хозяйственными постройками, вписанными в четырехугольник ограды, традиционна для русских монастырей XVIXVII веков.

Троицкий собор расположен в центре территории на главной оси, проходящей через Святые ворота. К северу от него находится Благовещенская трапезная церковь; к юго-западу — восьмигранная колокольня. Все три здания, которые в древности были соединены деревянными переходами, составляют ядро ансамбля.

Однако в настоящее время композиционный замысел не воспринимается столь отчетливо, потому что посетитель попадает на территорию монастыря через боковые, Южные ворота.

Дата постройки Троицкого собора известна из «храмоздательной» надписи на изразцовом поясе западного портала, которая сообщает, что храм был возведен в 1684 году новгородским митрополитом Корнилием.

Из всех сооружений Зеленецкого монастыря Троицкий собор подвергся наибольшим переделкам. В процессе ремонта в первой четверти XIX века его первоначальное палаточное (многофронтонное) покрытие заменили четырехскатной кровлей. Исказили облик храма и поздние малые главы луковичной формы. От старой паперти сохранились лишь фрагменты аркады на уровне первого этажа, заложенные кирпичом и закрытые сейчас поздними пристройками. Утрачено древнее крыльцо с шатровым верхом. В первой трети XIX века были переделаны окна собора, они приобрели циркульное очертание и лишились нарядных наличников.

Троицкий собор представляет собой четырехстолпную трехапсидную пятиглавую постройку, тип которой получил широкое распространение на Руси с конца XV века.

Перекрытие собора — крестово-купольная пространственная система с центральным световым барабаном и четырьмя глухими барабанами, поставленными на сомкнутые угловые своды. Фасады собора расчленены вертикальными выступами — лопатками. Здание имеет подвальный этаж - подцерковье, однако поэтажное членение на фасадах не выявлено. Апсиды украшены фризом с традиционным новгородским орнаментом из бегунца и поребрика1. Нарядные наличники из фигурного кирпича сохранились на апсидах и Северном фасаде.

Примечательно в декоративном убранстве собора использование керамики. Внутри собор оштукатурен и покрыт масляной росписью в начале XX века. Эта отделка стен, столбов и сводов сохранилась довольно хорошо.

В плановом решении Зеленецкого Троицкого собора много общего с ранними храмами Новгорода и Пскова. Изящное внешнее декоративное убранство в виде фигурных наличников, перспективного портала, фасадной керамики — результат влияния московской архитектуры с ее «узорочьем».

Таким образом, в Троицком соборе Зеленецкого монастыря сочетаются, архитектурно-строительный опыт, накопленный в новгородском зодчестве XIVXVI столетий и в среднерусской архитектуре XVII века.

Благовещенская церковь с трапезной была выстроена в 80-х годах XVII века одновременно с другими каменными сооружениями монастыря вместо прежней деревянной трапезной церкви того же наименования.

Благовещенская церковь относится к типу трапезных церквей. Ее композиция и планировка традиционны: к одностолпной, квадратной в плане трапезной палате с востока примыкает собственно церковь с апсидой, с запада — паперть и келарская. Здание построено с подцерковьем, планы обоих этажей почти полностью совпадают. Одностолпные палаты перекрыты коробовыми сводами с распалубками, помещение церкви — крутым сомкнутым сводом.

Фасады не имеют ни вертикальных, ни горизонтальных членений. Под карнизом — фриз из бегунца и поребрика. Объем собственно церкви завершает главка на граненом барабане, а стены ее украшены широким орнаментальным фризом. На южном фасаде сохранились нарядные наличники из фигурного кирпича и «ковры» из ширинок, украшающие простенки. Необычным декоративным элементом фасадного убранства церкви являются кресты из изразцовых плиток, помещенные в простенках второго этажа.

При сопоставлении Благовещенской трапезной церкви с сохранившимися новгородскими трапезными XVI века очевидно, что по планово-композиционной и конструктивной системам она подобна им. Но по декоративному решению церковь является самобытным памятником XVII века.

Время возведения монастырской колокольни — также 80-е годы XVII века. В рукописном «Летописце» Зеленецкого монастыря, многократно цитируемом в более поздних описаниях XIX века, говорится, что в числе прочих каменных зданий Корнилий «построил и колокольню круглую, каменную осмигранную вверх 10 сажень, шатер и глава, 15 колоколов медных: большой 200 пуд, в средине часы». Первоначальный шатер с главой, завершавший колокольню, был заменен, по-видимому, в начале XIX века, куполом со «шпицем». Известно, что после пожара 1747 года намечалось на колокольне «шатер и главу... в два теса покрыть». Изменение формы покрытия колокольни не зафиксировано в монастырских летописях вплоть до конца XVIII века. Восьмигранник колокольни состоит из трех ярусов, разделенных чуть заметными уступами. Гладь стен первого яруса нарушена лишь проемами, утопленными в глубоких нишах. Второй ярус декорирован двухуступчатыми арочными нишами килевидного очертания. Верхний ярус прорезан арочными проемами, в которых на деревянных брусьях (сохранившихся до сих пор) навешивались колокола. Проемы звона — различной ширины, соответствовавшей величине колоколов. По очертанию и пропорциям они подобны арочным нишам второго яруса. Те же вытянутые пропорции повторяются и в килевидных нишках, помещенных по две на гранях верхнего яруса.

Восьмигранная колокольня Зеленецкого монастыря родственна новгородским столпообразным колокольням второй половины XVII столетия. Однако при всем ее подобии новгородским образцам она отличается от них тем, что имеет восьмигранную форму с самого основания (все новгородские колокольни XVII века представляют собой «восьмерик на четверике»), а ее пластическое решение более изысканно. По архитектурному характеру и деталям убранства колокольня стоит в одном стилистическом ряду с остальными сооружениями бывшего Зеленецкого монастыря. Ансамбль Зеленецкого монастыря замечателен тем, что в нем наряду с культовыми сооружениями XVII века сохранились каменные постройки того же времени, предназначавшиеся для жилья и хозяйственных нужд.

Жилые корпуса размещаются у стен монастырской ограды на некотором от нее расстоянии. «А в той Зеленецкой обители Корнилий митрополит еще построил каменного здания братские кельи в 4 линиях, о 2-х и 3-х отделениях (этажах.— Е. К.) со сводами каменными... при них крыльца деревянные;  поварни, погреба каменные...» — говорится в рукописном монастырском «Летописце». В первой четверти XIX века был возведен пятый настоятельский корпус над бывшими Святыми вратами.

Корпуса келий неоднократно горели: они упоминаются при описании всех пожаров, случившихся в монастыре в XVIII веке.

Несмотря на многочисленные пожары, облик каменных корпусов существенных изменений не претерпел. В первой трети XIX века деревянные кровли на корпусах заменили покрытием из листового железа. В Северном корпусе был срублен декор наличников, в Восточном заложены некоторые проемы.

Корпуса келий Зеленецкого монастыря, построенные в 80-х подах XVII века, имеют исключительно большую архитектурную ценность, поскольку среди монастырских комплексов новгородского региона почти не осталось подобных сооружений, да еще в такой хорошей сохранности.

Ансамбль монастыря обнесен каменной оградой, возведенной тогда же, в 1680-х годах. Ограда представляет собой четырехугольник с переломом в западной стене (у Святых ворот) и со срезанным юго-западным углем. В ведомости 1739 года об ограде сообщалось: «Всего около того монастыря ограды каменной в итоге на 226 сажень, в высоту та ограда 2 сажени и 2 аршина. В толщину оградная стена 2 аршина, крыта тесом».

Рисунок ограды простой: протяженная стена разбита лопатками шириной 108 сантиметров (полсажени), расположенными через 5—6 метров. Наверху двумя уступами кирпича образуется карниз вровень с плоскостью лопаток. На торцах некоторых зданий в месте примыкания ограды сохранился след ее двускатной кровли. Кровля не сохранилась, так же как и верх ограды, обрушившийся на несколько рядов кирпича.

Из трех ворот монастыря лишь Северные ворота сохранились о облике, близком к первоначальному. Они состоят из широкого въездного проема и калитки для пешеходов. Пешеходный проем закрыла поздняя кирпичная пристройка, примыкающая к воротам со стороны монастыря. Описание Северных ворот приводилось в переписной ведомости 1739 года: «Над теми над воротами палата кладовая каменная мерою в длину 4 сажень, в ширину 1 сажень с поларшином. Крыта черепицей зеленой».

В настоящее время ворота покрыты пологой железной кровлей криволинейною очертания, по оси ворот возвышается крохотная декоративная главка на барабане, обшитом железом.

При сопоставлении ансамбля Зеленецкого монастыря с монастырскими комплексами Приладожья отчетливо выявляется его самобытность. Общий характер архитектуры Зеленецкого монастыря тяготеет к новгородскому зодчеству XVI века, в ней хотя и проявлялось московское влияние, но преобладающими оставались местные новгородские традиции. Отличительной чертой всех сооружений ансамбля является архаичность, которая имеет свое объяснение.

Среди множества факторов, определяющих особенности любого произведения зодчества, не последнее место принадлежит заказчику с его вкусами. Что касается Зеленецкого монастыря, то по его облику можно судить не только об архитектурных вкусах, но и об идейных позициях его покровителя — новгородского митрополита Корнилия.

Сказалась на облике Зеленецкого монастыря и острая идеологическая борьба, происходившая в середине XVII века и отразившаяся на зодчестве того времени. В XVII веке наблюдался возврат к образцам древнерусского культового зодчества. Поборником этого движения был московский патриарх Никон, ярый противник «обмирщения» церковной архитектуры. Объявив запрет на шатровые завершения храмов, он повсеместно насаждал традиционное пятиглавие.

Корнилий в своей строительной деятельности придерживался заветов Никона. В сохранившихся «храмоздательных» грамотах новгородского митрополита обязательно присутствует фраза: «А верх бы на той церкви был не шатровой...» Именно по этой причине тип монументальных пятиглавых храмов получил в конце XVII века широкое распространение в зодчестве юго-восточного Приладожья.

Ни в одном из сохранившихся документов не встречается имени зодчего, возводившего Зеленецкий ансамбль. Возможно, со временем исследователям удастся его выявить, но уже теперь несомненно, что большая роль в формировании облика монастыря принадлежала митрополиту Корнилию.

Документы сохранили для нас имена некоторых строителей, превосходно воплотивших в камне замысел зодчего и митрополита. Достоверно известно, что по указу Корнилия в «Зеленую пустыню для каменного церковного дела» посылали каменщиков из Валдайского Иверского и Тихвинского Успенского монастырей. Очевидно, что наряду с ними на строительстве Зеленецкого монастыря трудились и специалисты из средней России. Большинство все же составляли местные мастера из Новгородской епархии. Вот почему строительные особенности зданий монастыря характерны именно для новгородского зодчества. Это и мощные валуны в основаниях зданий, и характер кирпичной кладки, и декоративный мотив бегунца и поребрика, и многие другие пластические детали.

Декоративные наличники из фигурного кирпича составляют несколько типов. Примечательны сохранившиеся наличники Троицкого собора, которые по своему рисунку и изяществу деталей не уступают лучшим образцам московского узорочья середины XVII века. По всем признакам выполнялись они среднерусскими мастерами.

Своеобразным элементом убранства Зеленецкого ансамбля являлась керамика. На фоне побеленных стен цветовые пятна изразцов выглядели особенно эффектно.

Обращают на себя внимание наличники западного фасада Благовещенской церкви с трапезной. Они выложены из изразцов темно-зеленой поливы. На профильных изразцах изображены обращенные друг к другу львы, а на плоских — букеты в восьмиугольных рамках. Из прямоугольных изразцов составлены кресты, украшающие простенки западного и южного фасадов трапезной.

Пробные расчистки помогли представить, как выглядело керамическое убранство Троицкого собора, скрытое под слоями поздней побелки. Наиболее примечательным является изразцовый портал западного фасада. Его килевидное обрамление очерчивает валик с выпуклым орнаментом из завитков и полихромной поливой, далее идет пояс «темнолазоревого изразца с травчатыми разводами и белой надписью», сообщавшей, что собор возведен в 1684 году. Керамический валиковый профиль с уже знакомым нам орнаментом из завитков опоясывает поверху все здание собора. На западном фасаде он имеет полихромную поливу, а на остальных — зеленую. Поясом из гладких муравленых (то есть зеленых) изразцов украшен фриз алтарной апсиды. Эти же изразцы применены в декоре колокольня.

Более полное представление о первоначальном изразцовом убранстве Зеленецкого монастыря можно получить из его описей 1739 года. Оказывается, интерьеры жилых помещений и трапезной украшали «печи обрасцовые кирпичные», а главки Благовещенской и надвратной церквей были покрыты зеленой глазурованной черепицей. Еще более нарядное покрытие имело крыльцо Троицкого собора: шатер над крыльцам был покрыт «черепицей разных цветов». Все это великолепие, к сожалению, не сохранилось.

Обилие керамики в убранстве фасадов, покрытий и интерьеров зданий Зеленецкого монастыря заставило исследователей предположить, что производство этих разнообразных керамических изделий было налажено на месте. Это тем более вероятно, что кирпич для строительства изготовлялся тоже неподалеку от монастыря.

К тому же характер обрамления окон Зеленецкой Благовещенской церкви поясами из изразцов по периметрам прямоугольных наличников оказался очень сходным с единственным сохранившимся наличником в настоятельском корпусе Валдайского Иверского монастыря. Это навело на мысль обратиться к изразцовому производству в Иверском монастыре в 80-х годах XVII века. Среди документов Иверского монастыря была обнаружена грамота, в которой сообщалось, что по просьбе Корнилия в апреле 1681 года из Иверского монастыря в Зеленую Мартириеву пустынь отпущен мастер гончарного дела старец Селивестр и в помощь ему два гончара, поскольку сам он «немощен и древен». Таким образом, стало ясно происхождение керамики, использованной в отделке построек Зеленецкого монастыря: ее делали гончары из Иверского монастыря.

По-видимому, Селивестр был зрелым, сложившимся мастером уже в 1650-х годах. Возможно, это один из тех белорусских мастеров, которые в ту пору начинали изразцовое производство в Иверском монастыре. В 1658 году некоторые гончарные мастера из Иверского монастыря были взяты патриархом Никоном в Воскресенский монастырь близ Истры (Новый Иерусалим), где они под руководством белорусского мастера П. И. Заборского наладили производство многоцветной фасадной керамики.

Мастера, оставшиеся в Иверском монастыре, до 1680 года изготовляли печные изразцы, которые применяли и для фасадного убранства. Производство специальной фасадной керамики им не было знакомо. Об этом свидетельствует отписка властей Иверского монастыря на просьбу новгородского митрополита Корнилия прислать «гончаров для дела образцов цветных для подзора к церкви Знамение». В отписке говорится: «... а церковных, государь, подзоров, резных снастей у нас в Ивероком монастыре нет... и строить тех подзорных образцовых снастей у нас не знают, только, государь, у нас образцовые печные снасти, на чем печные кафли делают».

В наружном убранстве зданий Зеленецкого монастыря также использовались печные изразцы, но наряду с ними применялась и специальная фасадная керамика (изразцовый валик — «подзор» Троицкого собора и декор его портала). Заслуга иверских гончарных мастеров, работавших в Зеленецком монастыре, тем более значительна, что на этом заказе они освоили производство нового для себя вида фасадной керамики.

Появление керамики в таком отдаленном монастыре новгородской епархии, как Зеленецкий,— свидетельство того увлечения изразцовым декором, которое в конце XVII века проникло и в периферийные районы страны. Для новгородских церквей характерно сдержанное применение печных изразцов в декоре фасадов: они заполняли ниши ширинок или были вкраплены в гладь стен. В отличие от них в Зеленецкой Благовещенской церкви не использован традиционный прием включения изразцов в фасадное убранство: ниши декоративного ковра из ширинок так и не были заполнены изразцами. В то же время великолепный портал Троицкого собора представляет не применявшуюся в Новгороде специальную фасадную керамику, И все же по сдержанному характеру изразцового убранства Зеленецкий ансамбль очень близок новгородским культовым постройкам 80-х годов XVII века.

В ближайшие годы в Зеленецком ансамбле намечено начать реставрационные работы. В основу проекта реставрации будет положена реконструкция первоначального облика, составленная по результатам натурных и архивных исследований. Несомненно, что реставрационный проект не предполагает полной реконструкции, поскольку не все возможно и рационально восстанавливать в прежнем виде. И все же, воссоздав в натуре хотя бы самые характерные черты ансамбля, мы получим совершенно новое представление об этом интересном памятнике русского зодчества. Благодаря расположению вблизи железной дороги, Зеленецкий ансамбль легко доступен для посещения и может быть с успехом включен в маршрут туристского путешествия по северным русским городам, богатым памятниками архитектуры (Ленинград — Зеленец — Тихвин — Вологда).

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 Восточный фасад Троицкого собора.

 Апсиды Троицкого собора. 

 Окно апсиды Благовещенской церкви.

 Колокольня и Троицкий собор.

 Южный корпус келий. Восточный торец.

 Верхние ярусы колокольни Зеленецкого монастыря.

 Зеленецкий монастырь - памятник архитектуры XVII века. Вид с запада.

 Троицкий собор. Фрагмент северного фасада.

 Зеленецкий монастырь. Вид с востока.

 Западный фасад Благовещенской церкви с трапезной.

 Троицкий собор. План подцерковья (реконструкция).

 План второго этажа Благовещенской церкви с трапезной.

 Северный фасад Троицкого собора (реконструкция).

 Фрагмент северного фасада Благовещенской церкви.

 Изразцы наличников Благовещенской церкви. Профильный изразец со львами.

  Вид Благовещенской церкви с юго-востока.

 Фрагмент южного фасада Благовещенской церкви.

 Изразец с букетом.

 Северные ворота монастыря.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский