РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Коновалов И.В. Церкви иже под колоколы. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.zvon.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

И.В. Коновалов

Церкви иже под колоколы

 

     На Руси издревле для подвески колоколов устраивались различные приспособления и сооружения: от самых примитивных до сложных ансамблей, насчитывающих до нескольких десятков колоколов. Среди всего многообразия колоколонесущих сооружений можно отметить так называемые храмы "иже под колоколы", в которых ярус звона устраивается над помещением храма.

     Казалось бы, возведение звона над храмом преследует, прежде всего, экономические цели. Ведь если колокола поместить в шее главы церкви, то их расположение будет весьма высокое, и нет нужды возводить специальное здание колокольни. Но это лишь односторонний взгляд. Композиционно церкви под колоколами представляют собой замечательные архитектурные памятники. Это, например, устремленные ввысь столпы Ивановской колокольни московского Кремля, колокольня московского Новодевичьего монастыря и многие другие выдающиеся творения русской православной архитектуры.


     Велико очистительное значение звона, о котором нам напоминает текст дивных молитв, произносимых при освящении колокола или звона. Очевидно, именно поэтому наши предки часто возводили именно подколокольные храмы по всей Руси.

Первым известным, но не дошедшим до нас храмом типа "иже под колоколы", был храм Иоанна Списателя Лествицы в московском Кремле, заложенный великим князем Иваном Даниловичем в 1329 году. О храме известно, что он был в диаметре около 9 метров, представлял собой неправильный восьмигранник с апсидой в восточной части и порталом с запада. В кладке здания церкви следы лестницы отсутствуют, поэтому звон в очепные (и возможно, язычные) колокола производился непосредственно с уровня земли.

Одной из самых интересных представляелся подколокольная церковь во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре. Храм был сложен псковскими мастерами в 1476 году. Псковичи славились на Руси умением каменного строительства. Они были приглашены правительством Ивана III для выяснения причин обрушения еще недостроенного здания Успенского собора в Московском Кремле. Возводить новый собор псковичи не стали, переложив ответственность на итальянских мастеров, но вместо этого выполнили несколько важных государевых заказов по строительству, среди которых был Благовещенский собор (1486 г.) и Ризположенская церковь (1489 г.) в Московском Кремле, а также Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре (1476 г.).


Духовская церковь была главной колокольней в обители до строительства в конце XVI - начале XVII в. звонницы "о пяти столпех". Есть предположение, что звонари не поднимались к колоколам, так как лестница в толще стены Духовской церкви отсутствует. Но мы считаем, что звон с земли в условиях сложной архитектуры Духовской церкви был просто невозможен, и для звона звонари попадали на ярус звона храма по системе деревянных лестниц и переходов. Лестницы могли располагаться у северной стены церкви, так как в ней первоначально отсутствовали окна и вход в храм.

     Развитие подколокольных храмов шло таким же образом, как и прочих колоколонесущих сооружений русского Православия: от простого к сложному. В этом ряду нельзя не упомянуть храмы XVI века: это знаменитый кремлевский Иван Великий (1505-1600 годы), Георгиевская колокольня (первоначально - храм Архангела Гавриила) в Коломенском (1530- е годы) и большая церковь-колокольня Александровой слободы (1570-е годы). Настоящим апофеозом русского зодчества допетровской эпохи является столп храма-колокольни московского Новодевичьего монастыря. Отличительной особенностью последней является размещение двух престолов одного над другим.

  

     Среди храмов "иже под колоколы" существуют и надвратные. Это, например: надвратный храм Симеона столпника в московском Даниловом монастыре; два надвратных храма московского Донского монастыря; храм прп. Сергия Радонежского в колокольне московского Новоспасского монастыря.

Подколокольные композиции использовали и зодчие эпохи классицизма. Это храм воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Воздвиженском, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры; храм во имя святого воина Феодора Стратилата у Меньшиковой башни в Москве (оба храма возведены в XIX столетии).

Не случайно обращение к теме храмов "иже под колоколы" у современных архитекторов, создающих образ православного храма XXI века, опираясь на многовековую традицию православного зодчества.

    Множество интересных проектов по оборудованию подколокольных храмов довелось выполнить специалистам Общества Церковных Звонарей. Среди них хочется отметить: храм во имя Святой Священномученицы Великой княгини Елизаветы в поселке Опалиха под Москвой; храм во имя святителя Алексия митрополита Московского при школе-интернате во имя преподобного Сергия в поселке Топорково близ Троице-Сергиевой Лавры; храм во имя целителя Пантелеимона на Пехотной улице в Москве.

 

     При этом отрадно, что архитекторы прислушиваются к мнению специалистов-звонарей и, порой, идут на некоторые изменения в первоначальных проектах, с целью улучшения звуковых характеристик звона. Одним из таких изменений было увеличение высоты арки в храме святителя Алексия митр. Московского и превращение арок в некое подобие раструба.

    Особо в ряду новопостроенных колоколонесущих сооружений стоит звонница Никольского монастыря в Переславле-Залесском, полностью построенная по предложениям специалистов Общества Церковных звонарей. Впервые после расцвета в XVII веке, была предложена трехарочная одноярусная композиция в стиле московско-ростовских звонниц, с размещением всех колоколов в трех пролетах в одном ярусе звона. Был применен суздальский вариант расположения колоколов: два больших благовестника подвешены слева и справа от звонаря, а за спиной звонаря находится третий, меньший по величине колокол. Благодаря этому звонарь одновременно хорошо слышит и два больших колокола, и средние колокола подбора. Более подробно о звоне в Переславском Никольском монастыре смотрите в особом материале на сайте www.zvon.ru.

     Глубокое знание традиций церковной архитектуры и большой звонарский опыт современных звонарей позволяют сохранять и использовать лучшие достижения церковно-звонарской традиции прошлого в современной церковной архитектуре.
 

 

 

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский