РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Кордо Н.Я. Дифференциация архитектурных форм. В журн. «Архитектор», 2004 г. Все права сохранены.
Н.Я. Кордо
Дифференциация архитектурных форм
Что входит в понятие зодчества? Строительство, экономика,
философия, рисование, здравый смысл и еще нечто важное - учет объективных
композиционных закономерностей.
В числе последних - и дифференциация архитектурных форм, т.е. деталей, а также
мелкой и крупной пластики зданий. Эти формы - предмет особой заботы зодчего.
Они не должны быть застывшими, взятыми в одной размерности и размещенными без
ясной художественной цели. Им надлежит меняться в масштабе, развиваясь по
вертикали и горизонтали, как это происходит в природе. Ствол дерева делится на
ветви, а те - на мелкие ветки с листвой. Компактное тело живого существа
переходит в раздельные конечности. У горы одна подошва и несколько вершин. У
цветка одна корзинка и много лепестков. Ком земли снаружи рыхл, разъят, сплетен
с воздухом. Вещества диффундируют друг в друга, стерев грань меж собой.
Атмосфера Земли редеет с высотой до полного исчезновения.
Диктуемый природой принцип развития, размельчения и размножения форм в
направлениях снизу вверх и от центра к периферии приобщает зодчество к
планетарному порядку вещей. На тяжелое зодчий ставит легкое, на легкое -
легчайшее, сквозное, пространственное, постепенно разуплотняя,
"растворяя" объект в воздухе. Таковы петербургское Адмиралтейство,
Мавзолей, Камеронова галерея, башня Казанского вокзала, церковь в Кастильоне
д'Олона, Гардский мост, баптистерий в Лимине... Когда по разным причинам объем
здания должен быть компактным, идея облегчения выражается убыванием пропорций
горизонтальных членений. Так же развивается и план объекта - от ядра композиции
к ее краям. Это - осознанное и неосознанное копирование строительным искусством
гравитационной "слоености" геосфер.
Дифференциация форм нужна при компоновке как объекта в целом, так и его
фрагментов и деталей. Показателен в этом смысле переход купола собора Санта
Мария дель Фьоре во Флоренции в нарядный, хрупкий , как дорогой сувенир,
фонарь. Живыми побегами растут из русских церквей их пятиглавия. Множеством
остроконечных форм упирается в небо готика. Аскетизм ствола башни стокгольмской
ратуши сменяется богатством ее венчания. Легкий вертикальный объем завершает
монументальную композицию Высшей школы на Ленинских горах (проект 1931 г.).
Колоннада ротонды в картине Пьеро делла Франческо несет на себе уменьшенный
второй ярус. Павильон "Башкирия", лучший на б.ВДНХ, имел ажурный
верх. Дифференциация форм современных жилых домов чаще всего выражена в разнице
высот и раздельности крыш верхних этажей, реже - в расширении площади
остекления верха здания.
Развитие, размельчение и размножение форм идет и в плоскости фасада.
Классический пример этого - фасад палаццо Монте ди Пьета в Брешии. Здесь высший
уровень крупности, намеченный крайними пилястрами большого ордера, снижен в
первом этаже колонной, делящей интервал меж ними пополам. Другой крупностный
спад вызван частым ритмом арок второго этажа, секущих тот же интервал на семь
частей. Иерархия форм поддержана горизонтальными тягами : главная членит фасад
в "золоте", вспомогательная - в функции. Возникший "пояс"
заполнен мелким орнаментальным рельефом, создающим третий крупностный спад.
Четвертый вызван детализацией рельефа ( "детали деталей").
Иначе скомпонован веронский дворец Дель Консильо. Чтобы восьмичастная аркада
лоджии не была мельче поделенного на четыре поля верха, зодчий укрупнил ее ,
разбив надвое средним столбом (арки превратились в мелкую разработку крупной
формы). Размножение и размельчение форм продолжено рисунком "эдикул"
: каждый из четырех взятых в небольшие пилястры оконных проемов разделен
пополам колонкой, чей размер меньше размера пилястр. Дальнейшие спады
обеспечены профилями, рельефом филенок пилястр, прочей деталировкой.
Кроме случаев, когда по условиям ансамбля утяжеляются верха отдельных зданий, в
компактно сформированных объектах логично, скажем это вновь, убывание пропорций
горизонтальных членений. Итог забвения данного факта - "закопанность"
первых этажей многих домов постройки конца 40-х- начала 50-х гг.
Постепенному облегчению композиции способствует и верно взятая высота рельефа
мелкой фасадной пластики. Плоский , деликатный рельеф, предложенный итальянцами
как род фасадной рельефной графики, востребован и сегодня. Отступ поверхности
декоративных пятен, наличников окон и балконных дверей от плоскости стены на
уровне 6-7 этажей целесообразно ограничивать 5-8, а орнамента 1-2 сантиметрами.
Будут ли при этом видны детали верхних зон фасада? Рельеф в 1,5 - 2 см,
размещенный на отметке 30 - 35 м, хорошо различим. Деталировка Спасской башни
угадывается с Устьинского моста. Принятая Брунеллеско высота рельефа вокруг
окна палаццо Гвельфов во Флоренции - 8,2 см. Наличники групп окон в доме Бурова
на Тверской в Москве выступают из стены на 6,5 см. Наименьшие из известных в
московской практике высот рельефа оконных обрамлений и орнамента -
соответственно 5 см и 0,5 см(Велозаводская, 6-а). Рельеф надо экономить. Его
избыток портит архитектуру ряда возведенных в 40 - х 50 - х гг. и новых
столичных зданий. Пример тому - огрубленная деталировка недавно выросшей на пл.
Павелецкого вокзала композиции с башней.
Отступ поверхности руста от плоскости стены в домах с рустованным низом может
превышать рельеф деталей верхних этажей.
Размельчение архитектурных форм кончается у верхней кромки фасада. Здесь их
масштаб резко возрастает, помогая нам соотнести карниз или то, что его
заменяет, с объектом в целом, т. е. воспринять крупность масштаба всего здания.
Стиль тут ни при чем. Важна логика компоновки , заставляющая самых разных
зодчих одинаково решать задачу венчания зданий: у Микелоццо карниз дворца
Рикарди занимает 1/10, у Мис ван дер Роэ свободная полоса по кромке небоскреба
примерно столько же - 1/ 8,5 высоты корпуса. Причем, размеры деталей венчания
могут и не расти: зодчество и природа чтят союз крупного (крона) с мелким
(листва). Карниз - финал композиции. Проблема композиционной концовки заботит
не только зодчих. Для музыкантов, хореографов, поэтов она - узел, который не
обойдешь, не распутав его. Таков ход компоновки в любом виде искусств.
Дифференциация архитектурных форм
учит :
- Композиционные категории неразделимы. Размельчать формы значит вводить
размерные спады, множить крупностные контрасты, гармонизировать, выявлять
масштабность объекта. И наоборот - зданию не быть масштабным без дифференциации
форм, без контрастов и пропорций, связанных в свою очередь с масштабом и
тектоникой. Анализ композиционных факторов порознь не вскрывает глубины их
проникновения друг в друга. Зодчество - карточный домик: вынь что-то одно - все
рухнет.
- Нужна культура архитектурной детали. Ничего не должно быть слишком. Зодчеству
чужды крайности и преувеличения.
Эта истина ныне забыта архитектурой, броской, вызывающе гротескной, ставшей
дизайном, живущей в некой выгородке, вне природы и земной гравитации.
Дизайн отверг дифференциацию архитектурных форм. Безразличен превращенный в
фактуру рельеф бостонских домов "Марина-Сити". Разлинован фасад штаб
- квартиры ООН. Гладок, как брус льда, небоскреб "Левер-хаус".
Решетчат корпус суда в Чикаго. "Переверни его вверх ногами - и он будет
выглядеть точно так же , как раньше". Этот образ американского особняка в
"Сиренах Титана" Воннегута - как бы антитеза известной фразе
Жолтовского о том, что строить надо так, чтобы дом, если его мысленно
подбросить на ладони, упал цоколем вниз, крышей вверх.
Дизайн - символ рыночной приземленности. Для него главное в облике дома, как и
машины, компьютера, пылесоса - качественность исполнения узлов конструкций,
точность сборки, минимизация швов, отсутствие недоделок и нестыковок ( т.е.
товарный вид), что, конечно, важно. Но он не может превысить этот свой
эстетический предел, заставить звучать формы здания, одухотворить грубую
материю, ища в ней красоту, как алхимик золото. Дизайн бежит от сверхзадач
архитектуры.
Дифференциация архитектурных форм - словарь, орфография, почерк по-другому не
умеющего изъясняться зодчества. Так строительное искусство написано людьми и
природой. Таким его нужно принимать, терпеливо, строка за строкой расшифровывая
бесценные подлинники его красоты.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский