РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Корецкий В.И. Успенский
собор как памятник идейно-политической жизни Москвы конца XV—начала XVII века.
В кн.: Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.
VI. М., 1989, с. 64-76. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение его электронной версии в открытом доступе
произведено: www.russiancity.ru («Русский
город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены.
В.И. Корецкий
Успенский собор как памятник идейно-политической жизни
Москвы конца XV—начала XVII века
Успенский
собор, будучи кафедральным, играл видную роль в идейно-политической жизни
Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал
местом коронации русских государей. Здесь в
В Успенском соборе происходило
и рукоположение митрополитов. Наиболее ранний сохранившийся документальный
источник — акт поставления митрополита Иоасафа — датирован
Вокруг главного храма России
группировались феодальные верхи, знатные княжеские и боярские фамилии. Они
делали в собор богатые вклады, дарили ему села, деньги, книги. Первые земельные
вклады в Успенский собор восходят к концу XV в., когда его земли начали
отделяться от земель митрополичьей кафедры 2). В
Вкладчики, жертвовавшие деньги
на помин своей души, специально оговаривали, что эти деньги соборяне должны
употребить на покупку земли. В Успенском синодике прослеживаются записи о таких
распоряжениях на протяжении всего XVI в. Наиболее ранняя запись помещена под
7029 (1520) г., когда "преставися раб божий Федор Вепрь Васильев сын
Антонова", приказав накануне своей смерти дать в Успенский собор протопопу
Афанасию "з братиею" 100 рублей. "А велел на
-64-
те деньги землю купити в дом
Пречистыя Богородицы и великого чюдотворца Петра в век без выкупа на память
себе и своему роду. А докуды на те денги земли не купят протопоп з братьею, и
оне те денги водят в людех, а его и его род по вся дни в повседневных молитвах
поминают, доколе вселенныа мир стоит" 5). Аналогичное
распоряжение об отдаче денег в рост для покупки земли сделал и князь С. И.
Бельский, давший в Успенский собор "по собе и по своему роду" 150
рублей 6). Из этих записей следует, что соборяне, вопреки церковным
правилам, запрещающим духовенству отдавать деньги в рост, занимались
ростовщичеством.
Вдова князя Ф. В.
Овчины-Оболенского Ульяна в 1569—1570 гг. "продала" свою вотчину село
Введенское с деревнями в Бежецком Верху протопопу Евстафию за 1000 рублей. Но
по сути эта "продажа" являлась в то же время и вкладом, ибо 400
рублей из назначенной суммы были пожертвованы княгиней в Успенский собор
"по муже своем по князе Федоре Васильевиче и по всему своему роду, которые
у Пречистые Богородицы в сенадике написаны" 7). В том же году
дьяк К. С. Мясоедов Вислый дал в собор 100 рублей, повелев "на те денги
земли купить на память своему роду и собе". Протопоп Евстафий выполнил
распоряжение дьяка и купил у Ивана Огарева "сельцо Ондреяновское з
деревнями", заплатив за него "двесте рублев — сто рублев казенную, а
другую сто рублев Мясоедову" 8). Мрачные предчувствия,
заставившие Вислого сделать этот вклад, не обманули его. Вскоре, 21 июля
Богатые вклады в Успенский
собор в опричную пору делали не только земские, но и опричники, также
неуверенные в своей дальнейшей судьбе. Опричный боярин И. Я. Чеботов обогатил
соборную казну 50 рублями, обязав соборян купить на эти деньги землю 12).
По мнению С. Б. Веселовского, он подвергся опале, был пострижен в ростовском
Борисоглебском монастыре, где и умер спустя несколько лет 13).
Любопытна запись в Успенском
синодике под 31 марта
-65-
тоя соборныя церкви преслушаются
моего сицеваго моления и не учнут моей многогрешной души поминати и моих
родителей, или денги по себе розделят, и за то со мною воспримут суд пред нелицемерным
судиею в день страшного пришествия Христова, егде воздаст комужда по делом
его" 16). Г. Д. Ловчикову было воздано "по делом его"
царем, в чем-то его заподозрившим, уже в
Пожертвования в Успенский собор
землей и деньгами продолжались и после отмены опричнины. В XVII в. Успенский
собор стал довольно крупным вотчинником 18).
Среди вкладов привлекает
внимание плащаница, изготовленная в мастерской княгини Ефросиний Старицкой,
подаренная в Успенский собор в 1560—1561 гг. Тогда же Старицкие подарили в
Троице-Сергиев монастырь плащаницу, где во вкладной надписи, пришитой к правой
кайме, говорилось о князе Владимире Андреевиче как о внуке Ивана III, правнуке
Василия Темного 19). Как отметил А. А. Зимин, это напоминание о
родстве с домом московских государей свидетельствовало о далеко идущих планах
Старицких, предъявлявших тем самым права на наследование московского престола,
ибо имелся прецедент коронации Дмитрия — внука Ивана III — в
По наблюдениям Г. Н. Моисеевой,
клирики Успенского собора в своем пергаменном синодике в угоду Ивану IV даже
пошли на фальсификацию линии престолонаследия, изъяв из него "память"
старшему сыну Ивана III от Елены Волошанки великому князю Ивану Ивановичу и
Дмитрию — внуку. Сделано это было путем подчистки отчества Ивана Ивановича в
"вечной памяти" ему: "Благоверному христолюбивому великому князю
Иоанну Иоанновичу" и надписи по счищенному — "Васильевичу". Так,
не считаясь со средствами, закреплялась родовая линия дома московских государей
за потомством Ивана III от его второй жены Софьи Палеолог и его младшего сына,
Василия III, прежде всего за самим Иваном Васильевичем Грозным 22).
Государственная власть
предоставляла Успенскому собору судебные н податные привилегии. Первая из
дошедших до нас государственных грамот дана Успенскому собору в
-66-
Лжедмитрием I и Михаилом Федоровичем 26),
свидетельствуя об устойчивости этих привилегий собора для сыска беглых в
условиях повсеместного запрещения крестьянского выхода и действия "урочных
лет".
Во время страшного голода,
поразившего страну в самом начале XVII в., Борис Годунов также стремился
обеспечить привилегированное положение Успенского собора. В грамоте от 21
ноября
Рост успенской вотчины,
замедлившийся в "смутное время", продолжился при новой династии. В
Центральном государственном архиве древних актов удалось обнаружить дело начала
30-х гг. XVII в. по поводу оформления прав на подмосковную вотчину, полсельца
Михайловского с двумя деревнями, пожертвованные в Успенский собор Петром
Корсаковым. Это дело включает в себя документы вплоть до времени Ивана
Грозного, ранее известные лишь по поздним копиям конца XVII в. В деле помещено
весьма колоритное челобитье успенского протопопа Тимофея "з братьею"
царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету, датированное сентябрем
Конечно, протопоп Тимофей и
"братия" преувеличивали свою "разоренность", однако
челобитье их было удовлетворено и данная Петра Корсакова записана в вотчинные
книги в Поместном приказе. Петр
-67-
Корсаков и его родственники, в свою
очередь, были записаны в Успенский синодик для поминаний 30).
Сохранились два этюда,
написанные С. Б. Веселовским, и многочисленные его заметки об отдельных
дворянских родах, записанных в Успенский синодик. С. Б. Веселовский отмечал,
что "в синодик не попало очень много лиц из боярской среды, очень близких
к великим князьям и очень влиятельных в свое время. Эти соображения позволяют
предполагать, что при Успенском соборе существовала известная среда, близкая ко
двору и верхам боярства, но не тождественная с ними, которая по-своему
расценивала события и людей и решала, что и кого следует увековечить в своих
поминаниях" 31).
Далее С. Б. Веселовский
обращает внимание на то, что составителями синодика принималась во внимание и
сама процедурная сторона дела. Многие боярские имена со временем забывались, в
ряде случаев не указывались фамилии, некоторые имена для молящихся ничего не
значили — все это затрудняло богослужение. Поэтому в дальнейшем лица, внесенные
в синодик, стали группироваться по родам (например, Челядниных, Морозовых и
других), что в результате привело к невосполнимым для исследователей потерям.
Но подобными операциями не ограничивались. Успенские власти вписывали в синодик
фальсифицированные данные в угоду тем, кто находился у власти. Так, в списке
среди княжеских имен появился позднее отец Бориса Годунова. Конечный вывод С.
Б. Веселовского: "Синодик представляет чрезвычайно ценный исторический
источник, и было бы очень желательно исследовать княжеские имена, так же, как
это было сделано выше относительно боярских имен" 32).
В настоящее время возникла
необходимость публикации этой работы С. Б. Веселовского, а заодно и самого
Успенского синодика, представляющего ценный исторический источник конца
XIV—начала XVII в., тем более, что недавно в ЦГАДА А. В. Маштафаровым был
найден второй, более ранний его экземпляр 33).
Когда в Русском государстве с
середины XVI в. стали функционировать сословно-представительные учреждения —
земские соборы, Успенский собор явился местом их открытия и проведения
различного рода торжественных актов, связанных с их деятельностью. По
предположению Л. В. Черепнина, первый земский собор
Противоречия "княжат"
с дворянством, а также между светской и церковной властью во время опричнины
приводили к острым внутриклассовым столкновениям, и тогда Успенский собор
превращался в своеобразную арену этих столкновений. Именно здесь митрополит Филипп
весной
-68-
ная комиссия для сбора
компрометирующих Филиппа материалов, о чем сообщает Соловецкий летописец конца
XVI в. 35). Иван Грозный ударил также по митрополичьему окружению,
многие из его людей были сняты с постов или казнены. В ходе борьбы царю удалось
расколоть причт Успенского собора. С публичными обличениями Филиппа выступил
один из успенских служителей, по повести XVII в. о "Царе Иоанне и
митрополите Филиппе", основанной на Житии Филиппа,— соборный ключарь 36).
Митрополит Филипп в это время
стал рупором оппозиционного опричнине старомосковского боярства, возглавляемого
И. П. Федоровым, и верхов московского посада. Положение осложнилось и тем, что
возникли противоречия в семье Грозного между царем и его старшим сыном, за
которым стояли влиятельные бояре Захарьины, издавна связанные с московским посадом.
То, что московский посад поддержал оппозицию, склонило чашу весов в ее сторону.
Оказавшись со своими опричниками в меньшинстве, царь летом
Это переполнило чашу народного
терпения, и, когда митрополит Филипп 28 июля
Награбив в Новгороде в
-69-
многое множество, им же не бе числа,
и всякое богатство и все добро погорело. И церкви каменные от жару изседалися и
люди в каменных церквах и в каменных погребах горели и задыхалися, едва хто где
божиим хранением от смерти избыл. Митрополит же Кирилл со освященным собором
в те поры просидели в церкве соборной Пречистые Богородицы (разрядка наша.—
В. К. Разрядка заменена на жирный шрифт - Русский Город.). А
князь Иван Дмитриевич Белской на своем дворе в каменном погребе, задохнувся,
умер" 40).
Следующие драматические
события, связанные с Успенским собором и Соборной площадью, произошли осенью
Сам Иван Грозный объяснял эти
показательные казни и политический маскарад с поставлением Симеона
Бекбулатовича великим князем "всея Руси" изменой подданных. В
Московском летописце содержится очень важное известие, проливающее свет на
трагедию, разыгравшуюся осенью
-70-
нарек на великое княжение Симеона
Бекбулатовича"). Действия царя, отдававшего явное предпочтение татарскому
царевичу, незадолго перед тем крещенному, перед собственным сыном, вызвали
протест со стороны части высокопоставленных представителей господствующего
класса: "Елицы же супротив сташа, глаголюще: "Не подобает, государь,
тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти"" 42).
Осенью
Царь расценил это выступление
как мятеж, заговор. Мятежники были казнены. Обезглавленная феодальная оппозиция
уже не решалась выступать по коренным вопросам внутренней и внешней политики.
И, надо полагать, тот роковой удар Грозного в
Обращает внимание, что среди
казненных на Соборной площади осенью
Возникает вопрос о степени
достоверности этого в высшей степени интересного известия Московского
летописца. Действительно ли на Соборной площади осенью
Во-вторых, из Пискаревского
летописца мы узнаем, что Симеон Бекбулатович, получив в
-71-
царевич Федор с братом на
Взрубе" 48). Значит, осенью
И в-третьих, опале осенью
Наиболее полный перечень
казненных на Соборной площади осенью
На основании некоторых деталей,
приведенных в Московском летописце, вырисовывается образ его автора —
современника событий, человека духовного звания, близкого к митрополитам, а
затем патриархам, очевидца торжественных государственных церемоний в Успенском
соборе. Летописец отметил, что Грозный, возводя Симеона Бекбулатовича "на
великое княжение", а себя назвав "князем Московским... и к образам
препущал прикладыватца наперед себя Семиона, и к митрополиту благословлятися
также наперед" 50).
Последнее событие времени
Грозного, в котором большую роль играл Успенский собор, связано с приездом в
Москву папского посла Антонио Поссевино, посредника в мирных переговорах между
царем и Стефаном Баторием. Летописец сообщает о столкновении митрополита
Дионисия с царем по вопросу о допуске папского посла в Успенский собор. Верх
взял митрополит: "И говорил римский посол с государем о вере, и бил челом,
чтоб ему быть у Пречистыя в большом соборе смотрити церковныя красоты, и
государь ему велел быти. И митрополит Дионисий пустить его не велел, что
крестного знамени на себя не положил" 51).
Стены Успенского собора были
свидетелями проявления бурных классовых противоречий. Во время знаменитого
Московского восстания
-72-
В
Лжедмитрий I, вступив в Москву,
венчался в Успенском соборе на царство 21 июля
Верховная власть неоднократно
использовала Успенский собор и его причт для различного рода
идейно-политических акций, призванных укреплять ее положение и авторитет. Борис
Годунов для упрочения своих шатких прав на престол, по свидетельству Ивана
Тимофеева, распорядился один экземпляр Утвержденной грамоты
После избрания в
В начале первой Крестьянской
войны на юг России были направлены для увещевания восставших две делегации
столичного духовенства, первая — в
-73-
Осенью
Другое шумное церковное
выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой
Калуги, где укрылся после отступления от Москвы с остатками своего войска
Болотников. Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе в присутствии
царя, патриарха Гермогена, царского двора и московских жителей специально
привезенный из Старицы бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних
клятв, в том числе "царю Дмитрию", под лозунгом которого развивалось
восстание.
Приведенные в статье факты
свидетельствуют о том, что Успенский собор как крупный феодальный собственник,
владевший землями и крестьянами, тесно связанный с богатейшими боярскими,
дворянскими и купеческими фамилиями, всегда стоял на страже интересов феодалов
и феодального государства.
_________
1) ААЭ. Т. 1. Спб.,
1836, До 184.
2). Шмелев Г. Н. Из
истории московского Успенского собора. М, 1908, с. 33—35. 3 Духовные и
договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. М.— Л., 1950, с. 314.
4) ГИМ, Усп. №
5) Там же, л.
213—214.
6) Там же, л. 43 об.
7) Шмелев Г Н Из
истории московского Успенского собора, с. 166—167.
8) ГИМ, Усп. №
9) Скрынников Р. Г.
Опричный террор. Л., 1969, с. 90, примеч. 3.
10) ГИМ, Усп. №
11) ГПБ, Г IV, №
12) ГИМ, Усп. №
13) Веселовский С.
Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963, с. 467—4-68.
14) Там же, с.
407—408.
15) ГИМ, Усп. №
16) Там же.
17) Веселовский С.
Б. Исследования по истории опричнины, с. 407—408.
18) Шмелев Г. Н. Из
истории московского Успенского собора, с. 35—50.
19) Маясова Н. А.
Мастерская художественного шитья князей Старицких.— В кн : Сообщения Загорского
государственного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960, с. 49, 51.
20) 3имин А. А.
Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 104.
21) Маясова Н. А.
Мастерская художественного шитья князей Старицких, с. 51, 56.
22) Моисеева Г. Н.
Пергаменный Синодик Государственного исторического музея в издании Н. И.
Новикова. — ТОДРЛ. Т.
23) Шмелев Г. Н. Из
истории московского Успенского собора, с. 157—158.
-74-
24) АИ. Т. 3.
Спб., 1841, № 133.
25) Шмелев Г. Н. Из
истории московского Успенского собора, с. 159.
26) ЦГАДА, ф.
Грамоты Коллегии экономии, Московский уезд, № 396/7538, л. 14 — 14 об., 20.
Этот сборник грамот Успенского собора, составленный в конце XVII в., в основном
опубликован Г. Н. Шмелевым в Приложениях к его работе по истории Успенского
собора, однако грамоты Лжедмитрия и Михаила Федоровича остались неизданными.
27) ГИМ, Синод.,
Свитки, № 1826.
28) Там же, № 1827.
29) ЦГАДА, ф.
Поместный приказ, столбцы вотчинной записки № 18201, ч.
30) Рукопись
синодика хранится в Отделе рукописей Государственного Исторического музея, а
копия с него — в Архиве Академии наук СССР в фонде С. Б. Веселовского. Синодик
начинается со списка знатных русских воинов, погибших в Куликовской битве, и
кончается именами тех, кто погиб в Смуту, "в междуусобное разорение"
(ГИМ, Щук. № 536). Синодик русских воинов, погибших на Куликовом поле (Синод. №
31) Архив Академии
наук СССР, ф. 620, оп. 1, д.
32) Там же, л. 174.
33) Синодики, к
сожалению, мы почти перестали публиковать. У нас вообще заглохла деятельность
по публикации ряда источников, вышедших из церковно-монастырской среды, хотя
они имеют большое источниковедческое значение. Например, такой спорный вопрос,
как датировка восстания Хлопка в начале XVII в., можно было окончательно решить
на основании сопоставления Троицкого синодика, где был записан воевода
Басманов, убитый в этом сражении, с другими источниками (разрядными книгами,
Вкладной книгой Троице-Сергиева монастыря, записками Исаака Массы и другими,
см.: Корецкий В. И. Из истории крестьянской войны в России начала XVII в. —
"Вопросы истории", 1959, № 3, с. 131 —132; он же. К истории восстания
Хлопка. (Новые материалы).— В кн.: Крестьянство к классовая борьба в феодальной
России. Л., 1967, с. 217—219.
34) Черепнин Л. В.
Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М., 1978, с. 73 и другие.
35) ГПБ, Сол. №
664/22, л. 59 об.—60.
36) ГБЛ, Троицкое, №
37) ПСРЛ. Т. 34, с.
190; см. также летописные отрывки времени опричнины: ГБЛ, Муз. №
38) Штаден Г. О
Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М., 1925, с. 86.
39) Толстая Т. В.
Успенский собор Московского Кремля. М., 1979, с. 36.
40) ГБЛ, Унд. №
41) ПСРЛ. Т. 34, с.
192.
42) Там же, с. 226.
43) Корецкий В. И.
Земский собор
44) Временник МОИДР.
Кн.
45) Там же, с. 34.
46) Там же, с. 35.
47) ПСРЛ. Т. 29, с.
288
48) Временник МОИДР.
Кн. 7, с. 40.
-75-
49) Севастьянова
А. А. Записки Джерома Горсея о России в конце XVI — начале XVII вв.
(Разновременные слои источника и их хронология).— В кн.: Вопросы историографии
и источниковедения отечественной истории. М, 1974, с 107
50) ПСРЛ. Т. 34, с.
226.
51) Там же, с.
226—229.
52) Послания Ивана
Грозного. М.—Л., 1951, с. 35.
53) ПСРЛ. Т. 13, вторая
половина, с. 455—456. См. также: Шмидт С. О. Становление российского
самодержавства. М., 1973, с. 96.
54) ААЭ. Т. 2. Спб.,
1836, с. 154.
55) РИБ. Т. 13.
Спб., 1909, стб. 713—754.
56) Шмелев Г. Н. Из
истории московского Успенского собора, с. 159—160. Шуйские были издавна связаны
с Успенским собором, в чьих синодиках записан их род и отмечены вклады (ГИМ,
Усп. №
57) Временник Ивана
Тимофеева. М.— Л., 1951, с. 74.
58) ААЭ. Т. 2, № 10;
см. также: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.
59) Черепнин Л. В.
Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв., с 155
60) РИБ. Т. 3. Спб.,
1876, стб. 355.
-76-
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский