РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Крашенинникова Н. Роженский монастырь в Родопах. Все права сохранены.
Наталья Крашенинникова
Роженский монастырь в Родопах
Роженский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен к югу от с. Рожен и в 6 км от г. Мелника (центр Родоп в XII-XIII вв.). Многочисленные «оброчишта» (места жертвоприношений), раскиданные по окрестностям, позволяют предположить исстари существовавшие здесь древние языческие капища, на которых позже стали возводиться христианские престолы.
Точное время основания монастыря неизвестно. Долгое время бытовала версия, что монастырь был основан в 1220 году деспотом Родоп племянником царя Калояна (1197-1207) Алексием Славом. Однако в последнее время она была признана необоснованной, поскольку признано, что в грамоте, на которую она опирается, имелся ввиду другой монастырь – «Богородицы Спилеотисы», воздвигнутый на скале в самом Мелнике. «Монастырь Пресвятой Богородицы под Мелником» упоминается в приписке одной богато иллюстрированной греческой рукописи XIII века, сообщавшей о своей принадлежности первому. Однако это первое письменное упоминание о монастыре не указывает на Алексия Слава как основателя обители.
Архитектурный анализ строения и плана соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы (10х22 м2) позволяет отнести время ее создания к XII – XIII вв.
В эпоху османского владычества Роженский монастырь стал курпным духовным и литературным центром этого края. Уже в XIV веке здесь существовала каллиграфическая школа. Тогда же была написана рукопись «Толкование Иова» — уникальное произведение роженских книжников. Эта ценная рукопись была перенесена в 1674 году патриархом Досифеем в церковь Гроба Господня в Иерусалим. Известна рукопись 1551 года игумена Козмы, где отмечено, что автор создал ее в монастыре «Богородицы Розинотисы», отождествляемом с Роженским монастырем.
Во время османского нашествия монастырь неоднократно горел и был восстанавливаем.
Во время широкомасштабных восстановительных работ 1597 года с восточной стороны монастырского двора была воздвигнута двухэтажная костница. Ее часовня, освященная во имя св. Иоанна Предтечи, была расписана в 1662 году, во время игуменства Феодосия.
В патриаршей грамоте от 1761 года указывается, что Роженский монастырь в этот период являлся метохией афонского монастыря Ивирон. Это объясняет тот факт, что большая часть стенописей церкви и иконостасная резьба выполнены согласно афонским художественным традициям.
Жилищные корпуса монастыря были воздвигнуты в два периода. Монашеское крыло, ограждающее церковь с востока, юнга и запада, представляет собой двухэтажное здание с чердаком, построенное, вероятнее всего, еще при первом восстановлении монастыря в XV веке. В нем располагаются помещения для складов, игуменские покои, монашьи кельи, имеющие печи. Входные ворота снабжены небольшой сторожевой башней, что подтверждает древность постройки. Монашеская трапезная, устроенная на втором этаже, имеет апсиду. В XVI – XVII вв. она была расписана в стиле афонских художественных традиций.
Второе, трехэтажное жилищное крыло, было построено в XVIII веке с помощью мелникских мастеров и служило монастырской гостиницей. В подвале располагались складские помещения, а на этажах – большие гостиничные комнаты, некоторые из которых имели печи. С восточной стороны этого корпуса в XIX веке была устроена небольшая расписная колокольня. Изящная деревянная сеть лестниц и балкончиков, связывающая чердак и комнаты и увенчанная белыми арками колокольни, придает монастырю то неповторимое очарование, позволяющее считать его одним из самых красивых монастырей Болгарии.
В конце XVIII – начале XIX века южная часть алтаря соборной церкви была перегорожена, и была устроена вторая часовня, огороженная от наоса т. наз. «малым роженским иконостасом» - вероятно, созданные дабарскими или мецовскими резчиками по дереву.
В конце XIX века монастырь, не смотря на то, что оставался одним из немногих, где сохранялось «греческое» влияние, стал убежищем многих революционных деятелей того края. Недалеко от Роженского монастыря похоронен легендарный болгарский воевода, борец за национальное освобождение и видный деятель Внутренней Македоно-одринской Революционной Организации Яне Санданский.
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
В нынешнем виде (трехапсидная псевдобазилика с нартексом) церковь существует с конца XVI века – времени последней перестройки на основе древнего фундамента и фрагментов древних стен. В конце XVII или начале XVIII века покрытие церкви рухнуло, и кровля была перекрыта заново.
Над западными дверьми сохранилась фреска, изображающая Христа Вседержителя с апостолами, подписанная 1597 годом. XVI веком датируются и росписи притвора и некоторые фрагменты росписи трапезной. В 1598 году была осуществлена реконструкция здания церкви и произведена роспись, затянувшаяся на 3 десятилетия. В 1611 году, согласно надписи справа от входных врат, была расписана внешняя южная стена церкви, где расположены сцены Страшного суда и Лествица. 1715 годом датируются витражи в восточных окнах.
Основная часть дошедших до наших дней росписей была начата в 1727 году поверх старой живописи изографами Теохаром и Николой. В 1732 году в северной части притвора была устроена часовня во имя святых Косьмы и Дамиана, средства на которую выделила монахиня Мелания, ктиторский портрет которой с моделью часовни в руке, поражающий своим реализмом и глубиной чувств, изображен здесь же. Предположение считать ее игуменией монастыря ошибочно, поскольку монастырь все время оставался мужским, и настоятелем обители в это время был игумен Анастасий. В 1732 году, с ктиторством настоятеля обители Дукаса Халтаса, было окончательно завершено оформление наоса – обновлены росписи, заказаны резные деревянные иконостасы и церковная мебель.
Программа росписей церкви представляет собой масштабный ансамбль с исключительно богатой и широкой тематикой как в алтарной части, так и в насосе: это пространные циклы Праздников, Страстей Христовых, Чудес Господних, а также Акафист Богородице. В нижнем регистре располагаются пояс медальонов и ряды святых в рост. Стенописи выполнены в своеобразной, достаточно свободной манере византийского письма, расцвет которой приходится на конец XVIII века.
Роженский монастырь замечателен также уникальными деревянными резными иконостасами и аналоями. Особенно интересен маленький иконостас, резьба которого выполнена с большим умением, богатым художественным воображением и вкусом. Разнообразные фигуры животных и растительные орнаменты, мастерски переплетенные со сценами из Ветхого Завета, вызывают восхищение. По праву роженская резьба по дереву считается шедевром болгарского искусства резьбы по дереву
Иконы для иконостаса выполнили, по-видимому, те же мастера, что расписывали наос и часовню. До наших дней дошла монастыре богатая коллекция икон, датированных XVI – XIX вв. Среди них особенно выделяются икона Пресвятой Богородицы «Путеводительница» (XVI век) из иконостаса часовни, а также более поздние большие иконостасные иконы Пресвятой Богородицы и Христа. В монастырской ризнице хранятся также такие великолепные образцы церковной утвари как кресты, подсвечники, кадильницы и пр.
В 1790 году монахом Ивирона Иаковом была написана главная храмовая икона Пресвятой Богородицы «Портаисса» (Хранительница) - список с одноименной афонской чудотворной иконы, охранявшей Ивирон. Кивот для иконы был изготовлен в то же время местным мелникским мастером.
Насыщенные реалистическими тенденциями и исполненные высокого художественного мастерства, стенописи и иконы монастырской церкви и костницы являются ценными произведениями болгарского изобразительного искусства самых тяжелых лет турецкого рабства.
Литература.:
Чаврыков Г. Болгарские монастыри: Памятники истории, культуры и искусства.
София, 1974. С. 278-294; Български манастири. София, 1997. С. 126-133.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский