РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Красноречьев Л.Е. О датировке волотовских фресок. В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 149 – 152. Все права сохранены.
Л.Е. Красноречьев
О датировке волотовских фресок
В последнее время специалисты, изучающие новгородскую настенную живопись XIV столетия, неизменно обращаются к творчеству византийского художника Феофана, расписавшего в 1378 году церковь Спаса. Теперь такие понятия, как «школа Феофана», «круг Феофана» стали обычным явлением. Летописцы умолчали о русских мастерах живописи, работавших в это время. Они не отметили и даты росписи некоторых храмов.
Для определения времени появления тех или иных фресок широко используется главный, если не единственный, метод стилистического анализа. На этой основе В. Н. Лазарев датирует роспись церкви Федора Стратилата концом 70-х — началом 80-х годов XIV века. Датировка подкрепляется тем, что живопись «приходятся по уже заложенным пролетам между юго-восточным столбом и восточной стеной, северо-западным столбом и северной стеной и юго-западным столбом и южной стеной» 1. Но за стыки якобы разновременных кладок приняты борозды с отпечатками досок. Они проходят непосредственно под сводами. Это следы от опалубки, которая опиралась на стены и после возведения сводов была снята. Факт свидетельствует как раз об одновременности всех стен и сводов и хорошо известен архитекторам-реставраторам.
Опираясь на
стилистический анализ, В. Н. Лазарев датировал основные росписи волотовской
церкви 80-ми годами
1 В. Н. Лазарев. Феофан Грек и его школа. М., 1961, стр. 48-51.
2 Там же, стр. 53-58.
4 Там же.
149
В этой заметке я хочу предложить те наблюдения, которые удалось получить при исследовании, обмерах и консервации руин волотовской церкви, проводившихся в 1955 году 5. Вероятно, и они найдут своих противников, но, возможно, и помогут в окончательной датировке живописи.
Наиболее полно и аргументированно, на мой взгляд, такая работа уже была проделана Л. А. Мацулевичем 6. Анализируя ктиторскую фреску, обращая внимание на «крестчатые» ризы Алексея, которые ему было запрещено носить с 1370 года, считая притворы ранними, он относил основную роспись церкви к летописной дате — 1363 году. Но его некоторые положения сейчас оспариваются.
Отправными моментами я беру датировку притворов и модель храма на ктиторской фреске.
Время построения церкви Успения (1352 год) никем
не оспаривалось. Северная пристройка и западный притвор ее сделаны без
перевязи, впритык. В. В. Суслов северную пристройку не считал особенно древней.
На его плане она показана другой штриховкой
Северная пристройка была задумана сразу при возведении храма. На это указывает раскрытый нами дверной проем в северной стене основного куба, сделанный одновременно со строительством церкви. Его лицевая сторона обращена в помещение, а не наружу, как обычно. Это бывает в тех случаях, когда главный или единственный вход в пристройку ведет из церкви. Стык стен и соотношение фундаментов, проверенное шурфом, подтвердили позднее появление пристройки. При ее возведении с севера был сделан второй, наружный вход. Пристройка не была расписана. Назначение ее хозяйственное 10.
5 Отчет в архиве Новгородской СНРПМ. Видимо, значительная часть фресок погибла безвозвратно. Те, что уцелели, лежат мельчайшими фрагментами в завалах строительного мусора внутри церкви. Уцелевшие композиции на нижних частях стен также скрыты завалами. После окончания эксперимента с Ковалевскими росписями можно будет приступить к извлечению волотовских фресок и их монтажу.
7 В. В. Суслов. Церковь Успения пресвятой Богородицы в
селе Волотове близ Новгорода, построенная в
10 В северной стене наверху могла быть устроена звонница по типу Ковалевской; арочный проем с перекладиной и колоколом. Такая звонница была в западном притворе церкви Двенадцати апостолов (1454 – 1455 годы) и, вероятно, в некоторых других культовых постройках Новгорода.
150
За торцами стен северной пристройки нет штукатурки. Значит, церковь ко времени ее появления не была оштукатурена. Саму пристройку тоже не предполагали штукатурить. На ее западном фасаде сохранился фрагмент кирпичного декора, сделанного в плоскости стены: горизонтальная «елочка», напоминающая рисунок современного паркетного пола. Декор выделяется за счет плотного темно-коричневого цвета кирпичей на серо-голубом фоне кладки из ильменьской известняковой плиты.
За торцами стен западного притвора, наоборот, обнаружена штукатурка, покрывавшая фасады церкви. Западный притвор, следовательно, появился позже северной пристройки и не был первоначально задуман. Он закрыл самый богатый в церкви, парадный перспективный портал со стрельчатой аркой. Все остальные порталы решены очень просто.
В какое же время появился западный притвор? Обратимся к строительному материалу и технике кладки. Для построек первой половины XIV столетия закономерна добротная каменная кладка, в которой преобладает серая плита и лишь отчасти использован ракушечник, а то и вовсе не применен 11. С начала 60-х годов в постройках кладка становится несколько небрежнее, и в ней уже преобладает темно-красный ракушечник различных оттенков 12.
Второй характерный признак — каменные вкладные кресты. В памятниках, построенных до 60-х годов XIV столетия, их нет. Здесь следует вспомнить о знаменитом алексеевском кресте, вставленном в стену Софии. Запись на нем говорит, что заказчиком выступал архиепископ Алексей. Хотя мы и не знаем точной даты установки креста, но можем предположить первые годы по вступлении Алексея на владычную кафедру, т. е. 1359 год, когда он выбран, 1360 год, когда он поставлен, или ближайшие следующие. Нужен был первый, освященный высокой властью пример, чтобы вкладные кресты (использовались преимущественно намогильные) получили право на помещение их в стенах церквей. Такой пример и был дан Алексеем. Начиная с церкви Федора Стратилата (1360—1361 годы) они становятся обязательным элементом всех культовых зданий.
Формы и детали пристроек Успенской церкви сделаны в точном соответствии с основным объемом. В них применен тот же строительный материал (серая известняковая плита) и отсутствуют вкладные кресты. Нет и малейших признаков архитектуры второй половины XIV века. Напрашивается вывод: северная пристройка появилась в том же 1352 году или ближайшие последующие годы, а западный притвор несколько позднее, но не позже ранних 60-х годов. До постройки западного притвора церковь и северная пристройка снаружи были оштукатурены.
На ктиторской фреске архиепископ Моисей — основатель храма — держит в руках модель Успенской церкви. Постройка изображена предельно реалистично для того времени. Точно переданы высокий стройный барабан с плоским полукупольным покрытием и четырехконечным крестом, трехлопастное покрытие основного объема 13, апсида, дверные и оконные проемы с деревянными дырчатыми окончинами. Как писал Л. А. Мацулевич, «стены на модели были белыми с желтым рисунком», т. е. показаны оштукатуренными 14. Но на модели отсутствуют пристройки. Северная не изображена потому, что художник показал элементы трех фасадов (западного, южного и восточного) — обычный прием древних живописцев. Четыре фасада не
11 Церковь Николы на Липне, 1292 год; церковь Благовещения на Городище, 1342 – 1343 годы; церковь Спаса на Ковалеве, 1345 год; церковь Успения на Волотове, 1352 год; церковь Михаила на Сковородке, 1355 год, и др.
12 Церковь Федора Стратилата на ручье, 1360 – 1361 годы; церковь Петра и Павла на Славне, 1367 год; церковь Рождества на Молоткове, 1379 год; церковь Рождества на поле, 1382 год; церковь Иоанна Богослова на Витке, 1383 год; церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 год; церковь Власия, 1407 год; башни Окольного города, 1360 год, и др.
13 На прориси, опубликованной Л. А. Мацулевичем, в кривой полопастного покрытия на южном фасаде неверно показана четвертая арочка. На фотографии фрески ее нет.
151
изображали. Западный притвор отсутствует, так как к этому времени не был построен. Другое объяснение такому факту вряд ли будет более правдоподобным. Следовательно, церковь была расписана до конца 60-х годов, т. е. до времени появления притвора. Остается согласиться с летописной датой основной росписи — 1363 годом.
Исследователи, видевшие фрески до расстрела церкви фашистами, пришли к одному выводу: живопись церкви и притвора стилистически однородна. Штукатурный грунт фресок и состав наружной сплошной обмазки также очень близки друг к другу. В соответствии с приведенными фактами и рассуждениями все работы можно представить в такой последовательности: сначала штукатурят снаружи церковь и расписывают ее внутри, затем строят притвор, штукатурят его и расписывают. Все это могло произойти, например, в один - два года. В истории многих памятников архитектуры различных столетий поэтапное строительство, нередко с изменением или уточнением первоначального замысла,— явление обычное и естественное.
Заметка не претендует на исчерпывающее и окончательное решение вопроса датировки волотовских росписей. Вызвана она мало убедительными для меня доводами, приводимыми в пользу поздних дат и определяющего воздействия личности Феофана. Вероятно, в случае с фресками Успенской церкви следует более точно решить такие, например, вопросы: почему летописцы решили отметить частную деталь, какой является небольшая фреска, по существу настенная икона в алтаре, и умолчали о росписи всей церкви (ведь так получается у сторонников поздней датировки)? чем объяснить тот факт, что авторы более древних летописей не отметили работу Феофана в Новгороде, а известие об этом мы получаем лишь из списков, составленных в самом конце XVII—XVIII веков? почему заказчик волотовских росписей архиепископ Алексей велел изобразить себя в «ризах кресчатых», не убоявшись ни гнева константинопольских владык, ни пересудов своей паствы и недоброжелателей, безуслов-но знавших о запрещении? как объяснить, что Алексей, снявший кресты с фелони в 1370 году, позже требует представить себя в ризе, которую не носит?
152
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский