РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Лиуконен Е.А. Ансамбль Угличского кремля. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.uglich.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Е.А. Лиуконен

Ансамбль Угличского кремля

 

1.Спасо-Преображенский собор

В кремле на самом берегу Волги возвышается внушительное пятиглавое здание – Спасо-Преображенский собор, главный храм Углича. За этим храмом тянется длинная нить истории, почти такая же длинная, как и тысячелетняя история Углича. По легенде когда-то на рубеже X-XI веков ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии ставший святым, строит в подвластном ему Угличе деревянный соборный храм Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы, ставший одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси. Потом в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче рядом с прежней церковью строится новый Спасо-Преображенский собор. Он и становится навсегда главным угличским храмом, а Константиноеленинская церковь еще долго числится приписной при нем. Спасо-Преображенский собор первые два века своей истории, вероятно, оставался деревянным. Затем, уже в XV веке, при видном политическом деятеле угличском князе Андрее Васильевиче Большом он отстраивается в камне. Это произошло в 1485-1487 гг. Новый храм вошел в комплекс выстроенного немногим ранее обширного и тоже каменного княжеского дворца. Он стоял к западу от Палат, замыкая с одного края внутреннюю дворцовую площадь. Из описаний известно, что собор был одноглавый четырехстолпный, поднятый на подклет, окруженный с трех сторон галереей и двумя приделами. Уже при Андрее Большом он был расписан и снабжен иконами. Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматичных событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Димитрий (его останки в 1606 г. перенесены в Москву). Потом в 1611 г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор зажгли изнутри. Когда поляки ушли, собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. Но время брало свое – собор обветшал, его стены растрескались от огня. Поэтому на исходе XVII века угличане обращаются к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор. Получив разрешение, в 1700 г. они приступили к строительству более крупного и видного храма. В 1706 г. Спасо-Преображенский собор был освящен. Новый храм ярко отразил черты своего времени – исхода традиционного русского зодчества, начала новой архитектуры, основанной на западноевропейских образцах. В основном он выдержан в распространенном тогда стиле «нарышкинского барокко». Такова храмовая часть, имеющая традиционное трехчастное деление и кокошники, но уже украшенная колоннами, карнизом, похожим на антаблемент, и утонченными наличниками с разорванными сандриками. Над крышей поднимается живописное пятиглавие, мало тронутое новым временем. С востока примыкает трехапсидная алтарная часть. С других двух сторон собор тоже обстроен добавками – с севера примыкает Похвальский придел, а с запада паперть. Свободный южный фасад, обращенный к городу, неизбежно должен был стать главным. Поэтому тут расположен основной вход, украшенный резным белокаменным порталом. Интерьер храма уникален. Он представляет собой обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом. При ширине 14 метров, он имеет высоту 17, что было выдающимся инженерным достижением своего времени. Строили собор, несомненно, очень хорошие мастера. Известно, что это была артель под руководством Григория Федорова из крепостных князя Голицына. В строительстве мог принимать участие и уроженец Углича будущий прославленный архитектор петровского времени Григорий Иванович Устинов. Эта ширина сводов и необычный простор обратили на себя монарший взор Екатерины II, которая в 1767 г. посетила Углич. С самого начала в соборе были росписи, но существующие выполнены в начале XIX века артелью живописца Тимофея Алексеевича Медведева. Они наряду с иконами рубежа XVII-XVIII веков являются главным художественным сокровищем собора. Росписи выполнены в классической манере и включают евангельские сюжеты, скопированные с картин итальянских художников эпохи Возрождения и барокко – Гвидо Рени, Гверчино и Доменикино. Главная храмовая композиция – «Преображение» – на северной стене является копией с одноименной картины Рафаэля. Мастера очень точно воспроизвели прославленную работу, но придали ей громадные размеры, повышенную экспрессию и слегка изменили цветовую гамму. С боков ее дополняют монументальные написанные колонны и разорванный фронтон. Другие сюжеты повествуют о земной жизни Иисуса Христа и иллюстрируют евангельские притчи. Они расположены в три яруса, вписаны в проемы пилястр, арки и массивные, но тоже иллюзорные рамы. Высокий сомкнутый свод разделен кессонами. Их стройный ряд прорывают композиции, продолжающие повествование стен. Выше в больших овалах – некоторые Двунадесятые праздники: Рождество, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа на апостолов. В самой вершине свода в уменьшающемся восьмерике парящая фигура Господа Саваофа. Иллюзорные архитектурные детали достойны особого любования. Они не только обрамляют сюжеты, но и задают тон всему интерьеру храма. Вглядываясь в изящные пояски, капители, мрамор колонн, закругления арок – все сложные архитектурные построения – мы словно попадаем в идеальный мир гармонии и красоты, ощущаем близость великого классического искусства. Эти детали делают интерьер собора торжественным и возвышенным и вводят нас в мир евангельских сюжетов, разыгрывающихся на фоне все тех же арок, колонн и итальянских пейзажей. Кажется, что все происходит в реальном времени вокруг нас, а мы сами участники. Возможно, артель Медведева ограничилась одним четвериком храма, создав прекрасный ансамбль. По крайней мере, живопись остальных частей принадлежит другому времени и другим мастерам и, к большому сожалению, до сих пор находится не в лучшем виде. В алтаре росписи стен по непонятной причине забелены, но на сводах видны величественные фигуры ангелов и святых, обступивших небесный престол. Над царскими вратами в огромном свободном клейме выразительное изображение Тайной вечери. В жертвеннике в конхе – сумрачное Распятие с пугающими струйками крови. Эти росписи, конечно, довольно поздние, выделяются какой-то пронзительностью и возвышенным реализмом. В южной апсиде, алтаре придела Св. князя Романа Угличского, роспись довольно примитивная бледными красками на светло-голубом фоне. В круглых клеймах там написаны евангелисты и святые московские митрополиты. В верхней части изображения младенца Христа и Богородицы. К сожалению, здесь отсутствует маленький придельный иконостас, бывший еще в 1960-х гг. На паперти, пристроенной к собору в 1830-х гг., живопись скрыта побелкой. В настоящее время раскрыты Деисус над западным входом и фигура апостола Петра. Они частично близки росписям алтаря. В приделе Похвалы Богородицы та же проблема. В настоящее время раскрыты лишь орнаменты над входами. Но известно, что весь интерьер окружала могучая стрельчатая аркада с приставленными коринфскими колоннами. В люнетах и нижних клеймах были помещены сюжеты. Эта роспись выполнена в конце 1830-х гг. известным унгличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным, украсившим едва ли не все угличские храмы. Ему же принадлежат и частично сохранившиеся наружные росписи собора. Иконостас тоже впечатляет. Хотя и поздний, установлен в 1853 г., своим видом очень напоминает иконостасы в стиле «нарышкинского барокко». Нас поражает резьба, может быть сухая, но богатая и роскошная, которая не может не радовать глаз. Многочисленные колонны, увитые цветами и виноградными лозами, создают торжественно возносящиеся ряды, ничуть не затеняющие интерьер храма, наоборот дополняющие его сплошным блистанием позолоты и величественностью, подобающей главному городскому храму. Почти все иконы, наполняющие иконостас, как указывалось, древние. Многие из них выполнены мастерами, работавшие под началом Ф.Н. Рожнова, некоторые – как икона Воскресение и отсутствующая прежняя храмовая – им самим. Фасады собора в XIX веке были перестроены. Существующие северный Похвальский придел, западная паперть и южный портик сооружены в 1830-1840-х гг. и оформлены уже в классическом стиле. Они вовсе не украсили облик собора, но придали симметрию, связали с парком, изменившимся кремлем и регулярной застройкой города. Так, что если от поздних искажений храм пострадал, утратил какую-то изюминку, окружающий ансамбль только выиграл. Поэтому неслучайно, главная ось города – Ростовская улица направлена прямо на кремлевский мост и собор. В 1929 г. Спасо-Преображенский собор был закрыт и передан музею. С этого момента началась новая нить биографии. В наше время в соборе размещается экспозиция древнерусского искусства, доступен для осмотра сохранившийся интерьер храмовой части. С 1990-х гг. в храме периодически совершались службы. С 2004 г. они совершаются постоянно по воскресеньям и в праздники.

2. Колокольня Спасо-Преображенского собора

С Волги или с дальних окраин можно увидеть стройную вертикаль, соседствующую с Преображенским и Царевским храмами, увенчавшую кремлевский ансамбль. Это колокольня Спасо-Преображенского собора. Ее два восьмерика с часами неизменно возвышаются над зелеными массами деревьев. Можно полагать, что с самых отдаленных времен у Спасо-Преображенского собора была колокольня, но первые известия о ней связаны с драмой, разыгравшейся в Угличе на исходе XVI века. Тогда майским днем 1591 г. вдовый поп Федот Огурец возвестил набатным звоном угличанам об убийстве последнего из династии Рюриковичей малолетнего царевича Димитрия. После жестокой расправы с возможными убийцами многих горожан сослали, а вместе с ними и колокол, послуживший «виновником» событий. Он вернулся из сибирской ссылки спустя триста лет. В XVII веке известна деревянная шатровая колокольня, находившаяся над входом в собор. Когда построили новый храм, возникла потребность и в новой колокольне, но ее построили позднее – в 1730 г., – вероятно из-за петровского указа 1714 г., запрещавшего каменное строительство во всей России, кроме Санкт-Петербурга. Колокольня принадлежит к распространенному в XVIII веке типу – она восьмигранная, ярусная. Массивный нижний столб завершают открытые арки яруса звона. Над тяжеловесным основанием неожиданно поднимаются два легких стройных восьмерика и появившаяся позднее чашевидная глава. Упомянутое нарушение пропорций понять не трудно – колокольню необходимо было влить в существующий кремлевский ансамбль, соотнести с собором. Соразмерный стройный объем в этом случае неизбежно потерялся бы, а соответствующие основанию массивные венчающие восьмерики создали бы огромное здание, подавляющее собор. Выходя из трудной ситуации, мастера создали как бы компромиссный вариант, который смотрится оригинально и интересно. По своим особенностям колокольня в корне отлична от собора, утонченного, правильного. Ее наоборот отличает грубая архаичная пластика, выражающаяся в отсутствии геометризма, произвольных линиях, скромном наборе деталей. Но контраст не заметен. Собор и колокольня – единый замечательный архитектурный ансамбль, находка провинциальных мастеров. С давних пор еще на старой колокольне были часы, звоном колоколов отбивавшие время. На новой они работали до конца XIX века. Потом исчезли. Уже в наше время, в 1980-х гг., на угличском часовом заводе были изготовлены башенные часы и вновь установлены на колокольню. Одновременно был восстановлен и уничтоженный в 1920-х гг. набор колоколов. Их собрали по селам и церквам, где чудом уцелели эти гонимые музыкальные инструменты. Теперь, как и во все предыдущие века, над Угличем плывет мелодичный колокольный звон.

3. Богоявленский собор

В кремле рядом со Спасо-Преображенским храмом возвышается желтое протяженное здание – Богоявленский собор. Он был составной частью комплекса угличского соборного храма, предназначался для зимних богослужений, тогда как в Спасо-Преображенском служили только летом. Уже в XVII веке при соборе была теплая деревянная церковь Алексия человека Божия, потом в качестве теплого храма использовался придел Похвалы Богородицы. В XIX веке возникла потребность в настоящем крупном храме. Поначалу его хотели пристроить с западной стороны к Спасо-Преображенскому собору, но затем решили построить в виде отдельно стоящего здания. В 1814 г. было начато строительство, в 1827 – закончено. Кроме главного престола в честь Богоявления Господня были еще два придела – Донской иконы Божией Матери, Царевича Димитрия и Александра Невского. Новый храм оформили в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная внушительным четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом. Был интересен и интерьер. Со скромной маленькой паперти попадали в обширный прямоугольный зал с двумя рядами колонн. Сильный эффект создавали росписи, выполненные, как и в Спасо-Преображенском соборе Тимофеем Медведевым. Среди орнаментов были изображены колоннады, лепнина, как бы раздвигавшие пространство, дополнявшие мелкими деталями подлинное убранство. Основные сюжеты, видимо, располагались на потолке. Низкий одноярусный иконостас в виде часовенок отделял алтарную часть, не скрывая полностью округлую апсиду. Интерьер собора представлял собой законченный классический ансамбль с интересными росписями, убранством, но, к сожалению, все в прошлом – в советское время здание приспособили под клуб, лишив завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. Росписи были скрыты под побелкой, от замечательного интерьера остались одни колонны. В 1980-х гг. собор частично отреставрирован. Сейчас в нем находится картинная галерея музея с постоянной экспозицией искусства XVIII-XIX веков, здесь разместилась постоянно-действующая выставка «Под благодатным покровом» художника Сергея Симакова (отца Сергия), устраиваются выставки.

4. Палаты угличских удельных князей

Исключительным памятником архитектуры Углича являются Палаты местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом. Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным. Это было исключительным событием в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, и к тому же каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских. Был создан сложный комплекс зданий. Его облик сейчас трудно представить, но можно попытаться сделать это на основе проведенных археологических раскопок. Основные здания ансамбля – Спасо-Преображенский собор и сохранившиеся Палаты – стояли по сторонам широкого внутреннего двора, который с севера замыкал протяженный корпус. Рядом с собором он включал башнеобразное здание, похожее на Палаты. Потом среди помещений был внутренний двор, в который с площади вели двойные ворота. За ним переход на закругленных столбах, под которым находился проезд к средней крепостной башне. К востоку от Палат стояла древняя Константиноеленинская церковь. Вероятно, эти здания имели каменные подклеты (остатки которых сохранились) и местами деревянные верхние этажи. Они, наверно, поражали яркостью, разнообразием полукрепостной архитектуры, живописным чередованием объемов, высоких кровель. После опалы и гибели Андрея в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. – царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии, после смерти Ивана Грозного со всей родней и большой свитой отправленный в Углич. После гибели царевича во дворце жил шведский принц Густав, сын короля Эрика IV. Как рассказывают легенды, он предавался тайным занятиям – чернокнижию, алхимии, к тому же мог врачевать людей. Во время разгрома Углича поляками, дворец, как и собор, стал последним убежищем для горожан (сказались его мощные каменные стены и крепостной характер). Ворвавшиеся враги, как сообщается в летописях, перебили жителей, кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов. Потом дворец был сожжен. Его развалины разрушались в течение всего XVII века. Затем их разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора. Только Палаты – парадная и главная часть дворца – чудом уцелели. Видно, сказались лучшая сохранность и память угличан славного удельного прошлого. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палат, чтобы отбивать кирпич, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу, решив сохранить Палаты. В XVIII веке на обветшавшее здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В. Кожевникова оно было отремонтировано и тем спасено от гибели. К Палатам пристроили каменное крыльцо, окружили оградой на колоннах, а верхний этаж, служивший тронным залом или княжескими сенями, украсили росписями. Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан Палаты отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в них в 1892 г. был открыт музей. Такова вкратце история здания. Что же представляют собой древние княжеские палаты? Это большое квадратное в плане башнеобразное здание, внутри разделенное на три этажа. Нижний – сводчатый подклет, который почти ушел в землю. Второй разделен на несколько помещений, а верхний представляет собой просторный зал. При реставрации его перекрыли крестовым сводом и украсили новыми орнаментальными росписями. На южной стене сохранился единственный свидетель прошлого – образ Спаса Нерукотворного, видимо, имеющий отношение к росписям, украшавшим Палаты во времена Андрея Большого. Снаружи стены здания прорезаны узкими окнами и дверными проемами с коваными створками. Над простой лишенной декора плоскостью стен поднимается богато орнаментированная верхняя часть, начинающаяся с поясков-бровок над каждым окном. Потом идут четыре щипца, завершающие каждый фасад и служащие основанием для крутой восьмискатной кровли. По их плоскостям протянулись пояски декора – поребрика, бегунка, орнаментальных керамических плит и балясин, имитирующих детали из белого камня. Правда, понять облик здания нам мешают последствия не столь удачной реставрации, выразившейся не только в восстановлении, но и перестройке, украшении здания, в соответствии со вкусами конца XIX века и только появлявшимися правилами научной реставрации. Так, к зданию с северной стороны было пристроено новое крыльцо, стилизованное под памятники XVII века, крышу покрыли медью и украсили чугунными решетками и подзорами, старые балясины и плиты заменили копиями, которые выполнены слишком сухо. И самое главное – со стен была соскоблена древняя тонкая штукатурка, придававшая зданию строгость и благородство. Оно оказалось оформленным в «кирпичном» стиле. Это нарушило восприятие всех объемов и деталей, которые в основном были восстановлены удачно. Но, так или иначе, здание уцелело, ему не позволили развалиться, и вот уже более ста лет оно радует глаз, являясь не только памятником архитектуры, но и памятником патриотизма, рвения горожан, у которых нам стоит поучиться. Все созданные ими, было выполнено с большим искусством и любовью и тоже стало достоянием истории, неотторжимым от облика Палат, в которых соединились удельное время, когда Углич был важным и крупным городом, и время расцвета, возрождения его культуры, когда столько было сделано для сохранения памяти о прошлом.

5. Церковь Царевича Димитрия «на крови»

На высоком мысу при впадении в Волгу Каменного ручья стоит церковь Святого Царевича Димитрия, – несомненно, самый известный угличский храм, который упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу, который видели уже не тысячи, а миллионы туристов и паломников. Мы не будем пересказывать историю гибели царевича. Скажем лишь, что после трагедии 15 мая 1591 г. место на заднем дворе княжеского дворца не было забыто. Уже вскоре оно было отмечено часовней. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками. Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая церковь Михаила Архангела. В алтаре первого храма была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1663 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный происшедшим, пожертвовал крест на храмовую икону. В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний – Царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Основной объем поднят на подклет и состоит из обычных для храма четырех частей – поставленных в одну линию алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня. Алтарь полукруглый, к нему еще примыкает пристроечка, расширяющая нижний алтарь. Храмовая часть особенно изыскана и высока. Над ней парит стройное пятиглавие, ну, а трапезная, как водится, более скромна. С запада на паперть ведет крыльцо, по которому можно подняться на второй этаж. С севера паперть продолжала небольшая галерея, связывавшая все части храма. Шатровая колокольня своим слаженным силуэтом довершает абрис. Все углы отмечены лопатками, сводам соответствуют пояски. На окнах узорные и крупные наличники с кокошниками и колонками. А под кровлей четверика встретится ярус кокошников, хотя храм не имеет внутренних столбов, – такова дань традиции. Внутри церковь уютна и скромна. Этим она отличается от очень торжественного Спасо-Преображенского собора. От времени строительства остались многие иконы в иконостасах. А один из них, стоящий в трапезной, принадлежит XVII веку. Храмовый установлен в 1866 г. Он выполнен с подражанием барочному стилю. Росписи церкви сложны и удивительны. Некоторые из них – 12 клейм на северной и южной стенах храмовой части, иллюстрирующие Символ Православной веры, – могли быть выполнены артелью известного царского изографа П.Ф. Билиндина, которая написала и многие иконы для храма. Позднее их поновляли и переписывали. Все остальные сюжеты принадлежат живописцам артели Сапожникова и выполнены в 1772 г. Из них, конечно, привлечет внимание большая храмовая композиция «Убиение царевича Димитрия», занимающая западную стену. В ней в драматичных и ярких тонах рассказана вся история – царевич, выходящий из дворца, совершенное злодеяние, набатный звон, расправа горожан с убийцами, перенесение мощей Димитрия в Москву. Живопись алтаря на тему смерти и воскресения Иисуса Христа. Теме соответствуют нарочито темные тона, оставляющие мрачное, серьезное настроение. Интересный ансамбль – росписи трапезной (1787-1788). Они были выполнены живописцем Петром Хлебниковым и повествуют о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. В клеймах наверху представлены дни творения, а в центре свода в окружении ангелов парит Господь Саваоф. На стенах – история первых людей. Тут мы замечаем слишком смело и откровенно написанные обнаженные тела, что вовсе не типично для храма. Но на исходе XVIII века при Екатерине II такая вольность даже в провинции была возможна. Фигуры написаны, хоть и не во всем совершенно, но естественно, с хорошим знанием анатомии, что тоже было данью времени и новым художественным достижением. Позднее к ним, как на небезызвестной фреске Микеланджело, какими-то поборниками благонравия были приписаны пояса, прикрывшие наготу. На своде паперти в круглых клеймах написаны заповеди блаженства. Северная галерея церкви в 1861 г. была заменена крупным эклектичным приделом Царевича Димитрия и ярославских князей Федора, Давида и Константина. В нем хранилась походная церковь угличской дружины, в 1855 г. отправившейся на Крымскую войну. В наше время в церкви Царевича Димитрия один из отделов музея. Кроме упоминавшихся художественных произведений тут можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый ссыльный колокол. Время от времени в церкви совершаются службы.

6. Соборный (Никольский) мост

Входя в кремль, мы видим монументальную перспективу трех крупных и видных зданий. Прямо впереди возвышается Спасо-Преображенский собор, справа от него здание Городских присутственных мест, высокое и с колоннами, а слева их оттеняет Городской сад, спланированный с классической правильностью. Но, что направляет наш взор, почему мы идем в этом направлении? Третий важный акцент – огромный Соборный мост, соединяющий кремль с торговой площадью. Еще в древности с незапамятных времен на кремлевский мыс, огражденный глубоким рвом, вели мосты. Они были деревянные «сосновые на режу» и располагались с трех основных сторон. С запада через речку Шелковку шел Спасский мост, с юга через ров – Никольский и с востока через Каменный ручей – Флоровский. В XVI веке последний, который вел к княжеским конюшням, был ликвидирован. Осталось два больших моста, соединявших кремль с внешним миром, и один внутренний, перекинутый через пруд. В следующем XVIII столетии отпала надобность в крепостных стенах. Они, всегда бывшие гордостью и основой города, в небрежении ветшали, а затем и вовсе были разобраны. Время наложило коррективы и на назначение кремля – из грозной крепости он превратился в парк, место храмов и административный центр. После сноса крепости, когда во всем городе по регулярному плану проводились улицы, сменявшие средневековые, понадобились и новые мосты, отвечавшие новому назначению и градостроительной ситуации. К тому же мосты из камня, которые бы упрочили и укрупнили городской ансамбль. Так в 1820-х гг. с юга правее древнего Никольского был заложен новый огромный мост. С некоторым отклонением он продолжил линию Ростовской улицы – главной оси плана – и подчеркнул ее направление на Спасо-Преображенский собор. Сбоку от него уже стояли Присутственные места. Другому Спасскому мосту тоже возник преемник. Далеко в стороне у юго-западного угла кремля был построен небольшой деревянный мост, связавший кремль с торговой Казанской площадью. В его перспективе оказывалась одна из аллей Городского сада; Казанская церковь и Присутственные места на ее противоположных концах. Но второй мост, выполненный в виде красивой арки, в ХХ веке был ликвидирован, поэтому речь пойдет только о каменном. Он был построен по обычной для того времени технологии, применявшейся для низких несложных мостов. Две массивные кирпичные стены и перекинутые между ними сводчатые арки. Все внутреннее пространство заполнялось землей, а сверху мостилась мостовая с каменными столбами и решетками перил. Также были построены и многие другие мосты. Такой же масштабный Филипповский между Успенской площадью и Ярославской улицей, Троицкий на Московской улице, мосты на Петровской улице и через Селивановский ручей. Но они почти все заменены новыми или находятся в плохом состоянии. Соборный же радует глаз. Несколько слов о названии. «Соборный» – сейчас его вряд ли кто поймет, но оно исконное, бытовавшее с самого строительства до ХХ века. Потом по понятным причинам его оставили и заменили «Никольским», связывавшим существующий мост со старым крепостным, хотя они даже находятся в разных местах. В наше время не грех вспомнить старое название. Стоит мост на сухом месте, поскольку ров давно без воды. Лишь в самом начале через арку пробегает поток. Другие две отличаются просто колоссальными размерами, но они не пролеты, а скорее внутренние помещения. В них находились кузницы. Лошади с торговой площади свободно спускались по пологому скату уже далеко не грозного рва. Внутри еще сохранились некоторые остатки давно забытого производства – дымоходы и сильно закопченные своды. В наши дни мост по-прежнему служит для связи кремля с остальным городом и по-прежнему, как и два столетия назад, формирует ансамбль центральной площади.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский