РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Проблема сохранения и реставрации
памятников архитектуры является одной из важнейших. Особенно она сложна и
ответственна, когда речь идет о таком неповторимом комплексе как архитектурный
ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В нашей статье мы
остановимся только на наиболее существенных моментах из истории реставрации
ансамбля на протяжении 70 лет, не ставя перед собой задачу отразить процесс
борьбы мнений, полноту обоснованности отдельных реставрационных решений;
ограничимся в этих случаях лишь ссылками на соответствующую литературу, так как
это было бы темой для отдельной большой работы.
Лавра была национализирована решением Совета Народных Комиссаров 1 ноября 1918 г. Спустя год монастырь был закрыт, монахи переселились в Черниговский и Гефсиманский скиты. Для охраны Лавры была образована коллегия, переименованная затем в Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. Основными задачами этой Комиссии были прием и учет, изучение и охрана памятников, организация реставрации архитектурных сооружений, живописи и шитья. Кроме членов Комиссии, к выполнению этих задач привлекались известные специалисты. В архиве Сергиево-Посадского музея сохранились докладная записка архитектора Н.Жукова о состоянии Уточьей и Водяной башни, заключение И.В.Рыльского и бывшего лаврского архитектора А.А.Латкова по осмотру Троицкого собора, акт обследования церкви Преображения в Вифании архитектора Феоктистова и другие документы.
Архитектуре уделялось особое внимание. Комплекс сооружений лавры, создававшийся в течение почти шести столетий, с его композиционной цельностью и живописностью, всегда признавался исследователями одним из лучших творений русского зодчества, но тогда, в 1918 г., пожалуй, впервые акцент делался на то, что он представляет собой великолепное художественное созвучие, или ансамбль, являющийся наивысшим достижением сложного искусства архитектуры. Ввиду исключительной историко-художественной ценности архитектурного ансамбля и выявленных Комиссией коллекций, Троице-Сергиева лавра была принята под государственную охрану и передана в ведение Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению. 20 апреля 1920 г. В.И.Лениным был подписан декрет Совнаркома "Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры". Этот день стал датой основания музея.
С апреля по июнь 1920 г. междуведомственная комиссия определяла художественную и историческую значимость зданий и сооружений лавры. "Правила по охране художественно-исторических имуществ Сергиевского музея" регламентировали управление зданиями и ценностями. Главной задачей являлись изучение и широкий показ культурного наследия. При музее был "учрежден" архитектурный отдел. Было совершенно ясно, что первоочередным делом должно стать спасение того, что уже разрушилось и разрушается от времени и человеческого небрежения. Восстановление древнего облика лавры в то необычайно трудное время было невозможно, поэтому задуманная музеем реставрация осуществлялась постепенно, и этот процесс растянулся на несколько десятилетий.
Необходимость реставрации обосновывалась тем, что существенные изменения появились в ансамбле в результате "поновлений" и перестроек XIX — начала XX вв. Так, к началу XX в. до неузнаваемости изменился Троицкий собор: "оброс" пристройками, позакомарную кровлю сменила четырехскатная, были растесаны древние окна, белокаменные стены оклеены холстом и расписаны под мрамор.
В аварийном состоянии была Духовская церковь. Ее пропорции совершенно исказили пристройки: Филаретовский придел, западная паперть и палатка над захоронением философа и публициста XVI в. Максима Грека. Четырехскатная кровля закрыла звонницу. Стены церкви были окрашены голубой, а выступающие рельефно детали декора синей масляной краской. Больничные палаты были сильно искажены еще в XVIII в. после перестройки западной линии келий по указу императрицы Елизаветы Петровны.Больничные палаты были сильно искажены еще в XVIII в. после перестройки западной линии келий по указу императрицы Елизаветы Петровны. В середине XIX в. надстройкой третьего этажа была почти закрыта церковь Зосимы и Савватия Соловецких, окончательно скрыты первоначальные формы здания, обременены излишней нагрузкой стены. А в 1915 г. только протест Московского археологического общества спас Больничные палаты от надстройки еще и четвертого этажа. Под Успенским собором была устроена подземная церковь — крипта.
Это послужило причиной появления трещин на стенах и сводах. Исчезли белокаменные крыльца и яркая наружная раскраска Чертогов. Требовало укрепления разрушающееся гульбище Трапезной. Музею предстояло заняться спасением памятников, но средств у него для этого было явно недостаточно. Поэтому в 1920 г. архитекторами И.И.Ивановым и А.А.Кеслером проводились только не терпящие отлагательства инженерно-восстановительные работы, обмеры памятников.
В 1925—1926 гг. архитектором Д.П.Суховым была разобрана северная паперть Троицкого собора. В следующем году были отреставрированы три окна алтарных апсид, а двумя годами позже (1928) — раскопаны белокаменные ступени северного входа в собор. Все это создавало более благоприятные условия для сохранности древних икон и фресок.Над Пятницкой башней, пострадавшей от пожара в 1920 г., была устроена низкая деревянная, крытая щепой шатровая кровля. Д.П.Сухов позже рассказывал, что в то суровое время он не смог получить лес нужного размера для устройства шатра необходимой высоты. Хотя реставрационные работы 20-х годов проводились отдельными архитекторами в разное время и без единого плана, но, тем не менее они способствовали спасению памятников и внесли новое в изучение древних сооружений лаврского ансамбля. Эти работы были приоста¬новлены в связи с происшедшей в 1929 г. реорганизацией музея в историко-краеведческий и антирелигиозный.
Изучение и реставрация памятников архитектурного ансамбля лавры возобновились в конце 30-х годов и связаны с новыми именами. Известный археолог, архитектор и реставратор П.Д.Барановский (1892—1984 гг.) был подлинным подвижником и человеком энциклопедических знаний. Благодаря ему уцелел от сноса в 1933 г. собор Василия Блаженного, по его обмерам и чертежам восстановлен в 1993г. Казанский собор на Красной площади. В 1937 г. П.Д.Барановский обследовал верх Духовской церкви и, разобрав часть свода на ее чердаке, обнаружил остатки звонницы, служившей в древности монастырю и дозорной башней. Это открытие П.Д.Барановского было использовано при реставрации церкви в 60-е годы. По его чертежам О.П.Барановской была создана модель храма со звонницей, выявившая изначальную красоту памятника.
П.Д. Барановским были также отреставрированы три окна первого этажа южной больничной палаты, средняя южная закомара церкви Зосимы и Савватия, восстановлены зубцы и машикули западной крепостной стены на прясле между Келарской и Плотничьей башнями. В 1928 г. Управление по делам искусств Мособлисполкома поручило архитектору И.В.Трофимову обследовать состояние архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры. Дефектные акты свидетельствовали о неотложности реставрационно-восстановительных работ. И.В.Трофимовым был составлен Генеральный план работ на 1939—1943гг. с пояснительной запиской и сметой на 15 объектов. В основу Генерального плана реставрации лавры легла идея ансамбля. План предусматривал, во-первых, работы, носившие характер восстановительный или инженерно-профилактический, они имели целью укрепление отдельных частей сооружений во избежание аварий и, во-вторых, в строгом смысле реставрационные.
Большое значение имело установление очередности объектов, подлежащих реставрации; прежде всего учитывались историко-художественная значимость памятников и аварийность их состояния. На основании заключения И.В.Трофимова о состоянии памятников лавры и разработанного им Генерального плана работ на 1939—1943гг. 1 февраля 1940 г. было издано постановление Совнаркома, согласно которому весь комплекс памятников лавры в черте крепостных стен объявлялся музеем-заповедником. Вокруг наружной линии древней крепости определялась 30- метровая охранная (запретная для строительства) зона. Для обеспечения запланированных работ государственному музею-заповеднику правительством выделялась огромная по тем временам сумма — 6 000 000 руб. При музее был организован специальный строительный участок для проведения реставрационно-восстановительных работ. Уже тогда в процессе всестороннего изучения памятников определились центральные объекты реставрации: крепостные стены и башни, Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких, Духовская церковь, гульбище Трапезной, Чертоги.
сооружения и согласованность сооружений в ансамбле. Создание проектной документации не предшествовало началу работ. Проект создавался в процессе натурных раскрытий. Памятники реставрировались следуя этой методике. Была восстановлена восточная часть здания Чертогов с нарядной раскраской "в шахмат" южного фасада. Было укреплено гульбище Трапезной, по обнаруженному древнему образцу воспроизведены опорные столбы и восстановлены утраченные белокаменные балясины. Разобраны приделы Духовской церкви, к середине XIX в. окружившие ее с трех сторон — с севера, запада и юга. Их фундаменты с очень неглубоким заложением на насыпном грунте просели. Для уничтожения распора кирпичных сводов над приделами железные связи и растяжки были эаанкарены в древние стены церкви, и приделы как бы висели тяжелым грузом на стенах. По северному фасаду церкви нагрузка на стену увеличивалась еще и из-за того, что в 1832 г. для устройства отопительного калорифера из-под одной трети церкви был удален древний фундамент и белокаменный цоколь со всем грузом покоящихся на нем стен висел над калориферной камерой. Таким образом, с разборкой приделов устранялась опасность, грозившая памятнику разрушением. Были разобраны и калориферные устройства, восстановлен цоколь с резным орнаментом из трилистников, а также порталы, обрамляющие древние дверные проемы по западному и южному фасадам.
Исключительно сложной была реставрация Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия. Этот замечательный памятник был изменен позднейшими застройками. Выявление, а затем восстановление объемов сооружения, укрепление конструкций, восстановление древних оконных и дверных проемов, воссоздание элементов декора, покраска фасадов в кирпичный цвет с выделением белокаменных деталей возродили редчайший памятник гражданской архитектуры допетровского времени. Уникальность проведенной реставрации общепризнана, но недостаточно обоснованными являются разборка Трапезной XVII—XVIII вв. при церкви Зосимы и Савватия, устройство высокого крыльца у западного фасада Больничных палат. Проводились работы и меньшего объема, но значительные по своей важности. В Никоновской церкви были заложены растесанные в XVIII в. оконные проемы (три — в южной стене и один — в западной), а древние окна, скрытые позднейшей кладкой, были открыты; на западной стене заложена дверь, устроенная в 1840 г. путем растески оконного проема. Был произведен ремонт цоколя Успенского собора со вставками новых камней взамен разрушившихся.
В Митрополичьих покоях была восстановлена лицевая и внутренняя кладка стен юго-восточного угла здания с древними проемами, проведены ремонтные работы по чердаку и кровле, выполнена реставрация интерьера сводчатой палаты в первом этаже северо-западного угла здания, частично отреставрированы штукатурные и лепные украшения северного фасада. Все работы по восстановлению ансамбля велись под контролем Ученого совета музея-заповедника.
В состав постоянной реставрационной комиссии Ученого совета входили известные архитекторы, историки, археологи, инженеры, искусствоведы: академики И.В.Рыльский, Н.В.Жолтовский, И.Э.Грабарь, С.В.Бахрушин; профессора А.В. Арциховский, П.В.Щусев, В.Н.Кононов, В.И.Лебедев, Н.Н.Соболев, В.П.Зубов, В качестве консультантов постоянно привлекались инженеры — С.Н.Бобин, Б.А.Смоляк, Н.А.Бруханский, И.Г.Сенатов; профессора — Д.И.Киплик, Г.А.Новицкий, А.Г.Габричевский; генерал-лейтенант Д.М.Карбышев, специалист по прикладному искусству профессор Ф.Я.Мишуков. Для проведения реставрационных работ специалистов явно не хватало. В 1939—1941 гг. в работах под руководством И.В.Трофимова участвовали 22 студента-практиканта из Всероссийской Академии художеств и Московского архитектурного института.
Особенно сложным положение с кадрами было в военные и послевоенные годы. В 1945 г. здесь было открыто художественно-ремесленное училище с 3-х летней программой обучения, где готовили мастеров реставрационного дела шести специальностей: белокаменщиков, каменщиков, лепщиков, плотников, столяров-краснодеревщиков и реставраторов живописно-фресковых работ.
Директором училища в 1945—1950 гг. был В.И.Балдин. Наличие специалистов позволяло развернуть работы широким фронтом. Работы по возрождению ансамбля Троице-Сергиевой лавры в 1938—1950 гг. стали значительным по своим итогам этапом реставрации, определившим направление и объем работ на многие последующие годы. В 1950—1963 гг. Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии архитектуры СССР были продолжены исследования и реставрация ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Архитекторами В.И. Балдиным и А.Г. Устиновым был предложен комплексный проект реставрации (1963).
Созданию проекта предшествовали изучение описных и архивных материалов, тщательное обследование каждого обмеры, раскрытия. Они выявляли первоначальный облик и последующие изменения, позволяли проследить закономерности формирования ансамбля. Проект предусматривал его освобождение от всего случайно внесенного, подчеркивал композиционные особенности. При реставрации отдельных памятников не ставилась задача непременного возвращение каждому из них первоначального облика. Реставрация рассматривалась с точки зрения положения памятника в ансамбле, с учетом взаимосвязей его с другими сооружениями. Проведенный В.И. Балдиным анализ поэтапного развития ансамбля давал исчерпывающее представление об объемно-планировочной структуре, силуэтном и цветовом решении, композиционных связях с городом.
Осуществление проектов выполнял коллектив мастеров треста "Мособлстройреставрация", большинство из которых были выпускниками Загорского художественно-ремесленного училища. Работы велись активно. В 1956—1959 гг. было предпринято освобождение всех здании и сооружений монастыря от размешавшихся в них посторонних учреждений. В городе, на развилке Угличского шоссе, были специально выстроены дома для переселения из лавры 1300 человек. Эта мера позволила обеспечить широкий фронт для производства реставрационных работ. Их успешному проведению в это время способствовала и государствен¬ная политика в деле сохранения и восстановления памятников. Был принят закон об охране памятников истории и культуры (1972), создано Всероссийское общество охраны памятников (1973). Активно проявила себя и церковь. На памятниках, переданных церкви государством в пользование, работы выполнялись реставрационными организациями, а финансировались — хозяйственным управлением Патриархии.
Этот период оказался наиболее результативным в реставрации ансамбля. Под руководством автора архитектора В.И.Балдина осуществлялся комплексный проект реставрации. В результате кропотливой работы наружные стены и барабан Троицкого собора были очищены от оклейки холстом (1954). Наряду с документальной реконструкцией первоначального вида собора был определен и восстановлен (1966) наиболее выразительный облик памятника с сохранением купола и воссозданием позакомарной кровли XVI в. Духовской церкви с восстановлением позакомарного покрытия и утраченных форм звонницы (1960) возвращен первоначальный облик. На звонницу повешены 6 колоколов, взятых из запасников музея Ново-Девичьего монастыря. Расчищены изразцы и балясины узорчатого пояса на стенах церкви. Из-за отсутствия исчерпывающей документации для воссоздания прежнего шлемовидного купола был капитально отремонтирован луковичный купол XVIII в.
Укреплены конструкции Успенского собора (1953), разобрана его тяжелая четырехскатная кровля и восстановлено покрытие по сводам (1967). Отреставрирован Предтеченский корпус келий (1960), в котором жили в древности иконописцы, серебряники, переписчики книг. Проведенные работы позволили выявить первоначальную архитектуру здания, структуру его плана, отдельные элементы декора в интерьере и в значительной мере восстановить их. Отреставрированы Гостиная (1956) и Крепостная (1958) палаты.Была восстановлена первоначальная окраска Колокольни и Смоленской церкви (1964), Трапезной и Чертогов (1957)
После освобождения от жилья, укреплены и восстановлены крепостные стены и башни. Проведены большие работы по усовершенствованию инженерных коммуникаций, благоустройству территории. У восточной стены лавры, подчеркивая границу Красногорской площади, были разбиты сквер и луговой газон . В этот же период по проекту архитектора Б.Д.Комарова была отреставрирована Смоленская церковь с восстановлением интерьера. Но даже при таких огромных объемах работ, быстрых темпах их проведения и значительных результатах до сих пор остались нерешенными пока некоторые проблемы: не восстановлены белокаменные крыльца Чертогов, деревянные крыльца Предтеченского корпуса келий, ждет своего окончательного решения северный дворик у Келарской башни; по прошествии времени, видимо, потребуется возвращение к вопросу о необходимости восстановления древнего облика Красной башни и рва перед ней.
Произведенные в 30—60-х годах огромные реставрационные работы возродили древний ансамбль памятников Троице-Сергиевой лавры, вернули ему красоту и неповторимое своеобразие. В 70—80-е годы темпы реставрационных работ несколько замедлились, хотя продолжались работы, включенные в комплексный план реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. На смену маститым архитекторам пришли молодые. В 1976 г. архитектором Ю.Д.Беляевым было восстановлено утраченное в 1809 г. пятиглавие надвратной церкви Иоанна Предтечи, в 1978 г. — интерьер Каличьей башни с винтовой лестницей и пятью смотровыми площадками.
В 1985 г. архитектором Ю.Н.Шаховым восстановлен подошвенный бой (т.е. нижний ярус) крепостной стены на участке между Гостиной палатой и Плотничьей башней. Им же ликвидирован оползень, образовавшийся в 1986 г. на этом участке с наружной стороны у крепостной стены. Участок западной крепостной стены между Гостиной палатой и Плотничьей башней до сих пор требует пристального внимания. В 1982 г. здесь, на II ярусе, возникла поперечная длиною около 10 м и шириною до 20 см. В 1983 г. были проведены противоаварийные работы — кладка укреплена металлическими стягами, трещины на сводах зачеканены.
В августе 1986г. южнее этого участка, с наружной стороны образовался оползень. Два больших, высотою до 15 м дерева с корнями зли по склону, обнажив котлован глубиною до 4 м. В августе —ноябре 1986 г. оползневый склон был укреплен дубовыми сваями, которыми проложили дренажные асбоцементные трубы, производя подсыпку грунта. Эту работу архитектурный отдел музея-заповедника и служба эконома монастыря проводили совместно. В ноябре же года опасный участок по просьбе музея был обследован профессором Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, доктором геологических наук С.Н.Чернышовым, заключившим, что причиной оползня явилось сползание верхних слоев грунта вследствие их насыщения влагой. Обследование этого участка Мособлгеотрестом в ноябре 1986 г. подтвердило выводы С.Н.Чернышова. В 1987 г. была обследована система ливнестока у западной крепостной стены, очищен и вычинен коллектор. В 1989 г. рядом с укрепленным в 1983 г. участком, севернее его, образовались поперечные и косые трещины; возникла необходимость проведения противоаварийных работ. Постоянное наблюдение за состоянием памятников, своевременное проведение ремонтных и профилактических работ поддерживают достигнутые реставрационными работами предыдущих десятилетий результаты. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры остается уникальным явлением в культуре России и требует бережного и строгого к себе отношения.
В 1993 г. архитектурный ансамбль лавры включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и в этом огромная заслуга реставраторов.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский