РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Архимандрит Макарий. Церковно-административная
деятельность Новгородского архиепископа Макария // Покровский
собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию
Покровского собора (12–14 октября
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.
Архимандрит Макарий
ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НОВГОРОДСКОГО
АРХИЕПИСКОПА МАКАРИЯ
Первосвятительская деятельность Митрополита Макария Московского (+1563; пам.
30 дек.), весьма многогранная и плодотворная, получила определенное освещение
в литературе 1). Это оказалось возможным благодаря сохранившимся документам той
эпохи, которые донесли до нас исторические свидетельства о нем, сберегли
драгоценные автографы Святителя 2). Но, вне всякого сомнения, до нас дошла лишь
незначительная часть его творений, речей, грамот и актов. Ранее нами была
предпринята попытка изучить сохранившееся письменное наследие Святителя Макария 3), а также были предприняты усилия по выявлению
документов, которые до нас не дошли, но которые были упомянуты в различных
последующих исторических источниках 4). При этом обращает на себя внимание то,
что сохранившееся письменное наследие Святителя намного многообразнее в
жанровом отношении, чем несохранившееся, т.к. выявление несохранившихся грамот
возможно преимущественно на административно-деловом материале 5). Впрочем, в
последнее время перу святителя Митрополиту Макарию
было решительно приписано послание, адресованное царю Иоанну Грозному 6), но,
думается, к этому следует отнестись более осторожно 7). В данном случае
внимание будет обращено не столько на архипастырско-церковную
деятельность, сколько на административно-хозяйственную
на основании сохранившегося актового материала.
Теоретически самые ранние
грамоты святителя Макария могли бы относиться к его можайскому периоду, когда в 1523-1526 гг. он был архимандритом
Лужецкого монастыря, но таковые до нас не дошли.
Однако следует обратить внимание на предисловие к Повести о кончине Митрополита
Макария, в котором цитируется его ставленая грамота:
«В лето 7031-го февраля в 15 день поставлен бысть в четпы и в подьяконы и совершен бысть в попы и поставлен бысть во
архимариты того же месяца во
общий монастырь Рождеству Пречистые Богородицы в Лушки
пресвяшенным Даниилом Митрополитом вся Русин инок Макарей Леонтиев сын» 8). Поскольку данную Повесть написал чудовский старей Афанасий 9), преемник по Митрополичьей
кафедре (1564-1566) святителя Макария, то его
ставленая грамота была у автора Повести и он
процитировал ее в предисловии.
4 марта
Самая ранняя
святительская грамота датируется годом его архиерейской хиротонии. Первого сентября
В
Спустя десять лет после
первой известной святительской грамоты, 30 июня
10 июня
Некоторые
вопросы приходилось решать, обращаясь в Москву, иерарх ходатайствовал за
новгородцев пред государем, который «пожаловал архиепископа владыку Макария, оттягли Чюдиниовы улицы и Заполья Чудиниова
велел отставити, с черными людьми тягнути
26) не велел» 27).
Эту княжескую жалованную грамоту исследователи датируют
1537-1538 гг. 28)
Первые сведения о печаловании святителя Макария
относятся к новгородскому периоду. В год святительской хиротонии Великий князь
Василий III совершил паломничество в Тихвинский монастырь Новгородской
епархии. При этом «многу милость к печалным
людем показа, иже в него государевы опале» были 29).
Ходатаем за опальных пред князем мог быть новопоставленный владыка. В
Сохранились письменные
обращения опальных к Новгородскому владыке с просьбой о помощи и ходатайстве за них. Первое такое послание, адресованное
святителю Макарию, было датировано при публикации
1533-1538 гг., т.к. в послании не называется Великий князь Василий III (1505-+1533),
а его супруга Елена Глинская (+1538) еще не скончалась. Принадлежит оно
А.Шуйскому. Он просит владыку о заступничестве, «чтобы государи милость
показали, велели на поруку дати» его32. Обосновывая
свою просьбу, он ссылается на Священное Писание, которое, как он говорит,
ведомо Святителю, но цитирует при этом молитву преподобного
Иоанна Ламаскина (+ ок.
780; пам. 4 дек.) из вечерних молитв - «аше бо праведника спасеши, ничтоже дивно». Эту мысль он развивает таким
образом, что для царя чудным может быть помилование не праведного, а
«недостойного». Данное послание довольно кратко по своему содержанию. О
просителе известно следующее: «Шуйский Андрей Михайлович (ум.
XII. 1543), князь, боярин (1538) и воевода. Правнук
основателя ст. ветви рода, Юрия Васильевича, мл. брат И.М.Шуйского («Плетня»). Известен с 1524. Правительница
Вел. княгиня Елена Глинская
по обвинению в измене посадила его в темницу. Освобожден
после смерти Елены, пожалован в бояре и назначен наместником в Пскове
(1539-40). С мая 1542 - глава пр-ва и рук. группировки Шуйских. В ходе полит, борьбы
потерпел поражение, казнен». 33) В святителе Макарии
он видит поручителя, содействием которого хочет добиться милости от государя.
Другое послание также
обращено к Новгородскому владыке, но, в отличие от первого, оно безымянно и
пространнее по своему содержанию. В нем называется только государь Иоанн
Грозный, а его мать, Великая княгиня Елена, не названа, что позволяет
датировать его последними годами пребывания Святителя в Великом Новгороде: 1538-1542
гг. 34) Автор образно рисует жизненный путь архиепископа: его многолетнее
пребывание в обители преподобного Пафнутия (+1477; пам. 1 мая),
умалчивает о кратковременном настоятельстве в Можайском монастыре и далее
говорит, что Господь направил его стопы «на путь святительства
Великаго и стараго Новаграда» 35), «воставлей тя на престоле великого Православия - на седалиши блаженнаго архиепискупа Иванна и пречюднаго архиепискупа Евфимия» 36). В самом начале неизвестный автор
послания, подобно А.Шуйскому, также говорит о возношении Святителем пред
Престолом Божиим Трисвятой песни «о
всех и за вся». Он также говорит, что никто от человек не сможет «изглаголати» всех достоинств Святителя.
Он просит владыку «паки умилосердиться над ним», чтобы «невозбранно предстать
лицу цареву». Эта мысль неоднократно затем варьируется автором-просителем в
послании.
Автор
подчеркивает при этом такт Святителя: «...ты бо веси
время и час, егда умолити православнаго царя и государя всеа
Руси о наших согрешениих» 37).
Наконец,
последнее послание аналогичного содержания не поддается более точной датировке,
чем время архиепископства святителя Макария в Великом
Новгороде: 1526-1542 гг. Исходя из содержания рукописи, в которой находится
послание, В.Ржига высказывал предположение, что автором послания является
Ф.Карпов 38), и оговаривал: «К сожалению, приведенные сведения очень
скудны и отождествить этого выборного голову с автором послания нет пока
убедительных данных» 39). А.Зимин утверждает, что послание не может быть
приписано Ф.Карпову: «Автор, очевидно, холоп, бежавший за рубеж от своего
господина. Он находился где-то в Прибалтике, судя по тому,
что послание адресовано Новгородскому епископу и в нем упоминается католический
епископ, а в слоге обнаруживается много полонизмов» 40).
Таким образом, автор сего
послания обращается к Святителю из-за рубежа. Он пишет, что стал сиротой, т.к.
на родине у него остались мать и братья, говорит о бедствиях, постигших его на
чужбине. Текст его послания отличает высокий авторский стиль, он цитирует
Священное Писание, но это не мешает ему сказать, обращаясь к Святителю: «Вся бо яже
пишу или составляю, что хвалам твоим и слава - ниска
вменяются» 41). При относительно большом объеме послания его суть
выражена довольно лаконично: «Помени, избранниче Божий, слово Божие, аше
кто, речет, положит душу свою за други своя, обряшет ю в животе вечном. Ты же обаче не душу свою за душу пологати,
но токмо риы слово да исцелеет
уныние мое, и молви, государь, с прилежанием моему государю слово, дабы мя пожаловал,
в моей вине простил и отпускную мне дал» 42). Для усиления своей просьбы
попавший в несчастье говорит, что дальнейшее его пребывание вне православных
пределов чревато для него насильным переходом в
католичество. А.Зимин говорит в адрес этого послания: «До сих пор послание
неизвестного холопа не заняло надлежащего ему места в истории русской
литературы и общественной мысли первой половины XVI века... в послании Макарию мы слышим живой и страстный голос русского
патриота, тоскующего по своей Отчизне. Это послание
свидетельствует о большом таланте его автора, изображавшего свою страстную
мечту о возврате на Родину в глубоко поэтических образах» 43).
Глава епархии
распоряжался софийскими вотчинами. Но за время после сведения с престола
архиепископа Серапиона в
Государство в XVI в.
последовательно проявляет пристальный интерес к земельным владениям Церкви.
После присоединения Великого Новгорода в
В
Писцовых книгах называются представители администрации Новгородского
архиепископа: владычный недельшик Феодор Кривошеин
51), владычный стольник «Зайцов Тихонов» 52),
владычный певчий дьяк «Микифорка» 53), владычный крылошанин Михаил Пятутин 54). Писцовые материалы
позволили также выявить имена новгородского духовенства того времени 55).
19
марта
К Святителю обращаются
новгородцы за помощью и небезуспешно. У Кушника
Петрова Курнова в Новгороде дьяки хотели отнять часть
поместья в связи с изменением его должности и не смогли этого сделать только
благодаря заступничеству за него пред царем Митрополита Макария
59). В другой раз царь Иоанн писал новгородским дьякам: «О жене князя Богдана Корецкого поминал нам отец наш Макарий, Митрополит всея Руси, чтоб нам ее пожаловать, из мужняго поместья велеть дать земли на прожиток: и я, для
отца своего Макария Митрополита, ее пожаловал, велел
ей из мужняго поместья отделить 15 обеж» 60). По просьбе
Новгородского архиепископа Пимена и Митрополита Макария
уменьшен был денежный взыск с князя Ивана Буйносова-Ростовского 61).
С просьбой о помощи, о
содействии наряду с русскими людьми к Святителю обращаются иностранные
просители. В
По мере
объединения земель вокруг Москвы и централизации государственной власти
менялась политическая ситуация в стране, «при усилении нового порядка вещей
приверженцы старины крепко держались за обветшалое право отъезда и, не имея
возможности отъезжать к русским князьям, считали для себя позволенным отъезд в
Литву» 63).
Наряду с попытками отъехать от Московского князя, были случаи приезда к нему на
службу из Литовского княжества. В
Подводя итог, следует
отметить, что был рассмотрен новгородский период жизни святителя Макария, насколько он отражен в источниках. Сохранившаяся
источниковедческая база является незначительной частью документации,
исходившей из его канцелярии и характеризующей его, можно предположить,
энергичную деятельность. Приведенный материал - это то, что донесли до нас
документы об административной деятельности Новгородского архиепископа Макария. В действительности же это лишь небольшая частица
того, что заполняло его повседневную жизнь и за этим стоит святительская
забота о пастве и ее благе.
1) О святителе Макарии существует немалая библиография: Макарий, архиманлрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.) // Макарий, архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281-293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902-1980 гг.) // Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5-7 июня 1996 гола). Можайск, 1996. Вып. 4. 4.1. С.148-168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981-1995 гг.) // Макарьевские чтения: Вехи русской историй в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 1998. Вып. 5. С.9-22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996-2000) // Макарьевские чтения: Русские государи - покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск; 2001. Вып.8. С.6-18; Он же. Материалы о Митрополите Макарии (Библиография: 2001-2005) // Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 13-23; Он же. Митрополит Макарий. Библиография: 2006-2010 // Макарьевские чтения: «Воинство земное - воинство небесное». Материалы XVIII Всероссийской научной конференции, памяти святителя Макария. Посвящается 65-летию Великой победы. Можайск, 2011. Вып. 18. С. 9-16.
2) Макарий, архимандрит. Автографы Всероссийского Митрополита Макария: Из Древлехранилища Нейтрального государственного архива Древних актов // Богословские труды. М., 1992. Сб. 31. С. 267-276; Он же. Грамота Митрополита Макария // Нижегородская старина. 2008. Вып. 17. С. 39-41.
3) Макарий, архимандрит. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 21-42.
4) Там же. С. 42-52.
5) Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 238-257; Он же. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 21-52.
6) Фроянов И.Я. Драма русской историй: На путях к опричнине. М., 2007. С. 499-513.
7) См.: Макарий, архимандрит. К вопросу об авторстве Послания царю // Альфа и Омега. М., 2008. № 3(53). С. 58-83.
8) Макарий,
архимандрит. Святитель Макарий Митрополит Московский и
всея Руси (1482-1563). М., 1996. С. 86. Ср. аналогичную ставленую грамоту,
которую дал святитель Макарий диакону Стефану сыну Еремееву в
9) Макарий, архимандрит. Московские Митрополиты XVI века. Сергиев Посад, 2010. С. 211 — 212.
10) ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 45; ПСРЛ. М,., 2004. Т. 43. С. 217; ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 542.
11) Досифей, архиманлрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставро-пигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 3. С. 183.
12) Там же. С. 183-184; Акты социально-экономической истории севера России конца
XVI в. Акты Соловецкого монастыря 1479-1571 гг./Сост. И.З.Либерзон. Л., 1988. С. 40. № 52; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 330.
13) Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 217. №
14) Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 195-196. № 135; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 338.
15) Тоня - рыбная ловля; место, где ловят рыбу (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3. Стб. 979).
16) Греков Б.А. Избранные труды. М., 1960. Т. 4. С. 169.
17) См.: Макарий, архимандрит. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария // Макарьевские чтения: Монастыри России. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5-1 8. Об этом явлении в истории монашества см.: Костогрызова Л.Ю. Двойные монастыри Византии // История Церкви: Изучение и преподавание. Материалы научной конференций, посвященной 2000-летию христианства. 22-25 ноября 1999 года. Екатеринбург, 1999. С. 274-277.
18) Отвести - выделить, отделить, изъять (Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. М., 1987. Вып. 13. С. 194).
19) Писцовые книги Новгородской земли. Т. 2: Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. / Составитель К.В.Баранов. СПб., 1999. С. 95. Оприч - особо, отдельно (Словарь русского языка XI XVII вв. М., 1987. Вып. 13. С. 44).
20) Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. ... С. 92.
21) О Новгородской и московской денежных системах см.: Никитский А.И. История экономического быта Великого Новгорода. М., 2011. Изд. 2. С. 185-90.
22) РИБ. Т. 25: Акты Холмогорской
й Устюжской епархий. Кн. 3. В
приложений - акты Лодомской
церкви. СПб., 1908. Стб. 11-
23) Позднее, в конце XVI - начале XVII в., грамота святителя Макария была подтверждена Новгородскими митрополитами Варлаамом и Макарием (РИБ.Т. 25. Приложение. Стб. 12-13).
24) РИБ. Т. 25. Приложение. Стб. 180-181.
25) Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1956. Ч. 2. С. 115.
26) Тягнути - нести повинности (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3. Стб. 1098).
27) Майков В.В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в. СПб., 1911. С.105.
28) Каштанов С.М., Назаров В.А., Флора Б.Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. // Археографический ежегодник за 1966 год. М., 1968. С.217.
29) ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 543.
30) ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295.
31) Насонов А. Псковские летописи. Вып.1. С. 107-108. Нужно учитывать, что милосердие было проявлено к татарским женам в период высокой татарской агрессивности против Русского государства. «В 30-е годы XVI столетия активизировались как Крымское ханство, так и Казань. Всего за десятилетие можно насчитать не менее 13 крымских и 20 казанских набегов на "украины" Русского государствам (Карталов В.В. На границах стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII XVII вв. М., 1998. С. 230).
32) Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т.1. С. 27. № 27.
33) Ермолаев И.П. Прошлое России
в лицах (IX XVI11 вв.): Биографический словарь / Изд-во Казанского
университета, 1999. С.
34) Этот факт дополняет картину деятельности Святителя в конце его новгородского периода (См.: Макарий, архимандрит. Последние годы архиерейства святителя Макария в Великом Новгороде // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2000. № 2 (24) С.160-171).
35) Памятники древнерусской духовной письменности: Послание опального к Новгородскому архиепископу Макарию // Православный собеседник. Казань, 1863. Ч.З. С. 413; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 355-359.
36) Памятники древнерусской духовной письменности... С. 410.
37) Эта мысль очень близка к высказыванию летописца. Когда архиепископ Макарий собрал настоятелей новгородских монастырей, которым стал говорить о необходимости введения общежития в монастырях, то игумены, «слышавше, приимше добрый совет боголюбиваго архиепископа Макария, тихаго лателя, егоже любит Бог (курсив наш. - а.М.), и оттоле начата устрояти общежители, коиждо во своем монастырем (ПРСЛ. Л., 1929. Т.4. 4.1. Вып.З. С. 544).
38) См. о нем: Буланин А.М. Карпов Федор Иванович // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 1: А - К. С. 459-461.
39) Ржита В. К вопросу о западном влиянии в русской литературе первой половины XVI века // Ювiлейний збiрник на пошану академика М.С. Грушевського. Киев, 1928. 4.2. С. 232.
40) Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Федора Карпова // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 171.
41) Ржига В. К вопросу о западном влиянии... С. 234.
42) Там же. С. 236.
43) Зимин А.А. Общественно-политические взгляды... С. 172.
44) Греков Б.Д. Избранные труды. М., 1960. Т. 4. С. 293. «Поместная грамота - документ, закрепляющий пожалование поместьям (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 12). Отсюда появилось слово «помещик», который нес службу за полученное им в поместье от земледателя во владение (См.: Милютин В.О. недвижимых имуществах духовенства в России // ЧОИДР. М., 1 861 Кн. 1. Исследования. С. 367-368; Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (ХУ-ХУ1 вв.). М., 1985. С. 91; Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всероссийских Митрополитов, Патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 247-249).
45) Бразга - разновидность оброка, вид арендной платы (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1975. Вып. 1. С. 313).
46) ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. Ч. 1. С.
47) Пооброчить - обложить оброком, определенной пошлиной (Словарь русского языка XI XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 70).
48) Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен новгородского дворца 1530-х гг. / Сост. К.В.Баранов. М., 1999. С. 309. Далее при цитировании этого документа указание на страницу будет приводиться сразу на строке.
49) Как отмечает издатель: «Изъятие при отписке старых грамот объясняет и крайнюю малочисленность их в публикациях, особенно заметную для территорий вблизи самого Новгорода» (Там же. С. 22).
50) Макарий, архимандрит. Церковный клир в Великом Новгороде при архиепископе Макарии // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 34-44.
51) Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. С. 338.
52) Там же. С. 342.
53) Там же. С. 348.
54) Там же. С. 352.
55) Макарий, архимандрит. Церковный клир в Великом Новгороде при архиепископе Макарии // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 34-44.
56) ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 142.
57) См.: Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 425-426, 428-431, 432-434.
58) Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою Комиссией. СПб., 1846. Т. 1. С.36-38. № 35.
59) Рождественский С.В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб., 1897. С. 247-248.
60) Обжа - мера пахотной земли, служившая единицей обложения в Новгородской земле (Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. М., 1987. Вып. 12. С. 45-46).
61) Соловьев С.М. Сочинения: В восемнадцати книгах. Кн. 4: История России с древнейших времен. М., 1989. Т. 5/6. С.70; Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1 877. С. 78-79; ДЛИ. Т.1. С.93. № 52 IX; С. 11 3. № 52 XXXIII.
62) Макарий, игумен. Новые материалы о Митрополите Макарии //ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 303-307.
63) Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 3: История России с древнейших времен. М., 1989. Т. 5/6. С. 292.
64) В
65) Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 433-435.
66) Там же. С. 440-442.
67) Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 65-68.
68) Макарий, архимандрит. Святитель Макарий, Митрополит Московский и архиереи его времени. М., 2007. С. 190.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский