РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Архимандрит Макарий. Церковно-административная деятельность Новгородского архиепископа Макария // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 34–44. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

 

    

Архимандрит Макарий

ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА МАКАРИЯ

 

Первосвятительская деятельность Митрополита Макария Московского (+1563; пам. 30 дек.), весьма многогранная и плодотворная, получила опре­деленное освещение в литературе 1). Это оказалось возможным благодаря сохранившимся документам той эпохи, которые донесли до нас историче­ские свидетельства о нем, сберегли драгоценные автографы Святителя 2). Но, вне всякого сомнения, до нас дошла лишь незначительная часть его творе­ний, речей, грамот и актов. Ранее нами была предпринята попытка изучить сохранившееся письменное наследие Святителя Макария 3), а также были предприняты усилия по выявлению документов, которые до нас не дошли, но которые были упомянуты в различных последующих исторических источ­никах 4). При этом обращает на себя внимание то, что сохранившееся письменное наследие Святителя намного многообразнее в жанровом отношении, чем несохранившееся, т.к. выявление несохранившихся грамот возмож­но преимущественно на административно-деловом материале 5). Впрочем, в последнее время перу святителя Митрополиту Макарию было решительно приписано послание, адресованное царю Иоанну Грозному 6), но, думается, к этому следует отнестись более осторожно 7). В данном случае внимание бу­дет обращено не столько на архипастырско-церковную деятельность, сколько на административно-хозяйственную на основании сохранившегося актового материала.

Теоретически самые ранние грамоты святителя Макария могли бы отно­ситься к его можайскому периоду, когда в 1523-1526 гг. он был архиман­дритом Лужецкого монастыря, но таковые до нас не дошли. Однако следует обратить внимание на предисловие к Повести о кончине Митрополита Мака­рия, в котором цитируется его ставленая грамота: «В лето 7031-го февраля в 15 день поставлен бысть в четпы и в подьяконы и совершен бысть в попы и поставлен бысть во архимариты того же месяца во общий монастырь Рож­деству Пречистые Богородицы в Лушки пресвяшенным Даниилом Митропо­литом вся Русин инок Макарей Леонтиев сын» 8). Поскольку данную Повесть написал чудовский старей Афанасий 9), преемник по Митрополичьей кафедре (1564-1566) святителя Макария, то его ставленая грамота была у автора Повести и он процитировал ее в предисловии.

4 марта 1526 г. «Пресвяшенный Данило Митрополит постави Макарья архимандрита из Лужков, архиепископом Великому Новуграду и Пскову» 10). Самые ранние сохранившиеся грамоты святителя Макария относятся к пе­риоду его жизни, когда он стал архиепископом Великого Новгорода и Пско­ва (1526-1542 гг.). Жизнь иерарха была наполнена множеством постоянных и ежедневных забот, о чем мог бы свидетельствовать архив с владычной до­кументацией. Но, к сожалению, до нас дошли лишь отдельные документы, рассылавшиеся по епархии.

Самая ранняя святительская грамота датируется годом его архиерейской хиротонии. Первого сентября 1526 г. Новгородский архиепископ Макарий дал жалованную грамоту Соловецкому игумену Варлааму относительно Пе­тропавловского храма «в их селе на Вирме реке на море» 11). Согласно гра­моте, священнослужители этого храма освобождались от уплаты владычных податей: «...не надобе платить мой подъезд, ни иные мои пошлины никото­рые; также и десятинники мои корму и других моих десятинничих пошлин у них не емлют, ни всылают, ни въежжают к ним ни по что». В случае возник­новения судебных разбирательств представители владычной администрации указывают срок их явки - «стати им перед мною в Великом Новегороде по Крешеньи Господни в тойже день, а от поруки у них не емлют ничего». Но, если будет совершено венчание «в племени, и в кумовстве, и в сватовстве», то владычные чиновники направляют их к архиепископу «безурочно, занеже то... вина духовная» 12). 15 февраля 1543 г. данная грамота была подтвержде­на Новгородским архиепископом Феодосием (1542-1551; +1563). Аналогич­ного содержания грамоту в 1549 г. дал архиепископ Феодосий «боярским детям» Кокоревым для храма в их поместье «по прежней грамоте архиепи­скопа Макарья» 13).

В 1533 г. почил преподобный Александр Свирский (пам. 30 авг.). Перед своей кончиной он обратился с просьбой к владыке Макарию об основанной обители: «Бога ради, государь, и Пречистей Его Матери, побереги и оборони от сильных людей после моего живота» 14). Еше ранее Новгородский владыка «из Софийской волости отдал монастырю Александра Свирского несколько пожен: на Коновом острову, на Великом острову, на Гунбуре Наволоке, пож­ню Слепуху и пожню на речке Каменке. Сам святой Александр... "вычистил тоню 15) на Гунбуре Наволоке", и с тех пор монахи там стали ловить рыбу "в осень лососи и сиги"» 16). Святитель Макарий заботился об упорядочении монастырской жизни, что явилось одним из первых его начинаний по при­бытии в Великий Новгород. В результате этого было прекращено совместное проживание в одном монастыре монахов и монахинь 17). Можно привести та­кой пример. В Оятском погосте находился «монастырь Веденье Пречистей Богородицы, а другая теплая церковь Верховние Апостоли Петр и Павел, а в монастыре игумен Еуфимей да 17 старцов. Пашни преж сего под мона­стырем не было. Да у Веденья Святей Богородицы пред сего был монастырь девичь Никола чюдотвореи да Рожество Христово, и тот девичь монастырь преж сего архиепискуп Макарей Новъгороцкие от мужескаго монастыря от­вел 18) оприч» 19). «Отведенный» монастырь был воздвигнут недалеко, «где была часовня... на царя и великого князя земле». В обители подвизалась игумения «Устинья да дватцать 2 старицы» 20). Несомненно, что для устроения на государевой земле монастыря потребовалось согласование, и положительное решение явилось результатом переписки владыки Макария с Москвой.

Спустя десять лет после первой известной святительской грамоты, 30 июня 1536 г., была дана благословенная грамота на построение храма му­ченика Георгия в Заволочье, в Двинском уезде, в Лодомской волости. В ней жили государевы «чернокунцы» и ходили они в храм Архистратига Михаи­ла «на усть Двины, на Пурнаволок». Расстояние до названного храма было пятьдесят верст и дорога до него была тяжелой, т.к. проходила через боло­та. Поэтому они обратились к своему епархиальному архиерею за благосло­вением на построение храма у себя. Архиепископ Макарий писал в ответ: «И яз их пожаловал и благословил: в той их волости в Лодме велел церковь поставит во имя святаго Христова великомученика Георгия». Одновремен­но были определены пошлинные выплаты: «...и тому Георгиевскому попу и всему причту церковному давати им в дом святи Софеи, и мне за мой подъ­езд, и за все мои пошлины з году на год по две гривны, по московские 21). А десятинником нашим дает тот поп и весь причет церковный за корм, и за дар, и за все их десятинничи пошлины з году на год по гривне, по московской, а привозити им самим те деньги к нашим десятинником и подъездшиком в манастырь ко Архистратигу Михаилу на Пурнаволок тогды, как наши десятинники и поъездшики в том манастыре будут» 22). Владычную грамоту под­писал «дьяк Васьян Александров сын Воробьев» 23). Очевидно, архиепископ Макарий дал еше одну грамоту Георгиевскому храму и дана «та грамота с Ыжемскою волостью вместе к обеим храмам», поэтому по просьбе прихо­жан Новгородский Митрополит Киприан в 1627 г. дал им отдельную грамоту 24).

10 июня 1532 г. Иосифо-Волоцкий монастырь при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543) приобрел село Ангелово в Московском уезде, в Горетовском стану, при покупке которого был использован денежный вклад Новгородского архиепископа Макария 25). Посылка вклада в обитель, несомненно, сопровождалось грамотой, в которой Святитель называл дни и имена лиц, в память которых должны были твориться «корм» и поминове­ние в монастыре.

Некоторые вопросы приходилось решать, обращаясь в Москву, иерарх ходатайствовал за новгородцев пред государем, который «пожаловал архи­епископа владыку Макария, оттягли Чюдиниовы улицы и Заполья Чудиниова велел отставити, с черными людьми тягнути 26) не велел» 27). Эту княжескую жалованную грамоту исследователи датируют 1537-1538 гг. 28)

Первые сведения о печаловании святителя Макария относятся к нов­городскому периоду. В год святительской хиротонии Великий князь Васи­лий III совершил паломничество в Тихвинский монастырь Новгородской епархии. При этом «многу милость к печалным людем показа, иже в него государевы опале» были 29). Ходатаем за опальных пред князем мог быть новопоставленный владыка. В 1535 г. Новгородский святитель, находясь в Москве и бывая у Великого князя «чрез день и много печалования тво­ря из своей архиепископьи о церквах Божиих, и о победных людех, еже во опале у государя Великаго князя множество много. И государь князь Великий, архиепископова ради печалования, многим милость показа» 30). Такими «победными», т.е. побежденными, могли быть, например, татарки, принявшие Православие, которых перед этим «владыка Макарие ... оупроси оу Великаго князя» 31).

Сохранились письменные обращения опальных к Новгородскому владыке с просьбой о помощи и ходатайстве за них. Первое такое послание, адресо­ванное святителю Макарию, было датировано при публикации 1533-1538 гг., т.к. в послании не называется Великий князь Василий III (1505-+1533), а его супруга Елена Глинская (+1538) еще не скончалась. Принадлежит оно А.Шуйскому. Он просит владыку о заступничестве, «чтобы государи ми­лость показали, велели на поруку дати» его32. Обосновывая свою просьбу, он ссылается на Священное Писание, которое, как он говорит, ведомо Свя­тителю, но цитирует при этом молитву преподобного Иоанна Ламаскина (+ ок. 780; пам. 4 дек.) из вечерних молитв - «аше бо праведника спасеши, ничтоже дивно». Эту мысль он развивает таким образом, что для царя чуд­ным может быть помилование не праведного, а «недостойного». Данное послание довольно кратко по своему содержанию. О просителе известно следующее: «Шуйский Андрей Михайлович (ум. XII. 1543), князь, боярин (1538) и воевода. Правнук основателя ст. ветви рода, Юрия Васильевича, мл. брат И.М.Шуйского («Плетня»). Известен с 1524. Правительница Вел. княгиня Елена Глинская по обвинению в измене посадила его в темницу. Освобожден после смерти Елены, пожалован в бояре и назначен намест­ником в Пскове (1539-40). С мая 1542 - глава пр-ва и рук. группировки Шуйских. В ходе полит, борьбы потерпел поражение, казнен». 33) В святителе Макарии он видит поручителя, содействием которого хочет добиться ми­лости от государя.

Другое послание также обращено к Новгородскому владыке, но, в от­личие от первого, оно безымянно и пространнее по своему содержанию. В нем называется только государь Иоанн Грозный, а его мать, Великая кня­гиня Елена, не названа, что позволяет датировать его последними годами пребывания Святителя в Великом Новгороде: 1538-1542 гг. 34) Автор об­разно рисует жизненный путь архиепископа: его многолетнее пребывание в обители преподобного Пафнутия (+1477; пам. 1 мая), умалчивает о кратковременном настоятельстве в Можайском монастыре и далее говорит, что Господь направил его стопы «на путь святительства Великаго и стараго Новаграда» 35), «воставлей тя на престоле великого Православия - на седалиши блаженнаго архиепискупа Иванна и пречюднаго архиепискупа Евфимия» 36). В самом начале неизвестный автор послания, подобно А.Шуйскому, так­же говорит о возношении Святителем пред Престолом Божиим Трисвятой песни «о всех и за вся». Он также говорит, что никто от человек не сможет «изглаголати» всех достоинств Святителя. Он просит владыку «паки уми­лосердиться над ним», чтобы «невозбранно предстать лицу цареву». Эта мысль неоднократно затем варьируется автором-просителем в послании.

Автор подчеркивает при этом такт Святителя: «...ты бо веси время и час, егда умолити православнаго царя и государя всеа Руси о наших согрешениих» 37).

Наконец, последнее послание аналогичного содержания не поддается более точной датировке, чем время архиепископства святителя Макария в Великом Новгороде: 1526-1542 гг. Исходя из содержания рукописи, в которой находится послание, В.Ржига высказывал предположение, что автором послания является Ф.Карпов 38), и оговаривал: «К сожалению, при­веденные сведения очень скудны и отождествить этого выборного голову с автором послания нет пока убедительных данных» 39). А.Зимин утверждает, что послание не может быть приписано Ф.Карпову: «Автор, очевидно, холоп, бежавший за рубеж от своего господина. Он находился где-то в При­балтике, судя по тому, что послание адресовано Новгородскому епископу и в нем упоминается католический епископ, а в слоге обнаруживается мно­го полонизмов» 40).

Таким образом, автор сего послания обращается к Святителю из-за ру­бежа. Он пишет, что стал сиротой, т.к. на родине у него остались мать и братья, говорит о бедствиях, постигших его на чужбине. Текст его по­слания отличает высокий авторский стиль, он цитирует Священное Писа­ние, но это не мешает ему сказать, обращаясь к Святителю: «Вся бо яже пишу или составляю, что хвалам твоим и слава - ниска вменяются» 41). При относительно большом объеме послания его суть выражена довольно ла­конично: «Помени, избранниче Божий, слово Божие, аше кто, речет, по­ложит душу свою за други своя, обряшет ю в животе вечном. Ты же обаче не душу свою за душу пологати, но токмо риы слово да исцелеет уныние мое, и молви, государь, с прилежанием моему государю слово, дабы мя по­жаловал, в моей вине простил и отпускную мне дал» 42). Для усиления своей просьбы попавший в несчастье говорит, что дальнейшее его пребывание вне православных пределов чревато для него насильным переходом в католичество. А.Зимин говорит в адрес этого послания: «До сих пор послание неизвестного холопа не заняло надлежащего ему места в истории русской литературы и общественной мысли первой половины XVI века... в послании Макарию мы слышим живой и страстный голос русского патриота, тоскую­щего по своей Отчизне. Это послание свидетельствует о большом таланте его автора, изображавшего свою страстную мечту о возврате на Родину в глубоко поэтических образах» 43).

Глава епархии распоряжался софийскими вотчинами. Но за время после сведения с престола архиепископа Серапиона в 1509 г. и до поставления святителя Макария делопроизводственная епархиальная документация о зе­мельных владениях кафедры велась менее тщательно. Поэтому с «приездом нового владыки завели, очевидно, новые книги, с которыми и приходилось обязательно считаться софийским дьякам и подьячим» в вопросе «выдачи поместных владычных грамот» 44).

Государство в XVI в. последовательно проявляет пристальный интерес к земельным владениям Церкви. После присоединения Великого Нов­города в 1478 г. последовали первые изъятия земель-угодий из ведения епархии. К 1536 г., времени малолетства Иоанна Грозного, относится та­кое сообщение летописи: «Тое же весны прислал государь князь велики Иван Васильевич всея Руси с Москвы в Великии Новгород своего сына боярского и конюха Бунду да подьячего Ивана, а повеле пожни у всех монастыре[и] отняти, отписати около всего града и у церквей Божьих во всем граде, и давати их в бразгу 45), что которая пожня стоит, тем же манастырем и церковником; а се учинилося по оклеветанию некоего безумна человека» 46). Составленные при этом записи сохранились до наших дней и были опубликованы вместе с другими аналогичными документами. За­головок документа текстологически очень близок к летописной записи: «Лета 7044 году, по Великого князя Ивана Васильевича всеа Русин гра­моте, Великого князя дьяк Фуник Куриов да дворцовой дьяк Микита Ве­ликой да Великого князя конюх Бунд Быкасов да прикашик лавочной Иван Иванов отписывали пожни у монастырей и у церквей, у которых грамот Великого князя жалованных нет и в писцовых книгах им не написаны. А грамоты у них и духовные грамоты старые за свинчатыми печатми, и те у них грамоты и духовные взяты, а у иных грамот нет. И те пожни пооброчены 47) на Великого государя» 48). Данный документ показывает механизм, как «пожни», т.е. сенокосные угодья, были взяты в ведение Великого князя и одновременно даны в аренду их бывшим владельцам. Имевшиеся при этом «купчие» грамоты забирались у владельцев, «духовные» же грамоты им оставлялись 49). Неизвестно, как это отразилось на святителе Макарии, но благодаря данному документу спустя годы были выявлены имена духовен­ства, служившего в это время в Великом Новгороде 50).

В Писцовых книгах называются представители администрации Новгород­ского архиепископа: владычный недельшик Феодор Кривошеин 51), владычный стольник «Зайцов Тихонов» 52), владычный певчий дьяк «Микифорка» 53), вла­дычный крылошанин Михаил Пятутин 54). Писцовые материалы позволили так­же выявить имена новгородского духовенства того времени 55).

19 марта 1542 г., в четвертое воскресенье Великого поста, Новгородский архиепископ Макарий Собором русских архиереев был поставлен на Мо­сковскую Митрополичью кафедру 56). Начался новый период в его жизни, но его связи с Великим Новгородом сохранялись. Митрополит Макарий посылал грамоты Новгородским владыкам по различным возникавшим вопросам цер­ковной жизни 57). Известен такой частный случай, когда в руках главы Церкви была судьба одного инока. В 1543 г. старец Псково-Печерского монастыря Савватий, бывая на монастырских службах и встречаясь с мирскими людьми, впал в «грехи великие». Игумен монастыря преподобный Корнилий (1529- + 1570; пам. 20 февр.), которому инок Савватий принес затем покаяние, не знал, как с ним поступить и куда его отправить для исправления. В связи с этим он обратился с вопросом к Новгородскому архиепископу Феодосию, а тот - к Первосвятителю. Митрополит Макарий распорядился оставить старца Савватия в том же Печерском монастыре, где тот был вкладчиком 58).

К Святителю обращаются новгородцы за помощью и небезуспешно. У Кушника Петрова Курнова в Новгороде дьяки хотели отнять часть поме­стья в связи с изменением его должности и не смогли этого сделать толь­ко благодаря заступничеству за него пред царем Митрополита Макария 59). В другой раз царь Иоанн писал новгородским дьякам: «О жене князя Богдана Корецкого поминал нам отец наш Макарий, Митрополит всея Руси, чтоб нам ее пожаловать, из мужняго поместья велеть дать земли на прожиток: и я, для отца своего Макария Митрополита, ее пожаловал, велел ей из мужняго поместья отделить 15 обеж» 60). По просьбе Новгородского архиепископа Пи­мена и Митрополита Макария уменьшен был денежный взыск с князя Ивана Буйносова-Ростовского 61).

С просьбой о помощи, о содействии наряду с русскими людьми к Святите­лю обращаются иностранные просители. В 1541 г. в Новгороде был сильный пожар, во время которого пострадала немецкая церковь и понесли матери­альные убытки ревельские купцы, находившиеся в то время в Великом Нов­городе. Позднее ратманы Ревеля обращались к Святителю в Москву не толь­ко как к очевидцу пожара, но и как к Главе Церкви за помощью в решении своих имущественных претензий, возникших после пожара 62).

По мере объединения земель вокруг Москвы и централизации государ­ственной власти менялась политическая ситуация в стране, «при усилении нового порядка вещей приверженцы старины крепко держались за обвет­шалое право отъезда и, не имея возможности отъезжать к русским кня­зьям, считали для себя позволенным отъезд в Литву» 63). Наряду с попытками отъехать от Московского князя, были случаи приезда к нему на службу из Литовского княжества. В 1526 г. в Москву прибыл потомок Гедимина князь Федор Михайлович Мстиславский. Василий III принял его к себе на службу, дал ему в жены «сестричну» княжну Анастасию 64). Но позднее князь изменил Московскому государю и решил отъехать в Литву. Это ему не удалось осуще­ствить, и он попал в государеву опалу. Чтобы добиться государевой милости, Ф.М.Мстиславский заручился порукой Митрополита Даниила 65). После вто­рой попытки убежать, согласно грамоте от 5 февраля 1531 г., за него хода­тайствовал Митрополит Даниил, русские иерархи и архимандриты. Первым после Митрополита Даниила назван святитель Макарий, «архиепископ Вели­кого Новагорода и Пскова» 66). Однако из исторических источников извест­но только о двух поездках владыки Макария в Москву: в 1535 и 1539 гг. 67) Но в истории были случаи, когда иерарх, участвуя в печаловании, не остав­лял свой кафедральный город 68). Поэтому и в данном случае можно предпо­лагать, что архиепископ Макарий не приезжал из Новгорода в Москву.

Подводя итог, следует отметить, что был рассмотрен новгородский пери­од жизни святителя Макария, насколько он отражен в источниках. Сохранившаяся источниковедческая база является незначительной частью доку­ментации, исходившей из его канцелярии и характеризующей его, можно предположить, энергичную деятельность. Приведенный материал - это то, что донесли до нас документы об административной деятельности Новгород­ского архиепископа Макария. В действительности же это лишь небольшая частица того, что заполняло его повседневную жизнь и за этим стоит святи­тельская забота о пастве и ее благе.

 

 

1) О святителе Макарии существует немалая библиография: Макарий, архиманлрит. Всерос­сийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.) // Макарий, архимандрит. Мо­сковский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281-293; Он же. Все­российский Митрополит Макарий (Библиография: 1902-1980 гг.) // Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5-7 июня 1996 гола). Можайск, 1996. Вып. 4. 4.1. С.148-168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981-1995 гг.) // Макарьевские чтения: Вехи русской историй в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конфе­ренции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 1998. Вып. 5. С.9-22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996-2000) // Макарьевские чтения: Русские государи - покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск; 2001. Вып.8. С.6-18; Он же. Материалы о Митропо­лите Макарии (Библиография: 2001-2005) // Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 13-23; Он же. Митрополит Макарий. Библиография: 2006-2010 // Макарьевские чтения: «Воинство земное - воинство небесное». Материалы XVIII Всероссийской научной конференции, памяти святителя Мака­рия. Посвящается 65-летию Великой победы. Можайск, 2011. Вып. 18. С. 9-16.

2) Макарий, архимандрит. Автографы Всероссийского Митрополита Макария: Из Древлех­ранилища Нейтрального государственного архива Древних актов // Богословские труды. М., 1992. Сб. 31. С. 267-276; Он же. Грамота Митрополита Макария // Нижегородская старина. 2008. Вып. 17. С. 39-41.

3) Макарий, архимандрит. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 21-42.

4) Там же. С. 42-52.

5) Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 238-257; Он же. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 21-52.

6) Фроянов И.Я. Драма русской историй: На путях к опричнине. М., 2007. С. 499-513.

7) См.: Макарий, архимандрит. К вопросу об авторстве Послания царю // Альфа и Омега. М., 2008. № 3(53). С. 58-83.

8) Макарий, архимандрит. Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси (1482-1563). М., 1996. С. 86. Ср. аналогичную ставленую грамоту, которую дал святитель Мака­рий диакону Стефану сыну Еремееву в 1556 г.: РИБ. Т. 32: Архив П.М.Строева. Пг., 1915. Стб. 422. № 199; Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. С. 404. № 386.1; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополи­та Московского и всея Руси. М., 2002. С. 427.

9) Макарий, архимандрит. Московские Митрополиты XVI века. Сергиев Посад, 2010. С. 211 — 212.

10) ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 45; ПСРЛ. М,., 2004. Т. 43. С. 217; ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 542.

11) Досифей, архиманлрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставро-пигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 3. С. 183.

12) Там же. С. 183-184; Акты социально-экономической истории севера России конца

XVI в. Акты Соловецкого монастыря 1479-1571 гг./Сост. И.З.Либерзон. Л., 1988. С. 40. № 52; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 330.

13) Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 217. № 150. См. также: Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002. С. 242-243.

14) Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 195-196. № 135; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 338.

15) Тоня - рыбная ловля; место, где ловят рыбу (Срезневский И.И. Материалы для словаря древ­нерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3. Стб. 979).

16) Греков Б.А. Избранные труды. М., 1960. Т. 4. С. 169.

17) См.: Макарий, архимандрит. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Мака­рия // Макарьевские чтения: Монастыри России. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5-1 8. Об этом яв­лении в истории монашества см.: Костогрызова Л.Ю. Двойные монастыри Византии // История Церкви: Изучение и преподавание. Материалы научной конференций, посвященной 2000-летию христианства. 22-25 ноября 1999 года. Екатеринбург, 1999. С. 274-277.

18) Отвести - выделить, отделить, изъять (Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. М., 1987. Вып. 13. С. 194).

19) Писцовые книги Новгородской земли. Т. 2: Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. / Со­ставитель К.В.Баранов. СПб., 1999. С. 95. Оприч - особо, отдельно (Словарь русского языка XI XVII вв. М., 1987. Вып. 13. С. 44).

20) Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. ... С. 92.

21) О Новгородской и московской денежных системах см.: Никитский А.И. История экономиче­ского быта Великого Новгорода. М., 2011. Изд. 2. С. 185-90.

22) РИБ. Т. 25: Акты Холмогорской й Устюжской епархий. Кн. 3. В приложений - акты Лодомской церкви. СПб., 1908. Стб. 11-12. См. также: Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969. С. 253.

23) Позднее, в конце XVI - начале XVII в., грамота святителя Макария была подтверждена Нов­городскими митрополитами Варлаамом и Макарием (РИБ.Т. 25. Приложение. Стб. 12-13).

24) РИБ. Т. 25. Приложение. Стб. 180-181.

25) Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1956. Ч. 2. С. 115.

26) Тягнути - нести повинности (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского язы­ка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3. Стб. 1098).

27) Майков В.В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в. СПб., 1911. С.105.

28) Каштанов С.М., Назаров В.А., Флора Б.Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. // Археографический ежегодник за 1966 год. М., 1968. С.217.

29) ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 543.

30) ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295.

31) Насонов А. Псковские летописи. Вып.1. С. 107-108. Нужно учитывать, что милосердие было проявлено к татарским женам в период высокой татарской агрессивности против Русского государства. «В 30-е годы XVI столетия активизировались как Крымское ханство, так и Ка­зань. Всего за десятилетие можно насчитать не менее 13 крымских и 20 казанских набегов на "украины" Русского государствам (Карталов В.В. На границах стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII XVII вв. М., 1998. С. 230).

32) Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т.1. С. 27. № 27.

33) Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах (IX XVI11 вв.): Биографический словарь / Изд-во Казанского университета, 1999. С. 194. См. о нем также: Абрамович Е.В. Князья Шуйские и Российский трон. Л., 1991. С. 82, 84-85, 87-88, 90.

34) Этот факт дополняет картину деятельности Святителя в конце его новгородского периода (См.: Макарий, архимандрит. Последние годы архиерейства святителя Макария в Великом Новгороде // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2000. № 2 (24) С.160-171).

35) Памятники древнерусской духовной письменности: Послание опального к Новгородскому архиепископу Макарию // Православный собеседник. Казань, 1863. Ч.З. С. 413; Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 355-359.

36) Памятники древнерусской духовной письменности... С. 410.

37) Эта мысль очень близка к высказыванию летописца. Когда архиепископ Макарий собрал настоятелей новгородских монастырей, которым стал говорить о необходимости введения общежития в монастырях, то игумены, «слышавше, приимше добрый совет боголюбиваго архиепископа Макария, тихаго лателя, егоже любит Бог (курсив наш. - а.), и оттоле на­чата устрояти общежители, коиждо во своем монастырем (ПРСЛ. Л., 1929. Т.4. 4.1. Вып.З. С. 544).

38) См. о нем: Буланин А.М. Карпов Федор Иванович // Словарь книжников и книжности Древ­ней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 1: А - К. С. 459-461.

39) Ржита В. К вопросу о западном влиянии в русской литературе первой половины XVI века // Ювiлейний збiрник на пошану академика М.С. Грушевського. Киев, 1928. 4.2. С. 232.

40) Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Федора Карпова // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 171.

41) Ржига В. К вопросу о западном влиянии... С. 234.

42) Там же. С. 236.

43) Зимин А.А. Общественно-политические взгляды... С. 172.

44) Греков Б.Д. Избранные труды. М., 1960. Т. 4. С. 293. «Поместная грамота - документ, за­крепляющий пожалование поместьям (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 12). Отсюда появилось слово «помещик», который нес службу за полученное им в поместье от земледателя во владение (См.: Милютин В.О. недвижимых имуществах духовенства в Рос­сии // ЧОИДР. М., 1 861 Кн. 1. Исследования. С. 367-368; Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (ХУ-ХУ1 вв.). М., 1985. С. 91; Горчаков М., свящ. О земельных владе­ниях Всероссийских Митрополитов, Патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 247-249).

45) Бразга - разновидность оброка, вид арендной платы (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1975. Вып. 1. С. 313).

46) ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. Ч. 1. С. 574. См. также: Павлов А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Одесса, 1871. Ч. 1. С. 102- 103.

47) Пооброчить - обложить оброком, определенной пошлиной (Словарь русского языка XI XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 70).

48) Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен новгородского дворца 1530-х гг. / Сост. К.В.Баранов. М., 1999. С. 309. Далее при цитировании этого документа указание на страницу будет приводиться сразу на строке.

49) Как отмечает издатель: «Изъятие при отписке старых грамот объясняет и крайнюю малочисленность их в публикациях, особенно заметную для территорий вблизи самого Новгорода» (Там же. С. 22).

50) Макарий, архимандрит. Церковный клир в Великом Новгороде при архиепископе Макарии // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 34-44.

51) Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. С. 338.

52) Там же. С. 342.

53) Там же. С. 348.

54) Там же. С. 352.

55) Макарий, архимандрит. Церковный клир в Великом Новгороде при архиепископе Макарии // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 34-44.

56) ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 142.

57) См.: Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 425-426, 428-431, 432-434.

58) Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою Комиссией. СПб., 1846. Т. 1. С.36-38. № 35.

59) Рождественский С.В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб., 1897. С. 247-248.

60) Обжа - мера пахотной земли, служившая единицей обложения в Новгородской земле (Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. М., 1987. Вып. 12. С. 45-46).

61) Соловьев С.М. Сочинения: В восемнадцати книгах. Кн. 4: История России с древнейших времен. М., 1989. Т. 5/6. С.70; Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1 877. С. 78-79; ДЛИ. Т.1. С.93. № 52 IX; С. 11 3. № 52 XXXIII.

62) Макарий, игумен. Новые материалы о Митрополите Макарии //ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 303-307.

63) Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 3: История России с древнейших времен. М., 1989. Т. 5/6. С. 292.

64) В 1506 г. Василий III выдал замуж свою сестру Евдокию за крещеного царевича Петра Кудайкуловича. Их дочь приходилась Великому князю племянницей (сестричной) (Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 3: История России с древнейших времен. Т. 5/6. С. 298; Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 315-316, 375-376).

65) Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 433-435.

66) Там же. С. 440-442.

67) Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 65-68.

68) Макарий, архимандрит. Святитель Макарий, Митрополит Московский и архиереи его вре­мени. М., 2007. С. 190.

 

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский