РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Маслов Ю.В. Строительная история храма Федора Студита у Никитских ворот в Москве. Все права сохранены.
Ю.В. Маслов
Строительная история храма Федора Студита
у Никитских ворот в Москве
Храм Фёдора Студита (Смоленской иконы Божьей Матери) во многих исторических исследованиях, каталогах и путеводителях представлен как памятник архитектуры начала XVII века (1627 г.) с колокольней того же времени. Все эти данные основываются в большинстве случаев лишь на летописных и строительных документах и совершенно не содержат анализа строительного материала ( кирпич, раствор, клейма на кирпичах). Это можно было бы объяснить невозможностью детального обследования памятника, но храм реставрировался с 1986 года и доступ к нему был свободен... Автору довелось работать на реставрации этого храма с 1988 по 1993 год. В ходе работ удалось проследить строительную историю памятника как минимум с XVI по XIX век. Данные авторских наблюдений коренным образом расходятся с общепринятыми датировками.
День памяти преподобного Фёдора Студита приходится на 11 (24) ноября. Одновременно церковь празднует в этот день память мчч. Виктора, Викентия, Стефаниды и Мины, блж. Максима, Христа ради юродивого. День этот, 24 ноября, памятен в истории России. Именно в этот день в 1480 году орда хана Ахмата начала своё отступление от берегов Угры, превратившееся в дальнейшем в настоящее бегство. Эта дата считается освобождением Руси от ордынского ига . Столь памятная дата была , естественно , увековечена в строительстве ряда церквей в Москве. Это церковь Зачатия Анны "в углу" с приделом св. Мины, храм Фёдора Студита ( Смоленской Божией Матери) у Никитских ворот Белого города), церковь Максима Блаженного на Варварке. Другой придел Ц. Фёдора Студита освящён в честь Аверкия Иеропольского, день памяти которого приходится на 4 ноября (22 октября ст. стиля) . В этот день от польских интервентов в 1612 году был освобождён Китай-город и захватчики блокированы в Кремле. Спустя пять дней они сложили оружие. Тем не менее именно 4 ноября считается днём освобождения Москвы от польско-литовских войск. Центральный престол Смоленской иконы Божьей Матери также посвящён присоединению Смоленска в начале XVI века. Таким образом, храм Фёдора Студита у Никитских ворот является памятником воинской славы России.
В процессе реставрации внутри храма были уничтожены позднейшие перегородки, сбита штукатурка и вскрыты полы. Обследование кирпичных кладок четверика показало, что он сложен из большемерного кирпича с тычковыми клеймами в виде двуглавого орла в прямоугольной рамке 2-го периода и клеймом "Н". Большемерный кирпич (7.5х14х30 и массой 8 кг) появился в самом начале XVII века , а клеймить его начали лишь с 1645 (по другим данным – с 1649) года. Уже это указывает на то, что существующий храм не мог быть построен в 1627 г.
«Орлёные» клейма существовали до 1681 (или 1684) года и были двух видов: в 1-й период ( с 1645 по сер. 1660-х г.г.) они имели размер примерно 3х4 см с прекрасным рельефом двуглавого орла, а во 2-й период ( ок. 1670–1681–84 гг.) -примерно 2х2 см с вялым, нечётким рисунком. Клеймо в прямоугольной рамке "Н" ("Новые полевые сараи") употреблялось с сер. 1680-х гг. до конца XVII века.
Кирпичи с клеймом «Н» встречаются в верхних частях четверика храма, своде и главах. Из этого следует, что ныне существующий четверик храма Фёдора Студита был построен примерно в 1665–1685 гг. и никоим образом не может относиться к более раннему времени, и уж тем более к 1627 году. К тому же после снятия полов в четверике и апсиде выявлены остатки столбов (3–4 ряда кладки) алтарной преграды, с "орлёными" клеймами 1-го периода, нижние части сев. и южн. порталов и апсид приделов (ныне они выложены новой кладкой до уровня современных полов). Четверик с обширной трапезной и примыкающими к зап. углам апсидами приделов – характерная черта внешнего облика храмов Москвы кон. 1670–1690-х гг. (ц. Симеона Столпника на Поварской, Сорока мучеников у Новоспасского монастыря, Николы в Кошелях, Николы в Пупышах и др.).
Интересная находка была сделана в сев. приделе после снятия полов в алтаре. Под плитами пола покоилось основание престола с сохранившейся разноименной кладкой, самые нижние ряды которой были выложены "алевизками", маломерными (4х10х22 см) кирпичами 1-й пол. ХVI века. Эта находка указывает на то, что каменный храм существовал здесь по крайней мере с 1547 (упоминание храма в большом московском пожаре) до 1645 г., когда начали клеймить кирпичи. Построен же храм был, скорее всего, в 1514–1584 гг.
В конце XVI века формат "алевизок" несколько меняется , они становятся толще – до 6 см (именно из таких кирпичей сложен храм Малое Вознесение на Никитской и его колокольня).
В процессе реставрации было воссоздано пятиглавие четверика по образцу завершения ц. Новое Воскресение на Остоженке. Этот вариант был предложен Л.А. Давидом. Прямоугольное основание ц. барабана с кокошниками оказалось древним, в тимпане сев. кокошника сохранился кирпич с клеймом «Н». Луковицы глав сделали кирпичными, пустотелыми. Внутри храма оставлены участки старой кладки пят сводов алтарной преграды и трапезной.
Отдельно коснёмся колокольни . Она тоже почему-то считается 1626–27 гг. постройки, и эти данные кочуют из справочника в справочник. На самом деле колокольня была сооружена одновременно с храмом в 1680-е годы. При разборке её остатков вплоть до фундаментов (стены имели многочисленные трещины и не могли служить основой для новой кладки) выяснилось, что колокольня стоит на кладбище XVI–XVII веков. Некоторые погребения были под фундаментными стенами и внутри колокольни, в торце котлована также виднелись следы сгнивших колод и части скелетов. Один из черепов имел след от рубящего оружия (топора или сабли) на темени. По углам лежали массивные валуны, а меж ними были выложены арки из рваного белого камня. Всё это покоилось на материковом песке.
Но самая интересная находка была сделана внутри у юж. межвалунной арки. Это был белокаменный саркофаг с треснувшей в трёх местах крышкой, с надписью на древнерусском: "В лето 7143 (1635) февраля в 19 день, на память апостола Филимона, преставися раб божий стольник Дмитрей Григорьевичъ Мешковъ... А ж(ития) (ег)о б(ыл)о ... (ле)тъ...", далее из-за сколов и потёртостей текст практически не читается, различимы лишь отдельные буквы.
Из этого следует, что колокольня построена явно после 1635 года. Чтобы кладбище "забыли", нужно несколько десятилетий, лет 40–50 или больше.
Следовательно, постройку колокольни можно отнести к концу XVII века, скорее всего ко времени постройки самого храма в 1680-е годы. На это указывают и кирпичные клейма на кирпичах из кладки стен колокольни (двуглавые орлы, "Н" и "П"), наличие подколокольной палатки между нижним ярусом и ярусом звона (более ранние колокольни XVI века такой палатки не имеют).
Таким образом, и четверик храма Фёдора Студита, и его колокольня сооружены не в 1626–27 гг. , как пишут каталоги и справочники, а гораздо позже, в 1680-х или 1690-х годах.
Вкратце история храма Фёдора Студита видится следующей.
В 1480-х годах – постройка часовни или храма Фёдора Студита (возможно, каменного) в честь события 11 (24) ноября 1480 года – свержения ордынского ига.
Между 1514 (возвращением Смоленска России) и 1547 (упоминанием в большом московском пожаре) – сооружение храма Смоленской Божией Матери с сев. приделом Фёдора Студита. Подобные храмы с ассиметричным приделом – характерная черта русского зодчества в Москве (ц. Антипия на Колымажном дворе 1530-х гг. с приделом Григория Декаполита, Николы в Старом Ваганькове 1566 г. с приделом Сергия, Малое Вознесение на Никитской 1584 г. с приделом Прокопия Устюжского, Гребнёвской Божией Матери 1510-х гг. с приделом Димитрия Солунского и др.).
Храм простоял (возможно, с переделками) более 100 лет, между 1645–1660 он перестраивается с добавлением с юга второго придела – Аверкия Иеропольского – и с устройством галереи-паперти с трёх сторон. Алтари приделов были выдвинуты в одну линию с ц. алтарём. Храм получил уже типичное для 1630–50-х гг. объёмно– пространственное решение (ср. ц. Покрова в Рубцове 1630 г., Казанский собор на Красной площади 1636 г., ц. Покрова в Медведкове 1627–40 гг., ц. Троицы в Никитниках 1653 г.)
Через 20–30 лет храм подвергается новой перестройке. Приделы были ликвидированы, сложили новую двустолпную трапезную (фундаменты столбов найдены при перекладке полов) с использованием столбов галереи, построили к северу от храма шатровую колокольню, а четверик завершили пятиглавием. Храм стал похож на ныне существующую церковь Симеона Столпника на Поварской (возможно, что он стал для неё прототипом).
В сер. XVIII века проводились какие – то ремонтные работы , т.к. были найдены насколько кирпичей с клеймом «АП».
В 1810–1830-е гг. была переделана апсида, пробиты широкие проёмы в четверике (кирпичные клейма «ФИ», «ФШ»). Западный проём четверика был растёсан и фланкирован парой колонн ионического ордера. Тогда же, видимо, храм стал одноглавым. К тому же был изменён рисунок окон трапезной.
В 70-е гг. XIX века сев. и южн. приделы снова были выдвинуты к востоку в одну линию с центральной апсидой (основные клейма на кирпичах – «БАИ» заводчицы Байдаковой, характерные для 40–70-х гг. XIX века), пол выстлан песчаниковыми плитами, а кирпичная алтарная преграда четверика – разобрана.
В таком виде храм Фёдора Студита и простоял до советского времени.
Нынешний храм восстановлен на 1680-е г.г. с сохранением перестроек XIX века, с раскрытием внутри трапезной отдельных фрагментов кладки XVII века. В ц. алтаре на боковых стенах оставлены пяты арок от первоначальных проходов в дьяконник и жертвенник.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский