РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Маслов Ю.В. Собор Сретенского монастыря в Москве – перестроенный храм 1482 года. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г.

 

 

 

Ю.В. Маслов

СОБОР СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ –

ПЕРЕСТРОЕННЫЙ ХРАМ 1482 ГОДА

 

 Русское храмовое зодчество 80-х — 90-х г.г.  XV века представлено, в основном, четырьмя более или менее сохранившимися памятниками. Это — монастырские соборы : Спасо-Каменного 1481 г., Краснохолмского 1482 г., Ферапонтова 1490 г. и Кирилло-Белозерского 1497 г. монастырей. Собор Сретенского монастыря хотя и был впервые построен в камне в 1482 году, но после перестройки в 1679 году считается памятником XVII века с хорошо сохранившейся росписью 1707 года. Но, при внимательном обследовании памятника, можно прийти к выводу, что первоначальный храм XV века не был разрушен до основания во время перестройки и нынешний объём собора в основе своей содержит кладку 1482 года. Автор предлагает проанализировать эту версию подробнее.

 Алтарная часть Владимирского собора сильно выдвинута на восток, что не характерно для храмов XVII века, и имеет помимо апсид ещё одно членение к западу (рис. 1). Это следы явной парестройки четверика 1482 года, сноса восточной стены храма и добавления пространства восточного прясла к алтарному объёму.

 

 Рис. 1

 

 Такой приём (расширения алтаря в западном направлении) можно встретить, например, в храме Бориса и Глеба в Кидекше 1152 года, перестроенном в 60-е годы XVII в. Введенский собор Владычного монастыря в Серпухове был построен в 1362 году и в 1599-1601 годах был также перестроен с расширением алтарной части на запад. Находившийся неподалёку от Сретенского монастыря монастырь Златоустинский получил каменный храм в 1479 году. Собор этот перестроили в конце XVII века по аналогичному принципу — алтарная часть была увеличена за счёт восточного прясла храма (рис. 6). Южный портал оказался у юго-восточного угла четверика (а северный, видимо, у северо-восточного), что смотрелось довольно необычно. Так же, видимо, перестроили в XVII веке и храм Владимира в Старых Садех, сломав стены XVI века до половины, сдвинув алтарь на запад и убрав южный придел с папертью. Перестройка церквей и соборов в те времена происходила с наименьшими затратами; старые стены старались по возможности сохранить до максимума и перекладки обычно касались верхних объёмов (глав, сводов и стен).

 В XVI-XVII веках храмы и соборы имели цокольную часть, совпадавшую в горизонте по всему периметру — и в стенах четверика, и в алтарной части. В Сретенском монастыре собор имеет на апсидах белокаменный цоколь в виде двух валичных тяг с небольшим отливом под ними (если принять во внимание высоту расположения цокольной части, то перед порталами были ступенчатые паперти).

 

 Рис 2

 

Он совершенно не стыкуется с цокольной частью четверика (кирпичный валик на ребро), что хорошо видно в месте примыкания к нему апсиды придела (рис. 2). Судя по срубленным следам, валичный профиль апсиды продолжался и на четверике, но был заменён в 1679 году кирпичным на ребро и на плашку. Поскольку цокольная часть подобной конфигурации характерна именно для храмов XVII века и выложена большемером того же времени, то логично утверждать, что апсиды Владимирского собора Сретенского монастыря имеют более раннее происхождение, т.е. относятся к первоначальному этапу строительства собора — 1482 году . В пользу этого говорит и факт растёски окон апсид (в кирпичной раскладке алтаря это хорошо читается). Судя по этим следам, первоначальные окна были щелевидными и примерно на 30 см уже.

 Отдельного внимания заслуживает южная апсида. В ней над центральным окном с треугольным фронтоном помещается окно меньшего размера в прямоугольной валичной рамке. В этой апсиде имеется второй ярус ("антресоль") над помещением жертвенника. Такая конструкция южной апсиды впервые появилась опять же в XV веке в соборе Краснохолмского монастыря 1482 года (рис. 3).

 Рис. 3

 

На графической реконструкции внешнего вида этого собора (ныне наполовину разрушенного), над щелевидным окном южн. апсиды можно увидеть небольшое оконце, освещавшее "антресоль".

 

 

Рис. 4

 

Остальные апсиды такой конструкции не имеют. Похожий вид имела (если верить реконструкции С.С.Подъяпольского) и южн. апсида Успенского собора 1497 года в Кирилло-Белозерском монастыре (рис. 4). Судя по аналогичному расположению окошек на алтарной части собора Златоустинского монастыря, здесь также имелась подобная "антресоль" (рис. 6). В Успенском соборе XVII века в Коломне подобную двухъярусность также имеет южн. апсида. Ещё один пример перестройки с возможным использованием старых объёмов — Успенский собор Иосифо — Волоцкого монастыря 1484-1486 г.г. При строительстве нового собора в 1688-1692 г.г. здесь сделали "антресоли" уже над всеми апсидами, но входы на них располагаются уже как в соборе Коломны — в толще алтарных перегородок, а круглые столбы опираются на квадратные постаменты (возможно, остатки прежних столбов). Видимо, подобные тайные "каморы" пользовались большой популярностью в храмовом зодчестве. Впервые подобную "камору", надо полагать, устроили в основании ц. барабана Успенского собора в Московском Кремле в 1475-1479 г.г. Любопытно, что собор Ферапонтова монастыря подобной "антресоли" не имеет, поскольку её роль выполняет обширный подклет храма. Вход на "антресоль" в соборе Сретенского монастыря первоначально располагался в восточном торце южной алтарной ниши (после пристройки южн. придела нишу протесали под сквозной проход). Возможно, ниша закрывалась железной дверью с замком, а дверь имела роспись, имитирующую фресковую живопись алтаря. Таким образом, подобный "камуфляж" затруднял бы обнаружение входа в хранилище для нежелательных лиц. Подобное предположение появилось у автора пасле работы в алтаре храма Знамения за Петровскими воротами1680 года. Со стороны алтаря в столбах алтарной преграды этого храма были устроены две большие ниши с кованными дверями. Поверхность дверей была расписана масляной живописью в сюжетном ключе с живописью самого алтаря. Двери были столь идеально подогнаны под поверхность стен, что догадаться об их наличии можно было лишь по небольшим замочным скважинам. Открывались эти двери только с помощью ключа, т.к. ни поддеть, ни снять полотно двери не представлялось возможным. Поэтому, учитывая появление "антресолей" в южн. апсидах вышеназванных храмов конца XV века (интересно, что все эти сооружения над апсидами имеются преимущественно у монастырских соборов), можно, опять же, с высокой степенью уверенности отнести апсиды собора Сретенского монастыря к первоначальному периоду строительства — 1482 году.

 

 Рис. 5

 Рис. 6

 

 Теперь обратимся к четверику Владимирского собора Сретенского монастыря. Его кубический объём (примерно 10,5 х 10,5 м) также выглядит весьма необычно . Наружние стены имеют карниз с импостами над пилястрами высотой в малую сажень (142 см) и опирающимися на капители импостов ложными закомарами. Узкие полястры разделяют все стены на одинаковые прясла. Несмотря на это, с южной стороны хорошо видно, что центральная и малые главы значительно смещены к востоку (рис. 5).Это явилось следствием постановки барабанов 1679 года на четверике 1482 года, у которого пропорциональность стен нарушилась из-за ликвидации восточного объёма четверика и вынужденой постановке ц.главы между двумя западными столбами.

 

 

Рис. 7

 

 Эти столбы также остались от собора XV века и при позднейшей перестройке их решили сохранить, но изменить систему сводчатого перекрытия собора. Если бы столбы были сложены в 1679 году, то их скорее всего сдвинули бы к западной стене или просто бы убрали, поскольку даже их западное смещение не дало бы возможности гармоночно решить проблему сводчатого перекрытия четверика. Поскольку обычно ц. глава храма нахадится в центре, то наилучшим вариантом перекрытия старого четверика собора явился бы сомкнутый свод. Но в соборе Сретенского монастыря центральный световой барабан помещается между двумя столбами на двух арках и выровненной межпазуховой забутовке восточных и западных подпружных арок (рис. 7). Проще говоря, кладку пазух двух пар арок, идущих со столбов на восток и запад, подняли до уровня выше щелыг, а над щелыгами поместили две поперечные арки; плюс система небольших парусов и опора для центрального барабана готова. Каменщики 1679 года прекрасно разбирались в работе несущих конструкций, "распор" арок они справедливо считали понятием абстрактным, поэтому и придумали столь оригинальную подпружную систему. Интересно, что арки, переброшенные со столбов на стены четверика, пятами опираются на стену чуть выше арочных оконных перекрытий . Таким образом, столбы находятся прямо на линии центральных окон сев. и юнж. стен четверика. Они были прямоугольными в плане и эта нетронутая часть их первоначальной кладки (ок. 2,5 м в высоту) скрыта сейчас за многочисленными киотами (рис.8 ).

 

 Рис. 8

 

 Выше они уже круглые с базами и прямоугольными капителями и считаются сложенными в 1679 году. Но это маловероятно, поскольку не совсем понятно, почему их не начали скруглять с самого основания, а сделали это лишь на значительной высоте ; скорее всего они просто были перетёсаны на радиус для увеличения площади под роспись. Это подтверждает и то, что валик, идущий над базой, имеет ломаные очертания и не выдержан по горизонту (что хорошо видно с хоров), и то, что фасад собора имеет импосты над лопатками. Здесь, скорее всего, произошло следующее. Нынешние подпружные арки четверика имеют пяты как раз на уровне карниза, т. е. в любом случае столбы имели в 1482 году такую же высоту, что и сейчас. Иначе просто не понятно, зачем ломать прямоугольные столбы до 2,5 метров высоты и выкладывать их в круглом виде заново .Если их просто хотели сделать круглыми, то для этого была проделана масса бестолковой работы. Проще перетесать квадратные столбы на радиус (даже если коряво получится, левкас всё сровняет).Поэтому подпружные арки и своды перебрали (возможно, что некоторые оставили и скрепили их связями). А поскольку несущую ц. барабан арочную конструкцию пришлось повышать и выравнивать под квадрат, то эту высоту скрыли подъёмом наружних стен новой кладкой с импостами на пилястрах. Существующие окна четверика были частью растёсаны (три на западном фасаде и в нижнем свету и восточные и западные на южном и северном), частью протёсаны вновь (два центральных с севера и юга). Эти работы придали фасадам собора чёткую разбивку и симметричный рисунок, хотя внутренняя компоновка с фасадной не совпадала. О том, что четверик собора относится к первоначальному этапу строительства, свидетельствуют и порталы храма.

 Возьмём северный (как более доступный). Архивольт этого портала имеет килевидное завершение, что доволдьно редко для храмов 70-х — 80-х г.г. XVII в.

 

 

 Рис. 9

 

 Оно было сохранено при стыковке крестового свода северного крыльца со стеной четверика, для чего пришлось в своде сделать выемку . Обычно профильное завершение портала повторяется в профильных тягах его откосов. Здесь же идёт явная перебивка. Массивная наружная полуколонка никак не вяжется с расположенными выше профилями и кажется здесь чужеродной. Видимо, она просто закрыла собой стёсанную более раннюю. Колонки боковых откосов (особенно левого ) имеют нечёткий профиль и "мятый" вид. Если приглядеться к ним под определённым углом (используя светотень), то можно различить следы стёсанных белокаменных "дынек" и капителей . На рис. 9 автор обозначил чёрным контуром стесанные профили на боковых столбах сев. портала .Получается, что в первоначальном виде данный портал собора Сретенского монастыря был идентичен порталам соборов Краснохолмского или Ферапонтова монастырей и поэтому его можно считать относящимся к 1482 году.

 Перестройка собора Сретенского монастыря в Москве в 1679 году, учитывая всё вышесказанное, вероятно, коснулась лишь несущих частей храма и его декоративного убранства, в том числе и в цокольной части. Была увеличена площадь алтаря, переложены своды четверика с созданием оригинальной подпружной системы под ц. барабаном и повышением наружных стен, растёсаны и пробиты окна четверика и апсид и оформлены соответствующим декором, выложены пять глав (первоначальный храм, судя по "Петрову чертежу" Москвы кон.XVI в., был одноглавым) . Сам процесс переделки и стыковки новой и старой кладки скорее всего не вызвал особых затруднений у каменщиков. Формат кирпича 1679 года (30х14х8 см) был почти равен кирпичу 1482 года (29х13х7 см) и время на возведение новых стен и выкладку декоративных элементов значительно снижалось, что позволило завершить перестройку в кратчайшие сроки, всего за один сезон. Для выявления объёмов XV века в соборе Сретенского монастыря нужно бы провести вычинку и зачистку стен собора хотя бы с фасада, что дало бы возможность проанализировать систему кирпичной кладки и перевязки, состав раствора и формат кирпичей, выявить срубленные профильные элементы.

 Основываясь на всём вышесказанном, автор предлагает свой вариант реконструкции южного фасада Владимирского собора Сретенского монастыря в Москве до его перестройки в 1679 году (рис. 10).

 

Рис. 10

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский