РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Мельник А.Г. Ростовский архиерейский дом при митрополите Иоасафе (1691-1701). Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

А.Г. Мельник
РОСТОВСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ

ПРИ МИТРОПОЛИТЕ ИОАСАФЕ (1691–1701)

 

До поставления на Ростовскую митрополичью кафедру Иоасаф (Лазарев) являлся архимандритом московского Чудова монастыря. Некоторое представление о деятельности митрополита дает известная "Летопись о ростовских архиереях". Однако архивные источники позволяют существенно уточнить и обогатить это представление.

Став в 1691 г. ростовским митрополитом, Иоасаф получил в свое распоряжение не давно отстроенный его предшественником митрополитом Ионой (1652-1690) великолепный ансамбль архиерейского двора. Тем не менее Иоасаф сразу стал многое в нем пере устраивать, исходя из тех художественных вкусов, которые сложились в Москве к концу XVII в. В так называемом "нарышкинском стиле" но его заказу были построены церковь Одигитрии (1692-1693) и Часобитная башня (около 1696-1698). Причем образцом для послед ней, как справедливо отмечалось в литературе, послужила Спасская башня Московского Кремля. Очевидно, в том же "нарышкинском стиле" были выдержаны и ныне утраченные, кирпичные соборная ограда со Святыми воротами (1695-1696).

По указанию митрополита Иоасафа капитально было изменено убранство ростовского Успенского собора. В 1694-1698 гг. в нем специально приглашенными из Москвы мастерами создаются главный, придельный и околостолпные резные золоченые иконостасы. Иконы для этих иконостасов также писались преимущественно московскими иконописцами Данилой Буралевским, Федором Васильевым, Денисом, Иваном Ефимовым, Михеем Никитиным. В тех же работах принимали участие ростовские и ярославские художники, но, видимо, только те, манера которых примерно соответствовала стилю упомянутых московских мастеров.

До нас дошли иконы праздничного ряда главного иконостаса ростовского собора. Еще в начале XX в. исследователи правильно датировали их концом XVII в., то есть временем митрополита Иоасафа. Теперь же мы имеем возможность уточнить их атрибуцию. Эти иконы были созданы между 1694-1698 гг. упомянутыми московскими и, частично, ростовскими мастерами. Причем все они, судя по стилю, работали в духе школы Оружейной палаты. Насаждая его в Ростове, митрополит Иоасаф явно отталкивался от того более традиционного стиля живописи, сторонником которого был его предшественник митрополит Иона.

Иоасафа, по-видимому, не устраивали и кельи последнего, располагавшиеся в здании Митрополичьих хором. Поэтому над стоящим рядом с ними хозяйственным корпусом в 1697-1698 гг. надстраивается еще один, частично каменный, частично деревянный, этаж новых митрополичьих келий. В комплекс нового жилья митрополита Иоасафа вошло и помещение второго яруса крепостной башни над Водяными воротами.

Письменные источники позволяют хотя бы в общих чертах представить убранство этих новых жилых помещений митрополита Иоасафа. Их деревянные стены изнутри "домовый" каменщик Степан Леонтьев с "товарищи" обил холстом и залевкасил. Он же сложил в кельях изразцовые печи. Далее ростовский иконописец Афанасий Петров расписал эти кельи масляной живописью. Согласно описи 1701 г., составленной вскоре после смерти митрополита Иоасафа, в указанных деревянных "брусяных" кельях имелись следующие предметы: "В передней три иконы щилистовых, в том числе Всемилостиваго Спаса, Троицы, Василеи и Константин Ярославские в окладах басемных, венцы резные, в киоте покрыто оловом за слюдою. Да пять образов на холстах, в том числе Отечество, Богородицын, Апостольские Петров и Богословь [...]. Зеркало в рамах черных. Стол дубовой роздважной, поставец липовый, лавки крыты сукном зеленым. В другой келье деисус три иконы обит[ы] сукном зеленым, три стула обиты кожею, на двух лавках сукно зеленое. В кельях семь окошек, в них семь окончин слюдяных больших, семь ставней, в них семь окончин малых, обиты ставни и втулки СУКНОМ зеленым. Перед кельями сени. В них образ щилистовой Успения Пресвятыя Богородицы в окладе гладком. Три стола дубовых, столярная. У сеней на двери образ Знамение Пресвятые Богородицы писан на холсте в рамах".

Та же опись следующим образом фиксирует убранство упомянутой палаты над Водяными воротами: "образ Всемилостиваго Спаса на престоле седящей в поставе, крест благословящей в окладе басемном. Образ Богоявления Господня в окладе басемном, ветх. Образ Алексия Митрополита в окладе басемном. Тринадцать образов щилистовых разных без окладов. Два образа Богородицы да Сергиев писан из масла, киот средина и притворы резные на кипарисе. Часы боевые железные. Четыре масленнка жестяных. Подсвешник хрустальной. Подголовок окованой. Мыла косяк. Пуховик суконной, одеяло выбойчатое. Два стола деревянных росписаных красками, на одном доска чугунная. Два стула згибных".

Как мы видим, в облике созданных по заказу митрополита Иоасафа жилых интерьеров значительную роль играла масляная живопись, что вполне соответствовало новейшим сто личным веяниям.

Приведенные факты рисуют нам митрополита Иоасафа как настойчивого проводника важнейших московских художественных новации в Ростове. При нем Ростовский архиерейский двор стал своего рода проводником этих новаций в Ростово-Ярославской епархии.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их хранением, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

доктор архитектуры, профессор

Сергей Вольфгангович Заграевский