РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Мельник А.Г. О двух утраченных памятниках Ростовского кремля // Уваровские чтения-II. М., 1994. С. 170–174. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе: http://www.academia.edu. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2015 г.

  

 

А.Г. Мельник

О ДВУХ УТРАЧЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ

 

В настоящей работе речь пойдет о двух давно утраченных и почти забытых элементах ансамбля Ростовского архиерейского дома («кремля») - воротах дровяного двора и богадельне. В ли­тературе имеются лишь краткие упоминания об этих зданиях и изображения их планов в составе общего плана Ростовского кремля.

Ворота дровяного двора были разобраны на рубеже XVIII и XIX вв., богадельня - в 1804 г. Единственными графическими источниками по данной теме являются два плана Ростовского кремля, составленные в начале 1790-х гг. архитектором А. Гусе­вым, на которых зафиксированы и планы рассматриваемых со­оружений. Первый из них, датированный 1793 г., опубликован. Второй чертеж, хотя и не датирован точно, может быть отнесен к началу 1790-х гг. Ныне он хранится в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике (Ар-116).

Последний чертеж по сравнению с первым лучше сохранил­ся. В частности, только на нем имеется план ворот дровяного двора. На первом же чертеже от этого плана уцелел лишь не­большой фрагмент. Фрагменты указанного чертежа начала 1790-х гг. с планами рассматриваемых памятников приведены в настоящей работе (рис. 1, 2).

Указанные планы, дополненные данными письменных ис­точников, позволяют хотя бы в общих чертах охарактеризовать историю и архитектуру рассматриваемых сооружений.

 

Ворота дровяного двора

 

Эти ворота располагались несколько севернее средней части восточного участка невысокой кирпичной ограды, которая ок­ружала в древности территорию, примыкающую с юга к собст­венно архиерейскому двору. Ныне ее называют «митрополичьим садом». В XVII в. и вплоть до второй половины XVIII в. эта территория делилась на две части. В западной располагался Григорьевский монастырь, в восточной - хозяй­ственный дровяной двор. Воротами этого двора и являлся рас­сматриваемый памятник.

Упомянутый восточный участок ограды был разобран вместе с воротами на рубеже XVIII и XIX вв. Остальная часть ограды в сильно перестроенном виде дошла до наших дней. В середи­не 1970-х гг. большая часть восточного участка ограды была воссоздана. Во время рытья траншеи под ее фундамент обнару­жились основания стен разобранной постройки, которые, по нашим наблюдениям, были сложены из характерного для XVII в. большемерного кирпича. Тогда эта постройка не была изуче­на и атрибутирована. Теперь же совершенно ясно, что это были остатки ворот дровяного двора.

По всей видимости, их следует датировать последней чет­вертью XVII в.

Судя по плану начала 1790-х гг. (рис. 1), это было весьма внушительное, прямоугольное в плане сооружение длиной 5,9 сажени и шириной 2,6 сажени, что при длине тогдашней саже­ни в 2,16 м соответствует 12,7 и 5,6 м.

В  средней части здания располагался довольно широкий (1,3 сах. или 2,8 м) проем ворот, по обе стороны от которого имелись одинаковые по размерам небольшие помещения с дверными проемами, устроенными со стороны дровяного двора. В экспликации чертежа начала 1790-х гг. они названы «кладовыми». Первоначальная же их функция неизвестна.

Над рассматриваемым первым этажом возвышался второй этаж. Каким он был, помогает понять опись Ростовского архи­ерейского дома, составленная после пожара 1758 г. Согласно ей, второй этаж ворот делился на два помещения («палатки»), в которых было 8 окон с окончинами высотой в 7 четвертей аршина и шириной в 3 четверти аршина. Опись рекомендует оконные слюдяные рамы, поврежденные пожаром, «вновь сде­лать». Тот же документ фиксирует на стене второго этажа «се­редину» (трещину). Далее указано: «одну стену надлежит разобрать от полу до своду вышины на четыре аршина и сде­лать вновь и крышу покрыть тесом».

Таким образом, эти ворога типологически были очень близ­ки дошедшему до нас «Крутицкому теремку» (1693-1694 гг.), или, другими словами, проездным воротам Крутицкого архие­рейского двора. По-видимому, подобные монументальные во­рота с «палатками» во втором этаже были распространены в русском зодчестве XVII в.

Но существует и более близкая аналогия. Это южные ворота той же самой ограды «митрополичьего сада». Первоначально они, видимо, были воротами Григорьевского монастыря. Воз­можно, именно их называет «воротами святыми каменными» опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Ныне эту по­стройку совершенно неверно называют «мыленкой», хотя еще в литературе 1950-х гг. она правильно именовалась проездными воротами. На упомянутых планах 1790-х гг. данное здание обо­значено также как «ворота». Оно тоже двухэтажное и напоми­нает тот же «Крутицкий теремок».

Натурные наблюдения свидетельствуют, что эти южные во­рота либо в XVIII в., либо в XIX в. подверглись капитальной перестройке, но с сохранением первоначальных основных габа­ритов и традиционного для XVII в. оформления. Глядя на это здание, теперь можно представить первоначальный облик и ворот дровяного двора.

 

Богадельня

 

Сохранившиеся приходо-расходные книги 1696-1698 гг. Ростовского архиерейского дома позволяют довольно подробно проследить историю создания богадельни. Ее заказчиком являлся ростовский митрополит Иоасаф (1691-1701 гг.). Строительство вел в 1695-1696 гг. «домовой», то есть принад­лежавший Ростовскому архиерейскому дому «каменного дела мастер» Степан Леонтьев «с товарищи». К августу 1697 г. «оконнишник» Ростовского Богоявленского монастыря Иван Леонтьев сделал для окон богадельни «больших и средних че­тырнадцать» слюдяных окончин. В августе того же года плотники из сел вотчины Ростовского архиерейского дома Василий Киприанов, Клим Митрофанов и Тихон Иевлев «с товариши 30 человек» в «богадельнях каменных затворы и лавки делали, и покрыли, и двор богаделенной огородили».

Наружные размеры здания богадельни (рис. 2) следующие: длина 11,7 саж. (25,27 м), ширина 5,1 саж. (11, 02 м). План бо­гадельни имеет простую геометрически правильную структуру. Композиция плана строго симметрична. Основу композиции составляет почти квадратная палата, называвшаяся в конце XVII в. «сенями», к которой с двух сторон примыкали соеди­нявшиеся с ней дверными проемами меньшие по размеру две одинаковые, также почти квадратные, богаделенные «кельи». В конце XVII в. в них проживало 12 «старух».

Все три помещения имели сводчатые перекрытия. Изначаль­но здание было «поземным», то есть одноэтажным. Характер­ной чертой главного юго-восточного фасада богадельни, обращенного на архиерейский двор и на главную тогдашнюю улицу города, являлось его почти строго симметричное постро­ение. Центральная часть этого фасада была выделена довольно сильно выступающим (на 1 сажень) ризалитом. Симметрично, через одинаковые интервалы, размещались три окна ризалита. Точно так же располагались и окна северо-восточной части главного фасада. Несколько нарушает строгую симметрию фа­сада деревянный тамбур, показанный на плане начала 1790-х гг. при дверном проеме, устроенном в юго-западной стене ри­залита. Но весьма вероятно, что эти дверной проем и тамбур не первоначальные, а появились в позднейшее время. Об этом косвенно свидетельствует очень небольшая ширина указанного дверного проема. Основной и, несомненно, первоначальный дверной проем располагался почти в центре северо-западного дворового фасада (рис. 2). Возможно, при устройстве упомянутого тамбура было зало­жено одно их трех окон юго-западной части главного фасада. Данное предположение косвенно подтверждается тем, что пер­воначально богадельня имела 14 окон (см. выше), а на ее пла­нах начала 1790-х гг. показано только 13 окон. Если все это так, то и юго-западная часть главного фасада была строго сим­метрична.

Художественный принцип симметричного построения общей композиции здания и его фасадов получил широкое распространение в русском зодчестве конца XVII в. Очевидно, указанное композиционное решение было определено заказчи­ком строительства митрополитом Иоасафом (1691-1701 гг.), который являлся активным проводником новых московских художественных идей в Ростове и, в частности, «нарышкинско­го стиля». Можно предположить поэтому, что внешнее декора­тивное оформление богадельни было выдержано в формах этого стиля.

 

     

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский