РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Мельник А.Г. Декор зданий XVII в. Соловецкого монастыря // Археология и история Пскова и Псковской земли. Институт археологии Российской Академии Наук. Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр. Материалы семинара. 1993. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе: arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г.

  

 

А.Г. Мельник

ДЕКОР ЗДАНИЙ XVII В. СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Декоративное убранство зданий XVII в. Соловецкого монастыря изучалось П.Максимовым, И.Свирским, О.Д.Савицкой, В.В.Сошиным, но, тем не менее, оно исследовано недостаточно.
Соловецкие сооружения XVI в. отличаются подчеркнутой аскетичностью оформления своих фасадов. Резкий перелом в отношении к наружной декоративной пластике произошел на Соловках в самые первые годы XVII в., ознаменовавшись строительством Рухлядной палаты (начало XVII в.) и мельницы (между 1601 и 1604 гг.). Их своеобразное наружное убранство описано многократно. Оба здания были построены буквально накануне Смутного времени, которое надолго прервало каменное строительство в России. Соловецкий монастырь был, пожалуй, единственным центром страны, где каменное строительство почти не прекращалось на протяжении всей первой четверти XVII в. Мастерам, строившим в монастыре в это время, приходилось опираться лишь на местную традицию. Поэтому почти все мотивы декора зданий первой четверти XVII в. восходят к убранству Рухлядной палаты и особенно мельницы. Так, большинство клейменных корпусов имеет в верхней части стен фриз из городков, заимствованный у мельницы. У Наместнического корпуса к упомянутым городкам добавился ряд «сердечек», происходящих из того же источника. Единственным новшеством в декоре этого корпуса является скромный пояс из прямоугольных нишек.
В убранстве Иконописной палаты (1615 г.) соединились декоративные мотивы, идущие и от мельницы, и от Рухлядной палаты. Подчеркнем, что основной декор опять-таки сосредоточен в верхней части стен. Междуэтажный пояс представлен единственным валиком. Над окнами второго этажа первоначально проходила тяга в виде валика, вторящая арочной форме этих окон. По всей видимости, идея такой тяги навеяна арочным фризом Рухлядной палаты. Над упомянутой тягой Иконописной палаты проходил ряд балясин, заимствованный у мельницы.
Идея объединения ряда окон единой тягой, вторящей их форме, получила дальнейшее развитие в двухэтажном корпусе «служни», пристроенном с юга к Благовещенской церкви до 1644 г. Поскольку оконные перемычки этого корпуса сделаны не полукруглыми, как у Иконописной палаты, а прямыми, то и указанная тяга получила характерную форму ломаной линии, огибающей окна. Очевидно, в 20-30-е гг. XVII в. к мельнице была пристроена арочная галерея. В ее декоре имеется ряд ранее неизвестных на Соловках элементов: прямоугольные ширинки, обрамленные валиком, орнамент в виде треугольников с круглыми подвесками, небольшие круглые впадинки, зигзагообразные тяги некоторых столбов галереи.
Наиболее значительной постройкой второй четверти XVII в. стала Портная палата (1642 г.). Ее декоративное убранство как бы составлено из «цитат», взятых из оформления большинства предшествовавших ей соловецких памятников. В самом деле, междуэтажный пояс Портной палаты состоит из валика, аналогичного соответствующему элементу Иконописной палаты, а ряд треугольников с круглыми подвесками заимствован у мельничной галереи. Венчающий фриз включает в себя три декоративных пояса. Нижний - знакомые нам городки. Средний - состоит из двух полуваликов, между которыми помешен валик несколько большего выноса. Данный пояс взят у алтарного выступа (1605 г.) приделов Успенской Трапезной церкви. Венчающий пояс не имеет прямых аналогий в предшествующей архитектуре Соловков, хотя генетически восходит к баляснику мельницы.
По-видимому, к третьей четверти XVII в. относятся двухэтажные «гостинные» кельи, которые ныне входят в объем Благовещенского корпуса. Их оформление почти целиком построено на использовании декоративных элементов более ранних построек Соловецкого монастыря. Городки взяты у мельницы, поребрик - у хозяйственного корпуса северного двора, «бахрома» фронтонов скомбинирована из треугольников мельничной галереи и ромбиков балясин Портной палаты, прием же размещения «бахромы» восходит к аналогично размещенным рядам кронштейнов на торцовых фасадах мельницы. А обрывающиеся лопатки широко применялись в зодчестве Соловецкого монастыря на протяжении XVI-XVII вв.
В наружном оформлении зданий последней четверти XVII в. Соловецкого монастыря повторяются основные декоративные мотивы предшествующего времени.
Декор соловецких памятников XVII в. существенно отличается от так называемого русского кирпичного узорочья XVII в. На протяжении всего XVII в. соловецкий декор оставался плоскостным, без каких-либо барочных признаков. По сравнению с развитой общерусской традицией XVII в. декор на Соловках применялся довольно сдержанно. Показательно, что ни одно из соловецких зданий XVII в. не имело столь излюбленных в то время богатых оконных наличников. Не использовались в оформлении зданий Соловецкого монастыря и изразцы, хотя в интерьерах его келий многие печи были изразцовые. Устойчивыми были и принципы размещения декора на поверхности стен. Как видим, на протяжении всего XVII в. на Соловках существовала сложившаяся еще в начале этого столетия локальная традиция декоративного оформления зданий. Постепенно развиваясь, она включала в себя лишь такие новые элементы, которые не противоречили ее основным принципам.

     

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский