РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение материала в открытом доступе: arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.
А.Г.
Мельник
ДЕКОР ЗДАНИЙ XVII В. СОЛОВЕЦКОГО
МОНАСТЫРЯ
Декоративное убранство зданий XVII в.
Соловецкого монастыря изучалось П.Максимовым,
И.Свирским, О.Д.Савицкой, В.В.Сошиным, но, тем не
менее, оно исследовано недостаточно.
Соловецкие сооружения XVI в. отличаются подчеркнутой аскетичностью оформления своих фасадов. Резкий перелом в
отношении к наружной декоративной пластике произошел на Соловках в самые первые
годы XVII в., ознаменовавшись строительством
Рухлядной палаты (начало XVII в.) и мельницы (между 1601 и 1604 гг.). Их
своеобразное наружное убранство описано многократно. Оба здания были построены
буквально накануне Смутного времени, которое надолго прервало каменное
строительство в России. Соловецкий монастырь был, пожалуй, единственным центром
страны, где каменное строительство почти не прекращалось на протяжении всей
первой четверти XVII в. Мастерам,
строившим в монастыре в это время, приходилось опираться лишь на местную
традицию. Поэтому почти все мотивы декора зданий первой четверти XVII в. восходят к убранству Рухлядной
палаты и особенно мельницы. Так, большинство клейменных
корпусов имеет в верхней части стен фриз из городков, заимствованный у
мельницы. У Наместнического корпуса к упомянутым городкам добавился ряд
«сердечек», происходящих из того же источника. Единственным новшеством в декоре
этого корпуса является скромный пояс из прямоугольных нишек.
В убранстве Иконописной палаты (
Идея объединения ряда окон единой тягой, вторящей их форме, получила дальнейшее
развитие в двухэтажном корпусе «служни», пристроенном
с юга к Благовещенской церкви до
Наиболее значительной постройкой второй четверти XVII в.
стала Портная палата (
По-видимому, к третьей четверти XVII в. относятся двухэтажные «гостинные» кельи, которые ныне входят в объем
Благовещенского корпуса. Их оформление почти целиком построено на использовании
декоративных элементов более ранних построек Соловецкого монастыря. Городки
взяты у мельницы, поребрик - у хозяйственного корпуса
северного двора, «бахрома» фронтонов скомбинирована из треугольников мельничной
галереи и ромбиков балясин Портной палаты, прием же размещения «бахромы»
восходит к аналогично размещенным рядам кронштейнов на торцовых фасадах
мельницы. А обрывающиеся лопатки широко применялись в зодчестве Соловецкого
монастыря на протяжении XVI-XVII вв.
В наружном оформлении зданий последней четверти XVII в.
Соловецкого монастыря повторяются основные
декоративные мотивы предшествующего времени.
Декор соловецких памятников XVII в.
существенно отличается от так называемого русского
кирпичного узорочья XVII в. На протяжении всего XVII в. соловецкий
декор оставался плоскостным, без каких-либо барочных признаков. По сравнению с
развитой общерусской традицией XVII в. декор на Соловках применялся довольно
сдержанно. Показательно, что ни одно из соловецких
зданий XVII в. не имело столь излюбленных в то время богатых оконных
наличников. Не использовались в оформлении зданий Соловецкого монастыря и
изразцы, хотя в интерьерах его келий многие печи были изразцовые. Устойчивыми
были и принципы размещения декора на поверхности стен. Как
видим, на протяжении всего XVII в. на Соловках существовала сложившаяся еще в
начале этого столетия локальная традиция декоративного оформления зданий.
Постепенно развиваясь, она включала в себя лишь такие новые элементы, которые
не противоречили ее основным принципам.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский