РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение материала в открытом доступе: arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.
А.Г. Мельник
ОБ ИКОНОСТАСАХ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Преображенский собор (1558-1566 гг.) Соловецкого монастыря - многопридельный
храм, объединяющий в себе семь церквей.
К настоящему времени все эти храмы утратили не только иконостасы, но и все
остальное убранство интерьеров. Вопрос об облике первоначального иконостаса
собственно Преображенского храма уже рассматривался автором настоящей работы и,
затем, В. А. Шапошником. Однако не все аспекты данной проблемы нашли
окончательное решение. Иконостасы же остальных шести придельных церквей вообще
еще не становились предметом специального изучения. Настоящая работа построена
на сопоставлении данных натурного обследования интерьеров собора с его описями
XVI-XVII вв.
Концы тябел иконостаса собственно Преображенского храма крепились обычным для
того времени способом - в гнездах, устроенных в его северной и южной стенах.
Для дополнительных опор этих тябел были применены своеобразные приспособления.
В кладку глухой алтарной стены еще в процессе строительства по линии
прохождения тябловых брусьев были вмонтированы железные кронштейны наподобие
дверных подставов и расположенные на высоте 18-21 см над ними железные кольца. Тябла крепились в промежутке между этими подставами и кольцами.
Несомненно, идея применения для указанных целей железных подставов была навеяна
использовавшимися для тех же целей в некоторых храмах того времени кирпичными
консолями. Описанные хорошо сохранившиеся крепежные устройства позволяют
довольно точно определить месторасположение первоначальных тябел иконостаса, их
высоту, и вычислить примерную высоту икон, находившихся между этими тяблами.
Первоначальный иконостас
Преображенского собора Соловецкого монастыря.
Реконструкция А.Г.Мельника. Две крайние иконы деисусного чина располагались в
"заворот" - вдоль южной и северной стен. Отсутствовали две иконы
праздников.
Высота тябловых брусьев была близка к 18-21 см. Нижнее тябло иконостаса располагалось на высоте 242-245 см от современного уровня солеи. Расстояние между первым
и вторым тяблами равнялось 296 см. Прибавив к этому размеру удвоенную глубину
пазов (2-4 см) для икон в тяблах, получим высоту икон деисусного чина, близкую
к 300-304 см. Высота же икон находившегося между ними праздничного ряда
равнялась 103-107 см. И, наконец, высота икон верхнего пророческого чина
равнялась 147-149 см.
Побелка алтарной стены начинается лишь с верхней отметки первоначального
иконостаса, что помогло с предельной точностью установить общую высоту
последнего, равную 850 см. Суммируя данный размер с высотой солеи (27 см), получаем высоту в 877 см, на которую возвышается иконостас над полом пространства для молящихся.
Чем же эта высота была обусловлена? Измерения показали, что указанная высота
является половиной расстояния от западного входа в храм до иконостаса. Более
того, с места, расположенного посредине храма на расстоянии одной высоты
иконостаса при движении с запада, иконостас, до того частично скрытый
подкупольными столпами, впервые открывается целиком.
Как известно, одна из особенностей человеческого зрения заключается в том, что
полноценное восприятие какого-либо объекта по всей высоте осуществимо с расстояния
двух его высот, а оптимальное расстояние для восприятия деталей объекта равно
одной его высоте (Я. Д. Гликин). Как видим, мастера Преображенского храма при
создании его иконостаса во всей полноте учли эту особенность человеческого
зрения. По нашим наблюдениям, данная особенность восприятия учитывалась при
определении размеров иконостасов и в некоторых других храмах России вплоть до
конца XVII в.
Согласно описи 1570 г., составленной всего через четыре года после окончания
строительства храма, его иконостас кроме местного и праздничного составляли
деисусный (19+2 икон), праздничный (18 икон) и пророческий (23 иконы) ряды. Все
вышесказанное позволило выполнить графическую реконструкцию рассмотренного
иконостаса. По своей ширине он равнялся иконостасу московского Успенского
собора и очень напоминал последний иконостас по своей схеме и пропорциональному
строю, что, видимо, было определено заказчиком - игуменом Филиппом Колычевым.
В Михайловском приделе иконостас состоял из местного и деисусного рядов (8 икон
высотой 6 пядей). В приделе же Зосимы и Савватия иконостас включал в себя
местный, деисусный (15 икон высотой 4 пяди), праздничный (15 икон), пророческий
(15 икон) чины. Устройством столь сложного по своей схеме иконостаса было
подчеркнуто особое значение придела Зосимы и Савватия в общей системе
придельных церквей Преображенского собора.
Четыре верхних придела обладали одинаковыми по схеме иконостасами, которые, как
и у Михайловского придела, состояли из местного и деисусного рядов. Рассмотрим
эти иконостасы на примере иконостаса юго-западного придела Федора Стратилата.
Расстояние от современного уровня пола до нижнего тябла его иконостаса равно 190 см, высота тябла составляла 16-17 см, этот размер был определен по незабеленному следу от тябла в
месте его примыкания к выступу северо-западной стены алтаря. Расстояние от
первого до второго тябла (его высота 16 см) равно 85 ем. Высота же деисусных икон была близка к 90 см. Изначально данный деисусный чин состоял из 9 икон
высотой 4 пяди. На высоте 55 см от второго тябла находилось третье тябло
высотой 15 см. Оно было заложено еще в процессе строительства, однако
пространство между вторым и третьим тяблами было заполнено иконами праздничного
чина только между 1604 и 1613 гг. Приведенных данных достаточно, чтобы выполнить
графическую реконструкцию первоначального облика данного иконостаса.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский