РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.voskres.ru. Все права сохранены.
Г.Я.
Мокеев
О жизни и деятельности младшего сына Александра Невского святого князя
Даниила Александровича1, княжившего на Москве с 1272 до 1303 гг.,
существует довольно значительная историческая литература. Но о его трудах на
строительном поприще, в частности, по возведению города Москвы в конце Х III
века почти ничего не написано. Причина — предельная скудость и спорность
исторических источников. Цель данной статьи — "поднять" эту
интереснейшую тему в истории столицы.
Кремник. В
Под 1315 годом кремник упоминается в Торжке, а под 1316 — в Твери (пожар
города), причем в 1317 году тверской князь Михаил "заложи болший град
кремник" (Рогожск.лет). Слово "кремник" в этих известиях
"опускается" к рубежу Х III -Х IV вв., когда на Москве княжил
Даниил.
Кром . Слово явно произошло от слов "кром" или "крем", —
как назывались крепости в Новгороде XI - XIII вв., Пскове Х IV -Х VI
вв. (упоминаются кром, креом, крем), Великих Луках Х V в.. В
Себеже сер. Х VI в. упомянуты никольский поп и дьячок "ис
крему", "кремских ворот воротники". Во всех этих городах
кром-крем был городом-складом, в котором находились складские клети-закрома
горожан с оружием, провиантом на случай войн, осад.
Если посмотреть на археологический план Московского Кремля, то можно
видеть внутри него как бы три выраставших друг из друга крепости. На мысу при
слиянии Неглинки и Москвы-реки сначала возникло крепостное ядро — маленький
городок-кром (без него не было бы последующих терминов). С востока от крома
появилось предградие, затем оно расширилось еще раз. От трех линий укреплений
на приступной стороне остались крепостные рвы. Можно было бы три разновременные
крепости так и назвать: крем-кремник-кремль. Однако все было сложнее, — но все
по порядку.
Бор-город. Первые две крепости возникли одновременно еще в
середине IX века. Тогда словене-вятичи на Оке подверглись нашествию
хазар и стали платить им дань. А часть вятичей отступила на север по реке
Москве и образовала в среднем ее течении особую "страну М'осковь",
окружив ее по границам городками-крепостями (городища вятичей — по
данным Е.И. Горюновой, Т.И. Никольской).
Центром страны стал "град власти" московлян на Неглинке с двумя
линиями укреплений крома и предградья. В крому находились склады провианта и
оружия (закрома), в предградье — вечевая площадь со Степенью, общественной
Гридницей, с капищем бога Бора, от которого крепость получила имя
"Бор-города". Языческая "страна М’осковь" просуществовала
около 300 лет, до середины III века. Вокруг Бор-города скопилось
целое гнездовье поселений: до 10 городков-кромов и больше дюжины
сел-посадов(см. “Москва. 850 лет”. Юбил. изд. 1996, ).
Датировка и имя "града власти" московлян могут быть
"подкреплены". Так при копке возле него в 1838-40 гг. котлована под
фундаменты храма Христа Спасителя были найдены арабские дирхемы IX века:
один
Когда в 1146 году Юрий Долгорукий захватил "М’осковь", то в ее
"граде-власти" поставил две деревянные церкви: Спаса "на
Бору" и Иоанна Предтечи "на Бору". Тогда же внизу на Подоле существовал
и укрепленный посад "Боровицы" с "Боровицкими
воротами" к "Боровицкому мосту" через Неглинку, а в Занеглименьи
существовала "Боровская дорога". С востока на подходе к городу
появились "под Бором" две церкви Иоанна Предтечи (на Кулишках в Замоскворечьи)
и ц. Гребневской Божией Матери на Лубянице.
К 1147 году Юрий Долгорукий укрепил двучастный Бор-гсрод, сделал крепость
как бы единой, возведя по периметру мощные стены из городней на субструкциях с
крюковой конструкцией. С появлением христианских храмов языческое капище бога
Бора ликвидировали, — имя "Бор-город" после этого исчезло. Вот тогда,
в середине XII века появился ему на смену термин "кремник",
потому что в тылу крепости продолжал функционировать кром-крем с закромами (ров
его был засыпан лишь в Х IV веке).
"В лето 6 799 (1291) месяца июлия в 21 день на память святаго
великомученика Пантелеймона устройся град Москва от Москвы-реки"
(Летописец русский, Древлехранилище Псковского музея, л.42). Даниилу было в то
время 30 лет. Очевидно воспользовавшись относительным затишьем в междоусобицах
князей С-В Руси (с 1288 до
Историки нашли одну легенду о "начале града Москвы", в которой
сообщалось, что ц. Благовещения Богородицы при княжеском тереме была построена
князем Андреем Александровичем 27 июля 1291 года (Карамзин. ИГР,У,с.386),
вместе с городом-крепостью (добавлял Забелин. Опыты изуч. русск. древн.,с.132).
В легенде явно спутаны имена: вместо Даниила Московского нелепо указан Андрей
Городецкий. Поскольку речь идет о домовом храме, верить нужно конечно не
легенде, а псковской летописной записи. И вот еще почему. В Тверской летописи
Даниил указан как "князь Псковский, иже и пръвый Московьскый" (Тверск.лет.с.15).
Когда Даниил успел "покняжить" в Пскове можно лишь
предполагать. Но очевидно только после этого, по мнению псковичей, град Москва
"устроися на Москве-реке": А до этого Москва была "не
устроена", побывав у разных великих князей: Ярослава Тверского, Дмитрия
Переяславского2.
Третья линия укреплений Московской крепости на приступе была проведена в
конце Х III века по верхней бровке берега Москвы-реки с поворотом от берега к
нынешним Спасским воротам (бровка и склон горы существуют до сих пор), затем —
по трассе современной стены Кремля на Красной площади, и не доходя до
Никольских ворот, поворачивала на бровку берега реки Неглинной.
Крепость Калиты. У историков Москвы сложилось другое мнение. В 1330
году "заложен град Москва дубов, при князе Иване Даниловиче при Калите..,
да и срублен бысть тое же зимы в Великое говение" (ПСРЛ,7,СПб.,с.205).
Опираясь на слово "заложен" историки считали, что крепость Москвы
была расширена при Калите. К тому же, в 1365 году часть ханского подворья была
отдана Чудову монастырю, а подворье находилось внутри большого кремника, но
снаружи малого кремника Долгорукого. А происходило ли расширение крепости
обязательно при Калите?
Ханское подворье могло быть размещено в крепости, уже расширенной раньше
времени Калиты, например при первом великом московском князе Юрии Даниловиче. В
1338-39 гг. крепость восстанавливали вынужденно — после пожара города 1337
года, очевидно просто со сменой сосновых погорелых стен на новые дубовые, на
что и обращали внимание раньше москвичи. Причинами же расширения крепости
раньше при Данииле могло быть рождение у него до 1291 года пятерых сыновей и,
как следствие, желание князя закрепить за собой Москву как "родовую
вотчину " . А крепость одинаково названа "кремником" как в 1331
году, до пожара 1337 года, так и после него в 1355 году.
Здесь уместно обратить внимание на выдающегося московского градостроителя
того времени – Протасия, трудившегося и при Данииле, и при Калите,(то есть
при отце, и сыне) а еще при первом московском митрополите святом Петре.
Киевский и владимирский митрополит Петр, очевидно по какому-то чудесному
внушению свыше, решил устроить свой митрополичий двор в относительно небольшой
тогда Москве. 4 августа 1326 года он заложил рядом со своим двором Успенский
собор. Закладывая храм в неудобное для строительства осеннее время, Петр
спешил, чувствуя приближение смерти, — он даже собственноручно обустроил себе
гробницу в жертвеннике начатого храма. И действительно, в декабре Петр
скончался и — был затем похоронен в своей гробнице.
Но перед смертью он призвал к себе "некоего имянем Протасия, — его
же бе князь старейшину града поставил: князь бо тогда не прилучися во граде.,.
Бе же Протасий — он муж честен и верен и великими добрыми делы украшен. И рече
ему (Петр): "Чадо, сей a з отхожу жития сего". При этих словах
митрополит отдал все свои сбережения, "з a веща на церковное совершение
истощити то. Двемя летом минувшим по честном его преставлении, совершена бысть
соборная та церкви и освещена Прохором епископом Ростовским". В 1329 году
собор был закончен строительством с севера придела Поклонения веригам св.
апостола Петра (ПСРЛ,21, Степ.кн.,с.318,328; 31,Мазур.лет.,с.83-84).
В том же 1329 году с юга от собора была выстроена высокая белокаменная
восьмигранная церковь "под колоколы" св. Иоанна Лествичника. В
В
Два восьмигранных здания: церковь "под колоколы" на востоке и
Гридница на Западе заняли места с обеих сторон древней вечевой площади,
фланкируя южный фасад Успенского собора. Обустроенная каменными зданиями,
площадь очевидно с этого времени получила название "Красной Соборной
площади" Москвы.
В 1339 году вокруг был восстановлен дубовый Кремник. Наконец, перед
кончиной ( март
Коль скоро первый Успенский собор в 1326 и последний Богоявленский собор
в
Протасий приехал из Владимира с князем Даниилом Александровичем и уже при
нем был какое-то время тысяцким (ПСРЛ, XI , с.129). При Юрии Даниловиче был
вероятно воеводой, а при Калите участвовал в выселении "лучших людей"
из Захваченного Ростова, причем для переселенцев строил Радонеж. Последнее
сведение ценно тем, что Протасий мог строить и Кремник Даниила на Москве,
будучи тысяцким.
Даниил умер в 1303 году. Протасию, в случае приезда к нему » в
1290 году могло быть лет двадцать, а в
В Кремнике Калиты видимо не случайно было поставлено (вместе с
деревянными) 13 храмов (сгорели в 1355 году). Стольная Москва поклонялась
Христовой и Апостольской церкви. Каждый храм был символически "телом Христовым"
(Еф. 1:23; 4:11-16); да и 12 Апостолов были "облекшимися во Христа"
("все — одно во Христе Иисусе", — Гал. 3:27-28; Кол.З:П). Стольная
Москва уже в середине Х IV века строилась как градостроительный
символ христианской православной Руси.
I . Даниил был рожден княгиней Вассою, а его старшие братья —
полоцкой княгиней Евдокией Брячиславною.
2. При описании Раковорской битвы
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский