РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Мокеев Г.Я. Три Софии. О начале распространения на Руси храмового многоглавия. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.orthedu.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2012 г.

 

 

  

Г.Я. Мокеев

ТРИ СОФИИ. О начале распространения на Руси

храмового многоглавия

 

Храмовое многоглавие - яркий признак своеобразия русской церковной архитектуры. Его не было в Византии, откуда пришло христианство на Русь, Болгарии, Сербии, Грузии... Не получило оно развития и в христианских странах Западной и Центральной Европы. Возникнув и распространившись только у нас, многоглавые храмы (условно, более 5 глав) стали гордостью и символами Руси-России. Кто не знает, например, соборов св. Василия Блаженного в центре Москвы или св. Софии в центре Киева? Но многоглавые храмы во множестве украшали не только древние столицы Киевской или Московской Руси. Построенные в пограничных землях, городах, они в XVI-XVIII веках гигантским ожерельем окружили всю  Русскую землю. В разное время такие храмы появились в Старочеркасске, Новомосковске, Киеве, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Вытегре, Петрозаводске, Кижах, Коле, Турчасове, Онеге. Пинеге, Мезени, Шенкурске, Твери, Кашине, Ярославле, Елабугe, Тюмени, Тобольске, Иркутске... В пограничных землях храмы встречали чужеземцев ликующим множеством своих цветных глав, золотых или деревянных крестов, достойно, на высшем архитектурно-символическом уровне представляя Свято-Русскую землю всему миру.

Но все это - в итоге. А как храмовое многоглавие зарождалось, откуда взялось, когда начиналось, что означало? Проблема сложная и до сих пор окончательно не решенная. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить три наших древнейших уникальных многоглавых храма во имя св. Софии Киева, Полоцка и Новгорода, появившихся еще в X-XI веках при самом начале распространения на Руси христианства. Особенно - первую киевскую деревянную Софию - предшественницу всех других софийских храмов.

 

София Киевская возникла еще в языческий период, зa 35 лет до массового крещения Руси. Не все язычники понимали тогда смысл христианской религии. Поэтому посвящение храма просто "Божией Премудрости" (Софии - по-гречески) - хорошо согласовывалось с начальной ситуацией распространения новой религии.

Хотя в Киеве тогда, помимо множества капищ языческих богов, уже появились храмы христиан св. Илии на Подоле, Николы Чудотворца на Угорском...

Первый храм св. Софии построен был в 952 году стараниями великой княгини Ольги (год указан на 

 

Каменная София Киева

Рис. 1. Каменная София Киева сер. ХI в. и памятный крест с распятием (кальварий) на месте алтаря деревянной Софии 952 г. 13 глав храма - символы Христа и 12 Апостолов. Рис. А. Вестерфедьда. 1651г.

полях псковского Апостола I307 г., об Ольге как храмоздательнице - в Иоакимовской летописи). 

До недавнего времени дата основания храма считалась сомнительной, так как во всех наших летописях крещение Ольги записано под 957 годом. Но еще В. Татищев писал, что княгиня крестилась в 945 году (ИР,1,с.106), а Г. Литаврин недавно доказал, что княгиня Ольга была в Константинополе на приеме у императора в 946 году, причем уже со своим духовником о. Григорием ("История СССР",1981, № 5).

Храм 952 года был деревянным и простоял 65 лет до 1017 года, когда сгорел при нападении на Киев поляков Болеслава Храброго (Титмар Мерзебургский). Размещался он в одноименном монастыре "на поле вне града" Киева, позади большого языческого кладбища, у пересечения двух больших дорог, на вершине огромного Киевского холма. Легенды сообщили, что храм имел 70 верхов, подобно иерусалимскому храму Святая Святых (Беседа Иерусалимская и др.).

Но могли ли вообще помещаться на деревянной Софии 70 верхов? В этой связи настоящей находкой оказалась записанная под Киевом в начале XIX века народная колядка о построении деревянной (!)Киевской Софии (текст представлен в извлечении).

 

... Присвята Дива

Зизвала... сорок ремисникив:

"Ой прийдит же вы, ремисничейки,

А зизнит же вы кедрове древо,

Збудуйте з него Святу Софию,

Святу Софию в Святем Кийови.

Бы на ний було сямдесять верхив,

Симдесять верхив, симдесять крыжив,

Семеро дверий, а едины пидлоги...

День будувалы, в ночи втикалы,

В ночи втикалы, в день прибывалы.

А заслав Господь Ангела з неба:

"Не влякайтесь, ремисничейки!..

Крыжи робите, верхы зводите!..

Един вершейко - и браз сличнейко.

А в тым вершику - Золотый Престил,

За тым Престилом - Сам мылый Господь,

Служил службойку суборовую,

Суборовую, заздоровую".

(Киевская Старина, 1889, январь).

 

Народный словарь колядки заслуживает особого внимания, так как он - не случайность сюжета-вымысла, а ценный "набор" христианских терминов и понятий, отразивший их многовековую "каноничность". Что в колядке ценно и интересно для нашей темы?

- До XIХ века народ не забывал о том, что каменной, существующей доныне Софии середины XI века (!) предшествовала София более древняя, деревянная.

- Народ считал, что на деревянном храме имелось 70 верхов. Если круглое число "70" может вызывать сомнение, то "множество" верхов (впечатление) вполне допустимо и вот почему.

- Народ называл "верхами" не обязательно "главы" (понятие позднее), а просто кресты с разными подножиями. Крупные и мелкие они очевидно во множестве находились со всех сторон храма как его обереги.

- "Верхи" вообще могли существовать только с крестами, иначе их разрушает нечистая сила (без крестов они "в ночи втикалы", то есть исчезали). Отсюда - важный вывод, например, в отношении каменной Софии: она сразу же получила кресты по всем 13 верхам-главам.

- "Верх с крестом" на храме символически трактуется как "Престол". Это важное народное представление, не противоречащее церковным канонам, позволяет символически трактовать, например, 25 верхов Десятинной церкви в качестве символов 25 Небесных Престолов, поскольку сам храм был символом Небесного Града, в котором эти 25 Престолов появятся для Судей человечества в Конце Света при Страшном Суде.

Нам неведомо, какие конкретно архитектурные формы деревянная София "передала" каменной. Помимо посвящения Премудрости Божией, это было очевидно многовершие и пирамидальность композиции (вытекающие из "иерархичности" храмовой символики, от следования избранным образцам), ритмика и масштаб бревенчатых клетей, перешедшие на "клети" каменные... Семь дверей на едином полу указывают на существование у деревянного храма притвора и, возможно,  галереи (три двери впереди с запада, по двое дверей - с юга и востока).

Но настоящее удивление и восхищение вызывает реальный факт былой устремленности княгини Ольги как храмоздательницы загородного храма на следование высочайшим храмовым образцам христианского Востока: на виденную ей Константинопольскую Софию (посвящение), на Иерусалимский храм Святая Святых (на его легендарное многовершие). В условиях языческого Киева это душевное и духовное движение выглядит чудом! Причем именно оно оказалось затем оценено и подхвачено Святым Владимиром и Мудрым Ярославом. Киевская София в итоге оказалась в центре Верхнего Киева точно также, как указанные святыни-образцы в центрах главных христианских столиц того времени.

26 ноября 1047 года при торжественном освящении церкви св. Георгия Иларион, митрополит, говорил о соборе св. Софии, обращаясь к великому князю Ярославу, что князь "окончил недоконченное" Владимиром, причем Владимира он уподобил Давиду, а Ярослава - Соломону. Следовательно, каменный храм св. Софии задумал создать еще Владимир, а на долю Ярослава пришлось только исполнение его планов. Ярослав довершил дело, начатое Владимиром, довел его до конца.

"Эта драгоценная историческая правда, запечатленная речью Илариона, - заметил Д. Айналов, - ведет к соответствующим выводам. Подготовительные работы по постройке церкви св. Софии (каменной, авт.) следует приписать Владимиру. Он мог их предпринять только с теми мастерами, которых вызвал для создания Десятинной церкви... И если летопись молчит о новом призыве греческих мастеров при Ярославе, то значит он выполнил свою задачу при помощи старых мастеров своего отца" (Сб. "В память св. равноапост. кн. Владимира", 1917,с.35).

Можно сделать еще один вывод. Если Владимир (+ 1015) основал каменный собор, то собор этот был заложен не на месте деревянного (сгорел позднее, в 1017 году), а рядом, скорее всего, с запада от него. Этот адрес можно подкрепить, очевидно тем, что на месте главного алтаря и престола сгоревшей деревянной Софии был установлен в 1018 году огромный памятный деревянный крест. Крест этот вскоре стал геометрическим центром всего Верхнего Киева. Расстояние от него до древнейших Киевских ворот в 300 греческих царских саженей (сажень - 197,6 см.) было отмерено крестообразно по земле еще до трех других ворот Золотых, Лядских и Жидовских при закладке в 1037 году "города Ярослава". Деревянный крест стал "Середой земли", Лобным местом не только Верхнего Киева, но всей Киевской Руси, Русской земли (показан позднее в XVII веке на первом изображении Киева 1638 г., а с распятием - на рисунке св. Софии 1651 г. Вестерфельдом).

В конце XIX века А. Прахов писал: "Очищая фрески в древней крестильне (между ложной башней и папертью), пришлось обнажить угол, образуемый северной стеною башни и западной стеною церкви; при этом оказалось, что стена башни отошла от стены церкви на три с лишним вершка, что стена башни была приложена к стене церкви уже совсем готовой, украшенной шиферным карнизом и фресками, виднеющимися в щели" (Древности, XI в.III, с.7). Оказывается, внешняя (вторая) галерея с контрфорсами и лестничными башнями строилась много позднее вокруг храма с внутренней  двухэтажной первой галереей, уже расписанной снаружи фресками.

В итоге получается, что каменная София возводилась в три этапа, причем между каждым этапом протекал значительный отрезок времени.

На первом этапе (начало XI в.) собор был заложен князем Владимиром: ему принадлежали общий замысел, многолетняя подготовка необходимого большого количества стройматериалов (обжиг плинфы, извести, завоз булыжного камня и проч.) и очевидно закладка фундаментов с запада от деревянной Софии. Но в 1015 году Владимир был убит пасынком Святополком Окаянным и стройка остановилась. В 10I7 году победивший Святополка Ярослав "иде к Берестию (против Болеслава Храброго, поддержавшего Святополка) и заложена бысть святыя Софея в Киеве". Ярослав битву проиграл, а поляки сожгли затем весь Киев вместе с деревянной Софией. Постройка каменного храма, естественно, опять остановилась.

На втором этапе (1025 - 1037 гг.) победивший в княжеских усобицах Ярослав строит, наконец, каменный собор (с первой внутренней галереей). В I037 году "заложи Ярослав город Кыев и церковь святыя Софея сверши " (Новг. лет. I, M-Л, I 950, с. 160). 11 мая1039 года в храмовый праздник собор освящал грек Феопемпт. С 1037 по 1044 гг. великий князь, помимо строительства своего "города Ярослава", возводил Золотые ворота, храмы св. Георгия, Ирины, Лазаря перед св. Софией (церковь св. Георгия освящалась в I047 году). В начале 40х годов София Киева была расписана фресками внутри и снаружи. А в 1044 году греки-каменьщики были отправлены Ярославом в Новгород строить вторую каменную Софию, потом третью Полоцкую.

На третьем этапе (II пол. 50х годов) после окончания строительства софийских храмов в Новгороде и Полоцке, оставшиеся мастера-каменьщики вернулись в Киев и, укрепляя Киевскую Софию, обстроили ее наружной одноэтажной галереей с контрфорсами, возведя также две лестничные башни. 4 ноября, как значится в Мстиславовом Евангелии и древних  Прологах (год неизвестен), собор был окончательно освящен греком Ефремом (митрополит с 1053 года). Хотя еще в феврале 1055 г. (1054 по март. календ.) "преставися Ярослав, иже Правду устави, и положиша его у Святыя Софии в Киеве" (Пск., лет.,3, с,76).

Иларион говорил, что Ярослав "Дом Божий великий святый Его Премудрости създа на святость и освящение граду.., юже съ всякою красотою украси златом, и сребром, и камением драгым, и съсуды честными, яже церкви дивна и славна всем округным странам, якоже ина нe отыщется въ всем полунощи земнем от востока до запада"( Похвальное слово Владимиру ). В конце XI века летописец Нестор записал: "Ныне святые церкви стоят златоверхия, каменнозданныя..." Золотыми на св. Софии были не только купола и кресты: лестничные башни с шатрами превратились в "две вежи позлащенные" (Супрасльск.лет.).

Сейчас София имеет 19 глав: 6 больших дополнительных возводились в конце ХУП века на средства царей Иоанна и Петра Алексеевичей при участии гетмана Мазепы и митрополита Варлаама (Ясинского). "Обновление" было произведено к 1706 году зодчим Осипом Старцевым "со товарищи" в стиле "украинского барокко".

 

София Новгородская. В 990 году, очевидно по желанию князя Владимира Крестителя, "постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. и поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день. ..Бысть честно устроена, и украшена; а стояла по конец Пискупли (Епископской) улицы над Волховом рекою..."

В 1045 г. другим князем Владимиром и прибывшими из Киева каменьщиками  "Заложена бысть святая София Новегорода"(Новг .лет.I ,М., 1950. с.16). А в 1050 году "Священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича" (ПСРЛ, XV). 

 

София Новгородская

 

Рис. 3. Реставрированная после войны София Новгородская 1050 г.

Каменная София Новгородская "о шести версех" существует до сих пор: пять глав стоят посреди храма, шестая - над лестницей на второй ярус и хоры. Символика количества глав до сих пор не ясна. Храм лучше других софийских храмов сохранился в своем древнем обличье и реставрация этого облика мало помалу продолжается.

 

София Полоцкая. Первоначально, очевидно после крещения половчан, где-то около 990 года, был возведен деревянный собор во имя св. Софии (А.Сапунов). Факт посвящения храма в честь Божией Премудрости очевидно опять связан с желанием князя Владимира, разгромившего Полоцк в 980 году. Деревянный храм мог сразу же получить семь верхов оттого, что сменил вероятно святилище семиглавого бога Руговита, принесенного сюда ругским князем Рогволдом "из за моря". И когда с 1050 года греческие мастера, переведенные из Новгорода по указанию Ярослава, возводили каменный собор, они уже по традиции оставили на нем семь верхов-глав: "Полтеск на Двине... А святая София каменна о седми версех" (Новг. лет,1.М-Л, 1950.с.476). Пять глав стояли как обычно посреди храма, а две главы - видимо на западных углах, причем в одном из углов вероятно находилась лестница на второй ярус.

Храм в Полоцке с 1050 года строил уже правнук Ярослава Всеслав Брячиславич. В 1066 году этот князь напал нa Новгород и увез к себе колокола Софии Новгородской. Позднее в "Слове о полку Игореве" запишут: "В Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а... въ Киеве звон слыша".

Существует загадка: почему в более значительном Новгороде София получила 6 верхов, а в Полоцке - 7. Количество глав на городском соборе не просто символично в церковном отношении, но и в государственном. Здесь же оно возможно отразило еще и предпочтения главного храмоздателя Софийских соборов Ярослава Мудрого. Причем странно здесь было то, что Ярослав бывал новгородским князем, затем стал великим киевским, а полоцким не был.

Недавно А.Кур произвел подсчеты годов жизни и княжений Владимира и Ярослава (Библ. журн. "Молодая Гвардия", т. 6, 1996.с.344). Оказалось: Ярослав родился в Полоцке в 978 г., когда с 977 по 980 гг. Владимир был у варягов "за морем". Отцом его был Ярополк, а матерью Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволда. Когда Владимир пришел в 980 году в войсками варягов и новгородцев в Полоцк и захвалил город, то убил Рогволда и двух его сыновей, Рогнеду взял в жены, а маленького Ярослава усыновил.

В итоге получилось, что Ярослав вообще не был "рюриковичем" (как и всё его последующее потомство), а был "рогволдовичем". В Полоцке же в I050-I055 гг. он указал возвести Софию "о седми версех" в память о своей

Родине и этим (сравнительно с Новгородом) постарался поднять ее престиж.

София Полоцкая капитально ремонтировалась в XV-XVII веках. После взрыва хранящейся в ней пороховой казны и обрушения в 1705 году, oнa была перестроена с полным изменением древнего облика. А с новой перестройкой в 1738-50 гг. храм получил вторую апсиду на западе и две высокие башни-колокольни, превратившись по облику в настоящий католический храм.

+ + +

Рис.  2. Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12 крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.

Три Софии в XI веке строили 12 греческих каменьщиков, "сиреч церковных мастеров". Братья-монахи, которых "Пресвятая Богородица прислала из Царь-града", по мере многолетних трудов не уезжали обратно в Грецию, а с кончиной каждого хоронились в Киевских пещерах. В 1594 году Эрих Лясота записал другое предание: "Вне церкви (св. Софии) также показывают место, где похоронены художники, которые составляли планы и построили церковь" (Сб. мат. по топогр. Киева. Киев, 1874, отд.П, с.121).

Число "12" - символическое, причем символика эта правдива и идет с давних времен. Так Владимир в 988 году, ликвидируя пантеон языческих богов в Киеве, идола Перуна "повеле привязати коневи к хвосту и влещи с Горы по Борицеву на ручаи, и 12 мужа пристави бити жезлием" (Новг.лет.1, М-Л, 1950, с.156). Много раньше Константин Великий (324-337), сооружая первую сень в Иерусалимской церкви, "полукружие ее верха основал на 12 столпах... изображая через ниx дванадесяточисленный лик Апостолов" (Евсевий. Жизнь Константина Великого, III, 38). Тогда же был построен в виде базилики и храм св. Петра в Риме. Алтарь его отделялся от среднего нефа 12 колоннами, над которыми стояли статуи 12 Апостолов. В 1204 году крестоносцы грабили св. Софию в Константинополе: "И одраша двери и разсекоша, а онбол окован бяше всь сребром, и столпы сребрьные 12,.. и 12 креста, иже над олтарем бяху" (Новг., лет. I, М-Л,1950,0.49). Столпы предалтарной преграды символизировали 12 Апостолов перед престолом - "краеугольным камнем" Христом. Магистр Петр Карнатский записал правило: "В основании храма полагается камень с изображением храма и 12 других камней в знамение того, что церковь покоится на Христе и 12 Апостолах" (Цит. по Н. Троицкий, Тульские епарх.вед.,1916, № 3-4,с.31).

Три русских храма св. Софии середины XI века имели внутри по 12 крещатых (в плане) несущих столбов - конечно символизировавших I2 Апостолов, столпов церкви (на илл. планов столпывыделены черным). По 12 крещатых столбов внутри имели еще три монастырских соборных храма возле Киевской Софии, построенные в I036-I044 годах: св. св. Георгия, Ирины и Лазаря. Интересно, что кроме указанных шести храмов, 12-колонников на Руси более не возводилось. Почему храмы Ярослава, в этом отношении, остались уникальной символической группой - неясно до сих пор.

Пять с половиной столетий был уникален и другой символ Новгородской дубовой Софии и киевской каменной Софии: 13 верхов-глав церквей снаружи символизировали Христа и 12 Апостолов (Макарий, ИРЦ, СПб,1868,с.71).

Но Христос избрал сначала 12, потом 70 учеников-Апостолов. "В граде Солуне церковь святой великыи Христов мученик Дмитрей на седмидесяти столпех основана бысть... А вмутр церкве... дванадесять столпов аспидных, да двесте и шестьдесят мраморных..." (ИОРЯС, ХVI, кн. I, с.7).

Деревянная Киевская София 952 года очевидно имела образцом не только легендарную Иерусалимскую церковь Святая Святых "о 70 версех". Верха первого на Руси софийского храма, были еще символами 70 Апостолов, распространявших Божию Премудрость по всему белу свету.

+ + +

Три Софии превратились в три "краеугольных камня" Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде. Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что "Премудрость" будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.

Но начиная с ХIV века под действием внешних могущественных сил Русь была разделена на три территории, а русский народ на три "братских народа". И три Софии стали с тех пор символами Великой, Малой и Белой Руси.

В конце XX века три "брата-богатыря" разъехались по трем дорогам и теперь в XXI веке "камение вопиет" об утере братьями мудрости.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский