РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Мокеев Г.Я. Страна - город Русь. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.voskres.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г.

 

 

  

Г.Я. Мокеев

СТРАНА - ГОРОД РУСЬ

 

Часть I
Заграда Руси - грандиозный город в Среднем Поднепровье

"Русь! Откуда ты?"
Сергей ЛеснойХ в.

В Среднем Поднепровье на древней южной границе Русской земли с Причерноморской степью наши далекие предки-земледельцы возвели грандиозный город для защиты от нападений кочевников. Он не был обыкновенным укрепленным населенным пунктом, его рвы, валы, оборонительные стены тянулись в несколько сходящихся и расходящихся линий на сотни километров, ограждая огромные территории. Для активной защиты по линиям укреплений были развернуты цепочки городков-застав, а на пересечениях стен с дорогами стояли ворота. Это была целая "страна оград" или "царство оград", а говоря точнее - многополосая, глубоко эшелонированная Заграда Руси от неожиданных наездов грозных многотысячных орд степных кочевников.*

Русские люди городили необыкновенный город более двух столетий: создавать его начали в конце IX века во времена язычества, а прекратили строительство где-то на рубеже XI-XII веков уже во времена христианства. Будучи дерево-земляным, - как любые русские крепости того времени, - величайший город Руси был недолговечным, даже в период своего длительного создания. Пока строились одни его оборонительные линии укреплений, успевали разрушиться предыдущие. Да и строились они прерывисто, во времена возрастания военных угроз. А разрушались как сами по себе "от ветхости", так и с "помощью" хазар, печенегов, половцев. Наконец, к середине XII века грандиозный город окончательно развалился, во многих своих частях сожженный половцами. В это же время, единая Киевская Русь, создававшая пограничную Заграду, сама стала распадаться и дробиться на уделы-княжества. Возобновлять укрепления, поддерживать городки-заставы в боевом состоянии стало некому. Новая феодальная Русь снова оказалась открытой для разбойных наездов-налетов полчищ степняков.

Судьба необычного города оказалась еще удивительней тем, что о его создании в IX-XI веках почти ничего толком не сообщили наши начальные летописи, - а тем более летописи последующих веков. Огромный город, возводившийся с не менее огромными трудностями многими поколениями русских людей, не оставил следов и в народной памяти. Люди забыли о нем, забыли кто и зачем копал рвы, кто после себя оставил тянувшиеся по земле то здесь, то там длинные, давно расплывшиеся валы, образно названные в народе "змиевыми". Валы и рвы эти оказались в итоге тоже либо распаханными, исчезнувшими из виду, либо быльем поросли.

С середины XIX века фрагменты змиевых валов начали картографировать краеведы, историки Украины И. Грабовский, И. Фундуклей, М. Максимович, В. Антонович, В. Ляскоронский... В середине XX века полжизни отдал изучению величайшего города Руси замечательный исследователь-энтузиаст А. Бугай, проводивший даже разведочные раскопки. Наконец, уже в конце XX века остатками былого города занялись археологи. В 1974-85 годах в разных его местах работала археологическая экспедиция Украинской Академии Наук под руководством М. Кучеры. Материал исследований был опубликован в его книге "Змиевы валы Среднего Поднепровья" (Киев, Наукова Думка, 1987 г.).

Однако даже сейчас, в начале XXI века, исчерпывающая информация о грандиозном городе не собрана, а всё имеющееся требует всестороннего и детального анализа. Так остается неизвестным, когда и кем было начато строительство города, как и в какой последовательности оно велось, когда закончилось? Неизвестно, где проходили некоторые его валы и стены, каковы были их конструктивные особенности, как многие из них выглядели? Совсем не собирались и не анализировались иностранные сведения германских хроник, норманнских саг... Город предстает там иногда легендарным, - а в сказаниях и легендах, как это обычно водится, правда перемешана с поэзией, а терминология с кривдой разноязычных слов. Наконец, в этой же связи, не анализировались наши былины, особенно о святорусских богатырях, съезжавшихся со всей Святорусской земли к Владимиру-Солнышку и служивших на богатырских заставах Заграды Руси.

О Великом приднепровском городе до настоящего времени ничего не написано ни в одной книге о русском градостроительном искусстве. Как говорил дедушка Крылов "Слона то мы и не заметили". А ведь только построив грандиозный город-Заграду, русский народ смог сначала отбиться от многих смертоносных нападений врагов, потом уже, опираясь на него, - создать огромное древнерусское государство. Слишком велико было значение этого города. С него начиналась наша Великая Родина. И на вопрос Сергея Лесного: "Русь! Откуда ты?", мы можем сегодня безошибочно ответить: "Из грандиозного города на Днепре!"

I. СВЕДЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

Известия о приднепровском Великом городе Руси немногочисленны и все принадлежат западноевропейским историческим источникам: в чем-то ясным, но в большинстве - туманным и даже спорным. Они сообщают о городе в целом, без подробностей, - что очень ценно. Например, норманны, видевшие город как бы "со стороны" зафиксировали о нем лишь свое первое впечатление. Обычно самое правдивое, оно несло чрезвычайно интересную информацию.

Страна оград, Заграда - Гардарика, (Gаrdаrika, Gardariki, Garda норманских саг и датских хроник X-XII вв. (об Олаве Тригвассоне, Волдемаре Великом и др.). Историки неверно объясняли иностранные топонимы, переводя их как "страна городов" или "царство городов", а города понимая при этом только как укрепленные населенные пункты (точки на карте). Получалось, что, охватывая всю Русскую землю от Беломорья до Среднего Поднепровья, "страна городов" будто бы вся была густо покрыта населенными пунктами. Фактически же, в этом отношении, земля, наоборот, была большей частью пустынной. Города-пункты в X-XII веках, особенно на севере, располагались редко, в 200-300 км друг от друга (Ладога, Новгород, Белоoзеро, Ростов...). Какое же это "царство городов"? - сплошь дикие леса и болота. Здесь историками при переводе слов допускалась существенная неточность.

В норманнских сагах Русь называли иногда кратко - "Гарда", "Garda" (без "riki" - страны). А скандинавское слово "gard" означало просто забор, заграждение, ограду, двор. В таком случае слово "Гардарика" следует правильно переводить как "страна оград", а "Гарда" - как "ограды" или точнее и в целом - "Заграда".**

Поехать в Гардарику, Гарду означало попасть в землю, заставленную оградами, преградами, оборонительными укреплениями-стенами. А такая территория, такая страна находилась тогда лишь на Киевщине и Переяславщине, на границе с Диким полем, агрессивными степными кочевниками, и более нигде. Именно эта территория называлась тогда собственно Русью. Здесь служили наемные пограничные войска норманов, знаменитых и безвестных викингов. Например, в Гардарике провел юные годы будущий король Норвегии святой Олаф Тригвассон (III четв. X в.). Поскольку он плавал там на кораблях, местом его службы был по-видимому г. Воинь, с его гаванью в разветвленном устье реки Сулы, выдвинутый от Руси на юг в степь. Воинь в Х веке перекрывал путь с Дикого поля к Киеву, Переяславлю, Чернигову. Олаф мужественно и храбро защищал Гардарику. После посещения Греции в 986 году он, якобы, уговорил "конунга гардов" Волдемара принять христианство. В Гардарике также провел юные годы будущий король Дании и разрушитель Арконы полурусский Вольдемар I Великий (середина XII в.). Он был внуком Мстислава Владимировича и зятем минского князя Володаря Глебовича.

В Гардах викинги очевидно проходили хорошую школу мужества в псинах с кочевыми ордами печенегов, половцев... Но, где гасли амбиции, жестокость отправлявшихся на восток страшных для Западной Европы норманнов. Ведь дикие азиатские кочевые орды степняков были куда более свирепыми и грозными в противоборстве. Но, может быть, всё было наоборот: Гардарика воспитывала у норманнов свирепость и жестокость.

Днепровский город - Danparstadir, Nepragardr норманнских саг XI-XII вв. (Hervararsaga, сага об Эрике Красном и др.). Это другое, уже адресное название грандиозного города Руси. Историки опять здесь напутали. Не pная и не учитывая Заграды, они отождествляли Днепровский город с Киевом, а он носил другое имя: Kioengardar или Koennogard. Этой путанице способствовал миф о великом готском рейхе V века Reidhgotalande, столицей которого и был якобы грандиозный город на Днепре - Danparstadir. Ведь гиты были "богами", а империя их охватывала якобы всю Восточную Европу. Сверх-огромному рейху соответствовал и сверх-огромный Днепровский город.

Но сага о готской империи - позднейшая мистификация (см. Б. Рыбаков. Язычество Древней Руси, с.30). Воспоминание о готах просто помещено в ситуацию XI века, полуразрушившегося грандиозного русского города на Днепре. Величие его принадлежало древнерусской державе, а скандинавы сделали попытку всё умыкнуть. Мало того, что остготы и вестготы обитали в III-IV веках много южнее киевских высот по берегам Азовского моря и в южном Прикарпатье, само название "Днепр" у них было не русское, а какое-нибудь свое, готское. В Днепровском городе упоминается также "речная область", то есть Воиньская гавань, где служили норманны.

Топоним "Danparstadir" интересен еще одной информацией. Окончание его могло произноситься протяжно "ihr" с вариантом перевода "глина". А на Руси в те времена (XI в.) стены городов-крепостей обмазывались глиной для защиты от вражеского огненного примета. Днепровский Великий город и выглядел как "глиняный город", тем более что некоторые его линии укреплений действительно представляли собой глиняные валы, эскарпы, особенно по крутым берегам рек. Но образ города был еще интерес ней. А. Бугай обнаружил, что глиняная обманка стен и крутых валов снаружи была иногда искусственно обожжена и выглядела "керамической". Такие стены и валы Великого города - пусть не на сотни километров, а лишь в некоторых местах, например, у городских ворот, - выглядели каменными, а потому, в сочетании с деревом заборол, ворот, вышек, - очень эффектно и своеобразно.

Гуннский город, Гуннская страна - Gunnigard, Hunnaland северо-германских хроник X-XII веков (Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд и др.). Для пояснения топонимов важны два факта. Во-первых, на юге по границе Руси нашими князьями был в XI-XIII веках создан "заслон" от неожиданных наездов степных кочевых орд размещением здесь между передовыми линиями Заграды нескольких кочевых племен: торков, берендеев, коуев, турпеев, остатков печенегов. Они тоже оказались жителями Великого города, а потому - верными союзниками Руси, находясь, с одной стороны, под ее защитой, а с другой - усиливая ее конные войска. Клин вышибался клином: против кочевников выступали кочевники. Неожиданных нападений на Русскую землю уже не было.

Во-вторых, все кочевники были известны Западной Европе как "гунны" - очевидно еще со времен Атиллы (V век). Греки-византийцы в Х веке писали, что русский князь Святослав использовал в Болгарии гуннов как своих союзников (печенегов, мадьяр...). Поэтому и германские хронисты (Кранц и др.) вообще считали гуннов, словен, венедов за один народ, представляли тогдашнюю Русь на востоке бесконечным городом "Гунналандом", обнесенным семью кругами укреплений (А. Васильев. О древнейшей истории северных славян. СПб., 1858, с.107). Недавние исследования украинских археологов подтвердили число "7" для линий Заграды (ее западный край), что говорит о правдивой информации немецких хронистов. Кстати, самый южный вал по реке Суле назывался "Половецким" (очевидно строили пленные половцы), так что здесь тоже была доля истины.

Восточный город - Ostrogard северо-германских хроник XI-XII вв. (Адам Бременский, Гельмольд и др.). Упоминание топонима интересно в структурно-градостроительном отношении. Заграда и Киев мыслились совместно: Адам Бременский называл Киев "главным городом Острогарда в Руции". Следовательно, Восточный город состоял не только из множества бесконечных оград, малых населенных городков-крепостей, но имел крупнейший столичный центр, каким тогда слыл Киев. Своеобразный мегаполис раскидывался на территории в несколько сот квадратных километров.

Кстати, всех отправлявшихся из Западной Европы на восток, в Острогард немцы тогда называли "ruzarii", что созвучно русскому слову "рыцари", а "Руция" - слову "Русь". (РИС, т.4,с.166,сн.7). Рыцари и ехали в Русь как в прифронтовую страну, в гигантский пограничный город где все воины Руси были рыцарями. Такие известия позволяют нам проникнуться постоянно-тревожной ситуацией существования Киевской Руси того времени и ее населения, прятавшегося за оградами Заграды, в любой момент ожидавшего нападений врагов.

Валы-насыпи южнее Киева - "sepe"(Брун). 3 февраля 1006 года в степь к печенегам для проповеди христианства прошел через русскую границу немецкий архиепископ Брун. Позднее в письме к германскому императору Генриху II он писал: "Государь руссов, великий державою и богатством... два дня провожал меня сам с войском до последнего предела своего государства, который он по причине скитающегося неприятеля оградил отовсюду самым крепким "sepe" на весьма большое пространство".

"В этом "sepe" для прохода в степь были устроены ворота, за которыми уже лежала неприятельская земля. Печенежские становища не начинались сразу за укрепленной чертой, а Бруну, и его спутникам пришлось еще два дня пути идти по степи, никого не встречая" (Гильфердинг А.Ф. Неизданное свидетельство о Владимире Святом и Болеславе храбром. Русская Беседа, 1856, N 11).

Историки варьировали перевод значения якобы латинского слова "sepe" как завалы, изгородь, частокол, деревянные ограждения... Но епископ просто употребил русское слово "соп" без перевода: осопь, насыпь, вал, встречающееся в русских летописях. Например, Мономах "постави град Володимер Залешскый в Суждальской земли и осыпа его спом" (Синодальн. Лет., под 1101 г.).

Свидетельство Бруна как современника существование Заграды Руси интересно еще тем, что оно указывает на русского князя (Владимира) как строителя "sepe" на границе своей земли. "Конунг" оказал проповеднику христианства максимально возможный почет, - ведь впереди у него была неизвестность, может быть даже смерть. Позднее Брун вернулся назад, а потом в Западную Европу, где был после кончины канонизирован латинской церковью.

+ + +

В итоге, из приведенных упоминаний грандиозного города Руси иностранцами можно сделать несколько интересных и полезных выводов.

- Город такой действительно существовал в X-XII веках, охватывая своими укреплениями целую страну на востоке Европы (Гардарика, Острогард, Гунналанд). Находился он на южной границе Русской земли со степью (Брун), следовательно, тянулся с запада на восток, пересекая Днепр (Днепровский город).

- Из всех иностранных названий необычного города самым близким по смыслу было "Гардарика" в переводетрана оград","царство оград" и слово "Гарды" - "ограды", которое можно перевести в целом как "Заграда" Руси.

-- Заграда была создана от нападений крупных кочевых орд и насчитывала до 7 линий укреплений (Гунналанд).

- Ограждения Заграды представляли собой валы с воротами в них (Брун), над которыми возвышались стены (гарды, преграды, ограды), обмазанные кое-где глиной, (глиняный Днепровский город).

- В "Гардах", на территории Заграды служили отряды норманнов - наемных профессиональных воинов, среди которых были даже будущие короли Норвегии и Дании, Заграда Руси слоила хорошей школой рыцарства, пройти которую очевидно считалось в Европе престижно.

" Грандиозный город Руси так поражал современников своеобразным видом и масштабами, что "спровоцировал" норманнов, германцев в XI-XII веках на сочинение сказаний и легенд, герои которых действовали в этом сверх-городе, - даже если легендарные события приурочивались к III-IV векам (готы), или IV-V (гунны).

- Легендарный многополосый грандиозный город Руси как бы ограничивал собой на востоке европейскую цивилизацию (Острогард). За ним уже находился неведомый "Тартар" (указан позднее на европейских картах), из которого в Европу много столетий периодически врывались свирепые и страшные кочевники-гунны. Позднее нахлынули уже сами татары, обитатели этого "Тартара". И еще много столетий в тар-тара-ры бесследно пропадали от их набегов тысячи русских людей.

 

Страна - город Русь

часть II
"Откуда есть пошла Русская земля..."

"Откуда есть пошла Русская земля,
Откуда Русская земля стала есть".
Повесть Времяных лет

Грандиозный, необычайно своеобразный город - Заграду Руси IX-XI веков в Среднем Поднепровье от кочевников Причерноморской степи целесообразно рассмотреть в русле трех главных понятий древнерусского слова "город": городская община (насе-ление), укрепленный пункт (крепость), защитная ограда (оборонительные сооружения). Начинать лучше с выяснения состава, сложения, своеобычного существования общины, целей ее градостроительной деятельности.

Древняя Русь изучалась три последних столетия сотнями исследователей. Поэтому в данной небольшой статье из многосложной ее истории придется "выхватывать" лишь отдельные эпизоды, в которых проглядывают сведения о "горожанах" необычного города. Поскольку город был грандиозным, а жителями его было население целой страны (Гардарика, Данпарштад, Острогард: западно-европейских очевидцев X-XII вв.), то здесь сначала желательно коснуться старой проблемы происхождения Руси под "градостроительным" углом зрения, - чего никто никогда не делал.

Три летописных "ловушки". Раньше всех здесь "подсуетились" немцы-историки XVIII века Байер, Миллер, Шлецер со своей "норманнской теорией происхождения Руси". Они использовали для этого легенду нашей начальной летописи Повести Временных лет (ПВЛ) "О призвании варягов", а варягами объявили шведов. Этой подтасовкой немцы-историки так заморочили всем головы, что до сих пор Западная Европа, ее историки не в состоянии выкарабкаться из этой "заморочки" (очевидно и не хотят). Хорошо, что наши древние летописцы-провидцы как бы предусмотрели такую ситуацию, устроив три "ловушки" для безграмотных историков (каковыми, естественно, и оказались немцы-выскочки).

"Ловушка" первая. Когда словене-новгородцы призвали варягов, то в летописи позднее записали: "И от техъ варягъ прозвася Роская земля" (ПВЛ, под 862 г.), "А словеньскыи язык и русскыи одно есть, от варягъ бо прозвашася русью, а первое беша словене" (ПВЛ, под 898 г.).

Отсюда немцы-историки сделали вывод: Великая Русь, Русское государство создано варягами-норманнами (северо-германцами), - славяне же вообще не были способны это сделать и не смогли. А действительно хитро: мы ведь и сегодня можем подумать на основании таких летописных фраз, что от имени шведов-руотси могла прозваться Русь, Русская земля. Необходимо заметить, что ни шведских, ни немецких, ни каких либо еще исторических источников об этом нет. Немцами была использована по-своему только легенда русских летописей.

"Ловушка" заключается в особенностях древнего русского языка. Когда в старину говорили "убит от татар", это означало "убит татарами" (творит. падеж, "кем"?). Когда летописец записал, что "от варяг прозвашася русью", это означало "прозвана варягами", то есть варяги стали называть новгородцев русью, "преже бо беша словене".

На эту лингвистическую "ловушку", происходящую от незнания особенностей древнего русского языка, попались не только немцы, но многие русские норманисты, даже нынешние историки, особенно западноевропейские. А правильное прочтение текстов в корне меняет ложно поданный смысл.

Варяги-наемники, и неважно кто: прибалтийские ли словене, шведы или норвежцы, стали называть новгородцев "русью", а их территорию "Русской землей" потому, что высадившись в пограничной Ладоге вошли в пределы уже известной им Русской земли. Более того.

Русь не "начиналась" в середине IX века, - она здесь уже присутствовала "de iure" и "de vakto" с более раннего времени! Именно это засвидетельствовали в 862 году появившиеся на Ладоге варяги.

Но все-таки, кто же были эти высадившиеся варяги по национальности?

"Ловушка" вторая. При изложении легенды о призвании варягов новгородцами, летописцы так перечислили народы балтийского побережья: "Идоша за море к варягомъ, к руси, - сице бо ти ся звахуся варязи русь; яко се друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норвежцы), англяне, друзии гъте (готы), - тако и си:" (ПВЛ, под 862 г.).

"Варягами" летописцы явно называли западных словен, где жило племя ругов-русов возле острова Ругов (нем. Рюген). Эти варяги тоже жили "за морем", но были не шведы, не норвежцы, не англичане, упомянутые здесь все в едином документе-известии, в единой очереди. Летописец особо растолковывал любым будущим бестолочам: "друзии зъвутся свее, друзии же урмане,.. друзии"! Варяги-русь живут одновременно с этими "другими", - от них (ими) даже море называлось "Варяжским". Зачем же их с кем-то путать, отождествлять например со шведами? Впрочем, здесь можно говорить уже об умышленном извращении факта историками-немцами (это ведь и нужно было им для подлога).

"Ловушка" третья связана с адресом дани, которую новгородцы ежегодно платили варягам "мира деля". Историки считали, что дань шла варягам-шведам, чтобы они якобы не разбойничали. Но тяжкая дань в 300 гривен серебра была установлена киевским великим князем Олегом в 882 году, а платили ее киевским же великим князьям "до смерти Ярославле" в 1055 году (ПВЛ, под 882 г.).

Дань "мира деля" шла на реку Рось, причем любым но национальности варягам-наимитам, охранявшим грандиозный город на Днепре - Заграду Руси. Вот где более полутора столетий требовались воины-профессионалы и плата для них. Вот где в молодости служили будущий король Норвегии Олаф Тригвассон, будущий король Дании Вольдемар I Великий. Там "гибло за металл" множество других знатных и безвестных воинов-наемников от смертоносных лавин кочевников.

Кто же конкретно составлял население грандиозного города на Днепре, его "городскую общину"? Какие племена населяли страну-Русь? Кто конкретно строил, населял и защищал приграничную Заграду?

 

II. РУСЬ - СТРАНА

инии грады мнози бежаща..,
посласта по них, и постигоша на поли,
и ту възяша ти три городи, а инии оуйдоша".
Ипатьевская летопись, под 1147 г.

В XI-XII веках наши летописцы довольно четко различают две Руси: небольшую страну в Среднем Поднепровье и громадную Русскую землю, охватывавшую большую часть Восточно-европейской равнины. Поехать "в Русь" из Суздаля, Ростова, Новгорода, Полоцка, Смоленска, Галича означало поехать из окраин Русской земли в центр, каковым выступал тогда треугольник городов: Киев-Чернигов-Переяславль с их землями. (Б. А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., с.60). В X веке византийский император Константин Багрянородный тоже различал Русь внутреннюю и Русь внешнюю. Летописная легенда "О призвании варягов" в 862 году свидетельствует о том, что громадная Русская земля тогда уже существовала. Следовательно, когда-то раньше Русь-страна долго завоевывала окружные словенские и иноплеменные земли, собирая под свою власть Русь-землю. Но вот об этом, самом блестящем, замечательном процессе создания великой восточно-словенской конфедерации племен под названием "Русская земля" почти нет никакой информации. Ученые-историки давно пытаются разгадать загадки этого таинственного процесса и здесь имеются уже определенные успехи.

Жители Киевщины, Переяславщины изначально упоминаются в отечественных и чужеземных исторических источниках как росы - русы - руги - поляне, затем с ними в союзе оказались еще северы Черниговщины. Все они и составили население небольшой Руси-страны. Разнородные "людие" конечно не появились здесь враз. Например, летописная фраза: "поляне, яже ныне зовемая русь" говорит как бы о первичности полян и вторичности русов. Русы позднее ассимилировали и северов.

Росы с давних времен жили по реке Рось и ее притокам Росаве, Роставице, Роське. Летописцы объясняли, что полочане получили свое имя от реки Полоты, бужане - "зане седоша по Бугу"ыне историки тоже склонны признавать, что росы получили имя от названия реки (оно первично), поскольку они тоже "седяху по Ръси" (речная "теория происхождения Руси"). Но существует и обратная связь: расены-этруски северной Италии, русины Карпат, русы Прибалтики, росы Приазовья могли сами давать имена рекам. Имя "Рось" носили когда-то Волга, Неман, Доно росов вытеснили оттуда инородческие племена. И только южнее Киева они закрепились навечно и, как представляется здесь, не без помощи грандиозного города на Днепре!

Имя "рос" привязано не только к реке Рось. Его для словенских жителей Приазовья упоминает под 555 годом сирийский географ Захария Ритор, затем для жителей Приазовья и Приднепровья греки-византийцы. Отсюда - как бы название всего этноса. На многих азиатских языках (аланском, персидском, арабском, тюркском) аорс, рос, урус, рус - просто русый, рыжий, светловолосый человек. Кстати, сириец написал, что росы имеют огромные члены тела и кони не могут их нести из-за их размеров.

Русы появились на правобережье Днепра также с незапамятных времен. Но это были те же росы. Дело в том, что в старейших текстах наших летописей они пишутся на "греческий манер" с "оу" - Роусь, Роусьская земля, где "рось" и "русь" слиты воедино. Так в летописи под 862 г. - "от тех варяг прозвася Роуская земля", 988 г. - "Дахъ еи (церкви) десятиноу по всеи земли Роустеи" (Церк. устав Владимира). "Правда оуставлена Роускои земли" (Русская Правда), "Приидоша половци на Роускую землю"озднее в летописях "о" исчезает, видимо потеряв связь с маленькой рекой Рось, и остается только Русь, и Русская земля.

Имя "русь" бесспорно этническое. Существование руси на Правобережье Днепра было изначальным. Ее можно увидеть в "борустенитах" Геродота, Страбона:(V в. до н.э. - I в.н.э.), "борусках" Плиния, Птолемея (I - II вв.), "борусцах" нашей Влесовой книги сущности "бор-рус-стениты" (греч.) и "бор-руски" (римск.) - одно и то же, составленное из "бор" и "рус". Это было естественно, если учесть, что древнейшим предшественником Киева был сначала град-капище Борустень (стень - идол Бора-Борея), затем Боричев, а жители Поднепровья были борустениты-боруски [ Мокеев Г.Я. Борiчiв - ядро-городище К1ева. Ж. "Пам` яткi Украiнi", N 1-6, 1993р. Киiв. На украинском языке].

Руги, - это какое-то европейское "лингвистическое наслоение" на русов (Оттон Бамбергский и др.). У ругов-русов Прибалтики существовали ругские-русские князья. Германцы и киевскую княгиню Ольгу называли "королевой ругов" (а не "регина руссорум"). Но что удивительно, река Рось под Киевом тоже иногда называлась "Ргой" (ПСРЛ, 27, с.194).

В русском языке издревле существуют слова "руг", "ругаться" как брань, браниться (также битва, бой). В церковно-славянском, вообще южно-европейских языках слово "руга" означало еще жалование, плату, вознаграждение, а "ружить" - снабжать, давать ругу, причем не только церковнослужителям, но воинам, солдатам - вообще наемникам. Получается, что "руги" в языческие времена - это наемные воины, на Руси - варяги, которым давали дань (платили ругу).

Дружины наемников-варягов, ругов очевидно были расселены в качестве воинов-пограничников среди русов на территории Заграды в грандиозном городе, отчего их названия сблизились, стали даже идентичными (варяги-русь).

Поляне, по объяснению летописцев, это люди, живущие в полях: "полями же прозвашася, зане в поле седяху". Если русы с древнейших времен занимали "горное" Правобережье Днепра, то поляне - "луговое" Левобережье от Переяславля далеко на юг. Поляне были в давние времена большим и могучим племенем: "палы" упоминаются Диодором Сицилийским в I во н.э., а "спалы" - Плинием в нач.н.э. Вероятно от них происходит слово "исполины" (равные росам), а былинная богатырша "Поляница" пришла на Русь с Поля. И действительно, поляне первыми встречали потоки кочевников с востока: возможно еще сарматов, готов, гуннов, обров, позднее болгар, угров, хазар. Кочевники очевидно сильно истребили это некогда могучее племя, так что полянам пришлось отступить на северо-запад от Дикого поля и примкнуть к также отошедшим от степи борускам-русам. По этому поводу Б.А. Рыбаков писал: "Мы не знаем достоверно, в какое время произошло объединение полян с русамиусско-полянская земля устояла и сохранила свою независимость в VI веке" (при нашествии обров; Ук.соч.,с.99).

Северы. Корень - "сеу" на древне-иранском, скифском языках означал "черный". Два племени: "борусков" и "саваров" упоминал Птолемей во II веке. А Геродот еще в V веке до н.э. с востока от борустенитов указал "будинов" (украинск. "буди" - живи, существуй, будивельник - село, жилища). Главным городом их был тогда Гелон. Жителями столицы было, как и положено, смешанное население из будинов (скифов-земледельцев) и причерноморских греков-торгашей. Гелон был застроен будинками-хатами. Вероятно, русы и поляне обзывали будинов "черными".

Возможно еще у "саваров" центр переместился на Десну и главным городом черных северов оказывается Чернигов ("гов" - от говеть, благоговеть, поклоняться). В Руси-стране скопились, таким образом, сначала русые русы на Правобережье Днепра, "рыжие" светловолосые поляне на Левобережье, потом к ним примкнули черноволосые северы на реках Десна, Сейм:

"Откуда есть пошла Русская земля". В Среднее Поднепровье, в район расположения трех изначальных племен русов, полян и северов словены скапливались на протяжении ряда столетий силой исторических обстоятельств. Причем сходились они с двух сторон: вначале с юго-запада от русинов Карпат (VI-IX вв.; словене вообще как бы пришли с Карпат), затем с юго-востока от росов Приазовья (IX-XII вв.). Картина "переселения" не была простой.

Сначала исконные русы и поляне в VI веке поучаствовали в нашествии словенских племен антов и склавинов на Балканы, на территорию Византийской империи. Затем наступил "откат" из Южного Прикарпатья на Среднее Поднепровье. Символически об этом рассказывает наша начальная летопись: "Се Кий княжаше в роде своемь:прииде к Дунаеви, и взълюби место, и сруби градокъ малъ, и хотяше сести с родомъ своимъ, и не даша ему ту близъ живущии" (ПВЛ, с.9). А.А. Шахматов по этому поводу писал: "Анты - предки русских славян, - были отброшены своими соплеменниками (южными славянами) на востокдесь они заняли Приднестровье, далее Южное, затем и Среднее Поднепровье". П.А. Маштаков подтвердил эту мысль: "При сопоставлении значительного количества гидрографической номенклатурыассейнов Днестра, Буга и Днепра.., удалось подметить целую группу названий рек повторяющихся.., что показывает на движение населения именно с юго-запада на северо-восток:Славяне двигались по предстепью с лиственными лесами, черноземом:Затем двигались по пространству между Днепром и Десной,..наконец, по Сопоти:в бассейн Угры" (далее на Оку). (Десна. ИОРЯС, XXII, кн.2, с.348).

Движение на Среднее Поднепровье росов с юго-востока из Приазовья и Крыма (пришедших туда тоже с антским нашествием на Византию) было более поздним и длительным, закончившись лишь в начале XII века. Росы вели здесь бесконечные войны с кочевниками, особенно позднее с хазарами (появились в VIII веке). Создавая свой каганат, хазары уже где-то в начале IX века коварно уничтожили русское войско на Волге, возвращавшееся из Дагестана (где оно разгромило очевидно центр работорговли словенскими невольниками), затем разрушили опорный город Росию в устье Дона, после чего захватили все Предкавказье и Приазовье, попросив греков возвести даже ряд каменных крепостей против Руси. Земледельческое словено-русское население стало уходить отсюда на север и северо-запад. В 1117 году (при половцах) на Киевщину пришли последние жители Белой Вежи (Саркела), а в конце XII века здесь уже была "земля незнаема" (Слово о полку Игореве).

В результате многовековых миграций русов и полян с юга, русинов с юго-запада, росов с юго-востока на Среднем Поднепровье постепенно произошла значительная концентрация русского населения. Военная угроза Степи (еще со времен обров, III четв. VI в.) была причиной возникновения здесь сильного оборонительного союза Руси. Территория руси, полян и примкнувших затем к ним северов стала Русью-страной.

В VII - первой пол. IX вв. Русь-страна, вместе с подходившими от западных словен кривичами, волынянами, словенами, родимичами и вятичами, захватила и заселила сначала среднюю зону Восточной Европы (опираясь на бассейны рек-притоков Днепра), затем проникла на север в полуночные страны, постепенно подчинив там одно за другим множество инородческих племен. В итоге, "народы" Восточно-европейской равнины почти все оказались в данническом подчинении Приднепровской Руси. Позднее, в конце XI века Нестор-летописец так сообщал об этом: "Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, древляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, северъ, бужане се суть инии языци, иже дань даютъ Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисъ, мордъва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нерома, либь - си суть свои язык имуще,.. иже живутъ въ странах полунощных" (ПВЛ, Вводная часть, Л., 1926, с.10).

Б.А. Рыбаков так подытожил процесс: "В Русскую землю вошел ряд союзов словенских и инородческих племен, покоренных Русью на протяжении VII-IX веков" (Ук. соч., с.89). Покорение племен проходило также с помощью варягов, преимущественно западно-словенских, поскольку в Восточную Европу переселялось множество западных словен под натиском набиравшего силу немецкого "Дранг нах остен". С помощью заморских варягов собиралось с племен и дань-полюдье.

"Откуда Русская земля стала есть". Образование огромной конфедерации племен под главенством Руси происходило не без потрясений, даже катастроф. Наивно думать, что племена с радостью встречали своих покорителей. Да и позднее они постоянно пытались высвободиться, чему есть ярчайший пример.

Около середины IX века в Русской земле наступил хаос. Только что собранная из разнородных племен, она почти полностью распалась на составные части. Импульсом для хаоса послужил погром в это время южной Приазовской Руси хазарами в союзе с греками-византийцами, после чего вглубь лесостепи к Средней Оке стали откатываться вятичи, а к Десне и Сейму попятились северы. В середине IX века хазары настигли отступавшие в леса словенские племена и наложили на них дани: сначала на ближних к ним вятичей, затем северов, полян и даже родимичей. Только русы-кияне прислали хазарам мечи в знак непримиримого противоборства и войны. Вот когда в Руси впервые реально ощутилась потребность в грандиозном городе для защиты населения и как опоры к удержанию огромной Русской земли. А события разразились далее настоящей катастрофой.

Разгром на юге опорного союза Руси послужил детонатором для севера. В 859 году полуночные племена "изгнаша варяги за море, и не даша им дани. И начаша сами в собе володети, и городы ставити не бе в них правды, въста родъ на родъ.., и воевати начаша сами на ся". В итоге, Русская земля с юга до севера и с запада до востока погрузилась в пучину всеобщего хаоса. Земля была велика и обильна, а "наряда" в ней не было. В такой страшной ситуации всеобщего разброда, раздрая и противоборства в два города-"метрополиса": в северный Новгород и южный Киев снова вошли прибалтийские варяги-русь.

Для подавления всеобщего восстания полуночных племен новгородцы (те, которые "прежде быша варяги, а ныне новугородцы", во главе с выборным посадником Гостомыслом), призвали в 862 году ругского князя Рюрика (Сокола) с огромным варяжским войском. Поскольку власть его была общепризнанной, вполне вероятно, что Рюрик был благословлен на карательный поход жрецами храма Святовита на острове Ругов. Гася всеобщее восстание племен после высадки в Ладоге, Рюрик направил дружины варягов в Полоцк (подавлять восставшую литву), Изборск (подавлять чудь), Белоозеро (весь), Ростов (мерю), Муром (мордву). Масштаб операции, как можно видеть, был крупнейшим, да и продолжалась она долго, более 20 лет.

В самом Новгороде Рюрик разгромил в 872-75 годах местную словенскую оппозицию во главе с Вадимом Храбрым. В 872 г. "оскорбишася новъгородци, глаголюще: "Яко быти намъ рабомъ и много зла всячески пострадати от Рюрика и рода его". А в 875 г. "избежаше из Новагорода в Киевъ много новгородских мужей" (Никоновск. лет.). Но Рюрик сам вскоре погиб "в войне в Кореле", гася восстание корелы и еми (финнов) в 879 г.

Хаос середины IX века и свержение варягами-словенами местных властителей племен имели огромные последствия для всей Русской земли. Судя по описанной ситуации, именно в это время в каждом из указанных городов-центров племен была насажена власть 300 бояр варяжской Господы ("яко быти всем рабом"), которая много позднее обнаруживается в Новгороде, Пскове, а также в Ростове, Суздалеот когда новая городская общинно-феодальная власть разделила общинные земли племен в частные владения (как это было у западных словен). Именно западно-словенские варяги принесли в 862 году на Русскую землю новый общественный строй - феодализм, хотя и своеобразный, особенный - "городской", феодально-коллективный (бояре держались вместе в городе-центре, а не рассыпались по землям в отдельных замках).

На юге борьбу за свободу словенских племен возглавил "князь рустеи" Осколд. Был он либо местным воеводой-ругом (имя - от древнего слова "сколота" - издевка, зубоскальство, может быть и от реки Оскол), либо варягом, может быть даже присланным Рюриком ("скальд" - сказитель). Видимо при Осколде у киян, черниговцев, переяславцев, а позднее и в других городах-центрах юга (в Рязани, Владимире-Волынском, Галиче, Смоленске:) по примеру севера возникла тоже власть Господы из 300 бояр, которая обнаруживается позднее у киян, рязанцев:

Осколд подчинил власти Руси сначала отпавших древлян, потом ходил войной на кривичей, но растратил силы в войнах с уграми, хазарами, болгарами (потерял сына), наконец, греками (потерял почти все русское войско). Перед этим князь принял христианскую веру. Может быть поэтому язычники-кияне призвали к себе из воюющей с хазарами южной Приазовской Руси князя Олега. Олег убил христианина Осколда и принял власть над всей Русью.

Вещий Олег княжил 33 года. Это был во всех смыслах выдающийся, гениальный правитель, талантливый полководец и, как увидим дальше, стратег-градостроитель. Обретя развалившуюся в хаосе всеобщего восстания племен Русскую землю, а часть племен - под хазарским игом, князь начал снова "собирать Русь". Продолжая войны с хазарами и греками, он одно за другим опять подчинил словенские и инородческие племена Руси-стране.

В 882 году князь Олег сначала провозгласил Киев стольным городом. В 883 г. "поча Олегъ воевати деревляны, имяше на нихъ дань по черне куне"; 884 - "иде на северяне взъложи на нь дань легъку, и не дасть имъ козаром дани платити, рек: "Язъ имъ прготивенъ, а вам ни чему", в 885 - "посла к родимичем, ръка: "Кому дань даете?", они же реща: "Козаром", и рече Олег: "Не дайте козаром, но мне дайте". И бе владея Олег поляны, и древляны, и северены, и радимичи, а с уличи и тиверци имяше рать" (ПВЛ).

В итоге, после своего длительного и чрезвычайно результативного правления, князь Олег вывел против греков к Царьграду 12 племен всей Русской земли (помимо наймитов-варягов): "Иде Олегъ на грекы.., поя множество варягъ, и словенъ, и чудь, и кривичи, и мерю, и древляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверцы.., си вси звахутъся от грек Великая Скуфь. С сими со всеми поиде Олег на конехъ, и на кораблехъ прииде къ Царюграду" (ПВЛ, запись под 907 годом). Поход Руси на Царьград происходил летом 912 года и закончился подписанием 2 сентября Договора Олега с греческим императором Львом и кесарями Александром и Константином. В Договоре Олег официально титулован как "Великий князь Русский".


Литература.

1.    Сага Олава Тригвассона. Извлечение о Гардарике и Гардах. РИС, IV, кн.1, М.,1840 г.

2.    Гильфердинг А.Ф. Неизданное свидетельство современников о Владимире Святом и Болеславе Храбром. Русская Беседа, 1856, N1, с.!-2, И-14

3.    Дашкевич Н. Приднепровье и Киев по некоторым памятникам древне-северной литературы. Киев, 1886.

4.    Веселовский А.Н. Киев - град Днепра. Записки романо-германского отделение Филологического существа. Вып.1, СПб.,1888

5.    Рожнецкий С. Из истории Киева и Днепра в былевом эпосе. ИОРЯС, XVI, кн. 1-2, СПб., 1911, с. 28

6.    Погодин А.Л. Киевский Вышгород и Гардарики. ИОРЯС, XIX, кн.1, СПб.,1914, с.1-33.


Примечания

* В древности грандиозный город не получил у нашего народа какого-либо названия в целом. Слово "Заграда" - это перевод древнего норманнского слова "гарда" - ограды, но как нечто общее, единое (об этом - далее).

**Термин "Гардарика" можно переводить и как "страна Заграда", а вся Русская земля - "Царство Заграды" (по принадлежности). Но этот понятийный нюанс сразу же исчезает, если переводить "страна городов".

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский