РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Монгайт А.Л. Муром. М., 1947. Все права сохранены.
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» Дмитрием Вадатурским. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г.
А.Л. Монгайт
МУРОМ
АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ СССР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
СОКРОВИЩА РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА
Отсканировано и отредактировано. В-й Д-й. номера страниц не сохранены Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/view/648496/?page=0 Краеведческая литература на сайтах: http://rsl.ru/ http://www.rusarch.ru/index.htm http://www.lifeofpeople.info/index.php http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/album/102492/ Снимки, гравюры, картины и т.п.: |
ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ академика В. А. ВЕСНИНА
МОСКВА * 1947
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР
ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ПАМЯТНИКИ
Е Р В О Е упоминание о Муроме 8 летописях мы встречаем под 862 годом. Муром не принадлежит к числу тех городов, в архитектуре которых, как в зеркале, отражается их развитие, и сохранил ценные архитектурные памятники лишь XVI—XVII столетий, периода, когда он перестал играть сколько-нибудь значительную роль а жизни страны. Блестящий ансамбль муромских зданий представляет собой лишь отзвук замечательного расцвета московского зодчества. Уходящая в глубь веков, интересная и разнообразная жизнь гэ-рода почти Не оставила более старых памятников н-а поверхности земли и реконструируется лишь по летописям и археологическим раскопкам.
Муром является одним из древнейших русских городов. Он возник в центре многолюдного по тем временам края, населенного одним из мордовских племен — муромой, давшим городу свое племенное имя. В IX—X веках мурома постепенно вытесняется славянским населением. Подобно другому мордовскому племени — мере, мурома быстро ассимилировалась, что привело к полному исчезновению собственно муромских черт в материальной культуре города. Уже в первые столетия своей истории Муром предстает перед нами как город славянский, являющийся форпостом славянства на востоке в среде враждебных славянам племен. Упорное сопротивление этих племен введению христианства долго вспоминалось в местных преданиях.
Близкий к могущественному Булгарскому царству, выгодно расположенный на важнейшей для того времени водной артерии — реке Оке, Муром быстро рос. О торговом его значении еще в X веке свидетельствуют огромные клады арабских монет, скопившихся в муромской земле благодаря частым посещениям купцов, проезжавших по Волго-Окскому пути. Муром служил главной пристанью торговых караванов, шедших из глубин мордовских лесов. Не только развитие торговли, но и развитие ремесла определило рост города. Уже в XI веке он перерос за пределы древнего кремля, у стен которого образовался значительный посад, населенный ремесленниками. Раскопки показали здесь наличие мощного (двухметрового) культурного слоя, насыщенного разнообразными изделиями русского ремесла XI—XIII веков. Неудивительно, что город рано привлек к себе внимание и русских князей, и русских летописцев. Уже в начале XI века здесь находился князь Глеб Владимирович. В конце XI века о Муроме говорится как о значительном городе на Оке. За обладание им боролись Изяслав Владимирович (сын Мономаха) и сын Святослава Черниговского Олег Тмутараканский. В результате одержанной Олегом победы город оставался во владении Святославовичей, объединивших на некоторое время в единое княжество два крупных центра на Оке — Муром и Рязань. При этом, очевидно, до середины XII века главенствующим городом считался Муром и лишь позже эта роль перешла к Рязани.
О значении Мурома как форпоста русских на востоке свидетельствует участие муромцев в походах на булгар и мордву. Начиная с 1088 года, Муром неоднократно подвергался нападению и бывал разграблен булгарами, однако во всех походах владимиро-суздальских князей на булгар и мордву неизменно участвует муромская дружина. Самым главным, влиятельным и опасным для муромской самостоятельности соседом было Влади-миро-Суздальское княжество, под власть которого постепенно попал Муром.
Темны страницы истории Мурома, редко в летописях упоминается название города, совсем нет сведений о его внутренней жизни. Превратившись в один из уделов владимирских князей, Муром перестает интересовать летописцев, которые вспоминают о нем лишь в связи с значительными событиями общерусской жизни. Так вспоминают о нем в 1239 году, когда Муром, подобно другим русским городам, подвергся татарскому погрому. Сожженный город едва оправился от разорения. Почти полвека спустя он дважды был вновь сожжен татарами — в 1281 и 1288 годах. После этих ударов Мурому долго не удавалось оправиться. До середины XIV века нет упоминаний о нем в летописях. Лишь в 1351 году князь Юрий Ярославич обновил «запустевший отдавна, от первых князей город Муром». Это сообщение, вероятно, относится к возобновлению укреплений муромского кремля. Но вряд ли это мероприятие было связано с какими-либо попытками вернуть Мурому его прежнее значение. Муромская земля уже не могла существовать как самостоятельное княжество. И когда в 1392 (или 1393) году великий князь Московский Василий Дмитриевич вывез из Орды ярлык на Муромское княжество, это было официальным концом относительной независимости города и княжества. В своей духовной Московский князь благословил сына Василия «своим примыслом Муромом». Муром стал частью Московской земли.
Такова древнейшая история Мурома. От этой эпохи в городе не сохранилось ни одного архитектурного памятника. Это могло случиться потому, что город был деревянным. Было высказано мнение, что Муром, лежавший в глухих лесах, в стороне от древних культурных центров и имевший к тому же бедных князей, ке мог иметь каменных зданий. С этим нельзя согласиться. Интенсивность жизни города в XI—XII веках, открывающаяся в раскопках, его территориальная близости и династическая связь с таким городом, как Старая Рязань, где каменные здания появляются уже в конце XI века, позволяют предполагать, что каменное зодчество возникло в Муроме еще в домосковское время. Не исключена возможность, что развалины каких-либо древних каменных зданий, уничтоженных при неоднократных разгромах города, сохранились под землей и будут открыты в процессе дальнейших исследований.
* * *
Памятники, которые чаще всего доходят до нас от древних городов, - валы и рвы городской крепости — также не сохранились в Муроме. Известный нам муромский кремль имеет настолько деформированный вал, что он с трудом обнаруживается. Впрочем, есть известие о том, что эта крепость не была первоначальной. Документы XVI века говорят о более древнем поселении на Старом городище, там, где теперь находится Благовещенский монастырь. Хотя раскопки подтвердили наличие древнего слоя в кремле, это еще не является опровержением известия о Старом городище.
Положение Мурома
как столицы пограничного княжества
заставляло обращать внимание на
городские укрепления. Вероятно, это были обычные для древнерусских
городов деревянно-земляные крепости, и только желанием преувеличить славу
родного города можно объяснить попытку автора «Сказания о граде Муроме» (XVI
век) осмыслить название города, когда он сообщает, что город имел «стены
каменны и мраморяны и тако нарицашеся град Муром». В то время, когда Муром уже
находился под властью Москвы, но до взятия Казани, ему также отводилась роль
важного военно-
стратегического пункта. Поэтому муромский кремль постоянно восстанавливался и
перестраивался в соответствии с требованиями развивавшейся военной техники. До
нас дошло изображение крепости в «Описании путешествия в Московию» Адама
Олеария (1636). Подробно об ее устройстве рассказано в писцовых книгах XVII
века. Крепость имела вид неправильного четырехугольника, окружена была
земляным валом, на котором стояли две деревянные стены длиной в 552 сажени. В
город вели трое ворот: двое проезжих и третьи водяные (к тайнику). Над
воротами возвышались башни.
Стена делилась воротами и 11 глухими башнями на 12 прясел. Башни были построены
в три боя: внизу из дубового леса, а вверху из соснового или елового. Внутри
крепости находился городской собор, правительственные
учреждения, а также жилые дома. Вне кремля на посаде жило довольно значительное
торгово-ремесленное население.
Начало каменного строительства в Муроме легенда связывает с именем Ивана Грозного. Построение большинства старинных зданий в Муроме либо приписывают его личной инициативе, либо относят к его времени. Это, конечно, не так. Лишь немногие памятники зодчества в Муроме могут быть связаны с XVI веком.
СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
На южной окраине города расположен старейший Спасский монастырь, впервые упоминаемый в летописи в XI веке. В 1096 году Олег Тмутараканскнй осаждал город; во время осады был убит Изяслав Владимирович (сын Мономаха), и «горожане вземше Изяслава, положита его в монастыре святого Спаса». Подобно городу, и монастырь не сохранил древнейших памятников.
Главный монастырский храм — Преображенский с©-€ор построен в XVI веке. Легенда приписывает его построение Ивану Грозному. В описи Мурома 1624 года храм называется «строением государевым». Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большой силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущая от Успенского собора московского кремля.
В плане Преображенский собор имеет форму квадрата, разделенного на три почти равных нефа. Снаружи каждая стена плоскими неширокими пилястрами вертикально делится на три части. Каждая часть стены завершается большим полукруглым кокошником. Собственно это окончание фасадных стен закомарами, по которым первоначально шло покрытие собора. Но сплошной карниз, отрезавший закомары, превратил их в кокошники. Теперь собор покрыт скатной крышей, над которой высятся пять массивных глав, поставленных на широкие барабаны. Барабаны имеют вверху карнизы, орнаментированные двумя рядами зубчиков, а у основания малые килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна.
Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму.
Из жилых зданий монастыря интересен двухэтажный настоятельский дом (так называемое «белое здание»). Оно построено около 1687 года митрополитом Варсонофнем, происходящим из рода муромских помещиков Чертновых. Это единственное сохранившееся в Муроме до наших дней гражданское каменное сооружение XVII века.
Рядом с Преображенским собором в монастыре стоит теплая Покровская церковь, построенная в 1691 году; в архитектурном отношении она мало интересна. При ней хорошо поставлена колокольня с шатровым верхом, построенная s 1757 году. Несмотря на то, что зодчий с запозданием строил в стиле прошлого века, он сумел придать зданию черты, свидетельствующие о понимании этого стиля.
Монастырь окружают стены с башнями, сооруженными в XVII веке, но в значительной мере утратившими первоначальный облик.
В XVI веке, вероятно, был построен в камне Богородице-Рождественский собор — центральный храм Мурома, к сожалению, не сохранившийся до наших дней.
КОСЬМО-ДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
На высоком, подмываемом Окой берегу прекрасно расположено интереснейшее здание Мурома — Косьмо-Демьянская церковь. При разборке престола церкви в 1901 году были найдены старинные антиминсы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 году и вторично в 1565 году. Народное предание относит построение церкви ко времени более позднему, чем 1541 год. Она якобы была построена на месте, где стоял шатер Ивана Грозного, из которого он наблюдал за переправой войск, идущих на Казань! В память об этом царь прислал мастеровых и 500 рублей на постройку церкви.
Так как по своим конструктивным приемам Косьмо-Демьянская церковь чрезвычайно близка к центральному столпу московского Покровского собора (храм Василия Блаженного), построенному Бармой и Посником. Яковлевым, то это дало основание историкам архитектуры предполагать, что церковь выстроена мастерами из псковской артели Посника. Чтобы доказать справедливость этого предположения, нужно признать исторической-истиной неизвестно когда возникшую легенду о построении церкви Иваном Грозным и связать время ее постройки не с первым освящением в 1541 году, а со вторым в 1565 году. Между тем в описях начала XVII века Косьмо-Демьянская церковь названа «строением мирским», а не государевым. Она почти не имеет черт, обнаруживающих псковскую школу ее строителя. Нет оснований не верить дате освящения церкви в 1541 году, и нужно думать, что она была построена около этого времени. Это определяет место Косьмо-Демьянской церкви в истории русской архитектуры. Она оказывается предшественницей Василия Блаженного и в ряду столпообразных храмов следует за церковью села Коломенского и во многом сходна с ней.
|
|
|||
|
Раннее появление в Муроме шатрового типа церкви вызывает удивление- Трудно поверить, что в городе, не имевшем почти никаких традиций каменного зодчества, был самостоятельно и независимо воплощен в камне какой-то образец шатрового столпа, взятый из деревянной архитектуры. Конструктивно это настолько сложно, что требовало, кроме художественного вкуса, еще целого комплекса практических знаний; остается предположить, что муромский зодчий пришел из Москвы или, по крайней мере, учился у московских мастеров. Он не копировал, а творил, основываясь на широком знакомств? с достижениями архитектуры того времени, и недаром в сложности форм муромского здания искали и романо-готическое влияние и влияние мусульманского востока. Во всяком случае, изучение Косьмо-Демьянской церкви еще раз убеждает нас в той давно уже высказанной мысли, что зодчие, создавшие образцы русской национальной архитектуры XVI века, питались не только истоками русской деревянной архитектуры, но и тем лучшим, что было в мировой архитектуре их времени.
К сожалению, Косьмо-Демьянская церковь не дошла до нас в первоначальном виде. В 1868 году обвалился шатровый верх церкви. Этот замечательный памятник долго оставался заброшенным, и только в 1901 году была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами. Мы можем судить о церкви отчасти по сохранившимся ее изображениям до 1868 года.
В плане церковь представляет почти квадратный четырехугольник с одной полукруглой абсидой. Здание одноэтажное, построено на фундаменте из крупной булыги и известковой плиты. Стены сложены из тяжеловесного большемериого кирпича на известковом растворе. Цоколь белокаменный. Под абсидой помещается склеп, крытый сводом с распалубкой. Фасады здания гладкие и пилястрами делятся на три части. Карниз церкви образуется четырьмя полочками с лентой поребрика. Карниз абсиды значительно шире и имеет в своем составе пояс из балясин, сделанных из обожженной глины. Над карнизом здания сохранилось основание восьмерика с переплетением 16 килевидных кокошников. По дошедшим рисункам видно, что над этими кокошниками шел восьмерик, обработанный ширинками и имевший карниз. Над карнизом шли два ряда трехгранных кокошников со сломанными полями, причем нижние меньшей величины. Над ними подымался вверх ребристый шатер, в плане представляющий шестнадцатиконечную звезду. На конической вершине его поставлен глухой барабан, имеющий постамент, унизанный треугольными кокошниками. Шея барабана покрыта фальшивыми оконными впадинами. Над барабаном на тонкой шейке высилась луковицеобразная глава. Окон в церкви два: одно старое, полуциркульное, другое новое в южной стене. В алтаре три старых узких окна, причем среднее на стене расположено выше, чем крайние. Порталы сохранились полностью, все три прямоугольного профиля с килевидным архивольтом. К порталам вели ступени. Внутри здания стены гладкие. В углах находятся гранные дубовые связи. Алтарь отделен капитальной стеной и сообщается с церковью двумя арками. На юго-западном углу четверика прежде находилась маленькая звонница.
Небольшие размеры церкви, ее простой план, положение «за городом, на посаде у Оки на берегу» — все это как будто бы подтверждает сообщение писцовых книг, что церковь была «строением мирским». Ее заказчиками были посадские люди. Возможно, что церковь была поставлена в кузнечной слободе (Кузьма и Демьян считались покровителями кузнецов). Небольшой монастырь возле церкви возник значительно позже. Исключительному таланту зодчего мы обязаны оригинальным плетением кокошников, невиданным и смелым шатром Косьмо-Демьянской церкви.
|
|
|
МУРОМ В XVII ВЕКЕ
После взятия Казани Муром потерял свое военно-стратегическое значение как пограничный город. Он продолжает еще расти как торгово-ремесленный город, но медленно, и к началу XVII века как бы замирает в своем развитии. Упадку городской жизни способствовали события начала XVII века (в 1616 году Муром был сильно разорен бандами Лисовского). Значительная часть населения числилась бобылями и нищими «бродящими людьми». Десятки дворов стояли пустыми, так как посадские люди «бежали безвестно от бедности, от государевых великих податей и от сошного большого окладу, а иные побиты от литовских людей». Город состоял из множества обветшалых деревянных домов, лавок и пустырей. Разваливающиеся стены давно уже не ремонтировавшегося кремля дополняли картину упадка городской жизни. Но вот в середине XVII века возникли и ярко засияли архитектурные ансамбли Благовещенского и Троицкого монастырей с их изумительной орнаментацией стен, причудливым узором Окон, красочными изразцами, стройными шатрами колоколен и всем своим своеобразным обликом. Заказчиками этих зданий были разбогатевшие местные купцы. Среди массы городской бедноты и обнищавших купцов, ведших мелочную торговлю, лишь немногие купцы-оптовики, связанные с Москвой, выделялись своим богатством. Они и «подарили» городу несколько прекрасных церковных зданий. Не только деловые связи купцов-заказчиков, но и сам прихотливый узор муромских зданий говорит о том, откуда появилось высокое мастерство зодчих в этом захудалом провинциальном городке. Москва питала своим искусством Муром в XVII веке, так же как это было в XVI веке. Муромские мастера учились у москвичей, достигли высоких успехов и прославились своим уменьем. Однако формы, которые приобрел московский стиль в Муроме, своеобразны и, вероятно, связаны с местным деревянным зодчеством.
ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Красивейший ансамбль Троицкого монастыря выходит на городскую рыночную площадь. Церковь Троицы стояла на том же месте еще в начале XVII века, но была деревянной с шатровым верхом. В 1642 году муромский купец Тарасий Борисов (по прозвищу Богдан Цветной) начал постройку каменной церкви взамен деревянной. Вскоре по его ходатайству здесь бьи открыт монастырь. В 1648 году, на средства того же купца, была построена Казанская надвратная церковь и частично каменная ограда монастыря. (Современная каменная стена, окружающая монастырь, построена в 1808 году.)
В плане Троицкий храм представляет квадрат, сторона которого равна 10 м. Три абсиды с восточной стороны, галерея с южной и позже пристроенная паперть с западной дополняют основной четырехугольник. Стены здания делятся лопатками на три части. Стена завершается очень сложным, непропорционально широким карнизом. Над карнизом расположены два ряда больших килевидных кокошников. Кокошники третьего ряда окружают основания пяти барабанов.
Особенностью Троицкого храма является обильная орнаментация цветными изразцами. В XVII веке очень распространилось употребление изразцов для украшения ширинок. Здесь же они использованы гораздо шире. Целые изразцовые пояса в сочетании с разноцветными (красными и желтыми) кирпичными репьями и балясинами создают изумительную полихромию всего здания.
III. План Троицкого собора
Один пояс изразцов идет посередине здания, охватывая находящуюся с южной стороны галерею и абсиды, другой пояс проходит под карнизом. Пояса двойные, часть изразцов составляет сплошную линию, другие поставлены над ними на угол. Кроме того, изразцы украшают ширинки галереи, кокошники над окнами и разбросаны в отдельных частях здания. Цвета их — зеленый, желтый н красноватый. На изразцах изображены драконы, сирины, двуглавые орлы, всадники, некоторые из них покрыты разнообразным геометрическим и растительным орнаментом. Глазурь глянцевая, непрозрачная. Разноцветные кирпичные репья украшают нижний ряд кокошников над карнизом. Красные и желтые лекальные кирпичи встречаются в аркатуре, идущей па барабанам.
С южной стороны здания находится одноэтажная галерея, соединенная арками с самим храмом. На галерею ведет шатровое крыльцо с четырехгранной пирамидальной кровлей (оно несколько переделано в 1786 году при пристройке западной паперти). Идущие по стенам южной галереи и по абсидам висячие полуколонки, соединенные арочками, увеличивают и без того богатую орнаментацию здания.
Главы собора переделаны в XVIII веке, и подобно другим муромским церквам — Благовещенской и Воскресенской, они имеют грани и подставку, как бы отделяющую главу от шеи.
Время постройки храма точно устанавливается надписью, высеченной по приказу строителя, при входе: 21 августа 1642 года — 6 августа 1643 года.
Построенная спустя пять лет надвратная церковь в честь Казанской иконы Богоматери и связанная s ней переходом шатровая колокольня превосходят богатством архитектурных украшений Троицкий собор.
Казанская церковь орнаментирована изразцами по карнизу и в ширинках восьмигранника. Однако их меньше, чем в Троицкой церкви, и они нигде не составляют целых поясов. Зато богатые карнизы, красивые оконные наличники, двойные висячие полуколонки, клейма в виде кокошников создают сплошную узорочность стены. Большие килевидыые кокошники и стоящий над НИМ(1 изящный шатер на восьмерике красиво завершают здание. Колокольня построена в три яруса с восьмигранным шатровым верхом и также отличается необычайном богатством архитектурных деталей. Изразцы в орнаментации колокольни не были применены.
Оценивая в целом красивейший ансамбль Троицкого монастыря, хочется высказать предположение, не было ли это обилие украшений, боязнь пустой стены, стремление к богатейшему рельефу и к исключительной узорочности своеобразным провинциализмом, стилем, впервые появившимся в Муроме и Ярославле и оттуда пришедшим в Москву. Хотя происхождение этого стиля несомненно московское, но те формы, которые он приобрел в 40—50-х годах XVII века, имеют своим исходным пунктом провинцию и лишь позже появляются в Москве в таких памятниках, как Путинковская церковь и др.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Расположенный неподалеку от Троицкого Благовещенский монастырь построен на месте, которое названо Старым городищем. По сообщению автора жития св. Константина Муромского, составленного в XVI веке, Иван Грозный, шедший на Казань, остановился в Муроме и пробыл здесь две недели. Это было летом 1553 года. Царь обещал в случае победы построить церковь в честь муромских святых. Во исполнение своего обещания Иван Грозный прислал в Муром каменщиков, которые в 1555 году построили церковь Благовещения с приделом в честь св. Константина Муромского. Муромские торговые гости Четверток Сычев и Семен Попяткин сообщили об этом царю, и он прислал для храма «образ, книги, ризы и колокола... и всю церковную утварь». Цитируемый источник в отдельных частях исторически достоверен, и сообщение о построении Благовещенского храма при Иване Грозном не вызывает сомнения. Однако этот древний собор не сохранился до наших дней. Перестройка в 1664 году скрыла следы здании XVI века, и только детальное историко-архитектурное исследование позволит их обнаружить. Одновременно с капитальной перестройкой церкви были построены колокольня, западная паперть и ведущее на нее шатровое крыльцо. Таким образом, в целом Благовещенский храм в современном виде является постройкой XVII века. Он очень близок по формам к Троицкому собору. Строитель, вероятно, подражал последнему, и, может быть, не лишена основания легенда, что перестройка была предпринята на средства того же Богдана Цветного, которым был построен Троицкий собор.
Стены здания вертикально разделены на три части широкими, но слабо выступающими вперед лопатками. Вверху идет широкий тяжелый карниз с многочисленными кирпичными деталями: сухариками, зубчиками, ширинками, украшенными листовидными (вернее, в виде туза пик) впадинами. Над карнизом с каждой стороны здания находится по три больших кокошника, как бы завершающих плоскость стены и опирающихся на пилястры. Рельефность кокошникам придают несколько рядов тонких валиков. Крайний валик имеет вверху кнле-видное заострение. Второй, лежащий выше ряд кокошников несколько меньшей величины. Кокошники третьего ряда служат подставками для барабанов; в основании каждого барабана четыре кокошника.
Храм пятиглавый. Центральный барабан открывается внутрь здания и имеет прорезанные узкие окна. Все барабаны высокие. Они орнаментированы сухариками по карнизу и связанными арочками-полуколонками посередине. Особенно сложно орнаментирован центральный барабан. Боковые барабаны имеют фальшивые оконные впадины.
Значительная часть плоскости стен заполнена богатым рельефом из наличников окон и киотов. Этот рельеф покрывает стену густым узором. Скульптурности здания усиливается тем, что даже карнизы разорваны наличниками окон, а киоты помещены на пилястрах. Каждый из наличников обработан различно. Один имеет вверху килевидный кокошник, другие передают фронтон теремов, третьи — сложную зубчатую коронку. Кокошники среднего окна на южной и северной стенах украшены изразцами. Колонки наличников состоят из резных цветов, карнизцев, кубышек, бусин в разнообразных сочетаниях.
На западной стороне храма расположена паперть, на которую выходит дверь с богато раскрашенным перспективным порталом. Его архивольты, резные полуколонки, бусины и кубышки составляют сложный и яркий узор. На паперть ведет парадное крыльцо с оригинальным трехшатровым верхом. Верх крыльца опирается ва четыре колонки, соединенные арками, между которыми находятся висячие перемычки.
Папертью храм соединяется с колокольней, принадлежащей к тому выработавшемуся в московской архитектуре XVII века типу, который характеризуется нижним четвериком, стоящим на нем восьмериком, восьмигранным шатром со слухами и главой, увенчанной крестом. Приемы орнаментации колокольни и основного храма одинаковы.
В ансамбль монастыря входит Стефановская иадвратная церковь, построенная в 1716 году и перестроенная в 1836 году. Эта небольшая одноглавая церквушка очень живописна и, несмотря на искажение позднейшей перестройкой, сохранила первоначальную простоту. Ограда монастыря с четырьмя башнями по углам устроена в начале XIX века.
ЦЕРКОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ КОНЦА XVII ВЕКА
Благовещенский и Троицкий монастыри составили группу зданий, украсивших центр города н господствовавших над массой деревянных домиков и купеческих лавок. Но и на городских окраинах появились каменные храмы.
Интересную группу зданий составляют Воскресенская и Введенская церкви. Они расположены за Воскресенским ручьем в предместье города, называвшемся Кожевенной слободой.
Воскресенская церковь выстроена н 1658 году вместо деревянной трехшатровой церкви, находившейся в женском монастыре. В ней мы видим обычное пятиглавие над стенами, завершающимися уже чисто декоративными кокошниками. Карниз, отделяющий кокошники от стены, удивительно похож на карниз Благовещенского храма. Оконные наличники украшают стены храма и абсиды. Окна расширены при перестройке. К храму пристроена трапезная и крытая каменная галерея, идущая с западной и с северной стороны. На галерею ведут два крыльца с шатровыми верхами; им соответствуют две входные в храм двери с перспективными порталами. Под галереей находится подвал, в котором прежде помещались различные монастырские службы. К стоящему рядом Введенскому храму пристроена колокольня с шатровым верхом.
Этот широко распространенный в XVII веке вид храма с трапезной, галереями и крыльцами многократно осуществлен в Муроме как в деревянном, так и в каменном строительстве. Весьма вероятно его происхождение из местного деревянного зодчества.
На городской набережной, неподалеку от кремля, стоит церковь Николы Набережного («Мокрого»), построенная в начале XVIII века. В XVI веке здесь находилась деревянная церковь того же имени. Против нее был «двор государев», в нем хоромы, горницы в повалуши. Тут же был государев «двор зелейный». В 1574 году все эти постройки уже сгнили и развалились. В 1700—1717 годах вместо деревянной была построена каменная церковь, а в XIX веке к ней пристроены трапезная и колокольня.
Это здание завершило строительство XVI—XVII веков на линии Муромской набережной. Путнику, проезжавшему по Оке, уже издалека открывались прекрасные комплексы зданий. На переднем плане Воскресенская, Введенская, Николо-Набережная церкви и Богородице-Рождественский собор. Неподалеку от пристани — не большое здание Косьмо-Демьянской церкви и высящийся на горе Спасский монастырь. В сочетании с расположенными дальше, но также видными с реки Благовещенским и Троицким монастырями эти постройки давали возможность при взгляде с Оки оценить всю прелесть муромского каменного строительства и ансамбля города в целом.
МУРОМ В XVIII ВЕКЕ
В XVIII веке Муром сохраняет свое значение торгового города. Его население — купцы и ремесленники. В городе было множество торговых лавок и несколько небольших предприятий. Домов в Муроме было 552, а населения 3300 человек. Город строился по радиальной системе, причем центров, от которых расходились радиусы улиц, - было два — кремль и Благовещенский монастырь. Так в планировке XVIII века сказывалась древняя традиция: город расширялся в стороны от торговой площади и кремля. Улицы были кривыми и ломаными, кварталы — в виде трапеций различной величины. В 1788 году уездный город Владимирской губернии Муром получил, подобно другим городам Российской империи, новый план.
Этот «регулярный» план не считался с живым организмом города, оставлял в прежнем виде лишь кремль, Благовещенский и Троицкий монастыри; весь остальной город превращен в стройную и симметричную схему широких и прямых улиц. Все кварталы были запроектированы в виде совершенно одинаковых правильных прямоугольников 120*240 м. Город фактически был несколько вытянут по берегу Оки. План втискивал город в рамки правильного четырехугольника, не считаясь с фактическим положением и «обрезая» город с южной стороны. Естественный рост Мурома, постепенная его застройка никогда не позволили бы осуществить эту перепланировку, и проект остался бы только на бумаге, как многие другие проекты екатерининских времен. Но «помогло» несчастье. 9 июня 1792 года произошел пожар. «Домы обывательски были все деревянные», и пожар уничтожил 180 домов и 220 лавок. Теперь в опустошенном пожаром городе можно было строить, как на новом месте. Это позволило осуществить перестройку по плану 1788 года, и Муром приобрел ту прямизну улиц, которая так поражает в русских городах, спланированных в XVIII веке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XIX и XX веках Муром развивался медленно, несмотря на удобство расположения на водной магистрали, связывающей центр страны с Поволжьем и Уралом. Только постройка Московско-Казанский железной дороги, прошедшей через Муром, вернула ему возможность интенсивного развития. В этот период не было создано каких-либо ценных архитектурных памятников а Муроме. По-прежнему дома были преимущественно деревянные, не более одной десятой общего числа домов в городе составляли каменные. Среди них попадаются дома в стиле ампир, иногда спроектированные хорошими архитекторами. Таков дом бывший Каратыгина, на Тимирязевской улице. Из зданий XIX века достойна быть отмеченной усадьба графов Уваровых, находящаяся вблизи современного Мурома (в селе Карачарово).
Подводя итоги сказанному о Муроме, необходимо еще раз отметить, что многовековая его история не полностью отразилась в сохранившихся памятниках архитектуры, но те немногие памятники XVI—XVII веков, которые дошли до нас, являются подлинными жемчужинами русского зодчества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Полное собрание законов Российской империи (собрание первое). Книга чертежей и рисунков (планы городов). СПБ, 1839.
2. Травчетов К. П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903.
3. Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913.
4. Добрынкин В. Муром прежде и теперь. М., 1903.
5. Добрынкин Н. Г. Державные гости в городе Муроме 1445—1837. Материалы для истории города Мурома. Владимир, 1887.
6. Добрынкин Н. Г. Древняя Козьмодамианская церковь в городе Муроме. Б. м. Б. г.
7. Павловский П. Старая провинция. Рязань, Муром, Павлов-Посад и .др. Б. м., 1916.
Иллюстрации
I. Разрез Косьмо-Демьянской церкви. Обмеры Н. И. Воронина.
II. План Косьмо-Демьянской церкви.
III. План Троицкого собора.
1.План Мурома 1786 г.
2.План Мурома. Проект 1788 г.
3.Косьмо-Демьянская церковь. Вид с запада.
4. Косъмо-Демъянская церковь. Вид с северо-востока.
5. Косьмо-Демьянская церковь. С рисунка К.
Зворы-
кина.
1863 г.
6. Косьмо-Демъянская
церковь. Реконструкция И. Ф.
Борщевского.
Вид с юга.
7. Троицкий
монастырь. Общий вид с торговой пло
щади.
8. Троицкий монастырь. Общий вид с северо-востока..
9. Собор Троицкого монастыря. Абсиды.
10.Собор Троицкого монастыря. Вид с юга.
11.Собор Троицкого монастыря. Абсида.
12. Крыльцо собора Троицкого монастыря.
13.Троицкий
монастырь. Колокольня и Казанская
надвратная
церковь.
\
14. Благовещенский монастырь. Общий вид.
15.Благовещенский монастырь. Колокольня храма.
16. Южное
крыльцо храма. Благовещенского
мона
стыря.
17. Крыльцо храма
Благовещенского монастыря. Вид
с
юго-востока.
18. Западный
портал храма Благовещенского мона
стыря.
19. Деталь
западного портала храма Благовещенскою
монастыря.
20. Деталь
наличника двери храма Благовещенского
монастыря.
21. Наличники
окон храма Благовещенского мона
стыря.
22. Стефановская
надвратная церковь и колокольня
Благовещенского
монастыря.
23. Дом бывш. Каратыгина на Тимирязевской улице.
24. Воскресенская церковь. Вид с юга.
25. Галерея Воскресенской церкви.
26. Церковь Николы Набережного.
27. Усадьба Уваровых.
28. Усадьба Уваровых.
История города и его памятники
Спасский монастырь
Косьмо-Демьянская церковь
Муром в XVII веке
Троицкий монастырь
Благовещенский монастырь
Церковные постройки конца XVII века
Муром в XVIII веке
Заключение
Библиография
Иллюстрации
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР
Редактор А. Г. Шенкман
Техн. редактор Е. А. Смирнова
Корректор Г. Бауэр
Сдано в набор 27/1 1.947 г; Подписано
я печать 20/VII11947 г. АО2362 2,75, п. л.
Уч.-иад. 2.8 л. Тираж 20000. Формат
70 X 92 1/32- Заказ 15
Цена 5 руб.
Тип.Изд. Академии Архитектуры СССР Ул. Пушкина, 24
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский