РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Монгайт А.Л. Муром. М., 1947. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» Дмитрием Вадатурским. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г. 

 

   

А.Л. Монгайт

МУРОМ


 

АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ СССР

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ

 

СОКРОВИЩА РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\00.jpg

 

Отсканировано и отредактировано. В-й Д-й.

номера страниц не сохранены

Оригинал:

http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/view/648496/?page=0

Краеведческая литература на сайтах:

http://rsl.ru/

http://book-old.ru/

http://www.rusarch.ru/index.htm

http://www.lifeofpeople.info/index.php

http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/album/102492/

Снимки, гравюры, картины и т.п.:

http://andcvet.narod.ru/

http://www.ps-spb2008.narod.ru/photos.htm

 

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ академика В. А. ВЕСНИНА

 

МОСКВА * 1947

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР


ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ПАМЯТНИКИ

Е Р В О Е упоминание о Муроме 8 лето­писях мы встречаем под 862 годом. Муром не принадлежит к числу тех городов, в архи­тектуре которых, как в зеркале, отражается их развитие, и сохранил ценные архитек­турные памятники лишь XVIXVII столе­тий, периода, когда он перестал играть сколько-нибудь значительную роль а жизни страны. Блестящий ансамбль муромских зданий представляет собой лишь отзвук за­мечательного расцвета московского зодчества. Уходящая в глубь веков, интересная и разнообразная жизнь гэ-рода почти Не оставила более старых памятников н-а поверхности земли и реконструируется лишь по летопи­сям  и археологическим раскопкам.

Муром является одним из древнейших русских го­родов. Он возник в центре многолюдного по тем вре­менам края, населенного одним из мордовских племен — муромой, давшим городу свое племенное имя. В IXX веках мурома постепенно вытесняется славянским насе­лением. Подобно другому мордовскому племени — мере, мурома быстро ассимилировалась, что привело к полному исчезновению собственно муромских черт в материальной культуре города. Уже в первые столетия своей истории Муром предстает перед нами как город славянский, являющийся форпостом   славянства   на   востоке   в   среде враждебных славянам племен. Упорное сопротивление этих племен введению христианства долго вспоминалось в местных преданиях.

Близкий к могущественному Булгарскому царству, выгодно расположенный на важнейшей для того времени водной  артерии — реке  Оке,  Муром  быстро  рос. О тор­говом его значении еще в X веке свидетельствуют огромные  клады   арабских монет, скопившихся в муром­ской земле благодаря частым посещениям купцов, проез­жавших по Волго-Окскому пути. Муром служил главной пристанью  торговых караванов, шедших из глубин мор­довских лесов. Не только развитие торговли, но и раз­витие ремесла определило рост города. Уже в XI веке он перерос за пределы древнего кремля, у стен которого образовался значительный посад, населенный ремесленни­ками. Раскопки показали здесь  наличие мощного (двух­метрового) культурного слоя, насыщенного   разнообраз­ными изделиями  русского ремесла XIXIII  веков.  Не­удивительно,  что  город  рано  привлек  к  себе  внимание  и русских   князей,   и   русских   летописцев.   Уже    в    начале XI   века   здесь   находился    князь    Глеб    Владимирович. В конце XI  века о Муроме говорится как о значительном городе   на   Оке.     За     обладание     им     боролись     Изяслав   Владимирович   (сын  Мономаха)   и   сын   Святослава Черниговского   Олег Тмутараканский. В результате одер­жанной   Олегом   победы   город   оставался   во   владении Святославовичей,   объединивших на некоторое     время   в единое княжество два крупных центра на Оке — Муром и   Рязань.   При   этом,   очевидно,   до   середины   XII   века главенствующим городом считался Муром   и лишь позже эта роль перешла к Рязани.

О значении Мурома как форпоста русских на восто­ке  свидетельствует  участие  муромцев  в  походах  на  булгар и мордву. Начиная с 1088 года, Муром неодно­кратно подвергался нападению и бывал разграблен бул­гарами, однако во всех походах владимиро-суздальских князей на булгар и мордву неизменно участвует муром­ская дружина. Самым главным, влиятельным и опасным для муромской самостоятельности соседом было Влади-миро-Суздальское княжество, под власть которого по­степенно   попал   Муром.

Темны страницы истории Мурома, редко в летописях упоминается  название  города,  совсем  нет  сведений  о  его внутренней   жизни.   Превратившись в один из уделов владимирских князей, Муром перестает  интересовать ле­тописцев, которые вспоминают о нем лишь в связи с значительными событиями общерусской жизни. Так вспоминают о нем в 1239  году, когда Муром, подобно другим русским городам, подвергся татарскому погро­му. Сожженный город едва оправился от разорения. Почти полвека  спустя он дважды был вновь сожжен татарами — в 1281 и 1288 годах. После  этих ударов Мурому долго не удавалось оправиться. До середины XIV века нет  упоминаний о нем в летописях. Лишь в 1351 году князь Юрий Ярославич  обновил «запустев­ший отдавна, от первых князей город Муром». Это сообщение, вероятно, относится к возобновлению укреп­лений муромского кремля. Но  вряд  ли   это  мероприятие было   связано   с   какими-либо   попытками   вернуть   Муро­му его прежнее значение. Муромская земля уже не мог­ла существовать как самостоятельное княжество. И ког­да  в   1392   (или   1393)   году  великий  князь  Московский Василий Дмитриевич вывез из Орды ярлык на Муром­ское  княжество,   это   было  официальным   концом  относи­тельной  независимости  города  и  княжества.  В  своей  ду­ховной   Московский   князь   благословил   сына Василия «своим  примыслом  Муромом».   Муром  стал  частью Мо­сковской   земли.

Такова  древнейшая   история  Мурома.   От   этой   эпохи в   городе   не   сохранилось   ни   одного   архитектурного   па­мятника.   Это   могло   случиться   потому,   что   город   был деревянным. Было высказано мнение, что Муром, лежав­ший  в глухих  лесах,   в  стороне  от древних  культурных центров   и   имевший   к   тому   же   бедных   князей,   ке   мог иметь   каменных   зданий.     С     этим   нельзя   согласиться. Интенсивность   жизни   города   в XIXII веках, откры­вающаяся в  раскопках, его территориальная близости и династическая связь с таким  городом, как Старая Ря­зань, где каменные здания появляются уже в конце XI  века, позволяют предполагать, что каменное зодче­ство возникло в Муроме еще  в домосковское время. Не исключена возможность, что развалины каких-либо древ­них каменных  зданий,  уничтоженных  при неоднократных разгромах  города, сохранились под землей и будут от­крыты в процессе дальнейших исследований.

* * *

Памятники, которые чаще всего доходят до нас от древних городов, - валы и рвы городской крепости — также не сохранились в Муроме. Известный нам му­ромский кремль имеет настолько деформированный вал, что он с трудом обнаруживается. Впрочем, есть изве­стие о том, что эта крепость не была первоначальной. Документы XVI века говорят о более древнем поселе­нии на Старом городище, там, где теперь находится Благовещенский монастырь. Хотя раскопки подтвердили наличие древнего слоя в кремле, это еще не является опровержением известия о Старом городище.

Положение   Мурома   как   столицы   пограничного   княжества  заставляло  обращать   внимание   на  городские  укрепления. Вероятно, это были обычные для древнерусских городов деревянно-земляные крепости, и только желанием преувеличить славу родного города можно объяснить попытку автора «Сказания о граде Муроме» (XVI век) осмыслить название города, когда он сооб­щает, что город имел «стены каменны и мраморяны и тако нарицашеся град Муром». В то время, когда Муром уже находился под властью Москвы, но до взятия Казани, ему также отводилась роль важного военно-
стратегического пункта. Поэтому муромский кремль по­стоянно восстанавливался и перестраивался в соответ­ствии с требованиями развивавшейся военной техники. До нас дошло изображение крепости в «Описании путешествия в Московию» Адама Олеария (1636). Под­робно об ее устройстве рассказано в писцовых книгах
XVII века. Крепость имела вид неправильного четырех­угольника, окружена была земляным валом, на котором стояли две деревянные стены длиной в 552 сажени. В город вели трое ворот: двое проезжих и третьи водя­ные (к тайнику). Над воротами возвышались башни.
Стена делилась воротами и 11 глухими башнями на 12 прясел. Башни были построены в три боя: внизу из ду­бового леса, а вверху из соснового или елового. Внутри крепости находился городской собор, правительственные
учреждения, а также жилые дома. Вне кремля на посаде жило довольно значительное торгово-ремесленное население.

Начало каменного строительства в Муроме легенда связывает с именем Ивана Грозного. Построение боль­шинства старинных зданий в Муроме либо приписывают его личной инициативе, либо относят к его времени. Это, конечно, не так. Лишь немногие памятники зод­чества в Муроме могут быть связаны с XVI веком.

СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

На южной окраине города расположен старейший Спасский монастырь, впервые упоминаемый в летописи в XI веке. В 1096 году Олег Тмутараканскнй осаждал город; во время осады был убит Изяслав Владимирович (сын Мономаха), и «горожане вземше Изяслава, положита его в монастыре святого Спаса». Подобно городу, и монастырь не сохранил   древнейших  памятников.

Главный монастырский храм — Преображенский с©-€ор построен в XVI веке. Легенда приписывает его по­строение Ивану Грозному. В описи Мурома 1624 года храм называется «строением государевым». Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большой силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущая от Успен­ского  собора московского кремля.

В плане Преображенский собор имеет форму квад­рата, разделенного на три почти равных нефа. Снаружи каждая стена плоскими неширокими пилястрами верти­кально делится на три части. Каждая часть стены за­вершается большим полукруглым кокошником. Собствен­но это окончание фасадных стен закомарами, по которым первоначально шло покрытие собора. Но сплошной кар­низ, отрезавший закомары, превратил их в кокошники. Теперь собор покрыт скатной крышей, над которой вы­сятся пять массивных глав, поставленных на широкие барабаны. Барабаны имеют вверху карнизы, орнамен­тированные двумя рядами зубчиков, а у основания малые килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна.

Скромная орнаментация, строгие пропорции, моно­литность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей   торжественному   монастырскому   храму.

Из жилых зданий монастыря интересен двухэтажный настоятельский дом (так называемое «белое здание»). Оно построено около 1687 года митрополитом Варсонофнем, происходящим из рода муромских помещиков Чертновых. Это единственное сохранившееся в Муроме до наших дней гражданское каменное сооруже­ние   XVII   века.

Рядом с Преображенским собором в монастыре стоит теплая Покровская церковь, построенная в 1691 году; в архитектурном отношении она мало интересна. При ней хорошо поставлена колокольня с шатровым верхом, построенная s 1757 году. Несмотря на то, что зодчий с запозданием строил в стиле прошлого века, он су­мел придать зданию черты, свидетельствующие о пони­мании этого стиля.

Монастырь окружают стены с башнями, сооружен­ными в XVII веке, но в значительной мере утративши­ми   первоначальный   облик.

В XVI веке, вероятно, был построен в камне Богородице-Рождественский собор — центральный храм Му­рома,   к   сожалению,   не   сохранившийся   до   наших   дней.

КОСЬМО-ДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

На высоком, подмываемом Окой берегу прекрасно расположено интереснейшее здание Мурома — Косьмо-Демьянская церковь. При разборке престола церкви в 1901 году были найдены старинные антиминсы, в ко­торых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 году и вторично в 1565 году. Народное предание относит построение церкви ко вре­мени более позднему, чем 1541 год. Она якобы была построена   на   месте,   где стоял шатер Ивана Грозного, из которого он наблюдал за переправой войск, идущих на Казань! В память об этом царь прислал мастеровых и 500 рублей  на постройку церкви.

Так как по своим конструктивным приемам Косьмо-Демьянская   церковь чрезвычайно близка к центрально­му столпу московского Покровского собора   (храм Васи­лия Блаженного), построенному Бармой и Посником. Яковлевым, то   это дало основание историкам архитек­туры  предполагать, что церковь  выстроена  мастерами  из псковской артели Посника. Чтобы доказать   справедли­вость этого предположения, нужно признать исторической-истиной  неизвестно  когда  возникшую легенду о построе­нии церкви Иваном   Грозным   и   связать   время   ее   по­стройки не с первым освящением в   1541   году,  а со вто­рым   в   1565   году.   Между тем в описях начала XVII века Косьмо-Демьянская церковь названа «строением мирским», а не государевым.   Она   почти  не   имеет   черт, обнаруживающих   псковскую   школу   ее    строителя.    Нет оснований не верить дате освящения церкви в 1541 году, и   нужно   думать,   что   она   была   построена   около   этого времени.   Это   определяет   место  Косьмо-Демьянской  цер­кви   в   истории   русской   архитектуры.   Она   оказывается предшественницей  Василия  Блаженного  и в  ряду  столпо­образных   храмов   следует   за   церковью   села   Коломен­ского и во многом сходна с ней.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\01 разрез Космо-дамианской церкви в Муроме обмеры Н.Н.Воронина.jpg

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\08  рисунок К. Зворыкина 1863.jpg

I.                   Разрез Косьмо-Демьянской церкви. Обмеры Н. Н. Воронина

 

рисунок К. Зворыкина 1863

II.                 План Косьмо-Демьянской церкви

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\02 план.jpg

Раннее появление в Муроме шатрового типа церкви вызывает удивление- Трудно поверить, что в городе, не имевшем почти никаких традиций каменного зодчества, был самостоятельно и независимо воплощен в камне какой-то образец шатрового столпа, взятый из деревян­ной архитектуры. Конструктивно это настолько сложно, что требовало, кроме художественного вкуса, еще целого комплекса практических знаний; остается   предположить, что муромский зодчий пришел из Москвы или, по крайней мере, учился у московских мастеров. Он не копировал, а творил, основываясь на широком знаком­ств? с достижениями архитектуры того времени, и не­даром в сложности форм муромского здания искали и романо-готическое влияние и влияние мусульманского востока. Во всяком случае, изучение Косьмо-Демьянской церкви еще раз убеждает нас в той давно уже выска­занной мысли, что зодчие, создавшие образцы русской национальной архитектуры XVI века, питались не толь­ко истоками русской деревянной архитектуры, но и тем лучшим,  что  было  в  мировой  архитектуре  их  времени.

К сожалению, Косьмо-Демьянская церковь не дошла до нас в первоначальном виде. В 1868 году обвалился шатровый верх церкви. Этот замечательный памятник долго оставался заброшенным, и только в 1901 году была поставлена кровля над оставшимися полуразвали­нами. Мы можем судить о церкви отчасти по сохранив­шимся  ее  изображениям  до   1868  года.

В плане церковь представляет почти квадратный че­тырехугольник с одной полукруглой абсидой. Здание одноэтажное, построено на фундаменте из крупной булыги и известковой плиты. Стены сложены из тяжело­весного большемериого кирпича на известковом рас­творе. Цоколь белокаменный. Под абсидой помещается склеп, крытый сводом с распалубкой. Фасады здания гладкие и пилястрами делятся на три части. Карниз церкви образуется четырьмя полочками с лентой поре­брика. Карниз абсиды значительно шире и имеет в своем составе пояс из балясин, сделанных из обожжен­ной глины. Над карнизом здания сохранилось основа­ние восьмерика с переплетением 16 килевидных кокош­ников. По дошедшим рисункам видно, что над этими кокошниками шел восьмерик, обработанный ширинками и имевший карниз. Над карнизом шли два ряда трех­гранных кокошников со сломанными полями, причем нижние меньшей величины. Над ними подымался вверх ребристый шатер, в плане представляющий шестнадцатиконечную звезду. На конической   вершине его поставлен глухой барабан, имеющий постамент, унизанный треугольными кокошниками. Шея барабана покрыта фальшивыми оконными впадинами. Над барабаном на тонкой шейке высилась луковицеобразная глава. Окон в церкви два: одно старое, полуциркульное, другое но­вое в южной стене. В алтаре три старых узких окна, причем среднее на стене расположено выше, чем крайние. Порталы сохранились полностью, все три прямоугольного профиля с килевидным архиволь­том. К порталам вели ступени. Внутри здания стены гладкие. В углах находятся гранные дубовые связи. Алтарь отделен капитальной стеной и сообщается с цер­ковью двумя арками. На юго-западном углу четверика прежде находилась маленькая  звонница.

Небольшие размеры церкви, ее простой план, поло­жение «за городом, на посаде у Оки на берегу» — все это как будто бы подтверждает сообщение писцовых книг, что церковь была «строением мирским». Ее заказ­чиками были посадские люди. Возможно, что церковь была поставлена в кузнечной слободе (Кузьма и Демьян считались покровителями кузнецов). Небольшой мона­стырь возле церкви возник значительно позже. Исклю­чительному таланту зодчего мы обязаны оригинальным плетением кокошников, невиданным и смелым шатром Косьмо-Демьянской  церкви.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\06 Косьмо-Дамианская.jpg

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\09 реконструкция И.Ф. Барщевского.jpg

 

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\07.jpg

 

МУРОМ   В   XVII   ВЕКЕ

После взятия Казани Муром потерял свое военно-стратегическое значение как пограничный город. Он продолжает еще расти как торгово-ремесленный город, но медленно, и к началу XVII века как бы замирает в своем развитии. Упадку городской жизни способство­вали события начала XVII века (в 1616 году Муром был сильно разорен бандами Лисовского). Значительная часть населения числилась бобылями и нищими «бро­дящими людьми». Десятки дворов стояли пустыми, так как посадские люди «бежали безвестно от бедности, от государевых великих податей и от сошного большого окладу, а иные побиты от литовских людей». Город состоял из множества обветшалых деревянных домов, лавок и пустырей. Разваливающиеся стены давно уже не ремонтировавшегося кремля дополняли картину упад­ка   городской   жизни. Но вот в середине XVII века возникли и ярко засияли архитектурные ансамбли Бла­говещенского и Троицкого монастырей с их изумитель­ной орнаментацией стен, причудливым узором Окон, кра­сочными изразцами, стройными шатрами колоколен и всем своим своеобразным обликом. Заказчиками этих зданий были разбогатевшие местные купцы. Среди мас­сы городской бедноты и обнищавших купцов, ведших мелочную торговлю, лишь немногие купцы-оптовики, связанные с Москвой, выделялись своим богатством. Они и «подарили» городу несколько прекрасных церков­ных зданий. Не только деловые связи купцов-заказчи­ков, но и сам прихотливый узор муромских зданий гово­рит о том, откуда появилось высокое мастерство зодчих в этом захудалом провинциальном городке. Москва питала своим искусством Муром в XVII веке, так же как это было в XVI веке. Муромские мастера учились у мо­сквичей, достигли высоких успехов и прославились сво­им уменьем. Однако формы, которые приобрел мо­сковский стиль в Муроме, своеобразны и, вероятно, свя­заны   с   местным   деревянным   зодчеством.

ТРОИЦКИЙ   МОНАСТЫРЬ

Красивейший ансамбль Троицкого монастыря выхо­дит на городскую рыночную площадь. Церковь Троицы стояла на том же месте еще в начале XVII века, но была деревянной с шатровым верхом. В 1642 году му­ромский купец Тарасий Борисов (по прозвищу Богдан Цветной) начал постройку каменной церкви взамен де­ревянной. Вскоре по его ходатайству здесь бьи открыт монастырь. В 1648 году, на средства того же купца, была построена Казанская надвратная церковь и ча­стично   каменная    ограда   монастыря.     (Современная    каменная стена, окружающая монастырь, построена в 1808 году.)

В плане Троицкий храм представляет квадрат, сто­рона которого равна 10 м. Три абсиды с восточной стороны, галерея с южной и позже пристроенная па­перть с западной дополняют основной четырехугольник. Стены здания делятся лопатками на три части. Стена завершается очень сложным, непропорционально широ­ким карнизом. Над карнизом расположены два ряда больших килевидных кокошников. Кокошники третьего ряда   окружают  основания пяти барабанов.

Особенностью Троицкого храма является обильная орнаментация цветными изразцами. В XVII веке очень распространилось употребление изразцов для украшения ширинок. Здесь же они использованы гораздо шире. Це­лые изразцовые пояса в сочетании с разноцветными (красными и желтыми) кирпичными репьями и баля­синами создают изумительную полихромию  всего здания.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\03 план Троицкого собора.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\12 собор Троицкого м-ря.jpg

III.  План Троицкого собора

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\10 Троицкий м-рьс Торговой площади.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\11 Троицкий монастырь.jpg

Один пояс изразцов идет посередине здания, охваты­вая находящуюся с южной стороны галерею и абсиды, другой пояс проходит под карнизом. Пояса двойные, часть изразцов составляет сплошную линию, другие по­ставлены над ними на угол. Кроме того, изразцы украшают ширинки галереи, кокошники над окнами и разбросаны в отдельных частях здания. Цвета их — зеленый, желтый н красноватый. На изразцах изобра­жены драконы, сирины, двуглавые орлы, всадники, не­которые из них покрыты разнообразным геометрическим и растительным орнаментом. Глазурь глянцевая, непро­зрачная. Разноцветные кирпичные репья украшают ниж­ний ряд кокошников над карнизом. Красные и желтые лекальные кирпичи встречаются в аркатуре, идущей па барабанам.

С южной стороны здания находится одноэтажная галерея, соединенная арками с самим храмом. На га­лерею ведет шатровое крыльцо с четырехгранной пирамидальной кровлей (оно несколько переделано в 1786 году при пристройке западной паперти). Идущие по стенам южной галереи и по абсидам висячие полуколонки, соединенные арочками, увеличивают и   без  того  богатую   орнаментацию   здания.

Главы собора переделаны в XVIII веке, и подобно другим муромским церквам — Благовещенской и Воскре­сенской, они имеют грани и подставку, как бы отделяю­щую главу от шеи.

Время постройки храма точно устанавливается над­писью, высеченной по приказу строителя, при входе: 21   августа   1642   года — 6   августа   1643   года.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\13 Троицкий собор.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\14 Троицкий собор.jpg

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\15 крыльцо Троицкого собора.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\16 Троицкий м-рь Колокольня и Казанская церковь.jpg

Построенная спустя пять лет надвратная церковь в честь Казанской иконы Богоматери и связанная s ней переходом шатровая колокольня превосходят богат­ством   архитектурных   украшений   Троицкий   собор.

Казанская церковь орнаментирована изразцами по карнизу и в ширинках восьмигранника. Однако их мень­ше, чем в Троицкой церкви, и они нигде не составляют целых поясов. Зато богатые карнизы, красивые окон­ные наличники, двойные висячие полуколонки, клейма в виде кокошников создают сплошную узорочность стены. Большие килевидыые кокошники и стоящий над НИМ(1 изящный шатер на восьмерике красиво завершают зда­ние. Колокольня построена в три яруса с восьмигран­ным шатровым верхом и также отличается необычайном богатством архитектурных деталей. Изразцы в орнамен­тации   колокольни   не   были   применены.

Оценивая в целом красивейший ансамбль Троицкого монастыря, хочется высказать предположение, не было ли это обилие украшений, боязнь пустой стены, стрем­ление к богатейшему рельефу и к исключительной узорочности своеобразным провинциализмом, стилем, впервые появившимся в Муроме и Ярославле и оттуда пришед­шим   в  Москву.    Хотя   происхождение   этого   стиля   несомненно московское, но те формы, которые он приобрел в 40—50-х годах XVII века, имеют своим исходным пун­ктом провинцию и лишь позже появляются в Москве в  таких  памятниках,  как   Путинковская  церковь   и  др.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ    МОНАСТЫРЬ

Расположенный неподалеку от Троицкого Благове­щенский монастырь построен на месте, которое названо Старым городищем. По сообщению автора жития св. Константина Муромского, составленного в XVI веке, Иван Грозный, шедший на Казань, остановился в Му­роме и пробыл здесь две недели. Это было летом 1553 года. Царь обещал в случае победы построить церковь в честь муромских святых. Во исполнение свое­го обещания Иван Грозный прислал в Муром каменщи­ков, которые в 1555 году построили церковь Благове­щения с приделом в честь св. Константина Муромско­го. Муромские торговые гости Четверток Сычев и Семен Попяткин сообщили об этом царю, и он прислал для храма «образ, книги, ризы и колокола... и всю церков­ную утварь». Цитируемый источник в отдельных частях исторически достоверен, и сообщение о построении Бла­говещенского храма при Иване Грозном не вызывает сомнения. Однако этот древний собор не сохранился до наших дней. Перестройка в 1664 году скрыла следы здании XVI века, и только детальное историко-архитектурное исследование позволит их обнаружить. Одно­временно с капитальной перестройкой церкви были по­строены колокольня, западная паперть и ведущее на нее шатровое крыльцо. Таким образом, в целом Благове­щенский храм в современном виде является постройкой XVII   века.   Он   очень   близок   по   формам   к  Троицкому собору. Строитель, вероятно, подражал последнему, и, может быть, не лишена основания легенда, что пере­стройка была предпринята на средства того же Богдана Цветного, которым был построен Троицкий собор.

Стены здания вертикально разделены на три части широкими, но слабо выступающими вперед лопатками. Вверху идет широкий тяжелый карниз с многочислен­ными кирпичными деталями: сухариками, зубчиками, ши­ринками, украшенными листовидными (вернее, в виде туза пик) впадинами. Над карнизом с каждой стороны здания находится по три больших кокошника, как бы завершающих плоскость стены и опирающихся на пиля­стры. Рельефность кокошникам придают несколько ря­дов тонких валиков. Крайний валик имеет вверху кнле-видное заострение. Второй, лежащий выше ряд кокош­ников несколько меньшей величины. Кокошники третьего ряда служат подставками для барабанов; в основании каждого   барабана   четыре   кокошника.

Храм пятиглавый. Центральный барабан открывается внутрь здания и имеет прорезанные узкие окна. Все барабаны высокие. Они орнаментированы сухариками по карнизу и связанными арочками-полуколонками посере­дине. Особенно сложно орнаментирован центральный барабан. Боковые барабаны имеют фальшивые оконные впадины.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\17 Благовещенский монастырь.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\18 Благовещенский.jpg

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\21 Западный портал храма Благовещенского м-ря.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\22 Западный портал храма Благовещенского м-ря.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\23 наличник двери храма Благовещенского монастыря.jpg 

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\24 наличники окон храма Благовещенского монастыря.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\25 Стефановская церковь и колокольня Благовещенского монастыря.jpg

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\19 Южное крыльцо Благовещенского м-ря.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\20 Крыльцо.jpg

Значительная часть плоскости стен заполнена бога­тым рельефом из наличников окон и киотов. Этот рель­еф покрывает стену густым узором. Скульптурности зда­ния усиливается тем, что даже карнизы разорваны на­личниками окон, а киоты помещены на пилястрах. Каждый из наличников обработан различно. Один имеет вверху килевидный кокошник, другие передают фронтон теремов,  третьи — сложную  зубчатую  коронку.  Кокошники среднего окна на южной и северной стенах украшены изразцами. Колонки наличников состоят из резных цве­тов, карнизцев, кубышек, бусин в разнообразных соче­таниях.

На западной стороне храма расположена паперть, на которую выходит дверь с богато раскрашенным пер­спективным порталом. Его архивольты, резные полуко­лонки, бусины и кубышки составляют сложный и яркий узор. На паперть ведет парадное крыльцо с оригиналь­ным трехшатровым верхом. Верх крыльца опирается ва четыре колонки, соединенные арками, между которыми находятся висячие перемычки.

Папертью храм соединяется с колокольней, принад­лежащей к тому выработавшемуся в московской архи­тектуре XVII века типу, который характеризуется ниж­ним четвериком, стоящим на нем восьмериком, восьми­гранным шатром со слухами и главой, увенчанной кре­стом. Приемы орнаментации колокольни и основного храма одинаковы.

В ансамбль монастыря входит Стефановская иадвратная церковь, построенная в 1716 году и перестроен­ная в 1836 году. Эта небольшая одноглавая церквуш­ка очень живописна и, несмотря на искажение поздней­шей перестройкой, сохранила первоначальную простоту. Ограда монастыря с четырьмя башнями по углам устрое­на   в   начале   XIX   века.

ЦЕРКОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ КОНЦА XVII ВЕКА

Благовещенский и Троицкий монастыри составили группу зданий, украсивших центр города н господство­вавших   над массой деревянных домиков и купеческих лавок. Но и на городских окраинах появились камен­ные храмы.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\27 Воскресенская церковь.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\28  Воскресенская церковь.jpg

Интересную группу зданий составляют Воскресен­ская и Введенская церкви. Они расположены за Воскре­сенским ручьем в предместье города, называвшемся Кожевенной   слободой.

Воскресенская церковь выстроена н 1658 году вместо деревянной трехшатровой церкви, находившейся в жен­ском монастыре. В ней мы видим обычное пятиглавие над стенами, завершающимися уже чисто декоративными кокошниками. Карниз, отделяющий кокошники от стены, удивительно похож на карниз Благовещенского храма. Оконные наличники украшают стены храма и абсиды. Окна расширены при перестройке. К храму пристроена трапезная и крытая каменная галерея, идущая с за­падной и с северной стороны. На галерею ведут два крыльца с шатровыми верхами; им соответствуют две входные в храм двери с перспективными порталами. Под галереей находится подвал, в котором прежде поме­щались различные монастырские службы. К стоящему рядом Введенскому храму пристроена колокольня с шат­ровым верхом.

Этот широко распространенный в XVII веке вид храма с трапезной, галереями и крыльцами многократ­но осуществлен в Муроме как в деревянном, так и в каменном строительстве. Весьма вероятно его происхож­дение  из  местного деревянного  зодчества.

На городской набережной, неподалеку от кремля, стоит церковь Николы Набережного («Мокрого»), по­строенная в начале XVIII века. В XVI веке здесь на­ходилась деревянная церковь того же имени. Против нее был «двор государев», в нем хоромы, горницы в повалуши. Тут же был государев «двор зелейный». В   1574   году   все   эти   постройки   уже   сгнили   и   разва­лились. В 1700—1717 годах вместо деревянной была по­строена каменная церковь, а в XIX веке к ней при­строены трапезная  и  колокольня.

Это здание завершило строительство XVIXVII ве­ков на линии Муромской набережной. Путнику, проезжавшему по Оке, уже издалека открывались прекрасные комплексы зданий. На переднем плане Воскресенская, Введенская, Николо-Набережная церкви и Богородице-Рождественский собор. Неподалеку от пристани — не­ большое здание Косьмо-Демьянской церкви и высящийся на горе Спасский монастырь. В сочетании с располо­женными дальше, но также видными с реки Благовещен­ским и Троицким монастырями эти постройки давали возможность при взгляде с Оки оценить всю прелесть муромского каменного строительства и ансамбля города в целом.     

МУРОМ В XVIII ВЕКЕ

В XVIII веке Муром сохраняет свое значение тор­гового города. Его население — купцы и ремесленники. В городе было множество торговых лавок и несколько небольших предприятий. Домов в Муроме было 552, а населения 3300 человек. Город строился по радиаль­ной системе, причем центров, от которых расходились радиусы улиц, - было два — кремль и Благовещенский монастырь. Так в планировке XVIII века сказывалась древняя традиция: город расширялся в стороны от торговой площади и кремля. Улицы были кривыми и ломаными, кварталы — в виде трапеций различной ве­личины. В 1788 году уездный город Владимирской губернии Муром получил, подобно другим городам Российской империи, новый план.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\04 план Мурома в 1786.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\05 план Мурома. проект 1788.jpg

Этот  «регулярный» план  не  счи­тался с живым организмом города, оставлял в прежнем виде лишь кремль, Благовещенский и Троицкий мона­стыри; весь   остальной город превращен в стройную и симметричную схему  широких и  прямых  улиц.  Все квар­талы   были   запроектированы   в   виде   совершенно   одина­ковых  правильных прямоугольников   120*240  м.  Город фактически был несколько вытянут по берегу Оки. План втискивал город в рамки правильного четырехугольника, не   считаясь  с  фактическим  положением  и   «обрезая»  го­род  с южной  стороны.   Естественный  рост  Мурома,   по­степенная  его   застройка   никогда  не   позволили   бы  осу­ществить    эту    перепланировку,   и   проект    остался    бы только   на   бумаге,   как   многие   другие   проекты   екатери­нинских   времен.     Но     «помогло»     несчастье.     9     июня 1792  года  произошел  пожар.   «Домы  обывательски  были все  деревянные»,   и  пожар  уничтожил   180  домов  и  220 лавок.   Теперь   в   опустошенном   пожаром   городе   можно было строить,  как  на  новом месте.   Это  позволило  осу­ществить   перестройку   по   плану    1788   года,   и   Муром приобрел   ту   прямизну   улиц,   которая   так   поражает   в русских  городах,  спланированных  в  XVIII  веке.

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\26 дом Каратыгина на Тимирязевской улице.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\29 Николы Набережного.jpg

F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\30 Усадьба Уваровых.jpg F:\-=Мир=-\Россия\Владимирская область\Муромский район\_Муром_\Pазное\Монгайт А. - Муром (1947)\__картинки\31 Усадьба Уваровых.jpg

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XIX и XX веках Муром развивался медленно, несмотря на удобство расположения на водной маги­страли, связывающей центр страны с Поволжьем и Уралом. Только постройка Московско-Казанский железной дороги, прошедшей через Муром, верну­ла ему возможность интенсивного   развития. В этот период не было создано каких-либо ценных архитектур­ных памятников а Муроме. По-прежнему дома были преимущественно деревянные, не более одной десятой общего числа домов в городе составляли каменные. Среди них попадаются дома в стиле ампир, иногда спроектированные хорошими архитекторами. Таков дом бывший Каратыгина, на Тимирязевской улице. Из зда­ний XIX века достойна быть отмеченной усадьба графов Уваровых, находящаяся вблизи современного Мурома (в селе Карачарово).

Подводя итоги сказанному о Муроме, необходимо еще раз отметить, что многовековая его история не полностью отразилась в сохранившихся памятниках архитектуры, но те немногие памятники XVIXVII ве­ков, которые дошли до нас, являются подлинными жем­чужинами  русского  зодчества.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1.       Полное  собрание  законов  Российской  империи   (со­брание   первое).  Книга  чертежей   и   рисунков   (планы  го­родов). СПБ,  1839.

2.       Травчетов    К.   П.   Город   Муром   и   его   досто­примечательности.   Владимир,   1903.

3.       Ушаков Н. Н. Спутник  по  древнему  Владимиру и городам Владимирской  губернии.   Владимир,   1913.

4.       Добрынкин   В.    Муром   прежде   и   теперь.   М., 1903.

5.       Добрынкин   Н.   Г.   Державные   гости   в   городе Муроме   1445—1837.   Материалы    для    истории    города Мурома.   Владимир,   1887.

6.   Добрынкин  Н.   Г.   Древняя Козьмодамианская церковь  в  городе  Муроме.   Б.  м.  Б.   г.

7.   Павловский   П.   Старая    провинция.     Рязань, Муром,  Павлов-Посад  и .др.   Б.  м.,   1916.       


Иллюстрации

I. Разрез Косьмо-Демьянской церкви.  Обмеры Н. И. Воронина.

II.  План  Косьмо-Демьянской церкви.

III. План  Троицкого  собора.

1.План  Мурома   1786  г.

2.План  Мурома.  Проект   1788  г.

3.Косьмо-Демьянская  церковь.   Вид   с   запада.

4.   Косъмо-Демъянская церковь. Вид с северо-востока.

5.  Косьмо-Демьянская церковь.  С рисунка К. Зворы-
кина.  1863 г.

6.     Косьмо-Демъянская церковь. Реконструкция И. Ф.
Борщевского. Вид  с  юга.

7.     Троицкий монастырь.  Общий вид с торговой пло­
щади.

8.  Троицкий монастырь. Общий вид с северо-востока..

9.  Собор  Троицкого монастыря.  Абсиды.

 

10.Собор Троицкого монастыря. Вид с юга.

11.Собор  Троицкого монастыря.  Абсида.

12.   Крыльцо собора Троицкого монастыря.

13.Троицкий   монастырь.    Колокольня   и   Казанская
надвратная  церковь.                                           \

14.   Благовещенский монастырь.   Общий  вид.

15.Благовещенский   монастырь.   Колокольня   храма.

16.    Южное   крыльцо   храма.     Благовещенского   мона­
стыря.

17.    Крыльцо храма Благовещенского монастыря. Вид
с   юго-востока.

18.    Западный   портал   храма   Благовещенского   мона­
стыря.

19. Деталь  западного  портала  храма Благовещенскою
монастыря.

20. Деталь   наличника  двери   храма  Благовещенского
монастыря.

21. Наличники   окон   храма    Благовещенского    мона­
стыря.

22. Стефановская   надвратная   церковь   и   колокольня
Благовещенского  монастыря.

23. Дом бывш.  Каратыгина  на  Тимирязевской  улице.

24. Воскресенская  церковь.  Вид   с   юга.

25. Галерея  Воскресенской  церкви.

26. Церковь  Николы  Набережного.

27. Усадьба Уваровых.

28. Усадьба  Уваровых.


История города и его памятники

Спасский монастырь  

Косьмо-Демьянская церковь

Муром в XVII веке

Троицкий монастырь

Благовещенский монастырь

Церковные постройки конца XVII века

Муром в XVIII веке

Заключение

Библиография

Иллюстрации


ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР

Редактор А. Г. Шенкман

Техн.   редактор   Е.   А.    Смирнова

Корректор Г. Бауэр

Сдано   в   набор 27/1  1.947 г;   Подписано

я печать 20/VII11947 г. АО2362  2,75, п. л.

Уч.-иад. 2.8   л.   Тираж    20000.   Формат

70 X 92 1/32- Заказ 15

Цена 5 руб.

Тип.Изд. Академии Архитектуры  СССР Ул.  Пушкина, 24

 

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский