РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Морозов М.Р. К проблеме научной реконструкции Георгиевского собора города Юрьева-Польского, восстановленного В.Д. Ермолиным в 1471 году // Наука, образование и экспериментальное проектирование-2019. Труды МАрхИ: Материалы международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2019 г. – М., 2019. С. 346-349.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2020 г. 

    

 

М.Р. Морозов

К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ГЕОРГИЕВСКОГО СОБОРА ГОРОДА ЮРЬЕВА-ПОЛЬСКОГО,

ВОССТАНОВЛЕННОГО В.Д. ЕРМОЛИНЫМ В 1471 ГОДУ

 

Аннотация. Работа посвящена исследованию архитектурных форм Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском (1234) после его восстановления в 1471 г. под руководством В.Д. Ермолина. На основе гипотез П.Д. Барановского, А.В. Столетова и В.П. Выголова проводится анализ архитектуры собора 1471 года, облик которого, вопреки распространённому мнению, на протяжении последующих столетий претерпел множественные изменения.  Одной из задач в этой связи является разграничение частей храма, относящихся к первоначальному собору, к периоду деятельности В.Д. Ермолина и включений в структуру сооружения поздних наслоений, связанных с перестройками и реставрацией памятника в XV–XX веках. Полученные результаты в совокупности с будущими натурными исследованиями могут внести значимый вклад в разработку варианта графической реконструкции первоначального облика собора 1234 года.

 

Строительная история выдающегося памятника владимиро-суздальской школы белокаменного зодчества – Георгиевского собора города Юрьев-Польской (1234) – представляет собой сложную последовательность изменений архитектурных форм этого здания и до настоящего времени не до конца изучена. Выдающиеся историки архитектуры и реставраторы XX века, такие как Н.Н. Воронин, Г.К. Вагнер, А.В. Столетов и др., предлагали свои варианты реконструкции изначального внешнего облика храма XIII века, а также А.В. Столетовым, В.В. Кавельмахером и С.В. Заграевским предпринимались попытки подробно систематизировать хронологию его изменений. Однако до последнего времени научному миру не были доступны в полной мере материалы исследований форм Георгиевского собора, которые он получил после восстановления в XV веке В.Д. Ермолиным. В настоящей работе представлен сравнительный анализ изученных автором в 2017-18 гг. вариантов научных реконструкций внешнего облика собора по состоянию на 1471 год. Это материалы исследований П.Д. Барановского, А.В. Столетова и В.П. Выголова.

 

Рис. 1. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Вид с северо-запада. Фото В.Н. Титова, 2017.

 

Распространена точка зрения о том, что сегодняшний вид собора святого Георгия (Рис. 1) относится к 1471 году. Это мнение является неверным, так как за последующие шесть столетий памятник претерпел неоднократные реконструкции и реставрации. По той же причине мы не можем приписывать его современному облику авторство Василия Дмитриевича Ермолина, с именем которого связано восстановление храма в XV веке. Так, в 1650-х гг.1 позакомарное покрытие основного объёма собора было заменено на четырёхскатное, а над западным притвором была возведена шатровая колокольня, которую в 17812 году заменила пристроенная с запада трехъярусная классицистическая колокольня. Шлемовидная глава была заменена на луковичную в XVII веке3. К началу XX века к собору были пристроены тёплый Троицкий храм, колокольня и ризница. Все эти пристройки были разобраны под руководством реставратора П.Д. Барановского на рубеже 1920-30-х гг., открыв исследователям путь к дальнейшему изучению белокаменного памятника. Таким образом, сегодня, когда вопросы консервации и реставрации собора становятся всё более актуальными, мы приходим к выводу об отсутствии ясных представлений о важном этапе в истории Георгиевского собора – его восстановлении после обрушения в XV веке – что затрудняет выработку концепции реставрации храма.

В этой связи необходимо осмысление дошедших до нас форм собора в контексте раннемосковской архитектуры середины XV века. Принадлежность храма к данной группе памятников, образцы которой дошли до нас в чрезвычайно малом количестве, обусловлена датировкой и причинами его восстановления: оно было выполнено по приказу великого князя московского Ивана III Васильевича как одно из политических мероприятий по установлению преемственности формирующейся централизованной московской Руси от Византии через некогда процветавшую Владимиро-Суздальскую Русь. Василий Ермолин был московским строителем и подрядчиком, который к 1471 году уже имел строительный и «реставрационный» опыт работы с памятниками XIV-XV вв. (собор Вознесенского монастыря, церковь Афанасия и Кирилла, епископов Александрийских, скульптурный декор Фроловской башни – в Московском кремле; церковь Воздвижения на Торгу и церковь Ризоположения на Золотых воротах – во Владимире)4. Также важность восстановления обрушившегося собора святого Георгия по мнению Г.К. Вагнера и С.В. Заграевского определялась происхождением архитектурных форм первого Успенского собора Москвы 1326-27 гг. от облика Георгиевского собора XIII века.

Чтобы понять принципы построения архитектурного образа восстановленного Ермолиным храма святого Георгия, необходимо сравнить его с аналогами XV века: церковью Рождества Богородицы на Сенях (1393-94), Успенским собором на Городке в Звенигороде (1399-1400), Успенским собором Троице-Сергиева монастыря (1422-23), Спасским собором Андронникова монастыря (1425-27) и Рождественским собором Саввино-Сторожевского монастыря (1428-1431). Помимо вышеуказанных, могут также рассматриваться храмы того же периода в северной Руси – например, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490). К сожалению, абсолютное большинство этих построек также претерпели многочисленные изменения своего облика, в связи с чем в данном исследовании мы можем опираться только на варианты их научной реконструкции. К общим чертам русских храмов начала-середины XV века можно отнести: высокий подклет, стрельчатое завершение прясел, переход от основного объёма к барабану посредством многоярусных закомар и кокошников, сходящиеся кверху стены барабана и основного объёма, квадратные в плане подкупольные столпы и – в некоторых случаях – отсутствие горизонтальных членений фасада на ярусы. Нужно отметить, что предшествующий башнеобразный тип композиции храмов XIII-XIV вв. в приведённом выше ряде памятников трансформировался в устремлённую вверх пирамидальную, ступенчатую композицию со шлемовидным завершением.

Для осмысления Георгиевского собора Юрьева-Польского в контексте раннемосковских памятников следует сравнивать с их общими чертами только те элементы его композиционной структуры, которые признаются большинством исследователей как безусловно датируемые 1471 годом. Так, стены его барабана действительно сходятся кверху, что придаёт его внешнему абрису форму усеченного конуса. Привязка простенков окон барабана к центральным осям собора также встречается в ряде памятников XV века (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря). Характерными раннемосковскими деталями являются присутствующие выкружки на квадратных в плане внутренних столпах собора и поясок-карниз в основании барабана. Несмотря на всё вышеперечисленное, общая композиция собора совершенно не воспринимается идентичной аналогам середины XV века. Также учёные не пришли к единому выводу в датировках разновременных частей храма и гипотезах о характере завершения закомар, главы и геометрии постамента барабана. В настоящий момент нам доступны для сравнения гипотезы трёх учёных – П.Д. Барановского (1940-е)5, А.В. Столетова (1960-е) и В.П. Выголова (1980-е) – об облике Георгиевского собора после его перестройки В.Д. Ермолиным.

 

Рис. 2. Гипотезы о внешнем облике Георгиевского собора после перестройки 1471 г.: а) по П.Д. Барановскому; б) по А.В. Столетову; в) по В.П. Выголову. Графическая интерпретация М.Р. Морозова (2019).

 

О представлениях П.Д. Барановского, касающихся образа восстановленного Ермолиным собора, мы можем судить по дошедшим до нас небольшим эскизам западного и северного фасадов без подписи из его личного архива, хранящегося в ГНИМА имени А.В. Щусева. Вероятно, эти изображения могут быть идентифицированы как подготовительные эскизы к возможной реставрации собора в формах конца XV века. К таким выводам нас приводит присутствие таких деталей, как луковичное покрытие купола, присутствие аркатурного пояса на южном прясле западного фасада, перемещённые со своего сегодняшнего местоположения подзакомарные капители западного фасада (на эскизе они расположены на линии вертикальных осей пилястр западного притвора).  Исследователь завершает основной объём собора килевидными (на западном фасаде) и/или циркульными (на северном фасаде) закомарами, а западный притвор – большой килевидной закомарой с широким архивольтом (Рис. 2, а). Барабан изображается в своих существующих формах. В нишах западного притвора учёный размещает скульптурную композицию – вероятно, пятифигурный деисус.

В отличие от Барановского, А.В. Столетов выполняет научную реконструкцию форм ермолинского собора и размещает эскизный чертёж западного фасада среди материалов изучения и реконструкции архитектурных форм и рельефного убранства памятника. Столетов завершает основной объём собора позакомарным покрытием с узкими архивольтами на фасадах, барабан существующей высоты опирает на прямоугольный постамент и завершает шлемовидной главой (Рис. 2, б). В центральной закомаре западного фасада исследователь размещает скульптурную композицию «Распятие» (т.н. «Святославов крест»)6, где она, по мнению В.В. Кавельмахера, пребывала вплоть до сооружения шатровой колокольни над западным притвором в середине XVII века7 – на это могут указывать следы заложенной ниши в западной стене. Западный притвор на графической реконструкции завершается двускатным покрытием с кирпичным фронтоном, т.е. так, как он предстает перед нами сегодня. Эта деталь вызывает вопросы, так как не является характерной для русской архитектуры середины XV века. Вероятно, реставратор подразумевал наличие некоей временной скатной кровли над лишившимся второго яруса притвором.

Гипотеза В.П. Выголова является единственной, рассматривающей реконструкцию В.Д. Ермолина в контексте раннемосковского храмового зодчества, однако, изложена только в текстовом виде. Возможная графическая интерпретация предположений учёного выполнена автором данной статьи (Рис. 2, в). Выголов, вслед за П.Д. Барановским и А.В. Столетовым, представляет внешний образ собора после его перестройки в 1471 году с завершением основного объёма покрытием по килевидным закомарам и шлемовидной главой. Особое внимание Выголов уделяет анализу некоторых деталей интерьера, а также датировке апсид и Троицкого придела. Сомнительной представляется гипотеза исследователя о многоярусном переходе от основного объёма к барабану снаружи, что предполагало бы наличие декоративных кокошников на постаменте барабана8. Путем графического анализа нами установлено, что такое возможно лишь в том случае, если дошедший до нас барабан (и, возможно, его постамент) не относится к реконструкции 1471 года9, а был перестроен позднее, что в настоящий момент не может быть доподлинно подтверждено или опровергнуто ввиду недостаточной изученности собора в натуре. При высоте существующего постамента дополнительный ярус кокошников может уместиться (см. графическую интерпретацию), однако, их пропорции не являются характерными для раннемосковской архитектуры. 

Обобщая гипотезы П.Д. Барановского, А.В. Столетова и В.П. Выголова об облике Георгиевского собора после перестройки 1471 года, можно предположить, что памятник в конце XV – середине XVI вв. имел покрытие по килевидным закомарам и характерное для храмов той эпохи шлемовидное завершение главы; в тимпане центральной закомары западного фасада, с точки зрения А.В. Столетова и В.В. Кавельмахера, была размещена скульптурная композиция «Распятие». Форма завершения западного притвора, наличие дополнительного яруса кокошников и принадлежность существующего барабана перестройке Ермолина остаются неразгаданными и могут быть уточнены в ходе дальнейших натурных обследований собора.

Вышеописанные гипотезы исследователей XX века, большая часть сведений которых становится доступной для изучения только в настоящее время, и их графические интерпретации играют важную роль в процессе понимания строительной истории Георгиевского собора города Юрьева-Польского и предваряют обширную дискуссионную тему о научной реконструкции памятника 1234 года. Трактовка современного облика храма как целиком относящегося первоначально к 1471 году перестает быть оправданной после тщательного осмысления истории его изменений с XV по XX вв. В процессе натурных обследований необходимо уточнить, какие элементы здания достоверно относятся к перестройке XV века, что поможет выработать методику необходимой консервации и реставрации собора с использованием современных технологий и накопленного опыта отечественной и мировой реставрационной науки.

 

1 Столетов А.В. Материалы изучения и реконструкция архитектурных форм и рельефного убранства Георгиевского собора гор. Юрьева-Польского. – Архив АО «Владимирреставрация». Ф. Ю-1. Оп. 12. Д. 13966. С. 5.

2 Там же, С. 6.

3 Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. – М.: Наука, 1988, С. 80.

4 Там же, С. 71.

5 Архив ГНИМА имени А.В. Щусева. Ф. 14 Оп. 11 Д. 39.

6 Столетов А.В. Материалы изучения и реконструкция архитектурных форм и рельефного убранства Георгиевского собора гор. Юрьева-Польского. – Архив АО «Владимирреставрация». Ф. Ю-1. Оп. 12. Д. 13966. – С. 6, 141.

7 Кавельмахер В.В. Краеугольный камень из лапидария Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (к вопросу о так называемом Святославовом кресте). В кн.: Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы. XIII век. – СПб., 1997. С. 185-197.

8 Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. – М.: Наука, 1988, С. 80-82.

9 Кондаков Н.П. О научных задачах древнерусского искусства // Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 1. – Владимир, 1899 – С. 27. здесь рассматривается гипотеза К.М. Быковского о том, что высота барабана реконструированного В.Д. Ермолиным собора была выше ныне существующей.

 

Библиография:

1.     Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры: Рельефы Юрьева-Польского. – М., Искусство, 1966.

2.     Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XIIXV веков. Т. 2. - М., 1962.

3.     Викторов А.М. Первый московский зодчий-реставратор / А.М. Викторов // Строительство и архитектура Москвы. - 1980. - №9. - С. 28-29.

4.     Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. – М.: Наука, 1988.

5.     Заграевский С.В. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. –  М., 2008.

6.     Кавельмахер В.В. Краеугольный камень из лапидария Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (к вопросу о так называемом Святославовом кресте). В кн.: Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы. XIII век. – СПб., 1997. С. 185-197.

7.     Карташов С.А., Морозов М.Р., Титов В.Н. Исследования Георгиевского собора в Юрьев-Польском 2010-х гг. как основа для получения представлений о композиционной структуре и генезисе памятника // Наука, образование и экспериментальное проектирование-2018. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 9-13 апреля 2018 г. – М.: МАРХИ, 2018. С. 70-73.

8.     Кондаков Н.П. О научных задачах древнерусского искусства // Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 1. – Владимир, 1899 – с. 27.

9.     Романов К.К. Георгиевский собор в г. Юрьеве Польском // Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 36 (Вопросы реставрации, вып. 6). – СПб., 1910. С. 70-93.

10.  Романов К.К. «Святославов крест» в г. Юрьеве-Польском // Сборник археологических статей в честь графа А.А. Бобрынского. – СПб, 1915. №9-12. С. 89-96. 

11.  Слёзкин А.В. Храм в Мургабском государевом имении: конкурсные проекты и реализация / А.В. Слёзкин // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы : Вып. 20 (36) / под ред. М.В. Нащокиной. - СПб: Коло, 2015. - С. 277-281.

12.  Столетов А.В. Георгиевский собор города Юрьева-Польского XIII века и его реконструкция. В кн.: Из истории реставрации памятников культур. – М., 1974.