РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Мосунов Ю.П. Ренессансные порталы соборов Московского Кремля: проблемы атрибуции. В сб.: Тезисы докладов юбилейной научной конференции "К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля" 28–30 окт. 2008 г. М., 2008. С. 36. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.kreml.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.

 

 

Ю.П. Мосунов

Ренессансные порталы соборов Московского Кремля: проблемы атрибуции

 

Исключительные по своей художественной и исторической ценности резные белокаменные порталы Архангельского и Благовещенского соборов Кремля не раз оказывались в поле зрения отечественных и зарубежных историков архитектуры. В большей степени это относится к порталам Архангельского храма, упоминаемым в научных изданиях как в общем контексте декоративного убранства фасадов, так и в связи с попытками идентификации строителя собора, называемого в русских летописях Алевизом Новым. Исследователи в основном сходятся на принадлежности этого зодчего к североитальянской (венецианской) школе эпохи кватроченто. Ими, также на основании письменных источников, практически доказано, что он был автором портала «железных врат Демир-Тепе» в Бахчисарае (1503).

По сравнению с архангельскими, изучение благовещенских порталов до сих пор находится на начальной стадии. В летописях отсутствуют какие-либо сведения, касающиеся этой темы, однако существует достаточно обоснованное мнение о том, что их сооружение, как и реконструкция папертей собора, состоялось на последнем этапе строительства великокняжеского дворца, завершенного в 1508 г.

Порталы двух храмов Московского Кремля сближает не только датировка, но и вполне определенные стилистические параллели - уникальная объемная композиция, а также резное убранство, выполненное в стиле высокого возрождения. Наряду с этим комплексы порталов имеют и весьма существенные различия в общем объемном решении и в характере орнаментальных рельефов. Необычайно большой объем резных работ, выполненных одновременно по дворцу и двум соборам, свидетельствует о том, что в 1504-1508 гг. в Кремле трудилось несколько групп квалифицированных резчиков по камню. Вполне естественно было бы допустить, что авторство благовещенских порталов принадлежит мастерам, украшавшим дворец великого князя. Однако, как показывает стилистический анализ, эти порталы по целому ряду параметров гораздо ближе к алевизовскому обрамлению "врат Демир-Тепе", чем порталы самого алевизовского собора. Сходство откровенно проявляется в наличии характерных антаблементов и отдельных деталей, индивидуальные особенности которых позволяют отнести их к автографическому почерку мастера. Таким образом, создание благовещенских порталов могло начаться не ранее осени 1504 г., когда из Крыма в Москву прибыло посольство с большой группой итальянских мастеров разных специальностей, и среди них "вельми великий мастер" Алевиз.

Отдельные детали бахчисарайского и благовещенского порталов, чрезвычайно редко встречающиеся на памятниках того времени, все же имеют аналогии в постройках видного венецианского зодчего Пьетро Ломбардо, под началом которого, согласно одной из распространенных версий, в конце XV в. предположительно работал Алевиз Новый.

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский