РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХVII-ХVIII веков. М., 1989. Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

Н.И. Немцова

Исследование и реставрация русских изразцовых печей

ХVII–ХVIII веков

 


стр.2

Предлагаемые методические рекомендации разработаны архитектором Н.И. Немцовой на основе изучения изразцов и изразцовых печей городов центральной России, а также обследования изразцовых печей в памятниках архитектуры Владимирской области. Тема выполнена в Управлении «Владимирреставрация» по заказу Управления культуры Владимирского облисполкома.

Рекомендации предназначены для специалистов: реставраторов-архитекторов, искусствоведов, археологов, занимающихся изучением и реставрацией памятников архитектуры XVII—XVIII вв., содержащих изразцовые печи.

В характеристике реставрационных методов максимально учтены различные условия, которые встречаются на практике при изучении изразцовых печей.

Сравнение условий, создавшихся в зависимости от объема исходных материалов и стилевого типа архитектуры печи, позволило автору определить теоретически возможные пределы выполнения достоверных реконструкций несохранившихся печей.

Рекомендации утверждены на заседании Научно-реставрационного совета объединения «Росреставрация» (протокол № 13 от 14 сентября 1988 г.)


стр.3

ВВЕДЕНИЕ

При исследовании и реставрации памятников архитектуры XVII—XVIII вв. специалистам часто приходится решать проблемы, связанные с воссозданием изразцовых печей. Являясь неотъемлемой частью интерьера гражданских и культовых зданий, изразцовые печи тесно связаны с их планировочной структурой и решением художественного образа. Специфическая особенность изразцовых печей состоит в том, что в их облике отражена история развития изразцового искусства и архитектуры. Поэтому вопросы исследования, сохранения, реставрации и реконструкции изразцовых печей заслуживают специального внимания. Их решение в практике реставрации необходимо для обеспечения более полного исследования и реставрации памятников архитектуры

Предлагаемые методические рекомендации разработаны на основе изучения памятников изразцового искусства, в основном в древних городах центральной России, имеющих различную специфику и объем исходных материалов, которые и определяют различные условия методики исследования и реставрации.

В настоящих методических рекомендациях за основу принята классификационная схема разделения русских изразцов на 7 типов. Из них компоновались три типа печных наборов, которые соответствовали трем стилевым типам печей. Каждый тип печи содержал несколько разновидностей архитекттуры.

Анализ состава печных наборов значительно упрощает определение типа печи по находкам в исследуемом здании. Автор считает основой печного набора стенные изразцы, остальные компоненты печного набора относит к группе вспомогательных элементов.


стр.4

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. 1. Систематизация русских изразцов.

Ведется по основным признакам — по стилю орнамента, конструкции, форме рельефа и хронологии. Выявлено семь типов изразцов (табл. 1 и табл. 1прилож.).

1. 2. Типы печных наборов и печи.

В целом существовало три типа печных наборов, соответствующих трем типам архитектуры печей по их стилевым признакам.

I — печи готического типа с облицовкой всеми видами рамочных изразцов (табл. 1 № 1, 2, 3,);

II — печи ренессансного типа с облицовкой рельефными и гладкими эмалевыми и рельефно-расписными изразцами (табл. 1 № 4, 5, 6);

||| — барочные печи с облицовкой гладкими расписными изразцами (табл. 1 № 7).

Исключение составляют северные барочные печи, которые были облицованы рельефными и рельефно-расписными изразцами.

1. 2. 1. Печной набор готического типа.

Существовали наборы с облицовкой из красных и зеленых рамочных изразцов (выполненных из белой глины), идентичных по составу: стенные изразцы «большой» (18—20Х


стр.7

18—20 см) и «малой руки» (13—15X13—15 см), плоские пояса, перемычки и городки. О составе печных наборов из зеленых рамочных изразцов (выполненных из красной глины), а также из полихромных рамочных изразцов не сохранилось никаких сведений: неизвестно, применялись ли кроме изразцов «большой руки» стенные изразцы «малой руки». Не выяснено, какие изменения произошли в составе вспомогательной группы (всех остальных поясов, кроме стенных)? Перемычки исчезли или продолжали применяться? Появились ли профильные пояса? (рис. 1 ;табл. 2 прилож.)

1. 2. 2. Печной набор ренессансного типа.

Состав композиционных элементов этого набора из безрамочных рельефных и гладких изразцов известен полностью. В него входили: стенные (плоские и круглые) изразцы, плоские и три вида профильных поясов, городки, подзоры, ножки.

По орнаменту безрамочных рельефных изразцов можно выделить две разновидности печных наборов: первая,— имевшая в разных городах центральной России (Костроме, Ярославле, Владимире Суздале, Москве и в других) «типовые» орнаменты стенных изразцов и изразцов вспомогательной группы. Такие печные наборы условно будем именовать «московским». Вторая — печные наборы, обладающие своеобразными орнаментами изразцов, характерными для каждого изразцового центра — например, с сюжетными изображениями, традиционными для рамочных изразцов, но архаичными для безрамочных (Владимир-Суздаль, Ярославль и т. д.) или с растительными ренессансными орнаментами своеобразного рисунка (Балахна, Псков).

В речном наборе второй разновидности из рельефно-расписных изразцов, изготовленных в разных изразцовых мастерских центральной России, известно более десяти видов рисунков стенных изразцов и по два-три вида рисунков каждого пояса вспомогательной группы облицовки.

Все композиционные элементы печей из рельефных изразцов повторены в печах ренессансного типа, облицованных гладкими изразцами (самой дешевой категории), поэтому их печные наборы идентичны (рис. 2; см. табл. 2 прилож.)

1. 2. 3. Барочный печной набор.

Этот набор был наиболее сложным и разнообразным. Он состоял из стенных изразцов обычного и удлиненного формата, из плоских и четырех видов профильных поясов, больших и малых балясин, угловых полуколонок. В отдельных наборах встречались своеобразные декоративные детали— арочные ниши, фигурные вставки и т. д. (рис. 3; см. табл, 2 прилож.).


стр.8

В состав барочных печных наборов входило три варианта завершения: плоское, с городками и фигурное, состоящее из сочетания вогнутых и выпуклых изразцов (наподобие завершений западноевропейских печей в стиле рококо), а также три варианта основания: плоское, с подзорами и ножками и арочное, присущее только барочным печам.

Отличительной особенностью изразцов вспомогательной группы барочных печных наборов является использование одинаковых форм профильных поясов в разных печных наборах из разных изразцовых центров. Пояса от разных печей отличаются только цветом и росписью, соответствующими росписи стенных изразцов.

1. 3. Архитектурные разновидности печей.

Каждый тип архитектуры печей имел свои разновидности. Существует гипотеза, что печи I типа были прямоугольными в плане и с сочетанием кубического нижнего яруса с граненым верхним (подобно западноевропейским готическим печам). Печи II типа были прямоугольными и круглыми в плане. У III типа печей было три разновидности: 1—с нерасчлененным объемом; 2 — с горизонтальными членениями в виде ниши с балюстрадой; 3— с горизонтальными и вертикальными членениями в виде выступающих объемов с раскрепованными карнизами (рис.4—9; табл. 3—4 прилож.).

1. 4. Местоположение печей.

В XVII в. печи ставили чаще всего в углу с топкой из сеней или с улицы. В первой четверти XVIII в. появились «проемные» печи: это две печи, расположенные в смежных помещениях, но конструктивно объединенные в одну, имеющую общую топку, которая размещена против торца стены, разделяющей печи. Для устройства таких печей в стене между смежными помещениями во время строительства оставляли проем, что и обусловило их название.

Барочные печи устраивали прямоугольные в плане или угловые — с главным фасадом, развернутым под углом в 45о к взаимоперпендикулярным стенам. Проемная печь могла сочетать прямоугольный и угловой объемы (рис. 10).

II. ОСНОВНЫЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Подход к воссозданию печи должен исходить из общих реставрационных принципов. Выбор конкретного реставрационного решения зависит, кроме исходных методологических позиций, от различных обстоятельств: от типа исследуемой изразцовой печи и степени ее сохранности, от объема собранных натурных материалов (если печь руинирована) и


стр.17

возможности использования аналогий, от вида облицовки и возможностей воспроизведения изразцоз с сохранением их достоверности. Основными методами являются: консервация существующей печи; реставрация существующей печи; реставрационная реконструкция несохранившейся печи (целостная реставрация).

II. 1. Консервация.

Метод консервации применим ко всем существующим печам, подлежащим охране как памятники, сохранившим первоначальный облик, полную или частичную первоначальную облицовку. Если техническое состояние такой печи удовлетворительное, то следует провести расчистку изразцов от набелов, укрепление в кладке выпадающих изразцов и, в некоторых случаях, заделку швов.

Консервацией могут быть ограничены и работы по печам со значительными утратами, если исследователю не удалось установить их первоначальные габариты и формы.

Консервации будет достаточно и в том случае, когда реставратору ясен первоначальный облик печи, но она находится не в музейном помещении и представляет большую ценность подлинностью, чем экспозиционными качествами.

II. 2. Реставрация.

II. 2. 1. Основанием для реставрации печи может служить музеефикация реставрируемого здания-памятника, когда экспозиционность его интерьеров выступает одним из главных требований.

Может возникнуть также необходимость реставрации печи, являющейся экспонатом выставки изразцового искусства.

II. 2. 2. Случаи фрагментарной реставрации применительно к изразцовым печам чрезвычайно редки, так как печи готического типа не сохранились совсем, печи ренессансного типа представлены всего несколькими экземплярами, а для большинства барочных печей достаточно проведения консервационных работ. В подавляющем большинстве реставрируемых зданий печи руинированы. Если проектом реставрации и приспособления предусматривается восстановление изразцовой печи в помещении, то, как правило, эта работа носит характер целостной реставрации и является составной частью фрагментарной реставрации интерьера.

II. 2. 3. Решение о восстановлении отдельных форм печи или о возвращении ей полностью первоначальной архитектуры принимается на основании исследований и графической


стр.18

реконструкции. В случае, когда совокупность исследовательских материалов позволяет полностью документировать и обосновать достоверность графической реконструкции, может быть принято решение о реализации проекта реставрации.

II. 2. 4. Поздние наслоения в изразцовых печах выражаются в сугубо утилитарных переделках, которые в редких случаях имеют художественное значение, а в основном интересны как источник информации о методах или хронологических периодах проведения ремонтов.

Поздние наслоения, наиболее часто встречающиеся в практике, имеют следующие причины:

— утрата завершающего пояса городков;

— утрата основания из ножек и подзоров;

— замена отдельных треснувших изразцов (стенных и поясовых), одного или нескольких рядов или целого яруса более поздними изразцами или кирпичной кладкой;

— неправильная сборка облицовки первоначального печного набора при перекладке печи.

II. 2. 5. Во всех перечисленных случаях основу для выполнения проекта реставрации составляет выяснение для исследуемой печи состава первоначального набора изразцов и исходных архитектурных разновидностей.

II. 3. Реставрационная реконструкция.

II. 3. 1. Вопрос о реконструкции несохранившейся печи в конкретном памятнике архитектуры может быть поставлен только при наличии материалов, дающих представление о месте ее нахождения, характере облицовки и возможности определения габаритов.

II. 3. 2. Работа по воссозданию руинированной печи наиболее сложная. Приступая к ней, необходимо знать, какой минимальный объем сведений может гарантировать выполнение достоверной графической реконструкции. Он неодинаков для печей I, II и III типов. Можно считать идеальным случай, когда известно место расположения печи; когда имеется фундамент или его отчетливые следы, дающие представление о размерах плана; когда сохранилась печура (топка) и полностью известен состав печного набора Но такие случаи исключительны.

Наиболее распространенным бывает положение, когда имеются неполные натурные остатки и группа изразцов или всего один вид стенного изразца. В некоторых случаях недостаток объема информации вызывает необходимость отказаться от выполнения реконструкции. Довольно часто есть


стр.19

возможность небольшой объем материала пополнить привлечением аналогий.

Для каждого типа печей создаются разные условия реконструкции и предъявляются разные требования к исходным материалам.

II. 3. 3. Печи готического типа. До сих пор не известно ни одного фундамента от печей I типа, поэтому об их габаритах можно судить только предположительно.

Никому не удавалось установить полностью печной набор из рамочных изразцов. Выяснение же полного состава печного набора этого типа приобретает особую важность, так как на изразцах помещены сюжетные изображения, которые нельзя домыслить. Не имея ни одного примера для сравнения, не удавалось определить, какое количество сюжетных изображений могло повторяться, был ли набор сюжетных изображений более или менее постоянным в разных печах или произвольным зависящим от вкусов керамиста-печника или заказчика.

Если в печных наборах из рамочных красных и зеленых (из белой глины) изразцов нам известен полный перечень композиционных элементов, то о печах из рамочных зеленых изразцов, сделанных из красной глины, и рамочных полихромных не известно ничего, так как обнаружены только стенные изразцы этих печей.

Можно предположить, что появление изразцов с широкой орнаментированной рамкой исключило перемычки в этих печчых наборах. В их составе уже не было изразцов «малой руки». Все эти особенности должны были изменить архитектуру печей.

Таким образом, решение основного вопроса — выявление состава печного набора из рамочных изразцов — имеет слишком много неясностей и предположений гипотетического характера.

Гипотезу с наличии двух разновидностей архитектуры печей готического типа проверить пока нет возможности.

Из-за невозможности изучить в полном объеме исходные материалы, и, следовательно, создать документированную основу для выполнения реконструкции,— воссоздание печей I типа пока недопустимо

Реконструкция этих печей должна ограничиваться графическими предположениями, выполненными на основе археологических находок изразцов, развалов печей и других натурных остатков.

II. 3. 4. Печи ренессансного типа. Выявление полного состава печного набора этих печей облегчается более широкой возможностью использования аналогий.


стр.20

Сравнение количественного соотношения орнаментов стенных и поясовых изразцов печных наборов в пределах одного региона иллюстрирует значительное разнообразие орнаментов стенных изразцов при относительно ограниченном ассортименте поясовых элементов. Таблица взаимовстречаемости элементов позволяет наиболее наглядно представить эти соотношения (рис. 11).

Каждый композиционный элемент вспомогательной группы изразцов облицовки имел несколько вариантов орнамента. В то же время одинаковый вид орнамента повторялся на разных видах поясов. Например: один рисунок повторяется на городке, плоском поясе и плоском участке ножки, другой — на плоском и профильном поясах, третий рисунок — на профильном поясе и фигурной части ножки и т. д.

Таким образом, все изразцы, известные от печей одного времени, найденные при раскопках или хранящиеся в музеях, можно рассматривать как разрозненные печные комплекты— в чем-то повторяющиеся, в чем-то дополняющие друг друга. Сравнивая исходные (найденные на объекте) изразцы вспомогательной группы по орнаменту, цвету, форме рельефа с музейными, можно определить недостающие соответствующие им элементы с большой долей достоверности.

В том случае, когда известен подлинный печной набор, значительно облегчается определение габаритов печи, так как благодаря взаимосвязанности их размеров правильный вариант реконструкции можно определить графическим путем.

Если же полный печной набор определен при помощи аналогий, то достоверность суммарных размеров изразцов не может быть проверена. Тогда для определения размеров печи особое значение приобретает раскрытие натурных остатков: фундаментов, печур и т д.

Таким образом, при наличии даже одного стенного изразца возможны попытки выполнения графической реконструкции этих печей. Специфика комплектования вспомогательной группы изразцов из маловарьируемого набора значительно расширяет рамки выполнения их реконструкции.

Вопрос о правомерности воссоздания печи на основе графических предложений должен быть решен дифференцированно в каждом отдельном случае.

II. 3. 5. Барочные печи. Условия подбора печного комплекта из расписных изразцов зависят от того, какого рода изразцы составляли печь: с повторяющейся орнаментальной композицией или с сюжетными рисунками индивидуального характера.


стр.22

В первом случае достаточно к стенным изразцам подобрать поясовые элементы;это весьма нетрудно, учитывая, что все виды гладких расписных поясов стандартны в разных печных наборах по форме, а иногда и по виду росписи.

Во втором случае прежде всего предстоит определить все виды стенных изразцов. Сложность этого процесса заключается в том, что исследователю не известно исходное количество сюжетных изображений. Кроме того, в отличие от рельефных сюжетных рамочных изразцов, которые можно воспроизводить в формах, не боясь погрешить против истины, расписные изразцы, отражающие индивидуальность художника, воспроизвести, не утратив аутентичности, невозможно.

Подбор изразцов барочных печей по аналогиям осложняется еще и тем обстоятельством, что состав печного набора не постоянен в разных печах: применение определенного типа завершения или основания, арочных ниш и других декоративных вставок должно быть научно обоснованно.

Поскольку задача установления барочного печного набора столь проблематична, метод восстановления руинированных печей по аналогиям, который сравнительно широко применим для печей II типа, для барочных печей во многих случаях оказывается несостоятельным. Значительную помощь для выполнения графической реконструкции такой печи может оказать наличие фотографии печи, проектных или обмерных чертежей. Такие документы иногда можно обнаружить в архивах, в фототеке Барщевского (находящейся в Государственном архитектурном музее имени В. А. Щусева).

Благоприятные возможности для выполнения реконструкции печи создаются при наличии развала печи — подлинного печного набора. Развалы барочных печей встречаются археологам чаще, чем детали печей более ранних типов. Примеры: в фондах Музея истории Москвы хранятся изразцы от нескольких барочных печей Лефортовского дворца, в фондах Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурно художественного музея-заповедника (в Суздале) хранятся комплекты барочных печей из кельи Евдокии Лопухиной в Покровском монастыре, из дома Канунникова в Гороховце, из настоятельских келий Спасо-Евфимиева монастыря и из других мест

III. МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ РАБОТ

Исследование и реставрация изразцовой печи, являясь составной частью реставрации памятника архитектуры, выполняется в той же последовательности: 1 —историко-биб-


стр.23

лиографические и архивные исследования; 2 — натурные исследования; 3 — установление аналогий и их исследование; 4 — фиксация материалов; 5 — графическая реконструкция; 6 — проект реставрации.

Осуществление проекта является заключительной стадией работ.

III. 1. Историко-библиографические и архивные исследования.

Используются, в основном, документы, собранные по истории реставрируемого памятника архитектуры, в стенах которого находится изразцовая печь. В описях, сметах, приходо-расходных ведомостях, как правило, содержатся сведения: о строительстве и перестройке печей, о местах расположения печей, если их было несколько, сведения о датировке печей, указания на вид облицовки — «муравленая», «ценинная», «живописной работы» и другие.

Среди библиографических источников особенно ценны графические материалы как, например, обмерные чертежи гороховецких печей, выполненные в XIX веке, или проекты печей московских домов, сохранившиеся во многих чертежах второй половины XVIII века.

III. 2. Натурные исследования.

III. 2. 1. Анализ натурных остатков печи в памятнике архитектуры является наиболее важным разделом исследования: сама печь, сохранившаяся полностью или частично; печура, которая указывает место расположения печи в помещении и высоту пода; фундамент печи или его следы на сводах нижнего помещения, дающие представление о размерах плана; следы примыкания печи к стене; положение дымохода; конструкция основания — балочки под печью или гнезда от них. Изучение совокупности натурных остатков или их части поможет установить общие габариты печи.

III. 2. 2. Учет определенных закономерностей в степени сохранности тех или иных натурных остатков. На месте разрушенной печи, как правило, сохраняются печура и дымоход. Если они нарушены при перепланировке, эти конструкции оставляют весьма заметные следы, позволяющие довольно легко установить их местоположение, форму и размеры.

Наиболее уязвимое место — фундаменты. Как правило, их уничтожали при ремонте полов, поэтому обнаружить фундаменты удается чрезвычайно редко. Если под печью имелись балочки, то от них всегда можно найти гнезда.

Очень осторожно следует относиться к штрабе от примыкания печи, так как печи перестраивали на одном и том же месте много раз, и наиболее заметные штрабы оставляли


стр.24

именно поздние печи, в основном уже кирпичные, а не изразцовые. Не всегда удается выяснить, к какой конкретно печи относятся такие следы. Более информативны в этом отношении проемы, остающиеся от «проемных» печей, которые появились с первой четверти XVIII в.

III. 2. 3. Археологические исследования окружающей памятник территории дают важное дополнение к натурному обследованию. Специфика процесса замены изразцов при перекладке печей состояла в том, что после разборки заменяли лишь отдельные расколотые изразцы, которые затем выбрасывались вместе с мусором. Поэтому всегда есть надежда обнаружить остатки изразцов возле памятника, особенно на территории усадьбы жилого дома. Рекомендуется производить археологические исследования до начала предпроектных.

III. 3. Установление аналогий и их исследование.

III. 3. 1. Своеобразие изразцовых изделий различных провинциальных центров изразцового производства проявлялось только в характеристиках изразцов: в конструкции румпы, форме рельефа, в видах орнамента или трактовке традиционных орнаментов. Региональных отличий в архитектуре русских изразцовых печей не было. Поэтому круг аналогий для каждого типа печей достаточно широк.

III. 3. 2. Изразцы облицовки могут отличаться в зависимости от места производства, поэтому для сравнения печного набора конкретной печи с аналогами необходимо установить ее происхождение (по архивным документам, по форме румпы, по качеству отделки). Если место производства удалось установить, то аналогами для данного печного набора будут все известные (в печах или музейных коллекциях) изразцы родственного изразцового центра. Например, если архитектуру балахнинской печи можно сравнить с московскими печами, то детали печного набора следует подбирать только среди балахнинских изразцов (табл. 5, 6 прилож.).

III. 3. 3. Для подбора безрамочных рельефных изразцов с «типовым» орнаментом из «московского» печного комплекта аналогами могут служить подобные изразцы из Москвы и других городов центральной России, где бытовали такие печные наборы.

III. 4. Фиксация материалов.

III. 4. 1. Фиксация собранного натурного материала составляет основу для работы над графической реконструкцией. Существующую печь, имеющую полный или частично сохранившийся первоначальный печной набор, следует обмерить


стр.25

(произвести архитектурно-археологический обмер). Достаточную наглядность всех подробностей обеспечивает обмерный чертеж в масштабе 1 : 5. Кроме того, необходимо произвести фотофиксацию в фотографиях и цветных слайдах.

III. 4. 2. Все элементы конструкций, имеющие отношение к исследуемой печи, сохранившиеся полностью или выявленные зондажами, также необходимо зафиксировать в обмерах и фотографиях с той же подробностью, как это принято делать при исследовании памятников архитектуры.

III. 4. 3. Отдельно подлежат фиксации все целые и фрагментарные остатки изразцовой облицовки (в обмерах и фотографиях). Обмеры наиболее наглядны при вычерчивании в натуральную величину с покраской в цвете, выполненной на уровне археологической копии. Рядом с фронтальным изображением изразца не менее важно помещать и другие проекции для того, чтобы была видна румпа, отверстие для проволоки (или его отсутствие), цвет черепка. Форма румпы — один из главных признаков определения принадлежности изразцов конкретной мастерской.

III. 4. 4. Копии изразцов, избранных по аналогии, также следует выполнять в натуральную величину с покраской. Вместе с пластилиновыми оттисками они послужат руководством для керамиста, которому предстоит выполнять натурные копии изразцов.

III. 5. Графическая реконструкция.

III. 5. 1. Задача выполнения графической реконструкции является необходимой стадией исследования изразцовой печи независимо от ее конечной цели. В том случае, если производится консервация печи, полностью не сохранившей первоначальной формы, графическая реконструкция необходима для иллюстрации результатов исследования.

Перед выполнением фрагментарной (или целостной) реставрации печи графическая реконструкция носит характер проекта-руководства для производства восстановительных работ.

При изучении теоретических вопросов эволюции архитектуры печей графическая реконструкция отражает точку зрения автора.

III. 5. 2. После сбора и тщательного анализа всего комплекса материалов на основании выявленных габаритов печи и размеров изразцов графическим путем ведется поиск оптимального варианта размещения изразцов на фасадах печи. На чертеже окончательного варианта следует условными обозначениями показать подлинные изразцы и документированные (обоснованные) конструкции. Наиболее полное представ-


стр.26

ление о проектируемой печи дает изображение двух смежных фасадов в масштабе 1:5 с покраской хотя бы одного. Этим объемом графической части можно ограничиться, если графическая реконструкция — конечная цель работы Когда предполагается восстановление печи — необходим еще целый ряд рабочих чертежей, которые составляют проект реставрации.

III. 6. Проект реставрации.

Проект реставрации—конечная стадия исследовательских работ — состоит из трех разделов пояснительной записки, графической части, фотографий.

III. 6. 1. Пояснительная записка должна отразить весь процесс натурных и исторических исследований и завершиться выводами, в которых следует привести соображения по обоснованию выбора типа изразцов для определенного помещения (если печей несколько), характеристику печного набора, стиля и архитектурной разновидности предполагаемой печи со ссылками на аналоги. Когда в научный оборот вводится печь малоизвестного образца, исследование аналогов должно быть проведено особенно широко и тщательно, с приведением таблиц взаимовстречаемости изразцов. В текст пояснительной записки должны быть включены ссылки на соответствующие листы чертежей и фотографии.

III. 6. 2. Графическая часть должна быть настолько полной, чтобы дать керамисту достаточно наглядное представление обо всех предстоящих работах. В проект необходимо ввести обмерные чертежи (с покраской) изразцов печного набора, подлинных и подобранных по аналогам с указанием общих размеров и размеров деталей орнамента.

Состав рабочих чертежей определяется последовательностью восстановительных работ. Для кладки печи требуются разрезы и поярусные планы с раскладкой изразцов. По планам раскладки выполняется таблица-спецификация, указывающая все виды и количество изразцов. Например, стенные изразцы могут быть целые или угловые с половиной справа или слева и т. д. В таблице должны быть даны размеры для всех стандартных и нестандартных деталей. Такая таблица помогает керамисту представить объем предстоящей работы, подсчитать количество форм, расход материалов. Она же послужит ему практическим руководством при установке печей.

III. 6. 3. Фотофиксация должна быть по возможности всеобъемлющей, включающей даже минимальные фрагменты изразцов.


стр.27

IV. МЕТОДИКА РАБОТ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА

IV. 1. Реставрация существующей печи

В зависимости от утрат, установленных после исследования, фрагментарная реставрация может сводиться к восстановлению отдельных утраченных изразцов облицовки или к дополнению целых композиционных участков В первом случае допустимо использование следующих основных приемов.

1. Воссоздание изразцов в керамике. Такой прием особенно плодотворен для печей, облицованных рельефными изразцами, которые оттискивали в формах. С большой долей достоверности они могут быть воспроизведены и в наше время. Пример: в печи ренессансного типа из рельефно-расписных изразцов в надвратной церкви Троице-Сергиевой лавры при полной однородности облицовки не хватает нескольких поясовых изразцов, плоских и профильных. Поскольку они для данного печного набора «типовые», их можно воссоздать по образцу сохранившихся.

2. Бывают случаи, когда здание, где находится исследуемая печь, обнаруживаются отдельные изразцы (на чердаке или в подвале) из однородного печного набора. Из этого запаса можно пополнить недостающие элементы в сохранившейся печи.

Для отдельных вставок можно использовать и музейные изразцы из родственных печных наборов.

3. В качестве заполнения выпавших изразцов можно использовать их имитацию. Такой прием реставрации барочных печей применен в архиерейских палатах суздальского кремля. Здесь были изготовлены гипсовые вставки с имитацией живописи. Вставки по своим эстетическим качествам уступают натуральным изразцам, однако наблюдатель не введен в заблуждение относительно подлинности, так как дополнение несколько отличается от подлинных изразцов.

4. Еще один прием — использование нейтральных вставок в облицовке печи, полный печной набор которой исследователю не удалось установить. Пример использования на практике этого приема — введение гладких поясов в состав печного набора из рамочных зеленых изразцов в воссозданной печи дома бояр Романовых в Москве.

IV. 2. Воссоздание руинированной печи.

Немальная стадия осуществления работ — изготовление изразцов. Керамисты—реставраторы должны работать в тесном контакте с архитектором. С начала работ при изготовлении форм и пробных оттисков архитектору следует наблю-


стр.28

дать результаты, проследить, чтобы качество орнамента в новых изделиях соответствовало индивидуальным особенностям подлинных изразцов, к которым делаются дополнения. Затем керамист готовит пробы цветной поливы (или глазури) и вместе с архитектором отбирает наиболее подходящие оттенки.

Если печь возводится заново, то очень часто появляется необходимость восстановления фундаментов. Затем неизбежно возникает вопрос о воссоздании конструктивного устройства отопительной системы. Но эта проблема не имеет такого значения, как восстановление внешнего облика печи, так как, воссоздавая печи, мы преследуем цель восстановления художественного и этнографического значения интерьера реставрируемого памятника, а не отопительного прибора.

В некоторых случаях целесообразно устраивать внутри объема печи отопительные приборы. Например, в музейном интерьере, воссоздающем бытовую обстановку XVII—XVIII вв., теплая изразцовая печь может усилить эффект натуральности обстановки.

Данные методические рекомендации по исследованию, составлению проекта реставрации и реконструкции изразцовых печей были использованы автором в практической работе.

В посадском доме XVIII в. в Суздале в 1975—1976 гг. восстановлена печь, облицованная рельефно-расписными изразцами с геральдическим орнаментом. В этом доме размещена экспозиция музея посадского быта XVII—XVIII вв. Печь восстановлена в светелке. Изразцы выполнены керамистом Управления «Владимирреставрация» по образцу найденных в памятнике.

Проект реставрации и приспособления дома Сапожникова в Гороховце XVII—XVIII вв. также предусматривает восстановление четырех изразцовых печей, поставленных в купеческом доме в разные строительные периоды. После проведения исследовательских работ были выполнены графические реконструкции этих печей, которые утверждены реставрационным созетом Управления «Владимирреставрация» для восстановления в памятнике. Изразцы для этих печей находятся в производстве.

 


стр.33

ЛИТЕРАТУРА

Ашукин Н. Печные поливные кафли XVIII—XIX вв. — Ярославль, 1913.

Беленькая Д. А. Красные изразцы из Китай-города. // Краткие сообщения института археологии. Вып. 135. 1978. — С. 109—115.

Векслер А. Г. Палаты Натальи Кирилловны в Московском Кремле (опыт реконструкции по документам и археологическим древностям) //Древности Московского Кремля. —М., 1971. — С. 193—212.

Веселовский Б. Изразцовые печи а доме г-жи Шумиловой в г. Гороховце. // Зодчий. — 1880. — № 7.

Воронов Н. В. Русские изразцы XVIII века. // Памятники культуры: Исследование и реставрация. Вып. 2 — М., 1960. — С. 191—208.

Воронов Н. В. Изразцы // Русское декоративное искусство. Т. 1 — М., 1962.

Воронов Н. В., Блохина Н. В. Ярославские изразцы //Ярославский краеведческий музей: Краеведческие записки. Вып. 1. — Ярославль, 1956.— С. 113—132.

Воронов Н. В., Сахарова И. Г. О датировке и распространении некоторых типов московских изразцов. // Материалы по истории и археологии СССР. — 1955. — № 44. — С. 80—115.

Евдокимов И. В. Старинные красноборские печи. // Известия Вологодского общества изучения Северного края — 1915, вып. 11.

Забелин И. Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. — М., 1853.

Иванов А. И. Забытое производство: Очерк изразцовой промышленности Владимирского края. — Владимир, 1930.

Кавелин Леонид Архим. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре. // Смесь. Вестник о-ва любителей древнерусского искусства. — 1876. — № 11, 12.

Кондратьева Е. В. Новые данные о деятельности керамической мастерской Валдайского Иверского монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. — Л. 1981.

Кондратьева Е. В., Паничева Л. Г. Русские изразцы с ковровым орнаментом // Памятники культуры: Новые открытия.—Л.: Наука.— 1987. С. 369—384.

Лаврова О. Рельефные изразцы с сюжетами. // Кабинет материальной культуры. Т. 4. — М., 1928.— С. 83—93.

Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV—XIX веков. — М., 1976; 1983.
Методика реставрации памятников архитектуры. — М., 1977.

Немцова Н. И. Реконструкция изразцовых печей в доме Сапожникова в Гороховце. // Сов. археология. — 1985. — № 4. — С. 198—212.

Немцова Н. И. Русские изразцовые печи XVII—XIX веков. // Материальная среда спектакля: Сборник рекомендательных материалов.— М., 1986.

Немцова Н. И. Об эволюции архитектуры русских изразцовых печей XVII—XVIII вв. // Архитектурное наследство. № 37 (1989 —в печати).

Подьяпольский С. С., Бессонов Г. Б., Беляев Л. А., Постникова Т. М. Реставрация памятников архитектуры. — М. 1988.

Рабинович М. Г. Московская керамика. // Материалы по истории и археологии. — 1949. — № 12.— С. 37—105.


стр.34

Рабинович М. Г. Гончарная слобода в Москве XVI—XVII вв. // Материалы по истории и археологии.—1947. — № 7.

Розенфельдт Р. Л. Красные московские изразцы. // Памятники культуры. Новые открытия. Вып. 3. — М., 1961.

Розенфельдт Р. Л. Изразцовый фриз церкви Троицы в Костроме. // Сов. археология.— 1962. — № 3.

Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство в XVII— XVIII вв. // САИ — М., 1968.

Розенфельдт Р. Л. Изразцы Троице Сергиевой лавры. // Славяне и Русь.— М., 1968

Салтыков А. Б. Изразцы // Русское декоративное искусство. Т. 2.— М., 1963.

Спегальский Ю. П. О некоторых приемах устройства отопительных печей XVII в. (по находкам в Пскове). Краткие сообщения института археологии. Вып. 113. 1968.

Султанов Н. В. Изразцы в древнерусском искусстве. // Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые А. Прохоровым. —СПб, 1885.

Султанов Н. В. Древнерусские красные изразцы. //Археологические известия и заметки. 1894. — № 12.

Тиц А. А. Русское каменное жилое зодчество XVII в. — М., 1966.

Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. Вып. 1. — М., 1938.

Филиппов А. В. Русские поливные изразцы XVI в. — М., 1915. Яхонтов С. Д. Красные изразцы в собраниях рязанского областного музея. // Исследование и материалы. Вып. 1. — Рязань. — 1927. — С. 5—12.


Сноски


Иллюстрации
Рис. 1. Печи готического типа и их печной набор. Слева — две разновидности печей готического типа: граненый верх, кубический низ; прямоугольная в плане. 1. стенные изразцы «большой руки»; 2. стенные изразцы «малой руки»; 3. плоский пояс; 4 перемычки; 5. городки.

Рис. 2. Печи ренессансного типа и их печной набор. Слева — две разновидности печей ренессансного типа: круглая в плане; прямоугольная в плане. 1. стенной изразец; 2. городок; 3. пояс-валик; 4. карнизный пояс; 5. плоский пояс; 6. карнизный пояс-«каблучок»; 7. подзор; 8. ножка.

 

Рис. 3. Барочные печи и их набор. Разновидности архитехтуры барочных печей: 1. с нерасчлененным объемом; 2. с горизонтальными членениями; 3. с сочетанием горизонтальных и вертикальных членений. Детали барочного печного набора: 4. стенной изразец; 5. стенной угловой; 6. стенной угловой удлиненный; 7. выпуклый изразец фигурного завершения; 8 вогнутый изразец фигурного завершения 9. городок; 10. два вида балясин; 11. плоские пояса; 12. карнизный «каблучок»; 13. перемычка; 14. сложнопрофильный карнизный изразец.

 

Рис. 4. Печь ренессансного типа, прямоугольная облицовка из безрамочных рельефных изразцов с ковровым орнаментом, 2-я половина XVII в. Графическая реконструкция печи в красной палате дома Сапожникова в Гороховце.

 

Рис. 5. Печь ренессансного типа, круглая. Облицовка из безрамочных рельефных изразцов ковровых, 2-я половина XVII в. Пояс городков не сохранился. Печь из церкви бывшего подмосковного села Алексеевского.

 

Рис. 6. Печь ренессансного типа, прямоугольная. Облицовка из рельефно-расписных изразцов, 1-я треть XVIII в. Реконструкция печи из посадского дома в Суздале.

 
Рис. 7. Барочная печь, разновидность 1. Печь в колокольне собора Василия Блаженного. Примерно 2-я половина XVIII в.

 

Рис 8. Барочная печь, разновидность 2, из дома купца Шарапова в Торопце, сейчас находится в музее ЛВХПУ, Ленинград. Примерно, 80-е гг. XVIII в.

 

Рис. 9. Барочная печь, разновидность 3, из дома в Торопце, примерно, 80-е. гг. XVIII в. (Из книги Н. Н. Соболева «Русский орнамент», М., 1948 табл. 99).

 

Рис. 10. Примеры размещения печей в интерьере и устройства топки 1. печь XVII в. с топкой из сеней; 2. проемная печь 30-х гг. XVIII в. с топкой из сеней; 3. проемная печь XVIII в. с топкой из сеней; 4. проемные печи второй половины XVIII в. с топкой, встроенной в печь.

 

Рис. 11 Взаимовстречаемость изразцов «московского» печного набора.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский