РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Новоселов Н.В.К вопросу о каменном строительстве в Ладоге в XII в. В кн.: Поселения: среда, культура, социум. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 6-9 октября 1998 г. СПб, 1998. С. 191-193. Все права сохранены.

Сканирование и размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.russiancity.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.

 

 

 

Н.В. Новоселов

К вопросу о каменном строительстве в Ладоге в XII в.

 

- 191 -

 

При практическом отсутствии в Старой Ладоге культурного слоя XII в. обращает на себя внимание сравнительно большое число каменных храмов этого времени. Согласно концепции П.А.Раппопорта, А.А.Пескова и Г.М.Штендера, все ладожские храмы, за исключением Никольского собора, были построены поочередно, начиная с церкви Климента (1153 г.) и являются результатом деятельности одной строительной артели. Более детальное изучение строительной техники и строительных материалов этих памятников позволяет внести в эту концепцию существенные коррективы и поставить целый ряд новых вопросов.

Сравнительный анализ плинфы староладожских памятников позволяет предположить, что в ладожском строительстве XII в. приняли участие три группы плинфотворителей. Плинфу всех ладожских храмов можно разделить на три основных типа: 1) плинфа церкви Климента, 2) плинфа Никольского собора, 3) плинфа церкви Успения, церкви Георгия и церкви на р. Ладожке.

Существуют отличия и в устройстве фундаментов ладожских храмов. Исходя из их конструктивных особенностей можно выделить четыре типа фундаментов.

1) Фундаменты церкви Климента ленточные, глубиной около 1,5 м. До глубины 0,75 м под всей площадью храма был вырыт котлован, а фундаментные рвы имели глубину еще 0,75 м. Фундаменты укладывались с помощью опалубки, после чего пространство котлована между фундаментами заполнялось слоями песка и раствора.

2) Фундаменты Никольского собора можно охарактеризовать как полуленточные: восточные столбы соединены по фундаменту с межапсидными стенками, а западные имеют самостоятельные фундаменты.

3) Фундаменты церкви Успения ленточные, но некоторые их части, соединяющие столбы между собой и западные столбы с западной стеной, сложены насухо.


 

- 192 -

 

4) Фундаменты церкви Георгия, а также, вероятно, церкви на р. Ладожке и церкви на р. Волхов столбчатые, то есть столбы этих храмов имеют самостоятельные фундаменты.

Фундаменты церкви Климента можно сопоставить с фундаментами новгородской церкви Иоанна на Опоках (1127-1130 гг.), которые также, вероятно, укладывались с помощью опалубки. Плинфа церкви Климента по ряду параметров похожа на плинфу церкви Иоанна на Опоках, церкви Успения на Торгу (1135-1138 гг.) и на плинфу одной из групп Иоанновского собора в Пскове (по С.П.Михайлову — начало 30-х гг. XII в.).

Фундаменты Никольского собора такие же, как у церкви Дмитрия Солунского в Пскове (по В.Д.Белецкому — 1130 г.). Плинфа Никольского собора также похожа на плинфу церкви Дмитрия Солунского.

Фундаменты церкви Успения можно рассматривать как промежуточное звено между ленточными фундаментами Иоанновского собора в Пскове, пропорции, архитектурные формы и строительная техника которого сближают его с церковью Успения и столбчатыми фундаментами церкви Георгия и новгородских храмов конца XII в. Плинфа церкви Успения имеет отпечаток травы на нижней постели, что является характерной особенностью также плинфы церкви Георгия, церкви на р. Ладожке и новгородских памятников конца XII в. Плинфа с отпечатком травы использовалась и при строительстве Иоанновского собора в Пскове.

Данные сравнительного анализа плинфы и конструктивных особенностей устройства фундаментов ладожских храмов дают основание предполагать, что в ладожском строительстве XII в. приняли участие три самостоятельные строительные артели. Одна их этих артелей строит в Ладоге церковь Климента, вторая — Никольский собор, третья — церковь Успения и остальные ладожские храмы.

Какие именно памятники и в какой последовательности были построены первой артелью до и после строительства церкви Климента в настоящий момент неизвестно.

Можно предположить, что вторая артель до постройки Никольского собора строила церковь Дмитрия Солунского и, возможно, Троицкий собор во Пскове.


 

- 193 -

 

Третья артель до постройки церкви Успения, возможно, участвовала в строительстве Иоанновского собора в Пскове, а по окончании работ в Ладоге этой артелью было построено большинство новгородских храмов конца XII в.

Такой взгляд на проблему ладожского строительства XII в. позволяет удревнить даты постройки церкви Успения и Никольского собора и отнести строительство церкви Успения ко второй половине 30-х гг. XII в., а строительство Никольского собора — к концу 30-х - началу 40-х гг. XII в., а также позволяет предположить, что в пределах 30-60-х гг. XII в. в Ладоге могли быть возведены и другие каменные постройки, которые пока археологически не выявлены.

Практически одновременная деятельность в Ладоге в 30-60-е гг. XII в. трех строительных артелей, обслуживающих, вероятно, разных заказчиков, может объясняться, на мой взгляд, лишь тем, что Ладога в это время становится местом сосредоточения интересов различных политических сил, различных социальных и церковных группировок.

 


 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский