РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Одинец Е.Г. Христорождественский собор Рязанского кремля: новая датировка алтарной части по данным исследований 2002 года. В кн.: Третьи Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань. 12-15 октября 2004 г. Рязань, 2005. С. 235-245. Все права сохранены.

Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В.Заграевским. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

 

Е.Г. Одинец

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР РЯЗАНСКОГО КРЕМЛЯ:

НОВАЯ ДАТИРОВКА АЛТАРНОЙ ЧАСТИ

ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЙ 2002 ГОДА

 

Христорождественский собор (б. Успенский) - старейший памятник архитектуры на территории Рязанского кремля.

Сооружение в Переславле Рязанском (так называлась Рязань до 1778 года) первого белокаменного Успенского собора относится ко времени правления знаменитого Рязанского князя Олега, современника Дмитрия Донского. Сама идея постройки в городе, тогда уже являвшемся столицей Рязанского княжества, собора в честь Успения Богородицы возникла у Олега Рязанского или его сына Федора, женатого на дочери Дмитрия Донского Софье, возможно, вскоре после примирения Рязани с Москвой в 1386 году и в подражание Москве, в которой тогда уже существовал каменный Успенский собор.

Время построения Успенского собора в Рязанском кремле точно неизвестно. Но, очевидно, что к 1402 году, дате смерти князя Олега, собор еще не был окончательно построен, т. к. Олег был погребен в Солотчинском монастыре. В 1427 году умирает сын князя Олега Федор и его хоронят в уже существующем новом соборе. Итак, самый конец XIV века и начало XV века - вот те временные границы, когда строился собор.

Этот собор просуществовал до конца XVI века, продолжая служить усыпальницей Рязанских князей.

В 1564 году Рязанский кремль становится резиденцией Рязанского архиепископа, и уже в конце XVI века была задумана перестройка Успенского собора, не устраивавшего церковные власти своими небольшими размерами.

Она была осуществлена в период с 1598 по 1606 годы, о чем известно из описи Григория Вельяминова, составленной в 1598 году, в которой сказано: «Пред Епископли вороты церковь Соборная во имя Успения Пересвятия Богородицы каменная новая», сооружает ее архиепископ Митрофан с приделом Федора Тирона. В 1609 году в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба.

По описи 1638 года, этот Успенский собор представляется в следующем виде: «... Церковь Успения Пречистыя Богородицы каменна, о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха; кресты обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образа спереди и с полудни и с севера писаны стенным письмом, над ними киоты крыты немецким железом. Перед троими дверьми три рундука о пяти ступенях без папертей, церковные трои двери железныя. Придел Федора Тирона. У правого столпа место Архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных, почивают Великие Князья Рязанские ... по стороне северных дверей гробница каменна, а в ней почивает епископ Василий ... на левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы Великих Княгинь». По документам 1668 года собор имел в длину и в ширину по шесть саженей. Он стоял всего в трех саженях от городской стены, обращенной к реке Трубежу, что вызывало необходимость возведения с этой стороны собора каменных быков, т.к. при подмыве берега рекой оседала не только крепостная стена, но и северная стена собора.

Опасения за его дальнейшую сохранность, а также малые размеры собора и его затесненность внутри вызвали к концу XVII века необходимость постройки нового здания. В просьбе к царю 1676 года Рязанский митрополит высказывал соображения о возможности перестроить Успенский собор, расширив его. Однако продолжавшееся разрушение берега Реки Трубежа водой побудило к решению построить новый Успенский собор на другом месте, дальше к югу от старого собора, и теперь мы знаем это здание, как знаменитое творение выдающегося зодчего Якова Бухвостова.

Старый собор все же простоял до наших дней и существует теперь под названием Христорождественского. Это новое посвящение было дано ему в 1753 году после очередной перестройки, при которой были разобраны внутренние столбы, сведены новые своды и пристроена трапезная. Но и эта перестройка оказалась не последней, т. к. уже в 1776 году новые своды опять обрушились, что повлекло за собой очередную перестройку.

В 1826 году архитектор Стефенгаген кардинально переделывает собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелое каменное пятиглавие было заменено более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийских формах. Расширили западный портик. Автором этой, прямо скажем, не очень удачной архитектурной перестройки был, как выяснилось из недавно найденных архивных документов, архитектор Звенов.

Позднее, очевидно, к 800-летию Рязани, в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки.

С такими изменениями собор дошел до нашего времени.

Христорождественский собор всегда привлекал к себе внимание исследователей.

В 1929 году Н.Н. Воронин впервые обнаружил фрагмент белокаменной кладки на апсиде собора, что послужило ему поводом считать эту кладку остатками стен раннего собора времен князя Олега.

Позже изучение архитектурных особенностей памятника продолжил М.А. Ильин. Он первый сделал вывод о том, что в 1598 году происходило не строительство собора, а его частичная перестройка. Занимался исследованиями собора и Г.К. Вагнер, также вслед за М.А. Ильиным считавший, что собор конца XVI века был построен на белокаменных стенах более раннего здания.

На основе всех изученных материалов Г.К. Вагнером была выполнена графическая реконструкция плана собора XIV века, как четырехстолпного с нартексом.

В вышедшей в 1996 году книге А.Л. Баталова «Московское каменное зодчество конца XVI века» автор дает подробный разбор и анализ предыдущих исследований и подвергает большому сомнению реконструкцию Г.К. Вагнера, но никаких окончательных выводов сам не дает, справедливо полагая, что для них нужны серьезные археологические исследования внутри собора.

Привлекая к рассмотрению большое количество памятников XVI века А.Л. Баталов находит довольно близкую по плану аналогию Старому успенскому собору - собор Введения Богородицы Владычного монастыря и ставит вопрос о том, что Успенский собор архиепископа Митрофания мог быть двухстолпным, если окажется, что алтарная стена собора, она же восточная стена четверика, относится к 1598 году.

В советское время собор внутри не исследовался, т.к. был занят Рязанским областным архивом, находившимся там более 70 лет.

В течение этого периода отдельные исследования алтаря проводились снаружи во время реставрационно-косметических работ на фасадах. Так, при ремонтных работах 1980-х годов архитектор И.В. Ильенко выявила из общей штукатурной поверхности на фасадах алтаря все фрагменты белокаменной кладки стен, впервые частично обнаруженные еще Н.Н. Ворониным. Тогда же ею совместно с археологом Е.Л. Хворостовой было выкопано у стен алтаря два шурфа. В одном из шурфов был полностью откопан белокаменный профилированный цоколь собора, имеющий вертикальный размер до бутовой части, равный 2 м 26 см, и также относимый И.В. Ильенко к концу XIV - началу XV века. Там же были найдены фрагменты керамических ромбических плиток звездчатого пола.

Зондажи 1980-х годов, проведенные И.В. Ильенко на фасадах четверика и притвора, зафиксировали только поздние переделки XIX века.

Весной 2002 года представилась редчайшая возможность провести исследовательские работы в интерьере алтарной части собора, что было связано с выселением из него Рязанского областного архива. Затем собор передавался Рязанской епархии в совместное пользование с Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником «Рязанский кремль».

Во время ремонтно-косметических работ в интерьере, связанных с подготовкой к Освящению собора в июне 2002 года, удалось впервые провести архитектурно-археологические обмеры всего собора с подробным составлением его плана и продольного разреза. Были выполнены шурфы и большое количество зондажей в алтарной части и на восточной стене четверика.

В остальных местах четверика зондажи и шурфы не проводились ввиду подготовки интерьера к предстоящему Освящению.

Кроме того, стены четверика и трапезной под поздней побелкой сохранили живопись XIX века, принадлежащую замечательному рязанскому художнику Н.В. Шумову.

Исследования по шурфам

В настоящее время полы во всем соборе, как и на солее, и в алтаре, покрыты керамической плиткой на цементном растворе и относятся к 1911 году.

Стоило немалых усилий добиться у настоятеля собора разрешения на производство трех шурфов в алтарной части практически за неделю до Освящения собора (см. план алтаря, рис. 1).

Шурф № 1 - был заложен у юго-западного угла северного столба алтарной преграды. Под керамической плиткой существующего пола сохранился пол из белокаменных плит, который может быть отнесен ко времени переделки собора архитектором Стефенгагеном в 1826 году. От уровня поверхности существующего пола шурфом открыты еще несколько рядов гладко обработанного белого камня, из которого сложен столб. Наземная и подземная части столба составляют девять рядов белого камня, которые равны 2 м 97 см. Подземная часть составляет пять рядов белого камня. Под последним рядом идет белокаменный бут. Остатков пола не найдено. На южной стороне белокаменного столба глубоко в шурфе обнаружена штукатурка с покраской, относящаяся к середине XVIII века, местами на покраске сохранились частицы геометрического орнамента. Шурф№2 - был заложен примерно в центре северной апсиды. После снятия керамической плитки и белокаменных плит, лежащих на кирпичном щебеночном основании, была обнаружена засыпка чистым песком. Далее, на глубине 1 м 38 см от уровня существующего пола, была найдена белокаменная стена северной апсиды древнего собора конца XIV - начала XV века. Стена имела характерное для апсиды закругление (см. план алтаря, рис. 1). По техническим причинам и из-за недостатка времени не удалось обнаружить древний пол собора конца XIV века. Внутри апсида засыпана песком.

 

 

Рис. 1. План алтаря собора

 

 

В этом же шурфе, по направлению к существующему окну алтаря, найдена внутренняя сторона стены северной апсиды, сложенная из белокаменных блоков и относимая нами к концу XVI века. На стене обнаружено начало откоса, предположительно, окна середины XVIII века. На стене и откосе сохранилась штукатурка со следами покраски, идентичная той, которая найдена в шурфе № 1.

 

 

Рис. 2. Шурф № 3.

Шурф № 3 – был заложен в южной апсиде алтаря, по своему составу он аналогичен шурфу № 2. на глубине 1 м 45 см от уровня существующего пола найден белокаменная кладка внутренней поверхности стены, переходящей на закругление, характерное для апсиды. Размер белокаменных блоков и ширина апсиды аналогичны северной апсиде, обнаруженной шурфом № 2. в направлении южного окна шурф не раскапывался (см. рис. 2).

 

 

Рисунок 1

 

Рис. 3. Шурф № 5.

 

 

Шурф №4 – был заложен снаружи у южного угла апсиды вдоль южной угловой лопатки, наполовину своей высоты сложенной из белого камня. Шурфом найден поворот белокаменного профилированного цоколя угловой лопатки в направлении южного фасада. Этот поворот цоколя показал, что поверхность лопатки с южной стороны срублена на 10,5 см

Шурф № 5 – бал заложен в месте соединения южной и центральной части трехчастной апсиды алтаря. Обнаружена полукруглая белокаменная база под несохранившуюся круглую колонну. Профиль базы аналогичен профилю цоколя апсиды (см. рис. 3).

Шурф №6 – был заложен в месте соединения северной и центральной части апсиды алтаря. Обнаружена, аналогичная найденной в шурфе № 5, белокаменная база с практически не сохранившимся белокаменным профилем.

Исследования предалтарной стены.

После полного удаления штукатурки с предалтарной стены выяснилось, что боковые арочные проемы имеют поздние закладки XVIII века, а центральный проем сильно повышен поздней переделкой XIX века. На плане алтаря (рис. 1) все закладки показаны штриховкой. На восточной и западной сторонах столбов этой стены были найдены следы разобранных арок, принадлежащих собору 1598-1606 годов. Над северной аркой стены со стороны четверика найдены части срубленной распалубки свода.

При исследовании алтаря изнутри на северной стене раскрыто древнее окно с хорошо сохранившейся решеткой. Рядом с окном найдена ниша с каналом, также принадлежащие собору XVI века (фото №№ 1,2).

К Освящению собора окно и ниша были полностью реставрированы.

Зондаж левого откоса окна XIX века на северной боковой части апсиды показал, что белокаменные блоки откоса вторичного использования. На это указывают гладкие, шлифованные поверхности отдельных камней со следами первоначальной известковой тонкой обмазки, попавшие внутрь кладки, а также кирпичный щебень между белокаменными блоками.

В лето 2002 года, уже после Освящения собора, на всех частях апсиды алтаря снаружи была полностью удалена штукатурка до отметки верха кладки арок над окнами, что дало возможность проследить и изучить основные строительные периоды.

На южной стене апсиды, слева от позднего входа, найдено глухое окно в закладке, относящееся к 1826 году - времени переделки Христорождественского собора архитектором Стефенгагеном. Такое же глухое окно найдено и на северной стене апсиды.

Под юго-восточным окном апсиды раскрыта от закладок нижняя часть наличника окна XVIII века, состоящая из двух плоских белокаменных фигурных деталей и кирпичного «зеркала» между ними, помещенных в общую нишу.

 

 

 

Фото 1. Северная сторона северной

Фото 2. северная сторона северной

апсиды алтаря.

Апсиды алтаря.

Окно XVI в. после разборки закладки.

Окно и ниша полностью

В закладке под окном найдены

реставрированы.

фрагменты белокаменного

 

профилированного наличника окна

 

XVIII в. (указанно стрелкой).

 

 

 

У центрального окна найдена только одна из двух белокаменных деталей наличника, вся же ниша окна XVIII века залицована поздним кирпичом. У северо-восточного окна апсиды зондажа выявлены только вертикальные швы в закладке ниши окна XVIII века. Разбирая закладку окна XVI века на северной стене апсиды, мы обнаружили ниже подоконного ряда окна аналогичные фрагменты наличника окна XVIII века.

Таким образом, были установлены места четырех более ранних, чем ныне существующие, окон, относящихся, по всей вероятности, ко времени перестройки собора в 1753 году.

Необходимо особо отметить научную ценность выполненных в алтаре шурфов № 2 и № 3, которыми были найдены апсиды самого раннего Успенского собора Рязанского кремля, относящиеся к концу XIV – началу XV века.

Эта находка целиком меняет датировку существующей ныне трехчастной апсиды Христорождественского собора (б. Успенский) и переносит ее на более позднее время, известное по архивным данным, как первая перестройка собора в 1598-1606 годах.

Наши исследования доказали, что при этой перестройке апсиды старого собора не были полностью разобраны или надстроены, как считалось ранее. Алтарную часть собора в 1598 году увеличили в плане путем обкладки по контуру древних апсид новыми стенами. Материалом для новых стен послужили белокаменные блоки раннего собора. Из белого камня вторичного использования выложены и столбы предалтарной стены собора XVI века.

Таким образом, проведенными исследованиями установлено, что ныне существующие белокаменные части стен алтаря собора вместе с белокаменным профилированным цоколем относятся к 1598–1606 годам. Фасады алтаря имеют многочисленные поздние переделки XVIIIXIX веков.

Вместе с тем было весьма заманчиво попробовать выполнить графическую реконструкцию плана собора на 1598–1606 годы, хотя автор вполне понимает, что она все же достаточно гипотетична и требует продолжения исследований в натуре. Не приходится надеяться, что в обозримом будущем представится возможность определить шурфами точное местоположение западной стены, т.к. в действующем храме керамические полы 1911 года вскрывать пока нереально. Но вот предстоящая реставрация фасадов Христорождественского собора, при которой планируется почти полное удаление обветшавшей штукатурки, возможно, позволит найти следы срубленных лопаток собора.

В статье представлено два варианта графической реконструкции плана собора. Построение велось исходя из того, что исследованиями 2002 года была установлена принадлежность предалтарной стены к 1598–1606 годам и определен ее размер, равный 13 м 68 см (рис. 4).

В описи собора за 1598 год сказано, что он имел в длину и ширину по шесть саженей. Если использовать при расчете казенную сажень, равную 216 см, то мы получим искомые шесть с небольшим саженей. Примерное положение западной стены собора определяется сейчас большим арочным проемом между четвериком и трапезной (рис. 5).

По Варианту № 1 – при длине между предалтарной стеной и предполагаемой, когда длина западной равна 13 м 18 см, план собора реконструируется нами, как четырехстолпный.

По Варианту № 2 – при длине, равной 13м 68 см, собор мог иметь шесть столбов, что вряд ли было, т.к. в описи 1598 года говорится о двух столбах.

Очевидно, надо признать правомерность Варианта № 1 и возможное сходство плана собора с собором Владычного монастыря, на который указывает А.Л. Баталов в своей книге (см. выше по тексту).

В качестве дополнительной аналогии можно привлечь Рождественский собор Солотчинского монастыря, что находится в 20 км от Рязани. Собор упоминается в описи 1598 года уже как существующий. В XVII веке после обрушения верхняя часть собора перестраивалась, как пишет о нем, опираясь на архивные документы, исследователь рязанских памятников Е.В. Михайловский.

 

 

Рис. 4–5. Рязанский кремль. Христорождественский собор (б. Успенский). Графическая реконструкция плана собора 1598–1606 гг.

 

 

На графической реконструкции плана Христорождественского собора нанесена алтарная часть раннего собора, выполненная по материалам шурфов. Толщина древних белокаменных стен примерно равна 1,5 метра. Размер по наружным поверхностям стен равен 12 м 40 см. Стены древнего алтаря не параллельны стенам существующего собора и имеют по отношению к ним небольшой разворот.

 

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский