РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Олсуфьев Ю.А. Дата Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В кн.: Три доклада по изучению памятников искусства б. Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, 1927. С. 33-41. Все права сохранены.
Ю.А. Олсуфьев
ДАТА ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
(По поводу датировки этого собора К.К. Романова в его статье «Псков, Новгород, Москва», помещенной в 4 номере «Известий Российской Академии Истории Материальной Культуры», Ленинград, 1925 г.).
В 4 номере «Известий Российской Академии Материальной культуры» помещена статьи К.К. Романова — «Псков, Новгород, Москва». Не касаясь общего содержания статьи, мы намерены сказать несколько слов по поводу датировки автором одного первостепенного памятника зодчества — Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Собор был частично реставрирован летом 1925 года — была разобрана пристройка 1829 года с северной стороны, благодаря чему северный фасад собора предстал в том виде, каким он был выстроен в 1422 году Никоном и князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. И вдруг оказывается, по уверению К.К. Романова, что собор был заложен («заложенный», стр. 224) псковичами в 1476 или 1477 году, или, что еще вероятнее, по мнению автора статьи, — был перестроен в верхней своей части» в 1559 году. Автор ссылается на, якобы, соответствующие летописные источники, указывая в примечаниях к стр. 224: т. VI, стр. 206, т. XX, стр. 320 и т. XXIV, стр. 195 «Полного собранiя русскихъ лътописей».
Позволим себе заявить, что тут крупное недоразумение. За время существования Лавры мы знаем в ней шесть церквей, посвященных Троице; из них — три деревянных, одна каменная (в буквальном смысле, теперешний Троицкий собор) и две кирпичных, при чем каменная церковь и последовательно две кирпичных существовали одновременно. Вот их перечень: первая, деревянная церковь была построена основателем монастыря, вторая, заменившая первую, тоже деревянная, была сооружена им же и была сожжена в 1408 году Едигеем. В том же году была выстроена третья деревянная церковь Никоном. В 1422 году был поставлен им каменный Троицкий собор, а деревянная церковь была или сохранена, или перенесена на место, где в 1476 году была воздвигнута кирпичная церковь, тоже во имя Троицы, следовательно, пятая этого имени. Наконец, в 1559 году была выстроена последняя церковь во имя Троицы, по-видимому, вместо церкви 1476 года, впоследствии получившая наименование Духовской и существующая поныне в нескольких саженях к востоку от каменного Троицкого собора и носившая название в XVI веке «средней».
О постройке деревянных церквей и каменного Троицкого собора совершенно ясно говорят древние житии Сергия и Никона. Приводим эти свидетельства.
О первой церкви говорится: «И обложиста црквицу малоу и срубиста ю» (Житие пр. Сергия, рукопись ризницы Лавры, XVI в., л. 58 а литографированного издания 1853 года). О второй церкви: «Прiиде же къ стомоу в то время от Смоленьска нъкто архимандрит чстнъ именем Симонъ.... Слышав житiе его (Сергия) изрядное иже и имънiа принесъ и власть емоу яко да болшу црквь въздвигнетъ» (Редакция Жития Сергия Епифания с изменениями Пахомия, издано академиком Тихонравовым, Москва, 1892, стр. 93). О третьей церкви: «Сей чудной мужь (Никон) понеже церковь сгоръвшу видъвъ,.... абiе прьвъе церковь малу воздвизает во славу святые Троица» («Полн. собр. рус. л.», VI, Житие Никона, стр. 138). Наконец, о четвертой церкви, теперешнем Троицком соборе: «По малъ совъящаваетъ (Никон) совъть благъ съ братьею, еже воздвигнути храм святыя Троица церковь камену.... церковь прекрасну воздвиже, подписаньим чудных удобръвше ту (церковь), могуще зрящихъ удивити всъхъ и донынъ» («Полн, собр. рус. л.», VI, Житие Никона, стр. 138). Это событие датируется житием пр. Сергия тридцатью годами после смерти основателя Лавры, последовавшей в 1392 году, т. е. 1422 годом (Житие пр. Сергия, рукопись ризницы Лавры, XVI в., л.л. 284 и 287 литографированного его издания 1853 года). Теперь приведем летописные записи, относящиеся к пятой и шестой Троицким церквам. К пятой церкви относятся следующие места: «Того лъта (1476) заложиша церковь камену въ Сергъевъ монастыръ Троицу Псковскiе мастеры» («Полн. собр. р. л.», VI, 206); на стр. 320 тома XX того же издания повторено это известие дословно с изменениями лишь орфографическими; на стр. 195 тома XXIV мы находим то же известие, но с некоторыми существенными подробностями: «Тоеже весны (1476) заложена бысть, почата дълати в Сергъеве монастыръ церковь святыя Троица, кирпичная, дроугая, на мъстъ древяныя церкви».
Наконец, о шестой Троицкой церкви говорится: «Тогожъ лъта (1559) мъсяца Маiя во 19 день, царь и великiй князь Иванъ Васильевичь всеа Русiи былъ у Живоначалныя Троицы въ Сергiевъ монастыръ на праздникъ въ недълю пятдесятную и велълъ основати церковь во имя Живоначалныя Троицы» («Краткiй лътописецъ Троицкой Лавры», изд. 1865 года). На первые три летописные свидетельства ссылается К.К. Романов в подтверждение своих датировок (стр. 224). Датируя существующий каменный Троицкий собор 1476, или 1559 годом, К. К. Романов, очевидно, перенес на него летописные известия, относящиеся к другим Троицким церквам Лавры. Так, в 1476 г. была построена не каменная в буквальном смысле, а кирпичная церковь, к тому же, вместо («на мъстъ») деревянной, как ясно о том и другом говорится в приведенном месте из XXIV тома летописей. В 1559 году была построена церковь, по-видимому, вместо церкви 1476 года, при чем, во всяком случае, постройка этого года не имела никакого отношения к ныне существующему Троицкому собору, в виду того, что под этим годом говорится о закладке церкви («основати»), а затем, — что в 1556 году Иваном Грозным был позлащен верх нынешнего Троицкого собора («Никоновская» летопись, ч. VII, стр. 270), что странно было бы делать за три года до полной, по мнению К.К. Романова, перестройки его верха. Приводим это свидетельство Никоновской летописи: «Тогожъ лъта (1556) мъсяца Октября въ 11 де позлащенъ бысть у церкви верх святыя Живоначалные Троицы в обители пр. Чюд. Сергия повелъниемъ благовърнаго..... Ивана Васильевича». Это, по-видимому, тот верх, который в 1510 году был покрыт Василием III железом: «Лъта 7018 (1510) ходилъ великий князь в Новгородъ... А пришед на Москву былъ въ Сергiевъ монастыръ... Того же лъта побили верхъ желъзомъ у Троицы в Сергiевъ монастыръ мъсяца Маiя 19» (Вахромъевская рукопись, опись А. А. Титова, №. 778)
В заключение упомянем, что «Краткiй лътописецъ» Троицкой Лавры в следующих выражениях косвенно дает веское указание на то, что Троицкий собор в 1635 году хранил стенную роспись времен Никона и, следовательно, не был существенно перестраиваем: «а старое письмо въ ней обетшало, что было подписано при игуменъ пр. Никонъ» («Краткiй Лътописецъ Лавры», изд. 1865 г., стр. 5).
Сергиев
Март 1926 года.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский