РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Орфинский В. П. Ансамбль Кижских шхер. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://culture.karelia.ru. Все права сохранены.
В. П. Орфинский
АНСАМБЛЬ КИЖСКИХ ШХЕР
Ансамбль Кижских шхер – комплексный памятник архитектуры. Расположен в Медвежьегорском р-не на юге Заонежского полуострова, где проходил судовой ход по Онежскому оз. со зрительно связанными между собой акцентами – ориентирами - створными знаками для судоводителей и опорными элементами иерархически организованной объемно-пространственной системы. Ядро системы Кижский погост, а элементы, окружающие его подобно ожерелью (отсюда бытующее название "Кижское ожерелье") - культовые постройки и ландшафтные формы (рощи и группы деревьев). В состав "ожерелья", окончательно сложившегося к XIX в., входили: Клименецкий монастырь при въезде в Кижские шхеры с юга; парный акцент часовня в Гарницах, церковь в Леликово; церковь в Сенной Губе, цепочка часовен в деревнях Корба, Телятниково, Воробьи; Кижский погост с аккомпанирующими ему часовнями в Кургиницах, на Нарьиной Горе, в Васильеве, в Подъельниках, на Волкострове, в Еглово. И хотя не все акценты сохранились до XXI в., но суммарное психологическое воздействие их системы остается необычайно сильным. Основная заслуга в этом принадлежит Кижскому погосту. Он состоит их Преображенской и Покровской церквей и колокольни, построенных на месте древних предшественников в XVIII-XIX вв. Оптимальному зрительному восприятию погоста способствует его местоположение на плоском холме в южной, наиболее узкой и относительно ровной части о. Кижи. Лейтмотив композиции - стремление сочетать многообразие восприятия и целостность зрительного образа. Первая задача решалась путем постановки храмов и колокольни в вершинах разностороннего треугольника, что исключало возможность полного зрительного совмещения их объемов и силуэтов, а также путем контрастного противопоставления сооружений друг другу: массивных пластически усложненных храмов и строгой вертикали колокольни; храмов между собой - ярусно-многоглавой пирамиды церкви Преображения с ярко выраженной вертикальной композиционной осью и двухосной Покровской церкви с горизонтальным объемом функциональным помещений и устремленным вверх храмовым столпом.
Ощущение целостности достигалось: компактной постановкой сооружений погоста на расстояниях, не превышающих их высоты, что обеспечило создание единого хорошо видимого издалека зрительного акцента, сомасштабного протяженному пространству Кижских шхер; иерархической соподчиненностью элементов ансамбля путем противопоставления всефасадности и симметрии главного храма Преображения и нарочитой асимметрии боковых фасадов и крыльца церкви Покрова; созвучием пирамидальных абрисов основного объема главного храма, девятиглавого навершия Покровской церкви и шатра колокольни; подобием частей храмов и деталей - четвериков, восьмериков, главок, резных столбов и т.д.; объединяющей ролью горизонтального сечения, проходящего в уровнях четвериков Покровской церкви, колокольни и прямоугольных прирубов церкви Преображения и как бы связующего постройки воедино. Целостность ансамбля дополнительно подчеркивается уравновешенностью храмов относительно колокольни, достигаемой за счет обратной зависимости расстояний в осях от храмов и массы последних.
Органично вписалась в ансамбль и рубленая ограда погоста, композиция которой основана на противопоставлении горизонтальных прясел стены и вертикальных акцентов - угловых башенок и входных ворот.
Ансамбль Кижского погоста включен в список культурного всемирного и природного наследия ЮНЕСКО в 1990 г.
Литература: Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья // Кижский вестник N 2. Заонежье. - Петрозаводск, 1993.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский