РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Печенкин И.Е. Академик архитектуры Сергей
Устинович Соловьев – зодчий и реставратор эпохи историзма // Покровский собор в
истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию
Покровского собора (12–14 октября
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.
И.Е. Печенкин
АКАДЕМИК АРХИТЕКТУРЫ СЕРГЕЙ УСТИНОВИЧ
СОЛОВЬЕВ –
ЗОДЧИЙ И РЕСТАВРАТОР
ЭПОХИ ИСТОРИЗМА
Собор Покрова на Рву
является одним из знаковых памятников русского искусства. Замышлявшийся как
храм-монумент взятию Казани, он изначально занимал особое место в ряду
построек допетровского времени. Но XIX столетие, с его программным историзмом,
сделало актуальным еще один аспект бытования собора в пространстве
отечественной культуры. В 1870-1880-е годы храм на Красной плошади начали
рассматривать в качестве образна национально-самобытного зодчества (рис. 2).
Здания, в самую первую очередь всплывающие в памяти в связи со словосочетанием
«русский стиль второй половины столетия», - это, прежде всего, Исторический
музей в Москве и храм Воскресения Христова на Екатерининском канале в
Санкт-Петербурге. В деталях и концепции декоративного убранства фасадов они
наглядно демонстрируют влияние авторитетного образца. А открыв опубликованный
журналом «Зодчий» альбом конкурсных проектов того же Воскресенского храма (рис.
3, 4), мы сможем убедиться в том, что архитекторы времени Александра III
пытались творчески интерпретировать и объемно-пространственную структуру
собора Покрова на Рву (см. проекты А.М.Павлинова и В.А.Горностаева). Наконец,
характерная для Покровского собора динамичная пирамидальная композиция, так же
как и система галерей и переходов у подножья объема, обнаруживается в придворном
Петропавловском храме Петергофа, выстроенном по проекту Н.В.Султанова и, несомненно,
ставшем одним из центральных произведений стиля историзма в России 1).
Однако к исходу столетия
сам Покровский собор оказался в угрожающем состоянии. Вопрос о реставрации или,
как предполагалось первоначально, ремонте храма был поднят его причтом в
В истории реставрации Покровского
собора 1890-х годов Соловьеву (рис. 1) принадлежала отнюдь не рядовая роль. Она
была емко охарактеризована в посвященной памятнику работе А.Л.Баталова и
Л.С.Успенской 8). Опираясь на публикации конца XIX - начала XX в., можно
подробнее восстановить некоторые детали этой реставрации.
В результате осмотра
собора, проведенного специалистами Комиссии, обнаружилось, что угроза обрушения
нависла не только над сводами ризницы, но и над другими важными в
конструктивном отношении частями здания; многочисленные глубокие трещины
покрывали цоколи и фундамент. Также возникла необходимость замены обветшавшего
покрытия глав собора. Работы начались в
Тем не менее,
реставраторам удалось достичь впечатляющих результатов. В 1893-1894 гг. был
составлен первый в истории Покровского собора проект его научной реставрации,
отразивший свойственное эпохе историзма понимание задач реставрационной
деятельности. Вслед за Э. Виолле-ле-Дюком (рис. 7) русские реставраторы
отдавали приоритет категории «единства стиля» памятника, ставя его, таким
образом, выше категории подлинности 10). Примеры такой реставрации были хорошо
известны в Европе: достаточно вспомнить фасады собора Парижской Богоматери
(Э.Виолле-ле-Дюк, Ж.-Б. Лассю, 1845-1870-е годы) (рис. 8) и церкви Санта Кроче
во Флоренции (Н.Матас, 1857-1863) (рис. 9). В качестве источников для
воссоздания утраченных фрагментов при этом допускалось использовать
стилистические аналоги, в чем скрывался, конечно, немалый риск. В Покровском
соборе, в соответствии с этой же стратегией, были раскрыты пролеты аркады галереи
и дверные проемы внутри собора, некогда заложенные кирпичом, и восстановлено
крыльцо в сторону Москвы-реки (по аналогии с выходящим на Красную площадь).
Активно привлекался и разного рода изобразительный материал, который, впрочем,
не обеспечивал достоверности в деталях. Тем не менее, стремление возвратить
первоначальный облик памятника привело даже к решению восстановить малые
главки у основания главного шатра, известные лишь по изображениям XVII в. 11)
Хотя этот замысел остался нереализованным, он очень хорошо иллюстрирует суть
метода стилистических реставраций.
Заслуживают внимания
работы, произведенные внутри собора. Они коснулись прежде всего придела св.
Василия Блаженного, все убранство которого, включая раку святого, было заново
создано А.М.Павлиновым и С.У.Соловьевым. Стилевыми источниками для
спроектированного Павлиновым резного иконостаса, по всей видимости, стала
утварь церквей Архиерейского лома в Ростове Великом, исследованию которой
Павлинов в свое время уделил много внимания.
После смерти
А.М.Павлинова в
Кроме того, Соловьевым
были тщательно обмерены главы собора, подлежавшие реконструкции (обмерные
чертежи хранятся в ГНИМА). Руководствуясь принципом исторической достоверности,
было решено демонтировать металлическое покрытие главного шатра, появившееся в
В этой связи было бы
нелишним хотя бы беглыми штрихами нарисовать портрет С.У.Соловьева, являвшегося
не только реставратором в узком смысле слова, но и одним из выдающихся
московских архитекторов-практиков рубежа ХIХ-ХХ вв. Он представлял замечательный
тип интеллигента дореволюционной России.
Соловьев сумел достичь
высокого социального статуса исключительно благодаря своей одаренности и
неутомимости в деле культурного созидания.
Сергей Устинович Соловьев
родился в Москве 15 (28 по новому стилю) августа
В годы учебы
С.У.Соловьева штат преподавателей архитектурного отделения УЖВЗ состоял из
видных представителей профессионального архитектурного сообщества, таких как
Лев Владимирович Даль (акварель), Павел Петрович Зыков (архитектура), Алексей
Протогенович (архитектура, орнамент, строительное искусство, строительные
материалы, сметы) и Александр Протогенович (архитектура, перспектива,
начертательная геометрия, теория теней) Поповы 18) и, наконец, Константин
Михайлович Быковский (рис. 11), оказавший наибольшее влияние на формировании
Соловьева-архитектора. В лице К.М.Быковского молодой архитектор не только обрел
наставника в профессии; теплые человеческие отношения между ними сохранялись
до самой кончины Быковского в
Согласно установленному в
УЖВЗ порядку, просуществовавшему до середины 1890-х годов, Малая серебряная
медаль по окончании Училища предполагала получение выпускником звания
неклассного художника; оставшись в Училище еще на один год и выполнив
соответствующую квалификационную работу по специальности, он удостаивался
Большой серебряной медали, звания классного художника и чина XIV класса. Это
была система, аналогичная существовавшей в петербургской Академии. Многие
выпускники Училища довольствовались полученным званием и чином, переходя к
архитектурной практике в качестве помощников своих старших коллег. Однако
различие между УЖВЗ и ИАХ все-таки было: только в Петербурге присуждались
золотые медали, дававшие право на заграничную пенсионерскую командировку.
Ощущая потребность в совершенствовании своих профессиональных знаний, Соловьев,
не добиваясь Большой серебряной медали в Москве, поступил на архитектурное
отделение ИАХ в Петербурге. В этом он был не одинок. Завершить свое
образование в стенах Академии и за границей стремились многие выпускники УЖВЗ,
впоследствии прославившиеся, - В.В.Суслов, Г.И.Котов, Р.И.Клейн,
И.Г.Кондратенко, М.Т.Преображенский (рис. 12).
Учеба Соловьева в
Академии складывалась непросто: петербургский климат оказал пагубное действие
на здоровье москвича. Болезнь легких (грудной катар) сделала невозможным
длительное пребывание Сергея Устиновича в столице и даже вынудила его отложить
на год свое участие в конкурсе на Большую золотую медаль 19). Несмотря на эти
затруднения, Президент ИАХ Великий князь Владимир Александрович отмечал «его
отличные занятия и то, что он один из талантливейших и много обещающих учеников
по архитектуре» 20). Вершиной и итогом обучения в Академии стал проект
«Великокняжеский загородный дворец на юге России, в гористой местности»,
выдвинутый Соловьевым на соискание Большой золотой медали и победивший в этом
конкурсе. В апреле
Конец 1880-х годов стал
определяющим периодом в профессиональной и личной биографии мастера. Получив
звание Академика Архитектуры, С.У.Соловьев вернулся в Москву, с которой будет
связана вся его последующая жизнь. С начала сентября
Свою
архитектурно-строительную практику Сергей Устинович начал еще в годы учебы в
Академии. В
В конце 1880-х годов
Сергей Устинович начал педагогическую деятельность: с
Ключевым событием
московской жизни последнего десятилетия XIX в. стали торжества, посвященные
Коронации цесаревича Николая Александровича в
Первое десятилетие XX в.
- это годы высшего расцвета творчества Соловьева-архитектора. Он строит много и
успешно. Именно постройки этого периода относятся к лучшим его работам и
принадлежат к национально-романтическому направлению. Наиболее ранней работой
мастера в неклассических формах является храм Троицы Живоначальной для имения
Е.А.Хомяковой в Терской области, спроектированный в формах грузинской
архитектуры в
Выше мы уже коснулись работы
С.У.Соловьева в Комиссии ИМАО. Следует добавить, что, наряду с руководством
работами в Покровском соборе и выполнением текущих обследований памятников, он
принял участие в исследованиях и реставрации крупнейшего Успенского собора
Московского Кремля. Еще летом
Это не должно казаться
странным, несмотря на его увлечение поисками национально-самобытного языка в
собственном архитектурном творчестве. Вспоминая о своем учителе К.М.Быковском,
Соловьев специально подчеркивал, что тот был страстным почитателем и
пропагандистом взглядов Э.Виолле-ле-Люка. Русская и, в частности, московская
архитектурная школа того времени не замыкалась в национальных границах, что
естественно для того времени: европейская интеграция в XIX в. затронула
практические все области жизни, и культуру в том числе. Историзм в России, не
исключая и русского стиля, несомненно, был составной частью большого международного
движения, общих черт внутри которого не меньше, чем различий. В России, как и
за рубежом, грань между реставрацией и творчеством на этом этапе была еще
достаточно зыбкой и неопределенной. Памятники порой достраивались с целью
достичь умозрительного стилевого единства и гармонии композиции. С другой
стороны, опыт реставрации нередко напрямую влиял на облик новых построек в
национальных формах. В стремлении связать художественные достижения прошлого с
настоящим и будущим заключалась сама сущность историзма как творческой
философии. Сергей Устинович Соловьев представляет классический пример мастера
историзма, в деятельности которого дар незаурядного архитектора-художника
счастливо соединился с талантом исследователя и реставратора.
1) См.: Савельев Ю.Р. Николай Владимирович Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма. СПб., 2009. С. 134.
2) [О реставрации собора Василия Блаженного. Тезисы доклада С.У.Соловьева в изложении Н.В. Некрасова] // Искусство и художественная промышленность. 1899, № 6. С. 507.
3) Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.). Т. II. Под ред. гр. П.С.Уваровой и И.Н.Бороздина. М., 1915. С. 336.
4) Соловьев С.У. Доклад об
осмотре Большого Успенского собора 8 мая
5) Соловьев С.У. О реставрации Покровского Василия Блаженного собора // Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1901. Т. XVIII. С. 188-196. Он же. Отчет об осмотре Покровского Василия Блаженного собора, произведенном совместно с К.М.Быковским, И.П.Машковым, А.А.Потаповым и В.И.Сизовым // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1901; Т. XIX. Вып. 3. С. 20-21; М., 1904.Т. XX. Вып. 2. С. 123; Быковский К.М. Доклад об осмотре совместно с А.И.Кирпичниковым и С.У.Соловьевым предполагаемых работ в палатке собора Василия Блаженного // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1901. Т. XVIII. Вып. 1. С. 280.
6) Соловьев С.У. Доклад об осмотре Новоспасского монастыря в Москве // Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1900. Т. XVII. С. 332; Он же. Доклад об осмотре предполагаемых работ в Богородичном приделе Чудова монастыря // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1901. Т. XIX. Вып. 1. С. 8; Быковский К.М. Доклад об осмотре ризницы Донского монастыря с А.И.Кирпичниковым, А.А.Потаповым и С.У.Соловьевым// Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1902. Т. XIX. Вып. 3. С. 20.
7) Быковский К.М. Доклад об
осмотре Китайгородской стены с С.У.Соловьевым и 3.И.Ивановым 7-го января
8) Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). М., 2006.
9) Некрасов Н.В. К реставрации храма «Василия Блаженного» в Москве // Русские ведомости, 13 сентября 1912.
10) Рыцарев К.В., Баталов А.Л. Профессиональные позиции русских и зарубежных архитекторов-реставраторов // Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации. Под общей ред. А.С.Щенкова. М., 2002. С. 294. Характерно, что в Западной Европе такие «стилистические реставрации» на исходе XIX в. уже отошли в сферу истории и были вытеснены сознанием ценности подлинности памятника, пусть даже сохранившегося фрагментарно.
11) Щенков А.С. Практика реставрационных работ. 1890-1917 гг. // Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации. М., 2002. С. 397.
12) Баталов А.Л., Успенская Л.С. Указ. соч.
13) Щенков А.С. Указ. соч. С. 398.
14) Щенков А.С. Там же.
15) Там же.
16) Соловьев С.У. О реставрации Покровского Василия Блаженного собора // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1901. Т. XVIII. С. 194.
17) Там же. Л. 5.
18) Там же. С. 37-38.
19) РГИА. Ф. 789. Он. 10. Ед. хр.
№
20) Там же. Л. 26.
21) Василий Сергеевич Смирнов (1858-1890), так же, как и С.У.Соловьев, был выучеником УЖВЗ, где его наставником являлся В. Е. Перов. Талантливый и трудоспособный живописец, он рано ушел из жизни (32 лет), оставив, однако, ряд заметных произведении исторического жанра - «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» (1883, ЕТЕ), «Смерть Нерона» (1888, ЕРМ), «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» (1889-1890, ЕТЕ).
22) РГИА. Ф. 789. Оп.
23) РГАДА. Ф. 1287. Оп. 1. Ед.
хр.
24) РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Ед. хр.
№
25) Там же. Л. 71 об.
26) РГАЛИ. Ф. 1956. Оп. 4. Ед. хр. № 12; Машков И.П. Второе двадцатилетие московских архитектурных организации 1897-1917 гг. (биографические очерки). Л. 19-20.
27) ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 1. Ед. хр.
№
28) ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 45. Ед. хр.
№
29) РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Ед. хр.
30) Бранденбург Б.Ю., Татаржинская Я. В., Щенков АС. Архитектор Иван Машков. М., 2001. С. 12.
31) ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 54. Ед. хр.
№
32) Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986. С. 145.
33) Быковский К.М. Доклад о реставрации Большого Московского Успенского Собора, произведенный согласно заключениям Императорского Московского Археологического общества. М., [1896]. С. 8.
34) Бранденбург Б.Ю., Татаржинская Я. В., Щенков АС. Архитектор Иван Машков. М., 2001. С. 82.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский