РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Перхавко В.Б. Реконструкция Московского Кремля в начале правления Ивана III. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

В.Б. Перхавко

Реконструкция Московского Кремля

в начале правления Ивана III

 

Почти через сто лет после возведения в Москве белокаменного Кремля его стены и башни изрядно обветшали. На их состояние повлияли ордынские набега на Москву (особенно в 1382 и 1451 гг.), пожары н прочие стихийные бедствия. Назрела необходимость в крупных ремонтно-строительных работах. Подготовка к ним, по-видимому, началась еще зимой 1461-1462 гг. Подрядчиком стал В.Д. Ермолин, вполне вероятно, что важную роль в обновлении Кремля сыграл и удельный дмитровский князь Юрий Васильевич. Поскольку земельные владения Ермолиных находились в Дмитровском уезде, Юрий Васильевич, должно быть, хорошо знал В.Д. Ермолина.

В апреле 1462 г., с началом строительного сезона, приступили к ремонтно-восстановительным работам. Прямое свидетельство о них содержится в одной лишь Ермолинской летописи: "Того же лета стена поновлена городная отъ Свибловы стрелницы до Боровицких ворот каменем, предстательством Василия Дмитреева сына Ермолина". К сожалению, в записи не уточняется, какие же еще материалы, помимо белого известняка, использовались тогда при "поновлении" Кремля. Несомненно, каменная кладка стен и башен завершалась конструкциями из дерева, в некоторых местах во время ремонта ставили даже деревянные "заплаты". Из-за них итальянцу Амброджо Контарони, посетившему Москву в 1476-1477 гг., показалось, что "он весь деревянный, как замок, так и остальной город". Длина отремонтированной в 1462 г. части кремлевской стены не превышала 70-80 метров (одной тридцатой периметра Кремля). Этот участок, прикрывая брод через устье реки Неглинной у Свибловой (Водовзводной) башни и мост через нее у Боровицких ворот, простоял в таком виде до воз ведения Петром Антонием Фрязиным (Пьетро Антонио Солари из Милана) в 1491 г. новой кирпичной стены на этом месте.

По-видимому, какие-то ремонтные работы предшествовали установке В.Д. Ермолиным белокаменных горельефных изображений св. Георгия и св. Дмитрия в 1464 и 1466 гг. на Фроловской (ныне Спасской) проездной башне Кремля. Без них вряд ли можно было вообще укрепить эти скульптуры в вертикальном положении в качестве своеобразных иконных об разов. О горельефе "Св. Георгий" известно лишь единственное письменное свидетельство, включенное в независимый летописный свод начала 1470-х гг., очевидно, самим В.Д. Ермолиным. Докладчику удалось обнаружить еще одну запись, касающуюся этого редчайше го произведения средневековой русской скульптуры. Запись сделана киноварью и чернилами полууставом XVI в. (или, скорее, конца XV в.) на листе 186 об. рукописного сборника № 115 из собрания академика М.Н. Тихомирова, хранящегося в Сибирском отделении РАН. Сборник включает, наряду с прочими сочинениями, "Чтение святого мученика Георгия" (л. 184 об.). Интересующая же нас приписка гласит: "Камен конь на воротех, камен змей под ногами, а у святого Егорья, церквей каменных бес числа, а деревянных...".

В получивших широкое распространение в средневековой Руси произведениях переводной литературы, посвященных св. Георгию Победоносцу, описания каких-либо каменных конных скульптур отсутствуют. Нет их и в древнерусских "хождениях" XII-XV вв. по святым местам. Отсюда можно с уверенностью заключить, что данная запись сделана московским книжником в период между 1464 и 1491 гг. и относится к белокаменному горельефу, установленному под руководством В.Д. Ермолина на Фроловской башне. Верхняя хронологическая граница приписки определяется временем возведения Пьетро Антонио Солари новой Фроловской "стрельницы" из красного кирпича. Вопреки предположению некоторых историков архитектуры, изваяние св. Георгия на коне не встречало въезжающих в Кремль через главные ворота до их надстройки в 1624-1625 гг. шатром. Во всяком случае, его изображений на фасаде Фроловской проездной башни нет на миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в., как нет и письменных упоминаний о нем в источниках XVI - начала XVII в. Ермолинские скульптуры были явно сняты итальянским зодчим в 1491 г., а позже, в 1527 г., их поместили в каменный храм Георгия Победоносца с приделом Дмитрия Солунского, специально возведенный по велению московского великого князя Василия Ш у Фроловских ворот, которые со стороны Кремля и со стороны Красной площади окружали как каменные, так и деревянные церкви, что соответствует обнаруженной нами записи.

Еще одно интересное свидетельство о реконструкции Кремля в начале правления Ива на III было введено в научный оборот после публикации в 1958 г. дошедшей в копии XVII в. купчей старца Кирилло-Белозерского монастыря Игнатия Матвеева на двор в Москве, купленный у Ивана Семеновича Морозова. Старец приобрел "двор на Москве внутре города у Троицы, посторонь кирпишечной стрельницы". Судя по перечню лиц, время составления документа укладывается в промежуток между 1448 и 1470 гг., когда в Кремле существовала единственная башня из кирпича, иначе она непременно имела бы индивидуальное наименование. И.А. Голубцов предположительно отождествил ее с Троицкой проездной башней, рядом с которой находилось упомянутое в тексте подворье Троице-Сергиева монастыря. Эту точку зрения более подробно обосновал В.П. Выголов, обративший также внимание на имя В.Г. Ховрина, участвовавшего в составлении купчей и выступавшего "пионером" в применении нового для Москвы строительного материала - кирпича. По-видимому, под руководством Ховрина и была возведена Троицкая кирпичная башня в 1450 г. Следующая по стройка из кирпича и камня - Вознесенский собор одноименного монастыря - была завершена в Кремле В. Ермолиным в 1467 г. В эти же годы, вероятно, производился кирпич, использовавшийся для возведения Троицкой башни.

В.А. Кучкин недавно выступил с утверждением, что "кирпичная стрельница" из купчей 1448-1470 гг. - "это Фроловская, или Фрололаврская, башня". Но ведь, согласно грамоте, двор И.В. Морозова, как и башня из кирпича, находился у Троицкого подворья (позже Богоявленский монастырь), а не у Фроловских (позднее Спасских) ворот, где неподалеку располагалось подворье Кирилло-Белозерского монастыря. Приобретенный у Морозова двор четко локализуется у современной Троицкой башни.

Как выяснилось, в середине XV в. и в первое десятилетие правления Ивана III реконструкция кремлевских стен и башен велась в нескольких местах. Но и в частично реконструированном виде Кремль уже не соответствовал запросам времени. С 1485 г. приглашенные Иваном III итальянские зодчие приступили к возведению нового, более мощного Кремля.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский