РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Петров Д.А. Церковь Андрея Юродивого в Новгороде. В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции. Псков, 1988. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2012 г.

 

 

Д.А. Петров

Церковь Андрея Юродивого в Новгороде

 

Церковь Андрея Юродивого на Ситке Ситецкого монастыря находилась в 2 км от Новгорода, на берегу одного из рукавов Волховца,

на небольшом всхолмлении. Храм был построен в 1371 (6879) г. Во время шведской оккупации монастырь был разорен, в 1614 г. монахи починили церковь, но уже Опись 1617 г. показывает: «Монастырь Ситецкий, а в нем храм Андрей блаженный церковь каменная, а келей на монастыре и ограды около нет, только стоит одна церковь... а... старцев и слуг и крестьян нет». Восстановленный в 20-х годах XVII в. монастырь в дальнейшем влачил жалкое существование. К храму была пристроена деревянная паперть, в конце XIX в. каменные стены были обиты железом. В 1941 —1943 гг. церковь находилась между советской и немецкой линией фронта и была уничтожена огнем артиллерии.

Лишенный фресковых росписей, памятник не привлекал внимания исследователей. Подробно описанная архимандритом Макарием в 1860 г. в советское время церковь упоминалась всего дважды. Однако, в Музее архитектуры им. А. В. Щусева сохранились план и фотографии ц. Андрея Юродивого. Кроме того, два панорамных фото с видом на церковь хранятся в ЛОИА АН СССР.

Церковь Андрея на Ситке представляет собой одноглавый одноапсидный четырехстолпный кубический храм. Это — самая маленькая церковь Новгорода XIV в. Длина храма 8,5 М; ширина — 7,3 м; вынос апсиды — 3 м; толщина стен около метра, подкупольное пространство 2,4X2,2 м. Столбы в нижней части были квадратными. В юго-западном и северо-западном компартиментах находились палатки — «вместо столбов две стены», как пишет Макарий, а значит, были и хоры. Восточная пара столбов имела квадратное сечение на всю длину. Внутри церкви сохранились деревянные связи. На парусах, южной стене и в алтаре находились голосники. Часть окон была заложена. Подлинные окна сохранялись только на восточной стене и в алтаре, остальные растесаны. Скорее всего в XVI в. (после введения общежития в 1528 г.), внутренний объем церкви был разделен на два этажа. Купол и четырехскатная кровля сделаны, вероятно, в XVII в., крест, судя по форме, древний. Наружные стены лишены декора и только оживлены подчеркнуто тонкими и плоскими лопатками. Угловые лопатки чуть шире средних.

По плану видно, что храм несколько вытянут с запада на восток. Это происходит за счет увеличения длины западного членения по сравнению с восточным в 1,5 раза. Аналогичную картину мы наблюдаем на ряде памятников XIV в.: ц. Успения на Болотове 1352 г. (1,5); Архангела Михаила на Сковородке 1355 г. (1,4); Рождества на кладбище 1382 г. (2,8); Архангела Михаила 1395 г. на Аркаже (3). Несомненно, видна тенденция к развитию этого приема.

Угловые палатки в ц. Андрея создают Т-образное внутреннее пространство со свободно стоящими восточными столбами. Апсида невысока и как бы приставлена к основному объему. Это сближает постройку с храмами Болотова и Сковородки,

Хочется отметить, что храму свойственны легкость и простота, чисто «готическая» устремленность фасадов, подчеркнутая тонкими лопатками. Особенно ярко проявляются черты архитектуры ц. Андрея при сравнении ее с очень близкой по размерам ц. Ивана Богослова на Витке (1383 г.). Последняя является как бы миниатюрной копией больших храмов 60—70-х годов XIV в., таких как ц. Федора Стратилата на Ручье, Спаса на Ильине и др.; строго центричная расстановка столбов, ярко выраженная, благодаря четырем палаткам, крестообразность интерьера, высокая апсида, профилированные порталы, ниши и пятичастная композиция на фасаде. В ц. Ивана Богослова резкость, немасштабность рельефа стены разрушает ее монолитность. Мастер ц. Андрея на Ситке тоньше, нежнее выявляет пластику стены — элемент художественного восприятия, особо важный в памятнике столь малых размеров. Эти храмы — представители разных течений в архитектуре Новгорода второй половины XIV в. Одно представлено большими городскими храмами, другое — малыми монастырскими, ведущими свое начало от построек архиепископа Моисея — Болотова и Сковородки. Сюда относятся церкви Андрея на Ситке, Рождества на кладбище, и, видимо, Арх. Михаила в Аркажах. Конечно, ц. Андрея на Ситке, как и церковь Рождества на кладбище, имея многолопастные арки на фасадах, «одета» по архитектурной «моде» своего времени. Но ее одухотворенная архитектура противостоит брутальной, силовой манере больших храмов. Любопытно, что заказчица церкви, Наталья, мать посадника Семена Андреевича, десятью годами раньше строит с сыном храм совершенно противоположного типа — ц. Федора Стратилата на Ручье.

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский