РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Петров Д.А. К вопросу о бесстолпных купольных конструкциях в архитектуре Новгорода XVI в. В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции. Псков, 1989. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.
Д.А. Петров
К
ВОПРОСУ О БЕССТОЛПНЫХ КУПОЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
В
АРХИТЕКТУРЕ НОВГОРОДА XVI В.
С начала XVI в. в Центральной Европе под
влиянием итальянского Возрождения широко распространяются квадратные в плане
капеллы, перекрытые куполами на парусах. Казалось бы, аналогичных конструкций
следовало бы ожидать и на Руси. Однако здесь их практически
полностью заменили бесстолпные церкви, перекрытые кресчатыми оводами, значительно более
близкие к образу традиционного крестовокупольного
храма. Тем не менее, купола (сферические, восьмилотковые,
зонтичные, а также парусные своды) достаточно широко использовались для
перекрытий ярусов круглых и восьмигранных церквей и колоколен, а также в
гражданских постройках. На северо-востоке известно несколько памятников с подкупольным пространством квадратной формы, перекрытые
конструкцией, использующей купол: трапезная Благовещения Борисоглебского
монастыря
Однако предметом нашего интереса является компактная группа
храмов Новгорода середины — второй половины XVI в., единых по использованной
конструкции—сферического купола на тромпах и близких по стилистике декора.
Первый точно датированный памятник этой группы —
трапезная Сретения 1535—1538 гг. в Антониевом
монастыре. Ее купол опирается на стены (квадрат 8,2 х
Еще два случая использования купола находим в комплексе церкви Никиты Мученика
1555—1557 гг. Это северная и южная придельные церкви. В северной
(5,9 х
Еще в двух бесстолпных памятниках Новогородской
земли применены купола. Это — трапезная церкви Рождества в Тихвинском монастыре
(
Исторически и стилистически описанные выше храмы делятся на две группы,
связанные с деятельностью двух артелей. Любопытно, что такая уникальная деталь,
как валик в скуфье купола, в числе многих других, позволяет подтвердить
выявляемое по другим признакам авторство одного мастера (артели) в строительстве
церквей Никиты и Троицы. Уникальная система декорации
фасадов, созданная этим мастером (артелью) в 50-е гг. XVI в., повторяется в
памятниках Тихвина и Александро-Свирского монастырей.
Однако купольные конструкции, использованные там, восходят непосредственно к
куполу церкви Сретения.
Естественно возникает вопрос, каким образом возникает в. 30-е гг. XVI в. конструкция типа «сферический
купол на наклонных ступенчатых тромпах»? Она появляется неожиданно, в
законченном и устойчивом виде.
По-видимому, этой проблемы не разрешить, не привлекая к рассмотрению
конструкции Успенской церкви, находящейся в Ивангородской
крепости и, кажется, построенной в начале XVI в.
(около-
Однако на Руси тромпы не использовались. Привлекать для аналогии постройки
далекой Армении кажется неправильным, хотя возможно применение каких-то
неизвестных конструктивных приемов, использованных армянскими зодчими,
работавшими в. Центральной Европе в XVI—XV вв. Конструкции, напоминающие
ступенчатые тромпы известны лишь в Литве, в православных церквях Троицы в
Вильнюсе (около
Использование оригинального конструктивного решения еще раз подчеркивает
собственный путь и самостоятельность Новгородской архитектурной школы,
живучесть ее традиций в течение всего XVI в.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский