РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.
Д.А. Петров
Существующая ныне церковь
Федора Стратилата на Щирковой улице сих пор не привлекала внимания
исследователей. Были лишь части ее фундаментов, относящиеся
к XII в. (Г.М. Штендер). Принято считать, что Церковь, возведенная в 1292-1294
гг. «сохранилась лишь на половину своей высоты. Верхняя часть ее стен, своды и
пять куполов заново выстроены в 1682 г. (М. К. Каргер). Однако даже ее
поверхностный осмотр заставляет усомниться в правильности этого мнения.
Церковь Федора Стратилата представляет собой четырехстолный пятиглавый
трехапсидный храм с подклетом (тип «Храм на четырех пилонах»). К западному
фасаду в 30-гг. XIX в. пристроен; колокольня и хозяйственные помещения. Размеры
храма 15 х 15,51 подкупольного квадрата 4,2 х 4,2 м, вынос апсид 4 м. Своды
пространственного креста имеют не выявленные («слитые») подпружные арки.
Восточные барабаны (диаметром около 1 м) опираются на дополнительные арки со
щелыгой С — Ю, западные (диаметром 2 м) —на арки со щелыгой 3—В. Разница в
диаметрах барабанов вызвана увеличением западного членения храма по сравнению
восточным и почти в 3 раза. Снаружи, однако, это почти незаметно. Квадратные
восточные столбы храма скруглены с востока на высоту 2 м. Западные —
восьмигранные, угловые фаски поднимаются чуть выше пят арок, перекинутых со
столбов па западную стену. Широкие окна первого яруса в храме (и также в
подклете) отличаются от более стройных окон второго яруса и апсиды (северный и
западный порталы превращены в окна). Стены храма испещрены множеством ниш и
аркосолиев. Подклет имеет кирпичные своды. Из подклета поверх вала ведет
внутристенная лестница. Фасады храма расчленены широкими лопатками. На углах
coxpaнились каменные плиты-карнизы. Закомары выполнены с полочкой или
внутренним уступом. Во всех центральных закомарах имеете большая ниша с
полочкой. Нижние, растесанные окна, дьяконник и жертвенник сохранили
первоначальные подоконники. Верх апсид украшает бегунец, малые барабаны
украшены широкой лентой с валиком, над ними — полукруглые двухуступчатые нишки,
выше — пояс изразцов (2 ряда). Большой — валиком, поясом изразцов (3 ряда),
аркатурным поясом, перебриком и бегунцом.
Даже при самом поверхностном рассмотрении памятника ощущается сложная
стратиграфия и неоднородность составляющих его частей. Несомненно, что
габаритные размеры, ширину лопаток мощь апсид определил храм XII—XIII вв.
Возможно, что стен! XIII в. кое-где доходят до закомар (на это намекают
внутренние уступы в некоторых закомарах — признак XII—XV вв.). Форма око
барабанов, второго яруса церкви и апсид находит аналогии в т мятниках XVI в. —
церквей Сретения 1535—1537 гг. (барабан Бориса и Глеба 1536 г., Троицы 1557 г.
(барабан), Успения в Белозерске 1550 г. (барабан). Большие ниши в закомарах
извести) в церквах Успения на Торгу (после 1541 г.) и Успения в Белозерске.
Широкие ленты с валиком — классический признак Новгородской архитектуры XVI в.
(церковь Успения на Торгу (столбы) Владимирский собор Сыркова монастыря
1548—1552 гг., все трапезные третьей четверти XVI в.). Пояса двухступчатых
нишек — так же типичный прием декоративного убранства новгородских построек VI
в. Ниши обычно бывают пятиугольные и килевидные. В церкви Федора Стратилата они
полукруглые. Такие ниши известны в соборе Лужицкого монастыря середины XVI в.,
имеющего многие черты родственные новгородской архитектуре. Своды с
невыявленными («слитыми») подпружными арками известны в соборе Медведицкого
монастыря (по мнению В. В. Седова, конца XV в.) в Н. Ладоге, церкви Успения в
Колмове 1528 г. и соборе Сыркова монастыря; пятиглавие — в церкви Бориса и
Глеба, Сырковском соборе возможно, в церкви Никиты 1557 г. Каменные подклеты, в
основном, также сооружаются в это время.
Интерьер церкви Федора Стратилата по своему пропорциональному строю близок
интерьеру церкви Бориса и Глеба, но более гармоничен. Отсутствие угловых палаток
делает его яснее, лишая конструктивной «загадочности». Здесь нет и
свойственного средневековой новгородской архитектуре духовного напряжения,
рожденного лучами света, пронизывающими пространство памятника, иррационально
высвечивая монолиты стен. В церкви Федора свет как бы течет вдоль архитектурных
форм, равномерно разливаясь и проникая всюду. Да и само внутреннее пространство
статично, нет примата какого-либо направления. Сам человек, его тело,
становится точкой отсчета, началом координат. Все это вводит церковь Федора в
круг общерусских памятников середины XVI в., типологически разных, но
объединенных новой пространственной идеей, новым гуманистическим духом.
По целому ряду признаков видно, что существующая ныне церковь Федора Стратилата
была сооружена, в основном, в XV в. В новгородской III летописи читаем под 1541
г.: «Загореся на Софейской стороне... и церквей сгорело 6: Сорок Мученик на
Ширкове, Святый Спас на Розваже, Козьма и Дамиак на Козьмедемьяне улице, а
Святого Саввы церковь засыпалася, Георгия на Боркове улице сгоре...» Скорее
всего, что шестая, названная церковь — Федора Стратилата, находившаяся между
Щирковой и Розважей улицами. В той же летописи (список Никольского) под 1546 г.
указано: «...свящали церковь каменную святого Федора на Розважи сулицы».
Видимо, пострадавшая в пожаре, церковь Федора между 1541 и 1546 гг. была
перестроена (сооружен каменный подклет, переложены части стен, возведены
столбы, сделаны новые своды и пятиглавие). Интересно, что такой же ремонт —
перестройка с заменой столбов и сводов был сделан в «осыпавшейся» после
грандиозного пожара Торговой стороны 1541 г. в церкви Успения на Торгу.
К работам 1682—1684 гг. относятся: 1) перекладка верхних частей барабанов
(изразцовый и аркатурный пояса); 2) растеска первого яруса церкви и
подцерковья; 3) перетеска на 8 граней западных столбов и скругление восточных
частей восточных столбов.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский