РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Платонов Е.В. К вопросу об этнографическом изучении городищ Южной Псковщины. В кн.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы 50 научного семинара. Псков, 2004. С. 250–256. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.countrysite.spb.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

Е.В. Платонов

К вопросу об этнографическом изучении городищ Южной Псковщины

 

 В поле этнографической работы сезона 2001г. попало несколько текстов о городищах расположенных рядом с деревнями, в которых проводились опросы. Эти тексты позволили увидеть как городища были вписаны в местную «картину мира», связаны с обычаями, обрядами и историческими преданиями деревень. Каждое из них занимало свое место в мифологизированном ландшафте округи: городища воспринимались наряду с иными археологическими памятниками и другими объектами, которые составляли узловые точки мифологизированного культурного ландшафта. Сам культурный ландшафт в данном контексте представляет собою конкретизацию на местности  религиозных и легендарных, мифологических представлений, а так же обрядов, которые ими задаются. В фольклорном отношении городища не представляют отдельного объекта, они стали одним из элементов в общей цепочке  представлений, характерных для местного населения. В этой статье представлена информация о трех городищах (в д. Зуи, Невельского р-на  и  в дд. Залучье и Крюки, Куньинского р-на), каждое из которых по-своему продолжает жить в настоящее время.

15.jpg (66496 bytes)


В деревне Зуи сохранилось городище эпохи культуры длинных курганов (далее - КДК); оно расположено прямо за линией домов и огородов, в поле за деревней. Вокруг самой деревни находилось большое количество объектов, с которыми связывались различные предания. Так, существовали два камня, под одним из которых был зарыт клад, а около другого пугало. « -Городище не пугало... А пугало - вот ты на станцию идешь, по левой стороне лежит камень, к
Изочам, ближе к станции. Ну, как рассказывали - вот мой дед рассказывал; говорит - едешь на лошади, говорит, вдруг там огонек маленький, светится на этом, на камне. Бросаешь лошадь и, говорит, идешь туда. Подходишь, говорит, сидит старичек, обувает лапти, портяночками заворачивает ноги. Сидит, говорит, ни слова не говорит, перекрестишься, говорит, никого и нет. Чудилось.».(Полевые записи автора, далее -ПЗА, Щербакова А.С.).

Другими особыми местами были источники воды, к которым тяготела праздничная обрядность. Для Псковской области характерно украшение небольшими деревянными крестиками на Рождество или на Крещение колодцев и ручьев. Такой ручей служил юго-западной границей д. Зуи: «- На Рождество ставили у нас крестики... Вот речка течет вот эта. Здесь эта речка была очень большая, лошадей купали... Лежал вот такой большой камень сбоку, вот когда немцы пришли, они его ворочали - думали, там клад под камнем, ворочали - ворочали, перевернули на другую сторону. Сейчас он там лежит. Там ничего и не было. Вот здесь крестики ставили, у этого водоема. Приходили утром, первая женщина...».(ПЗА,Там же).

Еще далее на запад, по дороге на д. Семеново, располагается длинный и высокий холм, с характерным названием: «- Водяная гора... Как ни странно, на этой горе был ручеек,... не ручеек, а колодец. И шла вода. Как озеро, говорят, от Бога. От мира сего, говорят, колодец. И этому колодцу - мы берем воду.».(ПЗА,Там же).  Кроме того, пастухи поили из этого источника скот, который обычно пасли на горе. Особое удивление местных жителей вызывало то, что Водяная гора состоит из глины.

С противоположной от городища стороны деревни находится так называемая Солдатская гора, около которой так же пугало, как и около вышеупомянутого камня: « -Тоже мне рассказывала... это ровесница моя, подружка. Я тоже иду, это под Солдатской горой... Вот это Солдатская гора, это французы в 12-м году, их там положили... Это, по-моему, в другую войну...  Когда подходили турки... турецкая была воина... Одна мне рассказывала - моя подружка... Под Солдатской горой иду, говорит, кто-то, чувствую, за мной идет. Идет так, в подпрыжку, подпрыгивает. Я, говорит, обернулась, говорит - мальчик, лет 8, говорит, в лапоточках, я, говорит, перекрестилась, и не стало никого.».(ПЗА,Там же).

Помимо этих объектов около д. Зуи находились так же длинные курганы, которые традиционно идентифицировались как «французские могилы»; никакой более развернутой информации о них не сохранилось, кроме того, что в 1922 г. их разрывали местные мальчишки и ничего не нашли.

Само городище практически не фиксируется в фольклоре, однако с ним связан один интересный обычай: « - Бывало, поп с иконой на городище идет.  Обойдет деревню, а потом на городище. Это когда деревню святили... вызывали людей... Что-то казалось им очень. Это старые, не в твоем веке [к сестре Анастасии Степановне - Е.П.].».(ПЗА, Щербакова М.С.)  То, что городище являлось конечным пунктом освящения деревни (а такое освящение проводилось, как правило, во время местных, престольных, или больших двунадесятых праздников, либо по просьбе местных жителей) указывает на его включенность в жилое пространство. Кроме того, по контексту беседы можно предположить, что на городище ходили с иконами во время молебнов о дожде.

33.jpg (61231 bytes)

 

Другое городище, так же принадлежащее к КДК, находится в Куньинском районе Псковской области за д. Крюки, в просторном сосновом бору; около него расположены четыре кургана. Информация связанная с этим городищем более компактна и представляет собой один большой блок, который делится на две тесно слитые между собой устойчивые устные традиции - о кладах и о местах, где пугало.

Прежде всего, клад был зарыт в колодце, который находился у подножия городища, и клад этот имел своего сторожа, который появлялся в двух обличиях: « -А там вот пониже есть колодец, и вот я еще в девках была, не знаю, каким году дело было, говорили, что бочка там с золотом. И я таку жердину нашла, только что чуть-чуть рука моя держала за макушку, и оттуды долбила-долбила: звон какой -то, вот есть звон и все. Генька хотел поглядеть этом колодце - скочил туда, там серая змея. И он бягом-бягом оттуда выскочил. А я вот век не забуду - точно, бочка там с золотом!».(ПЗА, Окулова М.И.).  « -Може етот колодец и копали. Кто копал, и как копал? Клад все хотели, може и в старину хотели найти... Мой мужик говорит, мол, копали-копали, копали-копали, до моста до какого-то докопались, ну, потом опять копает. А потом посмотрят: как будто баба сидит на дереве. Оны как поглядели... уже докопали, и нету никого, и кладу никого и бабы той нету.».(ПЗА, Андреева М.А.).  Нужно сказать, что рассказ о приведении, которое либо появляется само, либо слышится, является устойчивым атрибутом местонахождения волшебного клада. Прекращаются же чудеса после того, как клад кто-нибудь выкапывает.

Другое место с характерным названием Черное болото было опасно для местных жителей: « -А вот, на Черном болоти, мол, черти водились. Да это все неправда! Там казалось, что догоняет кто-то, бежит сзади.».(ПЗА, Окулов В.И.).  «-Вот если идешь от Бубново есть Черное болото, два километра от меня, я носила почту - вот бывало дойду до Черного болота, или крикнет, или свистнет кто-нибудь, но не верили мне. Папка говорит - ты так боишься, так и кажется, и видится, пока сам  убедился. Вот, говорит, иду на работу, - Сергей! [кричат - Е.П.], я, говорит, оглянулся, но не вижу никого...».(ПЗА, Зверева Е.С.).  Это тоже объяснялась наличием клада: « -Там где-то клад был. Потом видно свиньи выкопали, или може кто выкопал...». Некоторым этот клад даже снился, однако взять его не решались:« -Говорят, у вас тут есть Черное болото?  -А, это туда, к Степанцеву.  Да, вот мне сон раз приснился - камень, и на камне ляжить хрест золотой. Да я ж не пойду... Это еще в девках мне приснился, я ж не пойду ночью, боюсь. Да, он около дороги, этот камень ляжить, и хрест не забрала этот... Называется Черное болото... -Когда такие сны снятся - надо ходить?  - Да, ходили и находили. Одна баба с Точилова - тоже померши, и тож - ей приснился в бору где-то золото тоже, в папортнике. А пошла и днем, а не ночью, и не нашла уже...Ночью проснулся - и иди молчком на тое место, не оглядывайся, ничто - иди и иди. А всяко говорят - и с заду  кидают, а правда - нет... Пугают. Так же был разговор что кто-то нашел золото, клад, собаку сдохлую. Собаку-то кинули и золото так и покатилось, а правда - нет ли...».(ПЗА, Окулова М.И.).

Само городище, которое называли «бор» по его местонахождению, считалось местом древнего города или, что более традиционно, местом провалившейся церкви: « -Был, говорит, город Жуков. Ну, не город, может - деревня какая-то, какой там город...».(ПЗА, Окулов В.И.). Те же, кто рассказывал о провалившейся церкви, подтверждали это тем, что в бору слышался звон: « -Вот, это вот баба... вот она жила на краю, вот она говорила: я слушала, был, ухо прикладала и звон какой-то, правда - нет...».(ПЗА, Окулова М.И.). Звон этот тоже ассоциировался с кладом: « -Это вот звон был когда-нибудь очень давно, кто-нибудь выкопал уже этот клад.».(ПЗА, Зверева Е.С.). Легенда о провалившейся церкви, которая (в дополнение к истории о кладе и нечисти) позволяет определить это место как центральное в культурном ландшафте деревни, подкрепляется воспоминанием о найденой (явленой?) там иконе: «-А вот про городище в бору, говорили что-нибудь?... - иконку нашли тут уже, под бором, на кусту висела, кто-то брал.».(ПЗА, Окулова М.И.). Как и во многих других традиционных мифологических представлениях, это место нельзя однозначно определить как «чистое» или «нечистое», и первое не только не исключает второго, но и теснопереплетено друг с другом.  К этому месту относились с опаской.

Особенность его  подтверждалась тем, что в бору «водило»: «-Я хожу редко в грибы... Как только пойду в грибы вот в етот бор, я обязательно заблужусь и никак мне не выйти, на дорогу. Если выйду на дорогу - то туда, то сюда, приду в деревню и деревню свою не узнаю... Что там есть? И я уже не хожу в етот бор.».(ПЗА, Зверева Е.С.).

 Судя по характеру приведенного материала, мы имеем дело с одной архаичной, внутренне единой, но сильно разветвленной впоследствии легендой о кладе около городища. Архаичность подтверждается тем, что аналогичные по своей форме легенды о волшебном кладе известны практически во всех славянских странах. Что касается четырех длинных курганов, которые находятся примерно в 50 м. от городища, по другую сторону дороги, то они никак не связываются с ним и представляют отдельную серию рассказов. Курганы считаются «литовскими могилами», которые категорически нельзя раскапывать; разрывать же их нельзя потому, что «литва» погибла от болезни, и эту болезнь можно выпустить на волю.(ПЗА, Окулова Г.К.).

9.jpg (56695 bytes)

 

Третье городище, которое отличается от предыдущих как по времени возникновения, так и по фольклорной информации, находится у д. Залучье. Это известная Попова гора на месте древнерусского города Жижиц (Зижечь), названная так потому, что около городища стоял дом местного священника в то время, как в д.Залучье существовал погост. На рассказы о городище, судя по всему, повлиял текст Новгородской I летописи под 1245 г. о битве Александра Невского с литвой: «Заутра приспh Александръ с новгородци, и отяша полонъ всь, а княжиць исhче или боле 8. И оттолh новгородци въспятиша; а князь погонися по нихъ съ своим двором, и би я подъ Зижьчемь, и не упусти ихъ ни мужа...».(Новгородская первая летопись, 2000. С. 79).

Вот как это звучит в переложении местных жителей: «-Александр Невский воевал, да? XIII век, илиXIV. Он же проходил тут где то через Торопец. И было страшное с литовцами побоище на берегу озера.». « -Как раз вот куда Вы пойдете, Попова гора будет, называется, такой...курган. И озеро рядом. Вот здесь вот погибло очень много. Это была война вот с Тевтонским  орденом. Это XIIIв. И вот там захоронения, этот курган - это все захоронения.».(ПЗА, Царева А.Е.). Интересно то, что от «литвы» ведется местная топонимика и, в  какой-то степени, местная этническая история: « -А вот на той стороне есть деревня Каськово... Кась - это неприятное слово, перевод с литовского.- А почему так называется?-А там вот даже счас, в настоящее время, народ живет больше похож на прибалтийцев. Затем[после битвы - Е.П.] они пошли туда, через озеро на лодках, на тот берег. Там такие поселения - Камено, Каськово. А Каськово  как  раз они захватили, эти тевтонцы, и поселились там. И их прозвали вот по-русски - касы, отсюда и слово Каськово. Касы - пренебрежительное название, там - латыши, эстонцы, литовцы.».(ПЗА, Там же).

Жижецкое городище воспринималось как курган, и в связи с этим интересен один обычай, который практиковался  местной женщиной, слывшей за колдунью: « -Была тут у нас одна женщина, жила, Дуська Филипенкова, так она очень странно себя вела, ее колдуньей звали. Как она странно вела! Она вот перед Иван Купало...вот она накануне ночью ходила на эту Попову гору и катилась просто. Знаете, ложилась и к‘отом катилась с этой горы. Это якобы она снимала с себя эту...энергию всю.-Грехи снимала?- Не грехи... Она была очень набожная вся. И вот она каталась. Что интересно, еще про нее говорят...видели,...видели... Она совершенно нагая ходила по росе.».(ПЗА, Там же). Параллель этому факту мы находим в одном из многочисленных описаний паломничеств к одному явленому образу Параскевы Пятницы, который находился в бывш. Калужской губернии. По преданию, образ явился на высоком кургане, и одним из условий исцеления было три раза взойти на курган и обратно. Однако «прежде многие больные считали особенно целительным лечь на курган и скатиться с него до трех раз...».(Кремлева И.А., 2001. С. 247). Про саму колдунью плохого ничего не говорили, вреда она не делала и оценивалась, скорее, положительно: «...Ходила она все в черном, как монашка. Но в Бога верила. Дома у нее был иконостас из церкви перенесенный[из местной, разрушенной погостной церкви - Е.П.], и библия старинная.». (ПЗА, Царева А.Е.).

Попова гора была местной доминантой, к которой стягивались праздники и гуляния: «...Ярмарки большие были....Была ярмарка здесь, около Поповой горы. Эти ярмарки проходили как раз на Нилов день, 9 июля. Устраивались гулянки на горе. Тут как раз скоро Троица...деревья украшали различными лоскутками.- На Масленицу у вас были гуляния?- Ой, еще бы! На Масленицу тут были большие гуляния. Особенно на горе на этой, Поповой, на горе... и тут еще. Очень большие катания были на лыжах, на санках. Санки любила детвора, замерзшие приходили. -- А льдом поливали горку?- Поливали, все поливали. И особенно здесь интересно праздновалась Пасха. Ярмарка, это опять-таки на Поповой горе той, у кладбища площадка. Так что заливалась там, участок, водой и делались лотки деревянные, с горы спускались, и яица крашеные  пускали. А внизу стоят люди и вверху. Чье битое яичко - отдает.».(ПЗА, Там же).

В д. Залучье фольклорная информация и обрядовые действия привязаны исключительно к городищу - других мест, о которых ходили какие-либо легенды, нет, либо память о них исчезла. Перед Поповой горой находилась возвышенность, которая называлась Красной горкой; судя по этому названию, там тоже могли проходить масленичные гуляния или хороводы.

*  *  *

Таким образом, мы видим три городища, каждое из которых по-своему вписано в современный культурный ландшафт деревенской округи. В д. Зуи оно на равных соседствует с камнями, родниками и курганами, о которых ходят легнды. В Крюках городище представляет собою почти нерасчлененный с Черным болотом мифологический комплекс, по-видимому,  объединенный легендой о волшебном кладе. И только в Залучье и предания, и местная жизнь концентрировалась вокруг собственно городища, Поповой горы. Немалую роль в таком разнообразии, как кажется, играет местоположение городищ относительно деревень: первые два находятся, можно сказать, на задворках, и только Жижицкое  посреди поля, на берегу Жижицкого озера.

Следует  отметить, что деревни, около которых нет городищ, как правило обладали гораздо более бедным культурным ландшафтом. Но так же попадались городища, про которые небыло никаких рассказов из-за того, что они слабо выделялись на местности и не «читались» местным населением. Продолжение исследований позволит систематизировать материал и приведет к более определенным выводам.

 

СПИСОК ИНФОРМАНТОВ.

Андреева Мария Алексеевна,1929 г.р. д.Крюки Куньинского р-на Псковской обл. Записано 3.11.2001.

Зверева Евдокия Сергеевна,1925 г.р., Там же. Записано 3.11.2001.

Окулов Василий Иванович,~1930х гг.р., Там же. Записано 31.10.2001.

Окулова Галина Константиновна, 1936 г.р., Там же. Записано 31.10.2001.

Окулова Мария Ивановна, 1931 г.р., Там же. Записано 1.11.2001.

Царева Алла Евгеньевна,1938 г.р., д.Залучье Куньинского р-на Псковской обл. Записано 7.08. и 9.08.2001.

Щербаковы Мария Степановна и Анастасия Степановна. 1915 и 1917 гг.р., д.Зуи Невельского р-на Псковской обл. Записано 20.07.2001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Новгородская первая летопись. М., 2000.

Кремлева И.А. Мирской обет. // Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков. М., 2001.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский