РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Платонов Е.В. Фольклорная топография Изборско-Мальской долины. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.countrysite.spb.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

Е.В. Платонов

Фольклорная топография Изборско-Мальской долины

 

IzborskDistr.jpg (6879 bytes)

Каменный крест.
ChapY.jpg (795 bytes)Существующая часовня.
SprinY.jpg (800 bytes)Существующий почитаемый родник.
Фотография деревни.
OpisY.jpg (721 bytes)Опись материалов.

 

Использующийся здесь термин “фольклорная топография” требует отдельного обоснования. В отличие от топографии сакральной, которая описывает преимущественно церковные или приближенные к ним системы маркеров пространства (что более подходит, например, для монастырских комплексов;  см. Столяров В.П. Духовно-символическое пространство сакральных комплексов России как объект национального наследия (на примере Соловецкого архипелага). // Ставрографический сборник. Книга I., М., 2001. сс. 113 - 130. ), топография фольклорная стремится описать всю совокупность церковных и традиционных инфраструктур географического пространства деревни. Сюда входят как церкви, места, отмеченные часовнями, каменные кресты, так и места, к которым привязаны былички, рассказы о всевозможной нечисти, местные топонимы и пр. Для описания систем часовен и почитаемых объектов в сельской местности более корректным кажется термин сакральная сеть. Таким образом для объекта научного изучения в условиях сельской местности мы выделяем:
а) Сакральную сеть - как систему почитаемых объектов и маркеров пространства и
б) Фольклорную топографию - как всю совокупность духовных инфраструктур географической местности.
Всё же отличие сакральной топографии от фольклорной во многом условно и зависит скорее от характера собранного материала для той или иной местности, чем от теоретических предпосылок. Материалы по фольклорной топографии как элемент культурного ландшафта органично присоединяются к изучению традиционной культуры деревни.

Этнографическое изучение поселений Изборско-Мальской долины позволило выявить структуру внутренних связей, образованных между ними в процессе обживания этого микрорегиона. В результате перед нами предстала насыщенная смысловая и сложно организованная картина микрорегиона как следствие взаимодействия традиционного народного и церковного взглядов на окружающий мир и его свойства. В отличие от региона среднего Помостья, где каждая деревня обладает сильными индивидуальными чертами и разнообразной сакральной сетью, деревни севера Псковской области предстают более однообразными в отношении религиозного быта. Они в большей степени были ориентированы на приходские центры в силу небольшой удаленности от них (по сравнению с деревнями по р. Мсте, где нередко старожилы не могут вспомнить своей приходской церкви) и меньших размеров прихода. Усиление роли приходов происходит при продвижении к югу области – в Невельском районе главным идентифицирующем локальным признаком является именно принадлежность к тому или иному приходу – кусты деревень именуются Спасовщина (Спасский приход), Никольщина (по ц. Св. Николая), Егорьевщина (по ц. Св. Георгия) и т.п.

Выделяется несколько уровней "общности" деревень микрорегиона: каждая деревня, представляя собой уникальный и неповторимый целостный мир, входит в приходскую и административную системы, а так же охватывается влиянием близлежащих крупных центров. Привлекает внимание то, что при большой роли приходских церквей и праздников присутствует четкое разделение между церковными обрядами и обиходными народными практиками, которые практически не включают в себя христианские (церковные) элементы. Эта тенденция так же усиливается к югу области. В Новгородской области для местного фольклора и святынь “народного православия” характерно большее смешение, причудливый синтез народного и церковного элементов практически во всех сферах жизни и культуры.

Деревни, в где проводилась работа, сгруппированы вокруг двух доминант долины - Изборска и Мальского монастыря, которые в первую очередь имеют значение как центры приходов. При этом чем ближе к приходу располагалась деревня, тем менее разнообразным был её религиозный быт, на что указывает такой характерный показатель как отсутствие собственной часовни. Жизнь таких деревень подчинялась ритму жизни прихода. Так, Нижний Крупск делился на две части, одна из которых называлась Соборской, а другая Богородицкой, в зависимости от того, какого прихода были жители - Никольского собора или церкви Рождества Богородицы в Изборске. Один из праздников, почитавшихся в этой деревне - Никола, является своеобразным идентификатором приходской принадлежности, второй праздник - Снетогорская (Снетогорской иконы Божьей Матери), местный.К службам в окрестнх часовнях, находящихся в сфере веденияизборских приходских священников местные жители прибегали ситуативно: к Успенской часовне на поле в Егория (6 мая н. ст.) гоняли скот, где его святил батюшка и "скотинкам молебен служил", а к Илье Мокрому (достаточно удаленному от Нижнего Крупска) традиционно ходили в случае засухи: "Собор весь пойдет, и Богородицка [части - Е.П.], а народу! - прямо не знаешь сколько! И вот там послужат, Боженьке помолятся и пойдет в другой день дождь". [1]

Точно так же и в деревне Конечки, где Илья был местным праздником, к этой часовне ходили только в засуху, отмечая праздник в гулянием в деревне.

Примерно такая же ситуация сложилась в Мальском приходе - в деревнях Рогово и Захново, наиболее близких к Малам, главными праздниками называли Мальское (1е воскресенье после Петра и Павла) и Онуфрия Мальского (25 июня) и никогда не имели своих часовен. Однако рядом с этими деревнями сохранились археологические памятники, нашедшие отражение в местном фольклоре - это Гарадачек (городище) примерно в 2-х км. севернее Захново и жальничный могильник у д. Рогово. Городище в Захново отмечено традиционными для Псковщины легендами о провалившейся церкви и волшебном кладе: "Вот говорили что там клад кто-то нашел. Бабушка вот рассказывала что вот там клад, и одна женщина…гроза была…и вот там яма раскопан какая-то, и она влезла туда, чтобы от дождя…и была в поршнях, и в поршень ввалилася золотая монетка…

Тут было дело, что наш один тракторист поехал, захотел поднаживиться и взял, подкопал сосну, и выдернул трактором, а там гад лежит…Смеемся: може золотой лежит, надо было его забить". [2]

Что касается жальника, то он в данный момент представляет собой небольшую рощу с деревянным крестом в ней, поставленном в память о погибшем под Ригой в начале Великой Отечественной войны местном жителе - его мать ходила на жальник и ухаживала за крестом в память о сыне. Характерно, что по преданию в могильнике также похоронены погибшие в какой-то старой неопределенной войне - это сближает его с жальниками новгородчины - мифическими "великанскими кладбищами", и сопками - "литовскими могилами". Перечисленные выше деревни настолько "срослись" в своей жизни с приходскими центрами (особенно дд. Нижний Крупск и Конечки) и настолько повторяют их как образец в организации праздничного годового круга, что фактически стали "пригородами" Изборска и Малов. Наиболее своеобразными и интересными оказались поселения, расположенные на границе приходов, жизнь в которых менее определялась центром - деревни Брод, Вастцы и Гнилкино.

Деревня Брод расположена посередине между Малами и Изборском, внизу ложбины, в отличие от других деревень, которые занимают гребень её.

Помимо основных православных праздников, в деревне отмечали свой местный – Анастасию (11 ноября). Происходило это в часовенке, стоящей у южного конца поселения; в этот день из Изборска приезжал священник и проводил службу, после чего начинались трехдневные гуляния. В остальное время в часовенку не ходили: в неё, как это характерно для часовен Псковской области, ставили покойников до похорон. В часовне сейчас находится небольшой каменный крест; никаких поверий, связанных с ним, не зафиксировано.

В д. Брод существует родник, так называемый Шурнов ключ, который признается целительным от глазных болезней. Этот родник связывается с именем Матвеюшки Болящего, местным праведником, который жил во второй половине XIX – нач. XX в. в д. Малы [3]: "Ихняя бабушка или прабабушка худо видела, вообще слепая. Тогда Матвей Болящей сказал… Она приходит, она ему рассказывает. Он говорит:"В чем дело?" - "Да вить всё хорошо, глаза-то у меня худо видять, только что меня привели. Вижу так, недалеко и всё, а так я, говорит, не вижу, чтобы так идти куда…" А он и говорит:"Знаеш что сходи помойся там и там, есть такой колодец, ключок, и вымоисся. Только вить иди когда… до заката, перед закатом солнца, три разка сходи, помойся." - Матвеюшка Болящий посоветовал, да? Мальской? - Да. И вот она сходила - и всё. Стала видеть как надо. - Три разка это в смысле три дня? - Да, три вечера, вечерком перед закатом солнца, пока солнышко не закатилось… И все у нас так лечились…"[4]К роднику ходили и жители окрестных деревень – дд. Вастцы, Нижний Крупск. В Малах и Изборске родник в Броду не фиксируется, видимо, из-за наличия собственных целебных источников воды при церквях.

В деревне Вастцы “своими” праздниками считалось Успенье (28 авг. н. ст.) и оба Николы, которого “припразднывали”. В этой деревне так же была своя часовенка – после того, как она сгорела, в 1970-х гг. на её место поставили сруб от бани, из которого сделали новую часовню. Размеры её настолько малы, что там с трудом может поместиться 2 – 3 человека. Часовня эта стоит на жальнике с двумя большими каменными крестами, ещё один небольшой крест находится в самой часовне.

Сложный географический ландшафт, окружающий эту деревню и обилие археологических памятников в округе притягивали к себе различные легенды. Кроме того, естественные и искусственные формы рельефа активно использовались местными жителями в повседневной жизни деревни.

Легенды группировались около жальника, расположенного уже за деревенской околицей к югу, у Блиновой рощи на берегу Изборского озера. Этот жальник традиционно для Псковской обл. связан с “провалившейся церковью” и заколодованным кладом, который безуспешно попытался извлечь местный пастух: ”…идти в Изборск, вот туда,там такой кружок, кусты…там, говорят, была церковь. Церковь эта то-ли провалилась, то ли что…-В землю ушла? – Да, говорили. И там крест вот такой, как вот в нашей часовне, маленький, вот. Не знаю, стоит он, или куда унесенный, вот здесь сразу внизу… Я помню, мой брат ходил в поле, к богатым нанявшись, у них там 7 или 9 коров было, его попросили попасти богатым…Он рассказывал мне историю – говорит, рыл- рыл, рыл- рыл,говорит – какая-то банка быа белая – до банки дорылся. Коровы-то легши были, вот он там и копался. Баба-то старенькая принесла ему есть, кричит: ”Коля! Коля! Иди, ешь блины, пока не остыли.” Баба как крикнула – банка как провалилася. Все говорили – взял бы скорее клад – там, наверное, клад бывше. А может в глазах показалось… ”[5]

Сама Блинова роща (названа так по хутору семьи Блиновых из д. Вастцы) была местом, где жители всех окрестных поселений (в том числе и Изборска) собирались отмечать Иванов день.

Около деревни находятся две большие насыпи, называемые “Городок” – эти холмы служили местом проведения праздников, в первую очередь, Мальского. Само гуляние проходило на поле перед Городком: “Приходили гулять, приходили так, что от нас, и до самой горы народ… просто вплотную народ, и ходили взад-вперед…А женщины, которые вот уже в возрасте,все на гору усядутся, и сидят смотрят”.[6] Там же “жгли масло” в масленицу и костры на Иванов день, пели песни и катались с Городца “на долгий лен”.

Деревня Гнилкино, по-видимому, наиболее своеобразная из всех деревень изборско-мальской долины. В первую очередь обращает внимание её топография – поселение имеет круговую планировку с площадью посередине, ныне заболоченной и заросшей, а в свое время представлявшей площадку для общих собраний и гуляний в праздничные дни. На одном из краев этой площади стоит большой каменный крест на жальнике, который выполняет функции часовен в других деревнях. Около этого креста проводил службу священник в деревенский праздник; тогда крест украшали лентами, около него ставили свечки. Видимо, наличие креста повлияло и на выбор местного праздника – Воздвижение (27 сентября н. ст.), тогда крест тоже украшали летами, цветами и полотенцами. К кресту собиралась деревня и в Прощенное воскресенье, заканчивающее масленичные гуляния – в этот день все местные и гости просили друг у друга прощение. В Гнилкино ещё осталась в памяти смена местного праздника, что представляет немалый интерес, т.к. этот процесс в большинстве случаев скрыт от исследователей. Эта деревня принадлежала к приходу Никольской церкви Изборска, соответственно, местными праздниками был Николин день (зимний и весенний). Но после падежа скота местные жители стали праздновать Воздвижение, а приходской праздник, Никола, ушел на второй план, хотя тоже продолжал считаться своим. Таким образом произошло “узнавание” нового праздника, “предназначенного” для этого места и этой деревни.

По местной легенде, под этим крестом похоронен какой-то князь. Крест на жальнике в д. Гнилкино отчетливо показывает условность функциональной классификации крестов (поклонный, памятный, намогильный), соединяя в себе фактически все три функции (к ним прибавляется ещё и функция часовни).

У д. Гнилкино отмечено и место где “пугает”: “Там есть разные призраки…Вот моя жена с Гнилкино, там на хуторе появлялись, издевались…человек идет выпивши – разденется, разуется и спать ляжет на камень, якобы домой пришел.”. Другие призраки подходли у ручья и заставляли прохожего разуваться и прыгать через него.[7]

Вся округа в сакральном плане была объединена масштабным Печерским крестным ходом, о котором у местных жителей сохранились самые яркие воспоминания. Он выходил из Печерского монастыря и возвращался назад после длительного обхода округи.

В пятницу после Вознесенья крестный ход выходил из Печер. Шел он на Печки, с Печков в Сенно все ночевал с Сенна вот к нам в Изборск, вот в одной церкви ночь и в другой ночь с Изборска тогда обратно в Митковицы заходил и с Митковиц в Печер шел. Вы знаете, какая благодать была – прямо как вспомню сейчас, как пели красиво… И на лошадях сзади шли, кто совсем устанет или как, подвозили на лошадях… Подъемна пятница называлась.”[8]

Бывало мама уйдё моя на полную неделю, а то и больше. Вот в Печёры уедет и куда кругом там ходил весь крестный ход, и опять к этой часовенке [Успенской – Е.П.] придё, и придём в Изборск. Полну неделю и дома небыло...”[9]

В процессе длительного обживания округи сформировалась и система местных топонимов: поле Селище у Успенской часовни, где стояли хутора, Лог, Петуново Болото, Гудков Зад, Большое Болото, Славянское и Чудское поле, район Скудельня в Изборске, которые прочно вошли в местную топонимику.

В целом фольклорная топография Изборско-Мальской долины производит впечатление компактного, давно обжитого места, все духовные уровни которого (низшая мифология, святые места, церковная жизнь) наполнены ярким соответствующим содержанием. Хочется отметить её целостность, завершенность, которая производит впечатление произведения искусства, где ничего нельзя ни отнять, ни добавить. Такая сохранность традиционной культуры этого микрорегиона в немалой степени происходит вследствие его позднего присоединения к Советскому Союзу, что произошло только в послевоенные годы. Поэтому его в меньшей степени коснулась борьба с церковью в 20 – 30 х гг. XX в., коллективизация и ломка традиционного уклада, негативно сказавшаяся на сохранности народной культуры других регионов России.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. ПЗА 2002 г., Строганова Зинаида Ивановна, 1923 г. рожд., д. Нижний Крупск Печерсого р-на Псковской обл.

2. ПЗА, 2002 г. Милевская Мария Андреевна, 1929 г. рожд. , д. Рогово Печерского р-на Псковской обл.

3. О Матвеюшке Болящем см. Марков В.С. Изборский праведник. // Исторический вестник, 1906., т. 106.; т.ж. Платонов Е. “Изборский праведник”: сто лет фольклорного жития. // Вторые Санкт-Петербургские этнографические чтения. СПб., 2003.

4. ПЗ 2002 г. Платонов Е., Черноморова А. Махонина Антонина Владимировна,1928 г. рожд., д. Брод Печерского р-на Псковской обл.

5. ПЗА, 2002 г. Светцова Мария Ивановна, 1929 г. рожд. д. Вастцы Печерского р-на Псковской обл.

6.ПЗ Платонов Е., Черноморова А. Амелина Екатерина Ильинична, 1926 г. рожд. д. Вастцы…

7.ПЗ 2002 г. Платонов Е., Черноморова А., Маяк Александр Иванович, 1932 г. рожд. д. Захново Печерского р-на Псковской обл.

8.ПЗ 2002 г. Платонов Е., Черноморова А. Амелина Екатерина Ильинична…

9. ПЗА 2002 г., Строганова Зинаида Ивановна, 1923 г. рожд., д. Нижний Крупск Печерсого р-на Псковской обл.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский