РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Побединский В.С. Традиции и особенности культовой архитектуры на территории Ивановской области. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.temples.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2011 г.

 

 

В.С. Побединский

Традиции и особенности культовой архитектуры

на территории Ивановской области

 

Территория современной Ивановской области, образованная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1929 г., объединила районы трех губерний - Владимирской, Костромской и Ярославской. Подобное соединение трех крупных историко-культурных регионов, обладавших своеобразными местными традициями, обусловило богатство и разнообразие художественного наследия Ивановской области. Эта территория не пострадала от военных действий, чем объясняется значительное число памятников архитектуры, сохранивших не только объемную композицию и фасадный декор, но во многих случаях и убранство интерьеров, в том числе многочисленные фрагменты стенописей и сравнительно большое количество иконостасов 18-19 вв.

Обращаясь к прошлому, следует отметить, что заселение славянскими племенами территории Ивановской области начинается здесь с 9 в., а "окняжение" этого края относится лишь к рубежу 12-13 вв. Этим объясняется сравнительно позднее возникновение городов на данной территории. В 10-11 вв. огромные лесные массивы на территории нынешней Ивановской области являлись окраинными землями Киевского государства, а со времени феодальной раздробленности принадлежат Ростово-Суздальскому княжеству. К этому периоду относится образование здесь первых городов. Укрепленные городки - крепости прежде всего появляются на берегах Волги. Самыми ранними из них были Плес (1141 г.) и Юрьевец-Поволжский (1225 г.) и, упоминаемые в "Списке русских городов дальних и ближних", составленных в конце 14 в.

Одновременно с образованием городов на территории области появляются первые монастыри. Самым ранним из них можно считать Святоозерскую пустынь (Фото 1), основанную в кон. 14 в. и позже преобразованную в Святоозерский Спасский Сенегский монастырь (с. Мугреево). В 15 в. возникают Знаменский монастырь в Лежневе, Николо-Шартомский (Фото 2) и Тихонов Лухский монастыри. К сожалению, мы не имеем возможность судить об их первоначальном архитектурном облике, так как монастырские постройки в этом богатом лесе крае сооружались из дерева и лишь впоследствии были заменены каменными.

Ивановская область. Южский район. Мугреевский. Святоозерская пустынь. Фотография.
Фото 1
Святоозерская пустынь

Ивановская область. Шуйский район. Введенье. Николо-Шартомский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Церковь Преображения Господня. Фотография.
Фото 2
Николо-Шартомский монастырь

Иваново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Иконы Божией Матери Казанская. Фотография.
Фото 3
Успенская церковь в Иванове

Ивановская область. Гаврилово-Посадский район. Сербилово. Спасо-Кукоцкий монастырь. Собор Преображения Господня. Фотография.
Фото 4
Спасо-Кукоцкий монастырь

В возникающих поселениях, естественно, строились бревенчатые храмы. Различные в типологическом отношении, клетские, шатровые, трех- и пятиглавые, они имели разную композицию - с трапезной, прирубами по сторонам, папертями, у некоторых были шатровые колокольни. В Юрьевце, например, располагалось 17 деревянных церквей. Абсолютное большинство деревянных храмов не дожили до нашего времени. Однако, два храма все же уцелели. Это построенные на рубеже 17-18 вв. деревянные храмы Успения (Фото 3) в Иванове и Воскресения в Билюкове (перевезена в Плес). Это единственные дошедшие до наших дней образцы клетских церквей, некогда широко распространенных на всей территории современной Ивановской области. Простые по композиции, рубленные "в обло" храмы практически не имеют фасадного декора. К их особенностям следует отнести высокие клинчатые кровли, свойственные клетским храмам Верхневолжья.

Самые ранние дошедшие до нас каменные памятники древнерусского зодчества на территории нынешней Ивановской области относятся к сер. 17 в. и связаны с монастырским строительством. Это можно объяснить отсутствием на данных окраинных землях крупных городов, имевших, как правило, каменный собор или храм в княжеской резиденции. Уже первые из сохранившихся каменных сооружений - крупные пятиглавые монастырские соборы - демонстрируют различия в архитектуре южных и северных районов.

Соборы Николо-Шартомского (1649) (Фото 2) и Спасо-Кукоцкого (1673) (Фото 4) монастырей, наиболее архаичные по формам, связаны с зодчеством владимиро-суздальских земель. По своей структуре это четырехстолпные храмы. Их фасады расчленены лопатками на три одинаковых прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Регулярно расположенные арочные окна в соборе Спасо-Куцкого монастыря декорированы скромными наличниками-рамками, а в Николо-Шартомском - лишены убранства и помещены в глубокие ниши.

Ивановская область. Тейковский район. Золотниковская Пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Фотография.
Фото 5
Золотниковская пустынь

Ивановская область. Лухский район. Тимирязево. Никольский Тихонов монастырь. Церковь Воздвижения Честного Креста Господня. Фотография.
Фото 6
Воздвиженский собор в Тихоновой пустыни

Ивановская область. Лухский район. Лух. Церковь Воскресения Христова. Фотография.
Фото 7
Воскресенская церковь в Лухе

Ивановская область. Шуйский район. Дунилово. Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь Иконы Божией Матери Казанская. Фотография.
Фото 8
Благовещенская церковь в Дунилове

Одним из наиболее оригинальных в конструктивном отношении памятников 17 в. является Успенский собор Золотниковой пустыни (1651) с нарядным фасадном декором, характерным для ростово-суздальских храмов этого периода (не сохранился) (Фото 5).

Воздвиженский собор Тихонова Лухского монастыря (1679) (Фото 6) и Воскресенская церковь в Лухе (1860) (Фото 7) находятся в русле иной архитектурной традиции. Это двустолпные храмы, центральные главы которых поставлены между столбов, а боковые опираются на взаимно перпендикулярные арочки в угловых частях свода. Такая система использовалась на севере - в вологодских и костромских землях. Менее регулярные фасады имеют характерный для костромских храмов развитый декор, наиболее колоритными элементами которого являются широкие карнизы с поребриком, мелкими нишками и зубчиками и нарядные "наборные" наличники, завершенные перспективными кокошниками и трехрогими коронами. Близка этим храмам Благовещенская церковь в Дунилове (Фото 8).

По-иному проявляются региональные черты в сравнительно редких по типологии двухэтажных храмах. Преображенская церковь в Кинешме (1694), выстроенная костромскими мастерами, - двустолпная, со световой главой между столбами. Характерная черта объемной композиции подобных памятников в приволжских районах - объединение верхнего и нижнего храмов в едином объеме с равными по размерам апсидами.

Ивановская область. Тейковский район. Тейково. Церковь Илии Пророка. Фотография.
Фото 9
Ильинская церковь в Тейкове

Ивановская область. Приволжский район. Прудское. Спас-Березники. Церковь Христа Спасителя. Фотография.
Фото 10
Церковь Христа Спасителя в Спас-Березниках

Ивановская область. Шуйский район. Дунилово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Всех Святых. Колокольня. Фотография.
Фото 11
Покровская церковь в Дунилово

Ивановская область. Комсомольский район. Писчугово. Церковь Преображения Господня. Фотография.
Фото 12
Преображенская церковь в Писчугово

В 1699 г. возведен единственный сохранившийся в области храм "иже под колоколы" - церковь Ильи Пророка в Тейкове (Фото 9) - небольшой двусветный одноосный четверик с граненой апсидой и миниатюрной трапезной, завершенной высокой шатровой колокольней. В фасадный декор, также характерный для владимиро-суздальского зодчества, введены изразцы.

В последней четвери 17 в. складывается самый распространенный на территории области тип храмов, представляющий собой двусветный бесстолпный четверик, увенчанный одной или пятью главами. Существует несколько вариантов этой композиции, различающихся в основном формой венчания.

Наиболее часто встречаются храмы с четырехскатным покрытием или кровлей, уложенной по своду. Самый ранний из них - скромная одноглавая церковь Воскресения в Толпыгине (1670) - архаична по формам. Двусветный четверик, перекрытый поперечным лотковым сводом, скупо декорирован угловыми огибающими лопатками, узким карнизом с пояском поребрика и наличниками-рамочками с полуциркульным завершением. Более нарядные формы имеет церковь Христа-Спасителя в с. Спас-Березники (1682). Ее широкий карниз усложнен поясами зубчиков, поребрика и маленьких квадратных филенок с круглыми углублениями (Фото 10). Кокошники опираются на консольки, карниз над которыми раскрепован. Характерно несоблюдение вертикальных осей первого и второго ярусов, их свободное расположение, свойственное ряду памятников Костромского Приволжья.

Покровская церковь в Дунилове (1704), относящаяся к варианту двусветных пятиглавых храмов, интересна тем, что ее постамент имеет восьмигранную форму и это связано с владимирской архитектурной традицией (Фото 11). Повышенный интерес к венчанию, применение развитого карниза, усложненного зубчиками и городками, оконных наличников с разорванными фронтонами позволяют говорить о проникновении на местную почву стилистики нарышкинского барокко. Влияние зодчества Москвы можно обнаружить также в одном из наиболее ярких и оригинальных образцов нарышкинского барокко в области - Преображенской церкви в Писчугове (1702). Симметричная объемная композиция состоит из центрального объема, увенчанного двумя открытыми внутрь восьмериками со световой главкой, к которому примыкают алтарь и западный притвор, также имеющие ярусные завершения (Фото 12). С той же стилистической традицией связано и появление храмов типа восьмерик на четверике, первый из которых - Успенский собор в Плесе (1699) (Фото 13).

Ивановская область. Приволжский район. Плес. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Фотография.
Фото 13
Успенская церковь в Плесе

Ивановская область. Ивановский район. Тюрюково. Церковь Иконы Божией Матери Смоленская. Фотография.
Фото 14-а
Смоленская церковь в Тюрюкове

Ивановская область. Гаврилово-Посадский район. Мирславль Церковь Николая Чудотворца. Фотография.
Фото 14-б
Никольская церковь в Мирславле

Ивановская область. Пестяковский район. Нижний Ландех. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография.
Фото 15
Рождественская и Троицкая церкви в селе Нижний Ландех

Влияние барокко в полной мере испытало не себе архитектура усадебных храмов и приходских церквей, возведенных по заказу окрестных помещиков в 1750-1800 гг. Преимущественно они строились по типу бесстолпного одноглавого двусветного четверика с граненой апсидой (церковь Смоленская в с. Тюрюково, 1760, (Фото 14-а) или восьмерик на четверике (церковь Николая Чудотворца в Мирславле, 1801) (Фото 14-б).

Наиболее же значительный памятник барокко на территории области - храмовый комплекс в с. Нижний Ландех, в котором главенствует огромный летний храм Рождества Богородицы (1755). Его внутренняя структура продолжает традицию пятиглавых четырехстолпных храмов, а фасадный декор выполнен в стиле, переходном от изысканного плоскостного барокко к раннему классицизму (Фото 15). Стены высокого трехсветного четверика, с крупными арочными окнами, украшенные сильно вытянутыми парными пилястрами, теряют свою материальность, а венчающий карниз, отделенный от лепных коринфских капителей гладкими импостами, кажется парящим в воздухе. Стоящая рядом зимняя церковь Троицы (1785) типа восьмерик на четверике по формам декора ориентирована на Рождественскую (Фото 15).

Подводя итог древнерусскому периоду архитектуры на территории нынешней Ивановской области, можно констатировать, что здесь не сохранилось ни одного памятника, построенного ранее середины 17 в. Причем наблюдается параллельное существование двух архитектурных традиций: костромской, в северных районах области, и владимирской - в южных. Лишь в конце 17 в. здесь начинают ощущаться влияние зодчества Москвы, которое сюда доходит в виде ярусных объемных композиций и декоративных элементов нарышкинского или "московского" барокко.

Ивановская область. Родниковский район. Острецово. Церковь Троицы Живоначальной. Фотография.
Фото 16
Троицкая церковь в Острецове

Ивановская область. Ивановский район. Сидоровское. Церковь Иоанна Предтечи. Фотография.
Фото 17
Предтеченская церковь в Сидоровском

На рубеже 18-19 вв. все ощутимей становится влияние классицизма. Стилистические черты, переходные от барокко к классицизму, прослеживаются в архитектуре церкви Троицы в Острецове (которая отличается очень высоким качеством) (Фото 16). Во владимирских землях первыми памятниками раннего классицизма явились церковь Иоанна Предтечи в Сидоровском (1789) (Фото 17).

К периоду классицизма относится и сооружение большого числа ярусных колоколен, как отдельно стоящих, так и пристроенных к храмам. Среди всех выделяются две отдельно стоящие колокольни храмовых комплексов в Шуе (1810) (Фото 18) и Лежневе (1832) (Фото 19), проектирование которых связывают с именем Я. Маричелли. Следует отметить, что высота колокольня Воскресенского собора Шуи составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м.). А "изюминкой" лежневской колокольни являются четыре циферблата, помещенные в верхнем полуярусе колокольни под куполом. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Примечательно, что часы в настоящее время идут.

Ивановская область. Шуйский район. Шуя. Собор Воскресения Христова. Колокольня. Фотография.
Фото 18
Колокольня Воскресенского собора в Шуе

Ивановская область. Лежневский район. Лежнево. Церковь Иконы Божией Матери Знамение. Колокольня. Фотография.
Фото 19
Знаменская церковь в Лежнево

Таким образом, конец 18 в. ознаменовался распространением классицизма на территории Ивановского края. Причем наряду с культовыми сооружениями, где четко прослеживается та или иная школа, существуют многочисленные храмы, выстроенные местными мастерами, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами более ранних стилей, при этом сказывается влияние местных традиций. В облике храмов могут причудливо переплетаться черты классицизма, барокко и архитектуры посадских храмов 17 в. (церковь Воскресения в Воскресенском Савинского р-на, 1812, (Фото 20).

Ивановская область. Савинский район. Воскресенское. Церковь Воскресения Христова. Фотографии.
Фото 20
Воскресенская церковь в Воскресенском

Ивановская область. Южский район. Церковь Преображения Господня. Фотография.
Фото 21
Преображенская церковь в селе Преображенское

С середины 19 в. в русской архитектуре наступает новый этап, связанный с распространением эклектических течений. Основными предпосылками формирования новых эстетических воззрений, отразившихся в строительной деятельности, служил экономический расцвет данного региона, основанный на развитом текстильном производстве, и, как следствие, существование достаточно широкого слоя состоятельных заказчиков - купцов и промышленников, способных поручить проект своего особняка, фабрики, церкви профессиональному архитектору. Это, в конечном счете, становится причиной того, что на большей территории области перестает ощущаться провинциальное запаздывание стиля.

Самые ранние проявления эклектики в этих местах связаны с культовым зодчеством - строятся храмы в "византийском стиле" в духе проектов К.А. Тона и высочайше рекомендованных в качестве образцовых. Например, русско-византийский стиль нашел отражение в архитектуре построенной в усадьбе Преображенское одноименной церкви, где были воспроизведены основные черты православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырехстолпие, членение стен на прясла (Фото 21).

К рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель (Фото 22). Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых в городе. Его фасады, прорезанные сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ.Фото 43Кб
Фото 22
Спаская церковь в Иваново

Ивановская область. Шуйский район. Сергеево. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Фотография.
Фото 23
Успенский собор в Сергееве

Ивановская область. Комсомольский район. Седельницы. Церковь Рождества Христова. Храм Христа Спасителя. Фотография.
Фото 24
Храм Христа Спасителя в Седельницах

Черты этого стиля в разной степени присутствуют в архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1897-1905) (Фото 23), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1905-10) (Фото 24) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иванове и Лежневе.

В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в стиле неоклассицизма, формы модерна оригинально сплавляются с формами русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (Корзино, 1902, (Фото 25).

В начале 20 в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С. Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения (Фото 26). В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.

В 1900-09 гг. в Иванове по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается ансамбль церкви Введения (Фото 27). Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.

Ивановская область. Савинский район. Корзино. Церковь Иконы Божией Матери Казанская. Фотографии.
Фото 25
Казанская церковь в Корзино

Ивановская область. Вичуга. Тезино. Церковь Воскресения Христова. Фотография.
Фото 26
Воскресенская церковь в Вичуге

Ивановская область. Иваново. Введенский монастырь. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Фотография.
Фото 27
Введенская церковь в Иванове

НОВАЯ КАЗАНСКАЯ ЧАСОВНЯ.Фото 1927 г.(10Кb)
Фото 28
Ново-Казанская часовня в Иванове

В 1915-1917 гг. в Иванове по заказу местных промышленников З. Кокушкина и И. Маракушева по проекту видного московского архитектора И.Е. Бондаренко строится Ново-Казанская часовня (снесена в 1927 гг.). Своеобразный храм в неорусском стиле, характеризовался стройностью объема и был увенчан высоким шатром, облицованного зеленой черепицей, который завершала главка удлиненной формы. Аналогичные, но меньшие по размеру главки венчали углы четверика. Слегка скошенные стены зрительно увеличивали высоту здания. Крыльцо, служившим входом, был изящно украшен изразцовым панно (Фото 28).

Следует отметить, что на храмовое строительство на территории области также оказало влияние экономические особенности Ивановского края. Это малоплодородные земли и дешевизна технического сырья (пеньки, льна, шерсти и кожи), что стали предпосылкой специализации в области ремесла и торговли. Промышленное развитие региона способствовало формированию так называемых торгово-промышленных сел, характерных именно для нашей области. Основным архитектурным акцентом торгово-промышленных сел были храмовые комплексы. Традиция постановки рядом двух церквей, зимней и летней, особенно характерная для Ивановской и Владимирской областей, зародилась в 17 в. На протяжении 18-19 вв. первоначальные деревянные храмы почти повсеместно были заменены каменными. Как и в деревянных храмовых комплексах при переведении в камень это объемное противостояние сохраняется. Примером подобного ансамбля может служить комплекс в Дунилове, состоящий из летней Покровской церкви - стройного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней - и небольшой приземистой одноглавой церкви Всех Святых, возведенной рядом в 1743 г. (Фото 8).

Этим обстоятельством также объясняется, что на территории области построено относительно немного приусадебных храмов, потому, что промышленный характер многих сел не способствовал развитию усадебного строительства.

Подводя итог статье можно заключить, что на территории области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются 17 в. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период 19-20 вв., что совпадает с временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков. В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.


Список использованных источников

1.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.

2.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч 2. - М.: Наука, 1999.

3.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.

  

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский