РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Подъяпольская Е.Н. Николо-Пешношский монастырь. В кн.: Памятники архитектуры Московской области. М., 1975. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.peshnosha.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

 

Е.Н. Подъяпольская

Николо-Пешношский монастырь

 

Монастырь Николо-Пешношский основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в. Особенное развитие ого получило во второй половине XVII в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены XVIII в. характеризуется для монастыря упадком хозяйственной деятельности. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 г. упразднен. Учрежденный вновь через два года, монастырь лишь к началу XIX в. получил возможность возобновить строительную активность. Работы этого времени сводятся в основном к перестройкам и искажением древних сооружений. В 1963-1971 гг. отдельные здания ансамбля реставрированы под руководством Н.И.Иванова.

Кирпичный Никольский собор (на схеме) документально не датирован. Постройка его, на основании анализа архитектурных и декоративных форм, может быть отнесена к первой четверти XVI в. Первоначально собор был, по-видимому, двуглавым, поскольку в южной апсиде помещался придел Леонтия Ростовского, к западному фасаду примыкала небольшая каменная паперть. В 1683-1691 гг. паперть была расширена и охватила здание с трех сторон. Собор приобрел четыре малых, крытых черепицей, главы, которые простояли до 1782 г. Архитектурно-художественный облик памятника кардинально изменился в начале XIX в., когда расширенный пристройкой трапезной и новых крытых папертей собор получил классицистическую обработку с чертами псевдоготики. Было возобновлено пятиглавие, увеличены окна, порталы заменены арочными проходами, разобраны западная стена храма и стены придела. В ходе реставрационных работ 1964-1965 гг. древнему ядру памятника в основном возвращены его первоначальные формы.

Крестово-купольный, четырехстолпный, ныне одноглавый храмы с повышенными подпружными арками перекрыт коробовыми сводами. Фасады разделены на три части лопатками без учета положения внутренних столбов, завершаются килевидными закомарами. В основании закомар помещается орнаментальный керамический фриз с двумя рядами иоников, который, очевидно, распространялся на апсиды. Аналогичный фриз опоясывает верх барабана. Лаконизм наружного убранства и утяжеленные пропорции здания сообщают ему суровую монументальность. От пристроек XIX в. у собора осталась лишь низкая трехсторонняя паперть. Ее художественные формы, в том числе портики с муфтированными колоннами, массивны и тяжеловесны. Детали отличаются крупным масштабом и обобщенной трактовкой.

Внутри собор оштукатурен и побелен, пол – из чугунных плит. Иконостас и убранство интерьера отсутствуют.

Восьмигранная колокольня в четыре яруса сложена из кирпича с незначительными вставками белого камня. Два нижних яруса – высокий цокольный и второй, окруженный сводчатой галереей с открытой аркадой, - принадлежат зданию Богоявленской церкви «иже под колоколы» первой половины XVI в. Связанные внутренними лестницами помещения церкви и подцерковья перекрыты купольными сводами, из которых нижний – на распалубках. Единственный западный вход в храм оформлен перспективным порталом с килевидными «дыньками» и несложной резьбой в карнизе. От следующего яруса старой постройки, служившего колокольней, уцелело лишь основание, украшенное, как и цокольный этаж, килевидной архитектурой на консолях. Выше находятся надстроенные в 1793 г. повторяющие друг друга по форме два яруса звона, увенчанные главой на сомкнутом своде с люкарнами. В обработке этих ярусов по возможности сохранены художественные приемы XVI в. Древние части здания реставрированы во второй половине 1960-х гг.

К колокольне примыкает краснокирпичная Сергиевская церковь рубежа XIX-XX вв. (на схеме), поставленная над гробом Мефодия Пешношского вместо прежней каменной, 1732 г.

Архитектура здания с отдельными мотивами древнерусского зодчества служит образцом художественной эклектики. Бесстолпный двусветный одноглавый храм, перекрытый в повышенной средней части глухим куполом, имеет выраженную продольно-осевую композицию, подчеркнутую сильно развитым трехчастным алтарем. Главный западный вход отмечен массивным шатровым каменным крыльцом на фигурных столбах, воспроизводящих формы XVII в. Детали внешнего убранства церкви — спаренные лопатки, развитые карнизы с кирпичным узором, архивольты наличников и т.п. — сильно гипертрофированы, профилировка упрощена до примитивности. Внутренние росписи требуют расчистки.

Сретенская церковь (на схеме) занимает второй этаж старой монастырской трапезной первой половины XVI в., капитально перестроенной в 1812 г. с сохранением древнего подклета. Увеличенное в длину прямоугольное кирпичное здание, завершенное декоративным куполом, получило обработку в стиле классицизма. Пластически разработанные фасады украшены арочными нишами и портиками тосканского ордера на мощных пьедесталах. Шестистолпный зального типа храм перекрыт системой крестовых сводов. Живопись в интерьере и внутреннее убранство утрачены. Вновь облицованный снаружи подклет старой трапезной включает одностолпную палату и примыкающие к ней с востока помещения, соответствующие келарской и церкви. Последние перекрыты вспарушенными крестовыми сводами. Свод палаты на распалубках переложен в XIX в. с сохранением прежней системы.

Надвратная Преображенская церковь над Святыми воротами монастыря сооружена в 1689 г. В монастырской описи 1700 г. она упомянута как "строение новое". Обращенные к реке Яхроме ворота известны с 1623 г. Однопролетные, перекрытые коробовым сводом, они несут бесстолпный одноглавый четверик храма. Фасады его завершены развитым антаблементом с фризом, заполненным декоративными кокошниками. Под поздней штукатуркой местами виден прежний карниз с «бегунцом». Большинство окон переделано в XIX в. Убранство интерьера утрачено.

Новая трапезная выстроена в 1788-1793 гг., ее западное крыло – в 1815 г. Двухэтажное кирпичное здание, лишенное декоративной отделки, не имеет выраженных стилевых черт. Влияние архитектуры классицизма сказалось лишь в применении ложных окон при проработке нижнего хозяйственного этажа. Верхние окна скромно оконтурены кирпичным валиком. Фасады по традиции расчленены лопатками, отвечающими торцам поперечных стен. На второй этаж, занятый обширным, некогда расписанным трапезным залом, ведет парадная лестница с каменным крыльцом.

Больница с церковью Дмитрия Ростовского (на схеме) выстроена из кирпича в 1811-1829 гг. на средства Д.А.Засецкого. Двухэтажный корпус стиля ампир своей симметричной объемно-плановой структурой с церковью на поперечной оси восходит к традиционной схеме монастырских больниц XVII в. Церковь, как центр композиции, выделена в самостоятельный, наиболее разработанный объем, примыкающий к восточному фасаду здания. Небольшой бесстолпный, перекрытый парусным сводом одноапсидный храм увенчан высоким куполом на глухом низком барабане. Боковые фасады с глубокими лоджиями украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Включенная в объем больницы западная часть церкви двухэтажная. Верхнее помещение с коробовым сводом представляет собой хоры, открытые в храмовое пространство.

Планировка больницы, одинаковая в обоих этажах, основана на коридорной системе. Небольшие изолированные сводчатые палаты обращены внутрь монастыря. Внешней западной стеной больницы служит прясло монастырской крепостной стены конца XVII в. Включенное в художественную систему нового здания, оно приобрело его тектонику и стилевые черты: центр западного фасада отмечает шестиколонный портик тосканского ордера на стилобате.

Двухэтажные жилые постройки, стоящие преимущественно в линии монастырских стен с конца XVII по первое десятилетие XIX в. Благодаря серьезным переделкам древних зданий в 1780-1800-х гг. все келейные корпуса приобрели единую, рекомендованную для монастырей «образцовую» планировку. В ее основе лежит секция с центральными сенями и двумя симметричными жилыми ячейками по сторонам, состоящими из двух келий с коридором вдоль задней стены. Столь же единообразна и внешняя, крайне скупая архитектура построек, лишенная каких-либо признаков стиля. Перекрытия в нижних этажах сводчатые, в верхних - балочные.

К 1680-1690-м гг. принадлежат в своей основе Настоятельский (на схеме), Казначейский и Северный братский корпуса. Из них наиболее интересен Настоятельский корпус, имевший некогда деревянный верх с двумя светлицами и наружную лестницу с каменным крыльцом. О характере прежнего убранства корпуса свидетельствуют междуэтажный пояс и окно с пышным наличником в стиле московского барокко на северном фасаде. В нижних палатах остались красивые лотковые своды с распалубками.

Корпус келий в восточной линии ограды создан в 1810 г. на основе Красной башни монастыря и примыкавших к ней построек 1734 г. При переделке здания изменены его планировка, высота этажей, уровень перекрытий. Западный корпус у Спасской башки был выстроен одноэтажным во второй половине XVIII в., перепланирован и надстроен в 1799 г. Кельи в южной линии ограды на продолжении трапезного корпуса поставлены в 1809 г.

Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по первую половину XVIII в. Наиболее древняя западная стена со следами машикулей и боевых амбразур уже в XVII в. оказалась включенной в массив примкнувших к ней жилых и служебных корпусов. Долгое время свободным от застройки оставалось западное прясло северной стены, конца XVII в. Наделенное боевым ходом, машикулями и зубцами, оно носит крепостной характер. Этому пряслу современны проездная Спасская и две из трех граненых башен в западной стене. Начатые между 1685 и 1700 гг., последние закончены лишь в 1734 г. Все башни были трехъярусные со сводами. Их гладкие стены завершены машикулями и в верхнем ярусе нарядно обработаны аркатурой, колонками на углах, поясом ширинок. Внешний фасад Спасской башни дополнительно украшают оконные наличники с килевидным очельем. Венчает башню восьмигранный кирпичный шатер со смотрильней. Поставленный на сомкнутый свод нижней «палатки», он первоначально был окружен открытой террасой. Граненые башни имели тесовое покрытие, на одной из них восстановленное в 1964-1965 гг. Угловая юго-западная башня конца XVIII в., в 1941 г. разрушенная снарядом, воссоздана в пределах нижнего яруса. Прочие стены и две миниатюрные, в два яруса угловые башенки построены в 1730-1734 гг. Лишенные фортификационного значения, они имеют формы обычной ограды. Стоявшая в восточном прясле проездная Красная башня с привратными помещениями, в 1810 г, частично разобранная, вошла в состав выстроенного здесь жилого корпуса.

Конный двор за стенами монастыря с кирпичной периметральной застройкой сохранил два двухэтажных корпуса первой половины XIX в., занятых в свое время жильем, мастерскими и службами. Один из корпусов, выстроенный в 1810 г., скупыми внешними формами и схемой планировки аналогичен другим современным ему жилым зданиям монастыря. Другой корпус, сооруженный между 1839 и 1845 гг., скромными мотивами ампирной обработки перекликается со зданием монастырской больницы.
 

__________________________________
1. Зверинский, I, с. 217, № 404
2. Ильин, с. 252-256
3. Калайдович К.Ф. Историческое и топографическое описание мужского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше. — М., 1880
4. ПАМО, 1, с. 80
5. Руднев В. Историческое описание мужского общежительного монастыря св. чудотворца Николая, что на Пешноше. — М., 1893
6. Тюренкова О.В. «Летопись» Иеронима Суханова — новый источник по истории Николо-Пешношского монастыря // История и культура Ростовской земли: 1992. — Ростов, 1993
7. Холмогоровы, 11, с. 306.

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский